икарус что это миф
Икарус что это миф
Икар (др.-греч. Ἴκαρος ) — в древнегреческой мифологии [1] сын Дедала и рабыни Навкраты, известный своей необычной смертью.
История
Древние греки классического и более поздних периодов думали, что в форме мифа об Икаре и Дедале сохранилось воспоминание об изобретении косых парусов. [5] Возможно, Дедал изобрел первый махолёт.
В современном искусстве
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Икар» в других словарях:
ИКАР — у древн. греков это был сын баснословного строителя критского лабиринта, Дедала, который, спасаясь от Миноса, прикрепил себе и сыну искусно сделанные крылья и намеревался перелететь через море. Икар поднялся так высоко, желая быть ближе к солнцу … Словарь иностранных слов русского языка
Икар — (Icarus, Ιχαρος). См. Дедал. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ИКАР в греческой мифологии сын Дедала. Миф об И. см. в статье Дедал. (Источник: «Мифы народов мира».) Икар… … Энциклопедия мифологии
Икар — Из древнегреческой мифологии. Юноша Икар сын искусного механика, скульптора и архитектора Дедала. Находясь на острове Крит и желая спастись от преследований местного царя Миноса, Дедал сделал для себя и сына крылья из перьев, скрепленных воском.… … Словарь крылатых слов и выражений
Икар — в греческой мифологии сын искусного мастера Дедала, построившего критскому царю Миносу лабиринт и силой удерживаемого Миносом на Крите. Дедал, спасаясь от Миноса, изготовил крылья из перьев, слепив их воском, и улетел с сыном в Сицилию. По дороге … Литературная энциклопедия
ИКАР — Институт конъюнктуры аграрного рынка http://www.ikar.ru/ образование и наука ИКАР Исследования, консалтинг, аудит, разработки http://ikar audit.ru/ организация, Санкт Петербург … Словарь сокращений и аббревиатур
ИКАР — ИКАР, в греческой мифологии сын Дедала … Современная энциклопедия
ИКАР — в греческой мифологии сын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом … Большой Энциклопедический словарь
ИКАР — малая планета (.1566) диаметр ок. 1 км, открыта В. Бааде (США, 1949). Расстояние Икара от Солнца меняется от 0,185 а. е. (28 млн. км, вдвое ближе Меркурия) до 1,985 а. е., период обращения 409 суток. Сближается с Землей до расстояния 7 млн. км … Большой Энциклопедический словарь
Икар — в мифах древних греков сын Дедала … Исторический словарь
ИКАР — (лат. Icarus) герой эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (первые гг. н.э.). Это не первое обращение поэта к образу И., тот же сюжет довольно подробно излагается в «Науке любви», причем в том же духе, но с меньшим числом деталей и не столь… … Литературные герои
Икар — I в греческой мифологии сын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом. II малая планета (№ 1566) диаметром около 1 км, открыта В. Бааде (США, 1949). Расстояние Икара от Солнца меняется от 0,185 а. е. (28 млн. км, вдвое ближе Меркурия) до… … Энциклопедический словарь
Шаг к мечте или ребяческая шалость: Почему история об Икаре трактуется не так, как сам древнегреческий миф
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древнегреческий миф об Икаре и Дедале.
Однако легендарному греческому умельцу, пришлось бежать из Афин, где в порыве зависти и злобы совершил преступление: он сбросил с крыши акрополя своего племянника Талоса, превзошедшего его в таланте и мастерстве.
12-летний мальчик, несмотря на столь юный возраст, изобрел по образцу и подобию спинного хребта рыбы столярную пилу, сконструировал гончарный круг, придумал токарный станок и циркуль. Дедал так испугался превосходства юного гения, что однажды столкнул его с крыши афинского Акрополя.
Но это уже история из другого мифа, когда греческий герой Тесей отправился на остров Крит дабы уничтожить Минотавра, которому афиняне каждые девять лет обязаны были отправлять семь юношей и семь красивых девушек на растерзание.
Разгневанный царь Минос, прослышав о пособничестве, заточил в лабиринт и самого Дедала, и его сына Икара, родившегося уже на острове от рабыни Навкарты. К слову, сын мастера был зеркальной копией своего убиенного двоюродного брата Талоса и возраста в ту пору они были также одного. Но справедливости ради нужно отметить, что в отличие от Талоса у Икара не было совершенно никаких талантов и увлечений.
Из лабиринта узников тайно освободила Пасифая. И, чтобы бежать с острова, гениальный мастер смастерил для себя и сына из перьев четыре огромных крыла. С неутомимым усердием Дедал связывал всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно заканчивая более длинными, скрепляя их воском. И когда крылья были готовы, он, привязывая их ремнями на плечи сыну, давал наставления, что бы тот летел, не подымаясь слишком высоко, дабы воск не растаял от солнечных лучей.
Отца беспечный юнец не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого и растопили крепления. Икар упал и утонул невдалеке от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря.
Однако мифическая история на этом не закончилась. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город и попросил местного правителя Кокала об укрытии от преследований критского царя. Ибо тот, когда узнал, что его мастер сбежал на Сицилию, решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его.
Некоторое время правитель Сицилии увиливал, однако Минос хитростью заставить выдать мастера, и Кокалу ничего не оставалось как согласиться отдать беглеца. Но перед этим, предложив гостю принять ванну с дороги, сварил того в кипятке. А Дедал провел остаток жизни на Сицилии.
Из поколения в поколение передавались предания о гениальном мастере Дедале, который смог устроить в Сицилии чудесное озеро с вытекающей рекой. А на высоком утесе скалы, где не могло удержаться ни одно дерево, построил удивительный замок. В нем и поселился правитель Кокал, там же и хранил свои сокровища. Третьим чудом, сотворенным Дедалом была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг открытый храм Афродиты над могилой критского царя Миноса.
Воистину был великим мастером Дедал. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив, несмотря на все свои достижения. Он одиноко доживал старость в скорби и был похоронен в Сицилии.
Мораль древнегреческого мифа
Именно поэтому сын, вопреки советам отца, стал подниматься к солнцу, это тоже была ребячливая игра, шалость, а не обретение свободы в гибельном полёте. Всю эту красивую историю, весьма знакомую широкому кругу общественности, придумали писатели. Это они идеализировали образ Икара как героя, символизирующего мечту человека взмыть в небо, как птица, и парить, не ощущая тяжести.
Ренессансные же моралисты использовали эту тему древнегреческого мифа, дабы научить, как опасны крайности и как хороша добродетель умеренности, а также предостеречь от человеческого высокомерия.
Икарус что это миф
Каждый народ верно и трепетно хранит легенды и предания, повествующие о прошлом и сочетающие в себе реальность и фантастику. В подобных повествованиях удивительно соседствуют привычные образы и вымышленные существа. Так, в греческой мифологии наравне с простыми смертными существуют боги и полубоги, необычные создания и личности, обретающие невиданную силу. Мифы несут в себе человеческие мечтания и мораль. Произведение, повествующее о Дедале и Икаре, рассказывает о том, как чрезмерная уверенность в себе помогает добиться небывалых высот и низвергает вниз, обрекая на гибель.
История происхождения
Легенда гласит следующее. В древних Афинах жил талантливый художник голубых кровей, славящийся одаренностью в архитектурном и скульптурном деле. Мужчина по имени Дедал возводил императорские дворцы и храмы для поклонения богам, славящиеся на всю Древнюю Грецию. Его учеником был племянник Тал, способный паренек, придумавший пилу и гончарный круг. Однажды, гуляя по Акрополю в компании дяди, Тал споткнулся и упал с горы. В гибели юноши винили Дедала, из-за чего он покинул Афины.
Дедал и Икар
Знаменитый художник уплыл на Крит, где женился на служанке царя. Супруга Навкрата родила Дедалу сына Икара. На новом месте талант мастера пригодился царю Миносу, чья супруга родила вместо ребенка чудовище – Минотавра. Дедал построил для него лабиринт. Со временем тоска по родным местам начала угнетать архитектора, и он стал собираться обратно в Афины, но царь был против отъезда семьи.
Дедал смастерил крылья, подобные птичьим, чтобы улететь с острова по воздуху. Он учил сына летать, объясняя, что подниматься близко к солнцу опасно. Воск, соединявший перья, мог растаять, и тогда гибель оказывалась неминуемой. Вода грозила намочить крылья, поэтому приближаться к ней тоже было небезопасно. Дедал наказывал Икару соблюдать конкретный курс, чтобы полет прошел без неприятностей.
Икар
Поднявшись в небо, Дедал и Икар взмыли ввысь подобно птицам, и свидетели полета думали, что застали явление богов. Сын следовал за отцом, не пренебрегая заветами, но счастье полета вскружило голову. Обладание новой способностью и невиданный ранее горизонт спровоцировали необычайную радость, и юноша забыл об осторожности.
Он взлетел к солнцу, и воск на крыльях стал таять. Самодельное приспособление перестало удерживать вес Икара, и он стремительно приближался к морю, не в силах возобновить полет. Икар звал отца на помощь, но тот не слышал его.
Геракл
Поняв, что произошло, Дедал был вне себя от горя. Безуспешно разыскивал он сына в море, ему не удалось найти тело юноши. Впоследствии мертвого Икара нашел Геракл. Море, где юноша нашел последнее пристанище, назвали Икарийским. Тело героя погребено на острове Долиха, который теперь носит название Икария. Дедал добрался до Сицилии, а затем до Афин, где стал родоначальником Дедалидов.
Легенда о Дедале и Икаре
История Древней Греции полна напоминаний о талантливых мастерах и создателях конструкций, которые сегодня не кажутся такими уж нереальными. Мифы гласят, что Дедал был выдумщиком, создавшим инструменты и механизмы, несоответствующие времени. Неудивительно, что талантливого скульптора и архитектора помнят в мире до сих пор. Но гораздо сильнее в память потомков врезалась история, случившаяся с его сыном Икаром.
Икар в полете
Юноша прославился тем, что стал единственным человеком, рискнувшим подняться к солнцу. Сын изобретателя, в прямом и переносном смысле окрыленный, забыл о предостережениях отца и взлетел гораздо выше, чем было необходимо для безопасного полета. Приблизившись к солнцу, он остался без сооружений, несших его над волнами, и рухнул в морскую пучину.
Древнегреческая мифология полна моралистических отклонений. Анализируя легенду о знаменитых творцах, легко заметить аллюзии и символику. Дедала ассоциируют с Богом-Отцом, создателем, вопреки словам которого поступил сын. Солнце выступает образом растущей силы, а крылья – символом дара, который выделяет Икара среди смертных. Падение юноши стало карой за то, что он посмел ослушаться отца. А еще предречением: не стоит стремиться выше тех границ, что ты в силах преодолеть.
Падший Икар
Дедал и Икар: древнегреческий миф о Дедале и Икаре в кратком изложении
Мифы Древней Греции: читать миф о Дедале и Икаре кратко. Полет и гибель Икара. Иллюстрации, картинки.
Кто такие Дедал и Икар? Кратко
Дедал и Икар — персонажи древнегреческих мифов, отец и сын. Строитель и изобретатель Дедал, томясь в плену на острове Крит, сделал для себя и сына крылья, чтобы с их помощью улететь на свободу.
Беспечный Икар вопреки наставлениям отца поднялся слишком высоко — солнечные лучи растопили воск, на котором держались перья, юноша рухнул в море и разбился.
В искусстве Икар служит символом высоких устремлений, обреченных на гибель.
Джейкоб Питер Гоуи. Полет Икара
Миф о Дедале и Икаре в кратком изложении
Именно Дедал выстроил Лабиринт — дворец с запутанными ходами, где поселился ужасный человек-бык Минотавр. Когда афинский герой Тесей одолел чудовище и сбежал из Лабиринта с помощью нити Ариадны, критский царь заточил там Дедала с Икаром, гласит одна из версий мифа.
Но обычно рассказывают иначе: Дедал просто жил на острове, словно почетный пленник. Царь Минос никуда его не отпускал, чтобы не лишиться гениального мастера. Бежать ни по суше, ни по морю было невозможно, и тогда Дедал придумал улететь по воздуху, смастерив крылья.
Мастер скрепил птичьи перья льняными нитками и воском, сделав по два крыла для себя и для Икара. Дедал объяснил: нельзя спускаться слишком низко, чтобы морские волны не намочили крылья; нельзя подниматься слишком высоко к солнцу, иначе оно растопит воск. После этого отец и сын взлетели и пустились в путь.
Петр Соколов. Дедал привязывает крылья Икару
Быстро неслись они по небу, и радостный Икар забыл наставления отца. Он взлетел высоко, солнце растопило воск, и перья рассыпались. Икар рухнул в море близ острова Самос и сгинул в волнах.
В горе отец — уже не отец! — повторяет: «Икар мой!
Где ты, Икар? — говорит, — в каком я найду тебя крае?»
Все повторял он: «Икар!» — но перья увидел на водах;
Проклял искусство свое, погребенью сыновнее тело
Предал, и оный предел сохранил погребенного имя.
Овидий. «Метаморфозы»
Море с тех пор стали называть Икарийским, а остров, где похоронили тело юноши, — Икарией.
Герберт Джеймс Дрейпер. Оплакивание Икара
В более поздние века греки пытались разумно объяснить миф о полете Икара — например, тем, что Дедал в действительности изобрел не крылья, а косой парус, с помощью которого можно улавливать боковой ветер. На лодке с таким парусом он и сбежал с Крита, а Икар просто свалился за борт и утонул, полагали сторонники этой версии.
Марк Шагал. Падение Икара
Что было с Дедалом после
Потеряв сына, Дедал продолжил полет и добрался до Сицилии, где поселился при дворе царя Кокала.
Но Минос не смирился с бегством своего лучшего мастера и пошел на хитрость, чтобы его найти. Он объявил, что даст щедрую награду человеку, который сможет продеть нить через морскую раковину, чтобы та прошла все извилины. Критский царь знал, что с такой задачей может справиться лишь один человек — Дедал.
Дедал действительно подсказал Кокалу способ, как это сделать: привязать нитку к муравью, чтобы тот в поисках выхода из раковины обежал все извилины и нашел выход. Когда же правитель обратился к Миносу за наградой, тот потребовал вернуть беглеца.
Отдавать художника не захотели дочери Кокала. Когда критский правитель приехал забрать своего пленника, его пригласили в баню, где царевны вылили на Миноса котел кипятка. В страшных муках он умер.
Дедал же остался жить на Сицилии, где совершил еще много славных дел, а под конец жизни вернулся в Афины. Там от него вел свое происхождение род знаменитых художников Дедалидов.
Тайны и символика на картине Брейгеля «Падение Икара»: Где главный герой, куда он упал и как это случилось
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иногда зрителей приводят в недоумение названия картин, которыми художники называют свои творения. И часто для них остается загадкой, что подразумевал автор, давая названия той, или иной своей работе. Сегодня речь пойдет о знаменитом полотне нидерландского живописца и графика Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара», при первом взгляде на которое сложно понять, где сам герой, куда он упал и как это произошло.
Мифологический сюжет об Икаре, известный практически каждому, в свое время стал источником вдохновения для целого ряда художников, прозаиков и поэтов. Лег он и в основу произведения Брейгеля Старшего, который весьма специфически изобразил финал этой трагедии.
И, чтобы освежить в памяти историю об упрямом юноше, поднявшемся высоко в небо и из-за своей беспечности расплатившимся за непослушание жизнью, предлагаю прочесть увлекательную статью: Шаг к мечте или ребяческая шалость: Почему история об Икаре трактуется не так, как сам древнегреческий миф.
И, возвращаясь к заданной теме, хотелось бы отметить, что это единственное полотно Питера Брейгеля, написанное на мифологический сюжет. Уникальность этой работы заключена в ее композиции, и не только потому, что такова является самым важнейшим аспектом в создании художественных творений. Ибо над композиционным построением художники работают иногда длительное время, чтобы как можно эффектней донести до зрителя свою мысль, идею, свое видение происходящего.
Композиция же картины «Падение Икара» весьма оригинальна и загадочна, что вводит непосвященного зрителя в недоумение. Итак, на первом плане художник изобразил совершенно второстепенные фигуры, в то время как главного персонажа — Икара — приходится довольно долго отыскивать взглядом на картинной плоскости. И зрителю лишь приходиться догадываться, что ноги, торчащие из воды, и несколько кружащихся над поверхностью моря перышек намекают на то, что именно Икар вот-вот пойдет ко дну.
Но на этом композиционные происки художника не заканчиваются. Нет на картине и образа отважного Дедала, отца Икара, смастерившего крылья и разработавшего план побега из острова. И лишь только пристальный взор пастуха, устремлённый в небо, указывает на место нахождение Дедала, находящегося за картинной плоскостью. Да и персонаж пахаря на переднем плане, совершенно не являющийся ключевой фигурой в основной идее картины, всем своим видом подчеркивает безразличие к упавшему Икару. Ибо его совершенно не интересует то, что не касается его тяжкого каждодневного труда на земле.
Падение в воду главного героя совершенно никем не замечено из присутствующих. Его никто не заприметил: ни пастух, смотрящий вслед улетающему Дедалу, ни пахарь, опустивший свой взор к земле, ни рыбак, сосредоточенный на собственном занятии. Даже лица матросов на мимо проходящем корабле обращены в противоположную сторону.
Однако есть на картине одно живое существо, которому весьма интересна судьба Икара. Это серая куропатка, сидящая на ветке над краем обрыва.
И, что любопытно, парадоксы на этом не заканчиваются. Даже солнце, являясь полноправным «героем» картины и главным виновником трагедии, скрыто за непроницаемой расплывчатой дымкой. Бледное, полупрозрачное оно садится за линию горизонта. И совершенно не понятно как неяркие вечерние лучи солнца могли расплавить воск, который крепил крылья Икара. И в этом также присутствует очередная загадка художника.
Но есть и другая сторона медали: художник показал трагическую гибель одного из самых отважных и дерзких героев древнегреческой мифологии. И в данном случае образ Икара является символом полета человеческой мысли и фантазии; стремление человека к новому и неизведанному. И тогда эта картина уже трактуется немного по иному, а именно как поражение возвышенного в борьбе с повседневностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к свету.
И, невзирая на все мифологические символические и смысловые нагрузки, полотно великого мастера является не только яркой иллюстрацией легенды, но и прекрасным пейзажем, выполненным в лучших традициях мастеров Нидерландов, где главную роль в композиции играл ландшафт.
Две версии
Да, действительно на второй версии Дедал изображён парящим в небе, и солнце стоит почти в зените, что вполне логично. Поэтому многие искусствоведы считают, что композиция картины из музея Ван Бюрен довольно обыденна и традиционна, тогда как эффектную и парадоксальную композицию полотна из Царского музея мог сделать только гений. Однако к единому мнению исследователи до сих пор так и не пришли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: