асвасдам что значит выражение

Мне отмщение, и аз воздам

— цитата из Библии (церковно-славянский текст), которая означает: Человек не должен мстить за свои обиды.

Встречается в Ветхом Завете (Пятая книга Моисеева) и Новом Завете (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19) :

«Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: мне отмщение, аз воздам, глаголет Господь» (церковно-славянский перевод)

Перевод на современный русский язык:

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (русский синоидальный перевод).

Смысл фразы в том, что человек не должен мстить за свои обиды. Бог решает мстить обидчику за совершенное или нет.

Эту фразу русский писатель Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) избрал в качестве эпиграфа к роману «Анна Каренина» (1873 – 1877).

Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 17 – 19 (русский синоидальный перевод):

«17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 17 – 19 (церковно-славянский перевод):

«17. ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки.

18. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте.

19. Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: мне отмщение, аз воздам, глаголет Господь.

В словарях

Источник

Мне отмщение, и аз воздам

Мне отмщение, и аз воздам
Из Библии (церковно-славянский текст). Перевод: На мне лежит отмщение, и оно придет от меня (в смысле: отмщение не для человеческого суда).
Встречается в Ветхом Завете (Пятая книга Моисеева) и Новом Завете (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19): «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне от-¦I мщение, Я воздам, говорит Господь».
Этот текс Л. Н. Толстой использовал в качестве эпиграфа к роману «Анна Каренина».

Смотреть что такое «Мне отмщение, и аз воздам» в других словарях:

Л. Н. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

Л. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

Л.Н. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

Л.Н.Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

Лев Николаевич Толстой — Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

Лев Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

Лёв Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

АЗ — 1. лич. 1 ое лицо ед. Я как обозначение говорящим самого себя. Мне отмщение и аз воздам (т. е. только мне принадлежит право отмщения, и карать могу только я [по библейскому сказанию о том, что единственно Господь может судить и карать]). 2. аза … Толковый словарь Ожегова

Тематика — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении. Каждое … Литературная энциклопедия

Тематика — ТЕМАТИКА совокупность литературных явлений, составляющих предметно смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины тема, мотив, сюжет, фабула художественно литературного… … Словарь литературных терминов

Источник

Как правильно раскрыть смысл изречения: «Мне отмщение, и Аз воздам»?

Как правильно раскрыть смысл изречения: «Мне отмщение, и Аз воздам»?

иеромонах Иов (Гумеров)

Смысл этих слов становится ясным из текста, когда мы прочтем стих полностью: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12:19). Св. апостол Павел, по-видимому, ссылается на Второзаконие: У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них (Втор.32:35).

Читайте также

б. Раскрыть тайну всем людям (ст. 9)

б. Раскрыть тайну всем людям (ст. 9) Вторую задачу своего служения Павел выразил следующим образом: открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все.Стих 9 не повторяет стих 8 — между ними есть три существенных

2. «Изречения Секста».

2. «Изречения Секста». Судьба и характер памятника; проблема авторства. [Мы опираемся на критическое издание текста этого сочинения и исследование его: Chadwick H. The Sentences of Sextus: A Contribution to the History of Early Christian Ethics. — Cambridge, 1959.]Данное произведение, представляющее собой сборник

2.4.2 Раскрыть в себе Творца

2.4.2 Раскрыть в себе Творца Раскрыть в себе Творца — значит, раскрыть то состояние, в котором находимся, а находимся мы в мире Бесконечности. А состояние временности, ощущения жизни и животной смерти — это все клипот, т.е. то, что не позволяет нам на самом деле ощущать тот

«Мне отмщение»

«Мне отмщение» Тут кроется еще один очень важный урок. «Мне отмщение, и Аз воздам», – сказал еще в Ветхом Завете Господь, и эти слова Л.Н. Толстой даже вынес в качестве эпиграфа к своему роману «Анна Каренина». Что это значит? Бог обращает эти слова к верующему человеку,

Предельное отмщение

Предельное отмщение Как именно предполагалось явить силу святости? Может быть, монотеисты времен пленения представляли себе, как израильские армии когда-нибудь завоюют весь мир? В Книге пророка Иезекииля Яхве объясняет израильтянам, что «узнают народы, что Я — Господь…

Изменить себя, чтобы раскрыть Высший мир

Изменить себя, чтобы раскрыть Высший мир – Вы сейчас сказали нечто, что для многих, особенно ученых, является совершенно неожиданным и новым. Вы сказали, что человек должен изменить себя, чтобы открыть, почувствовать Творца.– Есть такой анекдот: профессор математики не

246 Чем я воздам Тебе, Спаситель?

246 Чем я воздам Тебе, Спаситель? Чем я воздам Тебе, Спаситель?Как оценю Твою любовь?За тяжкий грех мой, Искупитель,Текла Твоя святая Кровь.Припев: Чем мне, Господь, Тебе ответить?Как оценить Твою любовь?Ныне Тебе мой дух и сердцеЯ посвящаю, Боже, вновь.Весь тяжкий грех свой

Сочувствие Господа к израильтянам и Его отмщение их врагам

Сочувствие Господа к израильтянам и Его отмщение их врагам 36 Выступит Господь в защиту народа Своего,пожалеет Он рабов Своих,когда увидит, что иссякли их силы,ни порабощенного, ни свободного — не осталось;37 и скажет Он: «Ну, где же их боги,где та «скала», на которую они так

Глава 12. 1–6. Жалоба пророка на свою участь и ответ Бога, возвещающий, что пророк должен ожидать еще больших бед. 7–13. Отмщение Иеговы Его народу. 14–21. Утешительные обещания

Глава 12. 1–6. Жалоба пророка на свою участь и ответ Бога, возвещающий, что пророк должен ожидать еще больших бед. 7–13. Отмщение Иеговы Его народу. 14–21. Утешительные обещания 1-6 Враждебность, проявленная в отношении к пророку его согражданами, побуждает пророка просить им

12. Отмщение опустошителям Израильской страны

12. Отмщение опустошителям Израильской страны 12. Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. 12-14. Пророк уже слышит шум, производимый идущими из Ассирии на Израильскую страну войсками и в то же время успокаивает подданных

6. Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их 7. беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.

6. Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их 7. беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их. Не умолкну, но воздам, воздам в

Изменить себя, чтобы раскрыть Высший мир

Изменить себя, чтобы раскрыть Высший мир – Вы сейчас сказали нечто, что для многих, особенно ученых, является совершенно неожиданным и новым. Вы сказали, что человек должен изменить себя, чтобы открыть, почувствовать Творца.– Есть такой анекдот: профессор математики не

8. Красота, которую необходимо раскрыть

8. Красота, которую необходимо раскрыть Красота опасна. Джерарл Менли Хопкинс Мир спасет красота. Федор Достоевский … Покажи мне лицо твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лицо твое приятно. Песн. 2:14 Сила — вот истинная сущность мужчины.

3. Как правильно понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»?

3. Как правильно понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»? Вопрос: Как правильно понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В Послании к коринфянам св. апостол Павел говорит об откровении, которого он сподобился: был

Источник

Аз есмь. Смысл прошлого, настоящего и будущегоВладимир Коляда, 2013

«Если ударили по одной щеке — подставь другую», — учит Священное Писание. И часто смысл этих слов искажают до абсурда — мол, христиане вообще не имеют воли и не могут за себя постоять. Это не правда, и Библия содерит немало примеров возмездия верующих людей своим обидчикам.

Бог же говорит нам о другом: о том, что не нужно тратить силы и время на месть. Как же так? Ладно в Индии, у них есть карма. А в православии как? Обидчики остаются безнаказанными? Вовсе нет. Господь прямо говорит: «Мне отмщение и Аз воздам».

Эта фраза имеет значение — не мстить, а доверить это Богу

Сразу поговорим о значении выражения «Мне отмщение и Аз есьм воздам». Это выражение на церковнославянском языке. В переводе на современный язык оно звучит следующим образом: «На Мне лежит отмщение, и оно придет от меня», то есть, если выразиться более обыденным языком: «Не мстите сами, это сделаю Я».

Эта фраза значит: «Не мстите сами, это сделаю Я». Произносит её Бог

Эта фраза получила широкое распространение благодаря Льву Николаевичу Толстому. Он использовал её как эпиграф в романе «Анне Каренина».

асвасдам что значит выражение. Смотреть фото асвасдам что значит выражение. Смотреть картинку асвасдам что значит выражение. Картинка про асвасдам что значит выражение. Фото асвасдам что значит выражение
Впервые фраза об отмщении сказана Господом Моисею

В Библии эта фраза встречается в двух местах

Чтобы понять смысл этой фразы, стоит прочесть её в существующем контексте. В первых раз мы находим её в книге Вторазакони:

«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!

Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих? У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них.

Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне» (Книга Второзаконие 32:28–36).

глава Второзакония содержит фразу: «Мне отмщение Аз воздам»

В этой главе Второзакония Господь осуждал народ Израиля за то, что тот забывает Бога. Всевышней говорит, что мог бы стереть весь народ Свой, но не станет этого делать, чтобы враги Израиля не восприняли это как свою победу.

Господь останавливается на теме врагов и говорит, что их заступник — не ровня Всевышнему. Он также перечисляет Свои качества, говорит о Себе как о всезнающем и о Том, у Кого «отмщение и воздаяние». Он говорит, что Сам будет судить народ свой, но не забудет о милости.

асвасдам что значит выражение. Смотреть фото асвасдам что значит выражение. Смотреть картинку асвасдам что значит выражение. Картинка про асвасдам что значит выражение. Фото асвасдам что значит выражение
Фраза «Мне отмщение и Аз воздам стала ширко известной благодаря апостолу Павлу

Второй раз это выражение встречается в послании Апостола Павла, который заостряет внимание не на контексте, а на том, что означает фраза. Он видит в ней наставление не отвечать злом на зло:

«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»

«Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ»

Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ — это больше, чем имя — это обладает очень огромной силой. И это утверждение о Божественном Присутствии. Сказано, что человек — это Храм, а внутри человека — Храм Сердца, в котором вы можете найти Бога. Более того, сказано, что часть вас, которая напрямую связывает вас с духовными сферами, называется вашим Высшим Я. Оно находится в контакте с Божественным Присутствием, которое превосходит наше повседневное сознание. Достижение осознавания своего Высшего Я творит чудеса в жизни людей.

Понимание связи между тем, что вы думаете о себе, и тем, как это проявляется на самом деле является ключевым в этой концепции. Соединение с вашим Высшим Я — тем, кто напрямую связан с вашим Источником — это то, что позволяет нам действительно произносить слова, наделяющие наши жизни силой через настолько священное знание.

Василий Великий говорил, смысл фразы не только в обещании воздаяния, но и в призыве не обижаться

Смысл фразы интересовал выдающихся комментаторов Священного Писания. Один из них — святитель Василий Великий. Он обращает внимание на то, что апостол Павел призывает дать место гневу Божьему, и старается растолковать, что же это значит:

асвасдам что значит выражение. Смотреть фото асвасдам что значит выражение. Смотреть картинку асвасдам что значит выражение. Картинка про асвасдам что значит выражение. Фото асвасдам что значит выражение

«Не себе отмщающе, возлюбленне, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Какому гневу должны мы давать место? Божию. Так как обиженный всего более желает видеть и насладиться возмездием за свою обиду, то Бог дает тоже самое в большей мере: если ты сам не отомстишь, Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит (апостол), предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу. Потом для большего успокоения (апостол) привел свидетельство и, этим еще более ободрив слушателя, требует от него и большего любомудрия, говоря: аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его. Cиe бо творя, углие огненно собираеши на главу его (Притч. XXV, 22, 23). Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (ст. 20, 21). Зачем я говорю, продолжает (апостол), что надобно жить в мире с врагом? Я повелеваю и благодетельствовать ему. Ухлеби его, напой, — сказано. А так как он заповедал весьма трудное и великое, то присовокупил: cиe бо творя, угли огненно собираеши на главу его.

Святитель Василий Великий подчёркивал, что эти стоки предназначены для того, чтобы дарить верующему надежду на воздаяние:

асвасдам что значит выражение. Смотреть фото асвасдам что значит выражение. Смотреть картинку асвасдам что значит выражение. Картинка про асвасдам что значит выражение. Фото асвасдам что значит выражение
Василий Великий утверждал, что этой фразой апостол Павел дарил надежду обиженным

Также Святитель Василий Великий обращает внимание на то, что нужно не только не мстить, но и не помнить обиду:

«И этим он как бы слегка намекнул, что не должно поступать с таким намерением, так как помнить обиду — значит уже быть побежденным злом. Сначала (апостол) не сказал этого, потому что было еще неблаговременно; когда же истощил гнев слушателя, тогда и присовокупил, говоря: побеждай благим злое. Это и есть победа. Ведь и боец удачнее одерживает победу не тогда, когда подвергает себя ударам противника, но когда приводит себя в такое положение, что противник принужден тратить силу на воздух. Таким образом, он не только сам спасается от ударов, но и истощает всю силу противника».

Сила слов

Слова имеют неизмеримое значение. Словами Бог смог создать Вселенную и все в ней. Когда вы говорите «Я есмь», это не может быть сказано никем другим, кроме вас. Вы есть «Я Есмь», и это ваша настоящая личность. Произнося «Я Есмь», вы объявляете о присутствии Бога внутри себя. И вы создаете свою судьбу и рок судьбы, выбирая слова, которые вы прикрепляете к этому «Я Есмь». Помните, что бы вы ни присоединили к «Я Есмь», вы становитесь этим. Оно обладает силой и способно освободить вас, если вы знаете, как его использовать. Примите тот факт, что вы вдохновенные, любящие, гармоничные, искренние, счастливые и сильные. Сила этих слов воскресит в вас те качества, которые оставались спящими, пока вы пытаетесь бороться за свое выживание.

Утверждения настолько сильны именно по этим причинам. Создание утверждений, которые придают вам силы быть тем, кем вы желаете быть, и чувствовать то, что вы желаете чувствовать, создает позитивную энергию и продвижение вперед. Когда мы жалуемся, мы фактически подтверждаем и привлекаем соответствующую энергию с той же силой, как мы призываем позитивную энергию через оптимистичные, радостные слова.

Феофан Затворник учил, что человек местью лишает Бога шанса на возмездие и берёт на себя грех

Святитель Феофан Затворник предлагал разобрать цитату из Священного Писания ещё и в другом смысле. Он считает, что цитатой из Ветхого Завета апостол Павел усиливает свой призыв не отвечать злом на зло:

асвасдам что значит выражение. Смотреть фото асвасдам что значит выражение. Смотреть картинку асвасдам что значит выражение. Картинка про асвасдам что значит выражение. Фото асвасдам что значит выражение
Феофан Затворник считал людское отмщение препятствием для Божественного возмездия

«Уже говорил, чтоб не воздавали злом за зло: что и значит не отмщать за себя. Что же значит новое внушение не отмщать за себя? Или повторение того же для усиления заповеди; потому что отмщение так соблазнительно и такою благовидностию прикрывается, что и не считается грехом, — а между тем случаи к тому в житейских столкновениях очень часты. Этим повторением напоминает Апостол быть внимательными, не прорвалось бы как чувство или дело мщения».

В то же время видно, что Феофан Затворник сталкивается с определёнными трудностями. Он будто бы обнаруживает во фразе апостола Павла призыв к смирению, но не может этого утверждать. Святитель пишет осторожно, напоминая, что он только предполагает:

Наконец, святитель считает, что фраза может быть достаточно ёмкой, чтобы вместить разные смыслы. Но главное в ней — обещание суда Божьего и Его возмездия:

«То или другое намерение припишем Апостолу, более всего должно обратить внимание на выставляемое здесь побуждение к неотмщению, именно — предание дела суду Божию. Отмщающий считает дело свое правым и, отмщая, держит ту мысль и то чувство, что стоит за правду. Пресечение отмщения кажется ему будто отступлением от правды. Апостол делает отвод этому помышлению, говоря как бы: правда ничего от твоей уступчивости не потерпит. Есть отмститель правды — Бог. Предай дело отмщению Божию; Он воздаст, если должно. Это и значат слова: дадите место гневу, — гневу Божию, то есть праведному Его воздаянию: ибо у Бога нет гнева, а есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему. Так толкует святой Златоуст: “Чьему гневу должны мы дать место? Божию”».

Феофан Затворник уверяет, что Господь жаждет отмщения не меньше чем тот, кого обидели. Так что мы вполне можем доверить Всевышнему возмездие:

«И как обиженный всего более желает видеть сие, дабы насладиться мщением; то Бог даст то самое в большей мере. И если ты сам не отмстишь, то Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит Апостол, предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу! Ту же мысль выражает несколько сильнее и блаженный Феофилакт: “дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас”».

А вот от самостоятельного отмщения святитель предостерегает. Он сообщает, что если ты решишь сам за себя отомстить, то рассчитывать на возмездие Божие уже не придётся:

«”Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже?” — Экумений прибавляет: “если ты сам отмстишь за себя, то гнев Божий, пришедши, не будет иметь, что воздать обидевшему, потому что ты наперед уже взыскал с него”».

«А Амвросиаст наводит даже на такую мысль, что гнев Божий, пришедши, найдет, что ты, взявшись стоять за правду, преступил меру правды, взыскав более должного, паче меры, и, вместо воздаяния обидевшему тебя, тебе воздаст за излишек взыскания, допущенный тобою. А что это возможно, можешь судить по свойству гнева, всегда стоящего в содружестве с отмщением. Гнев никогда праведной меры не соблюдает, а всегда забирает выше меры. Почему апостол Иаков и написал: гнев мужа правды Божией не соделовает (ср.: Иак. 1, 20). Амвросиаст именно пишет: «для сохранения союза мира Апостол убеждает воздерживаться от гнева, потому особенно, что в гневе нельзя не погрешить: ибо движимый гневом обычно взыскивает более, нежели сколько требует неправое дело, — чем и себе самому причиняет вред, оказываясь неправым по причине несоразмерного взыскания, и обидевшего делает худшим, тогда как снисходительностию мог бы исправить его».

Месть — пагубный поступок для христианина, только Бог вправе совершать отмщение

В конце Фефоан Затворниек подводит итог. Если позволить себе гнев, то под образом праведности сам совершишь пагубный поступок:

«Почему премудрый Соломон учит: не буди правдив вельми… есть праведный погибали в своей правде (ср.: Еккл. 7, 17, 16): ибо когда гнев обдержит нас, находит в нас место враг и, под благовидностию правды, внушает неправое и пагубное».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ГЛАГОЛЪ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Наши предки говорили о себе не «Я», а «Аз» и это писалось следующим образом —

Источник

«Мне отмщение и Аз воздам»: Почему мы не имеем права сами мстить обидчикам – отец Андрей Ткачёв

Всем людям свойственно желать отмщения своим обидчикам, но в Священном Писании есть явное указание, почему для христиан месть недопустима. Только это совсем не толстовское «непротивление злу силой» или либеральный пацифизм. А что же тогда? Ответ – в сегодняшней части цикла бесед об Апокалипсисе известного православного пастыря и проповедника, протоиерея Андрея Ткачёва.

Перед нами открытая Книга Откровения – открытый Апокалипсис. Собственно, «Апокалипсо» и есть «открывать». И мы, помня слова этой Книги «блажен читающий и слушащие слова пророчества Книги сей», пытаемся по капельке эту живую влагу впитывать, чтобы нам было хорошо. Чтобы мы хоть что-то понимали правильно и, возможно, исправили свою жизнь.

Сегодня прочтём очень интересную вещь из шестой главы Апокалипсиса, а именно – о том, как на исторический процесс реагируют души убиенных за Слово Божие и за свидетельства Иисуса. Мы верим, что души бессмертны, прямых доказательств этого в Писании достаточно. И в Ветхом Завете: например, воскрешение мёртвых пророками Илией и Елисеем, и в Новом Завете, например, воскрешённые молитвою апостолов. О бессмертии душ говорит и притча о богаче и Лазаре. И вот ещё одно очень яркое свидетельство – из Апокалипсиса:

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

То есть молитвенный голос мучеников, убиенных за Имя Христово, за свидетельство Божие, обращённый к Богу (а обращение к Богу – это всегда молитва), заключён в вопрос: доколе Ты, Владыка Святой и Истинный, не мстишь за кровь нашу, пролитую на Земле? Здесь мы не видим никакого «всепрощения», о котором говорил Иван Карамазов, когда утверждал, что если убийца с убитым встретятся в Царстве Божием и обнимутся по-братски, то такой «билетик Божий» я отвергаю, такого мира не принимаю.

Видимо, Иван Карамазов не дочитал до этих слов в Апокалипсисе, наглядно демонстрирующих, что нет этой благодушной картины. Души убиенных взывают о справедливом суде над кровопийцами и кровопроливцами. И это, в общем-то, правильно, это одна из Божиих идей, Божественного возмездия, Божественной справедливости. Мы же часто возмущаемся: а что же нам, убийц прощать? Имейте в виду, конечно, многое может быть не прощено. И если вы даже не читали Святую Библию, но читали, например, «Анну Каренину» Льва Толстого, то помните эпиграф из Книги Второзакония: «Мне отмщение и Аз воздам». Что означает слова Господа: «Я отомщу», а вы не лезьте. И апостол Павел об этом же говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божиему».

То есть отмщение будет так или иначе, только если ты сам полезешь мстить за себя, то закроешь двери Богу для праведного суда, и уже тебе вменится то, что ты сделал. Твоя месть зачтётся тому, кто пострадает от тебя, а тебе зачтётся грех, потому что ты нетерпелив и злопамятен. Но если потерпишь и подождёшь, зная, что Он есть и Он сделает, тогда откроешь двери, чтобы Господь совершил свой праведный Суд.

Примерно так говорится и в Апокалипсисе, квинтэссенции всего Ветхого Завета. В нём масса ветхозаветных образов, он собирает воедино, фокусирует эти все лучи в одну точку в части справедливости, гнева, страха, возмездия, наказания. Казалось бы, образ доброго Иисуса, который мы видим на страницах Евангелия, стирает всё остальное. Но это только от поверхностного чтения. Потому что сам Христос довольно жёсток. Достаточно одних Его слов, которые Он обещает нам сказать на Страшном Суде, тем, что окажутся слева: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его».

Слышите? Это Он сказал. И таких слов у Него много. Как мы читали в Евангелии в минувшее воскресенье: «Свяжите ему руки и ноги и выкиньте его во тьму кромешную. Там будет плач и скрежет зубов». И это Иисус сказал. При всей своей доброте. И слава Богу, и так и надо. Другого Иисуса я даже и не знаю, и не знал, и не хочу знать. Он – Царь, купивший своей кровью наше вечное искупление, и Он имеет право говорить всё, что хочет. А злобы Он не хочет.

И вот из Апокалипсиса мы видим, что святые – не «толстовцы», не «махатмагандисты». Они говорят: доколе не наступит вот это справедливое возмездие, доколе гордиться будет тот, у кого руки в крови, доколе человек, который ежедневно совершает преступления, будет думать, что Ты не видишь. И в псалмах об этом говорится: Он не видит, Он забыл, Ему нет дела до этого. Но мы-то знаем, что Ты видишь, что не всё так, как нам кажется. Всё гораздо жёстче. Готовьтесь к тому, что всё гораздо жёстче.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *