асексуальность что это такое
Асексуальность — это: что означает термин и как проявляется асексуальность
Что такое асексуальность: Pixabay
Что такое асексуальность? Это отклонение или расстройство? Впервые об этом явлении заговорили в 1990-х годах. Но до сих пор есть много мифов, которые искажают понимание этого феномена. Разъясним, кто такие асексуалы, каковы признаки подобного поведения.
Что такое асексуальность
Важно не путать асексуальность с импотенцией или отказом от секса по религиозным причинам. Это явление не относится к расстройствам или заболеваниям. Чтобы разобраться подробнее, нужно понять, кто такие асексуалы.
Это люди, которые не испытывают интереса к сексуальной сфере в принципе. При этом у них могут быть романтические отношения с противоположным полом. Медицинский источник WebMD предоставил данные, по которым некоторые считают асексуальность своей ориентацией. Другие же описывают это явление, как отсутствие сексуальной ориентации вовсе.
Асексуал — это кто? Как понять, что столкнулись с проявлениями такого типа поведения и мышления? Асексуал — это личность, которая практически не испытывает сексуального влечения к партнеру. У такого человека не возникает желания близости, однако его половые органы и функции в порядке.
Не все подобные явления можно оценить, как асексуальность. Виды такого поведения есть разные:
Важно отметить, что люди с различными типами асексуальности, кроме gray-A, готовы заниматься сексом ради партнера. Однако физическая близость возможна после длительной работы над собой. Также асексуалы испытывают тревогу при спонтанном предложении партнера заняться сексом.
Что такое асексуальность: Pexels
Как проявляется асексуальность
Асексуальность не относится к новым феноменам. Например, сейчас в Великобритании приблизительно 1% людей относит себя к асексуалам.
Такие люди были во все времена, но признавать асексуальность как определенное явление начали не так давно. Многие до сих пор считают, что асексуальность — это фаза жизни, которую человек со временем перерастет.
Как человек понимает, что у него проявляется асексуальность? Признаки подобной ориентации таковы:
Как стать асексуалом? Асексуальность — это не выбор. Обычно отсутствие интереса к сексу проявляется еще в раннем возрасте. Ее не относят к проявлениям психики, которые возникают в результате физической или эмоциональной травмы.
В статье NCBI представлено исследование, которые касается стабильности асексуальности. Стивен Крэнни путем опроса пытается разобраться, может ли сексуальное влечение меняться или появляться с возрастом.
Если же человек был сексуально активен, а после потерял интерес к сексу на несколько месяцев — это повод обратиться к врачу. Чтобы отличить гормональный сбой с асексуальностью, ответьте себе на такие вопросы:
Большинство положительных ответов указывают на гормональный дисбаланс. Стоит сдать анализы, чтобы точно понять причину происходящего. Тогда врач назначит лечение. Возможно, оно не понадобится и придется принять истинного себя.
Мифы и факты об асексуалах
Часто общество склоняет асексуалов к мысли, что их проблема надумана, дело в психической или физиологической травме. Рассмотрим самые распространенные мифы об асексуальности.
Отсутствие интереса к людям
Асексуалы не фрики, они живут нормальной социальной жизнью. У многих людей подобной ориентации есть близкие друзья, работа, они могут быть активными и успешными в профессии, в социальной жизни.
Неприязнь к телу
Да, для асексуалов тело — это не объект вожделения. Но это не значит, что они испытывают к нему неприязнь. Для многих тело — объект изучения, наблюдения.
Подавление желаний
Есть мнение, что асексуалы чувствуют себя угнетенными из-за отсутствия секса. Дело не в подавлении желания, а в его отсутствии. Поэтому для многих людей асексуальность — это комфортное состояние. Они могут целиком погрузиться в работу, отдаться любимому делу и не заводить близких отношений.
Мифы об асексуалах: Pixabay
Асексуальность не подвержена дискриминации
Дискриминация для асексуалов — это отсутствие понимания. Мало кто поверит, что человек не хочет секса. Гораздо проще сказать, что он болен или ненормален.
Кроме того, асексуал испытывает давление социума, кино, литературы, где сексуальные отношения и появление детей демонстрируются как обязательные по определению.
В отношениях асексуал становится как все
Некоторые асексуалы, вступая в отношения с сексуально активным партнером, уступают его потребностям ради его удовольствия или рождения детей. Но для таких людей каждая близость травмирующая. Сложно найти себе подобных, чтобы создать гармоничную пару, где каждый будет уважать границы другого.
Неверный выбор или неподходящий партнер
Сексуально активные люди считают, что асексуалы еще не встретили своего человека. Но как только это произойдет, их сексуальная жизнь наладится.
Это один из самых распространенных мифов. Асексуалам не нужно ничего доказывать или слушать чьих-то советов.
Асексуальность — это не патология и не расстройство. Такие люди не считают отсутствие сексуального влечения проблемой. Более того, они имеют романтические отношения и даже ведут интимную жизнь, воспитывают детей. Однако сексуальное влечение — это не их жизненный приоритет. Такую позицию следует понять и принять.
Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.
Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова
Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Сто лет асексуальности: как общество и медицина признавали за людьми право не интересоваться сексом
Асексуальность — отсутствие сексуального влечения, незаинтересованность в сексуальных практиках. Асексуальные персоны могут испытывать возбуждение, влюбленность, у них «всё в порядке» с гормонами, просто другие люди не привлекают их в сексуальном плане. Важно отделять асексуальность от воздержания, целибата или антисексуальности. В последнее время чаще используют словосочетание «асексуальный спектр» — зонтичный термин для объединения идентичностей, которые определяются отсутствием, слабостью или нетипичностью сексуального влечения.
Культура западного мира не всегда была сексуализированной. Даже скорее наоборот: религия делала широкий разговор о сексе невозможным, а сама тема была табуирована религиозными запретами. Поэтому упоминания асексуальности в истории трудно отыскать, а те немногие, что находятся, можно интерпретировать по-разному. До XX века не было четкого разделения между либидо, сексуальным влечением и поведением, из-за чего есть вероятность воспринимать одно как другое. Отсутствие языка для описания асексуального опыта затрудняет определение тех или иных кейсов как упоминания асексуальности.
В этом тексте речь идет преимущественно об асексуальности и асексуальном спектре. Но долгое время асексуальность и аромантичность не разделялись, поэтому в исторических примерах границу провести трудно, и это важно иметь в виду.
Первые упоминания
Читайте также
Исторические личности, среди которых Исаак Ньютон, Иммануил Кант, Никола Тесла, обсуждали свой низкий уровень сексуального или романтического влечения и отсутствие сексуальной жизни, хотя и не использовали такие термины, как асексуальность. Намеки на асексуальность нашли в произведениях французской поэтессы XVII века Катрин Бернар и британской суфражистки XIX века Элизабет Уолстенхолм Элми.
Начиная с XIX века в медицинской науке устоялся диагноз для людей, которые проявляли мало интереса к сексу, — «сексуальная холодность» и «сексуальная анестезия».
В 1896 году вышел памфлет о сексуальности немецкого сексолога Магнуса Хиршфельда — «Сапфо и Сократ». Хиршфельд писал и о людях, имеющих слабое сексуальное влечение или вовсе его не испытывающих, однако не называл их асексуалами напрямую. Более того, он проводил параллель с упомянутой выше сексуальной анестезией, то есть для него отсутствие сексуального влечения было дисфункцией.
Серьезная веха асексуальной истории — работы Дженни Джун, одной из первых трансгендерных женщин, написавших автобиографию. В 1918 году она опубликовала The Autobiography of an Androgyne, а в 1922-м — The Female Impersonators. В этих произведениях она использует слово «анафродит» для описания тех, кто «не преисполнен обожания ни к одному человеческому типу». Опять же, это можно трактовать не только как асексуальность, но и как аромантичность: отсутствие в то время проработанного и насыщенного терминами языка не позволяет нам точно определить, что имела в виду авторка.
