есть ли у сатанистов иконы

Адописные иконы — черти под ликами святых

Православный человек мог годами молиться «бесовской» иконе. Хуже всего было то, что он об этом даже не подозревал. Черти искусно прятались. Когда выяснялось истинное происхождение образа, верующего охватывал ужас.

До сих пор не известно, зачем создавались адописные иконы и кто осмеливался их писать. Некоторые искусствоведы убеждены, что образы — грандиозный культурный миф.

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Первая «бесовская» икона

Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.

Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.

В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.

Технология изготовления и опасность использования

Иконы изготавливали специальные богомазы. Образы состояли их двух слоёв. Сначала художник рисовал чертей, бесов и дьявола. Затем краска подсыхала и поверх наносилась грунтовка. Вторым слоем богомаз рисовал привычные лики святых. Таким образом для обнаружения адописной иконы требовалось снять верхний слой. Иногда художники скрывали под внутренним слоем только мелкие детали. Например, рога или другую дьявольскую атрибутику.

Подобные образы для православного человека представляли огромную опасность. Несмотря на то, что два слоя были отдельными, они неразрывно связывались. Получается, человек молился и святому, и дьяволу одновременно. По этой причине в адописных иконах православные усматривали происки чернокнижников. Кто же на самом деле рисовал эти иконы?

Зачем делали адописные иконы?

Существует две версии о том, для чего создавались адописные иконы. Согласно первой, «бесовские» образы изготавливали старообрядцы. Они нарочно помещали под лик святых чертей. Так приверженцы старых традиций подчёркивали своё отношение к церковным реформам. Для старообрядцев это было своего рода местью за принятие греческих канонов богослужения.

По другой версии старообрядцы были жертвами. Им, как и другим православным, иконы продавали офени. Хитрые торгаши, сколотившие целое тайное общество, получали двойную выгоду. Первый офеня приезжал в деревню и продавал бесовскую икону. После него в село наведывался подельник. Он поддевал ногтем краску и раскрывал страшную тайну икон. В качестве одолжения второй офеня предлагал увезти иконы из города. А на смену им продавал новые, самые обычные образы.

Где иконы сейчас?

Искусствоведы высказывают сомнения по поводу существования таких икон. Множество святых образов подвергалось реставрации. Во время восстановления предыдущий слой не удалялся, а замазывался. При такой технологии обязательно бы сохранились следы «бесовских» образов.

С другой стороны, адописных икон изготавливалось мало. Кроме того, владельцы стремились поскорее избавиться от них. Не исключено, что иконы сжигались без лишней огласки. Кто-то убеждён, что часть икон досталась в наследство современным «колдунам». Люди, посвятившие жизнь изучению магических ритуалов, наделяют сакральным смыслом подобные иконы.

Источник

Как отличить православную икону от адописной

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Адописной иконой с XVI по XIX век на Руси называли иконы сатанистов-иконописцев, на которой были изображены черти и демоны, а поверх нее, часто весьма грубо, был написан образ Святого или Богородицы. Реже противники православия пририсовывали атрибуты дьявольских сил – рожки или копыта самим святым, а потом закрашивали сверху. Для неграмотного крестьянина поклонение такой иконе становилось настоящим испытанием – человек испытывал ужас, считая, что этим он отрекся от Христа, впадал в отчаяние, и злоумышленнику было легче склонить бедолагу к измене Отчизне, вовлечь в секту или уговорить совершить преступление.

Виноват «Синаксарь»

В XVI веке об адописных иконах упоминают два литературных памятника – изданный на русском языке в 1641 году сборник церковных текстов «Синаксарь», в который вошли жития Святых и речи Иоанна Златоуста и Василия Великого; и апокрифическое, то есть не признанное церковью, Житие Василия Блаженного, представление о котором дает работа филолога Татьяны Робертовны Руди «О талмудической параллели к «апокрифическому» Житию Василия Блаженного». Возможно, что «Синаксарь» мог подтолкнуть «умельцев» к созданию адописи, а потом уже это нашло отклик в народном творчестве.

История с юродивым Василием

Согласно апокрифу, «нѣкий христолюбецъ» заказал у «изуграфа» икону, однако иконописца одолел дьявол, повелевший написать его портрет, а сверху закрыть его ликом Пречистой Девы. За это он дал «изуграфу» 50 златников. Ни о чем не ведающий заказчик взял икону «съ великою вѣрою и любовию» и повесил ее над Варваровскими воротами Китай-города, где иконе поклонялся всякий, проезжавший под ней: и от иконы этой произошло много чудес, творимых дьявольской силой. Якобы блаженный Василий, имеющий от Бог дар видеть «душевныма очима», узрел, что над воротами висит лик сатаны и метнул в образ камень с такой силой, что «расколи его надвое».

Юродивого избила возмущенная толпа и сдала его властям, а те уже донесли царю Ивану IV. На допросе у царя блаженный поведал о скрытом облике дьявола под образом Девы.

Когда к царю притащили иконописца, тот во всем признался. Каждый получил по заслугам: «изуграф» – смертную казнь, а Василий – свободу.

Иконы все же были

О том, что адописные иконы были реальностью, говорит старообрядец дьякон Федор, написавший в XVII веке трактат «О распознании Антихристoвoй прелести», в котором он указывал, что царствие антихриста уже пришло, и «адовы» иконы – его признак. Об адописи писал Николай Семенович Лесков, который даже включил в один из своих рассказов сцену обмана простодушного верующего человека мошенниками-богомазами: один продал ему икону, а второй якобы из добрых побуждений рассказал об этом и тут же стал уговаривать, чтобы обманутый купил икону теперь уже у него.

Но вымысла с этой сцене, по-видимому, нет. В 1873 году в газете «Русский мир» Лесков опубликовал фельетон под названием «Об адописных иконах». Сделать это его вынудили слухи, распространившиеся среди крестьян после того, как на юге страны было обнаружено несколько таких икон. Сделаны они были топорно, неумелыми «изуграфами»; на одной было найдено изображение сатаны, а на других нашли карикатуры на власти.

В статье писатель признавал, что сталкивался с «адовой писаниной», но отличить ее от настоящей иконы очень легко: это всегда были дешевые, неумелые изображения, в подлинности которых можно было усомниться сразу. Иконы были некачественные, из дешевых материалов, быстро трескались, открывая скрытое изображение. Вся адопись была уничтожена властями, ведь делавшие подобное покушались не только на веру крестьянина, но и на российскую государственность, во главе которой стоял Божий Помазанник, который был обязан защитить подданных даже от сатаны.

Распространение адописи связывают с разными процессами, направленными против России и православия. Во времена раскола ее появление связывали с тем, что раскольники стремились подорвать веру крестьян в «новую» иконопись.

В конце XIX века в Киевской и в Херсонской губерниях возникли движения штудистов – сектантов протестантского толка. Возможно, возникновение этой секты было связано с влиянием униатов и распространением либеральных идей. Обвиняли в распространении адописи и сторонников саввелианства – весьма старой ереси, которая вдруг получила распространение перед революцией.

Очевидно, подобные иконы были и проявлением действий сатанистов. Этнограф Николай Александрович Иваницкий в работе «Материалы по этнографии Вологодской губернии» сообщал, что под Вологдой некоторые злоумышленники рисовали на досках адописные иконы. Делалось это, чтобы верующий, обращавшийся через икону к Богу, не получал бы от Него ответа, а молитва приобретала бы обратный эффект.

На сегодня искусствоведы не знают ни одного примера адописи. Связано ли это с тем, что все иконы были уничтожены или их распространение было сильно преувеличено, неясно.

Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобных икон вообще не существовало или они были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли. «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых», – говорит Гамадиева.

Источник

Адописные иконы: Зачем на Руси художники рисовали дьявола под ликами святых

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Слухи 500-летней давности

В житии Василия Блаженного, написанном, вероятнее всего в XVI веке, подробно рассказывается о случае с образом Пресвятой Богородицы. Икона, выставленная на Варварских вратах Китай-города, слыла чудотворной, паломники стекались к ней со всей Руси. Василий же велел одному из своих учеников взять камень и расколоть икону. Когда ученик отказался, блаженный сам сделал это. На суде затем он показал, что под верхним слоем краски было скрыто изображение черта. Иконописец, якобы подкупленный дьяволом, был казнен.

Слухи о «черных», «окаянных» или «отступных» иконах не одно столетие передавались из уст в уста. Рассказывали случаи о том, как бесовские рожи находили под фольгой оклада или приклеенными с обратной стороны иконы. Кроме демонов и рогов, пририсованных к святым ликам, там могли быть рисунки человека с песьей головой, или надписи типа «Поклонись мне – мой будешь», или даже (о, ужас!) изображение турка с курительной трубкой. Чаще всего, якобы, рисовали адских созданий под слоем краски или грунта. Этнографы конца XIX века, кажется, не сомневались в существовании таких икон: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». Богобоязненные обыватели искренне боялись не распознать богомерзкого изображения и, помолившись перед ним, впасть невольно в грех.

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Зачем это могли делать?

Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
«Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся».
Я говорю:
«Почему?»
А он отвечает:
«Потому что она адописная», — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
«Господи! — заплакал я, — да что же это такое?»
«А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи».
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Остается, конечно, еще одно возможное и очень простое объяснение. В человеческой природе есть неискоренимое желание пошутить (не всегда умно и добро) и совершить что-то запретное, доказать самому себе, что ты выше правил. В современном мире прекрасным примером тому являются компьютерные вирусы, многие из которых создаются примерно с такой же мотивацией. Русский писатель и мемуарист Илья Сургучев, большая часть жизни которого прошла в эмиграции, описал одну необычную беседу с Максимом Горьким, где тот рассказывал о своем детстве и о недолгой работе в иконописной мастерской:

«Я ведь учился этому ремеслу. Но не пошло: веры не было. (…) Я был мальчишка бедовый. Подойдешь к одному-другому и шепчешь: «Нарисуй ему рожки!» Так меня и прозвали: «дьяволенок». (…) Пришел к товарищам попрощаться, один из них вынул из стола две маленькие иконки и сказал: «Вот для тебя специально написал, выбирай». На одной был написан мой Ангел Алексей — Божий человек, а на другой — дьявол румяный и с рожками. «Вот выбирай, что по душе». Я выбрал диавола, из озорства.»

Эту иконку Горький, по словам Сургучева, хранил всю жизнь и показывал ему еще много лет спустя.

Где доказательства?

Несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев» и распространенные слухи, историки и этнографы не склонны верить в существование того, чего никто не видел, и чему нет достоверных доказательств. Все-таки наука этим и отличается от обывательских россказней. Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобные изображения были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли: «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых»

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Некоторые исследователи считают, что за подобную дьявольщину неграмотные крестьяне могли принять вполне нормальные иконы, на которых иногда изображаются адские создания – в сюжетах искушения святых, страшного суда или адских мук. Также за адописные могли приниматься редкосюжетные иконы как, например, вот это изображение Святого мученика Христофора, который в православной традиции изображается с песьей головой.

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Адописные иконы: где прячется дьявол?

В народе считалось, что на таких иконах под красочным слоем скрываются изображения чертей и пририсованных к фигурам святых рогов и копыт.

Первое упоминание о такой антииконе — сатанинском изображении, выдаваемом за святой лик, — зафиксировано в написанном вероятнее всего в XVI веке апокрифическом житии Василия Блаженного: дескать, дьявол пятьюдесятью златниками подкупил богомаза (иконописца), чтобы тот изобразил его под образом Пресвятой Богородицы. Икона была выставлена на Варварских вратах Китай-города, слава о якобы творимых ею чудесах исцеления распространилась по всей Руси.

Василий же «проразуме духом святым диявольское ухищрение», велел одному из своих учеников взять большой камень и расколоть надвое. Ученик усомнился, и тогда сам святой разбил икону. Его побили и привели на суд, где блаженный заявил, что «чудеса диявольским наваждением содевахуся верным на прельщение». Изображение дьявола обнаружилось, иконописец был казнен.

«Открывает дьяволенков»

Создание адописных или, как их еще называли, «черных», «окаянных», «отступных» икон считалось разновидностью черной магии и всегда было овеяно злоречием: сплетнями, угрозами, доносами, клеветой… Доморощенное дознавательство давало обильную почву для домыслов и вымыслов. Слухи оказались столь живучи, что в начале 1870-х годов газета «Московские ведомости», а вслед за ней провинциальные издания извещали о крестьянских волнениях из-за адописи. Из городов и весей поступали свидетельства очевидцев, которые клятвенно уверяли, будто видели иконы, писанные сажей из сатанинского пекла, а то и кровью самого дьявола.

В селе Стецовка близ города Чигирина крестьянин якобы принес фольговую иконку для освящения, покрывавшее ее стекло случайно разбилось — и под загнувшейся фольгой проступила бесовская рожа со страшной надписью: «Поклонись мне семь лет — будешь мой навеки». На обороте некоторых икон вроде бы находили наклеенные газетные карикатуры, изображения человека с песьей головой, турка с курительной трубкой.

Богобоязненные обыватели страшились случайно помолиться перед окаянной иконой и впасть в «антихристову прелесть», не распознать богомерзкие изображения, хитро спрятанные под слоем левкаса. Журналисты усматривали в «охоте за адописью» провокации — в частности, очернение староверами никонианских икон «фряжского письма». Этнографы указывали на возможный обрядово-защитный (апотропеический) характер подобных изображений.

Писатель Николай Лесков объяснял адописные иконы мошенническими плутнями офеней-иконоторговцев. Практика коммерческой адописи упомянута Лесковым в повести «Запечатленный ангел» (1872) и описана в статье для журнала «Русский мир». В погоне за наживой иконщик заказывает образа с чертиками на левкасе и везет на продажу. Следом едет его подельник и разоблачает страшный подлог: «открывает изумленным крестьянам дьяволенков по всем их иконам» и тут же заставляет покупать настоящие образа.

Адописная икона в буквальном значении фигурирует в рассказе Леонида Леонова «Деяния Азлазивона», написанном в 1921 году, но опубликованным только через восемьдесят лет. Пробравшись неузнанным в монашеский скит в облике лжеизографа, бес Гаркун пишет антиобраз святого Нифонта.

«Тронул празеленью, — радостные сверкнули березки. Тронул киноварью, — зацвели позадь всехвального Нифонта благоуханные цветы райского сада. Теперь бесов написать надобно, попираемых преподобным. Встал черный белец середь кельи, хлопнул в ладоши дважды и четырежды, полезли из подполья, толкаясь и сопя, беспятые. Им зашипел Гаркун, на доску черным словом указывая: — Ступайте сюды, да скоро, да чтоб гладко было…»

Истоки страхов

Мифы, сплетни и сопутствующие им страхи не возникают совсем уж на пустом месте. Так, известны легенды о смущении иконописцев чертом во время работы. В старообрядческом сочинении 1670-х годов «Послание священнострадальца диакона Феодора о познании антихристовой прелести» говорилось, что Антихрист мог явиться «богомерзкими еретичествы и многообразными отступными иконами» и что весьма непросто распознать «вражью прелесть».

В Рождественском соборе Ярославля есть фреска 1683 года с изображением дьявола прямо посреди иконописной мастерской. Этот агиографический сюжет запечатлен в Киево-Печерском патерике под названием «Слово о Спиридоне-просвирнике и об Алимпии-иконописце». Из-за болезни иконописец не смог выполнить работу в срок — и на помощь ему неожиданно явился некий «светлый юноша», который все сделал за три часа. Когда же завечерело, юноша «стал невидим вместе с иконою».

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Адописанными в обиходе иногда называли еретические образа. Точнее назвать их лжеиконами. Такое значение впервые зафиксировано в Прологе (церковно-учительном сборнике) как определение хоругвей еретиков-савелианитов. Сегодня эта бесславная традиция продолжается в малевании антисвятых образов для отправления сатанинских культов. На просторах интернета немало сайтов с объявлениями вроде «пишу окаянные иконы на заказ». Приводить конкретные примеры не будем из этических соображений.

Ученые допускают также возможность эпизодических случаев адописи как злой подначки или кощунственной шутки безбожников над верующими. В российском Уложении о наказаниях 1832 года «выделка и продажа соблазнительного вида икон» приравнивались к умышленному богохульству. Об адописи как атеистической забаве рассказывал Максим Горький в воспоминаниях своих о работе в иконописной мастерской:

«Я ведь учился этому ремеслу. Но не пошло: веры не было. Я был мальчишка бедовый. Подойдешь к одному-другому и шепчешь: «Нарисуй ему рожки!» Так меня и прозвали: «дьяволенок». Пришел к товарищам попрощаться, один из них вынул из стола две маленькие иконки и сказал: «Вот для тебя специально написал, выбирай». На одной был написан мой Ангел Алексей — Божий человек, а на другой — дьявол румяный и с рожками. «Вот выбирай, что по душе». Я выбрал диавола, из озорства».

Еще одна версия связывает адописные иконы с местью: якобы их специально заказывали и дарили недругам под видом святых образов. Более популярный и менее затратный аналог подобной пакости — поставить заупокойную свечу за живого человека.

Случалось и так, что инфернальные свойства из невежества приписывались каноническим изображениям Сошествия во ад, Страшного суда, других религиозных сцен. Вот уж где призрак богохульства резвился вволю! Несведущих верующих порой смущали бесы и на клеймах житийных икон. Обитателей ада изображали для вящей достоверности. Из самых известных — клейма об изгнание бесов на житийных иконах святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких.

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Наконец, адописными по незнанию порой называли редкосюжетные иконы. Например, образ святого Христофора с песьей головой или иконографический сюжет «Великомученик Никита, побивающий беса». Последний можно видеть на хранящейся в Государственной Третьяковской галерее иконе Никиты-бесогона из собрания А. В. Морозова.

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

есть ли у сатанистов иконы. Смотреть фото есть ли у сатанистов иконы. Смотреть картинку есть ли у сатанистов иконы. Картинка про есть ли у сатанистов иконы. Фото есть ли у сатанистов иконы

Современные исследователи считают адописные иконы и вовсе народной фантазией, легендарной сплетней либо наивным заблуждением, поскольку не сохранилось ни одного материального образца. В настоящее время слово «адопись» употребляется искусствоведами и реставраторами преимущественно как ироническое определение низкокачественной, непрофессиональной иконописи. Бездарная и халтурная работа вправду подчас смотрится инфернально. Вспоминается рыботорговец из старинного немецкого анекдота, включенного в «Дорожную книжицу» (1555) Йорга Викрама. Рыботорговец видит на дороге криво-косо сработанное Распятие, молча разглядывает, наконец говорит: «Господи, если бы ты торговал селедками, ты не мог бы выглядеть хуже».

Источник

Адописные иконы — черти под ликами святых

Вы когда-нибудь встречали термин «адописная икона»? Уже одно название настораживает. Так и есть, ведь это изображение связано с нечистой силой и соответственно с отрицательной энергетикой. В наше время такие образы считаются легендарными, поскольку они не дошли до нашего времени. Но о том, что такое адописные иконы, кого на них изображали, какую опасность несли в себе такие «картины» читайте далее.

История и значение

Адописные иконы считаются легендарными. О них ходят многочисленные легенды, часто встречаются упоминания в разных исторических документах, но реальные примеры таких икон до наших дней не сохранились. Впервые термин «адописные иконы» встречается в памятнике XVI века, житие Василия Блаженного.

Адописные иконы считались особенно опасными для верующего, поскольку оба изображения были неразрывно связаны друг с другом. Христианин, вознося молитву святому или Иисусу, изображенному на адописной иконе, одновременно молился и дьяволу.

Для простых людей это было настоящим испытанием веры, но одновременно являлось своеобразной притягательной игрой в распознание «дьявольских прелестей». Адописные иконы были особой разновидностью черной магии.

Первая «бесовская» икона

Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.

Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.

В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.

Как создавались адописные иконы

В Средние века на Руси были распространены так называемые «адописные иконы». Свое название они получили за то, что имели 2 слоя. На первом, внешнем, изображались традиционные для икон сюжеты и образы: Иисус Христос, святые угодники и пр. На втором слое, скрытом под первым, были нарисованы картины ада, чертей, дьявола.

На первый взгляд, такие иконы ничем не отличались от обычных. Богомаз, как в старину именовали иконописцев, грунтовал доску, затем изображал не ней дьявола или другие адские силы, после чего вновь грунтовал доску поверх первого изображения и писал уже канонический образ. Иногда изображения дьявольские персонажи помещались под окладом или же к изображению святого пририсовывали рога, а затем скрывали их под слоем краски.

Могут возразить, что бесы на иконах вполне канонического толка тоже изображались, особенно в сценах, живописующих Страшный Суд. Однако в этом случае изображение нечистой силы и мук, которые претерпевают в аду грешники, призвано было устрашить верующих, а не спровоцировать поклонение дьяволу.

Зачем делали адописные иконы

Термин «адописные иконы» был распространен в среде староверов, которые не принимали церковную реформу и не хотели подчиняться принятым в XVII веке новым греческим образцам богослужения. Именно старообрядцы могли писать и распространять адописные иконы, чтобы подорвать веру принявших реформу христиан.

Другой версией возникновения этого феномена является противоборство ереси жидовстующих официальной церкви. Жидовствующие не принимали поклонения иконам. По их мнению, последние были настоящими идолами, а преклонение перед ними – идолопоклонничеством. Это противоречило заповеди «Не сотвори себе кумира». Чтобы искоренить веру в святые иконы, еретики и распространяли сокрытые адописные изображения.

По третьей версии, возникновение таких икон объяснялось простым мошенничеством торговцев-коробейников (офеней). Один иконоторговец продавал покупателю обычную с виду икону и уходил. Тогда другой коробейник подходил к обманутому и «открывал ему глаза», показывая скрытый слой с дьявольскими рисунками. Такой случай описал Николай Лесков в повести «Запечатленный ангел». В 1873 году писатель также опубликовал небольшое исследование феномена адописных икон.

Вопрос существования

Искусствоведы высказывают сомнения по поводу существования таких икон. Множество святых образов подвергалось реставрации. Во время восстановления предыдущий слой не удалялся, а замазывался. При такой технологии обязательно бы сохранились следы «бесовских» образов.

В XIX веке появилось несколько публикаций об адописных иконах. Однако, авторы называют «адописными» просто плохо, неумело нарисованные изображения святых. В начале XX исследователи все чаще заявляют о том, что адописных икон на самом деле не существовало вообще. Рассказы о них были своеобразными «страшилками» для суеверного и наивного народа. Об этом же писал русский славист Никита Толстой. Современные исследователи придерживаются того же мнения.

Предлагаем вам посмотреть краткое видео о том, почему же православные чтят святые иконы и мощи:

Черные иконы в наше время

В наше время появились так называемые черные иконы, однако называть их адописными не совсем корректно. На адописных иконах (если только они действительно существовали) изображение дьявола и сатанинских сил было скрыто, на черных же иконах оно открыто демонстрируется, причем по явно прослеживаемому принципу: берется изображение какого-либо святого, например, Николая Чудотворца, и его светлый лик искажается в злобную темную гримасу, пририсовываются рога и т.п.

Или, например, берется Лик Спасителя, которому придаются инфернальные, дьявольские черты, совершенно искажающие саму христианскую идею милосердия и спасения души.

Многие верующие (да и неверующие тоже) задают вопрос: что это такое черные иконы? Черные иконы считаются неотъемлемой принадлежностью черной магии и часто вызывающе пародируют распространенные христианские сюжеты, такие как Богородица с Младенцем Иисусом или Троица, причем всякого рода черные маги, колдуны и т.п. даже не стесняются выкладывать их в Интернете.

Хотя некоторые считают, что адописные и черные иконы – это одно и то же, думается, различие очевидно, тем более что никому еще не довелось держать в руках адописную икону. Что же касается черных икон, то даже неверующий человек понимает, что это грязь и мерзость.

Без лишней паники

Во время прочтения статьи может возникнуть вопрос: а может ли сегодня в каком-то храме находиться замаскированная адописная икона, которую верующие почитают за чудотворную?

Вспомним еще раз историю с Василием Блаженным, через которого Господь раскрыл смысл злочестивого образа. Неужели бы в наше время, если бы возникла необходимость, Бог не открыл правду через какого-то праведного человека?

Более того, исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь баснями, не подкрепленными реальными примерами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *