бакенщик кто это такой

Значение слова «бакенщик»

бакенщик кто это такой. Смотреть фото бакенщик кто это такой. Смотреть картинку бакенщик кто это такой. Картинка про бакенщик кто это такой. Фото бакенщик кто это такой

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БА’КЕНЩИК, а, м. (спец.). Рабочий-сторож при ба́кене.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ба́кенщик

1. тот, кто обслуживает бакены ◆ Будка бакенщика ничем не отличалась от сотен других, поставленных вдоль берегов многоводной, но всё ещё пустынной северной реки. П. П. Бажов, «Через межу», 1934 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Старый бакенщик около мелей и перекатов расставляет по реке красные и белые бакены. Е. И. Чарушин, «Верный Трой», 1930–1950 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

бакенщик кто это такой. Смотреть фото бакенщик кто это такой. Смотреть картинку бакенщик кто это такой. Картинка про бакенщик кто это такой. Фото бакенщик кто это такойПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова шредер (существительное):

Синонимы к слову «бакенщик&raquo

Предложения со словом «бакенщик&raquo

Сочетаемость слова «бакенщик&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «бакенщик&raquo

– Что, – сказал бакенщик изменившимся голосом. – Выкинули с корабля, так?

Навсегда остались в её памяти бесчисленные города, деревни, перекаты, пристани, очертания берегов, избушки бакенщиков.

– Мне ещё три огня, – пробормотал бакенщик. – Припозднился сегодня, ой… Пошли! Ну!

Синонимы к слову «бакенщик&raquo

Сочетаемость слова «бакенщик&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Бакенщик и река

Его несколько раз вызывали в областной центр, где задавали один и тот же вопрос: откуда, мол, взял, что «великий и могучий» не в столь отдаленном будущем, ждет столь незавидный конец. На что Михаил всегда уклончиво отвечал, что видение мол такое было и еще говорил о том, что в конце семидесятых годов на южных рубежах огромной страны начнется долгая и кровопролитная война, и будет продолжаться вплоть до конца двадцатого века, войну, эту начнет недальновидное советское руководство, но не выдержав долгого марафона, Советский Союз почти через десять лет, будет вынужден выйти из неё, что послужит началом его собственного распада. Работники идеологического отдела КГБ слушали его и никак не могли взять в толк, о чем это он говорит. Но когда его предсказания в отношении начала Афганской войны и даты кончины бывшего генсека Брежнева сбылись, его зауважали и начали внимательно прислушиваться к его «пророчествам». Изолировать его не имело смысла, ибо он все равно жил в глухой деревне, куда почти никто не ездил…

Жизнь продолжалась, и к полуграмотному, имевшему лишь начальное образование бакенщику, в перестроечные годы потянулись посланцы различных нарождающихся политических партий. Очевидно, произошла утечка информации из анналов КГБ. Все эти эмиссары жаждали исключительно одного – конкретики, причем сиюминутной, и поэтому почти всегда уезжали домой сильно разочарованными…

И вот настало время «Ч», и Советский Союз через три месяца после августовского путча девяносто первого года приказал долго жить. Началась новая эпоха, эпоха полного разброда и нравственного одичания, ставшая следствием произошедшей криминальной революции и смены общественно политического строя. Про старого бакенщика забыли, ибо появилось много таких, кто делал астрологические и другие прогнозы за большие и очень большие деньги. И когда началась Чеченская война, никто даже не захотел слушать о том, что война эта продлится с перерывами почти двадцать лет, что в 1999 году к власти придет новый премьер, и через год с небольшим, станет президентом; о том, что между Россией и США вновь начнется конфронтация, случится война на Украине и что будет великая война между Востоком и Западом…

Старый бакенщик был мудр и никогда не кичился своими великими знаниями, данными ему от Бога. Он просто знал то, что другие не могли знать и купить ни за какие деньги. Он был великим человеком, хотя всю жизнь занимался, казалось, очень простым делом – зажиганием огней установленных на бакенах. Михаил знал законы истечения причин и следствий, потому что был посланником из будущего, которого так боялось и не понимало, подавляющее большинство из современников. Собственные дети и внуки тоже его не понимали, считая старым чудаком не от мира сего. Но прошло время после его ухода из жизни, и один из оборотистых столичных журналистов написал о Михаиле книгу, вопреки утверждениям скептиков, ставшую одним из бестселлеров своего времени. О нем узнали не только в России, но и далеко за её пределами, потому что она была переведена на многие языки народов мира…

Ценность человека не всегда можно выявить сразу, потому как не все то золото, что блестит. Очень часто тот, кто при жизни просто жил и не пытался выделиться, слывя чудаком и неудачником, на поверку оказывался человеком недюжинных способностей и необычного Божественного дара, иногда почти незаметного со стороны. Таким и был старый бакенщик, за всю свою долгую жизнь дальше районного центра никуда не выезжавший. Но он познал при жизни великую тайну – тайну течения реки жизни, ибо сам всю свою жизнь проработал на реке. И пусть его давно уже нет среди людей, память о нем жива и до сих пор, потому что он сумел заглянуть туда, откуда пришли все те, кто жил, живет и будет жить после него, что есть самое главное. Потому что он не стяжал земного богатства, не искал славы, и не стремился к власти. Он был и навсегда остался примером простого неброского служения людям, не требуя взамен за свою любовь к ним совсем ничего…
15 ноября 1999года.

Источник

16. О родне и о себе. Работа бакенщиков

А теперь я расскажу, что же такое бакенщик, пост, перекат и вообще река. Я думаю, вряд ли кто из моих потомков вздумает вновь пойти работать по этой профессии. Если посмотреть на карту, то река смотрится в виде почти прямой полоски или линии. Если же посмотреть на карту в крупном масштабе, то река представится в виде змеи с разными ветками, отростками, и ширина её становится то шире, то уже. Самое глубокое место реки называется фарватером. Границы реки называют берегами. Если стать лицом вниз по течению реки, то правая рука покажет на правый берег, левая — на левый. Правый берег Иртыша более крутой, левый более пологий. Это получилось из-за того, что большинство ветров дуют с запада на восток, и летом, когда спадает уровень воды, и оголяются песчаные отмели, песок ветром сдувается с отмелей и оседает в прибрежных кустарниках. Также влияет кориолисово ускорение (физический термин).

Один изгиб реки называется плёсом. Перемена поворота реки называется перекатом. Так как в каждом плёсе вода прижимается к одному берегу, то фарватер реки расположен у самого берега за счёт центробежных сил. Изменение разворота реки вынуждает фарватер переместиться с одного берега на другой, как бы перекатится, отсюда каждое такое место называется перекатом. На каждом перекате обязательно есть пост. Если вдоль одной петли фарватер находится постоянно около берега, то и пароходам не нужно никаких знаков и команд. Шлёпай вдоль бережка поближе к берегу, лишь бы за берег не цеплять. На перекате самое глубокое место беспрерывно перемещается то вправо, то влево, и главная задача бакенщика каждый день знать, где находится фарватер, обставлять его бакенами, буями и вехами.

Бакенщик — это не просто рабочий поста, как его позже стали называть, это знаток реки, профессор своего дела. Что видит обыкновенно человек, не работающий на реке? Речную гладь, или рябь, или волны, не имеющие никакого смысла. Или отражение в воде берегов, луны, солнца. Или волну, уходящую от парохода или катера в виде клина, а затем катящуюся по берегу следом за судном.

Бакенщик и опытный речник видит дно реки. Видит глубину реки в некоторых местах с точностью до десяти сантиметров. Видит скорость течения, перемещения подводных барханов песка (кос), их место на данный момент времени. Движутся эти барханы в сторону русла или они уходят из русла и их смывает. Если бакенщик ещё и рыбак, то он знает, где сегодня какая рыба и зачем она здесь; поднимаются ли косяки рыб вверх по течению, или они опускаются вниз. Если на перекат принесло какой-нибудь топляк (затонувшее при сплаве бревно или дерево с корнем), то его можно обнаружить, глядя на поверхность воды по бурунам и вихрям на речной глади.

Вот гладкая река, но всё равно видно на реке какие-то тени, полосы, ряби и гладкие места — это картина дна, только умей её расшифровать.

Вот подул низовой ветерок — и резко обозначились все косы и глубокие места. При большом ветре тоже можно по характеру волн определить глубину реки и скорость течения. Чем меньше глубина воды, тем круче волны (буруны).

Бакены — это плавучие знаки в виде шарообразного красного, и трёхгранной пирамиды белого цвета. В ночное время красные бакена обеспечивались фонарями с красными стёклами, белые — с прозрачными или зелёными. Красные бакены ставились с правой стороны реки, белые — с левой. Буи — это поплавки, бочки красного или белого цвета соответственно на правую и левую сторону. Вехи — это просто жерди: на один конец привязывался груз, второй конец торчал из воды. Ставили вместо буёв.

На берегу ставятся ещё несколько знаков. Первый — перевальный столб, место, где пароход или другое судно должно отрываться от берега и уже ориентироваться только по бакенам. На другой стороне реки стоит другой перевальный столб, он уже указывает, что теперь можно идти вдоль берега, но противоположного. Кроме этого в конце и начале переката стоят знаки, указывающие глубину фарватера, ширину и границу переката. На каждом таком перекате обязательно есть пост, который обслуживают один или два бакенщика — постовых рабочих. В их обязанность входит правильно устанавливать знаки, круглые сутки следить, чтобы знаки были на своём месте. Вечером зажигать или включать свет на знаках, утром гасить. Вечером перед заходом солнца, утром на рассвете — в целях экономии керосина. Летом на сон остаётся пять-шесть часов. Каждый день нужно промерять перекат, особенно в тех местах, где русло меняется, и отражать это на знаках.

Вот и всё. Если не считать, что нужно ещё сварить себе что-то хотя бы один раз в день, подоить корову или двух, проверить рыболовные снасти, наладить их, наточить, переставить и многое другое. Кроме этого, заготовить корове корм, себе дрова. Ну и остальные дела: убрать, помыть, почистить, постирать, просушить, поесть и так далее. А если есть ещё куча детей? А ещё досаждающие комары с носами, как копьё татарского всадника, и мошкара, и ростока, и оводы. А может, есть ещё и огород.

А теперь расскажу, как это бывает на самом деле. Утром встал на заре, ветерок верховой, надо ехать против течения и ветра вверх примерно два километра. Нажимай вручную. Это теперь моторы, а тогда их и в помине не было. На перевальном столбе огонь погасил, если глубина и ширина фарватера изменилась, обозначь, поменяй знаки. Перевальный столб десять метров высотой, чтобы потушить — поднимись на него. Если керосиновая лампа, протри стекло, добавь керосина, чтобы вечером быстрее управиться.

У сигнального столба высота восемь метров. Залезь, сними оттуда один или два крестообразных шара, ромба или квадрата, взамен повесь другие. Концы привяжи к столбу, чтобы не мотало ветром, а то сорвёт. Поплыл вниз — легко, хорошо, ветерок помогает, и река несёт, и «москиты» во время ветра не донимают. Подплыл к первому бакену, погасил. Глядь на воду зорким глазом — сбойка воды в сторону русла как бы увеличилась метра на три четыре, надо проверить. Ширь намёткой* — точно. Надо бакен передвинуть, потянул за верёвку — не вынимается, нужна новая кочка**. Если не взял с собой запасную, греби на пост, или, чаще всего, тушишь все бакены и едешь снова. Вернулся после всего на пост — три часа прошло. Надо рыболовные снасти проверить, хорошо, если рядом, а то опять два километра проехать. Ещё домой не вернулся, поплыл по реке плот, зацепил бакен и поплыл твой знак со скоростью десять километров в час вниз по течению. Да ещё китаец какой-нибудь с плота орёт:
— Масля, лави пакен! Цево? Есё спис?

Если не уплыл бакен с горизонта, гонишься за ним, или сразу новый везёшь. А тот потом у следующего бакенщика выкупаешь за магарыч. Не успеешь поставить бакен до парохода, а тот вдруг на мель сядет или колёса пообламывает — отвечаешь уголовно, материально и морально. Некоторые пароходы не очень разбирались со знаками. Прозевает шкипер*** баржи, а капитан парохода оглянется назад, видит, что баржи в фарватер не попадают и начинает дёргать пароход то вправо, то влево, чтобы баржи в русло попали, а с бакенами не считается. Говорил когда-то горбатый бакенщик Саровар:
— Этот Кокиль только пакен топшет. — Что означало в устах казаха: «Этот Гоголь только бакены топчет». («Николай Гоголь» — название парохода).

Пора бы и поесть, надо что-нибудь сварить. Сварил, поел. «Что сегодня? Дрова, сено или огород?» Выбери одно. И погнал часа на три-четыре.

Мы в войну своей семьёй обеспечивали судоходство на Байжурайском и Нижне-Быстренском перекатах, и у отца, как у старшины, был участок района обстановки в пятьдесят километров. Для этого нужно было, по военным меркам, семь человек. Мать, отец, Анна, я, Пётр, Иван и ещё один ребёнок, или Лилька Бельденинова или Гена Голяшов, мой двоюродный брат, тёти Дуси сын. А требования велики: груз военный. Застрял пароход на мели по твоей вине, можешь схлопотать путёвку в тюрьму, на фронт, в труд-армию, в ФЗУ — это тоже был жупел наказания.

Отец мой не попал на фронт не потому, что имел бронь как работник речного флота. Бронь была в Семипалатинске, а военкомат в Ермаке. Приезжает к нему какой-нибудь начальник третьего отдела Пономарёв (Номеров): «Иван, дай рыбы». — «На». — «А нельзя ли пару навильничков сена?» Бросили на сани. Приезжает на кобыле шофёр первого секретаря райкома: «Иван Иванович, дров надо, райком замерзает». Накладывает кубометра полтора пиленых дров в сани и — рахмат, Аллахакпер (спасибо, Бог подал). И так зимой и летом. И не отцу ли знать, как забирали людей на фронт: «Давай, Иван, одного человека». — «Нельзя, бронь». — «Завтра сам будешь на фронте, если не дашь». Берите Мукаева — и нет Мукаева. Берите Тышенко — и нет Тышенко.

А мы все летние каникулы по 10-12 часов в сутки, малые и большие, как в каторжном труде: дрова, сено, рыба, огороды, обстановка на двух перекатах, разъезды отца по участку. В лодку нужно два гребца, я и Пётр. Я на правое весло, он — на левое.

Источник

Бакенщик кто это такой

Волгу издавна называли кормилицей не только за ее природные дары, но и за то, что большая река многим давала работу.

Многие волжские профессии уже ушли в прошлое, и мы не всегда представляем, в чем именно заключалась работа бакенщиков или бурлаков. Самые популярные профессии тех лет вспоминал журналист «АиФ-Нижний Новгород».

бакенщик кто это такой. Смотреть фото бакенщик кто это такой. Смотреть картинку бакенщик кто это такой. Картинка про бакенщик кто это такой. Фото бакенщик кто это такой
«Дубинушку» бурлаки затягивали только в самые трудные моменты

Огни на воде. Бакенщик. 50-е годы XX века
До середины XX века профессия бакенщика была, пожалуй, одной из самых востребованных на Волге.

Сейчас огни этих плавучих знаков загораются сами от фотореле. В современном бакене есть лампы, батареи, блок автоматики.

О том, как именно работали бурлаки, большинство из нас судит по картине Репина, но художник изобразил не совсем обычный случай. Повседневная работа бурлаков происходила не на берегу.

Устроено всё было так: на баржи устанавливали большой барабан с тросом и прикреплёнными к нему якорями. Сначала несколько бурлаков садились в лодку, в которую им спускали трос с якорями. Лодка плыла вперёд, через определённые промежутки пути люди бросали якоря. Тем временем бурлаки, оставшиеся на судне, брались за трос и тащили его, идя от носа к корме и наматывая канат обратно на барабан. Как только бурлаки оказывались у кормы, большая часть их перебегала обратно на нос корабля и начинала тащить оставшуюся в воде часть троса. Так повторялось много-много раз. Судно доходило до первого якоря на тросе, бурлаки поднимали его на борт и продолжали свою работу. И так пока не выберут все якоря. Тогда у бурлаков на судне был небольшой перерыв в работе, они ждали, пока их коллеги по артели отплывут с канатом на лодке и бросят все его якоря.

В России труд бурлаков был официально запрещён в 1929 году. Во время Великой Отечественной войны, когда большая часть буксиров была оснащена орудиями и отправлена на фронт, иногда возобновляли работу бурлацким методом.

Работа это была сезонная, требующая особой подготовки и сноровки. Ближе к весне заготовщики льда начинали вырезать огромные глыбы льда из ледяного покрова рек. Потом ледяные кубы грузили и отвозили в специальные ледники, в которых в тёплое время года хранили продукты.

Непростая задача и вытащить этого «кабана» из воды. Для этого использовали специальные сани-дровни с удлинёнными полозьями. Запряжённую в дровни лошадь надо было подвести близко к полынье, это тоже требовало особой сноровки. Заднюю часть саней аккуратно спускали в воду и подводили под «кабана», а лошади вытаскивали их на берег. Несчастных случаев на этих работах было много, тонули и люди, и лошади, и сани.

Источник

Время зажигать бакены. Исчезнувшая специальность вернулась под новым именем

Необычные профессии. 9 июня речь пойдет о профессии, представителей которой в современном городе можно встретить довольно редко. Когда-то этих людей, которые сейчас обеспечивают безопасность движения прогулочных катеров и теплоходов, называли бакенщиками. Чтобы узнать о всех тонкостях и секретах их работы, мы отправились в путешествие по Москве-реке на теплоходе «Путейский-14».

На суше, развалившись под лучами солнца, греют бока огромные буи. Красные и белые, разморенные под летним солнцем — моржи, оказавшиеся каким-то чудом на берегу реки.

Здесь начинается царство бакенщиков. Бриделей, реданов, шпангоутов — верной атрибутики моряка, даже если он — речной волк и ходит только по Москве-реке.

Что общего у фонарщика и ямщика, бурлака и бакенщика? Все просто — эти профессии остались в лексиконе москвоведов и на страницах книг по истории. На смену керосиновому освещению пришло электрическое, и необходимость в услугах фонарщиков отпала. Конкуренцию извозчикам составили конки и трамваи. Бурлаков, которые тащили баржи вверх по течению реки, сменили теплоходы. Не осталось в списке профессий и бакенщиков — людей, выполнявших роль регулировщиков движения на воде. Однако «ВМ» нашла человека, который не представляет свою жизнь без речных просторов, а себя именует не иначе как бакенщиком.

Полуостров мастера

Хорошо заасфальтированная дорога, окаймленная точно под линейку посаженными деревьями, уводит вглубь. Подальше от шума и суеты. За спиной остались угрюмые башни шлюза. Территория, хоть и находится вблизи от музея-заповедника «Коломенское», удачно скрыта от глаз посторонних зевак. Попасть сюда, на особоохраняемый объект — гидроузел Перерва, можно только по спецпропуску. Корреспонденты «ВМ» во главе с провожатым попадают на небольшой полуостров. Здесь находится домик бакенщика Виталия Карпачева. Скромное деревянное строение сверкает в лучах солнца недавно выбеленными оконными рамами. В двух шагах Москва-река и бухта, где пришвартован белый теплоход — «Путейский-14».

Ночное путешествие

Вечереет. «Путейский-14» взрыкивает огромным мотором и выходит из уютной бухты в районе Перервы. Над рекой летит эхо: «Гррр, гр, ррры». Скачет звук по речной глади, летит над водой, наполняет пространство.

На борту несколько человек команды. Путешествие продлится около десяти часов, назад «Путейский-14» вернется лишь на рассвете. Команде все это время будет не до романтики. За десять часов предстоит преодолеть путь в 70 километров. И смотреть придется в оба — ведь интенсивность движения на Москве-реке не отстает от столичных улиц.

За штурвалом теплохода — деревянным, отполированным тысячами прикосновений — капитан и бакенщик в одном лице Виталий Карпачев. Глаза голубые, морщинки в уголках, смотрит с прищуром. Кипенно-белая форменная рубашка с нашивками на плечах оттеняет золотистый загар кожи.

Движения уверенные, но плавные — как речная вода.

Виталию Карпачеву немного за пятьдесят. На полу острове он более тридцати лет. За это время на теплоходе пройдены тысячи кило метров.

Впервые наш герой оказался на этом полуострове в 1980 году — после окончания речного техникума. Потом была служба в армии, после работал на севере радистом. Спустя несколько лет Виталий Карпачев волей судьбы вернулся на остров. Обычным матросом на теплоход.

Тогда «Путейский-12». Вместе со старшими товарищами так же, как и сейчас, ежедневно выполняет свой долг — следит за порядком на реке.

— Где бы я ни был, все дороги приводят меня к воде, — признается он. — Это мой остров, и я чувствую себя здесь книжным героем. Этаким Робинзоном Крузо.

В 1989 году его назначили капитаном. С того времени окружающий пейзаж, по словам Карпачева, да и сам остров, почти не менялись.

Все тот же деревянный домик с когда-то наспех сколоченной лавочкой у берега. Лет тридцать назад поставили — временно, думали заменить на что-то попрочнее. Да так и стоит уже третий десяток лет, доказывает: все временное намного постояннее, чем вечное. Каждый год здесь зацветают яркими гроздьями флоксы, чтобы отразиться в воде пышными шапками цветов и зачарованно глядеться в реку. Своими дарами балует фруктовый сад. Но главное, что есть не только ради чего, но и ради кого жить, поливать флоксы, собирать богатый урожай. Для Виталия Карпачева это сын Захар. Ему исполнилось три года. И к воде его тянет с такой же необъяснимой силой, как и папу.

— Мой сын — мое продолжение, — с гордостью произносит Виталий Карпачев. — Будущий капитан растет! Остров для малыша стал привычным, как и то, что папы часто не бывает дома. Ведь плаванье — это святое.

Контрольные замеры

В подчинении Виталия Карпачева команда из восьми человек. График посменный и выстроен так, что территория ни на минуту не остается без присмотра. Раньше же работа выстраивалась по иному алгоритму. Река была разделена на обстановочные участки, и за каждым был закреплен человек — бакенщик.

Он-то и заведовал буями, которые установлены на реке.

Каждый вечер бакенщик покидал свой пост, садился в лодку и зажигал керосиновые лампы, установленные на буях.

При этом хитрости и смекалке бакенщиков можно было только позавидовать. За долгие годы работы они высчитали, какой объем керосина сгорает за ночь. Наливали ровно столько, чтобы хватило до рассвета.

Утром же, вместо того чтобы снова браться за весла, прогуливались вдоль берега и убеждались в верности своих расчетов.

Несмотря на то что вместе с прогрессом на смену керосиновым светильникам пришли щелочные аккумуляторные батареи, потребность в услугах бакенщиков не отпала.

Скорее, наоборот, даже возросла. Вот только сама профессия немного трансформировалась, а название ушло в историю.

Правда, по словам Виталия Карпачева, в кругу друзей и коллег его по-прежнему кличут не иначе как бакенщиком. Ведь главную обязанность — следить за исправностью буев — с него никто не снимал. Просто работы прибавилось. К примеру, нередко бакены становятся не только очевидцами, но часто и участниками ДТП. Какой-нибудь «ученик» возьмет да и заденет плавучую фигуру, оставив вмятину. А бакенщику и его команде только успевай заплатки ставить.

— Профессия бакенщика была очень уважаемой среди судоводителей, — рассказывает Карпачев. — Ведь именно от них зависела безопасность судна, чтобы вместе с ценным грузом оно не село на мель.

Чтобы этого не происходило и сейчас, члены команды постоянно делают замеры. Глубину реки, а она не должна быть менее трех метров, узнают с помощью прибора. Называется он эхолот и установлен на теплоходе. Внешне и по размерам напоминает автомобильный навигатор.

Задача бакенщика — следить за нормативами. Опасно не только обмельчание, но и подъем воды в реке — так как крыша большого плавучего средства ненароком может соприкоснуться с одним из многочисленных мостов. А их на участке бакенщика Виталия Карпачева — 24. Только и успевай присматривать! Помимо эхолота, не обойтись и без проверенного опытными бакенщиками прибора — наметки. Она представляет собой деревянную рейку с делениями и позволяет безошибочно определить, на какой глубине находится буй.

Призывают команду и во время проведения различных спортивных мероприятий на реке. Перекрыть полностью движение судов нельзя, поэтому и приходится выполнять функции регулировщиков.

Без жезла в руках, конечно.

Всего лишь с помощью грамотно расставленных речных знаков. Как раз их функцию и выполняют буи.

Бело-красные пловцы

Ориентироваться в плавании капитанам помогает лоцманская карта. Она есть у каждого, кто находится за штурвалом. Все существующие на реке буи нанесены на эту карту и показывают разрешенный путь — фарватер.

Установлены буи ровно в тех местах, где это необходимо.

Расстояние зависит от изгибов русла реки, рельефа дна.

Так, на одном из центральных участков — от Новоспасского моста до фабрики «Красный Октябрь» — буи отсутствуют.

Это говорит о том, что глубина серьезная — можно смело бороздить речные просторы.

Железный буй в виде красной бочки — по правому борту, белый конусообразный — по левому. На каждом — светильник. Огоньки зажигаются автоматически с наступлением темноты. На белых буях мерцает зеленый свет, на красных — почти в тон.

— Возвращаясь под утро к острову, осматриваем, все ли огни на буях горят, — отмечает Карпачев. — Если нет, то в течение нескольких минут устраняем неисправность. На борту у нас всегда есть запас фонарей и элементов питания в виде батарей.

Издалека эти геометрические фигуры кажутся скромными бочками, которые при желании любой пловец-любитель сможет утащить за собой к берегу. Но это лишь видимость.

Буй состоит из двух частей.

Его вес — более 250 килограммов. Чтобы не унесло течением, к нему присоединяют железную цепь с 70-килограммовым присосом, который фактически впивается в дно реки. Поднять такой присос для нашего героя не составляет труда. Недаром в его кабинете рядом с большим деревянным столом примостились внушительного размера железные гири. Где и какой буй находится — за годы работы Карпачев выучил наизусть.

Без лоцманской карты прекрасно помнит месторасположение каждой из 56 плавучих фигур.

Пластиковые новобранцы

Громадные буи тоже изменчивы. Плывет мимо них текучее время, что река, несет серебристые воды. А сами они — вечность.

— Люди только меняются, а здесь все стабильно, — щурясь от солнца, признается наш герой. — Хотя от прогресса все равно никуда не деться.

Вспоминает: когда-то все буи были на один лад — в форме белых треугольников. Такие он еще застал в начале 1980-х.

Менялся и материал, из которого сделаны буи. Изначально это было дерево, потом железо. Теперь вот в спину дышат буи из пластика. Использовать их начали недавно. Поэтому пока наш герой, словно внимательный врач, наблюдает за только что поступившими пациентами.

— Считается, что такие буи более надежны, — поясняет Виталий. — Да и красить их не придется. В отличие от железных. Эти железные объекты более всего страдают от птиц. Так, у каждого водоплавающего есть свое излюбленное место. На верхушке бакенов, рядом с фонарями, любят усаживаться чайки, на нижней части переводят дух утки. Их помет намертво въедается в краску. Единственный выход — зачищать поверхность и наносить новый слой краски.

Навигация под контролем

Сезон пассажирской навигации — самый насыщенный для команды Виталия Карпачева период. Однако и в другое время года полуостров даже на день не остается без присмотра. Как только с реки сходит лед — команда выходит в первый после «зимовки» рейс. Следом за многочисленными замерами уровня воды в реке эстафета переходит к летней группе указателей.

Вслед за теплоходом «Путейский-14» на прицепе выезжает старенькая баржа. Буи, словно теплолюбивые водные лилии, возвращают в родной водоем. Благодаря небольшому крану, установленному на теплоходе, плавучие знаки погружают в воду. Их, словно шахматные фигуры, расставят на протяжении всего многокилометрового участка в правильном порядке. Бакены на пару с командой Виталия Карпачева будут оберегать реку до ноября.

За долгие годы работы наш Робинзон Крузо привык к резкой смене рабочего ритма, переходу с суши на воду и обратно. Говорит, что каждое время года приносит что-то новое.

Главное — стараться замечать изменения и позитивно их расценивать. Вне зависимости от времени года река будет притягивать людей. Нашего бакенщика — по долгу службы и больше по старой привычке, а маленького Захара — исключительно по зову сердца.

МНЕНИЕ

Кирилл Евдокимов, президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота:

— Сегодня как такового диспетчерского регулирования движения на реке в центре Москвы нет — оно не требуется.

Капитаны судов общаются между собой по рациям, которые настроены на определенный канал. Также существует на причалах расписание движения судов. Никто не отменял правила движения — в большинстве случаев они соблюдаются. Капитаны обычно ходят на судах десятилетиями, и специальная карта им не нужна. Судоходная обстановка в период навигации — установка буев, этим заведуют специалисты Канала имени Москвы.

Они обеспечивают безопасность — следят за необходимым для плавания уровнем речной глубины. Но это входит в установленные правила.

Михаил Коробко, историк, москвовед, архивист:

— Многие профессии перестают быть востребованными, и одна из главных причин — технический прогресс. В результате либо они исчезают совсем, либо трансформируются. К примеру, профессия трубочиста перешла в разряд экзотических. Исчезла луженая посуда, а значит, и специалисты, которые ее изготавливали, остались без работы. Все меньше заказов у сапожников — эта профессия переходит в разряд элитных. Не так востребована услуга по точке ножей и ножниц. Сегодня меняется представление о библиотекарях — эти специалисты не просто выдают книги, а умеют общаться с людьми, они должны быть немного артистами. Такую роль на себя берут и некоторые музейные смотрители.

ЦИТАТА

Константин Паустовский «Бакенщик» (1943)

— Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, сторожке бакенщика Семена…

— Вы, я вижу, не все понимаете, — заговорил Семен. — И должен я, старый, вам все объяснить. А у меня и своих дел хватает: бакены проверять, на столбах метки вешать. У меня тоже дело тонкое, государственное дело. Потому — река тоже для победы старается, несет на себе пароходы, и я при ней вроде как пестун, как охранитель, чтобы все было в исправности.

КСТАТИ

Как и на дороге, те, кто находится за штурвалом, обязаны соблюдать определенные правила.

Одно из них связано с расхождением судов и обгоном. К примеру, совершать обгон под мостами запрещено. По правилам необходимо пропустить все те суда, которые сплавляются по течению сверху. И лишь когда дорога свободна, можно плыть. Что касается любителей отправиться по Москве-реке на собственной, к примеру, надувной лодке, то делать это крайне опасно. Особенно в местах с интенсивным движением. На лодке должны быть как минимум спасательные средства защиты.

Cannot find ‘template1’ template with page »
Свежие новости:
Cannot find ‘stqnew_newslist_add_today’ template with page »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *