архитектоника в литературе что такое
Архитектоника
Полезное
Смотреть что такое «Архитектоника» в других словарях:
архитектоника — архитектоника … Орфографический словарь-справочник
АРХИТЕКТОНИКА — (греч. architektonike, от archi старший, и tekton строящийся из дерева). Строительное искусство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИТЕКТОНИКА греч. architektonike, от archi, и tekton, строящий из… … Словарь иностранных слов русского языка
Архитектоника — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А … Литературная энциклопедия
Архитектоника — (от греч. architektonike строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объёмных произведений декоративного искусства.… … Художественная энциклопедия
архитектоника — построение, тектоника, композиция, структура, строение Словарь русских синонимов. архитектоника см. строение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
АРХИТЕКТОНИКА — АРХИТЕКТОНИКА, архитектоники, мн. нет, жен. (от греч. architekton строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение частей, композиция какого нибудь художественного целого (иск.). Архитектоника романа,… … Толковый словарь Ушакова
архитектоника — и, ж. architectonique f. То же, что архитектура. Сл. 18. Возврат от Гофическия Архитектоники, пребывавшия с XIII, по XVI век, к изрядству паки Еллинския Самоначальныя. ТРед. Тилем. 1 с. L. Остатки небольшаго храма, которой бывал украшен по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АРХИТЕКТОНИКА — (от греческого architektonike строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры … Современная энциклопедия
АРХИТЕКТОНИКА — (от греч. architektonike строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры … Большой Энциклопедический словарь
АРХИТЕКТОНИКА — АРХИТЕКТОНИКА, и, жен. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. | прил. архитектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Архитектоника
Архитектоника – особенности построения стихотворения, включающие размер, членение на строки и строфы, виды рифм и рифмовки, особенности композиции, используемые художественные средства и проч. элементы формы. Типичным примером может служить сонетная архитектоника, включающая многочисленные требования к форме классических сонетов (см. Сонет). Простейшая архитектоника наблюдается у большинства поэтических произведений, имеющих вид четверостиший с перекрестной, парной или охватной рифмовкой, с соблюдением правила альтернанса, например:
Пора не думать ни о ком,
А просто жить и наслаждаться.
Быть беспечальным дураком
И околпаченным паяцем.
Пора любить, а не страдать.
И каждый день считать за счастье,
Что солнце скатится опять
В лиловый мрак закатной пасти.
(Дмитрий Шунин «Пора любить»)
В качестве стихотворения, использующего оригинальный архитектонический ход, можно привести, например, такое:
1. Поэт имеет право на бардак
в квартире и на смерч на дне стакана,
поскольку путеводная звезда
благоволит к юродивым и пьяным.
2. Поэт имеет право на минор,
истерики, скандалы и банкеты.
Да, если текст и автор – не одно,
поэт имеет право и на это.
3. Имеет право он менять невест.
3.1 На женихов.
4. Имеет право слова.
5. Не посвящать вот этот глупый текст
Джалилю, Лорке или Гумилёву.
6. Поэт имеет право врать взахлёб.
7. Жонглировать словами.
9. Смотреться, как самовлюблённый жлоб.
10. И не писать. Да. И на это тоже.
11. Во имя правды и забавы для
Поэт имеет право.
И за это
12. Его имеют право расстрелять
Имеющие право не-поэты.
Архитектоника
Полезное
Смотреть что такое «Архитектоника» в других словарях:
архитектоника — архитектоника … Орфографический словарь-справочник
АРХИТЕКТОНИКА — (греч. architektonike, от archi старший, и tekton строящийся из дерева). Строительное искусство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИТЕКТОНИКА греч. architektonike, от archi, и tekton, строящий из… … Словарь иностранных слов русского языка
Архитектоника — (от греч. architektonike строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объёмных произведений декоративного искусства.… … Художественная энциклопедия
архитектоника — построение, тектоника, композиция, структура, строение Словарь русских синонимов. архитектоника см. строение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Архитектоника — АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композиция»), но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они… … Словарь литературных терминов
АРХИТЕКТОНИКА — АРХИТЕКТОНИКА, архитектоники, мн. нет, жен. (от греч. architekton строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение частей, композиция какого нибудь художественного целого (иск.). Архитектоника романа,… … Толковый словарь Ушакова
архитектоника — и, ж. architectonique f. То же, что архитектура. Сл. 18. Возврат от Гофическия Архитектоники, пребывавшия с XIII, по XVI век, к изрядству паки Еллинския Самоначальныя. ТРед. Тилем. 1 с. L. Остатки небольшаго храма, которой бывал украшен по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АРХИТЕКТОНИКА — (от греческого architektonike строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры … Современная энциклопедия
АРХИТЕКТОНИКА — (от греч. architektonike строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры … Большой Энциклопедический словарь
АРХИТЕКТОНИКА — АРХИТЕКТОНИКА, и, жен. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. | прил. архитектонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Архитектоника в литературе — это, примеры
Если вы интересовались литературой всерьез, то вы могли столкнуться с интересной терминологией. Например, что такое архитектоника в литературе простыми словами? Если говорить просто, то это то же самое, что и архитектура. То есть строительство, построение. Правда не зданий или заводов, а художественных произведений.
Архитектоника кратко и просто
Архитектоника в литературе — это соотношение между различными частями произведения. В данное понятие включается грамотное распределение в тексте описаний и диалогов, коротких и длинных абзацев, простых и сложных предложений. И прочее.
В итоге, правильно созданная архитектоника создаёт стиль произведения. Такой стиль может быть общим. Например, стиль любовного романа.
А также он может быть индивидуальным. Например, неподражаемый стиль Пушкина.
Архитектоника в классической литературе
В большинстве классических произведений прослеживается плавная, гармоничная архитектоника. Она подразумевает под собой большое количество описаний, рассуждений.
Диалоги занимают там лишь второе место. Это связано с тем, что большая часть классических шедевров была написана сто и более лет назад.
Тогда темпы жизни людей были куда ниже. И считалось дурным тоном куда-то спешить. Поэтому все шло своим чередом, в том числе и в литературе.
Прорыв в архитектонике текста создал Достоевский. Он сделал собственный стиль психологического триллера.
Его повествование начиналось с середины. Сюжет двигался скачкообразно. При этом части текста всегда были не гармоничны по отношению друг с другом.
При этом сам текст выглядел, болеем чем хорошо. За что писатель и сделался классиком.
Архитектоника сегодня
На данный момент архитектоника в литературе больше направлена на интерес и на соответствие популярным штампам.
Большую часть произведений составляют диалоги. Описания ценятся мало. Чуть более затянутые рассуждения читателю кажутся скучными.
Поэтому сегодня хорошая проза, это живой диалог, немного обрамлённый чем-то ещё. Кроме того, понятие структуры текста вообще применяется мало. Так как книги имеют большое коммерческое значение.
Издательствам куда проще взять неверное по структуре произведение, которое хайпануло в интернете, чем более правильную книгу, но при этом не имеющую финансовую жилу.
Таким образом, данное понятие имеется только в теории. И о нем думают только студенты филологи или журналисты.
Простыми словами
Если говорить проще, то не надо вдаваться в дебри. Ваша книга должна просто быть адекватной, понятной, нормально читаемой.
Если так, то архитектоника произведения априори хорошая. Если нет, то либо вы пишите некий супер неформат, либо творите явно не то.
Не заполняйте свои мозги тяжёлой терминологией. Не пытайтесь стать учёным. Просто пишите для других так, как хотите, чтобы писали для вас. Вот основной архитектонический закон любого жанра.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011
Общее понятие о композиции. композиция и архитектоника
Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника
Понятие «композиция» привычно любому филологу. Этот термин постоянно употребляется, часто выносится в заглавие или в подзаголовки научных статей и монографий. В то же время нельзя не отметить, что он имеет чересчур широкие допуски значения, а это порой мешает пониманию. «Композиция» оказывается термином без берегов, когда практически любой анализ, за исключением анализа этических категорий, можно назвать композиционным.
Коварство термина заложено в самой его природе. В переводе с латыни слово «композиция» означает «составление, соединение частей». Проще говоря, композиция – это способ построения, способ сделанности произведения. Это аксиома, понятная любому филологу. Но, как и в случае с темой, камнем преткновения оказывается следующий вопрос: построение чего должно нас интересовать, если мы говорим об анализе композиции? Проще всего было бы ответить «построение всего произведения», но этот ответ ровным счетом ничего не прояснит. Ведь в художественном тексте построено практически все: и сюжет, и характер, и речь, и жанр, и т. д. Каждый из этих терминов предполагает свою логику анализа и свои принципы «построенности». Скажем, построение сюжета предполагает анализ типов сюжетостроения, описание элементов (завязка, развитие действия и т.п.), анализ сюжетно-фабульных несовпадений и др. Мы подробно говорили об этом в предыдущей главе. Совершенно другой ракурс анализа «построенности» речи: здесь уместно говорить о лексике, о синтаксисе, о грамматике, о типах связей текста, о границах своего и чужого слова и т.п. Построение стиха – это еще один ракурс. Тогда нужно говорить о ритмике, о рифмах, о законах построения стихового ряда и др.
Чтобы убедиться в наличии проблемы, достаточно сравнить разделы «Композиция» в пособиях разных авторов. Мы легко увидим, что акценты будут заметно смещены: в одних случаях акцент ставится на элементах сюжета, в других – на формах организации повествования, в третьих – на пространственно-временных и жанровых характеристиках… И так почти до бесконечности. Причина этого заключается как раз в аморфности термина. Профессионалы это прекрасно понимают, однако это не мешает каждому видеть то, что он хочет видеть.
Едва ли стоит драматизировать ситуацию, но было бы лучше, если бы композиционный анализ предполагал какую-то понятную и более или менее единую методику. Думается, самым перспективным было бы видеть в композиционном анализе именно интерес к соотношению частей, к их взаимосвязям. Другими словами, анализ композиции предполагает видеть текст как систему и имеет целью понять логику взаимосвязей ее элементов. Тогда действительно разговор о композиции станет осмысленным и не будет совпадать с другими аспектами анализа.
Таким образом, композицию можно определить как способ построения художественного текста, как систему отношений между его элементами.
Композиционный анализ – достаточно объемное понятие, касающееся разных сторон художественного текста. Положение осложняется еще и тем, что в разных традициях существуют серьезные терминологические разночтения, причем термины не только звучат по-разному, но и означают не совсем одно и то же. Особенно это касается анализа структуры повествования. В восточноевропейской и западноевропейской традициях здесь наблюдаются серьезные расхождения. Все это ставит молодого филолога в затруднительное положение. Весьма сложной оказывается и наша задача: в относительно небольшой главе рассказать об очень объемном и неоднозначном термине.
Думается, постижение композиции логично начать с определения общего объема этого понятия, а потом уже перейти к более конкретным формам. Итак, композиционный анализ допускает следующие модели.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит.
Увы. Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури;
Как будто в бурях есть покой.
В первом приближении композиционная схема будет выглядеть так: А+В + А1+В1 + А2+В2, где А – пейзажная зарисовка, а В – авторская реплика. Однако нетрудно заметить, что элементы А и элементы В построены по разной логике. Элементы А построены по логике кольца (штиль – буря – штиль), а элементы В – по логике развития (вопрос – восклицание – ответ). Задумавшись над этой логикой, филолог может увидеть в шедевре Лермонтова что-то такое, что будет упущено вне композиционного анализа. Например, станет понятно, что «желание бури» – не более чем иллюзия, буря точно так же не даст покоя и гармонии (ведь «буря» в стихотворении уже была, однако тональности части В это не изменило). Возникает классическая для художественного мира Лермонтова ситуация: меняющийся фон не меняет ощущения одиночества и тоски лирического героя. Вспомним уже приводимое нами стихотворение «На севере диком», и мы легко почувствуем однотипность композиционной структуры. Более того, на другом уровне эта же структура обнаруживается и в знаменитом «Герое нашего времени». Одиночество Печорина подчеркивается тем, что «фоны» постоянно меняются: полудикая жизнь горцев («Бэла»), мягкость и сердечность простого человека («Максим Максимыч»), жизнь людей дна – контрабандистов («Тамань»), жизнь и нравы высшего света («Княжна Мери»), исключительный человек («Фаталист»). Однако Печорин не может слиться ни с одним фоном, ему везде плохо и одиноко, более того, он вольно или невольно разрушает гармонию фона.
Все это становится заметным именно при композиционном анализе. Таким образом, последовательный анализ элементов может стать хорошим инструментом интерпретации.
2. Анализ общих принципов построения произведения как целого. Его часто называют анализом архитектоники. Сам термин архитектоника признается не всеми специалистами, многие, если не большинство, считают, что речь идет просто о разных гранях значения термина композиция. [2] В то же время некоторые весьма авторитетные ученые (скажем, М. М. Бахтин) не только признавали корректность такого термина, но и настаивали на том, что композиция и архитектоника имеют разные значения. В любом случае, независимо от терминологии, мы должны понимать, что существует и другая модель анализа композиции, заметно отличающаяся от изложенной. Эта модель предполагает взгляд на произведение как на целое. Она ориентирована на общие принципы построения художественного текста, учитывая, кроме всего прочего, систему контекстов. Если вспомнить нашу метафору бус, то данная модель должна дать ответ, как смотрятся эти бусы в целом и гармонируют ли они с платьем и прической. Собственно, этот «двойной» взгляд хорошо знаком любой женщине: ее интересует, как тонко сплетены части украшения, но не менее интересует и то, а как смотрится все это вместе и стоит ли это носить с каким-то костюмом. В жизни, как мы знаем, далеко не всегда эти взгляды совпадают.
Нечто подобное мы наблюдаем и в литературном произведении. Приведем простой пример. Представим себе, что какой-то писатель решил написать рассказ о семейной ссоре. Но построить он его решил таким образом, что первая часть – это монолог мужа, где вся история выглядит в одном свете, а вторая часть – это монолог жены, в котором все события выглядят иначе. В современной литературе такие приемы используются очень часто. А вот теперь задумаемся: это произведение монологическое или оно диалогично? С точки зрения синтагматического анализа композиции, оно монологическое, в нем нет ни одного диалога. Но с точки зрения архитектоники, оно диалогично, мы видим полемику, столкновение взглядов.
Этот целостный взгляд на композицию (анализ архитектоники) оказывается очень полезным, он позволяет отвлечься от конкретного фрагмента текста, понять его роль в целостной структуре. М. М. Бахтин, например, считал, что такое понятие, как жанр, архитектонично по определению. Действительно, если я пишу трагедию, я все построю иначе, чем если бы я писал комедию. Если я пишу элегию (стихотворение, пронизанное чувством грусти), все в ней будет не таким, как в басне: и построение образов, и ритмика, и лексика. Поэтому анализ композиции и архитектоники – это понятия связанные, но не совпадающие. Дело, повторимся, не в самих терминах (здесь много разночтений), а в том, что необходимо различать принципы построения произведения в целом и построенность его частей.
Итак, существуют две модели композиционного анализа. Опытный филолог, разумеется, способен «переключать» эти модели в зависимости от своих целей.
Теперь перейдем к более конкретному изложению. Композиционный анализ с точки зрения современной научной традиции предполагает следующие уровни:
Конечно, эта схема очень условна, и многое в нее не попадает. В частности, можно говорить о жанровой композиции, о ритмической композиции (не только в поэзии, но и в прозе), и т. д. Кроме того, в реальном анализе эти уровни пересекаются и смешиваются. Например, анализ точек зрения касается и организации повествования, и речевых моделей, пространство и время неразрывно связаны с приемами создания образа, и т. д. Однако для того чтобы понять эти пересечения, сначала нужно знать, что пересекается, поэтому в методическом аспекте более корректно последовательное изложение. Итак, по порядку.
[1] Подробнее см., напр.: Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
[2] См., напр.: Ревякин А. И. Указ. соч., С. 152–153.