Шкала Кинси. Источник
Упоминания об асексуальности встречаются и в квир-литературе середины века. В 1952 году в журнале Transvestia вышла статья, утверждавшая, что, хотя большинство транс-персон «полностью гетеросексуальны», «некоторые также асексуальны». Почти десятилетием позже, в 1965-м, в том же журнале было опубликовано краткое описание «асексуального диапазона» — возможно, раннего прототипа асексуального спектра.
Асексуальность и феминизм
Самый известный документ тех времен по теме — «Асексуальный манифест» 1972 года феминистки Лизы Орландо. Она рассматривает асексуальность как политическую реакцию на патриархат, как выбор, который могут сделать женщины, а не как идентичность.
И хотя Соланас, Орландо и другие не использовали асексуальность в устоявшемся сейчас значении, они ухватили один из важнейших пунктов повестки современного эйс-сообщества, а именно: интерес к сексу не является и не должен быть социальной нормой.
Сепаратистские феминистки формулируют это как выбор и переходный принцип, но многие из них при этом критикуют принудительную сексуальность, что резонирует с асексуальностью, отмечает исследовательница Эла Пшибыло. Ее концепция «принудительной сексуальности» отсылает к термину Эдриенн Рич «принудительная гетеросексуальность». Пшибыло утверждает, что в мейнстримном дискурсе норма — аллосексуальность (то есть наличие любого сексуального влечения), а публичные проявления сексуального желания становятся социальной необходимостью, что закрепляет за асексуалами маргинализованное положение.
Невидимая революция
В 1970-е начинается сексуальная революция, отцом которой некоторые называют Кинси. Это было время расцвета общественных и научных дискуссий о сексуальности. Но не для асексуальных людей. Отсутствие сексуального влечения по-прежнему игнорировалось и не считалось чем-то заслуживающим внимания, а в крайних случаях и вовсе высмеивалось. В 1971 году газета The Village Voice опубликовала шутливую статью под названием Asexuals Have Problems Too! («У асексуалов тоже есть проблемы!»). К удивлению редакции, на газету обрушился шквал писем от читателей, демонстрирующей широкое любопытство к асексуальной идентичности.
«Теперь я не знаю, асексуален я или нет, но знаю, что, хотя многие мои друзья утверждают, что они сдерживают свои примитивные, похотливые желания, я провожу большую часть своего времени, пытаясь убедить себя, что они у меня есть», — пишет один анонимный читатель.
Издевательский тон статьи в The Village Voice — наглядный пример того, как в эпоху сексуальной революции сексуальность стала не только эмансипирующей, но одновременно и репрессивной для части людей, а ее наличие оказалось необходимостью.
Сексуальная революция фактически игнорировала тему асексуальности, и ответом стала статья 1977 года исследовательницы Майры Т. Джонсон Asexual and Autoerotic Women: Two Invisible Groups.
Это первая научная работа об асексуальности, написанная с феминистских позиций, а также наиболее обширное ее определение из ранних работ по теме. Джонсон пишет о трудностях, с которыми столкнулись асексуальные люди, оказавшись в стороне от сексуальной революции. Она утверждает, что невидимость в культуре означает сексуальную подавленность для асексуальных людей, особенно для женщин.
Может быть интересно
В научной среде тема получила развитие в работах психолога Майкла Стормса конца 1970-х и начала 1980-х годов. Шкала Кинси, по его мнению, была слишком примитивной и не охватывала всего разнообразия сексуальных идентичностей.
Модель Стормса. Источник
Он переосмыслил ее и создал модель Стормса — четырехквадрантную сетку, включающую не только гетеросексуальность и гомосексуальность, но также бисексуальность и асексуальность.
В отличие от Кинси, в концепции которого асексуальность как бы вынесена за скобки, Стормс включал ее в континуум с не-асексуалами, таким образом снимая с асексуальности клеймо «необъяснимой аномалии», которую нужно поместить вне шкалы.
Паула Нуриус в 1983 году провела первое исследование, посвященное асексуалам, с использованием эмпирических данных. Ее интересовала взаимосвязь между ментальным здоровьем и сексуальной идентичностью. Но и Нуриус, и Стормс включают асексуальность в свои модели и пишут о ней не для того, чтобы исследовать именно ее, а для продвижения других собственных проектов о сексуальности.
Несмотря на вспышки интереса и редкие научные исследования, в 1980-е тема асексуальности всё еще оставалась маргинализованной. В 1981 году Кэтрин Кобали написала в феминистский журнал Heresies после выпуска о маргинальных сексуальностях:
«Я также чувствовала себя немного обделенной, потому что среди множества представленных точек зрения не смогла найти ни одной, с которой могла бы отождествлять себя полностью».
Она рассказала о борьбе со стыдом за свою идентичность, ведь в глазах общества отсутствие сексуальных партнеров — недостаток, неполноценность. Наблюдая за ежегодным прайдом, Кобали чувствовала несправедливость и осознавала исключенность асексуалов.
В 1994 году опрос 18 876 жителей Великобритании показал, что 1% респондентов «никогда не испытывали сексуального влечения к кому-либо». Именно на этом исследовании базируется широко устоявшееся мнение, что только один человек из 100 асексуален. Сейчас в эйс-сообществе не особо полагаются на эту цифру: во-первых, прошло немало времени; во-вторых, информации об асексуальности в те годы было крайне мало; наконец, сейчас корректнее говорить об асексуальном спектре, который включает множество других идентичностей, например демисексуалов или грейсексуалов. Но собрать хоть сколько-нибудь исчерпывающую статистику сложно даже сегодня.
Асексуалы в интернете
Развитие интернета сыграло большую роль в формировании эйс-сообщества. Одним из знаковых событий стала публикация в 1997 году статьи Зоуи О’Райли My life as an Amoeba. В ней О’Райли делилась личным опытом асексуальности. В комментариях под постом образовалось первое подобие асексуального онлайн-комьюнити: люди оставляли комментарии и делились переживаниями вплоть до начала 2000-х.
Создатель асексуальной организации AVEN (Asexuality Visibility and Education Network) Дэвид Джей признавался, что публикация О’Райли повлияла на осознание его собственной идентичности. Когда он забивал в поисковик слово «асексуал», находились только статьи о биологии растений. Джей хотел найти людей с похожим опытом, и в 2001 году к нему пришла идея создания AVEN.
Сначала крупнейшая в мире асексуальная сеть была простым веб-сайтом с базовой информацией об асексуальности и возможностью написать Джею электронное письмо. Затем он купил домен asexuality.org и добавил форум, где люди могли знакомиться и делиться историями об обнаружении своей асексуальности. Как и Джей, большинство из них никогда раньше не сталкивались с другими асексуалами.
Сейчас на сайте десятки тематических форумов на разных языках, организация является базой для исследований и выпускает свой мерч. Главные цели AVEN — общественное признание и обсуждение асексуальности и рост эйс-сообщества. Параллельно с AVEN в 2002-м был создан блог LiveJournal Asexuality Community — инклюзивная площадка для обмена опытом. Именно в интернет-сообществах велись оживленные дискуссии о тонкостях асексуальности, синтезировались различные термины, которые делали разговор более насыщенным и детальным.
И сейчас основная активность эйс-сообщества сосредоточена в интернете. В Tumblr и Twitter теперь существуют обширные сети, которые отвечают на вопросы об асексуальности и предоставляют асексуалам по всему миру поддержку.
Есть различные предположения о том, почему эйс-сообществу потребовалось столько времени для формирования: возможно, не было достаточно объединяющего термина или ярко выраженного угнетения, заставляющего асексуальных людей искать силу в количестве. Интернет, конечно, не создал асексуальность, но в каком-то смысле он дал ей имя и лицо. Так считает Энтони Богерт, он же автор первой научной работы об асексуальности, где она представлена как отдельный объект изучения. В 2004 году он опубликовал исследование, согласно которому число асексуалов в США составило чуть более одного процента. Затем журнал The New Scientist выпустил статью Сильвии Паган Уэстфол Glad to be asexual с утверждением, что «асексуальность действительно является формой сексуальной ориентации». Другие журналы подхватили тему, а Дэвид Джей стал частым гостем интервью, например на MTV.
Флаг в руки
В 2009 году участники AVEN присоединились к прайду в Сан-Франциско — это первое появление асексуальных людей в акции. А затем асексуалы обзавелись официальной символикой — в 2010 году был утвержден флаг эйс-сообщества. Дизайн выбрали в ходе онлайн-голосования: черная полоса символизирует асексуальность, серая полоса — грейсексуальность и демисексуальность, белая — сексуальность, а фиолетовая — сообщество. В том же году состоялась первая неделя осведомленности об асексуальности, которая теперь ежегодно проходит в конце октября. Авторкой идеи была Сара Бет Брукс, она хотела привлечь внимание, в частности ЛГБТ-сообщества, к проблемам асексуалов.
Термин «асексуальный спектр» вошел в употребление в 2011 году, нельзя точно установить, кто первым его использовал. В сообществе сходятся во мнении, что это произошло естественным образом, как попытка объединить все идентичности. Тогда же начинают использовать слово «эйс» (ace), как и эйс-спектр, это зонтичный термин для обозначения сообщества или его участников. В 2019 году организаторы Asexual Awareness Week изменили название акции — вместо прежнего выбрали Ace Week. Это позволило сделать акцию более инклюзивной, поскольку «асексуальность» не отражает все идентичности эйс-спектра. Хотя кампания за повышение видимости эйс-сообщества продолжается, сейчас Ace Week стала еще и праздником, тем временем в году, когда люди эйс-спектра могут чествовать свою идентичность.
Читайте также
Еще одна большая победа сообщества — исключение асексуальности из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM) в 2013 году. Новые поправки изменили определение гипоактивного расстройства сексуального влечения, исключив из него людей, которые идентифицируют себя как асексуалов. К слову, гомосексуальность исключили из DSM еще в 1973 году.
Асексуальность постепенно просачивается и в поп-культуру. Открыто асексуальных персонажей можно перечислить по пальцам одной руки, но всё же это не сравнится с молчанием, в котором эйс-сообщество находилось на протяжении истории. Спанч-Боб, по словам создателя мультсериала Стивена Хилленберга, является асексуалом, в 2016 году персонаж мультсериала «Конь БоДжек» Тодд Чавез совершил асексуальный каминг-аут, а в последнем сезоне популярного сериала «Половое воспитание» появляется небольшая сюжетная линия с асексуальной героиней Флоренс.
С каждым годом репрезентация асексуального спектра в культуре и обществе растет — всё больше публичных персон совершают асексуальный каминг-аут, всё больше персонажей в различных поп-культурных продуктах идентифицируют себя как персон эйс-спектра. Представители эйс-сообщества получают доступ к широким площадкам, например, активистка Ясмин Бенойт стала первой открыто асексуальной женщиной на обложке печатного издания. Развиваются научные исследования, как медицинские, так и социокультурные, — в 2019 году исследовательница Эла Пшибыло, которая упоминалась выше, выпустила книгу Asexual Erotics: Intimate Readings of Compulsory Sexuality. Сообщество укрепляется и разрастается.
Но асексуальность по-прежнему невидима либо стигматизирована для большинства населения планеты. Опрос Sky News 2019 года показал, что только 53% из 1119 респондентов знали определение асексуальности, но 75% этой группы дали его неправильно или определили асексуальных людей как просто лишенных либидо. Даже в рамках ЛГБТКИА-сообщества а-спектр (зонтичный термин для асексуального и аромантичного спектров) остается на задворках движения. До сих пор ведутся дебаты о том, является ли он частью ЛГБТ+. Например, есть разные точки зрения по поводу буквы А в аббревиатуре — это может быть агендерность, асексуальный спектр или же allies, то есть союзники.
Иногда представителей а-спектра даже автоматически относят к гетеросексуальным, игнорируя существование, например, негетероромантичных асексуалов или негетеросексуальных аромантиков.
Жизнь в современной гиперсексуализированной культуре непроста для эйс-сообщества, но прогресс в этом отношении дает надежду на постепенное улучшение ситуации. Невидимость комьюнити остается одной из главных проблем, и узнавание истории дискурса вокруг этой темы помогает репрезентации, а также укрепляет само сообщество. Для маргинализированных групп очень значимо находить себя в истории. А для представителей асексуального спектра, которые часто вынуждены доказывать и отстаивать свою идентичность, это еще и валидация их опыта.
Асексуальность. Причины и перспективы
Было проведено достаточно разнообразных исследований этого феномена. Сейчас у ученых нет единого мнения о том, что является основной причиной популяризации асексуальности. По мнению некоторых, этот феномен является результатом того, что молодые люди слишком рано вступают в половую жизнь, и, в итоге, к тому моменту, когда человек находит постоянного партнера, он перестает испытывать половое влечение в принципе, хотя это и не мешает наличию привязанности к человеку.
Существует мнение, что асексуальность – это способ самовыражения. В современном мире молодые люди настолько сосредоточены на карьере, что либо не остается времени на близкие отношения с партнёром, либо нет желания тратить время на такие отношения.
Статистики количества людей, придерживающихся асексуального образа жизни в Беларуси нет, но, например, есть данные, что такая молодежь есть в России и по оценке самих асексуалов, их в России около 8-10%. Правда, этот процент значительно ниже западных показателей: там людей, отказывающихся от секса, насчитывается 20-25%.
По утверждению асексуалов, они не являются импотентами, а лишь выбирают духовное, а не сексуальное общение, и для полноценной жизни им не нужна страсть. Также, по их мнению, в будущем количество асексуалов будет неуклонно увеличиваться и, в итоге, человечество откажется от полового размножения.
Следует также учитывать, что по сравнению с молодежью западных государств, молодые люди в Беларуси позже вступают в половую жизнь – приблизительно в 16-17 лет в городах, а в сельской местности немного позже. А с учетом вышеописанной теории о причинах асексуальности, этот показатель вполне способен не допустить распространение этого движения в нашей стране.
Дарья Лапотко,
журналист портала «103.by»
Асексуальность у мужчин и женщин
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Среди определений отсутствия полового влечения, а также интереса к сексу и желания им заниматься больше всего споров в последние полтора десятка лет вызывает асексуальность.
Если отталкиваться от определения сексуальности человека, то ее противоположность следовало бы определять как отсутствие физиологической и эмоциональной потребности в половых контактах.
Медицинские аспекты асексуальности
Как утверждают некоторые эксперты, асексуальность является разновидностью сексуальной ориентации и вписывается в один ряд с гетеросексуальностью, гомосексуализмом и бисексуальностью, тем более что существуют целые сообщества «бесполых».
Исследователи из Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) пришли к заключению, что асексуальность не является ни психиатрическим состоянием, ни симптомом психического расстройства сексуального характера. И критерии классификации дают основания относить данное состояние к особой сексуальной ориентации.
С другой стороны, в соответствии с DSM-IV (Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам), нарушения сексуального желания – гипоактивное расстройство сексуального желания и ингибированное сексуальное желание – отнесены к разделу «Сексуальные и гендерные расстройства личности», которые характеризуется как отсутствие сексуальных фантазий и стремления к сексуальной активности.
Но уже в DSM-V5 были внесены изменения и комментарии, которые сводятся к следующему. Чтобы расстройства сексуального желания расценивались как дисфункция, они должны сопровождаться клинически значимыми психическими и физиологическими изменениями и вызывать сильное беспокойство и серьезные трудности межличностного характера. При этом данные расстройства не должны объясняться какими-либо иными расстройствами психики, воздействием лекарственных препаратов, некоторыми другими заболеванием или асексуальностью.
Таким образом, главное различие между данными сексуальными дисфункциями и асексуальностью состоит в том, что пациенты с нарушениями страдают из-за отсутствия сексуального влечения, а людей, относящих себя к асексуалам, это совершенно не волнует.
Практически выводя данное состояние за рамки медицинских проблем, эксперты рекомендуют не вносить путаницы, связывая низкий порог половой возбудимости у женщин с отсутствием физиологической и эмоциональной потребности в половых контактах, то есть фригидность и асексуальность. Хотя фригидность считается гипоактивным расстройством сексуального желания, очень часто – идиопатическим.