без паники что делать если ребенок не говорит

Без паники! (2019)

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Что делать, если ребенок не говорит? Все ли в порядке с развитием его речи? Как понять, что пора обратиться к логопеду? Когда же в речи появится долгожданный звук р? На эти и другие вопросы взволнованных родителей ежедневно вот уже 17 лет отвечает логопед, дефектолог и мама Евгения Ершова, которая занимается речевым и интеллектуальным развитием детей.

В своей книге Евгения Ершова делится простыми приемами и ценными рекомендациями, как помочь ребенку в речевом развитии, при этом не подталкивая его и не опережая естественный ход событий. Как должна развиваться речь ребенка? Как перестать волноваться, когда нет для этого повода? Как выявить возможные речевые проблемы и начать их решать? Когда можно начинать изучение иностранного языка? В книге «Без паники! Что делать, если ребенок не говорит?» вы найдете ответы на эти вопросы, а также практические задания для развития речи, советы по ведению речевого дневника, чек-листы по возрастам, которые помогут определить, когда пора обратиться за помощью к логопеду.

Электронная книга, выпущенная в 2019 году, принадлежит жанру Психология. Тематику книги можно охарактеризовать по следующим тегам: книги для родителей, логопедия, развитие ребенка, развитие речи, советы родителям. В библиотеке можно начать чтение книги «Без паники!» (Евгения Ершова) скачать бесплатно в формате fb2 полностью оцифрованную книгу для андроид. Также есть возможность просмотреть другие издания автора Евгения Ершова.

Источник

«Разговаривая с малышом с первых дней его жизни, вы создаете фундамент для его дальнейшего речевого развития»: отрывок из книги «Без паники! Что делать, если ребенок не говорит»

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Гуление и лепет

Первые звуки, которые мы слышим от детей, — это гуление.

Гуление обычно возникает в ответ на ваше появление: малыш улыбается и радостно двигает ручками и ножками. А затем он распевает гласные или произносит что-то похожее на «гу-гы» и даже на «агу». На этом этапе звуки произносятся детьми пока еще неосознанно. Интересно, что гулят все дети мира одинаково.

Мы вернулись из Кореи в Россию, когда Луке было почти два месяца. Он уже много гулил, а в пути вел себя особенно активно. В аэропорту Стамбула, где была пересадка, к нам подошла очень милая пожилая женщина из Великобритании и рассказала, что услышала Луку: он разговаривал совсем как ее трехмесячная внучка.

В возрасте шести месяцев дети начинают лепетать. В отличие от гуления, это уже более осознанное звучание. Так ребенок пытается произнести то, что часто слышит. В его лепете вы можете даже различить свои интонации, звуки вашего родного языка.

Разговаривая с малышом с первых дней его жизни, вы создаете фундамент для его дальнейшего речевого развития.

Я очень хорошо помню то утро, когда сыну исполнилось шесть месяцев. Он лежал в кровати и беззвучно, как рыбка, открывал рот, немного шлепая губами. А примерно через час расстроился из-за чего-то и пронзительно заплакал: «Ма-ма-ма». Голос соединился с артикуляцией, и мы услышали первый лепет.

Чтобы ребенок лепетал больше, ему нужно помочь. Если подражать его лепету, то он вам обязательно ответит. Иногда из лепетных слогов получаются похожие на слова сочетания, однако не стоит называть их первыми словами. Мой Лука часто лепетал «ма-ма» и «ам-ам». А я постоянно хотела есть. Когда события совпадали, становилось очень смешно.

Еще помню другой случай, когда я была чем-то расстроена и жаловалась мужу, а малыш в это время произнес: «Ма-ма бу-бу-бу». Настроение сразу же улучшилось.

Обратите внимание на РАЗНООБРАЗИЕ ЗВУКОВ у малыша. В лепете можно услышать практически все эти звуки: А, О, У, И, Ы, Э, Б, П, М, Т, Д, Н, Г, К, Х, В, Ф.

Если вы заметили, что какие-то из этих звуков ребенок не произносит, то обратите на них его внимание, покажите, как они произносятся. Можно просто задорно лепетать, а можно подобрать различные звукоподражания.

Вот несколько советов, как привлечь внимание малыша к тому или иному звуку:

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Например: Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем малыша от головы до пяток), Поперек толстунюшки, А в ножки — ходунюшки (двигаем ногами ребенка), А в ручки — хватунюшки (сжимаем и разжимаем кулачки малыша).

Чтобы избежать трудностей с произношением народных потешек, которые могут показаться сложными с точки зрения лексики, обратитесь к более современным: в них соблюдены все ритмические традиции.

Потешки подчеркивают ритмичность речи, выстраивают в строгую последовательность слоги и звуки. Многократное повторение одного и того же четверостишия помогает малышу быстрее запомнить его и легко произнести.

Первое, что мы выучили с сыном, было стихотворение «Гуси, гуси! — Га-га-га». Правда, выговаривал Лука только два слога — «га-га» и «да-да». Тогда повторить цепочку из трех слогов было для него сложно. Способность воспроизвести ритмический рисунок, даже простой, приходит к ребенку не сразу, а развивается постепенно.

Еще одна полезная ритмическая игра — ладушки. Первые попытки игры в ладушки больше похожи на аплодисменты. Ребенок просто хлопает, но постепенно его движения подстраиваются под произношение, ритм стиха и ваши движения. Малыш хлопает громко или тихо, быстро или медленно, вместе с вами, повторяя за вами или самостоятельно. Так постепенно ребенок учится воспроизводить все более длинные и сложные ритмы. Для начала достаточно, чтобы он научился хлопать один или два раза, повторяя за вами.

Примеры ритмических игр с малышом:

— ладушки и потешки, где нужно ритмично хлопать;

— марши и другие песенки, где нужно топать;

— потешки с подбрасыванием на коленках;

— качели;

— барабан, бубен, маракас и все, что связано с музыкой.

Когда мы встречаем новое слово, то произносим его по слогам. Дети, повторяя за нами слова, тоже ориентируются на слоги. Малыши, которые недавно начали говорить, обычно произносят только первый слог или ударный, другие слоги они пропускают или переставляют местами. С развитием речи постепенно все слоги в словах встают на свои места — чувство ритма достигнуто.

Чувство ритма связано и с режимом дня, который для всех детей играет важную роль. Многие педагоги замечают, что систематические занятия, проходящие строго по расписанию, намного эффективнее, чем занятия с плавающим графиком.

У меня есть любимая игра на развитие чувства ритма у малышей. Наверняка вы помните из детства ее слова: «По кочкам, по кочкам…». Усадите ребенка к себе на колени и поиграйте с ним в нее. Малыши любят эту потешку, легко запоминают ритм и всегда ждут веселую концовку — «бух». Возможно, «бух» станет у ребенка одним из первых осознанных слов. Но сначала он запомнит потешку и выучит ее ритм.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Первые слова

Очень часто первые слова совершенно не похожи на привычные нам, их легко можно спутать с тем же гулением или лепетом. Поэтому, хотя и нельзя сказать, что вот оно — первое слово ребенка, неговорящим его уже называть несправедливо.

СЛОВА — это ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКАМИ предметов или действий.

В силу несформированности фонематического слуха и незрелости органов артикуляции у детей привычное нам звучание слов может искажаться до неузнаваемости.

Например, первое слово, которое мы с мужем распознали среди лепета сына, было «ань», что означало «звезда». Произносил он его осознанно с десяти месяцев, но только ближе к году мы поняли значение. А я-то ждала «мама»!

Первые слова ребенка отличаются от привычных нам не только по звучанию — даже смысл у них другой.

Значение переходит от одного предмета к другому по не всегда понятным нам причинам. Дети видят и обозначают предметы иначе. Поэтому часто речь малыша понятна лишь близким: они не только ориентируются на звучание, но и понимают ситуацию в целом.

У моего сына слово «ань» получило широкое применение: Лука называл так все светящиеся предметы (фары, светофор, другие лампы, солнечного зайчика). Мою маму зовут Света, и почти до двух лет Лука звал ее «Ань-Ань». Потом было еще несколько забавных словечек с устойчивым значением: патити (намазать), абрабрабра (что-то забыли).

Как-то на консультации двухлетний мальчик называл красный цвет «ай-ай», и я поинтересовалась у мамы, откуда такое название. Мама рассказала: вместо того чтобы изучать цвета в играх, которые она в большом количестве купила или сделала сама, малыш выучил красный, желтый и зеленый по светофору. Малышу говорили, что на красный переходить нельзя, поэтому и закрепилось за красным цветом «ай-ай» в значении «нельзя».

Как правило, первые и понятные всем слова ребенка состоят из одного-двух слогов. Малыш как будто отбирает из речи взрослого те слова, которые может повторить, и произносит их вслух.

У Луки были мягкие игрушки — лось и заяц, он их любил и часто играл с ними. Я учила его: вот это — заяц, а это — лось. Казалось бы, простые слова. Он их знал, но не мог произнести. Стоило чуть изменить и упростить слова, как в речевой дневник (о нем мы поговорим с вами отдельно) можно было записать: заяц — «зая», лось — «лоло». В первом случае количество слогов сохранилось, но я убрала труднопроизносимый звук ц, а во втором слогов стало больше, но сама структура слога значительно упростилась. Подобные легкие манипуляции со словами помогают «запустить» речь ребенка. Постепенно малыш выучит и «нормальные» слова.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

ДЕТИ ЧАСТО УПРОЩАЮТ СЛОВА: — заменяют сложные звуки простыми («юка» — рука); — пропускают сложные звуки («гока» — горка); — используют первые или ударные слоги знакомых слов («ка» — каша); — пропускают слоги («сина» — машина).

Детское слово не совпадает по звучанию с привычным для нас словом, потому что артикуляционный аппарат ребенка пока не готов, его фонематический слух еще плохо развит, но за этим звучанием закрепляется значение. Причем ребенок обычно строго следит, чтобы вы произносили это слово правильно.

Один слог у ребенка может обозначать несколько предметов, которые никак не связаны друг с другом по смыслу. Одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает абсолютно разные понятия. Например, «ба» или «баба» у Луки означало и «бабушка», и «овечка» (вместо «бе-бе»), и «машина» (вместо «би-би»).

Порой очень сложно бывает понять, что же ваш ребенок имеет в виду. Однажды зимой я несла Луку на руках, а он повторял: «Се». Я думала, что он про серый цвет трактора, но малыш не сдавался и в итоге прокричал: «Зима, се!» — «А-а-а, снег?! Да, много снега вокруг».

Главное, что нужно делать в таких ситуациях, — это не отмахиваться от ребенка, а попытаться его понять. Малыш очень заинтересован в том, чтобы его услышали. Попытки родителей понять развивают у детей умение объяснять и не сдаваться в случае неудачи.

Часто можно слышать, как взрослые, общаясь с ребенком, говорят его же словами. Им кажется, что ребенку так понятнее. Важно не застрять на таком произношении и, как только ребенок начал использовать это слово в речи, сразу же перейти с ним на «нормальный» вариант.

У Луки интересная эволюция произошла со словом «бабушка». Сначала он говорил «баба». Потом я начала учить его произносить «бабушка», но это слово ему никак не давалось. Мой брат предложил вариант «бабуля», и сын сразу же его повторил. Между «баба» и «бабуля» прошел примерно год.

Есть такие слова, которые ребенок может произнести, но не находит для этого подходящих ситуаций. В подобных случаях я подбирала несложные стихи и песенки с этими словами. Например, мы с Лукой учили кусочек из сказки «Кошкин дом»: Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Лука легко выговаривал слова «дом» и «бом». Они похожи по звучанию, поэтому тут не только закреплялись значения слов, но и тренировалось произношение.

В эмоциональной ситуации ребенок выражает свои желания словами: «на», «дай», «бам», «би-би». Для первых слов важны эмоции. Малыш быстрее повторит крики («Ура!», «Гол!», «Раз, два, три — беги!»), чем назовет кошку кошкой или расскажет, какого цвета трава.

Одни и те же слова могут не только называть разные предметы, но и одновременно с предметом обозначать действия. «Би-би» — машинка, а «би-би» с более требовательной интонацией — дай машинку.

В активном словаре годовалого ребенка должно быть несколько слов, но следует учитывать индивидуальные различия в речевом развитии детей. Так, следить за речевым развитием малыша помогает ведение речевого дневника.

Источник

Без паники что делать если ребенок не говорит

Что делать, если ребенок не говорит? Все ли в порядке с его речью? Как понять, что пора обратиться к логопеду? На эти и другие вопросы взволнованных родителей ежедневно вот уже 17 лет отвечает логопед, дефектолог и мама Евгения Ершова, которая занимается речевым и интеллектуальным развитием детей.

В своей книге «Без паники! Что делать, если ребенок не говорит?» (в Черную пятницу эту и другие книги можно купить со скидкой 70%) Евгения делится простыми приемами, как помочь ребенку в речевом развитии, при этом не подталкивая его и не опережая естественный ход событий.

Выбрали несколько советов, практических заданий для развития речи и рекомендаций по ведению речевого дневника.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит
Без паники! Что делать, если ребенок не говорит?

От гуления к лепету

Первые звуки, которые мы слышим от детей, — это гуление. Гуление обычно возникает в ответ на ваше появление: малыш улыбается и радостно двигает ручками и ножками. А затем он распевает гласные или произносит что-то похожее на «гу-гы» и даже на «агу». На этом этапе звуки произносятся детьми пока еще неосознанно.

В возрасте шести месяцев дети начинают лепетать. В отличие от гуления, это уже более осознанное звучание. Так ребенок пытается произнести то, что часто слышит. В его лепете вы можете даже различить свои интонации, звуки вашего родного языка.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит
Черная пятница в МИФе

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит
Малыш начинает говорить задолго до того, как произнесет первое слово. Источник

Чтобы ребенок лепетал больше, ему нужно помочь. Если подражать его лепету, то он вам обязательно ответит. Иногда из лепетных слогов получаются похожие на слова сочетания, однако не стоит называть их первыми словами.

Вот несколько советов для стимулирования лепета:

1. «Что вижу, то пою». Следите за взглядом ребенка, а потом озвучивайте то, что привлекает его внимание. Говорите не быстро, чуть нараспев. Не используйте уменьшительно-ласкательные суффиксы. Ребенок легче воспримет и быстрее повторит короткие слова. Сравните, что проще и быстрее произнести: дом или домик, каша или кашка.

2. «Что слышу, о том и говорю». Ребенок обращает внимание не только на предметы, он очень внимательно изучает и звуки. Называйте предметы, которые привлекли его внимание, и произносите звуки, которые эти предметы издают.

3. Ритмические игры: потешки, стихи, песенки. Распечатайте несколько потешек и развесьте по всей квартире. Читайте их или заучивайте наизусть. Потешки — это не только стихи, но и игры с ребенком, которые сопровождаются движениями его ручек и ножек, массажем.

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем малыша от головы до пяток), Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки (двигаем ногами ребенка),

А в ручки — хватунюшки (сжимаем и разжимаем кулачки малыша).

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит
Потешки, ритмичные игры, музыка и постоянные разговоры помогают развитию речи. Источник

Потешки подчеркивают ритмичность речи, выстраивают в строгую последовательность слоги и звуки. Многократное повторение одного и того же четверостишия помогает малышу быстрее запомнить его и легко произнести.

Ладушки и другие игры

Еще одна полезная ритмическая игра — ладушки. Первые попытки игры в ладушки больше похожи на аплодисменты. Ребенок просто хлопает, но постепенно его движения подстраиваются под произношение, ритм стиха и ваши движения. Малыш хлопает громко или тихо, быстро или медленно, вместе с вами, повторяя за вами или самостоятельно.

Так постепенно ребенок учится воспроизводить все более длинные и сложные ритмы. Для начала достаточно, чтобы он научился хлопать один или два раза, повторяя за вами.

Примеры ритмических игр с малышом:

— ладушки и потешки, где нужно ритмично хлопать;

— марши и другие песенки, где нужно топать;

— потешки с подбрасыванием на коленках (например, «По кочкам, по кочкам…»);

— барабан, бубен, маракас и все, что связано с музыкой.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит
Даже катание на качелях помогает развитию чувства ритма и влияет на речь. Источник

Первые слова

Очень часто первые слова совершенно не похожи на привычные нам, их легко можно спутать с тем же гулением или лепетом. Поэтому, хотя и нельзя сказать, что вот оно — первое слово ребенка, неговорящим его уже называть несправедливо.

Как разговорить малыша?

1. Часто можно слышать, как взрослые, общаясь с ребенком, говорят его же словами. Им кажется, что ребенку так понятнее. Важно не застрять на таком произношении и, как только ребенок начал использовать это слово в речи, сразу же перейти с ним на «нормальный» вариант.

2. В эмоциональной ситуации ребенок выражает свои желания словами: «на», «дай», «бам», «би-би». Для первых слов важны эмоции. Малыш быстрее повторит крики («Ура!», «Гол!», «Раз, два, три — беги!»), чем назовет кошку кошкой или расскажет, какого цвета трава.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит
В эмоциональных ситуациях ребенок лучше запоминает новые слова. Источник

Речевой дневник

Даже если ваш ребенок еще не говорит, полезно будет завести речевой дневник. В него необходимо записывать слова или звуки, которые вы слышите от ребенка, с уточнением, что именно они означают. Нарисуйте на листе бумаги или в тетради табличку.

Не заполняйте дневник по памяти, а день за днем фиксируйте в нем услышанное. Речевой дневник помогает оценить динамику развития речи вашего ребенка и заметить прогресс. Речевой дневник также будет полезен на консультациях с логопедом.

Анализируя записи в речевом дневнике за два-три месяца, можно заметить:

— растет ли у ребенка активный словарный запас;

— сколько у него правильных звуков в словах;

— каких слов произносит больше — односложных или длинных;

— понимает ли ребенок все более и более сложные конструкции речи;

— формируется ли у него грамматический строй речи;

— подражает ли ребенок интонациям, становится ли его речь более выразительной.

Благодаря таким заметкам или записям вы поймете, в какой момент ваш малыш перешел от гуления и лепета к первым словам, от первых слов — к фразе.

Развитие речи и детский сад

Многие мамы считают, что самая благоприятная для ребенка речевая среда — в детском саду со сверстниками. Но если мы говорим о детях двух-трех лет, то главное для развития их речи — это общение с близким взрослым.

Детский сад становится только стимулом для развития речи, поскольку:

— в детском саду сложнее быть услышанным (дома понимают с полувзгляда, а в саду — постоянная конкуренция за внимание взрослого человека);

— ребенок слышит речь, отличающуюся от маминой;

— строгий режим, который дома соблюдать не всегда получается. А режим — это тот же ритм, что лежит в основе речи;

— вы отдыхаете друг от друга, успеваете соскучиться и, встретившись, качественно проводите время вместе. И у вас, и у ребенка появляется большое желание общаться друг с другом.

Однако слишком большие надежды на детский сад возлагать не стоит.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит
Детский сад помогает развитию речи, но главное для малыша двух-трех лет — общение с родителями. Источник

Речь и телевизор

Речевая среда — это не только люди, с которыми общается ребенок, но и все окружающие его звуки. Так, во многих домах телевизор или радио работают постоянно, как бы фоном.

Для малыша такой фоновый шум — помеха. Для общения с друзьями по душам вы выберете скорее уютный ресторан, чем шумный бар или дискотеку. Так и с ребенком: общаться лучше в тихой обстановке, без фонового шума. Ведь в тишине легче заметить стремление ребенка к общению.

Источник

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть фото без паники что делать если ребенок не говорит. Смотреть картинку без паники что делать если ребенок не говорит. Картинка про без паники что делать если ребенок не говорит. Фото без паники что делать если ребенок не говорит

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *