антрепризные спектакли что это такое
Из жизни антреприз
Для подавляющего большинства российского критиков антреприза была и остается terra incognita. Побеседовав с распространителями билетов и организаторами гастролей, мы выяснили любопытные факты, которые помогают составить карту этой земли.
1. Что такое антреприза
Юридически такой организационно-правовой формы, как антреприза, не существует. Заняться прокатом или выпуском спектаклей может каждый, кто зарегистрируется как ООО, АНО и даже ПБОЮЛ. По данным справочника Театральная Россия, в нашей стране несколько десятков автономных некоммерческих организаций, обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческих партнерств и товариществ на вере, занимающихся выпуском и прокатом спектаклей. Отделить при этом обычную антрепризу от, скажем, Студии Театрального Искусства под руководством Сергея Женовача или студии Саунд-драма под руководством Владимира Панкова (это тоже негосударственные театры) можно только с помощью творческих критериев. Проще всего воспользоваться формулировкой, предложенной одним известным прокатчиком: антреприза — спектакль, выпущенный частным образом, основная цель которого — получение прибыли.
2. Сколько в России антреприз
Подсчитать число антрепризных контор практически невозможно, потому, что они часто меняют названия: существуют под одним именем три года, а потом, когда на них наезжает налоговая инспекция, меняют вывеску. Сохраняют свое имя только самые солидные и стабильные предприятия, основанные бывшими выпускниками РАТИ — ГИТИС вроде Независимого Театрального Проекта Эльшана Мамедова или Арт-партнер ХХI Леонида Робермана и Анны Костюковой. К тому же бывает, что фирма (или несколько фирм) выпускает копродукцию с государственным театром. Спектакль идет под шапкой театра, но до конца не является его собственностью, так как право на него принадлежит каким-то продюсерским фирмам. Это, естественно, не афишируется.
3. Почему в провинции почти нет антреприз?
Фактически они есть. Просто антрепризная продукция в провинции почти всегда делается под грифом государственных театров. А чтобы ездить по городам и весям, директор местного театра может открыть контору Рога и копыта — и она за 10 рублей возьмет его спектакль на гарантию.
4. Репетиционный период антрепризного спектакля
От полутора месяцев до одной недели.
5. Цены
Ценовой потолок — 5000 рублей. Такие цены на билеты бывали у Lady’s Night (Независимый Театральный Проект, режиссер Виктор Шамиров), у Фигаро. События одного дня (Театральная компания Евгения Миронова, режиссер Кирилл Серебренников), у спектаклей Олега Меньшикова (Товарищество 814). Цены на Квартет с Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Валерием Ивченко и Зинаидой Шарко доходят до 3.500 рублей (спектакль режиссера Сергея Пинигина идет под грифом БДТ, но права на него, как говорят, принадлежат театру только частично). Но это все — исключения из правила. Обычно цены на антрепризные спектакли не поднимаются выше 2500 рублей. А опускаются аж до 250. И даже ниже. Распространители билетов рассказывают о некоем полумифическом господине Васине, который продает комплекты билетов со скидкой. За триста рублей у него можно купить билет на антрепризный спектакль, получив в нагрузку билет на Смехопанораму. В афише таких смехопанорам обычно значатся имена давно почивших клоунов.
6. За какое время окупается средняя постановка?
Успешный спектакль может окупиться в ходе больших гастролей (20 спектаклей) в Америке или Израиле. Но бывает и так, что солидный с виду проект с самого начала плохо продается — и после5-7представлений его снимают с репертуара. Если проект не окупился и хозяин не может расплатиться из прибыли за аренду зала, он, как правило, платит свои деньги. Однако даже если он не рассчитался за аренду, в суд на такого горе-продюсера подают редко — это не выгодно и не принято.
7. Кто и куда ездит в России
В основном, на гастроли отправляются так называемые малобюджетные спектакли. Крупнобюджетные, чья гарантийная стоимость600-750тысяч рублей, может принять только большой город. Спектакль же с гарантийной стоимостью120-150тысяч рублей — любой уголок нашей родины. В Москве эти спектакли, как правило, не играются. В них практически отсутствуют декорации, костюмы — из подбора. Кроме того, с крупным спектаклем должны выехать человек тридцать — гримеры, костюмеры, осветители и проч. А обслуживать малобюджетный могут человек восемь. Поэтому приличный спектакль едет в областной центр, а неприличный — в любое место, где есть Дом культуры. Кадка с пальмой заменит декорации, свет будет поставлен кое-как, реквизит перевезут как ручную кладь. Цены на такое зрелище колеблются от 100 до 700 рублей. Выгоднее всего ездить по Сибири, на Украину (Харьков — Киев — Одесса — Днепропетровск — Николаев). Есть еще маршрут: Краснодар — Ростов- на-Дону — Таганрог. В Крым антрепризы стараются не ездить — там слишком бедно. В Сочи по традиции востребована только эстрада. Ездят антрепризы также в Самару, Саратов и Тольятти, но публика там куда более требовательна, так что с тремя чемоданами декораций туда лучше не соваться. Прилично заработать можно на гастролях в Хабаровске и Владивостоке, но чтобы отправиться туда, нужен спонсор, который оплатит проезд и перевозку.
8. Продолжительность жизни антрепризного спектакля
Средний срок жизни крепкой постановки — четыре года. Лет пять подряд самым успешным спектаклем были Lady’s Night. Коллекция Пинтера (театральное агентство Арт-мост, режиссер Владимир Мирзоев) шла с аншлагами и того больше — лет7-8.Сейчас самым успешным является Фигаро. События одного дня. Однако, как считают распространители билетов, и Фигаро (премьера — декабрь 2006), и Lady’s Night (премьера — октябрь 2002) доживают последний сезон — ажиотаж вокруг этих представлений стал падать. По нынешним ценам билеты на них будут продаваться еще максимум год. Потом надо либо снимать спектакли, либо резко снижать цены. Стабильно высоким спросом пользуются спектакли с участием Марии Ароновой — Приворотное зелье, Свободная пара (Арт-партнер ХХI), Маленькие комедии (продюсерский центр Оазис) и другие. Удачным проектом оказался Лунный свет, медовый месяц — режиссерский дебют Татьяны Догилевой (театральное агентство ЛеКур). Очень долго жили питерский спектакль Интимная жизнь с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан и московская Овечка с Инной Чуриковой в постановке Бориса Мильграма, выпущенная продюсером Олегом Березкиным. Другой долгожитель — спектакль Старая дева, поставленный тем же Мильграмом и опять же с участием Инны Чуриковой. Замечено, что практически никто из продюсеров не стремится закрыть спектакль красиво, на гребне успеха. Кроме Олега Меньшикова, который только так и поступает со всеми своими постановками.
Антреприза и репертуарная театральная организация. Чем они похожи и чем отличны? Давайте ответим на этот вопрос вместе, разобрав, что такое театр антрепризы и репертуарный.
Посмотрим теперь на конкретные особенности этой театральной организации.
Особенности антрепризы
Определиться, что такое антреприза, нам поможет и знакомство с ее ключевыми особенностями:
Виды антрепризы
Театры антрепризы разделяются на два типа:
Антреприза в современном мире
В современном мире наблюдается тенденция перехода многих как европейских, так и мировых театров на антрепризную политику. В ряде случаев это не является признаком того, что получение прибыли стало отныне их главной целью.
Во многих странах имела место быть реформа финансирования учреждений культуры. В ходе нее независимые антрепризные театральные труппы стали иметь право на получение дотаций и грантов от государства. Притом правомочием на такую материальную поддержку стали обладать не только актеры, режиссеры, перформеры, продюсеры, но и организации, которые делают возможным создание и демонстрацию спектакля.
Антреприза изнутри
Давайте посмотрим, как выглядит российский театр антрепризы во мнениях тех, кто связан с этой сферой искусства:
Примеры антрепризных театров
Несмотря на такую нерадостную ситуацию, что такое антреприза в России сегодня хорошо известно. Перечислим таковые театры в Москве:
Репертуарный театр
Стационарный (имеющий еще и свое постоянное пристанище) репертуарный театр более всего характерен для нашей страны и государств Восточной Европы. Поэтому мы называем его просто словом театр, без конкретизирующего прилагательного. В других же странах порой большей популярности добивается антрепризное театральное дело, бродвейский театр.
История репертуарного типа театра
Первые театры, которые можно отнести к репертуарным, появились в Англии в XIX веке:
В Российской империи на рубеже XIX-XX столетий работало множество именно репертуарных театров:
К этому числу прибавлялось порядка 300 антреприз и театральных товариществ.
Ключевые отличия
Мы разобрали, что такое антреприза и репертуарная организация театра. Давайте перечислим основные их различия:
Что такое антреприза?
Что такое антреприза?
Понятие антрепризы возникло в европейской культуре в первой половине XVI века, когда стали появляться первые профессиональные театры. Они делились на дотационные (государственные, придворные, их называли еще и казенными) и антрепризные, то есть существующие на заработанные деньги.
Антрепризный коллектив складывался благодаря предприимчивости того, кто его организовывал, собирал труппу, подбирал репертуар. Полученный доход делился поровну.
Одним из первых антрепренеров был французский драматург Ж. Б. Мольер, выступавший как режиссер и актер. Позже антрепризы организовывали известные театральные актеры (Дж. Гаррик, Э. Дузе, Э. Пискатор).
В русском театре антреприза появилась намного позже, лишь в шестидесятые годы XIX века, когда владельцы крепостных театров начали отпускать своих актеров на «отхожий промысел». Из таких актеров сколачивалась труппа, которая переезжала из города в город и показывала зрителям одну и ту же постановку. Большая часть денег поступала хозяину. Постепенно в России появились и первые театральные предприниматели, ими становились актеры или богатые любители театра, меценаты.
До 1882 года антреприза существовала только в провинции. В обеих столицах Москве и Петербурге царили казенные, императорские театры с жесткой репертуарной политикой. Когда же у актеров этих театров появилась возможность выступать в антрепризных спектаклях, они восприняли это как возможность расширения своего творческого потенциала. В антрепризах охотно участвовали ведущие артисты своего времени — М. Ермолова, В. Комиссаржевская, М. Саввина. На провинциальных сценах они играли те роли, на которые не могли рассчитывать на официальной сцене. Они рассматривали свое участие в антрепризе как возможность выхода из состава труппы и творческого общения с актерами других театров.
В Москве в девяностые годы XIX века большой известностью пользовалась Частная опера С. Зимина и театр Ф. Корша. Последний возник как гастрольная труппа, кочевавшая по российской провинции. Позже Корш приобрел в Москве участок земли на Театральной площади и построил здание собственного театра. Репертуар в его театре складывался из развлекательных комедий и переводных пьес, и во многом зависел от вкусовых пристрастий владельца. Антрепренер Н. Синельников видел в антрепризе искусство, но он сумел наладить ритмичную работу великолепных актеров.
Иначе был организован театр К. Незлобина. Он начался с приобретения здания и рекламы. Стремясь к максимальной прибыли, Незлобин привлекал известных актеров, которые должны были сыграть главные роли. Спектакли в его театре ставили ведущие режиссеры того времени. Их имена должны были прежде всего привлекать публику. Ставка на актеров и режиссеров помогала владельцу извлекать прибыль.
В начале XX века из некоторых антрепризных театров складываются профессиональные коллективы: ведущее место среди них сразу же занял Московский художественный театр под управлением К. Станиславского. Возникнув как любительская антреприза на средства собранные несколькими предпринимателями, Московский художественный театр вскоре превратился в высокопрофессиональный коллектив, пьесы для которого писали ведущие драматурги.
После 1917 года, когда театры становятся государственными учреждениями, антреприза перестает существовать. Она возрождается лишь в конце семидесятых годов XX века, когда организуются первые студийные театры (Театр Марка Розовского, Театр на юго-западе). Но проходит еще целое десятилетие, прежде чем появляются настоящие антрепризы, создаваемые как содружество актеров (одним из наиболее удачных является театр «Школа современной пьесы»).
В 1989 году режиссер Л. Трушкин организует «Театр Антона Чехова». Спектакли показываются сначала в Москве, затем труппа ездит с ними по городам России. Обычно Трушкин приглашает ведущих актеров из других театров на конкретные роли. В середине девятисотых годов антрепризные театры открывают некоторые ведущие актеры — Ю. Яковлев, А. Калягин. В них играют известные актеры и недавние выпускники театральных институтов. Только в Москве в конце 1990-х годов работало порядка десятка антрепризных групп, связанных с именами ведущих актеров и режиссеров — «Проектный театр», «Русская антреприза» М. Казакова, «Театр Луны» С. Проханова
В 1990 году появляется сразу несколько коллективов, которые выступают на клубных сценах или в кинотеатрах, арендуя помещение для разовых выступлений. Постепенно они приобретают и собственные залы. Так коллектив под руководством Р. Виктюка работает на сцене Дома культуры имени В. Русакова. Подобные показы идут с минимальным количеством декораций, поэтому практикуются дуэты или трио актеров. Спектакли рассчитываются на определенных исполнителей, замена действующих лиц не предполагается.
Стремление привлечь популярные имена приводит к тому, что в качестве актеров выступают и популярные актеры шоу-бизнеса, чаще других в конце девяностых годов XX века выступали Анжелика Варум, Кристина Орбакайте, Алена Свиридова.
Устроители спектаклей полагают, что имя актера обязательно должно быть на слуху, иначе провинциальная публика просто не пойдет на спектакль. Поэтому и состав актеров антрепризы строго ограничивается, новичок практически не может сюда попасть даже на второстепенные роли.
Постепенно сложилась плеяда антрепризных режиссеров. Кроме упомянутого выше Виктюка, к таковым, в частности, относится П. Фоменко, который постоянно ставит спектакли в других театрах. Известны его работы в Театре имени Е. Вахтангова. В антрепризах также работают известные режиссеры И. Райхельхауз, В. Фокин. Особое распространение получают гастрольные сольные выступления одного актера, программа которого составлена из концертных номеров и фрагментов спектаклей.
Иногда такие выступления используются для обкатки программы, которая позже появляется на сцене как самостоятельное целое. Такие спектакли представляются публике как бенефисные, приуроченные к юбилеям знаменитых актеров. Известен Музыкальный проект Л. Гурченко, в котором режиссер А. Житинкин поставил «Бюро счастья» А. Бородянского.
Отечественные антрепризные спектакли пока ориентированы на запросы непритязательного зрителя, они призваны прежде всего развлекать, но не обучать и воспитывать.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Что такое ФБР?
Что такое ФБР? ФБР, пожалуй, один из самых достопримечательных и самых знаменитых отделов федерального правительства. Федеральное бюро расследований (это его полное название) было основано в 1908 году как бюро в рамках министерства юстиции США.ФБР призвано расследовать
Что такое дым?
Что такое дым? Дым – это результат неполного сгорания отдельных видов топлива. Это означает, что, если бы все топливо сгорало полностью, дыма не было бы вообще.Топливо, в основном, состоит из углерода, водорода, кислорода, азота, небольшого количества серы
Что такое шум?
Что такое шум? Звук порождается механическими колебаниями. Однако для того, чтобы эти колебания стали слышны, они должны происходить в какой-нибудь среде: воздухе, жидкости или твердом теле. Благодаря среде звук может достичь уха слушателя.Звуки отличаются друг
Что такое шум?
Что такое шум? Как считают биологи, шум – это механические колебания воздуха, которые мы воспринимаем с помощью нашей слуховой системы. Восприятие становится возможным, как только они достигнут наших слуховых органов. Эти колебания исходят из различных источников.
Что такое ФБР?
Что такое ФБР? ФБР, пожалуй, один из самых достопримечательных и самых знаменитых отделов федерального правительства. Федеральное бюро расследований (это его полное название) было основано в 1908 году как бюро в рамках министерства юстиции США.ФБР призвано расследовать
Что такое ДНК?
Что такое ДНК? Аббревиатурой ДНК принято обозначать дезоксири-бонуклеиновую кислоту – высокополимерное природное соединение, содержащееся в клетках живых организмов, которое вместе с белками гистонами образует вещество хромосом. ДНК – носитель генетической
Что это такое?
Что это такое? По определению Большой Советской Энциклопедии, сон — это периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего
Что такое чат
Что такое чат Для многих Интернет — окно в мир и незаменимый способ общения. Глобальная сеть предоставляет обширные возможности для этого: вы можете получать и отправлять сообщения в режиме реального времени любому пользователю Сети независимо от того, где он находится
Что такое шок?
Что такое шок? Вы можете получить шок, когда увидите свою оценку за контрольную или станете свидетелем аварии. Но с медицинской точки зрения это не шок. Слово «шок» означает состояние, в котором нарушается деятельность организма. Обычно при этом замедляются идущие внем
Что такое лед
Что такое лед Лед – самая распространенная горная порода в Солнечной системе. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран содержат огромные массы льда, а некоторые спутники планет сложены из него почти целиком. Например, галилеевы спутники Юпитера (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто) состоят
Что такое хорошо и что такое плохо?
Что такое хорошо и что такое плохо? Название стихотворения для детей (1925) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Крошка сын / к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое / хорошо и что такое /
Что такое год?
Что такое год? Год – это интервал времени, за который наша планета полностью обходит свою орбиту вокруг Солнца. Продолжительность года различается в зависимости от того, берется за точку отсчета при его измерении бесконечно далекая звезда или Солнце. В первом случае
Антреприза театральный бизнес
«Entreprise» — «антреприза», «предприятие» — слово, происходящее от французского «entreprendre», что означает «предприниматель», «антрепренер». Галина СТЕПАНОВА
Волна мюзиклов накрыла отечественный театр почти одновременно с волной антреприз, вызвав опасения, что это наводнение может смыть обычный репертуарный театр. Но если мюзикл — явление во многом импортное, приживающееся на нашей сцене с некоторым трудом, то антреприза, несмотря на иностранное происхождение этого слова, появилась в нашем — равно как и в западном — театре с момента возникновения профессиональных трупп.
Антреприза без иллюзий
Эйфория от внезапно наступившей театральной свободы прошла чрезвычайно быстро. Увлеченные творческими идеями талантливые режиссеры и актеры, как правило, не обладают при этом талантами продюсера, а тем более финансиста. Бизнесмены же готовы давать деньги лишь под известные театральные имена и не склонны рисковать, выбрасывая деньги на «сомнительные» эксперименты. В прессе неоднократно рассказывалось о том, как известный театральный продюсер Давид Смелянский, осуществляя свой наиболее интересный проект — постановку «Бориса Годунова» в Святогорском монастыре, имел при этом грандиозный успех, высокий рейтинг и. огромные финансовые убытки.
Различные благотворительные фонды не выделяют деньги на спектакли, так как антреприза и продюсирование считаются коммерческим предприятием. Фонд Сороса, например, помогает театрам, давая деньги только на культурологические проекты, но заявки на продюсирование спектаклей не рассматривает.
Законодательной базы для продюсерской и антрепренерской деятельности в нашей стране не было и нет. Компании по-прежнему не могут, как это принято во многих странах, списывать средства, затраченные на помощь театру, с налогов. До сих пор не принят и закон о меценатстве.
«Антреприза — беда театра»
Если антреприза — это частное коммерческое предприятие, то оно должно производить товар, который нужно выгодно продать. Товаром здесь являются спектакль, актер, который представляет собой своего рода бренд, определяющий привлекательность товара. Освобождаясь от зависимости режиссера репертуарного театра, актер попадает в финансовую зависимость от антрепренера. Антреприза редко дает возможность экспериментировать со своим имиджем, эксплуатируя его легкоузнаваемые штампы. Замечательные, талантливые актрисы Татьяна Васильева и Любовь Полищук кочуют из антрепризы в другую, играя везде одну и ту же роль — самоуверенной, эксцентрически-нагловатой клоунессы-вамп. Режиссер зачастую ограничивается разводкой мизансцен и подбором декораций, от которых требуется прежде всего универсальность и малогабаритность. Один театральный критик так описывает стиль популярного антрепризного спектакля: «Три ширмы, две мелодии, пять тряпок, минимум реквизита. Если что — можно все быстренько свернуть и раствориться в толпе».
Кто и про какой спектакль это пишет — неважно. Театроведы давно предлагают выпустить единую универсальную рецензию на антрепризные спектакли, чтобы потом только вставлять нужные фамилии. Известный московский режиссер Иосиф Райхельгауз называет антрепризу «бедой современного театра». Главный режиссер Театра «Школа современной пьесы» знает, о чем говорит, не понаслышке — на сцене его театра можно увидеть актеров и актрис, постоянно работающих в антрепризах. В том числе тех же Татьяну Васильеву и Любовь Полищук, интересно работающих здесь по «суровым» законам репертуарного театра.
Время от времени антрепренеры запускают в прокат шумные проекты, объявляя о смелых театральных экспериментах, что на поверку оказывается очередной рекламной приманкой. Так антреприза «Независимый театральный проект», выпуская спектакль «Миллионерша» по пьесе Б. Шоу, обозначила его жанр как стеб-шоу, заявляя о новом спектакле как о «мистическом эксперименте», в основе которого лежит восточная суфийская философия. Внимание публики к предстоящей премьере подогревалось с помощью рекламных щитов в метро и растяжек на Тверской, а также объявлением о том, что актеров в спектакле пришлось застраховать от несчастного случая. Надо отдать должное актерам: танцуют они неплохо, но вот с восточными единоборствами, которыми по ходу дела занимаются некоторые персонажи, дело обстоит хуже. Но риска для жизни все же не больше, чем у посетителя рядовой дискотеки.
Действие происходит то в каком-то бункере с узкими иллюминаторами и висящими железными крюками, то на веселеньком желтеньком фоне деревенской гостиницы. Впрочем, действием, в привычном смысле этого слова, назвать происходящее на сцене трудно. Главный режиссерский прием — «монтаж аттракционов» — в данном случае примитивных гэгов. Если героиня моет пол — значит, она должна поскользнуться и упасть. Если на сцене стоит старинный телефон — значит он должен зазвонить знакомым «голосом» мобильника. И так далее. Три часа сорок минут сценического времени зритель пытается, отмахнувшись от режиссерской фантазии, поймать нить сюжета. Героиня-миллионерша Эпифания, расправившись с помощью столь любимых ею восточных единоборств и с мужем-подлецом, и с подлецом-любовником, находит добропорядочного египтянина, не менее лихого единоборца и богатого человека. Эпифания готова выйти за него замуж даже ценой неимоверных жертв: полгода она должна прожить на собственные заработки. Как только в спектакле появляется этот словесно-сюжетный морализм (вероятно, и являющийся искомой восточной мудростью), текст Шоу начинает тормозить и без того затянутое скучнейшее действо. Хотя, быть может, в этом и заключается его главный стеб.
Всем хорошо
Театральная антреприза — явление неоднозначное, в море подделок очень часто встречается и весьма качественная продукция. Одна из популярных московских антреприз — «Театральное агентство «Лекур» — без шумной рекламы и громких «программных» заявлений играет несколько совершенно разных, интересных, профессионально сделанных спектаклей. Один их них — «Мышеловка», детектив Агаты Кристи — последняя режиссерская работа Виталия Соломина (знаменитого отечественного доктора Ватсона).
В основе спектакля — первоклассный детектив с набором интересных ролей, а в почерке режиссера — старая добротная школа Малого театра. Тяжелый коричневый бархат занавесей, драпировок и мягкой мебели превращает гостиную небольшого пансиона в ловушку, в которую невольно попадают все окружающие. Одновременно и в одном месте — в занесенном снегом и отрезанном от внешнего мира доме — собираются незнакомые до этого люди. Где-то рядом совершено убийство, и точно известно, что следующая жертва, а также преступник, находятся среди них. Обо всем этом и других интригующих деталях происшествия сообщает молодой сержант полиции (Илья Носков — восходящая «звезда» телеэкрана, известный всем акунинский Эраст Фандорин), ставший таким же заложником непогоды. О том, кто станет очередной жертвой, зрители узнают в конце первого акта, но вряд ли после этого в антракте кто-то покинет театр, потому что «вычислить» убийцу даже самому проницательному человеку будет очень сложно. В спектакле собрана галерея выразительных актерских работ. Наряду со «звездами» театра и кино (Ольга Машная, Лариса Гузеева, Владимир Долинский, Алексей Булдаков) в нем заняты и молодые талантливые актеры. Но даже на этом фоне выделяется самый экстравагантный персонаж спектакля — миссис Бойл в исполнении яркого острохарактерного актера Владимира Долинского, который вносит в детективное действие необходимую долю юмора и иронии.
Другой спектакль «Театрального агентства «Лекур» — «Кто последний за любовью?» — типичный представитель современного антрепризного театра. Спектакль долго обкатывался на гастролях, прежде чем был представлен московскому зрителю. Недостатки драматургии и режиссуры с лихвой окупаются самоотверженной искренностью и заразительной увлеченностью актеров. И хотя ироничное название спектакля настраивает на игриво-несерьезный лад, перед нами история любви — в меру сентиментальная, в меру драматическая комедия с умеренно счастливым финалом.
Упаковочные коробки с пестрыми ленточками и бантиками, подобно детским кубикам, выгораживают условную комнату с весьма банальным сценическим набором: столик-стулья, кушетка-пуфик. Снять упаковочную мишуру и внимательнее посмотреть на то, что внутри человека — этот несложный режиссерский ход отдает все действие на откуп актерам. Виртуозный дуэт Станислава Садальского и Ларисы Удовиченко разыгрывает старую как мир историю отношений мужчины и женщины.
Главные герои — преуспевающие современные люди. Он любит ее, а она его, но встречаются они только два раза в неделю. И несмотря на его уговоры, она не хочет выходить за него замуж. Нина мстит своему возлюбленному Андрею за то, что он когда-то не принял ее любви. Ее дочь, в свою очередь, тоже одержима идеей мести — она решает отбить у матери любовника и выйти за него замуж. Жестокая интрига оборачивается искренним и неожиданно взаимным чувством. Любимая женщина превращается в любимую тещу.
«Нам хорошо», — упрямо повторяют герои спектакля в особенно трудную для них минуту.
Выходя на поклон, Садальский (в роли Андрея — море обаяния, трогательности и беззащитной детской наивности) несколько раз заставляет объединенный хор актеров и зрителей повторить это заклинание. Правда, сделать это совсем несложно. Ведь зрителям уже хорошо от того, что они просто видят на сцене своих любимых актеров.
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2003 г.
Рекомендуем посмотреть
Финансы
«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений