икона богородицы на троне с младенцем на коленях
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.
Глава 6. Образ Божией Матери на Престоле
«Радуйся, Облеченная в солнце» 131
С древности, особенно в Византии и на Востоке, Пресвятую Богородицу любили писать восседающей на золотом троне с золотым подножием, нередко ступенчатым и украшенным драгоценными каменьями. На иконах такой трон изображался как Царское место. На сидении – длинная подушка, стянутая на концах золотой тесьмой, обычно двойная, красного и синего цвета (символ Неба и земли). На руках Богородицы всегда – Ее Предвечный Сын. Потому что как Мать Царя Царствующих Пресвятая Дева вознесена на неизреченную высоту и вечно пребывает в Божественной Славе.
Но есть в престольных иконах то, что все-таки позволяет объединить их в одном иконографическом каноне, – это ритмическое и цветовое соответствие между образами Христа, Божией Матери и Престола, которому всегда придается большое значение. Он знаменует тайну Божественного бытия, образ Небесного Иерусалима и Сидящего на престоле, Который видом подобен камню яспису и сардису ( Откр. 4, 2–3 ). В целом ряде икон именно через символ престола и его композиционную связь с образами Христа и Богородицы раскрывается тайна взаимодействия тварного и Божественного.
Фигура Божией Матери оказывается окруженной единой Божественной природой, которую образуют в общем ритмическом движении блистающие золотом художественные образы Престола и Христа. Несмотря на то, что облачения Богородицы отличны по цвету, вся Она являет совершенную обоженность, которая подчеркивается Ее Богоподобием и центральным местоположением в замкнутом золотом пространстве. Бог воплотился для того, чтобы человек стал Богом, говорят отцы, и Пресвятая Богородица это исполнила. Земное возвысилось до Небесного, Небесное родилось от земного, и мистический круг замкнулся. «Они словно колесо в колесе ( Иез. 1, 16 )» 134 – так определил преподобный Максим Исповедник это взаимодействие и взаимоотражение преображенного тварного мира и Божественного.
В казалось бы неподвижном престольном образе живет постоянное взаимодействие сфер земных и небесных.
Икона Божией Матери Свенская Печерская
Икона происходит из Киево-Печерской Успенской Лавры и, по Преданию, была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием Печерским. С 1288 года она пребывала в Свенском Брянском Успенском монастыре, основанном Черниговским князем Романом Михайловичем на месте его чудесного исцеления чудотворной иконой от слепоты.
Свободная и выразительная живопись, яркий колорит Печерской иконы сохранились не полностью, и, к сожалению, трудно представить ее художественную выразительность, которой она несомненно обладала прежде. Но все-таки этот древнейший памятник дошел до нас почти без поздних вставок, и можно говорить об авторском письме этого образа. Богородица изображена восседающей на очень высоком престоле без спинки, к которому вела золотая лестница. В настоящее время лестница утрачена, и ее отсутствие придает всей композиции несколько странный незавершенный вид. На коленях у Богоматери Богомладенец Христос благословляет предстоящих Ему с двух сторон основателей Киево-Печерского монастыря: преподобного Антония Печерского (†17 мая 1073), родоначальника русского монашества, и преподобного Феодосия Печерского (†1074), который вел в русскую монастырскую жизнь общежительный устав.
Икона Божией Матери Свенская Печерская. Прорись
Печерский образ отличается особой эмоциональной насыщенностью. Его динамическим центром, определяющим сюжетное, композиционное и цветовое развитие, является образ Христа. Его строгое лицо сосредоточено. Богомладенец запечатлен как бы в позе напряженного созидания. Вся фигура написана широкими точными мазками. Свободная и лаконичная палитра с яркими вспышками пробелов, сине-алый цвет одежд с крупным гребенчатым ассистом создают образ Христа как источника всякой силы и действия, подающего Свои энергии печерским святым. Синий гиматий Спасителя лежит обильными фактурными складками, которые перетекают в одежды Богородицы. Возникает впечатление буквального «произрастания» Богомладенца из Ее лона. Но вместе с тем – это художественный образ могучего бурного источника, о котором Христос говорил: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4, 14 ). И эта Живая Вода – Он Сам, а «многотекущую реку» источает Богородица. Из Нее каждый верующий будет черпать «в радости воду спасения» ( Ин. 12, 3 ).
Над предстоящими Богу преподобными возвышается статичный и будто от всего отрешенный образ Божией Матери. Ее строго очерченный силуэт, вбирающий фигуру Христа, композиционно продолжается в высоком престоле, который поднимается от земли золотой с красным ассистом лестницей, увенчанной аркадой.
Сейчас Свенская Печерская икона Божией Матери находится в экспозиции Музейного комплекса государственной Третьяковской галереи.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Начало XX в. Мстера
Акафист Успению Пресвятой Богородицы. Икос 12.
С атрибутами царской власти в Византии знаменита только икона Божией Матери «Одигитрии» – Галатская, сохранившаяся в списке. На ней Богородица и Христос изображены в коронах. У Богоматери в правой руке скипетр, Христос правой рукой благословляет, в левой несет державу.
Андрей Критский, святитель. Великий покаянный Канон. Песнь 4-я.
Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 1. С. 157.
Надпись сохранилась на поздних списках.
Акафист Пресвятой Богородице. Икос 1.
Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. Кн. 10. С. 356.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Икона Божией Матери, именуемая «ВСЕЦАРИЦА» («Панта́насса»)
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Панта́насса») молятся об исцелении от раковых заболеваний, об избавлении от волшебных чар. Празднование совершается 18/31 августа.
Икона Всецарица и Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре на Афоне
На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.
Икона Божией Матери Всецарица или Пантанасса. Афон. Ватопед
Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». Всемилостивая – второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле.
В XX веке образом «Пантанассы» известный афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Он же донес до современников древнее предание об этой иконе.
Однажды к иконе подошел странный человек и принялся что-то невнятно бормотать. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством и магией. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило его изменить жизнь и остаться на Афоне.
По просьбе Общины милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при детском онкологическом центре на Каширском шоссе наместник Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем благословил сделать список с афонской чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Точная копия иконы, написанная с соблюдением канона, молитвенными предстояниями и торжественными богослужениями, явилась к несчастным детям.
И начались чудеса. Значительно улучшилось состояние детей, которое нельзя было объяснить только лишь применением лекарственных препаратов. Через несколько месяцев на праздник Рождества Пресвятой Богородицы икона Божией Матери «Всецарица» стала мироточить, несколько крупных капель мира появилось на ней, и удивительное благоухание наполнило все вокруг. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мироточение повторилось еще раз. Первым чудом, явленным Всецарицей в России, называют исцеление молодого человека, много лет страдавшего наркоманией. С тех пор перед иконой «Всецарица» к Богородице обращаются родители, молящиеся за своих детей, пристрастившихся к наркотикам, алкоголю.
Храм Всех Святых в Красном селе, м. «Красносельская»
Слева от Царских Врат расположена Икона Божией Матери «Всецарица»
Спустя некоторое время был создан церковно-славянский вариант акафиста Богородице в честь Ее иконы «Всецарица», отличный от греческого. Каждое воскресенье в храме Всех Святых в 16.30 (а в случае, если на понедельник приходится великий праздник – в 15.00) совершаются молебны с чтением акафиста Богородице и освящением масла для помазания всех страждущих, и не только от онкологических заболеваний. Летопись исцелений постоянно пополняется все новыми и новыми свидетельствами чудесной помощи тем, кто уже и не чаял получить ее от земных врачей. Здесь есть рассказы и о стариках, и о младенцах, от лица женщин и мужчин, об излечении на поздних стадиях заболевания раком и о снятии подозрений на него, о выздоровлении от смертельных болезней и от тех, что приносят много мучений, но не являются смертельными и о многом-многом другом. Благодарные люди не только оставляют в книге свои истории, но и несут всевозможные дары святыне.
Так, например, в 2002 году один человек перенес гипертонический криз. После выписки по совету родственников он отправился на томографию головного мозга. Обследование показало, что после частых скачков давления в мозге образовалась опухоль. Решение было одно — хирургическое вмешательство. Перед тем как лечь на операцию, этот человек поехал в монастырь за благословением, и там его супруга заказала молебен иконе «Всецарица» с водосвятием. Находясь в больнице, он постоянно молился Всецарице о выздоровлении и постоянно пил святую воду, которую взял после молебна. В больнице сделали еще одно контрольное обследование, на котором подтвердилось исцеление от тяжкого недуга.
Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» в галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря
Многочисленные приношения, висящие на иконе, свидетельствуют о множестве случаев исцелений, явленных по молитвам к Божией Матери у этого образа.
Мироточивая икона «Всецарицы» в настоящее время есть и во
Владычном женском монастыре (Московская область, город Cepпухов). Эта икона мироточила более 30 раз. Засвидетельствовано 2 случая исцеления от рака. В обители ежедневно читается акафист перед чудотворным образом Матери Божией, во время которого поминаются имена людей, страждущих различными недугами.
«Всецарица» считается самой «сильной» в мире иконой, исцеляющей раковых больных. Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Тропарь, глас 4
Образом радостотворным честныя Всецарицы, / желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице; / избави от обстояний к Тебе прибегающих; / от всякия напасти огради стадо Твое, // к заступлению Твоему взывающее присно.
Кондак, глас 8-й
Новоявленней Твоей иконе предстояще вернии умиленно, воспеваем Ти, Всецарице, раби Твои; низпосли цельбы к Тебе притекающим ныне рабом Твоим. Да вси радостно зовем Ти: Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая.
Молитва первая
О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. А минь.
Молитва вторая
О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. А минь.
ВЕЛИКАЯ СВЯТЫНЯ: ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ
Та самая икона Божией Матери «Державная», которая была явлена в день отречения императора Николая II.
Страшное и переломное в судьбе страны и людей событие произошло в Российской империи 2/15 марта 1917 года:
Император Николай Александрович отрекся от престола, вынужденный к этому многочисленными «просьбами» генералитета и тогдашних руководителей Российского общества. Он оказался предан всеми теми, кто окружал его, и даже члены императорской фамилии отвернулись от него и присягнули на верность временному революционному правительству. И, можно сказать, что именно с этих дней начала раскручиваться та кровавая мясорубка, которая впоследствии унесла миллионы жизней.
В этот день закончилась эпоха, начавшаяся в 1613 году избранием на царство Михаила Федоровича Романова.
(Об этом я писал ранее: http://prajt.livejournal.com/30172.html)
Икона Божией Матери «Державная», с.Коломенское. Лики Богоматери и Богомладенца.
Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, в феврале 1917 г. было явлено два сновидения.
Сюжет второго видения – 26 февраля – напрямую как бы не имел отношения к обретению «Державной», однако существенным в нём было: «белая церковь» и то, что торжественно восседавшая в этом храме Женщина, рядом с которой «по сторонам присутствовали два иеромонаха» величественно вышла из храма, причём «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма».
Храм Вознесения Господня. 1532 г. Коломенское.
Эта шатровая церковь была построена Великим Князем Василием III в честь рождения первого Русского Царя-Богопомазанника Иоанна Васильевича IV
Далее владыка Тихон сообщает: «Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил её в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где ещё икон?
Мы можем себе представить, как это было.
Проживала Евдокия Андрианова в своём доме в слободе Перерва, вблизи железнодорожной станции и Николо-Перервинского монастыря. Расстояние между Перервой и Коломенским – не рукой махнуть, идти много километров – и через Москву-реку, по снегу и льду; (можно посмотреть по современной карте Москвы – расстояние примерно между станциями метро «Печатники» и «Коломенское»), она шла в чужой приход.
Если и знаком был священник, нужно было улучить момент, рассказать, объяснить так, чтобы прочувствовал и не отмахнулся. Исполнила.
Настоятель Казанского храма в Коломенском протоиерей Владимир Гонтарь у почитаемой святыни.
Русский народ воспринял обретение «Державной» как милость и утешение, дарованные Царицей Небесной, принявшей на Себя символы царской власти – скипетр и державу, тем подарив надежду на Воскресение России.
Было собрано 1500 рублей, икону отреставрировали в иконописной мастерской Алексеевского девичьего монастыря и поместили в вызолоченный иконостас. Владыка Тихон сообщал: «Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею». При этом владыка констатировал: «О чудесах же от иконы не было заявлено». Народ шёл к иконе с покаянием, в котором лишь и может быть спасение Руси…
Весть о явлении чудотворной иконы в день отречения Государя от Престола быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское.
Державная икона Божией Матери на южной стороне алтаря Казанского храма в Коломенском.
Одним из них был московский профессор И. М. Андреев. Вот что он писал о первой своей встрече с иконой: «В трепете и страхе, с мольбой о прощении, упал я ниц и после троекратного земного поклона приложился к иконе. Долго, молча, сосредоточенно, внимательно, с сердцем, захлебывающимся от горьких слез покаяния и сладких слез умиления и благодарности, смотрел я на дивную икону, овеянную духовным благоуханием святости и тонким физическим запахом розового масла».
Спустя какое-то время «Державная» икона явила чудо обновления.
И. М. Андреев был свидетелем и этого.
«Через несколько недель, — вспоминал он, — мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и. «красной», так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью. Зная исключительную силу веры и молитвы государя Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери. мы можем не сомневаться в том, что это он умолил Царицу Небесную взять на себя верховную царскую власть над народом, отвергшим царя-помазанника».
Чтобы дать возможность всем желающим поклониться новому образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только в воскресные и праздничные дни.
Икона побывала в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала основательница и настоятельница обители великая княгиня Елизавета Федоровна.
Державная икона Божией Матери из храма Святителя Николая в Хамовниках (Москва).
Обретение «Державной» произошло через четыре месяца после того, как святитель Тихон был возведен на патриарший престол. Он и написал акафист «Державной» иконе Божией Матери, названный «Акафист акафистов»: «Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Державную, да вси христолюбивии люди усердно молятся пред нею, верно вопиюще Богу: Аллилуиа».
Сохранились воспоминания, что, слушая его, вся церковь падала на колени.
В числе почитателей иконы был и настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев. Каждое воскресенье он, вместе со своим хором и прихожанами, приходил в Коломенское служить акафист. Многие духовные дети отца Владимира продолжали молиться «Державной» и тогда, когда сам он был арестован богоборческой властью и заключен в тюрьму. Но однажды, в 1925 году, священник неожиданно оказался за воротами тюрьмы, что может быть названо только чудом. Тем более что освобождение его произошло 2 (15) марта — в день празднования «Державной» иконы Божией Матери.
После прославления «Державной» Евдокия Адрианова стала собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. Она решила поехать в Серафимо-Дивеевский монастырь, помолиться и попросить благословение на возложение ризы. Но тут она снова удостоилась видения Божией Матери, которая сказала ей, что не надо возлагать ризу, потому что драгоценные ризы скоро будут снимать с икон по всей России.
Икону передали в Воскресенский женский монастырь в Москве, так как по записям в книгах монастыря было установлено,что чудотворная икона принадлежала прежде Воскресенскому монастырю, но в 1812 г. перед нашествием Наполеона была, в числе других икон, передана на хранение в Вознесенскую церковь, и о ней в монастыре забыли на целых 105 лет до того времени, когда ей суждено было явиться.
Вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери изымались из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны.
Икона из иконостаса храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье) в Санкт-Петербурге.
В конце 1980-х годов, когда стало известно о местонахождении иконы Богородицы «Державная», стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.
27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с.Коломенское
С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».
СПИСКИ С ИКОНЫ
После обретения «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было написано большое количество списков, быстро распространившихся по русским храмам. Во время жестоких гонений, которые обрушились на почитателей этой иконы, все образы Божией Матери «Державной» были изъяты из храмов.
Некоторые образы, правда, удалось спасти и увезти за границу, например, «Державную» икону, привезенную г-жей Ратьковой-Рожновой в Париж (темная, с суровым выражением лика), а также образы, присланные из Москвы (Петровский монастырь) и из Одессы. Эти два изображения, по воспоминаниям, были светлые и не суровые, что объяснялось тем, что они были написаны после чудесного обновления первообраза, которое произошло через некоторое время после его обретения.
Мироточивая икона Божией Матери «Державная» в настоящее время находится храме Николо-Перервенской обители в Москве, куда ее принесли весной 1991 года.
Эта икона, как и ее чудотворный первообраз, была явлена во сне Богородицей одной благочестивой женщине, которая, придя в обитель, сразу безошибочно узнала ее и сообщила волю Самой Царицы Небесной, чтобы образ этот был именно на сем месте.
Один из первых сохранившихся списков пребывает в храме мученика Иоанна Воина в Москве. Другой чудотворный список находится в Московской области в Николо-Перервинском монастыре. В этот монастырь принесла образ монахиня Агния, и с тех пор он стал монастырской святыней.
Одна из Державных икон Псково-Печерского монастыря.
Изобразительные характеристики в этих сюжетах таковы. Божия
Матерь в широкой царской порфире (с голубой подкладкой), прикрывающей Ее главу
и окутывающей всю фигуру, держит в правой руке скипетр – символ власти,
завершаемый небольшим равноконечным крестом.
Перстами правой руки Она придерживает большой блестящий шар – символ Земли и державы. На шаре нет опоясывающих его обручей и креста на его вершине ( может быть, это символ
обезглавленной Российской державы? Без сомнения это так, ибо крест на вершине Державы указывает на пребывании Царя-Богопомазанника на Престоле Давида.)
Скипетр в русской иконографии начали изображать в последней
четверти XVI века, после того как был венчан на Царство Российское Царь Феодор Иоаннович, последний Рюрикович на Российском Престоле. Держава-шар, завершенная крестом, в
русской иконографии впервые появляется только в руке Господа Саваофа, позднее –
Христа. Изображение Богоматери с Державой мне не приходилось встречать ранее. …
Христос на этой иконе – не Младенец, а в возрасте Отрока.
Он изображен сидящим не на коленях Богоматери, а между Ее коленями, на троне. Поза
Христа свободна, Он как бы парит на лоне Богоматери – это подчеркнуто движением
левой руки Отрока и линиями складок Его гиматия, расположенных по одной
диагональной линии. Христос одет в светло-зеленый хитон, перехваченный поясом.
Гиматий золотистого цвета окутывает Его ноги с босыми ступнями.
Правой приподнятой рукой Отрок благословляет – перстосложение именословное. Кисть этой
руки расположена на фоне плеча. Левая рука свободно откинута, тыльной стороной
ладони касается Державы – в том месте, где над Державой должен быть крест.
Голову Христа окружает золотой венец – нимб.
Однако на гладкой, вызолоченной плоскости не начертан крест, нет и обычных букв – ΩON, воспроизводящих речение «(Аз есмь) Сущий». Эта особенность в изображении нимба, известная еще по фреске VI века в церкви Санта Мария Антиква, пока не объяснена, хотя на Державной иконе Божией Матери нашла свое воплощение».
Державная икон Божией Матери на западном фасаде Михайловского собора Псково-Печерского монастыря.
«Державная» икона имеет и свои особенности, уже напрямую связанные с тем тяжелым временем, когда совершилось ее чудесное обретение. Например, держава в левой руке Богоматери на явленной иконе не имеет креста, что ясно указывало в свое время на грядущее разрушение православных храмов и осквернение святынь. Можно отметить и такую особенность, как благословление Божественным Младенцем левой стороны, что наводит на мысль о милосердии Божием к падшим и заблудшим овцам, стоящим ошуюю.
Составление патриархом Тихоном «Акафиста акафистов» также представляется неслучайным с иконографической точки зрения. В XIV в. алтарный образ Богородицы на престоле был дополнен изображениями поклоняющихся пророков, а в XVI в. за этой иконографией прочно утвердилось название «Похвала Богоматери». Как известно, в церковной традиции этот праздник называется Субботой Акафиста и является днем, когда Церковь сугубо прославляет Божию Матерь пением первого, т.н. «Великого» Акафиста Пресвятой Богородице, составленного прп. Романом Сладкопевцем.
(Виктор Филатов. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери. (Царица Небесная Державная. С.435-436).)
***
Державная икон Божией Матери на западном фасаде Михайловского собора Псково-Печерского монастыря
Икона Державной Божией Матери
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам Царству Русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница,
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
Икона в храме поселка Медведево Йошкар-Олинской епархии.
Не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося Русского Народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора
Николая Александровича – 2 марта 1917 года – Иконы Божией Матери Державной
в селе Коломенском.
Икона с внешней стороны алтарной апсиды деревянной церкви во имя Державной иконы Божией Матери в Чертаново (Москва).
Державная икона Божией Матери Московского подворья Соловецкого монастыря
Державная икона Божией Матери, хранящаяся у раба Божия Андрея в Александровском (СПб, Царское Село).
Державная икона Божией Матери храма Вознесения Христова за Серпуховскими воротами
Икона Божией Матери «Державная» (Киевская), написанная в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры
Икона Божией Матери «Державная» в алтаре Преображенского собора Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
Икона Божией Матери «Державная» Свято-Троицкой церкви Гатчинского дворца.
Икона Божией Матери «Державная» собора Державной иконы Божией Матери в Гдове.
Икона Божией Матери «Державная» Свято-Введенской Оптиной пустыни
Икона Божией Матери «Державная» женского монастыря в Шамордино
Икона Божией Матери «Державная», участвовавшая в крестном ходу в Нижнем Тагиле.