игумения георгия горненский монастырь последние новости
ГЕОРГИЯ (ЩУКИНА)
Игумения Георгия (Щукина). Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата |
Георгия (Щукина) (род. 1931), игумения, почётная настоятельница Горненского Казанского монастыря в Иерусалиме
С 14 лет работала сначала в столовой у Финляндского вокзала, где её заставляли обвешивать людей, из-за чего она быстро оставила эту работу. Затем устроилась реставратором в Центральном историческом архиве, где труд был по силе и удавался.
Вся большая семья была верующей. Тётя имела дома Библию и Жития святых святителя Димитрия Ростовского, которые Валентина читала вслух; посещала городские храмы где особенно полюбила петь акафисты. После проникновенных проповедей священников в храмах в 15-летнем возрасте решилась вступить на монашеский путь спасения. Когда в Ленинград приехала игумения Рафаила из Пюхтицкого Успенского монастыря, Валентина обратилась к ней с прошением поступить в монастырь, и получила приглашение приехать. В 1948 и 1949 годах дважды побывала у преподобного Серафима Вырицкого, который благословил её на монашество. Тётя Матрена поначалу противилась, но, после того как также повстречалась со святым Серафимом, отпустила её. С трудом выписалась с работы.
Монахиня Георгия (Щукина). Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата |
Монашеский путь в СССР
Весной 1949 года приехала в Пюхтицкий Успенский монастырь вместе с двоюродной сестрой Ниной, которая впоследствии стала там монахиней Арсенией. В Пюхтицкой обители исполняла послушания казначеи и регента хора, помогала игумении Варваре и келейничала.
7 апреля 1968 года приняла монашеский постриг в Пюхтицах, где продолжала подвизаться до 1989 года.
Игуменство в Святой Земле
30 января 1991 года была назначена настоятельницей Горненского монастыря в Иерусалиме [1]. До этого игуменство в Иерусалиме ей не раз предсказывал отец Николай Гурьянов. При призвании на новое служение, патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал ей принимать паломников, ремонтировать и восстанавливать обитель, а также подготовить себе там замену. 24 марта того же года была возведена в сан игумении в Московском Елоховском соборе, а 27 марта вылетела на Святую Землю.
Когда прибыла в Горненский монастырь, в нем уже пять лет не было игумении, обитель давно не ремонтировалась. Домики-кельи были старыми и плохо обустроенными, не было ни ограды вокруг территории монастыря, ни водопровода, ни телефонов, ни хороших гостиниц для паломников. При игумении Георгии монастырь вступил в новый период, став отныне важным центром приёма паломников. В 2003-2007 годах был наконец достроен начатый век назад главный собор обители.
11 марта 2020 года была освобождена от настоятельства по состоянию здоровья, с выражением благодарности за многолетние усердные и ревностные труды по созиданию монашеской жизни, и определена почётной настоятельницей Горненского монастыря [2].
В Горненском монастыре отметили день рождения почетной настоятельницы игумении Георгии (Щукиной)
14 ноября 2020 года почетная настоятельница Горненского женского монастыря игумения Георгия (Щукина) отметила день своего 89-летия. По окончании Божественной литургии матушку Георгию посетила игумения Екатерина (Чернышева) и передала ей поздравительный адрес от начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова) с букетом роз.
С 1991 года почти три десятка лет своей жизни игумения Георгия посвятила Горненскому женскому монастырю в Святой Земле. Как обычно, в этот день сестры монастыря с любовью поздравили матушку с днем рождения.
Игумения Георгия, в миру Валентина Щукина, родилась 14 ноября 1931 года в Ленинграде. В Великую Отечественную войну пережила блокаду, потерю родителей.
С 14 лет работала сначала в столовой у Финляндского вокзала, затем – реставратором в Центральном историческом архиве.
В 1949 г. поступила в Успенский Пюхтицкий монастырь, где исполняла послушания казначея, регента хора.
В 1955-1968 гг. – насельница Виленского монастыря в Литве.
Монашеский постриг приняла 7 апреля 1968 г. в Пюхтицах, где подвизалась до 1989 г.
В 1989 г. получила назначение на восстановление монастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского на Карповке в Санкт-Петербурге.
24 марта 1991 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II назначается настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме.
В 1992 г. направлена на игуменское послушание в Иерусалимский Горненский монастырь.
В марте 2020 года по состоянию здоровья была почислена на покой.
1996 г. – орден св. равноап. кн. Ольги III ст. (к 50-летию Отдела внешних церковных связей);
1997 г. – орден прп. Сергия Радонежского III ст. (к 150-летию Русской духовной миссии);
2000 г. – орден св. равноап. кн. Ольги II ст. (2000-летие Рождества Христова);
2001 г. – орден прп. Сергия Радонежского II ст. (к 70-лети. со дня рождения);
Жизнь, отданная служению Христу
Матушка Георгия (Щукина). К 90-летию со дня рождения
Святая Земля навсегда останется дорогим и самым священным местом в мире для всего человечества. А христианство, справедливо считая эту страну своею колыбелью, всегда относилось, относится и будет относиться до кончины мира к этой стране с особенною, благоговейною и самой искренней любовью и сердечной преданностью.
Святая Земля освящена дорогими для христианина воспоминаниями из истории спасения человечества, как местность, освященная стопами Самого Богочеловека, осчастливленная бесчисленными Его чудесами и знамениями, омытая Его драгоценной кровью, добровольно пролитою за грехи мира. Она напоминает нам о земной жизни Пресвятой Девы Марии, родившей Спасителя мира. Она всегда привлекала к себе внимание всего христианского мира, и паломничество на Святую Землю неизменно составляет одно из самых заветных желаний христианина. Недаром её называют Пятым Евангелием.
Архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской Духовной Миссии в Палестине, в 1871 году купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Впоследствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина, все монахини, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, а вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики в окружении лимонных, миндальных и оливковых деревьев, в которых живут насельницы монастыря.
Первый каменный храм обители был построен в начале 1882 года и освящен 30 марта (12 апреля н.ст.) в честь Встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Позднее в Горненском женском монастыре стала особо почитаться Казанская икона Божьей Матери, которая спасла сестер обители в 1916 году, во время бушевавшей в Палестине холеры, и главный храм стал именоваться в её честь. По ходатайству отца Антонина Святейший Синод установил для монастыря особое празднество, которое получило название «Целование Мариино», или «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов».
В 1912 году на территории монастыря началось строительство большого соборного храма в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших, прерванное в связи с началом Первой мировой войны. Перед этой войной в монастыре проживали около 200 насельниц.
В 14 лет Валечка устроилась на работу в столовую у Финляндского вокзала. Эта работа помогала семье выжить, но Вале было там морально тяжело, так как она постоянно сталкивалась с воровством: в то тяжелое время работники столовой разворовывали продукты, да и ее заставляли урезать порции посетителям, что было противно ее совести. Она ушла из столовой и устроилась реставратором в Центральный исторический архив. Пережитые в детстве страдания и скорби способствовали принятию ею в юности решения идти в монастырь, но тетушка воспротивилась: «Сначала меня похорони, а потом иди, куда хочешь». Один из священников посоветовал Валентине ехать к батюшке Серафиму Вырицкому, чтобы узнать Божию волю.
Народу к отцу Серафиму оказалось много. Он был болен и посетителей не принимал. Все писали записки, в которых излагали свои нужды. Когда к Вале за запиской подошла келейница, девушка сказала: «У меня к батюшке очень серьезный вопрос». Через пять минут келейница вернулась и отвела ее в домик отца Серафима. Валя опустилась перед батюшкой на колени и от волнения заплакала. Он, узнав о ее решении поступить в монастырь, указал на стену, где висела фотография Пюхтицкого монастыря, и сказал: «Посмотри на твой монастырь. Тебе туда дорога». По молитвам о. Серафима тетя Матрена изменила свое решение и отпустила племянницу в монастырь.
В 1949 году в возрасте 17 лет Валентина поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Название монастыря происходит от эстонского слова «пюхтица», что значит «святое место». Когда-то на этом месте эстонским пастухам было явление Богородицы, и на месте Ее явления они обнаружили Успенскую икону Божией Матери. Так здесь начала создаваться Пюхтинская обитель. В этом монастыре Валентина прожила первые 12 лет, исполняя обязанности казначея и регента хора.
Валентина жила в одной келье с матушкой Аркадией из Кронштадта, духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадтского. В то трудное послевоенное время ни одного мужчины-рабочего в монастыре не было. Сестрам приходилось выполнять тяжелую физическую работу: пахать, бороновать, сеять, косить, работать на скотном дворе, выпекать хлеб вручную. Монахини всегда помнили наставление св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Сестры! Безропотно несите послушание. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны!» И работали сестры с огромным духовным подъемом, с радостью и молитвой несли послушание. Маленькая и худенькая послушница Валентина пилила сосны, укладывала сено в стога. Благочинным был отец Алексий Ридигер, будущий Патриарх. Именно он спас Пюхтицкий монастырь, который в хрущевские времена хотели закрыть: приглашал в монастырь иностранных религиозных и политических деятелей, которые могли в случае закрытия обители вынести этот вопрос на международный уровень, что советскому правительству грозило бы скандалом.
С 1955 по 1968 г. Валентина Щукина была насельницей в Свято-Духовом Виленском монастыре в Литве, но потом снова вернулась в Пюхтицы, где 7 апреля 1968 года состоялся её монашеский постриг с именем «Георгия». Здесь она подвизалась до 1989 года, когда Патриарх Алексий II ее и матушку Варвару, игумению Пюхтицкого монастыря, благословил привести в порядок заброшенный монастырь святого праведного Иоанна Кронштадтского на речке Карповке в С.-Петербурге, который был закрыт в 1923 году. За две недели, которые оставались до праздника св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о.Иоанна Кронштадтского, надо было подготовить храм к освящению. Разоренный храм стоял без стекол; здесь жили бомжи, была мерзость запустения: крысы, вонь, бутылки, кучи мусора. Восстанавливать храм помогали монастырские сестры из Пюхтиц, многочисленные родственники матушки, ее знакомые, семинаристы, батюшки – день и ночь трудился весь православный Петербург. С Божьей помощью в кратчайший срок многое удалось восстановить: вывезли горы мусора, за две недели был написан временный иконостас. А позже, когда разрушили перегородки от туалетов на нижнем этаже, то нашли могилу о. Иоанна Кронштадского. Монастырь был восстановлен как Пюхтицкое подворье. В 1990 году матушка Георгия присутствовала на торжестве по случаю прославления о. Иоанна Кронштадтского.
С именем матушки Георгии связано возрождение Горненской обители в Иерусалиме. В 1991 году она была назначена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Вспоминает матушка Георгия: «Я стала возражать: «Святейший, я же языка не знаю, как я буду?» На это Патриарх ответил: «За святое послушание, матушка, Господь поможет! Восстановите монастырь, будете принимать паломников»». И 24 марта 1991 года матушка Георгия была возведена в сан игумении. Перед отъездом в Иерусалим она решила проститься со своим духовным отцом старцем Николаем Гурьяновым, к которому до этого часто ездила за духовной помощью и советом. На острове Зелит, что на Псковском озере, мудрый старец о. Николай в течение 40 лет был настоятелем местного храма. Матушка Георгия прилетела на остров на вертолете вместе с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом. Когда она в разговоре со старцем стала сомневаться, справится ли она с восстановлением Горненского монастыря, что едва ли сможет прожить там три-четыре года, отец Николай на это сказал: «Не волнуйся, Господь поможет, Матерь Божия тебя избрала. А я хочу, чтобы ты там и померла». И до этого он же предсказал ей игуменство.
27 марта 1991 года вместе с делегацией Святейшего Патриарха она прибыла на место нового послушания – в Горненское. Грустная картина предстала перед новой настоятельницей: большинство монастырских зданий было разрушено, Казанский храм и монастырские домики требовали капитального ремонта: в них крыши протекали, полы ходили ходуном. Не было ни воды, ни электричества, ни канализации, ни телефона, ни общей трапезной, ни одной гостиницы. Послушницы ходили за водой вниз, к источнику, из которого, по преданию, брала воду Пресвятая Богородица. К счастью, в те дни шли обильные дожди, и сестры наполняли дождевой водой имевшиеся на территории старые каменные цистерны. Так как паломников не было, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, подключили городское водоснабжение. Ограды вокруг монастыря не было, и охраны тоже, а потому сестры жили в постоянном страхе: в начале 80-х годов в обители были убиты две монахини – мать и дочь.
В Казанском храме читали только часы и пели акафисты. Литургии не служили, так как не было священника. Через несколько лет в монастырь прибыли 20 новых послушниц.
В Казанском храме монастыря находятся несколько святынь. Кроме вышеупомянутой чудотворной иконы Казанской Божией Матери, у входа в храм лежит камень, на котором, по преданию, стоял св. Иоанн Предтеча, произнося проповеди. Есть ковчег с частицами мощей многих святых. На территории Горненского монастыря в Иерусалиме находится также пещерный храм в честь св. Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.
Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. Каждый день утром и вечером в монастыре совершается служба: здесь постоянно живут два священника. У всех горненских сестер (их сейчас 83) есть свои послушания. Сестры, несущие послушание в церкви, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре. Монахини убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. Сестры ухаживают за больными, есть послушание в канцелярии, на просфорне, в трапезной, на воротах (в качестве привратников). Но главная их миссия – принимать многочисленных паломников, которые приезжают поклониться Гробу Господню и помолиться на святых местах. Сестры сопровождают паломников как гиды и помогают в домиках-гостиницах.
Приведем некоторые высказывания игумении Георгии, сказанные ею во время многочисленных интервью.
«Миром правит Промысл Божий».
«Матерь Божия никогда не оставит Россию».
«Смирение – самая большая духовная радость».
«Некоторые идут в монастырь, чтобы жить, а другие – чтобы спастись. Монахи должны приходить сюда не жить, а подвизаться».
«Цель монахов – спасать свою душу, ради любви к Богу, ради Царствия Небесного».
«Самое главное в жизни – любовь к Богу».
«Монах без Иисусовой молитвы – как черная головешка. Всегда надо творить Иисусову молитву».
11 марта 2020 года игуменья Георгия Священным Синодом по состоянию здоровья была освобождена от настоятельства с выражением благодарности за многолетние усердные труды по созиданию монашеской жизни и назначена почетной настоятельницей Горненского женского монастыря. 14 ноября 2021 года ей исполнится 90 лет. Пожелаем матушке Георгии многая и благая лета!
Три такие разные иерусалимские игуменьи
Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. Лист 52
Три иерусалимские монахини Елизавета, Моисея (ныне на покое) и Георгия (ныне а покое) были свидетелями тех сложных лет, когда на Святой Земле две ветви Русской Церкви – РПЦЗ и РПЦ Московской Патриархии – находились в конфронтации друг с другом. Гефсиманский и Елеонский монастыри называли в Иерусалиме «белыми», а Горненский – «красным».
Параллельные структурные образования – Русские духовные миссии обеих русских церквей тоже были «окрашены» в те же цвета. У гефсиманских, елеонских и горненских монахинь, исповедовавших единую веру, существовали свои «доводы» о том, почему та или другая обитель считалась «неблагодатной». В условиях взаимного неприятия у обеих сторон наблюдались известные перегибы, дело доходило даже до курьезов. Священнослужители в своих проповедях призывали присутствовавших на богослужениях паломников быть «истинными чадами Матери Церкви и своим сердцем чувствовать, где пребывает истина». Причащение русских паломников из чаши в «белых» монастырях не поощрялось в «красном» и – наоборот. В устных выступлениях и в журнальных публикациях использовались неполиткорректные слова и выражения в адрес руководства и предстоятелей двух русских церквей. Те и другие распускали друг о друге всякие слухи и сочиняли небылицы.
…Прошли годы со времен существования на Святой Земле двух «белых» и одного «красного» монастырей. Рано или поздно раны пагубных церковных расколов залечиваются. Это коснулось и монахинь, принадлежащих к МП и РПЦЗ. Долгожданным и радостным для иерусалимских сестер стал знаменательный день 17 мая 2007 года, когда в Москве был подписан «Акт о каноническом общении». Елеонские, гефсиманские и горненские сестры, разделенные много лет недоверием и подозрением друг к другу, наконец-то поклонились друг другу и пожали руки, восприняв как дар Божий долгожданное единение Русской Церкви.
I. Матушка Елизавета (Щмельц).
Она мудра, строга и молчалива. Ее отличают терпение и незлобие.
II. Игуменья на покое, матушка Моисея (Бубнова).
О том, какие проблемы возникали у монахинь так называемых «белого» и «красного» монастырей в начале 70-х годов, вспоминала в 2013 году в одном из своих интервью бывшая игуменья Елеонского монастыря Моисея ( род. в 1943).
(Вопрос корреспондента О. Кирьяновой) «. Долгое время отношения между двумя Русскими Миссиями официально попросту отсутствовали, но, возможно, было какое-то неформальное общение? Ведь и там, и там жили православные русские люди, призванные решать общие задачи…»
(Ответ игуменьи Моисеи, в 70-е годы ее называли инокиней Нонной) «. Живые неформальные связи существовали всегда. Я общалась с сестрами из Горненского монастыря. Здесь, на Елеоне, был более закрытый монастырь – в противоположность Гефсимании, которая всегда была очень открытой. Сюда было почти невозможно войти. Думаю, редкие горненские сестры попадали к нам.
Моисею не любили ни в монастыре, ни за его стенами. Арабы деревни А-Тур еще в конце прошлого столетия определили «не славянский тип лица» Моисеи, они «подозревали в одном из ее родителей еврейские корни», поэтому и плевали в лобовое стекло машины, где сидела игуменья. Этот факт сама матушка «обжаловала» в российской прессе.
При Моисее возникли нестроения среди сестер. Начались трения игуменьи с сестрами арабского происхождения. Убедиться в этих и других постыдных фактах поведения «бабы Мойши» (так за глаза называли Моисею) могут читатели, пробежав глазами по диагонали текст статьи «Елеонский Змеюшник» от 4 января 2018 в электронном ресурсе (kalakazo).
Зная о невоспитанности, порочном и грубом стиле правления настоятельницы Моисеи, в июне 2017 года Архиерейский Собор РПЦЗ дипломатично-принудительно пересадил ее из мягкого игуменского кресла на жесткий стул в монашеской келье. И в этом, говорят, заслуга нынешнего Начальника Русской духовной миссии РПЦЗ, архимандрита Романа Красовского.
Бывшая игуменья во время своего правления ни разу не посетила в больнице на Елеоне находившуюся там более шести месяцев наставницу Феоктисту (Ягнам). Позже и сама Моисея испытала на себе «любовь Господа». Она перенесла в Иерусалиме инсульт и несколько операций на сердце. Она постоянно болела и не посещала богослужения. Ныне передвигается по территории монастыря на «миниавтомобиле» (единственная монахиня на Елеоне, кто мог позволить себе такую роскошь). Гости обители с жалостью смотрят на эту немощную и рыхлую телом монахиню и осеняют ее крестным знамением.
После ухода Моисеи на покой многие Елеонские сестры с облегчением вздохнули: «. она двадцать лет издевалась над нами!»; «. никто из нас не выбирал ее на пост игуменьи»; «. она развалила монастырь»; «. в Успенский строгий пост она часами «сидела в интернете» и просила келейницу приготовить ей «для лечения простуды». куриный бульон (!?)».
[1]. Кирьянова О. Настоятельница Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря го игуменья Моисея отмечает 70-летие со дня рождения.
III. Игуменья на покое Георгия (Щукина), почетная настоятельница Горненского женского монастыря (МП).
О ней читаем на сайте Русской духовной миссии :
«Игумения Георгия, в миру Валентина Щукина, родилась 14 ноября 1931 года в Ленинграде. В Великую Отечественную войну пережила блокаду Ленинграда, потерю родителей.
В 1949 году поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь. В Свято-Успенском Пюхтицком монастыре исполняла послушания казначея, регента хора.
С 1955 по 1968 год насельница в Виленском монастыре в Литве.
Монашеский постриг состоялся 7 апреля 1968 г. в Пюхтицах, где и подвизалась до 1989 года.
С 1989 года назначена на восстановление монастыря св. прав. Иоанна Кронштадтского на Карповке в Санкт-Петербурге.
В 1991 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II назначается настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме.
24 марта 1991 года возведена в сан игумении, а 27 марта того же года вместе с делегацией Святейшего Патриарха прибыла на место нового послушания».
На сайте «pravoslavie.ru» Сретенского монастыря в Москве в 2010 году опубликована беседа автора с матушкой Георгией (Щукиной): «Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться». Комментарии к этой публикации содержат интересные по содержанию обращения верующих к бывшей Горненской игуменье. К сожалению, надежные источники написали автору, что матушка Георгия слукавила, рассказывая о своем родном отце. Кроме того, матушка Георгия признавалась некоторым православным верующим из числа еврейской национальности, что и она якобы тоже является «еврейкой». Эту «тайну» из своей биографии она рассказывала только избранным.
В одном из интервью, опубликованном в Петербурге, игумeнью Георгию спросили:
«Матушка, какие у Вас отношения с сестрами женских монастырей в Иерусалиме, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей?»
Ответ игуменьи Георгии: «Милостью Божией мы живем с ними в мире и согласии. Прежде и я, когда позволяло здоровье, бывала у них. И мои сестры с радостью посещают эти обители. Допустим, приезжает группа паломников из России или стран ближнего зарубежья – человек 20 или 30, и мне из Русской Духовной Миссии нашей Церкви сразу же присылают программу, куда их повезти, что им показать. Программа очень насыщенная. И Гефсимания в нее обязательно входит с посещением монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины, и гора Елеон – с посещением женского монастыря Вознесения Господня. Кто-то из наших сестер по послушанию везет туда группу, и наших паломников всегда там принимают с сердечным вниманием. Проблем никаких нет…»
В последние годы матушка Георгия тяжело болела и не появлялась ни в храме, ни на территории монастыря. Монахиня Горненской обители_ Мариам (Юрчук) в 2016 году рассказывала в Москве: «Физически матушка Гергия слаба – болезни и возраст решительно заявляют о себе. Но духовное ее состояние просто удивительное. Матушка, невзирая на немощи, постоянно излучает свет и радость. От нее сестры получают такое утешение и ободрение. «
По поступающим из Горненской обители сведениям, у 88-летней матушки Гергии «развивается поздняя стадия сахарного диабета». Тяжело больная игуменья и не думала уходить на покой. До 11 марта 2020 года бразды правления обители находились в руках уроженки Белоруссии – старшей сестры и одновременно казначеи, монахини Михаилы (Чикида), а также благочинной, монахини Алевтины (Немец). Монахине Михаиле горненские сестры пророчили игуменское кресло, но.
В первой половине марта 2020 года игуменью Георгию (Щукину) «освободили от обязанностей настоятельницы Горненского женского монастыря в г. Иерусалиме по состоянию здоровья, с выражением благодарности за многолетние усердные и ревностные труды по созиданию монашеской жизни в означенной обители». Ныне игуменью Георгию называют «почетной настоятельницей Горненского монастыря».
11 марта того же года настоятельницей Горненского женского монастыря назначили монахиню Екатерину (Чернышева; 1964 года рожд.), благочинную Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, главного редактора Дивеевского издательства. Матушка Екатерина окончила с отличием медицинский факультет Университета дружбы народов и ушла в монастырь. Она — одна из первых насельниц Дивеевской обители.
Матушка Екатерина происходит из известной семьи. Она — дочь доктора геолого-минералогических наук, профессора, академика РАЕН Сергея Николаевича Чернышева, посвятившего двадцать лет своей жизни проектированию и обустройству Святой Канавки в Дивееве. С.Н. Чернышев — правнук мецената Саввы Мамонтова, внук «девочки с персиками» Веры Мамонтовой (Самариной), сын новомученика, художника и иконописца Николая Чернышева, потомка известных фабрикантов.
10 августа игумения Екатерина (Чернышева) прибыла к месту своего послушания.
* *
К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)
О ПРОЕКТЕ «ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ»
Проект «Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви» задуман автором в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся в личном архиве Холодюка А.Г. (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся в Горненском и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов приобретена автором в Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др. Другие фото подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными. Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке публикации мюнхенскому инженеру Leon Оpstyen.