икона архангела гавриила значение в чем помогает
Вестник Божьих тайн архангел Гавриил
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Святые Михаил и Гавриил особо почитаются верующими, оба архангела стоят во главе ангельских полков.
В Священном Писании сказано, что пред Богом всегда предстоят семь высочайших ангелов. Некоторые толкователи считают, это архангелы и что именно о них в книге Откровения говорит евангелист Иоанн Богослов:
Икона архангела Гавриила
XVI в.; Дерево, левкас, темпера
Высота 131 см, ширина 59 см
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Гавриил менее известен по сравнению с Михаилом, однако, второй он только по числу. Об этом пишет в «Житиях святых» святитель Димитрий Ростовский.
Что мы знаем об Архангеле Гаврииле из Священного Писания
О нем немало сказано в Священном Писании.
Архангел Гавриил в Ветхом Завете
Еще до Рождества Христова, о котором благовестил именно Гавриил, архангел много раз появляется в Писании.
Полезные материалы
Архангел Гавриил в Новом Завете
Трудно переоценить значение архангела Гавриила и в Новом Завете.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Конец XVIII — первая треть XIX вв.
Палех, дерево, паволока, левкас, темпера
Высота 24,5 см, ширина 20,5 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Жены-мироносицы у Гроба Господня
Новгород, ок. 1475 г.
80 × 59 см
Государственная Третьяковская галерея
Итак, Архистратиг стал благовестником основных вех земной жизни Христа – от зачатия до Воскресения. Кроме того, Гавриил сообщил Божией Матери о Ее скором Успении.
Как его изображают на иконах
По традиции, Архангел Гавриил всегда предстает в облике молодого человека, зачастую с крыльями и нимбом. Края его белоснежного длинного хитона обшиты золотом. Цвет рубашки обозначает святость и чистоту. Сверху – зеленая накидка (этот цвет символизирует жизнь).
Порой на Гаврииле изображается священнические, а точнее диаконские одежды – орарь (лента, накинутая на плечо) и стихарь (богослужебное облачение из парчи). Такое написание напоминает о предназначении Гавриила – служении Самому Богу. Что касается отдельных атрибутов, то на образах также могут присутствовать:
Зачастую иконы изображают события, в которых Гавриил принял участие. Например, «Благовещение», «Моление о Чаше» и другие.
Интересен также образ «Ангел Золотые волосы». Здесь изображён лишь лик Архангела, исполненный скорби.
Ангел Златые власы
Вторая половина XII века
Русский музей, Санкт-Петербург
Волосы ангела украшены частичками сусального золота. Это символ таинственного Божественного света.
Икона Андрея Рублева
Преподобный Андрей Рублев – почитаемый иконописец. Его творения известны на весь мир. Среди них – образ Архангела Гавриила. В работе ему помогал Даниил Черный, также прославленный мастер. Образ архангела был создан в 1408 году для иконостаса владимирского Успенского собора. В одной руке посланника Божиего символ познания Господа – зеркальная сфера, а в другой – посох, который символизирует, что назначение Гавриила в том, чтобы нести весть людям. Одежда архангела – в духе иконописи того времени. На нем синее с золотым облачение, а на плечах – красный покров. Крылья архангела темные, вокруг головы – нимб.
Архангел Гавриил
Москва, 1408 г.
317 × 128 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Из деисусного чина Успенского собора во Владимире
Когда празднуются дни памяти
Именины в эти дни отмечают те, кто в Крещении наречен в честь Архистратига Гавриила.
В чем помогает согласно православной традиции
Архистратига Гавриила просят о помощи и защите:
Также ввиду своей «специализации» Гавриил почитается заступником представителей профессий, связанных с творчеством и просвещением – учителей, музыкантов, писателей и т.д.
Что такое «послание архистратига Гавриила на каждый день»
Почитание ангелов распространено не только среди богобоязненных людей. Так случилось, что их имена зачастую используются в оккультизме. Архангел Гавриил, как вестник Божий, считается в мистических учениях главнейшим ангелом. В связи с этим в Сети зачастую появляются «послания архангела Гавриила на каждый день». Так называются указания людям, своеобразная инструкция, как необходимо жить. Эти наставления дает якобы сам Архангел через людей-«переводчиков».
К таким «посланиям» Православная Церковь относится более чем однозначно – очень отрицательно. Тем, кто увлекается подобными «посланиями» стоит вспомнить слова Священного Писания о том, что цель темных сил – обманом и лестью ввести в заблуждение и привлечь к себе людей, чтобы погубить их.
Заключение
Архистратиг Гавриил – первый благовестник нашего спасения. Преподобный Андрей Критский рассуждает о нем, как об одном из высших ангелов:
Будем же прибегать к всемирному Архангелу, принесшему столько хороших новостей народу христианскому!
Автор: Алена Чанчикова
Акафист Архангелу Гавриилу
Избранный Богом от всех Небесных Сил послужити предвечной тайне спасения рода человеческаго, дивный предстоятелю престолу Святыя Троицы, носителю тайн и чудес Божиих, Архангеле Гаврииле, к тебе припадаем и умиленно воспеваем ти: Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Икос 1.
Ангелов Творец и всяческих избра тя, тайновидче Гаврииле, в пречудном Совете Святыя Троицы, да послужиши тайне Боговоплощения, и повеле быти тебе носителем силы и чудес Божиих. Сего ради вопием ти сице:
Радуйся, Гаврииле, избранный Творцом служителю.
Радуйся, Гаврииле, Промышления Божия носителю.
Радуйся, яко тобою хвалятся Силы Небесныя.
Радуйся, яко тебе славят сердца земнородных.
Радуйся, верно послуживый Престолу Святыя Троицы.
Радуйся, со други своими сокрушивый и изринувый денницу.
Радуйся, обличивый заблуждения того.
Радуйся, из первых песнь Трисвятую воспевый.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 2.
Видя Творец тя усерднаго и вернаго служителя Своего, возлюби тя и вознесе пред Ангельскими чинами, и укрепленный благодатию Его в своих велицех доблестех, ты воспеваеши с лики Ангельскими усердно Богу: Аллилуиа.
Икос 2.
Разумом смиренномудренно преклоньшеся пред тайною непостижимою единосущности Святыя Троицы, ты благодатных откровений приял еси неистощимый источник благоговейнаго трепета, любви к Творцу, и радости исполненный сияеши, Архангеле, пред Престолом Всевышняго, яко светильник пламенный. О сем благоговейно воспевати дерзаем:
Радуйся, лампадо неугасимая седмисвещника великаго.
Радуйся, звездо светозарная небосвода духовнаго.
Радуйся, первоприемниче Божественных сияний.
Радуйся, сокровище Божественных велений.
Радуйся, кладезь смирения неисчерпаемый.
Радуйся, реко, послушания исполненная.
Радуйся, яко ты у Престола выну пребываеши.
Радуйся, яко ты велие дерзновение к Богу имаши.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 3.
Силы Небесныя радуются о тебе, Архангеле, и защищенныя некогда от зловредных заблуждений денницы, в гордости возставшаго против Творца своего, с веселием взывают непрестанно Богу: Аллилуиа.
Икос 3.
Имуще велие дерзновение ко Святей Троице, велию благодать приемлеши от Бога непрестанно, и яко луч Божественнаго Трисиятельнаго Солнца, повсюду разливаеши свет велений Божиих, да славится спасительное имя Божие сердцами земнородных, тебе поющих:
Радуйся, Небесных Сил Начальниче.
Радуйся, Правды вечныя поборниче.
Радуйся, твоя крепкая преданность Богу чины Ангельские укрепи.
Радуйся, чрез тебе Господня благодать их сугубо просвети.
Радуйся, и земле ты благодать от Бога приносиши.
Радуйся, ты огнь небесный в сердца человеков низводиши.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 4.
Буря злочестивых замыслов врага Божия разбия о скалу верности слуг Господних, и победивши своим смирением гордыню того, воспели Богу: Аллилуиа.
Икос 4.
Слыша Господь исповедования тобою великаго Имени Его, Архангеле, исполнися благоволения, и озарив тя Своею благодатию, вся просвети воспети ти:
Радуйся, адаманте небесный.
Радуйся, столпе Церкви Вселенский.
Радуйся, рая Господня хранителю.
Радуйся, цвете благочестия.
Радуйся, лучу престола Божия.
Радуйся, украшение порфиры Царехриста.
Радуйся, знаменосче Божий.
Радуйся, украшение военачальничей Небесных Сил.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 5.
Боготочною звездою тек от высот надзвездных, Гаврииле, да возвестиши земным радость близкаго спасения, предстал еси праведным Иоакиму и Анне и провещал еси им милость Божию, и радуяся с ними купно, воспел Богу: Аллилуиа.
Икос 5.
Видевши тя единовременно родители Богоотроковицы, сущии в странах различных, сшедшихся у дверей храма по твоему глаголу, дивишася и в радости взываху ти:
Радуйся, служителю Святыя Троицы.
Радуйся, дивный благовестниче.
Радуйся, Божий избранниче.
Радуйся, Господней воли провозвестниче.
Радуйся, яко тобою радость людям приносится.
Радуйся, яко тебе хвала во славу Божию земнородными поется.
Радуйся, планов Творческих исполнителю.
Радуйся щедрот Божиих раздаятелю.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 6.
Проповедником Божия милосердия ты, Гаврииле, явился Захарии, вещая ему Божественныя глаголы и научая его пети Богу: Аллилуиа.
Икос 6.
Возсияв благодатию Божиею пред очима Захарии, ужаснил еси его, и властию ти Богом данною смирил еси его, да не дерзнет сомнением умалить силу Божию. И умудренный свыше Захария безмолвным умным гласом воспел ти таковая:
Радуйся, достоинств Божиих хранителю.
Радуйся, великий в лике Ангельском.
Радуйся, прекрасное творение Творца.
Радуйся, тайн сокровенных миру откровение.
Радуйся, великих обетов Божиих совершение.
Радуйся, правды Божией исполненный.
Радуйся, благодатию Божией осиянный.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 7.
Хотящу Богу воплотитися и на земли явитися человеком, предстал еси, служителю, провозвестником ко избранней от века Деве и открыл еси Ей волю создавшего Ю, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 7.
Новую и непостижимую тайну Боговоплощения открыл еси Богоотроковице, Гаврииле славне, не постигая и сам сей великой тайны, дивяся безпредельной любви и милосердию Божию к людям. О сем и мы, земнороднии, со страхом и радостию дивимся и вопием ти сице:
Радуйся, Совета предвечнаго служителю.
Радуйся, к Богоневесте Богом ниспосланный.
Радуйся, Пречистыя Девы небесный хранителю.
Радуйся, Матери Божией дивный служителю.
Радуйся, Божественной Отроковицы учителю.
Радуйся, Ея хлебом небесным питателю.
Радуйся, во Святая Святых с Нею глаголавый.
Радуйся, глубины Божия Промысла Ей открывый.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 8.
Странно человеком зрети лик Ангельский, странно и глаголы небесныя слышати, но умудренная Божественною мудростию Приснодева, не устрашилась зрака твоего и вознесла к Творцу и Богу песнь: Аллилуиа.
Икос 8.
Весь бе в нижних, узрел еси Богоотроковицу высшую чинов Ангельских, Гаврииле, и трепеща открыл еси Ей волю Владыки, и ужасаясь тайне Боговоплощения, исполнися благоговения к Богоизбранной Деве. Видяще великое твое служение Престолу и зряще неизглаголанное смирение твое пред Девою, поем ти сице:
Радуйся, первоприемниче сияний Тройческих
Радуйся, сияниями теми осиянный.
Радуйся, благодати исполненный.
Радуйся, Приснодеве Благодать принесший.
Радуйся, в лике Ангелов высших
Радуйся, пред Девою Марией колена склонивший.
Радуйся, избранней радость возвестивший.
Радуйся, и сам сей радости возрадовавшийся.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 9.
Всякий чин Ангельский превосходя, ты пред Божественною земнородною Богоотроковицею смиренно предстоиши, взывая радостию Творцу Богу: Аллилуиа.
Икос 9.
Витийства многовещанныя всех витий человеческих ничто суть пред безгласною ветвью райскою, тобою принесенною, егда воспел еси Святую Деву, благовествуя Ей избрание Ея быти Богоматерию и паки возвещая спасительное успение Ея. Твоей великой мудрости удивишася земля и возопи:
Радуйся, смирения учителю.
Радуйся, великих тайн Боготворческих зрителю.
Радуйся, ветвью чистоту Матередевства Пречистыя знаменавый.
Радуйся, благоуханием крина райскаго благоухание души чистейшия показавый.
Радуйся, неувяданием Цвета небеснаго неувядаемость жизни Богоматери предвещавый.
Радуйся, смиренной ветвью смирение ветви царственной восхваливый.
Радуйся, красотою Цвета небеснаго духовную красоту Приснодевы воспевый.
Радуйся, всю славу Девы Марии сим изобразивый.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 10.
Спасение душ человеческих предвозвещая, Архангеле Божий, научил еси нас воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 10.
Стена греховная между небом и землею не заградила путь тебе, Архангеле, но яко дым и мрак рассеялась пред святостию твоею и ты предстал еси Пречистей Деве благовестником небесным в Назарете, вещая: «Радуйся», — принесл еси Ей, сим радость Воскресения Христова возвещая, и ради радости возвещенной тобою Деве, и чрез Деву миру, мир принести тебе дерзает:
Радуйся, радости миру вещание.
Радуйся, Божиих даров раздаяние.
Радуйся, Гаврииле, светильниче светозарный.
Радуйся, друг и сослужитель великаго Архистратига Михаила.
Радуйся, звездо, явление солнца Христа возвестивый.
Радуйся, многажды Божественней Матери Его послуживый.
Радуйся, великих обетований Божиих совершителю.
Радуйся, яко ты при гробе: «Воскресе Христос, несть зде», — мироносицам возвести.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 11.
Песнь ликов Ангельских принесл еси земле ты, Архангеле, и вещати благоговейное «Достойно» Афонския горы инока научил еси, и наученные тобою чрез того людие благодарно о сем воспеша Богу: Аллилуиа.
Икос 11.
Светозарный лик свой сокрыл еси ты, Гаврииле, облекшися одеждою иноческою, дабы не ужаснулся смертный боголепнаго зрака твоего, но умудрился бы постигнути и уяснити себе песнопение небесное, и да не мнится прелестию лукаваго иноку смиренному явление чиноначальника Сил Вышних быти, удостоверить истину явления твоего возжелал еси. Сего ради, камень велий вземше, на нем перстом безплотным, яко по воску, начертал еси Небесное: «Достойно», увидев чудо сие велие, вси иноцы Афонския горы воспеша ти согласно:
Радуйся, Божий служителю.
Радуйся, Божественный Архангеле.
Радуйся, благовестниче предивный.
Радуйся, Богоотроковицы хранителю.
Радуйся, земнородных песне Небесней научивый.
Радуйся, сам прежде песнь сию дивную пред иноком воспевый.
Радуйся, Божественныя слова чудно на камени начертавый.
Радуйся, сей камень в залог истиннаго знамения твоего горе Афонстей давый.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 12.
Благодатныя твоя явления воспоминая, благодарение приносим Творцу и Богу, спасающему род человеческий, и поем Богу усердно: Аллилуиа.
Икос 12.
Поюще все нам ведомые, Гаврииле, доблести твоя, неведомые же чаем за предстательство твое о нас уведети в Небесном Царствии. Ныне же по силе нашей дерзаем ти воспети:
Радуйся, Совета превечнаго Святыя Троицы предначертания приявший.
Радуйся, домостроительства Божия все планы охранявший.
Радуйся, охранением оных Творцу служивший.
Радуйся, миру спасение возвестивший.
Радуйся, Матери Божией хранителю.
Радуйся, Церкви Христовой блюстителю.
Радуйся, и Втораго пришествия Христова на землю возвестителю.
Радуйся, яко ты предъидеши Силам Небесным с великим трубным гласом в день Страшнаго Суда Божия.
Радуйся, Гаврииле, тайнозрителю Святыя Троицы.
Кондак 13.
О дивный тайновидче и преславный Архангеле, велико дерзновение твое перед Господом и сильна молитва твоя. Припадаем к тебе и молим, Гаврииле пречудне, приими нас немощных под кров крил твоих и защити от козней врагов видимых и невидимых. Помяни нас недостойных в твоем предстательстве пред Престолом Всевышняго, да воспоем Ему по неизреченному милосердию Его в Царстве Славы с ликом Ангелов и всеми святыми: Аллилуиа.
Сей кондак 13-й глаголи трижды; потом икос 1-й и кондак 1-й.
Молитва
О, святый великий Архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечной Премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго молящаго тебя о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.
Тропарь Архангелу Гавриилу, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крилу́ невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник Вы́шних сил.
Кондак Архангелу Гавриилу, глас 8
Пресве́тлыя и Честны́я, и Вседе́тельныя,/ пренеисче́тныя и стра́шныя Тро́ицы,/ ты еси́, Архистрати́же, сла́вный служи́телю и моли́твенниче,/ ны́не непреста́нно моли́/ изба́витися нам от вся́ких бед и мук, да зове́м ти́:// ра́дуйся, покро́ве рабо́м твои́м.
Величание Небесным Чинам Бесплотным
Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.
Молитва Архангелу Гавриилу
O, святы́й Арха́нгеле Бо́жий Гаврии́ле, при́сно предстоя́й Престо́лу Всевы́шняго, прера́достный благове́стниче и усе́рдный споспе́шниче на́шего спасе́ния! С сво́йственным тебе́ милосе́рдием приими́ сие́ хвале́бное пе́ние, oт нас недосто́йных тебе́ приноси́мое. Испра́ви моли́твы на́ша, и принеси́ я́, я́ко фимиа́м, на Небе́сный Oлта́рь кади́льный; oзари́ умы́ на́ша све́том позна́ния та́ин спаси́тельныя ве́ры на́шея; воспламени́ сердца́ на́ша любо́вию ко Христу́ Спаси́телю на́шему, обрати́ и укрепи́ жела́ния на́ша на спаси́тельный путь Ева́нгельских Его́ за́поведей; да в сем ве́це ти́хо и благоче́стно поживе́м во сла́ву Бо́жию, в бу́дущем же не лиши́мся ве́чнаго Ца́рствия Бо́жия, е́же получи́ти да сподо́бимся благода́тию Христа́ Бо́га на́шего, хода́тайством Пречи́стыя Его́ Ма́тере, Пренепоро́чныя Де́вы Мари́и и твои́ми многомо́щными ко Го́споду Бо́гу o нас моли́твами, и да просла́вим с тобо́ю и про́чими безпло́тными си́лами небе́сными и все́ми святы́ми Еди́наго во Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Златовласый Ангел с лилией: икона архангела Гавриила
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XIV в. 1387–1395.Иконописная школа или художественный центр: Константинополь. Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 146 см, ширина 106 см. Изображение поясное, фигура обращена влево. Архангел слегка склоняет голову, в правой руке у него мерило, с красным древком, левая рука молитвенно обращена к Спасу. Инв. № 12729. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
По Еноху, Архангел выступает молитвенником за души живых.
Священное Писание и Предание об Архангеле
В священных текстах бесплотный служитель Царя Небесного упоминается очень часто.
Дни памяти
Иконография и богословское значение
Согласно иконописной традиции Архангел Гавриил изображается в виде прекрасного юноши с нимбом и крыльями. Он облачен в длиннополую рубашку – хитон, ворот и запястья которого прошиты золотыми нитями. Цвет платья – белый, как символ святости и чистоты Архангела. На плечах божий посланник носит плащ оттенка весенней травы, ибо зелень – это указание на вечное обновление природы, а значит и всего живого.
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 131 см, ширина 59 см. Храмовая икона с образом Архангела Гавриила. КП 18. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Не менее часто на иконах можно встретить Архангела Гавриила в диаконских облачениях: ораре – крестовидно перекинутой через плечи ленте, и стихаре – широком платье из парчи. Этот вид богослужебной одежды подчеркивает функцию служения Архангела Тому, Кто послал его с вестью. Крылья за спиной – символ скорости, необходимой для выполнения поручения.
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Около 1517 года.Происхождение: Из соборной церкви Святой Живоначальной Троицы Филиппо-Ирапской пустыни.Материал: дерево,темпера. Размеры иконы: высота 94 см, ширина 36 см. Икона из Деисуса. Изображение Архангела Гавриила в рост в трехчетвертном повороте. Поступила в музей в 1927 году.Реставрация: ГРМ, 1959 г., реставратор – Коненков С.Ф.Инв. № 280/4. © Череповецкое музейное объединениеЛитература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 21
Божественного глашатая легко узнать по цветку лилии или пальмовой ветви в деснице, символизирующими в первом случае безгрешность, а во втором – добрую весть.
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XV в. Третья четверть XV в. Происхождение: Из церкви Власия на Волосовой улице в Новгороде.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 152 см, ширина 54 см. Из деисусного чина. Ростовое изображение Архангела Гавриила в трехчетвертном повороте. НГОМЗ 11167. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №32.
Среди других атрибутов и элементов облачения Архангела можно выделить:
• жезл или скипетр, как символ данной ему Богом власти;
• зеркальную сферу, ибо ему открыты судьбы человеческие;
• зажженный фонарь – знак незримого света Божьего;
• диадему, вернее ее упрощенный вариант – ленту, завязанную вокруг головы с крупным драгоценным камнем в центре надо лбом. Ее развевающиеся концы символизируют послушание Богу.
Полезные материалы
Новозаветные сюжеты в иконографии
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Конец XVI века. Материал: дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 53 см, ширина 45 см. Один из наиболее распространенных сюжетов в христианском искусстве. Известен с V века. Основой изображения является Евангелие от Луки, Протоевангелие Иакова и другие сочинения. Сцена Благовещения Пресвятой Богородицы представлена на фоне архитектурного пейзажа. Слева изображен Архангел Гавриил, приносящий Благую весть Пресвятой Богородице, восседающей на троне в правой части иконы. КП 0175. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Ряд икон воспроизводит евангельские сюжеты:
«…многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк.1:15);
Иконография: жены-мироносицы у гроба Господня. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Иконописная школа или художественный центр: Вологда. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 81,5 см, ширина 58,8 см. Жены-мироносицы и два сидящих ангела изображены у гроба Господня. Инв. № ДРЖ-2727. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Иконы домонгольского периода
Изображения Архангела Гавриила, датируемые XII-XIII в., восходят к так называемому домонгольскому периоду на Руси. Одна из икон: «Устюжское Благовещение» написана в первой трети XII века, чудом уцелела после татаро-монгольского нашествия. Ныне хранится в Третьяковской галерее.
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XII в. 30-40-е годы XII векаИконописная школа или художественный центр: Новгородская школа. Происхождение: Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в успенский собор Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 238 см, ширина 168 см. Богоматерь изображена стоящей, с чуть склоненной влево головой. В лоне ее изображен Христос Эммануил. Он представлен фронтально, сидящим в торжественной позе, с благословляющей правой рукой, левая отведена в сторону (кисть не сохранилась). Богоматерь как бы осеняет его правой рукой, пальцы которой почти касаются плеча Младенца и заходят на нимб. В ее левой руке моток красной пряжи. Слева – архангел Гавриил, обращенный к Марии и благословляющий ее. В левой руке он держит мерило. Вверху, в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами, представлен сидящий на красном престоле «Ветхий Деньми». У подножия престола – красные херувимы; чуть выше, справа и слева, — красные серафимы с золотыми рипидами. Вокруг «Ветхого Деньми» голубая слава. В левой руке его свиток, правая рука – благословляющая, и от нее идет синий луч к фигуре Богоматери. Инв. № 25539 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 7
Сюжет воспроизводит один из эпизодов Нового Завета: возвещение Пречистой Деве Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии Спасителя. Главной особенностью этой иконы является изображение Богомладенца на груди своей Матери и как бы сходящего в ее чрево. Его фигура выполнена в красноватых тонах, отчего сливается со складками одеяний Богородицы, которые по традиции также являются красными. Тело Его обнажено, лишь чресла опоясаны набедренной повязкой, что, очевидно, должно символизировать грядущую Жертву и Распятие.
Голова Богородицы чуть склонена по направлению к представшему перед ней небесному посланцу. В ее руках – моток красной пряжи, из которой, согласно апокрифу, она должна соткать нити на завесу в Иерусалимский храм.
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: Происходит из церкви Благовещения в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 112 см, ширина 85 см. На фоне архитектурного пейзажа помещены стоящие фигуры Марии и Архангела Гавриила, приносящего ей Благую весть. Между ними находится прядущая девица. В верхней части — изображение Саваофа. И-1144. © Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. № 50
Интересно, что на мафории Богородицы (объемной накидке с капюшоном) отсутствуют характерные звезды – символ Приснодевства.
Архангел Гавриил простирает правую руку к Деве Марии, кажется, что он хочет ее благословить. На самом деле этот жест ораторский, он означает начало речи. Кроме того, рукой Архангел как будто ограждается от нее, не смея приблизится к той, кому благовествует. Его поза словно намекает на существование неодолимой преграды между небесным и земным созданием. О различии их природ: светоносной ангела и человеческой Марии, повествуют также цвета их одеяний. Огневидная, пылающая природа Гавриила нашла отражение в охряных и золотистых красках по контрасту к багрянцу и пурпуру одежд Богородицы, которые по человеческой категории мышления присущи земным царям.
Благодаря удивительному иконописному приему взор Архангела Гавриила направлен одновременно на Богородицу и на зрителя.
Сверху иконы в синей мандоле Ветхий Денми (Бог Отец) в окружении серафимов и херувимов. В левой руке у него зажат свиток, правая, благословляющая, направлена в сторону Богородицы, с исходящим от ладони снопом света.
История названия иконы связана с памятным событием: избавлением от метеоритного дождя города Великий Устюг. Согласно преданию в 1290 году во время природного катаклизма перед ней молился святой преподобный Прокопий. Образ источил миро, и грозовая туча отошла от города, обрушившись на землю в пустынном месте в 21 км от Устюга.
Еще одна яркая жемчужина иконографии домонгольского периода, связанная с изображением Архангела Гаврила, носит название «Ангел Золотые волосы».
Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XII в. Около 1200 года. Иконописная школа или художественный центр: Новгород (?) Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 48 см, ширина 39 см. Икона происходит из оглавного деисусного чина. Архангел Гавриил склоняет голову в три четверти влево, к центру композиции. Пряди волос архангела разделаны золотым ассистом. Инв. № ДРЖ-2115. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Лик архангела исполнен скорбной печали, которая также отражена во взгляде его огромных глаз. Гармоничность образа достигается благодаря цветовому единству, округлости линий и соразмерности форм. Характерная особенность иконы — тонкая сетка ассиста, то есть штрихов из сусального золота, покрывающая волосы ангела. Отсюда и название иконы. Ассист символизирует нетварный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа в момент Его Преображения.
По мнению искусствоведов, икона принадлежит к новгородскому типу. Впервые была обнаружена во второй половине XIII века в Кремлевской колокольне среди вещей, подлежащих уничтожению. Передавалась из музея в музей, пока не утвердилась среди экспонатов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Любопытный факт: в самых ранних изображениях (III в.) у Архангела Гавриила отсутствуют крылья и нимб.
Благовещение
Существует несколько иконографических схем, передающих сцену Благовещения.
Старейшее изображение этого евангельского сюжета восходит к III веку и относится к памятникам так называемой катакомбной живописи. На фреске в Прискиллах (Рим) Архангел Гавриил представлен в одеждах, которые носили мужчины в Древнем Риме. У него нет ни нимба, ни крыльев. Правой рукой он указует на Богородицу, сидящую в кресле и склонившую голову, словно в знак повиновения этому жесту.
Уже в пятом веке у Гавриила появляется ангельский атрибут – крылья за спиной. Так он изображен на византийском диптихе VI века.
Свой сюжет сцена Благовещения берет не только в Евангелии от Луки, единственном, где описано это действо, но и в апокрифических текстах: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». В этих источниках повествуется, что Божий посланец явился Марии, когда она пряла пряжу или набирала воду из колодца. Первый сюжет обыгрывается, например, в известной иконе «Устюжское Благовещение» или мозаике римской базилики Санта Мария Маджоре. Второй можно встретить на иконах значительно реже. Его еще называют «Предблаговещением», потому что впервые Мария услышала глас Гавриила, когда набирала воду из источника, а непосредственно разговор их состоялся уже в доме.
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 90 см, ширина 69 см. На фоне архитектурного пейзажа изображена сцена Благовещения Пресвятой Богородице. Архангел Гавриил обращается к сидящей на диагонально поставленном троне с полукруглой спинкой Богоматери, обернувшейся к нему. В руках Мария держит пурпурную нить. Инв. № 1414. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 41. С. 165
К ХVII веку на Руси распространяется еще один тип «Благовещения» — с книгой. Иногда вместо книги перед Богородицей лежит свиток, что ясно указывает на род ее занятий перед благим известием.
Изображение в Соборах
Гавриила часто иконописуют вместе с другим Архангелом – Михаилом. Их симметричные изображения можно встретить на боковых дверях в иконостасе. Оба они присутствуют в деисусной композиции «Спас Эммануил с ангелами». Композиция представляет собой оплечное изображение Христа и двух Архангелов по бокам, Михаила и Гавриила. Само слово «деисус» означает «моление», «прошение».
Иконография: Спас Эммануил. Датировки: XII в. Конец XII века. Происхождение: Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса, над северными вратами, ведущими в жертвенник).Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 72 см, ширина 129 см. Изображение Спаса Эммануила и обращенных к нему архангелов – оплечное. В центре Эммануил в темно-охристом хитоне, с тонким золотым ассистом; слева – архангел Михаил в сиреневато-розовом хитоне и темно-синем гиматии, справа – архангел Гавриил в голубом хитоне и розовом с сиреневым гиматии. В волосах архангелов голубые тороки с красными камнями в золотой оправе. Инв. № Др 1192. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ангелы и Архангелы включены в композиционный состав многих иконописных сюжетов. Перечислим лишь некоторые из них: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе».
Иконография: Собор Богоматери. Датировки: XVIII в. Первая половина XVIII в. Иконописная школа или художественный центр: Каргополье. Происхождение: вывезена из церкви д. Астафьево Каргопольского района Архангельской областиМатериал: Дерево, ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 109 см, ширина 101,5 см. В центре композиции, на престоле, в ореоле божественной славы, торжественно восседает Богоматерь с Младенцем. Над ней в огненном облачном сегменте – ангел, держащий сферу с Вифлеемской звездой, по сторонам от него на фоне небосвода — ангелы с трубами и свитками. Слева от Богоматери изображен архангел Гавриил, за которым расположена группа пророков, включая пророка Исайю с развернутым свитком в руках с надписью: «Се Д(Е)ВА // В ЧЬРЕ // ВЕ при // ИМЕТЬ // и РОДИ // ТЬ С (Ы)На // ЕМАНУ // И (Ис. VII, 14). За пророками — древо с крестом. Ниже — благоразумный разбойник, группа детей, а также волхвы, приносящие дары. Справа от мандорлы – вертеп, за ним святые, среди которых Стефан Сурожский и Симеон Богоприимец, а также пастухи. Ниже представлены две группы людей, возглавляемые евангелистом Матфеем и апостолом Павлом. Под мандорлой голубь, в восьмиконечной звезде, символизирующий Святой Дух. Справа – группа дев, Иоанн Предтеча и жены-мироносицы. Слева –Закхей, сидящий на смоковнице. Рядом аллегорическое изображение пустыни в виде сидящей женской фигуры с яслями в руках. Две группы святых жен, включая вдовицу Анну и Елизавету с младенцем Иоанном. В нижних углах – аллегорическое изображение морей и рек. Инв. № ДРЖ-1614. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 2. № 195. С. 366.
О чем молятся
К заступничеству Архангела прибегают в следующих случаях:
Архангел Гавриил – это глас Божий на земле. Он один из особо приближенных к Создателю небесных чинов, а посему, притекающие под сень его крыльев, могут надеяться на необходимую помощь.
Автор: Галина Бочарова
Молитва
Молитва Архангелу Гавриилу
O, святы́й Арха́нгеле Бо́жий Гаврии́ле, при́сно предстоя́й Престо́лу Всевы́шняго, прера́достный благове́стниче и усе́рдный споспе́шниче на́шего спасе́ния! С сво́йственным тебе́ милосе́рдием приими́ сие́ хвале́бное пе́ние, oт нас недосто́йных тебе́ приноси́мое. Испра́ви моли́твы на́ша, и принеси́ я́, я́ко фимиа́м, на Небе́сный Oлта́рь кади́льный; oзари́ умы́ на́ша све́том позна́ния та́ин спаси́тельныя ве́ры на́шея; воспламени́ сердца́ на́ша любо́вию ко Христу́ Спаси́телю на́шему, обрати́ и укрепи́ жела́ния на́ша на спаси́тельный путь Ева́нгельских Его́ за́поведей; да в сем ве́це ти́хо и благоче́стно поживе́м во сла́ву Бо́жию, в бу́дущем же не лиши́мся ве́чнаго Ца́рствия Бо́жия, е́же получи́ти да сподо́бимся благода́тию Христа́ Бо́га на́шего, хода́тайством Пречи́стыя Его́ Ма́тере, Пренепоро́чныя Де́вы Мари́и и твои́ми многомо́щными ко Го́споду Бо́гу o нас моли́твами, и да просла́вим с тобо́ю и про́чими безпло́тными си́лами небе́сными и все́ми святы́ми Еди́наго во Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая Архангелу Гавриилу
О, святы́й Арха́нгеле Гаврии́ле! Всеусе́рдно мо́лим тя, наста́ви нас, раб Бо́жиих (имена), к покая́нию от злы́х дел и ко утвержде́нию в ве́ре на́шей, укрепи́ и огради́ ду́ши на́ша от искуше́ний прельсти́тельных и умоли́ Созда́теля на́шего о отпуще́нии грехо́в на́ших. О, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгелe! He пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но при́сно помо́щник нам яви́ся, да непреста́нно сла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья Архангелу Гавриилу
Святы́й вели́кий Арха́нгеле Гаврии́ле! Бо́жию Престо́лу предстоя́й и озаре́нием oт Боже́ственнаго све́та oсия́нный, веде́нием же непостижи́мых та́ин o преве́чней прему́дрости Его́ просвеще́нный! Всеусе́рдно молю́ тя, наста́ви мя к покая́нию oт злых дел и ко утвержде́нию в ве́ре мое́й, укрепи́ и огради́ ду́шу мою́ oт искуше́ний прельсти́тельных, и умоли́ Созда́теля на́шего o отпуще́нии грехо́в мои́х.
O, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгеле! Не пре́зри мене́ гре́шнаго, моля́щагося тебе́ o по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но при́сно помо́щник мне яви́ся, да непреста́нно сла́влю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.