бакинские армяне кто они такие
Армяне в Баку
Бакинские армяне – уникальная диаспора, которая состоит из представителей этой нации, поколениями проживающих в столице Азербайджана. За несколько веков культура этого сообщества впитала в себя азербайджанские, русские и другие традиции. Армяне проживали на территории этого города еще в VIII веке, поэтому культура этой диаспоры уникальна.
Сколько армян живут в Азербайджане
Количество армян в Баку периодически варьировалось. В зависимости от политической ситуации здесь проживало разное количество представителей этой нации. Здесь сохранились армянские храмы VIII века, а значит проживал и сам народ. Существовали этнические диаспоры и в других городах и селах Азербайджана: в районе Карабаха, в селе Шемахи. Часть армян, проживающих на территории этой страны, является коренными – то есть для их далеких предков эта земля также была родной. Большинство из них являются татоязычными, которые говорят на отдельном диалекте этого языка. К ним относятся и бакинские армяне.
Яндекс картинки
По данным на 1891 год численность армян в Баку составляла 24 490 человек, что составляло чуть более четверти всего населения города. К 1917 году количество представителей этого народа здесь выросло до 76 605 человек. Однако в начале XX столетия в Баку то и дело вспыхивали конфликты межнациональные конфликты:
Все данные о погибших лишь приблизительны, так как точно подсчитать их в таких обстоятельствах очень сложно, а официальные власти всегда стараются занизить статистику.
Яндекс картинки
После этого более 200 тысяч человек покинули город навсегда, образовав другие общины в разных городах мира:
Численность именно бакинских армян подсчитать весьма сложно, так как в изгнании на территории других государств многие соединились с выходцами из самой Армении или ассимилировались с местным населением. Многие бывшие жители Баку или их потомки скрывают свое происхождение, до сих пор опасаясь преследований или просто стараясь забыть страшные моменты истории.
В Москве 24 апреля армянская диаспора традиционно отмечает день памяти жертв геноцида. В Нью-Йорке и Сан-Франциско установлены памятники жертвам этих трагических событий.
В столице Азербайджана, по данным местных властей, сейчас проживают около 30 тысяч представителей этого народа. Но в действительности точно подсчитать сколько живут армян здесь очень сложно, так как многие скрывают свою принадлежность к этому народу.
Особенности культуры
Армяне, проживающие в столице, составляют уникальную диаспору, так как они сумели сохранить свою культуру и одновременно впитать традиции других народов: азербайджанцев, русских, евреев, татар, грузин, иранцев и даже немцев. Поэтому культура этого небольшого этноса за несколько веков обрела свою самобытность.
Интересные факты о быте армян в Баку:
Культура современных выходцев из этого края, хранит память о родине и о трагических событиях. Здесь присутствует множество мелодичных, грустных песен, наполненных тоской о родине. В литературных и драматических произведениях присутствуют сюжеты о счастливой жизни в Азербайджане и о трагических событиях. Многие армяне стараются поддерживать друг друга, сохраняя самобытность своей культуры и память о предках.
«Историческая призма»: XIX век. Откуда в Баку появились армяне
В последнее время армянские лжеисторики и всевозможные эксперты публикуют материалы, в которых выдвигают претензии уже не только на Нагорный Карабах, но даже на столицу Азербайджана Баку, утверждая «армянское» происхождение города.
В этой связи возникла необходимость поговорить о реальной, а не сфальсифицированной армянским агитпропом истории появления армян в Баку.
Начало процесса постепенного обживания Баку и его окрестностей армянами относится к первой трети XVIII века и начался при русском императоре Петре I. Именно Петр I впервые взглянул на армян с точки зрения политической перспективы и оценил «те преимущества, которые давали нравственные узы, соединяющие христианские народы с Россией».
В ходе первой русско-иранской войны (1806-1813) Бакинское ханство было занято русскими войсками 3 октября 1806 года. В тот же день Бакинский хан со всем его потомством был низложен, а жители приведены к присяге на верноподданство. Ханство было ликвидировано и превращено в «простую русскую провинцию».
С 1809 г. по 1860 г. население Баку выросло на 7253 человека или почти в 2,5 раза. Таким образом, к 1860 году, то есть через 54 года после захвата и ликвидации ханства (1806 г.), в этническом составе Баку первенствующее положение по-прежнему занимали азербайджанцы. Если в 1809 г. они составляли более 95% всего населения, то в 1860 г., учитывая возраставшее значение Баку и приток сюда выходцев из других мест, азербайджанцы составляли 94,4%. На втором месте по численности шла этническая группа армян. Их в 1809 г. было 163 души обоего пола или чуть более 3%. К 1860 году армянское население составляло 5%, т.е. имело место увеличение численности представителей этой национальности за этот период, которое можно объяснить интенсификацией экономической жизни города, учитывая при том, что армян в Баку изначально привлекали его преимущества как портового города.
Что касается расселения армян в черте города, то они селились почти всегда, особенно после 1826 г., в крепости в виде отдельного квартала.
Таким образом, накануне отмены откупной системы в нефтяной промышленности Баку численность армянского населения города была ничтожной. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века, ликвидация принудительного труда крестьян на нефтяных промыслах в 1864 году, отмена откупной системы в нефтяной промышленности в 1872 году способствовали не только бурному развитию нефтяной промышленности Баку, но и притоку в качестве рабочей силы в эту отрасль отходников как из различных уездов Северного Азербайджана, так и из Российской империи, Османской империи и Гаджарского Ирана. Этот процесс внес резкие изменения как в этнический состав населения Баку и Бакинского уезда, так и в его социальную структуру. Среди новоявленных предпринимателей и рабочих было немало армян.
Сегодня армянские авторы пытаются навязать миру миф о якобы «выдающейся» роли их соплеменников в становлении экономики Азербайджана. Они пытаются воспроизвести искусственный образ армянских предпринимателей, которые якобы «строили» и «созидали» Баку, в то время как азербайджанцы «праздно бездельничали». Особенно сильны потуги этих авторов в доказательстве «прогрессивной роли» армянских предпринимателей в становлении бакинской нефтяной промышленности.
Одним из них был откупщик И. Мирзоев, которого армянские авторы называют чуть ли не «первым нефтепромышленником и одним из «отцов бакинского нефтебизнеса». По словам же автора книги «Нефть и нефтяная промышленность в России» В. Симоновича, откупщик И. Мирзоев, в ведении которого с 1863 по 1872 г. находились Абшеронские нефтяные промыслы, вел себя, как: «. беззастенчивый единоличный вершитель судеб нефтяного дела. В тот период времени он активно противодействовал развитию российского нефтяного дела».
Подобные же диспропорции можно было встретить и в рабочей силе: армяне, составлявшие 17,5% всех трудящихся в Баку, занимали 25% должностей, требовавших высокой квалификации, в то время как мусульмане-азербайджанцы, лезгины, персы и волжские татары представляли основную часть (более 70%) низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих. Среди армян, к тому же, имелась большая и растущая прослойка индивидуально работающих, составлявшая 4,83% от их общего числа.
Среди этого пришлого и не имеющего постоянной оседлости населения было немало армян.
В увеличении численности армянского населения большую роль сыграли как внутренние, так и внешние миграционные процессы. Значительная часть армян прибывала в Баку на заработки из Елизаветпольской, Иреванской и близлежащих к Баку уездов Бакинской губернии. Другая часть мигрировала с территории Османской Турции после известных событий во второй половине 90-х годов ХIХ века, когда турецкими армянами были спровоцированы антиправительственные выступления, вынудившие власти прибегнуть к административным мерам. В результате, если в середине XIX века в Баку можно было встретить лишь отдельный армянский квартал, то согласно представлению бакинского губернатора Д.А. Одинцова главноначальствующему гражданской частью на Кавказе Г.С. Голицыну от 21 мая 1902 года, в городе появились целые армянские поселки, т.н. Армянская колонка.
Именно эта пришлая армянская масса стала основным орудием в руках партии «Дашнакцутюн» и армянской церкви в ходе очередных армяно-азербайджанских столкновений в Баку с 20 августа по 1 сентября 1905 года.
По сведениям Балахано-Сабунчинского полицмейстерства, за время этих столкновений было убито всего 160 и ранено 30 человек.
Власти обвинили в разжигании событий азербайджанцев, которые якобы также страивали поджоги на нефтепромыслах, принося тем самым государству большие убытки. Был даже подготовлен план выселения азербайджанцев из ряда промысловых сел Абшерона. С этой инициативой выступил Кавказский наместник И.Воронцов-Дашков, который 7 сентября 1905 года прибыл в Баку. 11 сентября И. И. Воронцов-Дашков отправил Николаю II телеграмму, в которой изложил отчёт о своей четырёхдневной поездке в Баку. По словам наместника, толчок августовскому погрому был дан революционерами, а возникшими беспорядками воспользовались азербайджанцы соседних селений и «дурные элементы рабочих всех народностей, не исключая русской».
В конце сентября 1905 г. Бакинский генерал-губернатор С.А. Фадеев объявил жителям селений Балаханы, Сабунчу, Рамана и Забрат распоряжение наместника о постановке в эти селения воинских чинов для экзекуции. Уполномоченные от селений обратились к наместнику с ходатайством об отмене данного распоряжения. В Тифлис на встречу с наместником отправилась депутация из 8 человек (по два от каждого селения) для возбуждения ходатайства об отмене назначенной военной экзекуции. Под влиянием обращений, а также, возможно, осознавая экономические последствия этой меры и какую реакцию она вызовет у мусульманского населения Южного Кавказа в условиях и без того острой напряжённости в национальных отношениях, вопрос о выселении жителей четырёх селений был снят с повестки дня.
Таким образом, вышеприведенные факты доказывают, что заселение армянами Баку и его окрестностей начинается после окончания русско-иранских войн в первой трети XIX века, когда Российская империя становится твердой ногой в Северном Азербайджане. С этого момента обласканные и согретые царским правительством армяне пускают здесь корни и численно начинают расти. Однако, лишь со второй половины XIX века, когда Баку постепенно становится мировым центром нефтяной промышленности, армяне начинают играть активную роль в экономической и политической жизни города.
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Бакинские армяне: как они появились? Какой вклад внесли в Баку? | Армения и армяне | Яндекс Дзен
Сразу хочу немного рассказать об истории армян в Азербайджане. И уточню, что мои родители, русские по национальности, родились и выросли в еще советском Баку. У них осталось много армянских друзей и по сей день.
Отмечу, что многие территории современного Азербайджана входили в состав Армении еще при армянском царе Тигране II Великом в I веке до нашей эры.
Армяне были плотно связаны с государством Кавказская Албания, существовавшим на территории Азербайджана до его арабского и тюркского завоевания. Армяне в IV-V веках нашей эры принесли албанам (предкам удинов и лезгин) алфавит, а также христианскую религию.
Армянская церковь Святого Григория Просветителя (Баку). Существует до сих пор, однако закрыта, а с купола снят крест
Известно, что на Апшеронском полуострове еще около X века нашей эры существовал армянский город Qaisidun. В Бузовна под Баку имеются развалины древней армянской церкви. Сабунчи местные жители называли —Эрменди (Әrmən-di) то есть, армянское село.
Еще Петр I во время Персидского похода выдал грамоту армянскому Патриарху Исайю о высочайшем дозволении всему армянскому народу селиться в городах Гиляне, Мазандаране, Баку, Дербенте.
Однако массово в Баку армяне начали селиться в XIX веке, когда город стал частью Российской империи и испытал мощный экономический бум. Армяне приезжали сюда из Арцаха (Нагорного Карабаха), соседнего Ирана и других мест и даже из Грузии (так в Азербайджане было основано село Гюрджеван). Немало армян переселилось в Баку из Шемахи после разрушительного землетрясения 1859 года.
Ныне несуществующая армянская церковь Аствацацин Девичьей Башни в Баку. Начало XX века.
В 1897-1907 годах усилиями армянскими промышленниками Манташян, Тер-Акопов, Тер-Маргарян) заработал первый в мире нефтепровод Баку-Батуми. Двадцать бакинских заводов из сорока, производивших бурильные установки и трубы, сто лет назад принадлежали именно армянским владельцам.
Армяне основали в Баку первые табачные заводы. В 1891 году братья Пилипосянц открыли первую на Кавказе шоколадную фабрику. В том же году армянин Хараджян построил в Баку первую фабрику зеркал. Армяне учредили и первые частные банки в Баку.
Армяне открыли и первую типографию в Баку — “Арор”. Здесь печатались книги на армянском, русском и многих европейских языках. По инициативе доктора Давида Ростомяна в Баку была открыта первая в Закавказье публичная библиотека (1870 год), где вплоть до 1989 год существовал особый армянский отдел.
Армяне построили в Баку множество прекрасных зданий, которые до сих пор украшают город. Например, здание азербайджанского государственного театра оперы и балета (архитектор Никогайос Геворкович Баев), «Летний дом Общественного собрания» (архитектор Гавриил Михайлович Тер-Микелов) и другие.
Азербайджанский театр оперы и балета имени Мирза-Фатали Ахундова
Одним из лучших футболистов бакинского “Нефтяника” (затем “Нефтчи”) был Эдуард Маркаров.
Бакинские армяне кто они такие
Конфликты и войны на Кавказе поломали судьбы тысяч людей. Беженцами стали представители уникальных городских культур, часто не имеющих аналогов в мире. К таким культурным общностям, в частности, можно отнести сухумских грузин, большинство из которых стали бесправными беженцами и до сих пор не могут вернуться в родные дома и квартиры, или жителей старинного азербайджанского города Шуши, которые были изгнаны все до единого.
Бакинские армяне являются уникальным сообществом, не имеющим аналогом в мире, настолько армянская культура в них переплелась с русской, азербайджанской и культурой других народов, проживавших и проживающих в Баку. Многие этнические армяне, имеющие бакинские корни, тоскуют по родному городу, часто преодолев искусственно навязанный армянской пропагандой страх приезжая в Баку. И удивляются – они встречают здесь старых друзей и знакомых, очень доброжелательную атмосферу современного и динамично развивающегося города. Чего нет и в помине – так это ксенофобии, несмотря на до единого человека изгнанных из Нагорного Карабаха этнических азербайджанцев. Точно так же никто не думает преследовать живущих или приезжающих в Тбилиси этнических абхазов.
В Баку сегодня осталось около 30 тысяч армян, а уникальное культурное явление как бакинские армяне еще имеет шанс возродиться и развиваться. Трезвомыслящие бакинские армяне, в том числе и те, кого судьба разбросала по всему свету, но которые сохранили любовь к родному городу, сегодня все больше понимают, кто является истинным виновником того, что произошло. Ведь в Нагорном Карабахе жила лишь меньшая часть армян Азербайджана. И если армянские националисты так хотели присоединить Карабах и окружающие территории к Армении и изгнать оттуда всех азербайджанцев, – то почему они не подумали, что делать бакинским армянам и куда деваться этим людям? Ехать в карабахские села? Но жители крупных городов, тем более такого как Баку, давно отвыкли от сельского хозяйства.
Профессор университета или ученый-нефтехимик, армянин, работающий в Баку, не может выращивать овощи и пасти скот в карабахском селе. Точно так, как азербайджанец из Кельбаджара вряд ли устроится лаборантом в какой-нибудь бакинский НИИ. И сами деятели «комитета Карабах», как на подбор горожане, вряд ли собрались бы переселяться в аграрные края столь любимого ими Нагорного Карабаха. Более того, и Карабах, и Армения сегодня пустеют. Жители уезжают за рубеж, поскольку из-за разрыва традиционных хозяйственных связей с Азербайджаном Армения не может выйти из состояния экономической катастрофы.
Даже тем бакинским армянам, которые приехали в Ереван, в большинстве своем не удалось нормально устроиться на новом месте и комфортно себя чувствовать. Сказывается колоссальная разница в культуре, в восприятии жизни и в менталитете. Ведь в Армении сегодня строят моноэтническое и культурно однородное государство, из которого изгоняется все неармянское. А для привыкшего к разнообразию культур бакинца это выглядит дикостью. Поэтому бакинцы стремятся уехать в другие многонациональные страны и города – в ту же Москву, однако, увы, той целостной многогранной городской культуры там не встречают. И поэтому еще больше тоскуют по родному городу.
Бакинцы исторически были уникальным явлением. Это был преимущественно русскоязычный народ, состоящий из азербайджанцев, евреев, армян, русских, татар, горских евреев, немцев… И по проценту интеллигенции в основной массе населения Баку фактически был на третьем месте в Советском Союзе – после Москвы и Ленинграда. Ведь нужно понимать, что Баку был городом нефти, питал ею всю Россию, а потом и СССР. Здесь было «энергетическое сердце» огромной страны и именно здесь (не в Москве и не в Ленинграде) были сосредоточены главные исследовательские и научные институты и находились лучшие кадры. Потому и сформировалось такое необычное явление как бакинцы. Представители всех национальностей, входящие в эту общность, привносили сюда все лучшее.
При этом бакинский интеллигент армянского происхождения резко отличался от ереванского интеллигента. Ведь в Ереване значительную часть интеллигенции составляли «гуманитарии», которые только тем и занимались, что выдумывали то, чего реально не было. В частности, сочиняли сказки о «Великой Армении» и о якобы имевших по отношению к армянам «обидам» от других народам. И все в Ереване было завязано на эти мифы, которые потом в конечном итоге обернулись трагедией тысяч людей, в том числе и армян. В Баку же интеллигенция подобным не страдала: люди занимались наукой, решали конкретные стоящие перед страной и обществом проблемы и были далеки от всевозможных исторических мифов.
Армянским националистам очень неприятно, когда сами бакинские армяне начинают говорить правду о том, насколько органично были вписаны армяне в бакинскую общность и как практически «по-живому» стал ломать человеческие судьбы искусственно спровоцированный карабахский вопрос. Для бакинского армянина, ныне проживающего на Украине, Артема Акопова фактически вся жизнь теперь делится на два этапа – «до Карабаха» и «после Карабаха». И он как может пытается донести до людей правду о той трагедии. В частности, судьбе бакинских армян посвящен роман «Трагедия большого города» – о любви бакинского армянина Гарри к азербайджанке Лейле, о начинавшемся армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха. В книге автор, художественным образом излагает свои переживания по поводу искусственно раздуваемого извне конфликта между армянами и азербайджанцами. К сожалению, мысли таких бакинцев как Артур Акопов и их тоска по родному городу не «вписываются» в пропаганду официального Еревана. В итоге в Ереване чем дальше – тем стремятся заставить общество забыть о существовании такого исторического феномена как бакинские армяне.
Один из самых известных представителей бакинских армян – чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. В последнее время он занялся политикой, и, по мнению многих людей, его знавших, лучше бы он этого не делал, поскольку к политическим взглядам, которые выражает Каспаров, отношение у людей разное. Но того, что это был великий шахматист, не оспаривает никто. Сам же Гарри Каспаров всегда считал себя бакинцем, благодарен и Баку, и Азербайджану, и руководству республики за свои достижения. Лично Гарри Каспаров говорил: «Гейдар Алиев многое сделал для моего чемпионства. Он тогда создал условия для игры. Если бы не он, возможно, что чемпионство 1985 года не состоялось бы». При этом победе Гарри Каспарова тогда в равной мере радовались все бакинцы – и армяне, и азербайджанцы.
Многие бакинские армяне хотели бы вернуть те далекие времена. Есть и такие, которые хотели бы прожить остаток жизни в том городе, в котором родились и выросли. Однако возвращению бакинских армян в Баку опять же противодействует оголтелая армянская националистическая пропаганда, которая рассказывает всевозможные «страшилки» про азербайджанцев. Даже родные часто смотрят на армянина, который думает посетить родной город, как на сумасшедшего. Такого человека сознательно пугают всякими выдуманными ужасами. Зачем это делается – понятно. Ведь если армяне начнут возвращаться в Баку – чему азербайджанские власти никогда не препятствовали и не собираются препятствовать, – у Армении не будет никакого морального оправдания к изгнанию почти миллиона азербайджанских беженцев из оккупированного Карабаха.
Армянская община Баку из глубины веков
Мы попытаемся раскрыть частичку природы армян на примере бакинских соотечественников, представить общину в Баку в качестве армянской модели. Как армяне вообще оказались на берегу Каспийского моря? Еще в 500г. царь Арцаха Вачаган Благочестивый повелел построить в Баку первую армянскую церковь.
Церковь Св.Богородицы находилась у берега, у крепости в Старом квартале, и была достроена в 1789г. на средства купцов – сюникцев Маркоса и Зограба Тарумя-нов, шушинцев Ованеса и Карапета Тумаянов.*
Первые официальные данные о количестве армян в Баку датируются 1851г.: в этом году население Баку составляло 7431 человек, 405 из которых были армянами. В 1855г. в 97 домах проживало 412 армян (из них 286 мужского пола), у которых была церковь и школа. 29 из этих армян были купцами, основное занятие которых заключалось в перевозке сахара из Батуми и его продаже в Персии.
В 1859г. известный публицист Степанос Назарян опубликовал в «Юсисапайле» («Северное сияние») статью «Предназначение армян в мире», в которой предлагал создать благотворительное общество для распространения просвещения, так как образование всегда было национальным приоритетом, наилучшим гарантом конкурентоспособности с другими народами – следовательно, и национального самосохранения.
Трудно сказать, читали ли эту статью в Константинополе, но в столице Османской империи уже в 1860г. было создано армянское благотворительное общество, которое, однако, не смогло раз-вернуть деятельность.
На статью С.Назаряна отреагировал другой человек: работав-ший в Баку тифлисский врач Давид Ростомян (1820-1869), вооду-шевленный идеей этой статьи, взялся за ее осуществление.
Ему удалось найти 12 единомышленников, а именно: тифлисского генерала Аршака Тер-Гукасяна, бакинца Саркиса Айвазяна, шемахинца Геворка Лалаяна, шушинцев Мовсеса Зограбяна, Нерсеса Красильникяна, Григора Тумаяна, Мусаела Шахгеданяна, Саркиса Тер-Гри-горяна, Акопа Апресяна, Давида Адамяна, Оганджана Ахумяна и Саркиса Григоряна.
Эти люди, которые преимущественно занима-лись экономической деятельностью – нефтепромышленностью, тор-говлей, производством, вложили собственные средства и сформировали неприкосновенный капитал в 12.650 руб.
Около двух лет велась труднейшая подготовительная работа, и 21 мая 1864г. с дозволения Его Императорского Величества был утвержден устав бакинского «Армянского человеколюбивого общества во имя Св. Григория Просветителя».
Девиз общества – «Любовь к людям», цель – оказывать материальное содействие русскоподданным армянам и просветительская деятельность. Так в золотой книге многовековой благотворительности армянского народа была вписана первая строка 56-летней истории этой блистательной организации.
Истории, в которой отразились лучшие собирательные качества армян. Человеколюбивое общество доказало, что благотворительность – неотъемлемая частица нашей христианской сути, проявление единства нашей церкви и нашего национального капитала. Оно стало своеобразным органом самоорганизации, если хотите – национальной автономии бакинского армянства.
На стене шемахинской армянской церкви Св.Богородицы была высечена такая надпись: «Господь вспомнит о нас, когда иссякнут слова и станут править дела». Однако слова не только не иссякли, но и не были сказаны.
Мы-то забыли, но Господь, несом-ненно, помнит членов Человеколюбивого общества – нефтепромышленников, купцов, чиновников, воинов-солдат, интеллиген-тов, студентов, женщин и мужчин, целые роды. Всех тех, кого чи-татель уже повстречал на страницах этой книги и с кем еще дол-жен познакомиться.
Человеколюбивое общество начало свою деятельность, имея неприкосновенный капитал 13 основателей, а также взносы 27 бес-сменных и 15 годичных членов. В дальнейшем оно получило следующую структуру: почетные члены единовременно выплачивали 1000 руб., бессменные – 100 руб., годичные – 5 руб.
Эту сумму нужно было ввести в оборот, получать от нее прибыль и развернуть соответствующую деятельность. Поскольку большую часть основателей составляли нефтепромышленники и купцы, капитал быстро начал приносить прибыль.
Параллельно с основанием Человеколюбивого общества ар-мяне Баку принялись за строительство новой церкви – Св.Григо-рия Просветителя (1863г.). Строительство было завершено в 1869г. под руководством одного из представителей первого поколения нефтепромышленников Джавада Меликяна и обошлось в 15.267 руб. (церковь предоставила 5758 руб., остальная сумма была собрана за счет пожертвований).*
После кончины Д.Ростомяна было решено, что отныне прав-ление Человеколюбивого общества должно обладать трехгодичными полномочиями, и в 1870г. его председателем был избран майор Мовсес Зограбян, внесший огромный вклад в становление означенного Общества.
В тот же год открылась женская школа, где неимущие армянские девочки учились армянскому и русскому языкам, а также кройке и шитью (20-30 учениц; к 1896г. их стало 414), была основана типография для издания учебников и их бесплатной раздачи учащимся, а также первая библиотека Баку.
Человеколюбивое общество сразу взяло под свою опеку приходскую мужскую школу при церкви Св.Григория Просветителя. В 1871-1873гг. на территории церкви (ул. Гимназическая, 119) оно за 7715 руб. 93 копейки построило полутора этажное здание, где разместились контора правления и школы с 13 классными комнатами.
В 1872г. по инициативе священника Будагянца, генерала Лазаряна, майора Зограбяна и купца Дилдаряна было создано церковное попечительство, в казну которого за 20 лет поступило 31.382 руб., из ко-торых 11.805 руб. были израсходованы на пособия вдовам, сиротам, больным, неимущим девочкам. После того, как в 1886г. сгорело здание Человеколюбивого общества, было начато возведение нового прекрасного трехэтажного здания, которое обошлось в 115.155 руб.
На протяжении 25 лет – 1864-1889гг. – финансовые средства Общества складывались за счет неприкосновенного капитала, по-жертвований, членских взносов, процентов с капитала, доходов с движимого и недвижимого имущества, организации благотворительных вечеров, концертов, народных празднеств.
Все эти средства составили 294.277 руб., из которых 90.453 руб. было выделено приходским школам Баку и Тифлиса, а также 25 армянским школам Кубинской, Шемахинской, Нухинской уездов и Елизаветпольской губернии; 18.915 руб. – 209 неимущим ученикам, 2825 руб. – бедным семьям.
Кроме того, Человеколюбивое общество оплачивало содержание 23 своих питомцев, учащихся в высших учебных заведениях России и зарубежья. В библиотеке Общества было 8870 книг, комплекты 14 армянских, 39 русских и 4 иностранных газет и журналов, общая стоимость которых составляла 13.600 руб. За четверть века у Общества было 1598 членов.
По его приказу в 1885-1886 гг. были закрыты армянские школы Закавказья, в 1899г. он наложил запрет на просветительско-культурную деятельность Человеколюбивого общества и разрешил заниматься исключительно благотворительностью, да и то только в Бакинской губернии, вследствие чего изменилось даже название Общества – «Армянское человеколюбивое общество Баку».
И только в 1913г. Общество вернуло себе прежнее название и сферу деятельности. Однако эти запреты не помешали бакинским армянам сохранить свою национальную самобытность, жажду жизни. За это время Общество обзавелось тремя зданиями на Станиславской улице. Григор Тумаян был одним из выдающихся представителей бакинского армянства, он являл собой уникальный тип армянина.
Он был крупным нефтепромышленником, судовла-дельцем, а в 1882-1885 гг. еще и председателем правления Человеколюбивого общества, и его левая рука не знала, что творила правая. Достаточно сказать, что Г.Тумаян, как в высшей степени досточтимый и порядочный человек, был также комиссионером купцов многих других городов.
Его ежегодная прибыль с комиссионерства составляла 800-1000 руб., и он полностью передавал ее Человеколюбивому обществу на нужды школ. Этот вот человек построил и подарил Обществу носящее его имя двухэтажное здание, где открылись ясли, швейная мастерская и прачечная.
Другой видный нефтепромышленник, председатель правления компании «Сюник» Давид Аван-Юзбашян в память о своем безвременно скончавшемся сыне Хосрове по соседству со зданием Г.Тумаяна за 24 тыс. руб. построил еще одно двухэтажное здание, в котором стал действовать сиротский приют.
Их примеру последовал Людвиг Сергеян, который за 10 тыс. руб. построил полутора этажное здание, бесплатные или дешевые квартиры в котором предоставлялись неимущим армянам.
В 1902-1906гг. действовал Дом труда Общества, в 8 ремеслен-ных отделениях которого были заняты 144 женщины, 145 мужчин и 525 детей обоего пола. Для содержания этих отделений на каждого работника ежедневно тратилось 13,39-40,03 копейки, что являлось очень высоким показателем, так как в аналогичных зарубежных учреждениях ежедневно расходовалось 10-35 копеек.
У Человеколюбивого общества была и своя столовая, где ежедневно выдавалось 136 порций обеда, а мазут бесплатно предоставляли Ал.Манташянц и братья Гукасяны.
Первая мировая война вынудила Человеколюбивое общество активизировать свою деятельность, взять на себя, в прямом смысле слова, миссию национального самосохранения. В 1914г.
Общество открыло лазарет для лечения раненых армянских солдат, при Бакинском городском общественном правлении был основан специальный центральный городской комитет по сбору средств для армянских воинов и их семей, городской комитет помощи раненым и больным солдатам, Женский комитет помощи беженцам.
Однако даже в этих тяжелых условиях просвещение забыто не было: в 1914/16 учебном году Человеколюбивое общество оказало финансовое содействие 11 школам Шемахинской епархии.
Дважды в год – на Рождество и Пасху – Человеколюбивому обществу жертвовались денежные средства, сумма которых колеба-лась от 2 до 300 рублей. Крупнейшим дарителем был, безусловно, Ал.Манташянц, который хотя и не был членом Общества (так как являлся почетным председателем Кавказского армянского благо-творительного общества Тифлиса), но не мог оставаться безучастным: он лично жертвовал по 300 рублей на каждый праздник и еще по 100 – от имени Тифлисского коммерческого банка.
Однако как бы ни были важны пожертвования зажиточных, не менее ценны те пожертвования, которые составляли всего 2-3 рубля (как, скажем, от Г.Мелик-Марутяна, Г.Мангасаряна, Тер-Оганяна, Авша-ряна, братьев Чахмахчянов и десятков других армян).
Каким душевным порывом, духовной потребностью, чувством ответственности должен обладать человек, чтобы поделиться со своими соотечественниками хоть толикой своих скудных средств.
И абсолют-но прав был секретарь правления Человеколюбивого общества, каз-начей бакинского Общества взаимного кредита Саркис Варша-мянц, когда в 1872г. писал: «Разумные и талантливые личности посредством малости совершают более великие дела на пользу людей, нежели сыны слепой судьбы со своим богатством».
На Рождество 1914г. 90 частных лиц и фирм пожертвовали 7941 руб., а на Пасху 73 частных лица и компании – 5978 руб. Разница в сумме пожертвований на Рождество и Пасху имеет любопытное объяснение.
На Рождество вместе с армянскими предпринимателями пожертвования вносили и представители других национальностей, связанные или не связанные с ними деловыми интересами, а на Пасху, за редким исключением, – только армяне.
Думается, будет уместно, если мы в знак благодарности перечислим некоторых представителей иных национальностей. Так, в раз-ные годы финансовую поддержку Человеколюбивому обществу оказывали фирмы «Братья Нобель», «Каспийско-черноморское общество» Ротшильдов, «Гольдюст и сын», «Стукен и КО», «Э.Тиль-манс и КО», «Жорж и братья», Анна Баярдина, Р.Кайзер, А.Шмитте, М.Шумахер, В.Быховский, Г.Лист, Бьеринг…
Может возникнуть вопрос: а разве азербайджанцы не принимали в этом участия? Известен только один такой факт: когда в 1902г. открылся Дом труда, Тагиев пожертвовал 500 руб.
«Армянское Человеколюбивое Общество во имя Св.Григория Просветителя» было колыбелью общих стремлений и желаний, на-циональной самобытности армянства, однако благотворительность бакинских армян не ограничивалась рамками только этой организации.
Каких бы высот ни достигли шушинцы братья Гукасяны – столпы Человеколюбивого общества, они, тем не менее, сохранили духовное родство с Карабахом. В своем родном городе братья основали в память об усопшей кузине женскую среднюю школу «Мариам Гукасян», пожертвовав на эти цели большой отцовский дом, 200 тыс. руб. на его перестройку и ремонт, а также предоставив ка-питал в 200 тыс. руб., проценты с которого должны были покрыть расходы школы. Аршак Гукасян завещал все свое состояние – 8 млн руб. – своей нации, чтобы эта сумма пошла на просвещение армян.
Их дядя, национальный благотворитель, судовладелец Аветис Балаевич Гукасян (1837, Шуши—1902, Тифлис), завещал нации 95 тыс. руб. – на основание «Армянской семинарии Гукасян»2.
1881г. 30 бакинских армян собрали 16.550 руб., на которые отремонтировали монастырь Св.Степаноса в селе Сальяны Бакинской губернии. В 1888г. братья Мовсес, Егия и Енок Будагяны – пожалуй, крупнейшие коммерсанты от Баку до Персии – выделили 100 тыс. руб., на который в селе Сальяны (где было всего 950 жителей-армян) была открыта двухклассная монастырская школа, носящая их фамилию.
Карапет Лалаян – строитель и владелец самых роскошных домов Баку, предоставил 1000 руб. Св.Эчмиадзину, чтобы оплатить обучение одного студента, взятого им на попечение. А из оглашенного после его смерти (1914г.) завещания выяснилось, что он оставил еще 100 тыс. руб. на нужды просвещения армян.
Бакинские армяне выделили 6931 руб. своим соотечественникам, пострадавшим от пожара в Зейтуне (Западная Армения), еще 17.326 руб. – на ремонт Кафедрального собора Св.Эчмиадзина (1888г.)1.
Обобщая эту главу, мы должны констатировать следующее. Как бы подробно мы ни представили деятельность Человеколюбивого общества (которой мы еще коснемся в соответствующем месте), тем не менее, мы достаточно бегло упомянули проявления благо-творительной деятельности бакинского армянства в других странах и городах, чтобы не отвлекаться от самого Баку.
Однако в этой главе представлены чрезвычайно важные реа-лии. Когда мы говорим о том, что бакинские армяне были состоя-тельной, благополучной, образованной и цивильной общиной, это не означает, что там не было бедных и неимущих армян. Безуслов-но, были и такие.
Но сами армянские капиталисты Баку вышли из бесправной, почти рабской действительности времен персидско-турецкого ига и, став зажиточными благодаря собственному поту, тру-долюбию, предпринимательскому таланту, были тесно связаны со своим прошлым, обладали острым чувством национальной принад-лежности.
Армянские капиталисты Баку были наделены чувством ответственности за свою нацию, которое они реализовывали через Человеколюбивое общество, консолидировавшись вокруг церкви. Повторим еще раз: все упомянутые на предыдущих страницах лица были членами Человеколюбивого общества, причем из поколения в поколение, зачастую всем родом.
В этом заключалась особенность армянского капитала Баку. Кстати, особенность эта не была такой уж редкостью, поскольку она была характерна для всего рассеянного по миру армянского капитала. И это служит нам основанием для того, чтобы со всей ответственностью заявить: в ряду цивилизационных ценностей армянского народа существовала еще одна – культура капитала.
У этой культуры была даже своя программная формулировка, принадлежавшая Александру Манташянцу: «Купцы армянские, дом славы вашей, где вы обретете бессмертие, – это ваша многострадальная родина! Жизнь армян – это тот пантеон, где во всем своем блеске должна храниться добрая память о вас перед Богом и перед людьми: в других музеях вас ждет лишь пыль забвения.
Купцы армянские, вы трудовая, пользу приносящая рука ар-мянской нации, тот труженик, что дает пищу ее строениям, вы ее живое сокровище и сокровищница. Следовательно, наделены нрав-ственным правом охранять, распоряжаться, приводить в порядок эти сокровища.
Не безмолвствуйте, не сходите с традиционного пути армянского купца, не отвергайте свой долг перед родиной, не отказывайтесь от своих прав, выпуская из своих рук руль национальных дел!»
Это пророческие слова, которые не потеряли своей актуальности и никогда ее не потеряют. Не должны потерять.