артикуляционная гимнастика что это такое

Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика?»

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое Марина Шарлаева
Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика?»

Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего она нужна.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:

Пассивная-взрослый выполняет за ребенка упражнения;

Активная- ребенок самостоятельно выполняет упражнения.

Артикуляционные упражнения бывают:

Динамические – направленные на правильное выполнение движений.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте! Так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.

Как проводить артикуляционную гимнастику? Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Упражнения должны выполняться точно и плавно. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:

Позевывание. Глотание капелек воды, слюны.

Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

Упражнения для нижней челюсти: Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек:

Надувание щек: обеих одновременно и попеременно. Перегонка воды из одной щеки в другую. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ и языка:

«Грибок»— улыбнуться, открыть рот, присосать широкий язычок к небу. Это шляпа гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивание улавливается нужное;

Упражнения для активизации мышц шеи,гортани:

— Опускание головы вниз. Запрокидывание головы назад.

— Поворот головы вправо-влево.

— Наклоны головы вправо-влево.

— Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

— Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Предлагаю выполнять с детьми артикуляционную гимнастику с элементами мультимедийных систем. Показ видио.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Источник

Артикуляционная гимнастика: как научиться говорить четко?

В основе красивой, правильной речи лежит отчетливое и уверенное произношение звуков. А за него, в свою очередь, отвечают артикуляционные органы: гортань, голосовые связки, язык, нёбо, губы.

Когда у ребенка или у взрослого возникают сложности с произношением тех или иных звуков, на помощь приходит артикуляционная гимнастика. Мышцы речевого аппарата укрепляются, и дефекты уходят.

Чаще всего такую гимнастику прописывают детям, которым необходимо развить артикуляционный аппарат. Но многие упражнения полезны и для взрослых. Если вы хотите обучиться ораторскому искусству, уверенно выступать на публике или просто развить красноречие, возьмите артикуляционную гимнастику на заметку!

Упражнений для красивой речи очень много, мы предлагаем начать с некоторых базовых. Для достижения хорошего результата выполняйте этот комплекс хотя бы 1 раз в день, а лучше 2-3 раза. На начальном этапе рекомендуется использовать зеркало.

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Упражнение 1. «Окошко»

Улыбнитесь и широко откройте рот, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Расслабленный язык придвиньте вплотную к нижним зубам. Удерживайте позицию, обращая внимание на ровное положение языка.

Цель: активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научиться опускать корень языка.

Упражнение 2. «Забор»

Максимально широко улыбнитесь, показав верхние и нижние зубы. Челюсти должны быть сомкнуты и находиться ровно друг напротив друга. Задержите положение.

Упражнение 3. «Трубочка»

Вытяните губы вперед, максимально плотно сомкнув. Задержите положение. Следите, чтобы не опускалась нижняя челюсть. После этого упражнения чередуйте «Трубочку» и «Забор» несколько раз.

Цель: выработать подвижность губ.

Упражнение 4. «Лопатка»

Улыбнитесь и откройте рот, положите широкий расслабленный кончик языка на нижнюю губу. Следите, чтобы язык лежал ровно. Чтобы «сделать» язык широким, можно слегка пошлепать его губами.

Цель: умение удерживать язык в распластанном положении.

Упражнение 5. «Иголочка»

Улыбнитесь и откройте рот. Напрягите язык и удерживайте его в узком положении между верхней и нижней челюстями. Постарайтесь не касаться языком зубов и не отклонять его в сторону. После статического упражнения чередуйте «Иголочку» и «Лопатку» несколько раз.

Цель: умение удерживать язык узким.

Упражнение 6. «Качели»

Из положения «Забор» откройте рот. Зафиксируйте нижнюю челюсть. Поочередно упирайтесь «широким» языком то в верхние резцы, то в нижние.

Цель: укрепление мышц языка, быстрая смена его положения, правильное произношение звуков: р, л, ш.

Статические упражнения выполняйте 10-15 секунд. Упражнения на повторения ребенку можно делать 5-7 раз, а взрослому побольше. Важна правильная техника!

При наличии серьезных дефектов речи рекомендуем обратиться к логопеду, чтобы подобрать индивидуальный комплекс упражнений.

Источник

Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи

Автор: Редакция Мастерслух

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.

Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения.

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):

Могут стать улыбкою.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):

Бублик мы изобразили –

Губы плавно округлили.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):

Мы согреем наши щечки:

Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):

Сперва шарик надувай,

Потом воздух выпускай.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки.

Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай пошире рот!

«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):

Язычок мой как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):

Ходят часики вот так.

«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

Язычок сложи катушкой

И катай, как кот игрушку.

«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Звук копыт услышишь звонкий.

«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зевушка – левушка, сонная головушка.

Постелю под спинку мягкую перинку,

Положу под ушко я тебе подушку,

В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.

«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):

Почему мычишь, корова?

Может, просто нездорова?

Вон раздуты как бока!

«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):

Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,

За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.

«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Слуховые аппараты и музыка… совместимы

Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Краткая история кохлеарной имплантации

Сегодня кохлеарная имплантация – сложное, но в общем-то рутинное медицинское вмешательство. Через него прошли около полумиллиона людей по всему миру – иначе они бы не получили возможность слышать. Операцию делают даже младенцам! Технологический прорыв произошел всего за несколько десятилетий. Об этом – в нашей статье. Читать далее →

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Взаимопомощь – основа добра и милосердия

Во время пандемии коронавируса «МастерСлух» продолжает помогать своим подопечным, представителям старшего поколения, жителям домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Читать далее →

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляционная гимнастика

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Источник

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть фото артикуляционная гимнастика что это такое. Смотреть картинку артикуляционная гимнастика что это такое. Картинка про артикуляционная гимнастика что это такое. Фото артикуляционная гимнастика что это такое

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *