игнатьевского женского скита ново тихвинского монастыря
Скит, который станет хосписом. Репортаж из бывшего женского монастыря на Шарташе (ФОТО,ВИДЕО)
На месте бывшего женского монастыря, рядом с кузней Лысякова появится детский хоспис. Концепцию паллиативного отделения в Шарташском лесопарке обсудили на месте митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) и депутат городской думы Тимофей Жуков, ранее представлявший проект губернатору Евгению Куйвашеву.
Журналисты ЕАН побывали в помещениях, где раньше жили монахини.
Идею создать детский хоспис в Екатеринбурге предложил молодой депутат Тимофей Жуков, который долгое время изучал вопрос паллиативной помощи в стране и за ее пределами.
Главным вдохновителем стал основатель первого детского хосписа в России, протоиерей Александр Ткаченко, с ним Тимофей неоднократно встречался и советовался по поводу проекта.
Губернатор Евгений Куйвашев и Кирилл (Наконечный), который был на тот момент митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским, поддержали идею строительства лечебного учреждения для тяжелобольных детей.
Хоспис создают на месте бывшего Игнатьевского женского скита Ново-Тихвинского монастыря, который располагается на большой территории Шарташского лесопарка.
Скит был основан в 1994 году на месте бывшего дома отдыха для сотрудников МВД, построенного в 30-х годах. Обитали здесь не только монахини, там же находился епархиальный реабилитационный центр для зависимых женщин. Также в скитах иногда жили семинаристы.
Сейчас скит немного напоминает дачу, на которую давно не приезжали: в комнате с кухонной утварью покрылись пылью кружки с надписью «Первоклассник», кровати все еще застелены гобеленовыми покрывалами, а в одной из комнат – объявление о том, чтобы во время молитвы должна соблюдаться тишина. Здесь добротные двери, шкафы, но все коммуникации в неудовлетворительном состоянии.
Под снос пойдет не храм. Митрополит Евгений пояснил журналисту ЕАН, что речь идет о домовом храме, все иконы будут аккуратно перенесены в другие церкви. И чиновники, и духовенство уверяют: ни в каких списках объектов культурного наследия постройки никогда не значились. Это просто деревянные дома, которые никакой ценности не представляют.
Следуя концепции «построим всем миром», архитектурное бюро ARCHINFORM и возглавляющий его архитектор Тимур Абдуллаев безвозмездно разработали проект будущего хосписа. В нем смогут ежегодно находиться около 150 детей, будет около 30 стационарных мест. При этом стационар будет, своего рода, паллиативным хабом, а выездная служба будет оказывать помощь и на дому. По официальным данным, 882 семьи сегодня нуждаются в такой поддержке.
Владыка Евгений рассказал журналисту ЕАН, что хоспис не будет выбирать больных детей по вере, он будет открыт для всех нуждающихся, но специальная комната, где желающие могут помолиться, будет обязательно.
«В Екатеринбурге сегодня действует один церковный хоспис для взрослых. Люди там получают помощь. Считаю, что реализация этого проекта станет правильным добрым развитием уже существующих проектов», – сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
Земля находится в собственности церкви, стоимость проекта – порядка 200 млн рублей. Собирать деньги на проект планируется «всем миром».
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь
Беседа о современном монашестве на примере жизни Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря (+ФОТО)
Многие храмы и монастыри нашего славного Отечества посвящены памяти великого заступника Земли Русской, государственного деятеля – святого благоверного Великого князя Александра Невского. Одним из таких прекрасных мест, где удивительным образом выстроена духовная жизнь, где сочетается молитва и труд, просветительская деятельноть и быт, является основанный в 1809-м году и возрождённый в 1994-м году после долгого лихолетья Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге, о современной жизни и деятельности которого мы побеседовали с монахиней Евстафией (Морозовой) – насельницей обители, ответственным сотрудником церковно-исторического кабинета монастыря, членом епархиальной Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской и Верхотурской митрополии.
Сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря
– Матушка, расскажите, пожалуйста, немного об истории монастыря, о его возрождении, о современной церковно-просветительской деятельности. Насколько известно, в вашей обители очень развита научно-богословская деятельность, иконопись, шитьё, византийское пение…
– Наш монастырь был возрождён в 1994-м году. В настоящее время в обители подвизается чуть больше 100 сестёр, основная часть которых проживает на историческом подворье, на Елизавете, где осуществляются все основные послушания. На исторической территории монастыря – в Зелёной Роще – в настоящее время расположен военный госпиталь, поэтому здесь, в исторической части обители, живёт около 20 сестёр. Послушаний в монастыре много. Действительно, значительное место занимает иконопись, которая у нас ориентирована на византийские образцы эпохи Палеологов. Также в монастыре действует вышивальная мастерская, где наши сёстры трудятся над изготовлением богослужебных, храмовых, священнических и архиерейских облачений. Также в обители есть переводческий класс, в котором несколько сестёр целенаправленно изучают древнегреческий, новогреческий, церковнославянский и латинский язык, а также иные сопутствующие дисциплины – с целью перевода на русский язык творений святых отцов и учителей Церкви, как древних, так и современных; например, в последние годы сёстрами был выполнен перевод нескольких книг известного греческого старца – архимандрита Емилиана (Вафидиса), который не так давно отошёл ко Господу, но благодаря этому подвижнику в Греции в 1970–80-е гг. произошло возрождение монашества. Это прекрасные книги: толкования на авву Исаию, различные другие его произведения, проповеди, беседы с сёстрами. Несколько таких переводов мы уже выпустили в печатных изданиях.
– Духовником вашей обители, насколько я знаю, является известный старец – схиархимандрит Авраам (Рейдман)
–Да, несколько наших сестёр занимаются расшифровкой бесед отца Авраама. Я могу сказать о нём несколько слов. Отец Авраам был духовным сыном игумена Андрея (Машкова), бывшего насельника Глинской пустыни, который в своё время был пострижеником преподобного Андроника Глинского, прославленного ныне в лике святых. Именно отец Андрей и передал нашему батюшке, духовнику, традицию умного делания, молитвы, и сейчас батюшка, конечно, старается вводить эту практику и в нашем монастыре. То есть с момента возрождения монастыря главным было даже не столько какое-либо физическое послушание, академическое, сколько возрождение внутренней монашеской жизни, основанной на молитве, на изучении творений святых отцов.
– Удивительно! Вероятно, у вас и строгий богослужебный устав?
– В нашей обители введён полный богослужебный круг, сёстры стараются ходить на службы ежедневно, молиться. Безусловно, послушания, мастерские, научная деятельность имеют большое значение, но всё равно они в какой-то степени вторичны по отношению к самому главному монашескому деланию, направленному на спасение своей души, на очищение сердца от страстей, на молитву Иисусову. Это было всегда во главе угла нашей внутренней жизни.
– Расскажите немного о деятельности церковно-исторического кабинета в обители.
– Церковно-исторический кабинет занимает важное место в сфере просветительской деятельности обители. Наш духовник – отец Авраам – с 1995 года является председателем епархиальной Комиссии по канонизации святых, и несколько сестёр нашего монастыря ведут большую работу по сбору сведений о новомучениках, подвижниках благочестия, живших и служивших Господу на территории нашей епархии. Уже около 50 человек прославлено в лике святых. В 2010-м году Святейшим Патриархом Кириллом был благословлён праздник Собора Екатеринбургских святых, почитание которых широко распространено на Урале. В монастыре была написана их икона, составлена отдельная служба, изданы их жития. В настоящее время сёстры продолжают собирать сведения о новомучениках, с целью дальнейших публикаций в печатных изданиях. В последние годы мы сосредоточены на поиске сведений о верных царских слугах, пострадавших вместе с семьёй Государя Императора Николая Второго в 1918-м году. Это, например, и графиня Гендрикова, и князь Долгоруков, и генерал Татищев, и комнатная девушка Анна Степановна Демидова. В 2016-м году на основании поданных нами в Синодальную комиссию по канонизации святых материалов в лике святых был прославлен Евгений Сергеевич Боткин, сохранивший верность Государю до конца. К настоящему времени нами подготовлено и издано полное его жизнеописание, книга, издан сборник его писем.
На основании поданных нами в Синодальную комиссию материалов в лике святых был прославлен Евгений Сергеевич Боткин
– Значит, именно в вашем монастыре готовили материалы для канонизации доктора Боткина?
– Да, сёстры монастыря готовили эти материалы. Также целиком были изданы письма Евгения Сергеевича к супруге, к детям, и родственников к нему. То есть это, можно сказать, уникальное издание, потому что мы всё собирали по крупицам, в разных архивах, в Москве, у родственников самого доктора Боткина, которые живут сейчас в Париже. Была проделана большая, но результативная работа.
– Просто поразительно…
– В настоящее время нами готовится полное жизнеописание генерала И.Л. Татищева и графини А.В. Гендриковой. Надеемся, что в будущем они увидят свет.
– Ну, а другие послушания?
– В обители существуют и общие послушания, как, например, просфорня, как везде, также сёстры трудятся в трапезной, то есть каждая сестра, независимо от наличия какого-либо специального послушания в наших мастерских и других кабинетах, несёт так называемые общие послушания – в трапезной, прачечной, на огороде. А у сестёр, которые проживают в Меркушино, в месте жизни и подвигов праведного Симеона Верхотурского, главное делание – это, конечно, приём паломников, богомольцев, можно сказать, со всего света. К нам приезжают со всей России и из-за рубежа, очень много паломнических групп.
Артемий Банщиков и монахиня Евстафия (Морозова)
– То есть у вас можно видеть сочетание учёного, монашеского делания и исполнение чисто бытовых послушаний. Каждая сестра через это проходит, верно?
– Вот именно это удивительно и правильно, наверное. Нет разделения на «чисто рабочих» и «грязно рабочих». Скажем, когда одни ухаживают за животными, обрабатывают огород, обслуживают трапезу, а другие сидят в кабинетах и занимаются академической деятельностью. То есть все те сёстры, которые занимаются академической деятельностью, заботятся и о бытовой жизни монастыря?
– Да, так заведено, что все сёстры, без какого-либо исключения, обязательно несут свою череду в трапезной, кто-то один, кто-то два дня в неделю, кто-то помогает в прачечной, кто-то трудится на огороде. Ещё у нас периодически бывают панкинии (от гр. «все вместе», «сообща»), когда мы несём общие труды, на которые по возможности ходят все сёстры. Это может быть и огород, и заготовки на зиму (варенье, соленья и т.п.). Общие труды очень объединяют сестёр, избавляют от тщеславных помыслов, например, «вот, я переводчик», «а я историк», «я иконописец», «а ты трапезница или прачка». Монастырь – это одна семья, большая духовная семья, где каждый друг другу должен помогать, участвовать в жизни и трудах друг друга. Игуменья – это золотая связь между всеми сёстрами, действительно как духовная мать, наставница. Мы должны стремиться к единству – духовному единству, единству целей, единству желаний, стремлений. Ну, и выразительницей этого является, конечно, игуменья.
Общие труды очень объединяют сестёр, избавляют от тщеславных помыслов
– Матушка, скажите, пожалуйста, в вашу обитель приходят девушки, женщины разных возрастов? Есть возрастная разница среди сестёр, и ощущается ли она?
– Все сёстры по возрасту разные. Большинство поступает, конечно, где-то в возрасте 20 лет или между 20 и 30 годами, но также есть и пожилые сёстры, пришедшие к нам в пожилых летах.
– А есть ли различие в образовании? Вы говорите, есть те, кто осваивает греческий язык, церковнославянский, латынь. Эти люди до прихода в обитель имели филологическое образование или, например, образование историка? Или же им предоставляется возможность получить знания здесь, а потом реализовать их на ваших просветительских, академических послушаниях?
– Здесь по-разному. Допустим, в иконописном, в историческом кабинете есть сёстры, которые приходят уже с профильным образованием, и их назначают на эти послушание, а есть те, которые учатся уже в обители. Вот, допустим, в иконописи, как наша игуменья говорит, лучшие наши учителя – это сами древние образцы, т.е. древние фрески, иконы, и с целью ознакомления с этими образами для сестёр организовывалось несколько поездок по храмам Македонии, Сербии, древнего Константинополя, Каппадокии. Они не только смотрели древние росписи, но и пытались их воспроизвести, т.е. такая возможность организаторами предоставлялась. Помимо этого, в обители целенаправленно преподаётся, допустим, цветоведение, такие основные академические дисциплины, как академический рисунок, строение человека и так далее. И, имея способности и благословение, многие наши сёстры всему этому научаются здесь. Поэтому – да, большинство сестёр-иконописцев обучились этому ремеслу именно здесь, в монастыре. Так же можно сказать и про другие наши послушания.
– А как происходит назначение на то или иное послушание?
– Здесь решение принимает игуменья и наш духовник. Они смотрят не только на образование сестры, на её способности, но и, конечно, на будущую духовную пользу. Как я уже ранее говорила, во главу угла ставится всё-таки духовное делание, ведь основная монашеская цель – это спасение души, очищение сердца, молитва. Если кто-то даже очень способен к какому-то послушанию, но оно ему неполезно, то его всё равно, хотя бы на какое-то время, переведут на другое послушание, чтобы он не забывал, что главное – это всё-таки внутреннее делание, а не внешняя деятельность, какой бы полезной и благой она не была.
Основная монашеская цель – это спасение души, очищение сердца, молитва
– Матушка, скажите, пожалуйста, несколько слов о вашем уставе, о распорядке дня. Во сколько вы, допустим, просыпаетесь, есть ли у вас утреннее богослужение, как часто оно совершается? Продолжительно ли у вас богослужение? Насколько строго соблюдаются посты?
– В 4 часа утра у нас начинается богослужение: Полунощница, утреня, литургия, – и продолжается где-то до семи – до начала восьмого, потом сёстрам даётся время для отдыха, и перед обедом вычитываются часы. Обед в 10:30, после которого все расходятся на послушания, которое длится обычно с 11 до 16 часов дня. Потом совершается вечерня, трапеза и повечерие, и примерно до 19 часов у сестёр есть время на личные дела. В 19 часов бьёт так называемый «колокол молчания», после чего все должны разойтись по келлиям для молитвы, подготовке к богослужению следующего дня и чтения. Что касается постов, то у нас общий устав, как у всех. Понедельник (по монашеской традиции), среда, пятница, ну и, конечно же, посты круглогодичные, когда они положены.
– Я правильно вас понял, что трапеза совершается два раза в день? Значит, в 10:30 обед и в 17 часов ужин?
– Да, всё верно. Но есть ещё небольшой полдник, когда можно чай попить, перекусить что-то в середине дня.
– У некоторых только в 11 часов дня завтрак начинается, а у вас в 10:30 уже обед…
– Одно дело, если человек встаёт, скажем, в 9 утра, у него в 11 завтрак, а другое дело, если он в 2 часа, скажем, встал, помолился, потом служба… Это по типу афонского устава.
– Матушка, говоря снова об академическом характере послушаний, проводятся ли в монастыре какие-то конференции, посвящённые богословским дисциплинам, приглашаете ли вы каких-то учёных, богословов, исследователей?
– Внутри монастыря как таковых конференций и съездов у нас нет. Но сёстрам, которым это нужно, допустим, переводчикам, организуются различные лекции, занятия по древним и новым языкам, церковной истории, богословским дисциплинам. Преподаватели Екатеринбургской семинарии провели у нас несколько лекционных курсов по истории Византии, Русской Церкви, Ветхому и Новому Завету.
– У вас такой монастырь, что сюда можно монашествующих на получение образования посылать…
– Главное в монастыре – это послушание и молитва. Академическая работа всё же стоит на втором плане…
– Матушка, спасибо большое за удивительный рассказ о жизни монастыря, его деятельности!
Сёстры Ново-Тихвинского монастыря исполняют тропарь Александру Невскому византийским распевом
Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Ново-Тихвинский женский монастырь, расположившийся в Екатеринбурге, является настоящей святой обителью с активной разнообразной жизнью. Меня приятно удивила богатая и увлекательная деятельность, которой занимаются его послушницы – и шьют, и вышивают, и песни поют, и литературу свою издают, и при всем при этом молятся Богу и ведут праведную жизнь.
Пожалуй, это первый монастырь (из тех, с которыми я встречалась), в котором мне захотелось пожить какое-то время.
Об этих и других достоинствах, а также о достопримечательностях и святынях Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге пойдет речь в моем рассказе.
Где находится монастырь?
Основной монастырский комплекс расположился в г. Екатеринбург по ул. Зеленая роща, 1.
Как лучше добираться до монастыря?
Часы работы и особенности посещения
Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до 20:00 как для паломников, так и для туристов.
Вы можете погулять по его территории, посетить храмы и богослужения, исповедаться, а при желании также выполнить полезные послушания на благо монастыря.
Расписание богослужений
Богослужения в основном монастырском храме совершаются ежедневно. Расписание составляется в соответствии с церковным календарем.
Где можно остановиться рядом с монастырем?
В г. Екатеринбурге есть множество гостиниц и хостелов, где вы сможете остановиться на ночь или на несколько дней.
История Ново-Тихвинского монастыря
Достопримечательности монастыря
Главной архитектурной достопримечательностью монастыря является Александро-Невский собор. Он был построен в начале XIX века самими сестрами, но в связи с неопытностью «строителей» уже через 20 лет обнаружились многие дефекты в кирпичной кладке, и собор был перестроен.
Сейчас, после его реставрации, оконченной в 2013 году, собор выглядит очень красиво. Он завораживает своими белоснежными стенами и золотыми куполами, а внутри он еще красивее.
Среди других архитектурных достопримечательностей монастыря рекомендую посмотреть:
Святыни монастыря
Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери в Ново-Тихвинском монастыре является одной из главных его святынь.
Чудесное появление иконы состоялось еще задолго до строительства Ново-Тихвинского монастыря, в далеком XIV веке. С ней связано множество чудес и удивительных историй.
В Ново-Тихвинском монастыре хранился освященный список с оригинала этой иконы, который также обладал чудотворными свойствами.
С приходом к власти большевиков икона была безвозвратно утеряна.
Фото Ново-Тихвинского монастыря
Красивые цветы дополняют гармонию и нежную атмосферу Ново-Тихвинского монастыря.
Внутри собора очень празднично и красиво.
Одна из послушниц монастыря за работой (здесь действуют иконописные, швейные и другие мастерские, а также пекарня и издательство).
Архитектура Ново-Тихвинского монастыря на фоне города.
Ново-Тихвинский женский монастырь — видео
В этом видео посмотрите маленький отрывок из жизни Тихвинского монастыря.
Территория Свято-Игнатьевского скита Екатеринбурга будет передана под детский хоспис.
ТерриториЯ Свято-Игнатьевского скита Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга БУДЕТ ПЕРЕДАНА под детский хоспис. На данный момент в области проживает 882 семьи, в которых дети нуждаются в паллиативной помощи, и создание хосписа позволит оказывать комплексную поддержку маленьким пациентам и их семьям.
Поделиться:
Нравится:
Персоны
Похожие новости
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
Святыни Египта. День пятый. Дневники поездки делегации УПЦ
Каменск-Уральский, беседы с батюшкой
Архангельск, форум ВРНС
Погода 4 ноября 2021
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Дорогие друзья
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Ново-Тихвинский женский монастырь
Песнопения в исполнении сестер
Песнопения Постной и Цветной Триоди
Акафист святому праведному Симеону Верхотурскому
«Онамо, ‘намо, за брда она. «. Сербские патриотические песни
* Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru
Ново-Тихвинская обитель возрождена в 1994 году.
В монастыре постепенно возрождаются былые традиции: создан монастырский хор, работают иконописная и швейная мастерские. Сестры-иконописцы пишут иконы святых угодников Божиих и православных праздников, уже есть неоднократный опыт написания иконостасов. Развивается и швейная мастерская: сестры шьют богослужебную одежду для священнослужителей, облачения для храмов, монашескую одежду и все, что необходимо для такого большого монастырского хозяйства. В монастыре возрождаются традиции исконного богослужебного пения. Сестры изучают знаменный распев. Его звукоряд построен особым образом, он исключает чувственность, настраивает человека на углубленную молитву. В древних русских монастырях было именно знаменное пение — одноголосное, истинно духовное, молитвенное. Обитель по силам старается возрождать святыни уральской земли. В Екатеринбурге восстановлена часовня в городском дендропарке, начата реставрация собора во имя святого князя Александра Невского. В с.Меркушино Верхотурского уезда, на месте обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского, в 1997 году было основано подворье монастыря. Сегодня здесь уже восстановлен из руин величественный храмовый комплекс, обустроен просторный странноприимный дом.
В монастырском саду
Продолжая традиции благотворительности, обитель окормляет детский приют и бесплатную столовую. Большинство сестер живет в Свято-Игнатьевском скиту, который расположен в черте города в лесопарковой зоне. Здесь находятся несколько мастерских и два сестринских корпуса. Около 10 сестер проживают при храме во имя святого Александра Невского, расположенного в центре Екатеринбурга.
Для человека, стремящегося вести истинно монашеский образ жизни, любое послушание в обители будет спасительным. Но из всех монастырских послушаний швейное, должно быть, является самым выгодным в деле духовного стяжания, накопления духовного богатства, в деле приобретения навыков, необходимых каждому монашествующему — терпения, послушания, молитвы. Другие занятия в обители могут быть связаны с определенной рассеянностью, суетностью. Здесь же каждый работает сосредоточенно и спокойно: руки заняты ремеслом, ум — молитвой.
Сегодня в мастерской трудится 17 сестер. Работая дружной и слаженной командой, сестры учатся не только швейному делу, но, что гораздо важнее, они учатся взаимопомощи и самодисциплине.
Профессиональное вышивальное оборудование с программным обеспечением, которым оснащена монастырская мастерская, позволяет нам выполнять заказы высокой сложности. Попробуем проследить весь путь изделия. После получения заказа за работу сначала принимаются сестры-иконописцы. Ими разрабатываются орнаменты, создается эскиз, который затем сканируется. С этим графическим файлом и начинают работать сестры-вышивальщицы.
Многое диктует и цвет ткани, и иногда сестрам приходится в компьютере делать несколько вариантов цветового решения дизайна изделия. Итак, файл готов. Он получается тем объемней, тяжелее, чем сложнее и многофигурнее изображение. К примеру, недавно разработанная плащаница состоит из 1.500.000 стежков. Затем файл переносится в вышивальную машину, и если на его разработку может понадобиться не одна неделя, то сама вышивка занимает от нескольких часов до нескольких дней.
Завод ЗИЛ и екатеринбургские монахини выполнили заказ для римского храма (c)
Швейная мастерская Ново-Тихвинского женского монастыря изготовила полный комплект облачений для служителей храма великомученицы Екатерины в Риме. Этот храм, освященный в конце мая, стал первой русской церковью в Вечном городе.
Его появления ждали давно. Еще в конце XIX века Русская Церковь начала подготовку к возведению православного храма в столице Италии, но тогда этому событию помешала революция. Спустя почти 100о лет итальянская православная общественность вновь заявила о необходимости построить церковь в Риме. В 2001 году строительство началось. Храм построен итальянскими мастерами под руководством архитектора А. Оболенского, колокола изготовлены на московском заводе «ЗИЛ», а облачения для клириков заказали екатеринбургскому монастырю.
Для монастырских швей это не первый заказ, поступивший из-за рубежа. Так, облачение с вышитой иконой свт. Николая Чудотворца было отправлено в итальянский город Бари, а в греческом городе Салоники пребывает вышитая сестрами плащаница Спасителя.
Так называется одно из послушаний, которое несут сестры монастыря.
До революции издательства были во многих крупных монастырях России, а в некоторых обителях кроме книгоиздательства занимались также переводами святоотеческой литературы.
В наши дни добрые традиции вновь стали возрождаться. Потребность в ознакомлении с творениями святых отцов сейчас как никогда велика, а вместе с тем многие сочинения ныне просто недоступны читателям из-за отсутствия их переводов на современный русский язык.
В настоящее время сестры продолжают изучать древнегреческий язык, читают и делают пробные переводы аскетической литературы. В 2005 году сестры изучали новогреческий язык. Правда, свободное общение на новогреческом не освоено: для этого нужна языковая практика, но вот читать и писать со словарем сестры могут, что пока достаточно для работы.
Переводы святоотеческих творений – дело очень интересное и вместе сложное, ответственное, требующее широкой эрудиции. Поэтому помимо обучения древним языкам, сестры занимаются и другими дисциплинами, изучают богословие, историю Церкви, стилистику русского языка.
До революции в иконописной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря проходило послушание около ста сестер. Иконы, написанные насельницами обители, а также выполненные их руками миниатюры и расписные сувениры пользовались широкой известностью, некоторые из них были преподнесены в дар членам Императорской Фамилии.
Ныне монастырь вновь возрождается; по благословению духовника обители игумена Авраама возобновлена и иконописная мастерская. Сейчас на послушании трудится семь сестер. Все они чувствуют особенную ответственность своего дела, ведь многие и многие люди будут молиться перед теми образами, которые создаются их руками.
При написании иконы испытываешь необыкновенное чувство. Прежде чем написать образ какого-нибудь святого, или Спасителя, или Божией Матери, мы просим молитвенной помощи в этом деле, стараемся прочитать житие того угодника Божия, которого хотим изобразить. Иногда даже бывает немного страшно приступать к работе, испытываешь особое благоговение, потому что знаешь, что люди будут смотреть на эту икону и, созерцая ее, умом будут возвышаться к Богу.
Наверное, излишне и говорить о том, что певческое послушание – одно из самых важных в монастыре. Благоговейное, внимательное пение не просто украшает богослужение, благодаря ему созидается особый молитвенный настрой всех находящихся в храме.
Монастырский хор был образован в 1994 году, сразу после возобновления обители. Сначала на певческом послушании было всего 3 человека, сегодня – 14. В обители возрождается древнерусское богослужебное пение, истоки которого лежат в древневизантийской певческой системе. К основным древним распевам относятся знаменный, демественный, путевой. До середины XVII века именно эти распевы звучали во всех православных храмах на Руси. Мелодии их оказывают особое влияние на слушателя, уводят душу от земной суеты, настраивают на молитву.
Для подбора репертуара песнопений сестры используют копии некоторых древних рукописей Кирилло-Белозерского, Соловецкого и других монастырей. Древнерусское богослужебное пение зародилось на основе древневизантийского, поэтому сестры предпринимают попытки возрождения и этой традиции. Например, песнопения на богослужении исполняются по византийскому образцу, с исоном. Исон – непрерывно длящийся звук, на фоне которого исполняется мелодия. В древности он считался основным элементом пения, символом вечности.
Земля святого Симеона
Излучина р.Туры
Удивительна Сибирская земля, с ее царственно-спокойной, величественной природой. Суровый и прекрасный край – столетние кедры, могучие ели, стройные лиственницы, плавные изгибы рек, чистейшие родники, поля с высокой рожью… Здесь хочется не говорить, но молиться, молчать, слушать и славить Творца.
Именно сюда и пришел в XVII в. из центральной России великий Божий угодник – святой праведный Симеон, Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Здесь прошла вся его недолгая подвижническая жизнь, здесь Господь прославил Своего избранника дивными чудесами.
Храмовый комплекс с.Меркушино
Нужно отметить, что вообще до революции почитание святого Симеона было в России практически повсеместным: со всех концов страны ежегодно стекались в Меркушино и Верхотурье сотни тысяч паломников, посещала эти места вел. кн. Елизавета Феодоровна, почитали прав. Симеона и члены Царской Семьи, которые молились перед его иконой и в трудных случаях всегда молитвенно обращались к нему за помощью.
При советской власти эта святая земля претерпела надругательство и долгие годы находилась в запустении. Сейчас в с. Меркушино открыто подворье нашего монастыря, обителью, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин храмовый комплекс.
Храм во имя Всех святых, в земле Сибирской просиявших
Есть в тихой излучине Туры большой камень, немного вдающийся в реку. Здесь, в уединении и тишине святой Симеон любил подолгу молиться и удить рыбу. Чистые, искренние молитвы угодника Божия освятили это место: здесь будто останавливается время, умиротворяется душа.
После прославления праведника на берегу была поставлена часовенка. Сегодня на ее месте воздвигнут поклонный крест, а рядом возведен деревянный храм во имя Всех святых, в земле Сибирской просиявших. Храм окормляет обитель.
Храм в с. Костылева
В 1704 г. совершилось торжественное перенесение мощей св. Симеона из с. Меркушино в г. Верхотурье. Передвигаясь всю дорогу ползком на коленях, их сопровождал местный юродивый Косьма. Уставая, он взывал, обращаясь к праведному Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» – и тогда гроб с мощами сам собой останавливался. Позже на местах остановок были выстроены часовни и церкви. Один из небольших храмов – в с. Костылева. Почти полностью разрушенный после революции, он был восстановлен в 2003 году, а рядом с ним в едином архитектурном стиле возведен монастырский комплекс, в котором располагается сейчас Свято-Косьминская мужская пустынь.
Разрушенный храм в Путимке
Недалеко от существовавшего до революции села Путимка находится место еще одной чудесной остановки мощей св.прав.Симеона во время их перенесения из Меркушино в Верхотурье. Здесь также был выстроен маленький Свято-Николаевский храм, руины которого ныне переданы монастырю. Уже составлен проект восстановления храма и строительства небольшого монастырского комплекса, который будет включать в себя сестринский корпус, церковную лавку, входную арку и привратницкую. Предполагается, что на этом подворье также будут жить несколько сестер, основным послушанием которых станет прием паломников.
Хочется верить, что найдутся отзывчивые люди, которые захотят помочь восстановлению еще одной святыни на удивительном пути, соединяющем Меркушино и Верхотурье.
Крестовоздвиженский собор Свято-Николаевского монастыря
Венец паломнического пути по земле святого Симеона – город Верхотурье. Основанный в 1598 году, он стал первой столицей Сибири. Здесь был возведен и первый каменный храм Зауралья – собор в честь Живоначальной Троицы, окруженный высокой крепостной стеной. Весь этот уникальный архитектурный ансамбль известен сегодня под названием Верхотурского Кремля. Город, вольно вписанный в приречный простор, вскоре после своего основания украсился двумя монастырями – мужским, Свято-Николаевским, и женским, Покровским. В 1704 году в Свято-Николаевский монастырь из села Меркушино были перенесены цельбоносные мощи святого праведного Симеона. Прибывшие в конце ХIХ века духовно опытные валаамские старцы благоустроили как внешнюю, так и внутреннюю жизнь обители, явились учителями умного делания – непрестанной Иисусовой молитвы.
В начале ХХ в. Свято-Николаевский монастырь стал одним из самых посещаемых паломнических центров России – сюда стекалось до 120 000 богомольцев в год. Для желающих помолиться около мощей св. Симеона в нем был построен величественный Крестовоздвиженский собор, вмещающий до 8 000 молящихся.
В советское время в стенах монастыря размещалась детская исправительно-трудовая колония. В 1991 г. здания обители были возвращены Церкви, а в 1992 г. в монастырь вернулись и мощи св. Симеона. Сегодня вновь к Уральскому угоднику стекаются паломники со всех концов России.
Восстановленные храмы
(с. Воскресенское, с. Клеопино)