десятки тонн болгарских помидор украинских яблок
Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.
1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.
Книга-источник знаний.Ничто не заменит общение с книгой.Как ты перелистываешь каждую страницу и с замерание сердца ждешь что будет дальше.Но в глабине души ты все же надеешься,что все закончится хорошо.
Что же превлекает нас,когда мы берем ту или иную книгу?наверно,обложка!Яркая и красочная,а может быть вот эта просто на красном фоне красивыми буквами написан автор?нет,обложка роли не играет.Может быть автор?модный,которого читают все,или. Все-таки выберешь новую книгу,давно полюбившегося автора.
так как можно подобрать синоним:
растерянный,нерешительный
Раскройте скобки, поставив существительные и числительные в нужную форму (числительные запишите словами). К ответу дайте
Вариант 1. 1) Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные лекторы; 2) Десятки тонн болгарских помидоров, украинских яблок, крымских мандаринов, вьетнамских бананов, африканских апельсинов доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах; 3) Внезапно из Малинового Озера приехал к нам оперуполномоченный; 4) У Этэль Лилиан Войнич только три законченных романа; 5) Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося чая; 6) В цехе поражали порядок и чистота; 7) В его последней монографии около ста пятидесяти страниц; 8) Это банк заманивал наивных вкладчиков двумястами процентами годовых; 9) Мой дедушка собирался дожить до своего девяностопятилетия; 10) Вместе со всеми тремястами семьюдесятью четырьмя участниками конференции мы отправились в Старую Руссу.
Вариант 2. 1) Речь идет о том, чтобы устранить все тормоза, мешающие нашему движению вперед; 2) В общежитие поступили комплекты новых наволочек, простыней, одеял) ; 3) Около Великих Лук сохранились еще дивные уголки первозданной природы; 4) Эта роль блестяще было сыграна Питером Устиновым; 5) Сколько этого крика и визга было, что барабанные перепонки чуть не лопнули; 6) Рыбаки переночевали на мысе, а на рассвете ушли в открытое море; 7) Его коллекция уже приблизилась к полуторатысячам экземпляров; 8) Четыремстам депутатам были предоставлены особые полномочия; 9) Скоро мы будем отмечать трехсотлетие) города; 10) Наша база находилась в восьмистах сорока одном километре от города.
Поставьте слово, данное в скобках, в нужную форму:
Мыть голову (шампунь),
учитывать (они) мнение,
он постоянно (ездить) к ним в гости,
мы заключили несколько (договор),
в (200) метрах от дома,
взвесьте мне по килограмму (мандарин и апельсин)
Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм. 1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.
Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.
1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.
Чтение текста «Русская речь», с. 51, упр. 121 В
… И вот раз утром прибегает мой сынишка с Камы. Он рыбу ходил удить на реку.
Прибегает и говорит:
— Смотри, кого я принёс.
Лезет себе за пазуху, вынимает оттуда живого плавунчика и пускает его на пол…
Увидела меня – и прямо ко мне. Примчалась – и в ноги мне. И сидит.
Я нагнулся, взял плавунчика в руки. Он и не думает улетать. Я удочку смотал – и домой с ним.
Вот он – видите какой.
Плавунчик ходит по избе, нас ничуточки не боится. (В. Бианки)
2) Обсуждение текста.Орфографические ошибки: плавунчик, оттуда, впереди них, из стороны в сторону.
3) Пунктуационных: знаки препинания при прямой речи.
4) Составление плана:
1. С удочкой на берегу.
2. Вороны гонятся за птичкой.
4. «Кыш, вороны, улетайте!»
5. Домой вдвоём с другом.
6. «Спасибо тебе, человек!»
Цели урока: 1. Дать понятие о существительных общего рода.
2. Сформировать умение правильно их употреблять; умение употреблять род несклоняемых существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также по правилу.
Ход урока
Работа по теме.
1)Знакомство с именамисуществительными общего рода(с. 240 и упр. 711)
2)Образование существительных общего рода (упр. 712)
3)«Возьмите на заметку!» на с. 240.
4)Упр. 713.
2. Род несклоняемых имён существительных.
1) Определение рода несклоняемых имён существительных по контекстному окружению, с помощью словаря, по правилу (с. 241, упр. 714) Река Арагви, город Осло, река Янцзы в Китае, река Замбези)
2) Составьте словосочетания данных существительных с прилагательными, определив их род. На доске: пальто, ансамбль, кофе, бой, борщ, рояль, Туапсе, фламинго, хрусталь, Онтарио (озеро в Канаде), чудовище, время, гараж, революция, помощь, Сочи, леди, неженка, пламя, Батуми, рагу, лебедь, такси, медаль)
3) Итог урока.Укажите из данных существительных существительные мужского рода. На доске: авеню (ж.), кашне (с. Р.), депо (с. Р.), шоссе, маэстро (м. р.), метро, спираль.
3. Д. з. упр. 715, § 95, 96.
175 урок | Число имён существительных § 97 |
Цели урока: 1. Повторить и закрепить изученное о формах числа существительных.
2. Дать понятие об именах существительных, употребляемых или только во множественном, или только в единственном числе.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.Беседа о существительных общего рода. Как определить род несклоняемых имён существительных? Ответы подтвердите примерами.
Работа по теме.
1) Повторениесведений о формах числа имён существительных; выделение языковых средств, служащих для выражения числа (с. 241, упр. 716).
Упр. 717.
3) Образуйте, где возможно, формы мн. ч. от данных сущ.:масло, ночь, мороз, пренебрежение, учительство, сахар, день, ночь, знакомство, клубника, ребёнок, зверь, покрывало, редактор, трудность, отсвет, молоко, песок, ветер, монета, любовь, ненависть, прошлое, стена, стол, дорога, промышленность, завод, правительство.
3. Итог урока.Назовите существительные, которые не имеют формы мн. ч. На доске: 1) профессор, 2) шампунь, 3) вермишель, 4) шимпанзе, 5) тополь, 6) пузырь, 7) родня, 8) степь, 9)инженер, 10) дочь. Докажите свой выбор.
4. Д. з. § 97, подобрать и записать свои примеры существительных, имеющих форму только ед. и мн. ч.
176-177 | Падеж и склонение имён существительных |
Цели урока:1. Повторить падеж и склонение имён существительных.
2. Изучить разносклоняемые существительные.
3. Изучить схему морфологического разбора имени существительного.
4. Потренироваться в устном и письменном склонении и разборе существительных.
Ход урока
Ι. Проверка дом. задания.Беседа о числе имён существительных на примерах, подобранных самостоятельно.
ΙΙ. Работа по теме.
1. Повторениесведений о падеже и склонении существительных (с. 242, рубрика «Вспомните!»)
2. Тренировка в устном и письменном склонении и разборе по составу «трудных» существительных на –мя и путь. (Стр. 243)
3. Предупреждение и исправление ошибки в употреблении бытовой формулы «Сколько времени?», орфоэпическая работа (упр. 724, 723)
4. Анализсхемы морфологического разбора имени существительного. (стр. 244)
5. Объяснительный диктант. Цель:объяснить орфограммы и записать предложения. Потерянного времени не воротишь. Большого пламени не забудешь. Нет тяжелее бремени, чем безделье. От худого семени не жди доброго племени.
6. Итог урока. Коллективный опрос по схеме разбора имени существительного.
Описание: листок с окошечками сделан.
ΙΙΙ. Д. з. § 98, морфологический разбор 3-х любых сущ., упр. 725.
Сборник заданий по русскому языку и культуре речи по теме «Нормативное употребление форм слова» (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
В зависимости от стиля речи некоторые имена существительные мужского рода второго склонения в именительном падеже множественного числа имеют окончания:
–ы (-и) или –а (-я). В литературном языке употребляются следующие формы:
§ 4. Окончания имен существительных
В родительном падеже множественного числа в литературном языке употребляются следующие формы существительных (одни без окончания, другие с окончанием):
а) слова мужского рода: (пара) ботинок, валенок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов, фильмов, комментариев, коррективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (но: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); (отряд) солдат, партизан, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан (но: минеров, саперов);
в) слова среднего рода: верховьев, низовьев, устьев, платьев; захолустий, побережий; коленей, снадобий; яблок, древков, личиков, остриев; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блюдец, полотенец, зеркалец, одеялец;
г) слова, не имеющие единственного числа: нападок, потемок, сумерек; заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей.
§ 5 Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний
2. При склонении таких сочетаний, как Первое мая, изменяется только первая часть: приготовиться к Первому мая.
4. Мужские русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются, женские – не склоняются. Ср.: студенту Кулику – студентке Кулик; у Карла Зегерса – у Анны Зегерс.
6. Украинские фамилии на –ко (-енко) в художественной литературе XX века склонялись: «Стихотворение, посвященное » (), «с Гончаренкой» (), «Под вечер Беликов поплелся к Коваленкам» ().
Вместо точек поставьте, где нужно, окончания, согласуя в роде сказуемое с подлежащим
1. К завтраку был… подан… кофе с молоком. 2. Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл… 3. Крыша сарая была покрыта тол… 4. На лицо женщины был… накинут… траурн… вуаль. 5. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим… мозоль? 6. Такси стоял… у ворот дома. 7. «Франс Пресс» передал… экстренное сообщение. 8. Актер снял огромные круглые очки; небольш… пенсне в золотой оправе придал… его лицу совсем другой вид. 9. Бюро по трудоустройству опубликовал… новый бюллетень. 10. Сочи расположен… севернее Сухуми, но южнее Туапсе. 11. Недавно здесь открыт… кафе-столовая. 12. Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 13. Театр-студия воспитал… немало талантливых актеров. 14. Вскоре они выехали на просторн… авеню. 15. С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой пополнил… новыми экспонатами. 16. ООН выступил… с призывом к объединению всех прогрессивных сил в борьбе с терроризмом.
Раскройте скобки, ставя имена существительные в нужном падеже, объясните особенности образования падежных форм.
1. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 2. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 3. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 4. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 5. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 6. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 7. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 8. Хозяевам многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 9. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.
Исправьте ошибки в употреблении форм имен существительных.
1. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвиным. 2. Документы нужно представить к первому августу. 3. Разделите все это на несколько равных доль. 4. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. 5. Опытные шофера уверенно вели машины, лавируя между пешеходами. 6. Плетеное кресло-качалка стояла на террасе. 7. У обоих сестер было много красивых платий. 8. По обоим сторонам строительной площадки возвышались аккуратно сложенные штабели кирпичей. 9. Мальчик был разведчиком у партизанов. 10. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные лектора. 11. У причала столпились военные катера; на внешнем рейде стояли крейсеры. 12. В молодости он снимался с Чарльзом Чаплиным. 13. В последнее время разгорелась дискуссия: должно ли существовать государственное СМИ. 14. В зоопарке мы увидели много интересных животных: ловкую шимпанзе, пеструю какаду, забавную пони, большую кенгуру. 15. Заседание состоялось на кафедре у профессора Ивана Николаевича Гордейчук.
нормативное употребление форм
Употребление полной и краткой форм имен прилагательных