икона божьей матери с иисусом на левой руке

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Источник

История и значение иконы Божией Матери Одигитрия, в чем помогает образ

«Одигитрия» – наиболее известный и часто встречающийся вариант иконописи Пресвятой Богоматери. На иконе Богородица изображается с Младенцем Иисусом Христом, сидящим на ее левой руке. Одной рукой Иисус изображает благословляющий жест, обращенный к молящемуся, а в другой руке держит свиток либо книгу. Икону Божьей Матери «Одигитрия» по праву считают одной из главных христианских святынь, дарующей помощь всем обращающимся к ней православным.

История происхождения

Смоленская икона Богоматери появилась на Руси в одиннадцатом веке. Ее перенесли из Византии в Смоленск после гибели князя Всеволода. Ранее с помощью этой иконы князь был благословлен на брак с дочерью Византийского правителя.

Как гласит легенда, во времена монголо-татарского ига Смоленск был спасен от разграбления благодаря защите Богородицы. В начале пятнадцатого века, во времена захвата города Литовским княжеством, «Одигитрия» была перенесена из Смоленска в Москву. В середине пятнадцатого века образ был возвращен по просьбе епископа Михаила. В Москве же оставили точную копию изображения, написанную от руки. В шестнадцатом веке, после того как Смоленск был отобран у Литвы, в Москве построили Новодевичий монастырь, в котором поставили копию.

В начале семнадцатого века с иконы была списана еще одна копия, которую поместили в одну из башен Смоленской стены. Позднее на этом месте построили храм. Во время нападения Наполеона, в начале девятнадцатого века икону снова перенесли в Москву. Когда французы атаковали Москву, икона была перемещена в Ярославль, а после войны ее вновь перенесли в Смоленск, на первоначальное место.

Значение в православии

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Седмиезерная» считается одной из важнейших православных святынь. Ее история перемещений по Земле Русской напрямую переплетается с важнейшими событиями в истории государства. Поэтому эту икону также называют «Путеводительнецей». Считается, что «Одигитрия» является заступницей, именно она защищала наш народ от захватнических вторжений.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

О чем просят и в чем помогает образ

Так как «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу для получения защиты. Будь это защита государства от вторжений и военных действий либо защита близких от болезней и защита семейного счастья.

Защита от военных действий

Считается, что именно благодаря чудодейственной помощи Богоматери Смоленской русская земля была спасена от захватчиков во времена крупнейших воин в ее истории.

До переноса иконы в России она точно так же защищала византийское государство.

Защита армейцев и военных моряков

Служащие в армейских войсках и на флоте, а также их близкие, молятся «Одигитрии» для защиты и покровительства в случае военных действий.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Оберегает от болезней и эпидемий

Помимо защиты от военной угрозы, святой образ помогает от различных заболеваний и эпидемий.

Хранит семейное счастье

Люди, находящиеся в брачных отношениях, просят у «Одигитрии» покровительства и защиты семейного союза и счастья внутри семьи, а также защиты от любых воздействий извне, способных разрушить священный союз.

Покровительство семейным людям

«Одигитрия» считается заступницей людей семейных. Она помогает в любых просьбах и защите семейного благополучия.

Дни почитания

У смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» есть три дня празднования. Каждый из этих дней, так или иначе, связан с крупными событиями в истории российского государства, которые переплетаются с перемещениями самой иконы по российской земле.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

10 августа

Десятого августа ежегодно отмечается день почитания «Одигитрии». Связан этот день с перемещением иконы из Благовещенского собора в только что построенный Новодевичий монастырь в Москве в связи с освобождением Смоленска из-под власти Литовского государства в начале шестнадцатого века. Сам монастырь был построен в честь Богородицы, во славу избавления города от захватчиков.

18 ноября

Памятная дата, соответствующая восемнадцатому ноября, была установлена в начале девятнадцатого века, сразу после освобождения русской земли от французских захватчиков. Считается, что именно благодаря молитвам русского народа «Одигитрии» Российская империя была освобождена от нашествия Наполеона.

7 декабря

Еще один день почитания – седьмое ноября или двадцать четвертое ноября по старому стилю. Эта дата приурочена к празднованию освобождения Смоленской земли от татаро-монгольского нашествия. Благодаря чудодейственной иконе Богородицы Смоленск был защищен от захватчиков.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Тексты

Ниже приведены отрывки церковных песнопений, посвященных «Одигитрии», а также тексты молитв, с которыми принято обращаться к смоленской иконе Пресвятой Богородицы.

Тропарь

«К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Слава, и ныне, Богородичен

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких вед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых».

Кондак

«Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.»

«Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся».

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Молитва

Молиться смоленской иконе Пресвятой Богородицы принято с просьбой о защите и покровительстве, как в семейных делах, так и в делах государственных, а также в любой профессиональной деятельности.

Первая

«К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная!

Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь».

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Вторая

«К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, о, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище гре́шным? Приклони́, о, Пречи́стая Влады́чице, ушеса́ Твоя́ к моле́нию моему́, Ма́ти Бо́га моего́, не при́зри мя́, тре́бующа Твоея́ по́мощи, услы́ши стена́ние мое́ и во́пль се́рдца моего́ внуши́, о, Госпоже́ Богоро́дице Цари́це. И пода́ждь ми́ ра́дость душе́вную, подкрепи́ мя́ нетерпели́ваго, уны́лаго и неради́ваго к Твоему́ хвале́нию. Вразуми́ и научи́ мя́, ка́ко Тебе́ моли́тися подоба́ет, и не отступи́ от мене́, Ма́ти Бо́га моего́, за ропта́ние и нетерпе́ние мое́, но бу́ди ми́ покро́в и заступле́ние в жи́зни мое́й и приведи́ мя́ к ти́хому приста́нищу блаже́ннаго о́наго поко́я, и сопричти́ мя́ к ли́ку избра́ннаго Твоего́ ста́да и та́мо удосто́й мя́ воспева́ти и сла́вити Тя́ во ве́ки. Ами́нь».

Где можно найти оригинал и списки

Первоначальный образ иконы находился в Успенском соборе в Смоленске, однако после Великой Отечественной войны он был утерян и не найден до сих пор. Сейчас ее место занимает один из списков, находившийся ранее над воротами Смоленского кремля. Другие списки находятся в Благовещенском соборе и в Новодевичьем монастыре.

Источник

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой рукеfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Особенности икон Богородицы

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.

Отличительной особенностью иконы «Утоли моя печали» является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.

«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.

Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены :

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

икона «Достойно есть»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

Самые известные образы, это:

Источник

Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Иконы

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г. ГТГ, Москва

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Дионисий (?). Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Конец XV в. ГТГ, Москва

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Ярославль. 1564 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей.

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Смоленская икона. Палех. XVII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Богоматерь Одигитрия Смоленская. 2-я половина XIX в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва

икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть фото икона божьей матери с иисусом на левой руке. Смотреть картинку икона божьей матери с иисусом на левой руке. Картинка про икона божьей матери с иисусом на левой руке. Фото икона божьей матери с иисусом на левой руке

Смоленская икона над могилой М.И. Кутузова в Казанском соборе, Спб.

1 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6.

Вы прочитали статью Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия. Мы предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *