игра как метод обучения взрослых
Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе
Геймификация — это внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь. Геймификация помогает увеличивать продажи, удерживать клиентов, повышать лояльность сотрудников и учиться с максимальной вовлеченностью.
Геймификацию применяют в бизнесе, маркетинге, школах. Рассказываем, откуда она пришла и почему это новый тренд во многих сферах жизни.
Что такое геймификация
Геймификация использует естественные склонности людей к конкуренции, соревнованиям, сотрудничеству и достижениям. Эта техника мотивирует к достижению целей и повышению производительности. Инструментами вовлечения могут стать уровни, которые необходимо преодолеть, вознаграждения и рейтинг.
Стоит различать геймификацию и игровое обучение. Игровой подход — это обучение в рамках конкретной игры, а геймификация — применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации.
Идея подобного подхода появилась давно, но набирает популярность лишь сейчас, поскольку старые системы мотивации постепенно перестают работать. Условный метод «кнута и пряника» перестал быть эффективным, и компании ищут другие способы повышения вовлеченности.
Новые поколения сотрудников, студентов и клиентов — миллениалы и «зумеры» — с детства привыкли к видеоиграм, поэтому перенос соревновательной и поощряющей методики более органично вписывается в их жизнь.
Принципы геймификации
Геймификация может упростить все процессы — от обучения до бизнес-задач, и увеличить удовольствие от их выполнения. Подход может сделать любой опыт похожим на игру, что выльется в большую вовлеченность. Он также добавит радость от выполнения поставленных задач, сравнимую с радостью от прохождения сложного уровня игры.
Мотивация. Любая игра содержит в себе мотивацию для участников. Это необходимо для того, чтобы игрок не забросил прохождение на одном из этапов. Перед ним должна стоять конкретная цель, которая двигает его вперед. Геймификация естественным образом наследует этот принцип. Это могут быть бонусы, которые вы получаете с каждым следующим уровнем. Если говорить про маркетинг, здесь может действовать система нарастающей скидки: чем больше вы покупаете — тем больше экономите.
Статус. На протяжении игры у участника развивается его герой, растут «уровни». Чем дальше он идет, тем сильнее становится его персонаж. Тот же принцип работает в геймификации. На работе это может быть большее признание коллектива, повышение в должности. В маркетинге же — улучшение статуса клиента: от бронзового до платинового.
Вознаграждение. Во многих играх после прохождения уровня персонажу начисляют золотые монеты, дают награды и виртуальные бриллианты. Чем сложнее уровень, тем больше поощрений. Вознаграждение — один из ключевых принципов геймификации. Такие «пряники» как зарплата для сотрудников или положительные оценки для учеников постепенно перестают работать. Человек знает, что если он выполнит свое задание хорошо или очень хорошо — результат будет один. Дополнительное вознаграждение мотивирует его действовать быстрее, лучше и дает дополнительный интерес. Бонус к зарплате или освобождение от одной домашней работы для лучшего ученика помогут усилить мотивацию. В маркетинге это могут быть накопительные баллы от каждой покупки по карте.
К главным принципам геймификации могут прибавляться дополнительные. В игры можно включать соревновательные элементы, командные задачи, истории с развивающимся сюжетом. Подходящий вариант стоит подбирать под каждую конкретную задачу.
Чем полезна геймификация
Геймификация помогает создать большую вовлеченность во всех сферах, где она применяется. Ученики проходят курс с интересом, если в него добавлен игровой элемент. Клиенты не хотят уходить от компании, которая обещает им прогрессирующую систему скидок и бонусов. Повседневные рабочие задачи перестают быть монотонными и скучными, когда появляется мотивация к их выполнению. Дополнительно к вовлеченности геймификация помогает доводить задачи до финала и завершать их в назначенные сроки.
Владислав Куклев, со-основатель Dizz.TV, рассказывает, что игровой подход работает почти в любых продуктах, потому что он основан на знаниях о человеческом мозге, механизмах мотивации и награды. Поэтому многие индустрии наблюдают за игровыми практиками и стараются применять механики оттуда.
Наталья Кошлякова, директор ИгроN-сервис, выделяет следующие плюсы геймификации:
Происходит меньшее сопротивление материалу, поскольку снимается внутренний цензор. Уходят взрослые психологические сопротивления и ограничивающие установки.
Включается самоутверждение и поднятие самооценки.
Из минусов геймификации:
Игра ради игры неэффективна.
На разработку и включение игр нужны большие деньги.
Например, в некоторых случаях стимулирование конкуренции может привести к негативным последствиям.
Владислав Куклев добавляет, что минусы геймификации начинаются, когда компании вдохновляются игровой индустрией, но делают это без фундаментальных знаний о человеческой психике. Это приводит к появлению систем достижений, внутренних рейтингов, которые не работают, хотя тоже пришли из игр.
Геймификация в бизнесе
В этом случае она подразумевает замену скучных и сложных повседневных процессов на те, которые будут стимулировать и вовлекать сотрудников в работу. Например, можно превратить план по продажам в соревнование и назначить бонус за лучшую работу. Результатом такой практики станут мотивированные сотрудники, которые выполняют свои задачи с интересом, приводят новых клиентов и увеличивают доход компании. По данным исследований, геймификация позволяет поднять вовлеченность сотрудников на 60% и повысить их производительность на 50%.
Дополнительный плюс игр — в них не так страшно проиграть, как в жизни. Всегда есть возможность начать сначала. При геймификации бизнеса это ощущение переходит в работу и даже у перфекционистов снижается уровень напряжения. Также от участия в играх вырабатывается гормон счастья.
Американская компания Incentive Solutions, специализирующаяся на геймификации в бизнесе, предлагает создавать таблицы лидеров на основе очков за разные достижения, подключать программное обеспечение, на котором наглядно видны все этапы движения к цели с обозначением пройденных уровней и создавать офисную платформу с результатами работы, на которой можно ставить лайки наподобие социальных сетей. Многие крупные российские компании также внедряют геймификацию в свои процессы. Так, например, Сбербанк помимо личного рейтинга сотрудников ввел командный, что повысило качество работы в группах.
Геймификация в маркетинге
Геймификация в маркетинге позволяет привлечь новых клиентов и удерживать старых. Это различные карты лояльности, бонусные программы и конкурсы. Внедрение игр в продвижении товаров и услуг помогает повысить интерес пользователей. Основные элементы геймификации в маркетинге — это статус, новые продукты и бесплатные товары.
Статус. Чем дольше клиент пользуется услугами компании и платит за товары, тем выше становится его статус. С повышением статуса прибавляются бонусы в виде скидок, дополнительных услуг и повышенного внимания от сотрудников. Такая система мотивирует клиентов пользоваться сервисами любимой компании на постоянной основе.
Новые продукты. В эту категорию включаются сразу несколько подходов. Например, при выпуске новой продукции компания может устроить поэтапное голосование среди пользователей, где клиенты будут решать какой товар должен появиться на рынке. После выхода продукт может появиться в ограниченном количестве, что заставит их искать его на разных прилавках. Такой квест поможет привлечь внимание к бренду и устроить ажиотаж.
Бесплатные товары. Сюда относят различные конкурсы, лотереи и квесты, в финале которых появляется возможность выиграть приз от производителя. Подобными стратегиями активно пользуются производители газированных напитков и чипсов, которые прячут выигрышные коды под крышкой или внутри пачки. Конкурсы могут проводиться и онлайн: с призами за репосты и комментарии.
Геймификация в образовании
Геймификация в обучении может применяться как на школьном уроке, на дополнительных курсах, так и в корпоративном обучении. По словам Натальи Кошляковой, геймифицировать можно буквально любое обучение. Любой процесс, от обучения математики в школе до обучения персонала менеджерским навыкам может обернуться в игровой мир или игровую легенду. В геймификации обучения нет ограничений.
Обучение может проходить как с применением системы поощрений и рейтингов, так и при помощи сторонних программ. К примеру, детям прививают любовь к чтению через смартфоны и интерактив, а VR-технологии помогают познавать мир через путешествия по миру прямо на уроках. Разработкой и концепцией таких игр занимаются геймдизайнеры.
Геймизация образования помогает привить интерес к обучению как у детей, так и у взрослых. Это универсальный метод, который подходит для всех возрастов. При этом игровое обучение справляется со своей целью: при правильном подходе оно помогает получить знания и учиться применять их на практике. Единственный минус такого подхода — он не может полностью заменить все обучение и должен занимать только часть программы, особенно если речь идет о школьном образовании. От постоянных игр на уроках устанут даже самые активные дети.
Интерактивный метод обучения – ролевая игра
II. В копилку учителя.
1. Сюжетно – ролевые игры.
I. Интерактивный метод обучения: ролевая игра
Ребёнок не устаёт от работы,
которая отвечает его функциональным
жизненным потребностям.
С. Френе. (Слайд 2 (См. презентацию))
1. Психологическое обеспечение результативности использования ролевой игры в обучении.
Общеизвестно, что наши знания, теоретическая компетентность по ряду жизненных или профессиональных вопросов еще не гарантируют успешность нашей практической деятельности (решений, поступков) в тех же сферах – это первая психологическая закономерность, важная в данном контексте. Далее столь же очевиден и тот факт, что нами лучше запоминаются и оставляют на многие годы яркий след в нашей памяти, эмоционально окрашенные события. Кроме того, мы знаем, что избежать прежних неудач и огорчений, повторить вновь успех и пережить радость победы можно лишь поняв их причины, но, к сожалению, именно наши эмоции и мешают осознанию. Наконец, не только научные исследования, но и жизненный опыт убедительно свидетельствуют о том, что, даже осознавая непродуктивность своего поведения в каких-то ситуациях, человеку чрезвычайно сложно отказаться от неэффективного стереотипа поведения, не столько в силу инерции, сколько из трезвой осторожности – без достаточной уверенности не рисковать в реальных жизненных ситуациях. Перечисленные психологические закономерности являются основой такого интерактивного метода обучения как ролевая игра.
Итак, ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации. (Слайд 3)
Сценарий ролевой игры, словно сжимая время, сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять, “как слово наше отзовется”, и при желании апробировать иную стратегию поведения. Проигрывание определенной сценической роли, отождествление (идентификация) с ней, помогает учащемуся:
1. обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях;
2. установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению;
3. пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах. (Слайд 4)
Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. При этом стоит отметить, что несоблюдение психологических принципов, на которых базируется данный метод обучения, в лучшем случае, превратит ролевую игру возможную яркую драматизацию, представление, но без дидактических достижений, а можно получить и отрицательный результат, когда учащиеся пополнят свой негативный опыт и надолго откажутся от подобных экспериментов. Потому так велика значимость психологической компетентности преподавателя, организующего ролевую игру, к которой необходимо отнести, в первую очередь:
2. Сущность и структура ролевой игры
Определить сущность ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.
Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для детского возраста. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Свойство ролевой игры – улавливать и отражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.
Ролевые игры – всегда игры “во что-то” или “в кого-то”. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру ролевой игры, он выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. Содержание роли – основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребёнка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей.
Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в ролевых играх:
Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. (Слайд 7) Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровое действие, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых. И, наоборот, чем конкретнее и развернутое игровое действие, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.
Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться. (Слайд 8)
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нём присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределённость, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлечённость. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.
К наиболее распространённым сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:
3. Функции сюжетно-ролевой игры
Ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.
Какие же функции она может выполнять?
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. (Слайд 10)
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.
Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
4. Условия формирования и принципы организации ролевой игры
Рассматривая условия формирования сюжетно-ролевой игры, необходимо отметить, что использование подходящей стратегии позволяет своевременно сформировать у детей соответствующие игровые умения, делает педагога желанным партнёром в игре.
Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею – “умеют играть”. Каким же образом передается ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое “втягивание” происходит, когда ребёнок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. В такой группе ролевая игра “живёт” во всей её целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже сами становятся “носителями” игры, передающими её другому поколению детей.
Но у современного школьника мало шансов приобрести игровые умения таким образом. Сейчас дети разного возраста очень разобщены. Сильным фактором разобщения детей является компьютер, у которого дети проводят много времени.
В данной ситуации учитель должен заменить школьнику недостающих старших братьев и сестёр, старших товарищей, помочь овладеть игровыми умениями.
Из этого следует первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, учитель должен играть вместе с ними. (Слайд 11)
Однако учитель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе. Для формирования игровых умений предлагается использовать другой путь, более экономичный и прямо противоположный естественному механизму передачи – не ждать, когда у детей произойдёт обобщение конкретного, постепенно накапливающего игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу оказались перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Сначала дети как бы “открывают” новый способ в “чистом” виде в совместной игре со взрослыми, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.
Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро и экономно в плане затрат усилий и времени учителя сформировать игровые умения.
Из этого выделяется второй принцип организации сюжетно-ролевой игры: учитель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру так, чтобы детьми сразу “открывался” и усваивался новый, более сложный способ её построения. (Слайд 12)
Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть понятым. Взрослому, играя с ребёнком, необходимо пояснить игровые действия и стимулировать к этому ребёнка.
У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому уже с раннего возраста их можно научить вступать в игровое взаимодействие. Вместе с тем пояснить свои игровые замыслы, согласовать их в процессе игры – непростая задача для детей. Поэтому сюжетно-ролевая игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.
Отсюда вытекает третий принцип организации сюжетно-ролевой игры: учителю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику. (Слайд 13)
Сформулированные принципы организации ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов и умений, которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
5. Особенности и назначения сюжетно-ролевой игры
Выделяя место сюжетно-ролевой игре в огромном многообразии детских игр, следует обозначить несколько функциональных особенностей и назначений сюжетно-ролевой игры.
1. Функции данной игры заключаются в том, что позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся. (Слайд 14)
2. Общение детей в ролевой игре непосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Система разнообразных сюжетно-ролевых игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь. В игре они свободно и ярко переживают себя в объективной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия ролевой игры.
3. Постоянно изменяющая обстановка ролевой игры требует от её участников проявления способностей и использования ранее сложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к возможным действиям в жизни.
4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины, поскольку увлечённый игрой ребёнок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.
II. В копилку учителя
1. Игра “Удачливые рыболовы”.
Оборудование: на голубом фоне таблицы с прорезями размещены яркие, привлекательные рыбки. На обратной стороне каждой рыбки примеры на сложение и вычитание. Значки трех размеров с изображением рыбок.
Описание игры. Учитель:
— Все вы, ребята, любители-рыболовы. Сегодня на реке Лене соревнования рыболовов. А рыбки в реке необычные – математические. Давайте раскроем их тайну. Коля, рассмотри одну из них и расскажи детям, что ты узнал. (Ребёнок вынимает из прорези рыбку, рассматривает, что на её обратной стороне написан пример, и зачитывает его.)
Тайна рыбки – результат математического действия. Сейчас мы узнаем тайну первой рыбки. Запишите пример и решите его. Какой получен результат? (Ответы детей) Рыбка поймана.
На соревнованиях рыболовов победителем будет тот, кто раскроет тайны всех пойманных рыбок. Он получит значок победителя соревнований (все рассматривают его) и почетное звание “Удачливый рыболов”.
Соревнования открыты! Возьмите в руки свои удочки (ручки). Желаю всем удачи!
Награждение производится в свободное время. В зависимости от количества решенных примеров, каждый получает рыбку большого, среднего или маленького размера.
Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.
Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телефону. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: “Овощи”, “Фрукты”, “Животные” и т.д.
Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – “отправляет” телеграммы.
Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.
Вариант 1. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить “письмо” сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.
Вариант 2. Для получения письма необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.
Оборудование: толковый словарь, для уточнения значения слова “аукцион”.
Описание игры. Эта игра может производиться на уроке русского языка при закреплении знаний по теме “Части речи”.
Учитель: (начинает игру)
Здесь у нас аукцион –
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
Сегодня на аукционе удивительный товар, который вы можете приобрести за свои звания. Продажа начинается!
Выходят учащиеся, исполняющие роли имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, числительного. В роли покупателей – остальные учащиеся класса.
5. Игра “Войско овощей и фруктов”
Оборудование: картинки или короны с изображением овощей и фруктов.
Описание игры: Эту игру можно провести на уроке ознакомления с окружающим миром при изучении темы “Витамины, их роль и содержание в продуктах питания”. Дети принимают участие в обыгрывании сюжета, который зачитывает учитель.
Учитель: Решил однажды Помидор собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель, репа и др. (в роли помидора, фруктов и овощей – учащиеся класса). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: какой витамин в нем содержится и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в “войско”. Помидор решает распределить их в два отряда. Один отряд – овощи и фрукты, в которых содержится витамин А (морковь, лук, персик и т.д.), а другой – содержащий витамин С (яблоко, лимон, апельсин, чеснок, капуста и т.д.)
Список использованной литературы
1. Кудыкина Н.В. “Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Пособие для учителя. Киев “Радянська школа” 1989 г.
2. Максимова А.А. “Учим общаться детей 6-10 лет” Методическое пособие. Москва. Издательство ООО “ТЦ Сфера”. 2005 г.
3. Максимук Н.Н. “Игры по обучению грамоте и чтению” Мастерская учителя. Москва “ВАКО” 2006 г.