игумении дивеевского монастыря все

Игумения Сергия (Конкова)

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все

Игумения Сергия (Александра Георгиевна Конкова) родилась 26 мая 1946 года и выросла в благочестивой верующей семье под Москвой, вблизи обители преп. Сергия Радонежского. Окончила стоматологический институт, работала заведующей зубоврачебным отделением больницы.

Хотя еще в детстве духовник семьи предсказывал Александре Георгиевне монашеский путь и в юности у нее появилось желание посвятить жизнь служению Богу, родители долго не давали благословения на вступление в монастырь.

Наконец в 1981 году по родительскому благословению она пришла в Рижский монастырь, через год была пострижена в рясофор, а в 1984 году — в мантию с именем Сергия в честь преп. Сергия Радонежского. Вскоре была переведена на послушание благочинной в скит Рижской обители — Спасо-Преображенскую пустынь.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Рижского Свято-Троицкого монастыря Сергия была назначена на должность настоятельницы вновь возрождающейся Свято-Троице-Серафимо-Дивеевской обители. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай во время входа с Евангелием ввел матушку Сергию в алтарь дивеевского Троицкого собора, а затем, стоя на кафедре посреди собора, провозгласил «Аксиос» и возложил на игумению Сергию крест последней игумений Серафимо-Дивеевского монастыря Александры. Игуменский жезл игумений Сергии вручила ее духовная наставница, настоятельница Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря игумения Магдалина (Жегалова, ум. 1996).

Со дня возведения в сан игумений матушка игумения Сергия бессменно несет тяжесть трудов по восстановлению Серафимо-Дивеевской обители. О начальном периоде жизни в Дивееве игумения Сергия вспоминает: «Здесь все было разорено, была какая-то горстка сестер, человек пять-шесть. Они жили в селе. Ничего не было. Помещения на втором этаже колокольни, где мы с первыми сестрами разместились, освободили только перед моим приездом. Сейчас можно целую летопись составить, как Господь по предстательству Матери Божией и батюшки Серафима помогал осуществлять здесь восстановительную работу».

Настоятельские труды игумений Сергии были неоднократно отмечены церковными и государственными наградами. Дважды она была награждена наперсным крестом, а 1 августа 2004 года — орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Источник

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии

Становление общины

После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.

Расцвет монастыря

10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.

К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.

Закрытие и разорение

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.

В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.

Возрождение

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.

18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.

Статистика

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Святая канавка в советское время

В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.

С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.

В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Архангельский скит Дивеевского монастыря

Скиты и подворья

Монастыри-скиты

Скиты

Подворья

Начальницы, игумении

Святые и святыни

Важнейшие святыни

Источники

Источник

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии

Становление общины

После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.

Расцвет монастыря

10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.

К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.

Закрытие и разорение

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.

В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.

Возрождение

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.

18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.

Статистика

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Святая канавка в советское время

В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.

С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.

В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

игумении дивеевского монастыря все. Смотреть фото игумении дивеевского монастыря все. Смотреть картинку игумении дивеевского монастыря все. Картинка про игумении дивеевского монастыря все. Фото игумении дивеевского монастыря все
Архангельский скит Дивеевского монастыря

Скиты и подворья

Монастыри-скиты

Скиты

Подворья

Начальницы, игумении

Святые и святыни

Важнейшие святыни

Источники

Источник

Игумения Сергия (Конкова): «Бог мне дал большую семью»

26 мая настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) исполнилось 75 лет. Матушка Сергия выросла в верующей семье. Ее детство и юность прошли в поселке Семхоз Сергиево-Посадского района, вблизи от Троице-Сергиевой лавры, где вместе с родителями она молилась, где встретила своего духовного отца. После окончания Московского медицинского стоматологического института работала заведующей хирургическим отделением стоматологической поликлиники в городе Александрове. В 1981 году поступила в Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь и через три года была пострижена в мантию с именем Сергия в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1991 году решением Священного Синода благочинная Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря монахиня Сергия (Конкова) была назначена на должность настоятельницы возрождающейся Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.

— Матушка Сергия, оглядываясь с высоты прожитых лет на свою жизнь, чем вы объясняете выбор именно монашеского пути?

— Монашество — это избрание, и оно началось с благословения моего духовника архимандрита Троице-Сергиевой лавры Серафима (Шинкарева). После того как я окончила институт, мы пришли к нему с мамой, и она, желая определенности в моем будущем, попросила совета: «Может, замуж ее выдать за священника?» Батюшка ответил: «Она будет монахиней», — хотя до этого у нас с ним никогда не было разговора о монашестве. Мама возразила: «Это очень одиноко». А отец Серафим обвел келью рукой и, указывая на иконы, сказал: «Разве с такими собеседниками может быть скучно?!»

По его благословению я попала в Рижскую пустынь. В то время там служил известный старец архимандрит Таврион (Батозский). Мой духовник знал его и попросил передать список своих родственников, чтобы тот помолился за них. Рижская пустынь произвела на меня впечатление своей уединенностью, молитвенностью, особым пением «по-пустынному». На монастырском некрополе я плакала о том, что теперь, с высшим образованием, мне никогда не попасть в монастырь. А вернувшись в храм, услышала проповедь отца Тавриона, в которой были такие слова: «Кто положил на сердце работать Господу, да не отступит от этой мысли, и в оное время Бог совершит это». Было такое чувство, что через его проповедь Сам Господь меня утешил. Отец Таврион благословил меня иконой Божией Матери «Знамение» иерусалимского письма. Точно такую же икону через несколько лет мне дала игумения Магдалина во время моего иноческого пострига.

— Пригодился ли вам приобретенный вами профессиональный опыт в управлении таким огромным духовным организмом, как Дивеевская обитель?

— Слово «игумен» по-гречески означает «предводитель» — тот, кто идет впереди и, соответственно, является главным. Конечно, некоторый административный, организационный опыт я получила, работая заведующей отделением в поликлинике. Хотя здесь, в Дивееве, управление всей обителью воистину совершает Сама Пресвятая Богородица. Не могу похвалиться, что я что-то в монастыре сама сделала. Сознаю свое недостоинство и свою немощь. Преподобный Серафим говорил о себе, что он здесь камешка по собственной воле не положил. И когда задуманное не получается, то понимаешь: значит, нет воли Божией. А если Матери Божией угодно твое начинание, оно исполнится. Поэтому мы в Дивееве — лишь простые послушницы, «солдаты», «служки» Царицы Небесной.

— Как организовать свою жизнь, чтобы главное место в ней занимала молитва, чтобы хватало физических сил на монашеское правило?

— Как сказано в Священном Писании, «помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю» (Пс 120:2). И воистину это так. Силы я черпаю так же, как и сестры, в молитвенном обращении к Богу, к Пресвятой Богородице. Молитва — самое главное в жизни монашествующих, а тем более — игумении. Если монах не будет молиться, то он не сможет ничего сделать.

В нашем монастыре день расписан у каждой сестры, в том числе и у игумении, я тоже живу уставной жизнью. Когда в определенные дни у нас не служится полунощница, то, как и сестры, я читаю ее келейно. А обычно вместе со всеми в 5:30 утра иду на утреннее правило, затем на литургию. В 11:00 у нас совместная трапеза.

Стараюсь ходить на молитвенное правило для инокинь и монахинь, которое совершается за час до начала вечерней службы. На этом правиле читаются малое повечерие и каноны. В 17:00 начинается вечернее богослужение. Затем — ужин, и идем по Богородичной Канавке. После вечернего правила возвращаюсь в келью около 22:30–23:00. И так каждый день.

Когда человек живет уставной жизнью, то есть согласно уставу, не уклоняясь, Гос­подь дает силы. Как только сделаешь сбой, уклонишься от устава, становится тяжело. Конечно, когда я нахожусь в поездках, привычный график немного сбивается, но, пребывая в Дивееве, стараюсь всегда быть на сестринском правиле.

Мы всегда можем придумать себе уйму работы, лишь бы не молиться. Но если не помолишься, то это означает, что мы лишь своими силами думаем устроить дело, а ведь устрояется оно только в том случае, если мы все свои силы, все свое время отдаем Богу.

— Чем живет монастырь сегодня? Чему должны научиться сестры, оказавшись на этом пути к Небу?

— Самое главное в жизни монашеской — это отсечение своей воли. Если человек не настроен отсекать свое «я», ему будет трудно везде, на какое бы послушание его ни поставили, даже на самое любимое. Не будет отсечения свое­волия — не будет монашества. Вся наша жизнь состоит в искании воли Божией. А она подается через старших. Что нам благословляется, то мы должны делать и стремиться к исполнению заповеди о любви к Богу и к ближним, к непрестанной молитве и благодарению.

Преуспеть в духовной жизни можно, если ничего не требовать от других, а требовать только от себя. Монах должен уметь слушать и слушаться. Каждому из нас нужно стремиться стяжать дух мирен. А если нам это не удается, то почему у нас претензии к другим?

— Мир сильно меняется в последнее время. Современное монашество отличается от того, что было в прош­лом?

— Рижская игумения Магдалина нам говорила: «Если бы я использовала методы, которые применяла моя духовная мать игумения Тавифа, то из вас никто бы не выдержал». Матушка Тавифа отличалась строгостью: могла не поздравить сестру с Днем Ангела, сделать выговор. В наше время, наоборот, приходящие в монастырь нуждаются в бережном отношении. Да и батюшка Серафим говорил, что ласково надо обращаться с насельниками. Это как с больным ребенком, его же не шлепают, а берут на руки, успокаивают. И в Священном Писании сказано: «Носите бремена друг друга» (Гал 6:2).

То есть мы должны с терпением относиться друг к другу, и тогда исполним закон Христов. Но и потакания страстям быть не должно. А опыт приходит с жизнью по уставу, в управлении обителью в том числе. Если мы не придумываем себе какого-то особого статуса, а предаемся воле Божией, то создается правильная жизнь: уже не ты управляешь, а Господь.

Оглядываясь на собственную жизнь, могу сказать, что все мои детские мечты Господь исполнил сполна. Я говорила, к примеру, родителям: «Почему нас в семье только четверо? Как неинтересно! Вон, у некоторых по 6–8 детей!» И теперь у меня семья не четыре человека, а в сто раз больше, сегодня уже более пятисот сестер в Дивееве. И когда мне бывает порой тяжело, я напоминаю себе: «Ты ведь хотела большую семью?!»

— Ваш духовник говорил, что в монастыре не может быть скучно. Вы подтверждаете его слова?

— Небесная и земная канцелярии тесно связаны. Важно только нащупать эту Божественную, Промыслительную нить, которая тебя ведет. И помнить, что не мы избрали Бога, а Он нас избрал. А с Богом и со святыми разве может быть скучно?!

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник

История Серафимо-Дивеевской обители

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.

Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.

Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь — одна из жемчужин русской земли.

Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.

В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.

В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц.

Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).

Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря — икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.

Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя — преподобного Серафима Саровского.

Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *