анапест это что такое в литературе
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворные размеры
Условные обозначения
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/
Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/
Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __
Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:
В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __
Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __
Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Стихотворные размеры
Как определить стихотворный размер?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
Занятие 34. Размер стиха
Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:
Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):
В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).
Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.
Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)
Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.
Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
(пример пятистопного дактиля.).
А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:
В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)
Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:
Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)
Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)
Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.
Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.
В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).
Графическое изображение десяти размеров стиха:
ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:
1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.
Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.
Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…
В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.
Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев
ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»
Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин
Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов
«Неповторимая дней благодать. «
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Анапест
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стихотворный размер | |
---|---|
Двухсложные | |
˘ ˘ | пиррихий, дибрахий |
¯ ˘ | хорей |
˘ ¯ | ямб |
¯ ¯ | спондей |
Трёхсложные | |
˘ ˘ ˘ | трибрахий |
¯ ˘ ˘ | дактиль |
˘ ¯ ˘ | амфибрахий |
˘ ˘ ¯ | анапест, антидактиль |
˘ ¯ ¯ | бакхий |
¯ ¯ ˘ | антибакхий |
¯ ˘ ¯ | кретик, амфимакр |
¯ ¯ ¯ | Молосс |
См. основную статью для четырёхсложных. |
Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος «отражённый назад; обратный »); менее распространено ударение анапе́ст (соответствующее нем. Anapä́st ) — трёхсложный стихотворный размер.
В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких слогов и одного долгого.
В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и третьего ударного слога.
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).
Анапест: стихотворный размер и примеры анапеста в стихах
Анапест – стихотворный размер из трех слогов, последний из которых является ударным. Предпочитавшие двусложные ямб и хорей Пушкин и Лермонтов почти не использовали анапест в своем творчестве, однако, начиная с середины XIX века, он укрепляется в русской поэтический традиции, достигнув к XX достаточно широкого распространения. Анапест часто используется в современных песнях: как самостоятельно, так и в качестве составного элемента комбинированных стихотворных размеров.
Происхождение термина
Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова «ἀνάπαιστος», означающего «отраженный назад», другими словами – обратный. Чему? Дактилю. Интересно, что в английском языке есть даже соответствующее альтернативное название анапеста – «antidactylus».
В русском литературоведении встречается вариант произношения термина с ударением на последнем слоге – анапе́ст. Это уже сказывается влияние немецкого «Anapä́st».
Как устроен анапест
Порядок трех слогов в стопе анапеста таков: безударный – безударный – ударный. Схематически это выглядит как UUÚ| UUÚ| UUÚ| UUÚ, например:
О, весна́| без конца́| и без кра́ю —
Без конца́| и без кра́|ю мечта́!
(А. Блок)
Из-за того, что строка анапеста оканчивается сильным слогом, то есть является восходящей, рифма в нем обычно более сильная, звонкая. Стихи, написанные анапестом – это движение, порывистость, стремительность. Они вызывают ощущение окрыленности либо восторженности, поскольку интонация постоянно устремляется вверх.
Разновидности анапеста
Как и остальные виды стихотворных размеров, анапест можно разделить на несколько типов по количеству стоп (трехсложных элементов), использованных в одной строке.
Двухстопный анапест
Двухстопный анапест, как и другие двухстопные стихотворные размеры, редок. Встречается как в полномерном виде, так и наращенным:
Восхище́нь|ю не ве́ря,
С темното́|ю – оди́н –
У заду́м|чивой две́ри
Хохота́л| арлеки́н.
(А. Блок)
Вот пример двухстопного анапеста только с мужскими окончаниями:
Погляди́,| как спешу́
Я в поме́рк|нувший са́д
И повсю́|ду ношу́
Я цветка́| арома́т.
(А. Фет)
Трехстопный анапест
Размер гораздо более распространенный, встречается преимущественно с комбинацией женской и мужской рифм:
Я лома́|ю слои́с|тые ска́лы
В час отли́|ва на и́|листом дне́…
(А. Блок)
Характер звучания изменяется в зависимости от положения словоразделов и от «смыслового рельефа».
Трехстопным анапестом написан «Грибоедовский вальс» («Баллада о Степане») Александра Башлачева:
Четырехстопный анапест
Размер используется также довольно часто, с мужскими и женскими окончаниями:
На зака́|те мы вы́|шли к стене́| каранти́на,
Где ора́н|жевый хо́лм| обнажён| и высо́к…
(В. Рождественский)
Вот довольно редкий пример четырехстопного анапеста с наращениями во всех строках:
Сыпняка́|ми, трево́|гами, во́|шью изгло́данный,
По доро́|гам войны́,| от Читы́| до Донба́сса,
Он ходи́л| – мирово́й| револю́|ции по́дданный,
Безымё|нный гварде́|ец восста́в|шего кла́сса.
(А. Сурков)
Четырехстопный анапест иногда «рассекают» цезурой на два двухстопных полустишия, делая левое наращенным на один или два слога. Такими наращениями пользовался И. Северянин, чьи анапесты были прозваны «северянинским» стихом. Пример с односложными наращениями:
Ты ко мне́| не вернёшься // в тихом пла́ть|е из си́тца,
В платье ра́|достно-жа́лком, // как грошо́|вый цвето́к.
А вот у Северянина же наращения в два слога:
В парке пла́|кала де́вочка: // Посмотри́|-ка ты, па́почка,
У хоро́|шенькой ла́сточки // перело́м|лена ла́почка.
Наличие таких наращений в каждой строке придает анапесту симметричность и некоторую монотонность, превращая его, по существу, в идущие друг за другом двухстопные строки.
Нередко четырехстопних вступает в сочетание с трехстопником, например:
До рассве́|та подня́в|шись, коня́| оседла́л
Знамени́|тый Смальго́льм|ский баро́н;
И без о́т|дыха гна́л,| меж утё|сов и ска́л,
Он коня́,| торопя́сь| в Бротерсто́н.
(В. Жуковский)
Четырехстопным анапестом написана песня Владимира Высоцкого «Корабли»:
Пятистопный анапест
Пятистопный анапест менее популярен, хотя и достаточно выразителен. Чаще используется с чередованием рифм:
Канотье́| пробега́|ет, а ве́|чер весе́н|ний сире́нев,
А от Се́|ны так не́ж|но купа́ль|ней пахну́|ло просто́й,
И мальчи́ш|ка-апре́ль,| золоти́с|того мы́|ла напе́нив,
Над соло́|минкой Э́й|феля вы́|дул пузы́рь| золото́й.
(Г. Шенгели)
Анапест в целом отличается не слишком большой предрасположенностью к наращиванию стоп. Он ощущается «длиннее» дактиля и амфибрахия, где ударение встречается раньше – на первом и втором слоге соответственно. В анапесте такого слога приходится «ждать» до третьего гласного. Поэтому пятистопный анапест кажется длиннее такого же дактиля и часто «ломается» на две или на три части.
Пятистопным анапестом написана песня «Место, где свет» группы «Машина Времени»:
Шестистопный анапест
Малоупотребительный вид анапеста, у признанных классиков не встречается. Требует обязательной постановки цезуры после первых трех стоп. С наращениями в левой части размер обретает «размашистость».
Иногда шестистопный анапест разбивают двумя цезурами, делая первые две части наращенными на один или два слога:
Он был ми́|лый и лёгкий, // самоде́ль|ный како́й-то, // из холсти́|ны
и дра́нок,
В перекре́с|тах шпага́та, // с поворо́т|ливой па́рой // многостру́н|ных
колёс…
(Г. Шенгели)
Семи- и восьмистопный анапест
Эти размеры существуют в теории, но на практике почти не используются. В семистопном анапесте обязательна большая цезура, фактически «соединяющая» четырехстопник с трехстопником. То же самое справедливо и для восьмистопного анапеста, представляющего удвоенный четырехстопник:
О далё|кое у́т|ро на вспе́|ненном взмо́рье, // странно-а́|лые кра́|ски
стыдли́|вой зари́!
О весе́н|ние зву́|ки в сере́б|ряном се́рдце, // и твой ска́|зочно-ла́|сковый
о́б|раз, Мари́!
(В. Брюсов)
Анапест в русской поэтической традиции
В стихотворной практике в России анапест появился впервые в XVIII веке у Сумарокова. Для поэтов того времени более характерны были короткие двухстопные размеры, в том числе и анапесты:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
(1759)
В пушкинскую эпоху анапест использовался нечасто. Отдельные стихотворения можно встретить у Жуковского, Дельвига и самого Пушкина. Позже Лермонтов, а за ним Некрасов и Фет открыли анапесту свободный путь в русскую поэзию.
Фет прославился как поэт-лирик, и в его стихотворениях, написанных анапестом, лиричность этого размера чувствуется во всей красе. Мелодия этих стихов задушевна, нетороплива:
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит…
Некрасовский анапест совсем другой – надрывный, трагический, негодующий:
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?
Анапест также преобладает в астрофических, свободных стихотворениях Некрасова.
В дореволюционную эпоху одним из ведущих поэтов, использующих анапест, стал Блок. Он создал много стихов, написанных этим размером, которые напоминают лирику Фета – неторопливую, чарующую, берущую за душу. Из его современников анапест встречался также у Бальмонта, Брюсова, Северянина, А. Белого.
В стихах советских поэтов анапест встречается гораздо реже, как и вообще трехдольники. В качестве примера здесь можно привести Твардовского:
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте…
или же известные строки Вознесенского:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Анапест в современной русской поэзии
Анапест является любимейшим «чистым» стихотворным размером современного русского поэта-философа Данила Рудого, который умудряется писать им стихи самых разных жанров, стилей и эмоциональных конфигураций:
Сжался Свет. Остальное –
Плод научных фантазий.
В притче ветхой о Ное –
Лик наш дикообразий.
Спят дворяне, а слуги
Точат шпоры стальные,
Чтоб дорваться к белуге
Раньше, чем остальные.
Что-то хмурится небо,
И топорщится ют;
У Бориса и Глеба
Нынче тоже не пьют;
Навестил б герцогиней,
Да боюсь под огнём
Их фасад тёмно-синий
Перепутать с Кремлём.
Есть такие, кто мнят: нету разницы в том
Где и как умирать, в землю падать пластом,
Лишь бы только мгновенно, внезапно и вдруг,
Чтоб не чувствовать боли предсмертной и мук.
Мы знакомы давно: нас друг другу представил апрель:
Мы вдвоем были так одиноки в толпе суетливой.
Тотчас мысли мои опьянил поэтический хмель,
Ваш божественный лик озарился улыбкой счастливой.