амвон в храме это что такое
Внутреннее устройство храма
Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.
Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.
Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.
Амвон
Амво́н (от греч. ἄμβων — выпуклость, возвышение, край горы) – возвышенный, полукруглый и выдвинутый вглубь храма выступ в середине солеи, напротив Царских врат.
Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. – «амвон»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священниками – проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу.
Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.
Амво́н
Амво́н – (греч. ἄμβων, а́мбон, а́мвон – «выступ», «возвышение»; от гл. InabaInw – «восходить», «подниматься») – особое возвышенное место христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, проповеди и других богослужебных действ.
Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, древний амвон представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и седалище для епископа. Новгородский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г. и оставивший описание столичных святынь, выделяет амвон «Великой Церкви» (Святой Софии Константинопольской), главного соборно-приходского храма византийского христианства («амвон хрустален, Устиниян царь премудростию многою сотвори, всячески украшен»).
Амвон Софии Константинопольской мог стать прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников («амбон велми чуден»). Это единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик («кликали сенодик»). На нем также совершался обряд «Воздвижения креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти» (см. Вход Господень в Иерусалим). Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле!) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают.
В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (против Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся. Здесь дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени.
Согласно авторитетному византийскому литургическому толкованию (XII–XIII в.), «амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лестницу Иакова» (Софрония патриарха Иерусалимского Слово, содержащее всю церковную историю, 4). Тот же символический ряд более подробно развивает последний византийский литургист Симеон Солунский († 1429 г.): престол – гроб, алтарь – гробовая пещера, «посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от дверей гробницы, и возвышается в знамение высоты христианской проповеди, или того, что ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя», – и делает вывод: «Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие» (Разговор о святых священнодействиях, гл. 104).
Лит.: Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994; Куприянов И. К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. Новгород, 1859; Клюканова О. В. Новгородский амвон 1533 года // София. Новгород, 1998. № 4. C. 18–20.
Амвон в храмах
Амвон — возвышение в церкви, полукруглый выступ в середине солеи. Здесь читают Евангелие, произносят проповеди, поют духовные гимны.
Солея — возвышение на одну-две ступени перед иконостасом, занимает всю ширину храма.
Амвон как вид архитектурного искусства
В переводе с греческого «амвон» — горный выступ, восхождение на вершину.
Симеон Солунский — архиепископ Фессалоникийский 15 века. Он писал, что амвон в храме — камень Гроба Господнего, с которого священники и диаконы как ангелы несут благие вести людям в храме. (Источник: 18 глава «Книги о храме» )
Впервые об амвонах упоминали в канонах Лаодикийского собора 364 года. Сведений о них немного. В богатых церквях — например, соборе святой Софии, они были огромными. Иногда амвоны высекали из цельного куска мрамора.
Древнейший пример такого типа — Солунскиий образец, который сейчас существует в виде двух больших кусков мрамора. Если их сложить вместе, будет больше 5 метров. Он имел форму полукруглой башни.
Амвон строили из мрамора, украшали резьбой, золотом и скульптурными мозаиками. Частью солеи он стал только в 17 веке.
Амвон в соборе Салерно, Италия, 1180 год
Солея — место, где находится амвон
Солея — полукруглая площадка перед полом алтаря. Она поднята над основным уровнем церкви. По бокам солеи, на клиросах, стоят певцы или чтецы. В некоторых храмах клироса на солее нет.
Схема алтарной части храма. Обратите внимание — солея занимает всю ширину храма
Практическое значение солеи — удобное возвышение, чтобы вынести Священное Писание. Служитель берет Евангелие из Престола, выносит, пронося по солее, возвращает на место через Царские врата.
Греческий амвон на Руси
На Руси амвоны чаще всего строили по византийским чертежам с 12 века. Сохранился такой древнерусский амвон Софийского собора в Новгороде.
Общий вид амвона 1533 года из собора Святой Софии (Софийский собор) Великого Новгорода до реставрации. Высота — 300 см, окружность — 600 см
Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции.
Он имел вид круглой беседки с одним входом. Подпирал свод колоны, почти в человеческий рост. Был украшен цветами и узорами.
Амвон был построен из дерева, и выполнял множество функций — там пели важнейшие гимны, читали священные тексты Евангелия и Апостола.
На нем проводили сакральный обряд «Воздвижение креста». Сооружение сохранилось до нашего времени, но сейчас посмотреть его можно только в государственном музее Санкт- Петербурга.
Амвон Софийского собора реставрируют в Русском музее в 2014 году
Назначение амвона в храме — место для чтения Библии и Апостола
На амвон встают диаконы и читают книги Ветхого и Нового завета. Почему амвон находится именно в этом месте — на возвышении, вблизи центрального купола?
Дело в том, что именно в этом месте хорошая акустика.
Базилика Святого Климента и Лаврентия в Италии. Она интересна тем, что здесь два амвона — по правой стороне и левой. Один из них используется для чтения Евангелия, другой — для чтения Апостола
Иногда два амвона объединяли в один двухэтажный. Один из таких примеров находится в церкви св. Марка в Венеции.
Они имеют вид большой и маленькой беседки. Иногда к амвону добавляют большие подсвечники, в виде витых колонн и решетки для ограждения.
Собор Святого Марка, 14 век. Двухъярусный амвон
Архиерейский амвон
В первых церквах в средней части храма стоял архиерейский амвон. Иное название — рундук. Он символизировал гору, с которой Иисус Христос говорил свою Нагорную проповедь. Сейчас архиерейский амвон может стоять немного южнее.
Иногда его называли «облачальным местом» — там облачался архиерей. Еще одно название — «уготованное место». Его возвышали согласно статусу священника, в основном на две ступени.
Но когда посвящают архиереев, то рундук поднимают от 4 до 6 ступенек. На этой своеобразной кафедре заканчивали панихиды, молебна, царские часы.
Архиерейский амвон в Свято-Никольском женском монастыре. Отличается от обычного амвона тем, что там есть кафедра
Значение слова «амвон»
2. Устар. Возвышение, подмостки. Вслед за отрядом кирасир ехали сани с высоким амвоном. На нем с открытою головою сидел Пугачев. Пушкин, История Пугачева.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АМВО’Н, а, м. [греч. ambōn] (церк.). Возвышение в церкви перед т. наз. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона. Д.Бднй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
амво́н
1. церк. находящаяся на возвышении перед алтарём площадка в христианском храме, используемая для произнесения проповедей ◆ Амвонные ступени. ◆ Мужиков набралось в церковь — вона! от притвора до амвона. Д. Бедный ◆ Когда на греческий амвон, // Когда на римскую трибуну // Оратор восходил… Баратынский, «Рифма («Когда на играх олимпийских…»)», 1840 г.
2. устар. возвышение, подмостки ◆ Проворными шагами взобрался он на особенно устроенный амвон — и подал знак, что желает произнести стихотворение. Тургенев, «Стихотворения в прозе I. Senilia», 1878—1882 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: несопоставимый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Амвон
Амво́н (от др.-греч. ἄμβων — возвышение) — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Содержание
История
Вероятно, первоначально амвон устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем. Впервые он упоминается в канонах Лаодикийского собора 364 года. С V—VI веков это уже стационарная конструкция внутри византийской церкви, которая располагалась около середины храма и выглядела либо как цилиндрическое возвышение с 2 лестницами по бокам, как в храмах Константинополя, либо как полукруглое в плане сооружение, включавшее небольшие лестницы.
Православная церковь
До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. На Руси они известны с XII века. Единственный сохранившийся русский амвон данного типа происходит из новгородского Софийского собора и хранится в Русском музее.
После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами.
Архиерейский амвон
Образом древнего амвона в Русской церкви в настоящее время является невысокий помост в центре храма, используемый при архиерейском богослужении. Он называется архиерейским амвоном, восходницей, облачальным местом или рундуком. В случаях, предусмотренных типиконом на архиерейском амвоне может устанавливатся седалище — кафедра. По этой причине иногда ошибочно архиерейский амвон называют кафедрой. На архиерейском амвоне епископ находится до входа в алтарь, на нём же происходит его облачение. С архиерейского амвона протодиакон читает Евангелие.
Католическая церковь
Амвоны западных храмов первоначально не отличались от византийских. С XI века здесь появляются двойные амвоны (интересный образец такого амвона сохранился в церкви святого Климента в Риме), расположенные по сторонам наоса: с южной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, с северной — для чтения Деяний и Посланий. На возвышения вели лестницы.
Эти амвоны стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два амвона, и они слились в современную кафедру. В католических и протестантских церквях амвоны обычно заменяются пюпитром.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Амвон» в других словарях:
АМВОН — (греч. ambon, от ambainein восходить). 1) возвышение в церкви перед царскими вратами, с которого читаются евангелие, ектинии и проповеди и на котором облачают архиерея; 2) возвышенное место на площади для служения молебна. 3) в греческих и… … Словарь иностранных слов русского языка
амвон — возвышение, помост, бима Словарь русских синонимов. амвон см. помост Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
АМВОН — муж., греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; | в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; | возвышение среди… … Толковый словарь Даля
АМВОН — (от греч. ambon возвышение) в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие … Большой Энциклопедический словарь
АМВОН — АМВОН, амвона, муж. (греч. ambon) (церк.). Возвышение в церкви перед т.н. царскими вратами, ведущими в алтарь в православной церкви. «Мужиков набралось в церковь вона! от притвора до амвона.» Д.Бедный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
АМВОН — АМВОН, а, муж. Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с к рой произносятся проповеди. | прил. амвонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят… … Официальная терминология
Амвон — (греч. восходить) выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Пр … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АМВОН — [греч. ἄμβων возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек рых богослужебных текстов, произнесения проповедей. Устройство Наиболее раннее употребление… … Православная энциклопедия
АМВОН — место в христианском храме, с которого читаются библейские тексты, произносятся проповеди и ектеньи. Большинство исследователей считают, что амвон это глагольное существительное, происходящее от греческого глагола «анабайно» «восходить». При… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия