есть зависимость между взаимодействием учителя ученика и результатами обучения
Статья «Взаимодействие учителя и учащихся, как основа эффективного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Взаимодействие учителя и обучающихся на уроке, как основа эффективного обучения.
Учителя, всю свою жизнь идут рядом со своими воспитанниками. Постоянно находятся в поиске способов и путей достижения целей воспитания и обучения. Порой, даже сами чего-то не зная, не умея, учатся вместе с детьми, добывают знания и учат этому своих учеников.
Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовывать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителя сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Очень важно научить детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
Каждый педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:
а) постоянно поддерживать у воспитанника желание учиться;
б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создавать коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;
г) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в процессе учебной деятельности;
д) стимулировать правильные взаимоотношения на уроках;
е) способствовать становлению личности воспитанника.
При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На уроке учитель заинтересовывает учеников, вводит новый материал, объясняет те или иные явления, демонстрирует образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и руководит работой учеников. Эти взаимоотношения учеников и учителя начинаются с первых дней школьного обучения.
В сотрудничестве учителя и ученика особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Это является обязательной предпосылкой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.
Остановлюсь на некоторых компонентах активного взаимодействия учителя и учеников на уроке.
В дружеской атмосфере, используя все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, мы сможем добиться эффективности процесса обучения.
Уроки в школе – это значительная часть жизни детей, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения.
С момента первой встречи с первоклассником начинается процесс взаимодействия учителя и ученика. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу, атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для малышей желанным и расположить ребёнка к себе так, чтобы он с удовольствием шёл в школу, ждал встречи с товарищами и учителем.
Каждый день, приходя в класс, стараюсь создать на уроке атмосферу доброжелательности и зарядить всех хорошим настроением. Лишь находясь на волне радости и эмоционального подъёма дети быстрее включаются в работу и активны на уроке. В данном случае хорошую службу служит, удачно подобранный «Организационный момент» на уроке, а также стиль общения, не авторитарный, а дружеский.
Например, работа с 1 классом накладывает на учителя огромную ответственность, когда стараешься не только научить, но и удивить, и влюбить ребёнка в предмет, школу. Часто использую на уроках стихи, игровые моменты, элемент сказки, когда нужно привлечь внимание детей.
Работая над поверкой домашнего задания, задумываешься, как сделать его кратким и в то же время задействовать большинство детей. Здесь на помощь приходят и средства обратной связи – светофоры, и тестовые задания, и живой фронтальный опрос.
Кстати светофорчики очень помогают во время устного счёта на уроках математики, на устных диктантах. А в 1 классе в добукварный период при составлении звуковых схем.
Для младших школьников игра является ведущим типом деятельности, главным инструментом познания мира.
Игра – это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра – один из главнейших способов становления личности ребенка, овладения им основными навыками общения, формирования творческой индивидуальности, где человек раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности. Именно игра позволяет почувствовать истинную свободу творчества.
Стараюсь на уроках использовать игровые моменты. Это активизирует деятельность на уроке. На этапе закрепления изученного, дети с удовольствием включаются в работу, если звучит команда: «Поиграем?» Иногда 5-10 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. А скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку.
Элементы театрализации в процессе обучения.
Малыши на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка – герои сказки, мультфильма или символ «власти» – корона, скипетр, флажок им и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры.
На уроках чтения ставим небольшие сценки, играем в радиотеатр. Исполняя роли, дети лучше понимают характер героя, запоминают сюжет рассказа.
Сотрудничество в парах и группах.
Очень часто на уроках используется работа в паре. Умение сотрудничать играет большую роль в жизни ребенка. Успешное сотрудничество в паре способствует повышению эффективности работы и дает ощущение эмоционального комфорта, удовлетворение и радость от взаимодействия с другим человеком. Для этого можно предложить ребятам игру «Раскрашивание варежек». Раздаются шаблоны варежек. Одному на левую руку, другому – на правую. Нужно раскрасить свою пару варежек. У ребят только один набор фломастеров, время ограничено – 4 минуты. Дети должны договориться между собой, учесть желания свои и партнера. Он сам анализирует свой опыт в паре и узнает о практике других. Таким образом, его личные знания обогащаются, он начинает понимать, как нужно работать в паре, чтобы добиться большей эффективности. Ребенок осознает и принимает идею договора.
Работа в группах создаёт работу в мини коллективе, где ребята, пытаясь использовать опыт взаимодействия в классе, стараются договориться между собой, распределив роли, чтобы достичь результата. Обсуждение в группе имеет развивающее значение для каждого ребенка. Такая работа играет большую роль во взаимообучении, для развития коммуникативных умений. (Выражать в речи свои мысли и действия;
— строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
— использовать речь для регуляции своего действия.
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь).
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. …..
На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы школьников и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Каждый ученик вкладывает в свой проект знания, творчество и большой труд. Это могут быть и индивидуальные работы, и групповые, и коллективные.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения. В практике использую предметные и межпредметные проекты, которые нашли широкое распространение на уроках окружающего мира и литературного чтения, технологии. К примеру, «Подводный мир», «Растения зимой», «Народные сказки».
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
• привлекает большое количество дидактического материала
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Использую физминутки, различные упражнения для осанки и глаз.
Как и каждый учитель на уроках стараюсь использовать разноуровневые задания, учитывая способности ребят. Сильные ученики получают на уроках дополнительные задания. Так мы подпитываем интерес к учёбе и в то же время можем уделить внимание слабоуспевающим.
Взаимодействие учителя и учеников происходит на каждом этапе урока. Урок пришёл к завершению, а учителю важно, с каким настроением ребёнок уйдёт на перемену, затронули его проблемы, решаемые на уроке, понял ли он новый материал или ему нужна помощь.
Очень важно подвести итог урока. Ведь в этот момент дети озвучивают самое главное, к чему шли весь урок, чему научились, что понравилось, что вызвало затруднение.
Так, ребята раскрашивают смайлик, который им подходит. В одно мгновение учитель видит, как прошёл урок. А дети учатся быть самокритичными, учатся самоанализу.
Таким образом, мы рассмотрели, что процесс взаимодействия на уроке учителя и учеников – это взаимный процесс между учителем и учениками. И здесь важными, влияющими на эффективность обучения становятся все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, используемые в работе. Если процесс обучения выстраивать в таком ключе, то ученики смело будут переходить в среднее звено и радовать своих учителей.
Влияние характера взаимодействия учителя с учащимися на эффективность обучения
Влияние характера взаимодействия учителя с учащимися
на эффективность обучения
Введение
В учебном процессе главная роль принадлежит учителю: он передает знания, воспитывает ребенка. С помощью учителя начинает формироваться коллектив, определяются позиции каждого ученика. Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: он организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися.
Современная эпоха научно-технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Но взаимодействие между учителем и учениками, а так же учащихся друг с другом будет эффективным в том случае, если учитель умело организует общение с детьми, создает необходимые условия, способствующие успешному взаимодействию в процессе общения. Иначе возникают сложности во взаимоотношениях между участниками учебного процесса (учителем и учениками) в процессе общения, что приводит к снижению успеваемости учеников, потере интереса к учебе, а так же различного рода конфликтным ситуациям.
Интерес к явлениям, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения психологической науки. Многие важные вопросы проблемы общения были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно им определены основные коммуникативные (как бы назвали это сейчас) задачи говорящего: «что сказать, где сказать и как сказать».
В настоящее время важное место отводится проблеме взаимодействия ребенка со взрослым.
Многое радует и огорчает ученика в школе, но больше всего отношение к нему учителя. Доверие учителя в значительной мере побуждает ученика преодолевать собственные слабости, леность, неудачи. По оценкам учителя школьник фиксирует свое продвижение в знаниях, а свой нравственный рост – по личности уважаемого учителя. Влияние учителя порою осознается школьником, порою оно опосредовано через суждения и действия окружающих.
Еще задолго до поступления в школу ребенок знает, что его будет учить учитель. Всей атмосферой окружающей жизни он подготовлен к встрече, к сотрудничеству с учителем. Он хочет все делать в школе хорошо, он ждет от учителя многого и вместе с тем плохо представляет себе характер предстоящей совместной деятельности. Отсюда первые трудности, первые разочарования. Постепенно учеба становится трудом, требующим все большего напряжения сил, сознательной самодисциплины. Школа уже несет не только радости, но и огорчения. И учитель по отношению к ребенку предъявляет все больше и больше требований.
Учитель на уроке также испытывает чувства радости, огорчения, и еще неповторимое чувство единства с классом, с детьми, которое обеспечивает педагогическое творчество и одновременно свидетельствует о том, что творчество состоялось. В процессе непосредственного общения с детьми возникают невидимые нити общения, связывающие учителя с классом, через которые и осуществляется воспитательное и учебное воздействие. У С.Л. Соловейчика есть прекрасная мысль: воспитание ребенка – это процесс формирования у него представления о самом себе.
В системе школьного обучения стиль общения влияет не только на отношение учащихся к предмету, но и на общее настроение детей, атмосферу их эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Под стилем общения понимается индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
Достаточно продуктивным является стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор общения развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности.
Подчеркивая плодотворность дружественного стиля взаимоотношений педагога и воспитанников, необходимо отметить, что дружественность должна иметь меру, то есть не превращаться в панибратские отношения с учащимися, т.к. это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса.
Довольно распространенным является общение-дистанция. Суть этого стиля общения заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она не должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений учителя с детьми, который в конечном счете отрицательно сказывается на результатах деятельности.
Демократические формы общения педагога с учащимися положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса прежде всего потому, что они более подвижны, гибки, позволяют постоянно прилаживать к методике воздействия необходимую систему общения, а главное, создают социально-психологическое единство педагога и обучающихся, необходимое для продуктивной совместной деятельности.
Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Общение-устрашение регламентирует творческую деятельность, т.к. ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание, связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у детей. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Верно найденный стиль педагогического общения способствует решению целого комплекса задач: во-первых, педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, общение становится приятным, органичным для самого педагога; во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений; в-третьих, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации, и все это происходит на фоне эмоционального благополучия педагога и учеников на всех этапах общения.
Во взгляде учителя на ученика и ученика на учителя нет зеркальности. Это взгляды под разным углом зрения и касаются они разных граней личности и отношений. Отношение ученика к учителю личностное. Симпатия к учителю, взаимопонимание определяют в значительной мере принятие требований педагога, результативность деятельности, отношение к учению. В формировании этого отношения, конечно, большую роль играет успех или неуспех в учении. Успех в учении и чувство симпатии к учителю, оценивающему продвижение ученика, влияют на самооценку школьника, на уверенность в себе и на все развитие личности. Стремление быть понятным окружающими и понимать их – важная человеческая потребность. В этом нуждается и ученик. Без взаимопонимания не может быть ни дружбы, ни успешной совместной работы, ни нормального общения.
Взаимоотношения улучшаются, отношение к другим людям крепнет, когда мы делаем им добро. Учащихся нужно ставить в такие условия, чтобы они оказывали различные услуги учителю, друг другу, проявляли искреннее внимание, заботу, дарили добро, что необходимо для укрепления сплоченности коллектива, взаимной симпатии его членов. А для успешной совместной деятельности более всего важна сработанность коллектива.
Непременным условием успешного общения между лидером-учителем и учащимися являются тактичные, уважительные отношения между ними. Неуважительный тон старшего затрудняет взаимодействие. Опытный учитель, заметив ошибку учащегося, промахи в работе, чтобы не раздражаться, старается говорить медленно и негромко. Объясняя, как исправить ошибку, обращается не непосредственно к допустившему ее, а ко всем присутствующим, что позволяет создать деловую и спокойную обстановку. Критикуя виновника происшествия, находит повод вспомнить о его прошлых успехах. Правильное поведение педагога, его стремление отмечать успехи учеников и поддерживать их в случае неудач способствуют развитию у них столь необходимой при интеракции инициативы.
Большое значение в налаживании интерактивного общения имеет оптимизм учителя. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия. Оптимизм регулирует отношения педагога с учащимися и коллективом.
Тактичное, с оттенком юмора отношение способствует безболезненному переключению учащихся, их поведения с нежелательных поступков на не обходимую деятельность. Юмор повышает эффективность педагогического воздействия. У детей сильна потребность в шутке, веселой реплике старшего. Мало того, смех благотворно влияет на нервную систему.
Важнейшее условие успешного интерактивного общения – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку. Нередко учитель недоволен каким-либо учеником, не замечая, что сам провоцирует его на нарушение дисциплины. Так, постоянные угрозы, нравоучения подрывают авторитет учителя, приучают учащихся безразлично относиться к замечаниям старшего. Грубость, бестактность, как правило, вызывают ответную грубость.
Особого внимания требуют дети с повышенной возбудимостью. Работая с ними, необходимо до минимума сократить замечания, исключить из своего арсенала упреки и угрозы. Простое упоминание в присутствии их товарищей об отрицательных чертах характера провоцируют их на грубость, нежелание заниматься на уроке. И, наоборот, дружеская улыбка, успокаивающее прикосновение, спокойный голос старшего быстро ликвидируют эмоциональное напряжение.
Одно из слабых мест в работе многих учителей, мешающих им наладить кооперацию взаимодействия, приводящих к ненужным трениям, жалобам – это неспособность адекватно оценить подопечных, неумение влиять на атмосферу в классе. Многие педагоги не чувствуют атмосферу в коллективе, не знают, кто способен на нее влиять. Большое влияние на сплоченность и жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В любом коллективе (классе) в процессе деятельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имеющие сходство взглядов, симпатий, общие интересы. В этом неформальном объединении ученик стремится занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования его личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет учителю формировать высшую ступень кооперации – кооперацию взаимодействия. Кооперация взаимодействия характеризуется степенью единства взглядов и мнений членов коллектива по поводу событий и лиц, значимых для реализации деятельности, готовностью в любой момент прийти на помощь товарищу в учебе, выполнение каждым членом коллектива посильных для него обязанностей, взаимной выручкой и взаимной ответственностью. Лидеров коллектива отличают уверенность в себе, решительность, самостоятельность, умение навязать товарищам необходимый в данной обстановке стиль поведения. Однако, несмотря на постоянную готовность взять в трудный момент инициативу на себя, лидеры нуждаются в систематическом неназойливом контроле и постоянной помощи педагога. Их следует учить правильному поведению в трудной для группы ситуации, ровному отношению к товарищам, умению сопереживать. Кооперация взаимодействия налаживается и оказывает воспитательное влияние на учеников только в коллективе, где царит высоконравственная атмосфера. [41]
Важное условие взаимодействия партнеров по общению – сосредоточение на себе внимания. В момент этого психологического процесса возникает коммуникативная общность партнеров, иначе говоря, каждый из «я» превращается в «мы» хотя бы на время. Возникает плодотворная психологическая обстановка для осуществления речевого общения, достигается определенный психологический контакт. Если такого превращения нет, то взаимодействие носит «однобокий» характер. Один из партнеров как бы присутствует в контексте общения, но активно не участвует в нем, или наоборот, склонен в большей степени сам выдавать какую-либо информацию, но не расположен к восприятию информации, исходящей от партнера. Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу взаимодействующих сторон. Контакт осознается и переживается субъектами как положительный подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов. Так, для контакта в классе показательны поза внимания, напряженное, несколько направленное вперед положение тела, взгляды и жесты одобрения, рабочая, регулируемая самим учителем тишина, ожидающее, напряженное молчание учеников во время пауз колебания и размышления учителя.
Таким образом, контакт – это условие и следствие продуктивного взаимодействия его субъектов, повышающее эффективность учебного процесса и его результата. В учебном взаимодействии психологический контакт определяет возможность естественного, незатрудненного общения, наличие которого важно для продуктивного сотрудничества его субъектов.
Большую роль в учебном процессе играет такое взаимодействие учителя с детьми (а так же учащихся между собой), при котором учитель организует на уроке групповую форму работы.
Современное образование требует от школы сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Изобретенная несколько мере ни сформировать навыки сотрудничества, ни поддержать инициативность и самостоятельность, ни сформировать у учащегося адекватную самооценку.
При организации учителем групповой работы на уроке в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. При работе в группах дети научатся взаимодействовать друг с другом, они смогут менять свою статусную роль, у них появится умение рефлексировать, а учитель поможет им сформировать адекватную самооценку, развить интерес и желание учиться. И вот тогда можно будет сохранить здоровье детей, сформировать у них навыки сотрудничества, научить делать аргументированный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценить свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развить интерес к предмету.
Новая технология ведения урока направлена на активизацию работы детей в познавательной, коммуникативной деятельности. Теперь учитель выступает на уроке организатором процесса, а не транслятором готовых знаний. Групповая работа на уроке является основанием для реализации принципов развивающего образования.
Все исследователи, говоря о положительном влиянии группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и формирование учебной группы как коллектива в результате действия сложных психологических механизмов, регулирующих и межличностное взаимодействие, отмечают важность развития рефлексии, «через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается преобразование этого действия в соответствии с содержанием и формой совместной деятельности». Развитие рефлексивности, рефлексивного мышления учащихся имеет и большое воспитательное, общеразвивающее значение, т.к. в совместной работе с соучениками необходимо возникают и развиваются собственно рефлексивные моменты деятельности, а также действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) (Л.И. Айдарова, Г.А. Цукерман, Н.П.Крамскова и др.).
Организация общегруппового сотрудничества представляет большие трудности, но именно она может подготовить формирование группы как совокупного коллективного субъекта для равнопартнерского сотрудничества с учителем, где формируется коллективная деятельность.
Ребенок, воодушевленный чувствами, в первую очередь интересом, начинает заниматься не по обязанности, а сам, по бескорыстному стремлению к знанию, деятельность его мышления и воли становится потребностью.
Итак, поставив перед группой занимающихся единую цель, организовав их совместную деятельность, направленную на достижение этой цели, воспитывая у них дружбу, коллективизм и товарищество, стремясь к тому, чтобы они выполняли свои обязанности с удовольствием, можно сформировать дружный коллектив, добиться кооперации взаимодействия его членов.
Хотя бесконфликтное развитие коллектива невозможно. Конфликт-
ность – один из важнейших показателей, характеризующих взаимоотношения людей и социально-психологический климат коллектива. Результаты психологических исследований показывают, что причинами конфликтов чаще всего оказываются факторы, коренящиеся в плохой организации труда педагогов и в ошибочном стиле руководства последних школьниками.
Остановимся на вопросе о стиле педагогического руководства и его месте в общении учителей и учащихся. Стиль педагогического руководства рассматривается как совокупность устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения. В качестве основных способов взаимодействия могут выступать: способ речевого обращения к учащимся (доброжелательный, безразличный тон и т.д.), форма обращения (приказ, требование, совет, просьба), приемы поощрения и наказания, установление определенной дистанции.
Выделяют три основных разновидности стилей педагогического руководства: авторитарный стиль, демократический и «либеральный».
Учитель авторитарного стиля руководства обращается главным образом к способам взаимодействия, основанным на подчинении. Даже при самом хорошем отношении учащихся к такому учителю они настолько ему подчиняются, что сами не могут действовать инициативно и самостоятельно. У учащихся развиваются отрицательные свойства – пассивность, трусость, агрессивность, неуверенность в себе.
Учитель демократического стиля руководства привлекает учащихся к принятию решений, касающихся жизни коллектива, характера деятельности, стимулирует развитие у них самостоятельности, прислушивается к критическим высказываниям учащихся. На уроке такой учитель всегда старается максимально использовать возможности каждого ученика. Он может только присутствовать на уроке, а ведут его дети. Ребята имеют возможность спорить с учителем, искать вместе с ним. Школьники хорошо видят способы взаимодействия, используемые при демократическом стиле
руководства: предоставление каждому права на свою точку зрения; стимулирование к деятельности одобрением, юмором, требованием, но требование не является типичным способом общения с детьми; эмоциональная отзывчивость педагога. На основе этих способов взаимодействия утверждается авторитет учителя.
Учитель «либерального» стиля руководства не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел, ему свойственны нерешительность и колебания. Такой учитель сам не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы школьников.
Стиль педагогического руководства влияет на многие стороны развития личности школьника и ученического коллектива: на формирование самостоятельности и ответственности ребят, на их самовоспитание, на мотивы учения и позицию в учебной и общественной деятельности, на освоение социальных норм поведения, развитие социальной активности.
Важнейшим условием эффективного взаимодействия в случае общения с детьми является признание ценности ребенка, уважение его права быть таким, какой он есть.
Создание в школе микроклимата, благотворно влияющего на результаты деятельности и самочувствие учителей и учащихся, во многом зависит от них самих, от их готовности сделать шаг навстречу друг другу.
Кардинальной проблемой совершенствования взаимодействия становится изменение отношений учителя с учеником, превращение их из субъектно-объектных в субъектно-субъектные. Это важно потому, что в условиях субъектно-субъектных отношений у ученика рождается ответственность и за себя, и за других, и за результаты общего дела.
Учитель и ученик сотрудничают в самых различных видах деятельности. Главный из них – учение. Совершенствование взаимодействия в учебной деятельности осуществляется по двум основным путям: через урок и через все те виды общественной и внеклассной деятельности, которые формируют положительную установку на учение.
Сущность коллективного взаимодействия учителя с учащимися на уроке состоит в том, чтобы общую цель работы преобразовать в общую задачу, решение которой требует активной позиции каждого ученика. В условиях, когда школьники вместе думают, заражают друг друга своим настроем, творчеством, импульс к работе растет в силу общей целеустремленности и удовлетворения сопереживанием. В процессе коллективного сотрудничества на уроке развивается умение проникать общими мотивами, объединяться в общем волевом усилии. Психический рост школьника в детском коллективе имеет активный, творческий характер, ибо не только коллектив воздействует на него, но и он сам воздействует на развитие коллектива. Развитие коллективных отношений в учебной деятельности – важный путь совершенствования взаимодействия учителя и учащихся, развития личности школьника.
Второй путь совершенствования взаимодействия учителя и учащихся реализуется через совершенствование стиля педагогического руководства коллектива учителей. Отношения с учителями должны быть основанными на четком, деловом взаимодействии, совместном творческом поиске. И учитель, и ученик должны иметь право на ответ: «Я не знаю».
Необходимо строить урок так, чтобы самый слабый ученик чувствовал хоть в чем-то свое продвижение на каждом уроке. Это возможно лишь в атмосфере доверия.
Наблюдая процесс общения, мы выделили целый ряд условий, способствующих эффективному взаимодействию учителя и учащихся, среди которых взаимопонимание, верно выбранный стиль общения и стиль педагогического руководства, оптимизм педагога, выражающийся в вере в каждого ученика, тактичные и уважительные отношения между учителем и учащимися, положительные эмоциональные переживания, превращение от- ношений учителя с учениками в субъект-субъектные и достижение психологического контакта, необходимого для успешного сотрудничества субъектов учебной деятельности. Без этих условий продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Ведь чаще всего люди и объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности.
Итак, анализ работ по проблеме взаимодействия (Б.Г.Ананьева, В.Я. Ляудис, Г.А.Цукерман) помог выделить его основные характеристики. Под категорией «взаимодействие» мы понимаем процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Самой эффективной стратегией педагогического взаимодействия является сотрудничество. Психологический анализ учебного сотрудничества и общения как многоуровневого взаимодействия учителя и ученика включает рассмотрение каждой из этих сторон как субъектов учебной деятельности.
Партнерское общение учителя предполагает умение вести диалог и научение детей общаться друг с другом в этой форме. Учитель, ориентированный на сотрудничество, партнерство, дает возможность каждому ребенку высказывать свою точку зрения, спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые вопросы перед классом. В развивающей модели обучения ошибки возможны и они не страшны, если созданы условия для выявления их механизма, для осознания детьми процесса усвоения знаний. Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно.
Важным дидактическим приемом является право свободы выбора, «поле свободы». Учитель организует процесс обучения так, чтобы каждый ребенок мог трудиться и имел бы успех в своей деятельности. Именно в учебном труде рождается интерес к духовной жизни, формируется новообразование в психических качествах (рефлексирование). Характер взаимодействия и порождаемые им отношения влияют на межиндивидные связи педагога и школьника и обусловливают эффективность учебно-воспитательной работы.