бат терапия что такое

Методика Б и К Бобат – средства двигательной реабилитации, принципы и положения

Бобат терапия (методика Берты и Карла Бобат) – это современная реабилитационная методика, позволяющая восстановить тонус мышц, возобновить моторную функцию двигательного аппарата и развить мелкую моторику рук. Методика Бобат направлена на восстановление нервных клеток путем как физических, так и мыслительных упражнений. В наше время данная методика широко применятся в целях реабилитации после инфаркта и инсульта у пациентов разных возрастов, а также для лечения детей с церебральным параличом.

Команда врачей центра реабилитации Юсуповской больницы, основываясь на последних достижениях медицины, разрабатывает план лечения по индивидуальным показаниям каждого пациента. Благодаря современному техническому оснащению нашей больницы, любая применяемая методика дает наилучший результат.

бат терапия что такое. Смотреть фото бат терапия что такое. Смотреть картинку бат терапия что такое. Картинка про бат терапия что такое. Фото бат терапия что такое

Принципы

Система Бобат терапии заключается в восстановлении двигательных функций человека путем стимуляции мышц, расширения амплитуды суставов, замещая патологические рефлекторные движения естественными для моторики человека. Регулярные занятия Бобат терапией с профессиональным инструктором помогают достичь следующих результатов:

В центре реабилитации Юсуповской больницы работают профессиональные врачи, главной задачей которых является помочь пациенту с любым диагнозом эффективно пройти курс реабилитации. Команда специалистов, основываясь на многолетнем опыте работы, мотивируют наших пациентов к выздоровлению, обеспечивая надлежащие условия для их скорейшего восстановления.

Показания и противопоказания к применению терапии

Данная методика разработана для лечения большого количества врожденных или приобретенных заболеваний, в число которых входят:

Несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Использование данной методики при условии наличия следующих патологий должно быть предварительно оговорено с лечащим врачом. Противопоказаниями к проведению Bobath терапии являются:

Основные положения системы

Лечение посредством Бобат терапии предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта. Основными принципами методики Бобат как для взрослых, так и для детей, являются:

Комплексная реабилитация и ее концепция

Наряду с Бобат терапией, врачи также часто рекомендуют совмещать данную практику с методом Войта. Концепцией данной методики является попеременная стимуляция определённых зон на теле человека, отвечающих за естественные рефлекторные моторные реакции организма. Существует 10 таких зон, каждая из которых отвечает за определённое рефлекторное движение. Метод выполняется очень медленно, что помогает достигнуть большего эффекта. В комплексе с Бобат терапией реабилитация проходит успешнее и быстрее, однако прежде чем начать выполнение любой из методик необходимо проконсультироваться с врачом.

Где пройти реабилитацию в Москве

Своевременно начатая реабилитация является ключом к скорейшему восстановлению, поскольку, упустив момент, возобновить двигательные функции организма в будущем будет гораздо сложнее. Команда специалистов-реабилитологов Юсуповской больницы работают с пациентами с разными диагнозами, что гарантирует грамотный индивидуальный подход к каждому человеку. Записаться на предварительную консультацию к специалисту можно по телефону Юсуповской больницы, либо обратившись к врачу-координатору на нашем сайте.

Источник

Бобат терапия — метод реабилитации заболеваний ЦНС

Бобат терапия — эффективная методика реабилитации пациентов с органическими поражениями головного мозга, в том числе детского церебрального паралича (ДЦП), и последствий ишемического инсульта. Применение концепции позволяет достигать результатов в виде полного восстановления двигательной активности пациентов разного возраста.

Методика разработана британскими специалистами: физиотерапевтом Бертой Бобат и нейрофизиологом Карлом Бобат в 1943 году. Путем длительных наблюдений за пациентами со спастическими нарушениями мускулатуры Берта выявила закономерность в эффективном взаимодействии психики и тела в лечении и укреплении всего организма, а не отдельных его частей. А Карл как профессор психотерапии и нейрофизиологии научно обосновал концепцию нейродинамической реабилитации и создал практический алгоритм ее применения в работе с пациентами.

Концепция помогает тысячам пациентов с нарушениями ЦНС по всему миру повысить качество жизни и двигаться самостоятельно. Студенты МАМР, обучаясь у европейских специалистов-практиков Бобат, становятся востребованными реабилитологами и могут работать с самыми сложными случаями спастических нарушений как со взрослыми, так и с детьми.

Показания к Бобат терапии

Применение Бобат терапии рекомендовано при следующих патологиях:

Задержка психомоторного развития.

Нарушения движения и равновесия.

Опухоли и воспаления головного мозга.

При всех этих заболеваниях применение техник Бобат терапии дает результаты в виде повышения качества двигательной активности.

Принцип действия Бобат терапии

Концепция основана на выработке у пациента управляемых, рациональных и осознанных движений, которые позволяют снижать мышечные спазмы.

Так как мозг человека пластичен, он способен к реорганизации, то есть здоровый участок мозга может обу­чаться и выполнять задачи, которые ранее выполнялись поврежденным участком мозга. С помощью комплекса физических упражнений и мануальных техник тело больного обучается заново выполнять необходимые движения самостоятельно.

Лечение по методике Бобат предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта.

Основные принципы Бобат терапии для взрослых и детей:

Безболезненность — упражнения не должны доставлять пациенту никакой боли или дискомфорта.

Регулярность — для получения результатов терапия должна выполняться ежедневно.

План лечения — реабилитационные мероприятия выполняют исходя из динамических возможностей пациента.

Разнообразие упражнений — Бобат терапию проводят с постепенным усложнением упражнений.

Непрерывный контроль со стороны лечащего врача и инструктора ЛФК, в ряде случаев к лечению подключают неврологов, ортопедов и нейрохирургов.

Реабилитация пациентов с помощью Бобат терапии предполагает работу терапевта с использованием специального стола, матов, мануальные техники и обучение движениям.

Во время упражнений задействованы ослабленные и парализованные части тела. Происходит обучение пациента восприятию своего положения в пространстве и контролю движений всей мускулатуры.

Для достижения результатов пациентам нужно научиться самостоятельно контролировать мышечный тонус, правильно применяя навыки напряжения и расслабления, выполнять движения по психомоторному стереотипу, что позволяет вернуть координацию.

Особенности Бобат терапии для детей

Методику можно применять для реабилитации детей в первый год жизни. В это время мозг наиболее быстро адаптируется к изменениям, и тело активно учится правильным самостоятельным движениям. Занятия предусматривают игровую форму, чтобы ребенок мог пробовать, щупать и играть с разными предметами, развивая мелкую моторику. С ростом числа взаимодействий с элементами внешнего мира, тем больше участков головного мозга активизируется в комплексе со всем организмом. Если ребенок развивается медленно и к 9 месяцам не сидит самостоятельно, следует обратиться к неврологу и начать курс Бобат терапии для развития моторики и сенсорики.

Бобат терапия в лечении ДЦП

Лечебная физкультура по Бобат способствует развитию у детей с церебральным параличом навыков игры и движений, обучает уходу за собой, развивает привычки, соблюдение которых обязательно в быту. Упражнения позволяют снять мышечное напряжение и способствуют восстановлению нормальной двигательной активности.

Рассмотрим пример комплекса упражнений из Бобат концепции для детей с ДЦП.

В начале упражнений ребенок лежит на спине в состоянии напряжения в теле и конечностях:

Расслабляем кисть руки. Берем большой палец парализованной кисти и перемещаем в направлении наружной части кисти. Удерживаем большой палец в новой для него позиции до 3 минут, чтобы расслабить мышцы кисти.

После снятия спазмов и расслабления мышц берем кончики пальцев кисти, и разгибаем их, не прикасаясь к ладони.

После распрямления пальцев спастической кисти сгибаем и разгибаем запястье, отводим его без перемены положения большого пальца.

Далее сгибаем плечо, удерживая большой палец в отведенном состоянии. Руку выводим вперед, сгибая плечо. После сгибания плеча под максимальным углом, удерживаем руку в полученном положении до наступления мышечной релаксации.

Сгибаем и разгибаем ноги. Для этого отгибаем большой палец парализованной ноги ребенка вверх, фиксируем в этом положении, пока спазмированная нога ребенка не расслабится. Одной рукой давим над коленом, а другой рукой тянем стопу вверх, а потом вниз. Отводим ногу. Максимально выпрямляем ноги при согнутой стопе. Давим на внутреннюю сторону колена, одновременно вытягиваем ногу.

Нога должна быть в согнутом состоянии. Одной рукой удерживаем палец стопы с отведением вверх, другой рукой давим на колено в направлении нужного движения. Медленно, без изменений темпа, отклоняем колено на максимальный угол.

Голеностоп сгибаем, затем разгибаем. Одной рукой удерживаем большой палец ноги в отведении вверх, другой рукой помогаем ребенку сгибать и разгибать стопу.

Упражнения выполняют медленно, с перерывами. Результат достигается за счет регулярности и непрерывности процедур. Для удержания нужного положения тела могут применяться ортотики — специальные ортопедические приспособления в виде стульчиков, вертикализаторов, ортезов, которые помогают быстрее восстановить двигательную активность ребенка.

В МАМР большое внимание уделено обучению специалистов Бобат терапии для детей с рождения. Европейские специалисты-практики Анна Гогола и Гнат Рафал на своих курсах и семинарах кроме диагностики и упражнений по этой концепции обучают мануальным практикам при тесном взаимодействии с неврологами, ортопедами, нейрохирургами. Обучают терапии с помощью специального ортопедического оборудования

Бобат терапия в реабилитации инсульта

Восстановление пациента после инсульта строится на постоянном взаимодействии с реабилитологом. Доктор дает пациенту возможность восстановить двигательную активность через «новый путь», пользуясь пластичностью нервной системы. В этой концепции организм человека рассматривают как единую систему, где все мышцы и ткани взаимосвязаны. И, воздействуя на здоровую часть тела, можно постепенно вернуть подвижность пораженной.

Упражнения направлены на снижение чрезмерного напряжения мышц. В основе метода лежит растяжение мышц-разгибателей. В курсе лечебной гимнастики предусмотрен большой спектр упражнений на растяжение и укрепление мышц с целью возвращения чувствительности и самостоятельного управления телом.

Результаты лечения у взрослых

Каждое действие методики направлено на достижение пациентом одной из следующих целей:

Ингибиция — пациент может самостоятельно удерживать непроизвольные движения тела.

Фасилитация — с использованием направляющих движений по растяжке и расслаблению мышц тело пациента запоминает, как именно нужно двигаться.

Достижение самостоятельности. В занятия включаются разные элементы обслуживания себя, которые пациент должен освоить, чтобы обходиться без помощи родственников.

Обучение Бобат терапии в МАМР

В Международной академии медицинской реабилитации вы можете пройти обучение Бобат терапии для взрослых с возможностью реабилитации пациентов после инсульта и других неврологических патологий.

Источник

Бобат-терапия

Понятие о Бобат-терапии

Бобат-терапия – это нейро-развивающее лечение, которое восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. Конечной целью Бобат-терапии является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни. Сначала оно было применено только для детей, но сейчас активно применяется и у взрослых физиотерапевтами и врачами лечебной физкультуры в стадии реабилитации после инфаркта.

История появления Бобат-терапии

Суть методики Бобат-терапии

Основа метода заключается в том, что люди, потерявшие свои двигательные функции в результате болезни или травмы, могут их восстановить благодаря правильному лечению. Врачи стимулируют определенные движения разными упражнениями, растягивая короткие мышцы и укрепляя слабые, расширяя амплитуду движения суставов, то есть Бобат-терапия- это серия приемов, которая помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить.

В больницах и центрах по реабилитации спациентом работает команда специалистов – невролог, психолог, методист, ортопед, врач ЛФК, эрготерапевт и специалист по Бобат-терапии. Врачи пытаются вовлечь в движениекак можно больше частей тела, чтобы расширить диапазон их функций.В качестве стимула к движениям у детей применяется игра. Если у пациента будет сильная мотивация, заинтересованность, то эффект от лечения будет сильнее и быстрее. Поэтому в детской практике широко применяются валики, качели, игрушечные машинки, гимнастические большие мячи, маты и другие разные приспособления с подручным материалом.

Показания к применению Бобат-терапии

Противопоказания к применению Бобат-терапии.

Положения Бобат-терапии

Положения Бобат–терапии совпадают с принципами Войта-терапии. Важно понять, что мешает ребенку выполнять определенные действия и оценить его физическое состояние перед лечением.

Лечение должно быть адаптированным к повседневной жизни (это скорее не лечение, а образ жизни).

Все движения при Бобат-терапии не должны быть болезненными.

Упражнения должны выполняться медленно под присмотром инструктора или родителей, обученных технике Бобат-терапии, в доброжелательной и спокойной атмосфере.

Упражнения назначаются врачом после тщательного обследования пациента и точного выявления его способностей выдерживать динамические и статические нагрузки.

Каждое упражнение во время сеанса выполняется 4-5 раз, сеансы проходят не менее 3 –х раз в неделю, идеально – 3 раза в день (причем, круглогодично).

По мере отработки навыков упражнения постепенно усложняются, но это должно происходить после консультации с врачом и повторной оценки функциональных возможностей больного.

Чем раньше начато лечение, тем эффект будет лучше.

Лечение уменьшает неравномерность мышечного напряжения, ребенок выводится из состояния пассивности и учится владеть своим телом в произвольных движениях. Бобат-терапия также является отличной профилактикой контрактур и других деформаций суставов. Эта техника сейчас применяется не только у детей всех возрастных периодов с нарушениями двигательного аппарата, но и у взрослых после инсультов.

Фотогалерея

Вопросы и ответы

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ

Часто дети с ограниченными возможностями не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.

Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.

Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д.

У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая

одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.

Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

Родительские ожидания и личность ребёнка

Существует несколько факторов, которые влияют на формирование психоэмоциональной структуры личности ребенка:

Большинство детей таковы, что безоговорочно доверяют своим родителям и действуют согласно их ожиданиям, во всяком случае, стремятся к этому от всего сердца. Но приходит пора, когда они начинают понимать, что родители не замечают их за своими требования и ожиданиями, что их как личностей уже и не видят, тогда они начинают выходить из-под контроля, проявляя качества своей личности, что повергает в негодование или непонимание взрослых («мы для тебя столько сделали, а ты?»). Другими возможными сценариями развития личности могут стать формирование тревожности и неуверенного поведения детей, позднее взросление, нежелание проявлять самостоятельность, иногда возникают проблемы лишнего веса. Дети и подростки, также как и взрослые, склонны «заедать» такие психологические проблемы, как стресс, неприятности или сильные эмоции, а порой едят просто так, от скуки. Иногда причиной переедания оказывается недостаток или отсутствие родительского внимания, и лишние калории, полученные с пищей, приводят к избыточному весу. бат терапия что такое. Смотреть фото бат терапия что такое. Смотреть картинку бат терапия что такое. Картинка про бат терапия что такое. Фото бат терапия что такое

Очень важно каждому родителю найти такую деятельность для ребёнка, в которой он способен самоутвердиться. Ощущение успеха – лучшее лекарство от повышенной тревожности и чувства ненужности. Кроме того, ребёнок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые обязательно придут на помощь. Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно обращаться к ребёнку по имени, хвалить его за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем, ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили.

Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребёнка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка, залог его успешности в будущем.

Источник

Бат терапия что такое

Принципы, упражнения и обучение бобат-терапии

Дата публикации: 25 мая 2019

Названием методики стала фамилия ее разработчиков — Берты и Карла Бобатов — врачей из Лондона. Берта работала физиотерапевтом, а ее муж — нейрофизиологом, профессором неврологии и психиатрии.

В гг ХХ в. они предложили кардинально новый, как на то время, подход к процессу лечения заболеваний, связанных со спастическим поражением мускулатуры. В гг терапия стала довольно популярной во всей Европе.

Сами принципы и механизмы метода были основаны на наблюдениях за больными, которые перенесли инсульты либо травмы нервной системы, которые проводила Берта. Карл же сделал теоретическое обоснование.

Главная идея метода — психика и тело должны взаимодействовать, как следствие — лечить следует не отдельную часть тела, а весь организм в целом. Цель методики — выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение.

На сегодняшний день центры, работающие по методике супругов Бобат, встречаются по всему миру. Этот способ лечения за многие годы практики оказался наиболее эффективным по восстановлению детей с ДЦП и последствиями многих болезней, поэтому его признает официальная медицина.

Эту методику применяют для лечения таких заболеваний:

Данная методика, конечно же, не является панацеей, и во многих случаях она не может достичь полного выздоровления пациента. Но дает результаты намного эффективнее в сравнении теми методами, которые ей предшествовали.

Концепция и принципы

бат терапия что такое. Смотреть фото бат терапия что такое. Смотреть картинку бат терапия что такое. Картинка про бат терапия что такое. Фото бат терапия что такое
Принципы бобат-терапии. Источник: kinesioblag.ru

Концепция данной методики основана на представлении о заложенном на генетическом уровне плане по развитию центральной нервной системы (ЦНС). Этот план не что иное, как программа развития здорового ребенка.

В младенце с рождения заложены базовые рефлексы, благодаря которым он общается и контактирует с окружающими и средой обитания.

Такой способ коммуникации действенен на протяжении 2–3 первых месяцев жизни ребенка. После этого он начинает осваивать другой вид поведения, регулируемый и стимулируемый на сенсорном уровне извне.

При поступлении большого количества разного рода сигналов для тех или иных анализаторов идет их обработка и, как результат, ребенок учится вырабатывать соответствующие моторные реакции.

По причине заболевания мозг может получать искаженные сигналы и, соответственно, обработает их неправильно. Это приводит к выработке патологий в двигательных реакциях, а также к разным осложнениям (атрофии, контрактуры, спастики ).

Метод предусматривает использование специальных сигналов (зрительных, слуховых, положений тела), цель которых — заставить работать больные структуры ЦНС и корректировать их работу с последующим подавлением патологических моторных рефлексов.

Кому противопоказан метод?

Есть несколько болезней, при которых запрещается использование этой методики:

С какого возраста можно начинать лечение

бат терапия что такое. Смотреть фото бат терапия что такое. Смотреть картинку бат терапия что такое. Картинка про бат терапия что такое. Фото бат терапия что такое
С какого возраста начинать лечение. Источник: zdetstvo.ru

Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения: его может быть как грудничок, как и подросток. Но, конечно же, чем раньше грудничок на помостеначать — тем эффективнее лечение.

Самые лучшие результаты дает процесс лечения начатый, пока ребенку еще не выполнилось трех месяцев, когда сенсорная информация только начинает накапливаться.

Также, начинать процесс лечения можно как при минимальных мозговых дисфункциях, так и в тяжелых случаях органических патологий.

Как проводятся занятия по методу Бобат?

Специалисты занимаются с детьми в специальных игровых комнатах. Занятия проводятся в форме игр с целью установления большего контакта с пациентом.

Здесь посредством игрушек врач посылает организму ребенка определенные сигналы, благодаря которым обнаруживаются заложенные на генетическом уровне потенциалы развития, не позволяющие формировке патологических функций.

Каждое действие данной методики ориентировано на то, чтобы пациент достиг одной из следующих целей:

Один из комплексов упражнений

Комплекс упражнений по методике :

бат терапия что такое. Смотреть фото бат терапия что такое. Смотреть картинку бат терапия что такое. Картинка про бат терапия что такое. Фото бат терапия что такое

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *