айкью 132 что это значит
Уровни IQ и их расшифровка
Понятие IQ, или уровень интеллекта, знакомо каждому человеку. Этот показатель определятся при помощи специальных тестов, которые проводят в школах, вузах и на работе. Для разного возраста используются тесты различного уровня сложности, но общий принцип у них один и тот же.
Содержание:
Что такое уровень IQ
Тест определяет уровень интеллекта конкретного человека по сравнению со среднестатистической персоной – человеком такого же возраста и развития. По сути, показатель ай-кью отражает соответствие интеллекта некоему среднему (нормальному) уровню.
Основоположником методики для определения уровня IQ стал француз Альфред Бине, а первые тесты для подсчета коэффициента интеллекта разработал немецко-британский психолог Ганс Айзенк.
Расшифровка уровней IQ
Коэффициент интеллекта | Краткое описание |
---|---|
141 и выше | В эту категорию попадает всего 0,2% человечества. Именно они являются двигателями научно-технического прогресса и создателями шедевров искусства, которыми восхищается весь мир. Среди них – Билл Гейтс, Стивен Хокинг, Пол Аллен, Гарри Каспаров, Альберт Эйнштейн, Арнольд Шварценеггер. |
131-140 | Эти цифры по результатам тестов показывают около 2,5% людей. Человек с таким уровнем умственных способностей достигает значительных успехов в выбранной сфере. |
121-130 | Только шесть процентов населения обладает таким ай-кью. Они успешно заканчивают вуз (чаще всего не один) и строят карьеру, достигая значительных высот. |
111-120 | Таким уровнем IQ может похвастаться не более 12% человечества. Эти люди обладают большой тягой к знаниям, трудоспособностью и целеустремленностью. |
91-110 | Около половины населения земного шара имеют именно такие показатели. Обычно люди с таким уровнем IQ заканчивают вузы и строят карьеру до уровня менеджера среднего звена или узкого специалиста. |
81-90 | Низкий уровень интеллектуальных способностей. Такие люди чаще всего работают в сферах, где используется физический, а не умственный труд. |
71-80 | Пограничная форма умственной отсталости, при которой ребенок может учиться как в обычном учебном заведении, так и в специальной школе. |
51-70 | При таком уровне ай-кью ребенок способен учиться в специализированном учебном заведении. Во взрослом возрасте такие люди являются дееспособными и практически полностью интегрируются в общество. |
20-50 | Люди с таким IQ страдают средней формой умственной отсталости. Они не могут учиться, но способны позаботиться о себе. Чаще всего живут с опекунами. |
Ниже 20 | Интеллектуальное развитие ниже 20 баллов по шкале IQ свидетельствует о глубокой умственной отсталости. Такие люди не способны к обучению и не могут заботиться о себе. |
От чего зависит IQ
Важно помнить, что IQ определяет не интеллектуальные способности, а скорости процессов мышления. А они зависят, в большей степени, от психологических качеств и физиологических характеристик человека.
Чтобы хорошо решить задания теста, человеку важно:
Интеллект зависит от наследственности и социальной среды, при этом вклад генов составляет, по оценкам ученых, от 40% до 80%. В разные времена предпринимались попытки отыскать зависимость айкью от национальной принадлежности, пола и других физиологических данных, но все они не увенчались успехом.
Статистика свидетельствует, что у жителей развитых стран средний ай-кью выше. На него влияют такие факторы, как доступность образования, разнообразие и качество питания, уровень медицинского обслуживания.
Уровень интеллекта меняется с возрастом. Наивысший пик наблюдается около 26 лет, после чего тестирование показывают снижение результата.
Можно ли повысить уровень ай-кью? Хорошие результаты дает выполнение заданий на развитие логики, памяти, внимания, аналитического мышления. Для этого можно решать кроссворды, играть в шахматы или покер, изучать иностранные языки, читать художественную литературу, изучать точные науки.
Позитивное воздействие на мозг оказывает классическая музыка, хэви- и металл-рок, что подтверждается рядом исследований. Однако хип-хоп и R’N’B, по мнению ученых, снижают скорость мыслительных процессов.
Результат прохождения теста ай-кью во многом зависит от самочувствия человека. Уровень интеллекта снижается от плохого состояния здоровья, усталости, волнения, спешки. Для поддержания высокой мозговой активности важно вести здоровый образ жизни и следить за состоянием организма.
Какой средний IQ человека
Большинство людей имеют уровень ай-кью около 100-120 баллов. Чтобы получить такой IQ, нужно выполнить половину заданий теста, причем неважно каких именно.
Для детей 10-12 лет используются одни варианты тестов, для подростков от 12 лет и взрослых – другие. Чтобы выполнить задания, испытуемому дается 30 минут.
Какой IQ у нормального человека?
Айкью выше 140-150 баллов зафиксирован у выдающихся ученых и исследователей, знаменитых писателей, актеров и музыкантов. Именно эти люди совершают научные и технологические открытия, пишут бестселлеры, создают «звездные» киноленты и музыкальные шедевры.
Уровень IQ 200 баллов и выше – редчайшее явление. В тройке «лидеров» на сегодняшний день:
Ай-кью ниже 70 баллов свидетельствует о задержке умственного развития.
Что на самом деле показывают результаты тестов на интеллект.
Допустим у одного человека уровень IQ = 100, а у второго 130. Будет ли это означать, что первый умнее и добьется в жизни больших успехов?
Для начала нужно понять, что такое IQ. Это количественная оценка интеллекта человека.
Ввёл это понятие немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году, а первый тест изобрел Альфред Бине и предназначен он дал для детей, чтобы диагностировать задержку развития.
Лишь люди с высоким IQ добиваются успехов и становятся велики людьми? Это не правда, сам Айзенк это понимал, в предисловии к тестам он писал: «помните, чтобы добиться успеха, нужна мотивация и настойчивость».
Экономист и научный сотрудник университета штата Огайо Джей Загорский провел тест, в ходе которого выяснилось что денег больше у людей, у которых IQ=100 и меньше у тех, у кого 120. Долг в банке больше у кого 100 и меньше у кого 75. Это доказывает, что IQ совершенно никак не влияет на благосостояние человека.
Некоторые исследования показывают, что чем меньше IQ, тем больше вероятность того что человек станет преступником. На самом деле нет. Это лишь означает, что у такие преступники чаще были пойманы.
Существует всемирная организация, под названием Менсо, в нее входят люди с самым высоким уровнем интеллекта, что они делают? Просто иногда собираются вместе. Они не управляют миром и не делают научных сенсаций. Безусловно, туда входят и великие умы современности, но и так так же обычные люди, работающие на обычных местах.
«В нашем университете работает очень много умных профессоров, но вы не увидите на стоянке ни одного Rolls-Royce» (c) Джей Загорский
Простите за мое занудство. Но это опечатка? Или я не слишком умен
Допустим у одного человека уровень IQ = 100, а у второго 130. Будет ли это означать, что первый умнее и добьется в жизни больших успехов
З.Ы. Айзенка проходил в 17 или 18 лет, 163 или 168, не помню. Один ответ указал не правильно, но верно решил задачу, механическая ошибка.
Звучит как оправдание.
Заинтересовался. Начал проходить тест на https://brainapps.ru/iqtest
Надоело на средине. Резюме:
И этим люди пытаются как то оценить интеллектуальные способности?
Близко не лежало с оценкой гармонично развитого человека.
Умного, чувствующего, доброжелательного, творческого и пр. и пр.
Давайте уже другой тест, типа Полиграфа или ещё чего придумайте.
Генетическое различие: есть ли связь между расой и уровнем интеллекта
Основатель современной генетики и первооткрыватель ДНК Джеймс Уотсон вновь заявил о различии в интеллекте между афроамериканцами и европеоидами, назвав его «генетическим». В ответ его лишили всех почетных званий, а научное сообщество выразило недоумение и недовольство словами ученого.
Девяностолетний американский биолог Джеймс Уотсон может считаться одним из самых значительных ученых ХХ века: в 1953 году он вместе с Фрэнсисом Криком расшифровал структуру ДНК, за что в 1962-м был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Получив мировое признание, Уотсон встал у руля Лаборатории Колд-Спринг-Харбор — ведущего исследовательского центра в области молекулярной биологии и генетики, расположенного в штате Нью-Йорк, США. Ученый руководил лабораторией до 1994 года, после чего стал ее президентом и канцлером. Кроме того, Уотсон также руководил проектом «Геном человека» (целью которого было определить полную последовательность нуклеотидов в человеческом геноме) и стал вторым человеком в истории науки, чью совокупность генов удалось полностью расшифровать.
Однако впоследствии дела именитого ученого становились все хуже и хуже, причиной чему послужили его собственные неосторожные высказывания. В интервью газете The Sunday Times, беседуя о будущем Африки, он заявил: «Я вижу мрачные перспективы для Африки, потому что вся наша социальная политика основана на факте, что их интеллект такой же, как наш, в то время как все исследования показывают, что это не так». Более того, он добавил, что, несмотря на желание равных условий для всех ученых, «люди, которым приходится иметь дело с чернокожими сотрудниками, считают, что это неправда». Несмотря на то что Уотсон извинился за свои слова, в 2007 году Лаборатория Колд-Спринг-Харбор отстранила его от работы и лишила всех административных обязанностей, оставив лишь формальное звание заслуженного канцлера учреждения.
Долгое время ученый не появлялся на публике, и лишь в 2014 году стало известно, что он продал свою нобелевскую медаль на аукционе из-за травли в научной среде, став первым лауреатом в истории, чья награда ушла в частные руки при его жизни. После этого об ученом все будто забыли, пока Уотсон сам не напомнил о себе, вновь вызвав шквал критики. Причиной тому стал документальный фильм «Понять Уотсона» телекомпании PBS, в котором биолога спросили, изменились ли его взгляды в отношении связей между расой и интеллектом.
«Нет, нисколько. Я хотел бы, чтобы они изменились, чтобы появилось новое знание, которое скажет нам, что воспитание гораздо важнее природы. Но я не вижу никаких новых сведений. А разница в средних результатах тестов IQ между афроамериканцами и европеоидами есть. Я мог бы сказать, что это генетическое различие», — ответил он.
Через неделю после выхода интервью Лаборатория Колд-Спринг-Харбор заявила, что окончательно лишила именитого генетика звания заслуженного канцлера. Признав его значительный вклад в науку, в лаборатории отметили, что заявления, сделанные в фильме, «коренным образом расходятся с нашими целями, ценностями и политикой», а потому они вынуждены свернуть любые формы сотрудничества с ученым.
Несмотря на то что еще в 2007 году, высказывая свои извинения, Уотсон заявил, что не знает каких-либо научных оснований для таких убеждений, работы по определению связи расы и интеллекта, конечно, проводились, и зачастую они получали огласку на фоне вопроса о равных условиях для исследователей всех рас и вопроса о малом числе афроамериканских ученых.
Афроамериканцы в науке
Афроамериканский астрофизик, доктор наук и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson) уже не раз заявлял о том, что современная система не предоставляет равных возможностей для всех, кто желает заниматься наукой, и об этом нужно задуматься в первую очередь, «прежде чем мы начнем говорить о генетических различиях».
Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон / © Craig Barritt
Это неравенство начинается с системы образования, где студенты из числа расовых меньшинств не представлены в естественных науках и где возможности для обучения по-прежнему ограничиваются по расовому, гендерному и социально-экономическому признакам. В прошлом году в 11 штатах ни один афроамериканский студент не сдал экзамен AP Computer Science. В совете колледжа этому удивлены не были, заявив, что на компьютерных курсах исторически доминировали студенты мужского пола европеоидной расы. В 2011 году семь процентов учащихся школ Калифорнии были афроамериканцами, а 51% — латиноамериканцами. Тем не менее лишь один процент студентов AP Computer Science были афроамериканцами, только 7% — латиноамериканцами. Эти статистические данные подчеркивают значительное несоответствие между системами образования в разных областях и сообществах. Хотя определенные успехи в расширении возможностей людей разной расы все же были достигнуты, за последние 20 лет участие в областях STEM (наука, технология, инженерия и математика) среди афроамериканских студентов значительно сократилось, в то время как интерес среди других этнических групп в этих областях увеличивался с 2001 года. Это означает, что афроамериканцы стали группой, наименее вовлеченной в области STEM. Похожая статистика — и в биомедицинских науках: здесь на долю афроамериканцев приходится всего полтора процента заявок на гранты в национальные институты здоровья.
© CS Education Statistics
Примечательно, что со времени основания Нобелевской премии (1901 год) единственным лауреатом-афроамериканцем стал экономист из Сент-Люсии, профессор экономики Принстонского университета сэр Уильям Артур Льюис, который в 1979 году получил премию в области экономики за «новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Включая Льюиса, лауреатами Нобелевской премии стали 15 чернокожих, 11 из которых получили Нобелевскую премию мира, а трое были удостоены высшей награды в области литературы.
Однако считать, что среди деятелей науки не было афроамериканцев, конечно, ошибочно. Миру известно много ученых этой расы: химик Перси Джулиан, который первым синтезировал физостигмин, применяющийся при лечении глаукомы; Дэвид Блэкуэлл, внесший значительный вклад в теорию игр и теорию вероятностей, который дал свое имя теореме Рао — Блэкуэлла; Мари Мейнард Дейли, изучавшая синтез белка, связь между холестерином и гипертонией и усвоение креатина мышечными клетками; Патришия Бат, которая изобрела метод лечения катаракты с помощью лазера; Эрнест Эверетт Джаст — основным наследием которого считается признание фундаментальной роли клеточной поверхности в развитии организмов; а также упоминавшийся уже Нил Деграсс Тайсон и физик-теоретик Клиффорд Джонсон, интервью с которым вы можете прочитать в предыдущем номере журнала Naked Science.
Что касается результатов обучения, сегодня афроамериканцы действительно получают более низкие оценки, чем европеоиды в тестах на лексику, чтение и математику, а также по некоторым тестам по измерению способности к учебе и интеллекта. Этот разрыв появляется до того, как дети попадают в детский сад, и сохраняется во взрослом возрасте. Однако исследователи уверяют, что этот показатель не должен считаться неизбежным фактом природы. Разрыв немного уменьшается, когда дети обеих рас посещают одни и те же школы, и незначительно сокращается, когда две семьи имеют одинаковое число школьников, равный доход и благосостояние. Но, несмотря на бесконечные предположения, никто так и не нашел генетических доказательств того, что врожденные интеллектуальные способности афроамериканцев меньше, чем у европеоидов. Вместе с тем очевидно, что устранение пробела в тестах потребует огромных усилий науки и, вероятно, коснется более одного поколения.
Ученые еще не определили большинство генов, которые влияют на эффективность теста, поэтому сейчас у нас нет прямых генетических доказательств врожденных когнитивных различий между представителями двух рас. Но за ХХ век исследователи накопили достаточное количество косвенных подтверждений. Большинство из них показывают, что жизнь детей в «афроамериканской» или «европеоидной» среде оказывает большее влияние на результаты их тестов, чем число африканцев или европейцев в их семейном генеалогическом древе.
Химик Перси Джулиан первым синтезировал физостигмин, применяющийся при лечении глаукомы / © The Black Inventor Online Museum
В 1969 году американский психолог и профессор Калифорнийского университета в Беркли Артур Роберт Дженсен (Arthur Robert Jensen) в журнале Harvard Educational Review опубликовал статью под названием «Насколько мы можем повысить IQ и школьную успеваемость?», где заключил, что программа Head Start Program, направленная на повышение уровня IQ среди афроамериканских детей, провалилась в основном из-за того, что 80% вариаций IQ, по его собственным оценкам, связаны с генетическими факторами, а всего 20% — с факторами окружающей среды. Публикация вызвала широкий общественный резонанс и была принята противоречиво.
В 1978 году Джон Узо Огбу (John Uzo Ogbu), нигерийско-американский антрополог и профессор, который занимался связью расы и интеллекта и ролью расовых и этнических различий в образовательных и экономических достижениях, предположил, что кастообразные меньшинства во всем мире, как правило, плохо учатся в школе и демонстрируют низкие баллы IQ, даже если визуально неотличимы от большинства. Также он пришел к выводу, что некоторые чернокожие ученики демонстрировали плохие результаты, потому что среди сверстников высокие достижения как бы расценивались «поведением европеоидов». Позже исследователи Джефф Ховард (Jeff Howard) и Рэй Хаммонд (Ray Hammond) добавили еще один важный момент к этому аргументу, предположив, что академическая компетентность развивается частично благодаря конкуренции и что «слухи о неполноценности» заставляют афроамериканцев неохотно конкурировать в учебе. Эту мысль подтверждает и бывший сотрудник Калифорнийского университета в Беркли, а ныне профессор психологии в Стэнфордском университете Клод Стил (Claude Steele), утверждая, что люди всех рас избегают ситуаций, в которых они могут подтвердить негативные стереотипы о самих себе, даже зная, что стереотип к ним не применим.
Джон Узо Огбу / © Urbanareas
Реакция на заявления Уотсона
Доктор наук и сотрудник Рокфеллеровского университета Андреа Моррис (Andrea Morris), выступившая в роли научного консультанта при создании фильма, реагируя на заявления Уотсона, уже заявила, что, будучи афроамериканским ученым, «хотела бы считать, что доктор демонстрирует мнение меньшинства о том, кто может заниматься наукой и как должен выглядеть ученый».
По мнению генетика Гарвардского университета Дэвида Райха (David Reich), все обновляющиеся результаты изучения ДНК демонстрируют, что отдельные человеческие группы географически были давно разделены, а потому у них могли бы развиться некоторые генетические различия в познании и поведении. Вместе с тем в своей недавней книге «Кто мы и как мы здесь оказались» он решительно отвергает предположение Уотсона, что эти различия соответствуют давним стереотипам, поскольку они «по своей сути гарантированно ошибочны».
Другой известный генетик Роберт Пломин (Robert Plomin) утверждая, что природный фактор играет большую роль, чем социальный (воспитание, образование), отверг любые попытки к обоснованию средних расовых различий. По его мнению, существуют надежные методы изучения генетических и экологических причин индивидуальных различий, которые не могут быть применены для изучения причин средних различий между группами. В интервью газете New York Times директор Национальных институтов здравоохранения доктор Фрэнсис Коллинз (Francis Collins) сказал, что большинство специалистов в вопросах интеллекта уверены, что все различия между афроамериканцами и европеоидами в результатах IQ- тестов возникают главным образом из-за экологических, а не генетических причин. Он также добавил, что не знает никаких заслуживающих доверия научных работ, на которые мог бы опираться Уотсон.
В 2017 году Джеймс Уотсон выступал с лекцией в Санкт-Петербургском государственном университете / © СПбГУ
«Вызывает разочарование тот факт, что человек, который внес столь революционный вклад в науку, имеет такие научно необоснованные и вредные убеждения», — говорит Коллинз.
Ведущий генетик Вашингтонского университета Мэри-Клэр Кинг (Mary-Claire King), близко знакомая с доктором Уотсоном, предполагает, что в формировании представлений именитого биолога свою роль сыграла и расово однородная культура науки. По ее словам, если бы ученый знал афроамериканцев как своих коллег на всех уровнях, его нынешняя точка зрения была бы невозможна.
Доктор Джеймс Уотсон (справа) и один из первооткрывателей двойной спирали Фрэнсис Крик в 1953 году / © A. Barrington Brown, Gonville and Caius College/Science Photo Library
К сожалению, узнать, знаком ли Уотсон со всем этим списком мнений и исследований, пока невозможно, как и получить каких-либо комментариев от биолога относительно решения Лаборатории и прозвучавших заявлений: интервью состоялось в июне прошлого года, а в октябре ученый был госпитализирован после автомобильной аварии и до сих пор находится в больнице.
Однако, что бы он ни ответил по выздоровлении, кажется, что общественность вряд ли простит ему очередные подобные высказывания. Ясно одно: вне зависимости от того, считал ли Уотсон свои слова правдой или заблуждался в них, ему, возможно, следовало быть более осторожным и аккуратным в формулировках. В самом интервью доктор Уотсон не раз пытался объяснить собственные взгляды на вопросы расы и интеллекта, заявляя, что считает себя «продуктом эпохи Рузвельта», оставаясь уверенным в важности генов. Настолько, что причинил боль многим людям, о чем, по его словам, сожалеет.
О чем на самом деле говорит высокий IQ
Кто придумал IQ-тесты и как протестировать тех, кто жил давным-давно
Дин Кит Саймонтон профессор психологии в Калифорнийском университете в Дэвисе, член Американской психологической ассоциации, изучает человеческий интеллект и гениальность
Если у вас высокие результаты IQ-теста, как, например, у Квентина Тарантино, значит ли это, что у вас – великое будущее? Или же коэффициент интеллекта сам по себе ничего не гарантирует? Все слышали, что у гениев высокий IQ, но где граница между человеком с высоким интеллектом и подлинным гением? И что на самом деле означает высокий IQ?
IQ Квентина Тарантино — 160
Введите в поисковую строку «IQ гения», и вы получите довольно забавный перечень ссылок, в том числе на страницу «Двадцать знаменитостей, у которых IQ как у гениев». После разъяснения, что гении обладают IQ от 135 баллов и выше, вы увидите список звезд из самых разных областей и набранные ими баллы:
Последний результат особенно впечатляет. Как сказано на той самой странице, менее сотни человек в Соединенных Штатах имеют такой же показатель, как у Вудса.
К сожалению, на сайте ничего не говорится о том, какой именно тест проходили эти знаменитости. Определенно все десять должны претендовать на членство в Mensa — международной организации, объединяющей 2% населения планеты с самым высоким IQ. Обычно показатель варьируется в зависимости от конкретного теста, но для отнесения к этому «высшему обществу», как правило, достаточно получить 130–132 балла в стандартном испытании.
Но откуда вообще появилась эта цифра?
Как появились IQ-тесты: шкала Стэнфорд — Бине
Профессор Льюис Терман перевел их с французского на английский и протестировал большое количество детей, после чего создал методику, известную под названием «Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» 4 (Stanford-Binet Intelligence Scale). Это произошло в 1916 году.
Главной целью исследования было выявление по ряду показателей детей, которым может понадобиться обучение по индивидуальной программе. Потом Терман подумал: почему бы не изучить довольно большое количество детей, показавших результаты, близкие к высшим значениям шкалы, и не понаблюдать за ними в процессе взросления? Станут ли одаренные мальчики и девочки настоящими гениями?
Обязательно ли гениям иметь в детстве высокий IQ?
Терман протестировал сотни младших школьников. Именно тогда и возникло пороговое значение в 140 баллов. Очевидно, ученый не хотел набирать слишком большую группу: отслеживать успехи ее участников было бы сложнее. Понятно, что 2% самых умных людей в популяции составили бы группу в два раза больше, чем 1%. К тому же чем выше был порог, тем больше в группе могло оказаться потенциальных гениев. Так почему бы не снять сливки?
В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов.
Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили самые разные дополнительные тесты. Результатом эксперимента стал монументальный труд «Генетическое исследование гениальности» 5 (Genetic Studies of Genius) в пяти томах, выпущенных с 1925 по 1959 год. Последний том вышел уже после смерти ученого.
За его высокоинтеллектуальными подопечными — по крайней мере, за теми, что еще живы, — наблюдают до сих пор. В шутку их называют «термитами», имея в виду не насекомых, а созвучие с фамилией Терман.
А теперь плохие новости: ни один человек из этой группы не стал тем, кого принято считать неоспоримым гением. Невероятные интеллектуальные способности испытуемых трансформировались в весьма тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, ученых, инженеров.
Двое — Роберт Рю Сиарс и Ли Кронбах — стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами, но по известности они не сравнятся, конечно, с Иваном Павловым, Зигмундом Фрейдом или Жаном Пиаже, тремя несомненными гениями в истории психологии.
Более того, многие из «термитов» вообще не добились каких-то значительных интеллектуальных успехов. Их путь был связан не с окончанием университета или защитой кандидатской диссертации, а с получением профессий, для которых высшее образование вообще необязательно.
Дальше — больше. Из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились гораздо большего признания, чем умники-«термиты».
Это Луис Уолтер Альварес, один из самых блестящих физиков-экспериментаторов двадцатого века. Работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году.
А Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в «термиты», в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами, а позже основал Shockley Semiconductor Laboratory — лабораторию полупроводников своего имени в Кремниевой долине, которая тогда еще так не называлась.
Так кому вообще нужны эти тесты?
Как узнать IQ тех, кто жил до изобретения теста?
В начале я предложил погуглить знаменитостей с высоким IQ. Все они на момент поиска были живы и, вероятно, прошли какой-то из вариантов теста. Однако зачастую среди результатов всплывают и совершенно невероятные: например, уровень IQ людей, скончавшихся до того, как тест был изобретен.
Вот какой список я обнаружил на одном сайте:
Гениальные творцы прошлого превзошли прославленных талантов настоящего. Но откуда вообще взялись эти результаты? Все перечисленные светила скончались задолго до 1905 года, времени создания первого IQ-теста!
Удивительно, но показатели IQ давно умерших тесно связаны с показателями IQ «термитов» Термана. И вот почему.
Набросать список — проще простого. Сейчас для этого достаточно набрать в Google «знаменитые ученые» или «известные художники» (кстати, попробуйте). В доинтернетовскую эпоху Кэтрин Кокс вела поиск в биографических словарях и других справочниках. Ей повезло — она нашла уже опубликованный список, из которого выписала самых известных: 192 творца и 109 исторических лидеров — итого 301 персону.
Несомненно, ее список содержал знаковые фигуры западной цивилизации. Помимо семи вышеупомянутых личностей это были Исаак Ньютон, Жан-Жак Руссо, Мигель де Сервантес, Людвиг ван Бетховен и Микеланджело, а также Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, Авраам Линкольн и Мартин Лютер — в общем, те, кто потом удостоился обширной биографической статьи в Википедии.
Как же можно было посчитать IQ этих гениев прошлого?
Однако в то время IQ буквально понимался как «коэффициент интеллекта» и вычислялся элементарно: психологический возраст ребенка делился на его фактический возраст, а полученный результат умножался на сто.
Психологический возраст определяли с помощью выполнения интеллектуальных задач, соответствующих разным возрастам. Таким образом, если пятилетка справлялся с заданиями для десятилеток, его IQ был равен 200 (10 / 5 * 100). Все очень просто, не так ли?
Показатели IQ известных людей: все честно?
Терман применил этот метод к раннему интеллектуальному развитию одного из своих кумиров — Фрэнсиса Гальтона, ученого, который самым первым начал изучать гениальность.
Малыш Гальтон, видимо, понимал, что умеет слишком много для своих лет, и это понимание само по себе может считаться признаком зрелого психологического возраста.
Вся биография ученого убеждала Термана в том, что IQ Гальтона был близок к 200, а психологический возраст почти вдвое превосходил фактический.
Кокс применила тот же подход к историческим деятелям своего списка, несколько усовершенствовав методику. Она совместила события жизни и показатели интеллектуального роста из разных биографических источников и на их основе вывела независимые показатели IQ.
Исследовательница не только рассчитала IQ, но и привела биографические факты, на которых строилась оценка. Таким образом, читатели сами могли делать выводы. Например, психологический возраст Джона Стюарта Милля, как и Гальтона, был примерно вдвое выше фактического. Не верите? Вот факты.
Милль не только достиг выдающихся успехов в учебе, но и в шесть с половиной лет написал историю Рима. В каком возрасте большинство людей обычно пишут историю Рима или что-то подобное?
Поскольку все внесенные в список гении уже были ранжированы по количеству ссылок на них в справочных изданиях, Кокс без труда соотнесла уровень IQ с положением в перечне — естественно, в обратном порядке. Она получила статистически значимую корреляцию. Более того, выводы Кокс после их публикации в 1926 году были подтверждены множество раз.
Именно поэтому достижения и успехи стали прочно ассоциироваться с высокими показателями IQ. Но, разумеется, из этого правила есть исключения. О них – в следующий раз.
1 American Heritage Electronic Dictionary. Boston : Houghton Mifflin, 1992.
2 Terman L. M. Mental and Physical Traits of a Thousand Gifted Children. Stanford, CA : Stanford University Press, 1925.
3 Binet A., Simon T. Méthodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux // L’Année Psychologique. 1905. № 12. Р. 191–244.
4 Terman L. M. The Measurement of Intelligence : An Explanation of and a Complete Guide for the Use of the Stanford Revision and Extension of the Binet-Simon Intelligence Scale. Boston : Houghton Mifflin, 1916.
5 Terman L. M. Genetic Studies of Genius (5 vols). Stanford, CA : Stanford University Press, 1925–1959.
6 Ericsson A., Pool R. Peak : Secrets from the New Science of Expertise. Boston : Houghton Mifflin Harcourt, 2016.
7 Robinson A., Simonton D. K. Catharine Morris Cox Miles and the lives of others (1890–1984) // A Century of Contributions to Gifted Education : Illuminating Lives / Еds. by А. Robinson, J. L. Jolly. London : Routledge, 2014. Р. 101–114.
8 Terman L. M. The intelligence quotient of Francis Galton in childhood // American Journal of Psychology. 1917. № 28. Р. 210.
9 Binet A., Simon T. The development of intelligence in the child // The Intellectually Gifted : An Overview / Еds. by W. Dennis, M. W. Dennis. New York : Grune & Stratton, 1908. Р. 13–16.
10 Cox C. The Early Mental Traits of Three Hundred Geniuses. Stanford, CA : Stanford University Press, 1926. P. 707–709.