икона божией матери древо иессеево
Успенский женский монастырь
город Александров
Икона «Древо Иессеево»
Монастырская икона «Древо Иессеево» XVIII в.
Древо Иессеево — символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессея: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Исаия,11:1).
В иконописном подлиннике XVII века «Ерминии», составленном Дионисием Фурноаграфиотом, дается такое описание композиции иконы:
«Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: — первый — Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола — рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа». Там же предлагается изображать «Древо Иессеево» в южном крыле паперти.
Икона нашей обители, действительно, находится на южной паперти Троицкого собора.
Изображенные на иконе «Древо Иессеево»:
Внизу в центре — Иессей.
Нижний ряд (слева направо): Царь Иосафат, Царь Асса, Праотец Авраам, Царь Давид, Царь Соломон, Царь Иосия, Царь Иофам.
2 ряд снизу : Праотец Исаак, Протец Иаков, Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом Христом, Царь Манассия, Царь Езекия.
3 ряд снизу : Царь Ахим, Св. Иосиф Обручник, Праотец Иаков, Царь Елиаким.
Вверху слева : Святые Иоаким и Анна. Справа : Прав. Елисавета и Захария.
Текст на свитке Иессея
Что древле обещал в Едеме Бог Адаму,
Что после подтвердил изустно Аврааму,
В кончине лета то свершить благоволил,
И милости Свои над нами удивил.
От Иессеева се корня ветвь явилась,
Вселенна вся плодом Ея вдруг оживилась.
Се Дева в рождестве и прежде рождества,
В Себе невместный огнь вмещает Божества.
И по рождении в век Дева пребывает,
Печати девства огнь, прошед, не повреждает.
Какое таинство являют небеса,
Коль сладкая щедрот посеялась роса.
Род смертный яко прах под облаком вращался,
Как червь, так человек повсюду пресмыкался.
Геенским пламенем он был объят вокруг.
Но се от Бога Бог, от Девы Сын Рожденный,
Как солнце, разогнал весь оный мрак сгущенный.
Ликуй Вселенная, и пламенем любви
Благодарение Спасителю яви.
Ищи спасенья в Нем, и купно с правой верой
В дар добродетелей плод приноси созрелой.
На Нем Едином все надежды утверждай,
И Матерь Божию на помощь призывай.
При помощи Ея препоны разрушатся,
Вселезлобные враги падут и сокрушатся.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия
ДРЕВО ИЕССЕЕВО
Древо Иессеево |
Дре́во Иессе́ево (Ко́рень Иессе́ев, Лоза́ Иессе́ева), иконографическая композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX веке и получила широкое распространение в христианском искусстве.
На бронзовых вратах собора Сан-Дзено Маджоре в Вероне (1000) изображен спящий на ложе Иессей, над которым поднимается лоза, симметрично разделяющаяся на две ветви. В четырех завитках лозы представлены по пояс четыре праотца, в центре над ветвями восседает благословляющий Христос. Поза лежащего Иессея повторяет позу спящего Адама. В Лекционарии из Зигбурга [3] Иессей изображен мертвым, лежащим во гробе, сквозь который из земли произрастает дерево, несущее на семи ветвях, выходящих из цветка, голубей (семь даров Св. Духа), что указывает на соотнесение древа Иессеева с райским древом и древом Животворящего Креста Господня. Эту тему в зап. богословии развивал Бернард Клервоский. В соответствии с пророчеством Исаии о Деве Марии, о Которой он говорит как об «отрасли от корня Иессеева» (Ис 11, 1), в композицию «Древа Иессеева» было включено изображение Богоматери. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама.
В восточнохристианском искусстве изображения «Древа Иессеева» известны с XII века. В византийском искусстве существует два варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе церкви апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского (до 1343)). В другом варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из Ветхого и Нового Заветов, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях Нового Завета.
Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 года в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция «Древа Иессеева» состояла из изображений пророков, среди которых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении «Древа Иессеева» в портике монастыря Богородицы Перивлепты в Константинополе (XI в.).
Лоза Неманичей. Фреска Дечанского монастыря, 1335-1350 гг. |
В XIII-XIV веках «Древо Иессеево» становится широко распространенной темой в росписях византийских храмов. Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня монастыря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте «Древо Иессеево» отражает связь Ветхого и Нового Заветов, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В начале XIV века в искусстве Сербии по образцу «Древа Иессева» была создана композиция «Лоза Неманичей», представляющая родословие сербских государей (церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).
В русском искусстве «Древо Иессеево» впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохр.). Ныне существующая роспись на эту тему середины XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах северной и западной галерей, в котором помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 апостолов и апостолы из числа 70. Таким образом, «Древо Иессеево» дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор апостолов» или «Союзом любви связуемые апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены рус. князья.
В XVII-XVIII веках композиция получила распространение в румынской миниатюре, в лицевых свитках, именуемых «Родословие Богородицы». По сведениям А. А. Турилова, один такой свиток 2-й четв. (30-х гг.?) XVIII века хранится в библиотеке Пантелеимонова монастыря на Афоне (текст на рум. языке кириллицей).
В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (XIII век) «Древо Иессеево» рекомендуется изображать так:
Литература
Использованные материалы
[1] Mâle E. L’art du XII siècle en France. P., 1924
Икона божией матери древо иессеево
Икону «Древо Богородицы» еще называют «Горний Иерусалим», поскольку у самого основания дерева изображен в легкой белой дымке город, над которым имеется надпись – «Горний Иерусалим». Выше кроны дерева находится икона Троица (http://pravicon.com/icon-436). В центре изображена икона Рождество Христово (http://pravicon.com/icon-417). На ветвях, сверху-вних, по строкам слева-направо, расположены следующие иконы Богоматери:
Источник: PRAVICON.COM [2013]
Икона Матери Божией «Древо Пресвятой Богородицы» изображает 16 основных чудотворных икон (образов) Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом Христом, расположенных на ветвистом дереве. В центре дерева изображена Вифлеемская пещера и Богоматерь с Младенцем Иисусом, возлежащим в яслях. Это Рождество Господа дало основание изображать Приснодеву Марию как Матерь Божию. Вот почему икона Рождества помещена на стволе символического дерева и выделена большим размером в сравнении с другими иконами. Под иконой Рождества на стволе изображена икона «Сладкое лобзание», символизирующая дивную любовь и непрерывную связь между Матерью Божией и Сыном Божиим Иисусом Христом. Слева и справа по ветвям дерева расположены по 7-мь известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы с Богомладенцем.
Смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного древа, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Вифлееме. Молиться перед этой иконой можно Пресвятой Деве и Богомладенцу. Поскольку эта икона составная, т.е. состоит из изображения 16 икон Богородицы, то молиться ей, как одному образу не годится. Можно молиться каждой изображенной иконе, или просто Самой Богородице.
Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)
Вторая половина XVII в.
¦ 17. Древо Иессеево (Родословие Иисуса Христа)
Вторая половина XVII века
Дерево, темпера. 97 × 56
Находилась в собрании П. И. Щукина
ГТГ, инв. 12929
Золото и красочный слой местами потерты, некоторые надписи утрачены, другие — частично поновлены. Во время реставрации XIX века по всем четырем краям иконы была надставлена рама.
В основе сюжета «Древо Иессеево» лежит текст пророчества Исаии о грядущем Боговоплощении: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его; и почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( ), а также ряд близких по смыслу ветхозаветных пророчеств. Помимо предков Иисуса Христа, изображенных в соответствии с родословием из Евангелия от Матфея ( ), здесь представлены пророки и некоторые ветхозаветные и новозаветные сюжеты, объединенные общей темой пришествия Христа в мир и его спасительного служения.
1 Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. СПб., 1877. С. 98.
2 Для идентификации святых мы использовали древнерусское сочинение «Пророчества еллинских мудрецов». С. 358–368.
9а. Неизвестный пророк;
12а. Праотец Матфан;
13а. Пророк Иеремия;
15а. Пророк Захария;
17а. Праотец Елеазар;
23а. Неизвестный пророк (Исаия?);
33а. Праотец Елиаким;
34а. Пророк Софония;
36а. Пророк Аввакум (?);
37а. Праотец Мельхиседек (?);
40а. Праотец Зорававель;
45а. Праотец Салафииль;
47а. Праотец Ехония;
3 Mâle E. L’art du XIIe siècle in France. Paris, 1924. Р. 169–175.
4 Обзор научных концепций по вопросу о происхождении иконографии «Древа Иессеева» — см.: Milanović V. The Tree of Jesse in the Byzantine mural painting of the thirteenth and fourteenth centuries // Зограф, № 20. Београд, 1989. С. 48–60.
5 Taylor M. D. Historiated Tree of Jesse // DOP. 1980–1981, № 34. № 34. Р. 143–148.
6 Diel Ch. Manuel d’art byzantin. Paris, 1926. V. 2. Р. 564. См. также: Milanović V. The Tree of Jesse in the Byzantine mural painting of the thirteenth and fourteenth centuries // Зограф, № 20. Београд, 1989. Р. 51–52; Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 424.
7 Milanović V. The Tree of Jesse in the Byzantine mural painting of the thirteenth and fourteenth centuries // Зограф, № 20. Београд, 1989. Р. 57–58; Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 424.
8 Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 419–429.
9 Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX в. Л., 1980. № 62–64. С. 138–140.
Согласно традиционным толкованиям, пророчество Исаии, положенное в основу иконографии «Древа Иессеева», не только указывает на грядущее явление Мессии, но и разъясняет смысл Его спасительного служения — как благого действия Премудрости в мире. Таким образом, уже в ветхозаветном тексте была заложена возможность символической интерпретации исторической генеалогии Христа, а следовательно, создания особого иконографического типа, который бы не только иллюстрировал библейский текст, но и соответствующим образом его истолковывал.
Вслед за богослужебными песнопениями, связанными с праздником Рождества Христова, развернутая композиция «Древа Иессеева» не только излагает историю Боговоплощения, но и трактует ее как часть предвечного замысла о твари. Идея предопределенности Боговоплощения и спасительного служения Сына Божия раскрывается здесь через изображения пророков и ветхозаветных пророческих сцен. При этом само древо Иессеево воспринимается также как прообраз крестного древа, т.е. напоминает о грядущей жертве Христа (на подобное толкование указывает наличие на иконе персонажей из апокрифических сказаний о крестном древе — Сивиллы Южной и Елисея Древосечца). Что же касается новозаветных сюжетов и прежде всего праздничных композиций, раскрывающих основные моменты земного служения Христа, то они, в свою очередь, указывают на свершение того, что было предопределено Божественной Премудростью.
Икона Божией Матери Древо Иессеево
На иконе изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы. Согласно ветхозаветным пророчествам, Христос должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева (Ис.11:1-5). Икона «Древо Иессеево» представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа. Греческое название иконы – «Мировлитиса». В настоящее время находится в греческом монастыре Святителя Николая на острове Андрес. В греческой Церкви праздник иконе Божией Матери «Мировлитиса» установлен 15 июля (2 июля по старому стилю).
Почитание святыни в Александровском Успенском женском монастыре
В иконописном подлиннике XVII века «Ерминии», составленном Дионисием Фурноаграфиотом, дается такое описание композиции иконы:
«Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: — первый — Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола — рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа». Там же предлагается изображать «Древо Иессеево» в южном крыле паперти.
Икона обители, действительно, находится на южной паперти Троицкого собора.
Изображенные на иконе «Древо Иессеево»:
Внизу в центре — Иессей.
Нижний ряд (слева направо): Царь Иосафат, Царь Асса, Праотец Авраам, Царь Давид, Царь Соломон, Царь Иосия, Царь Иофам.
2 ряд снизу: Праотец Исаак, Протец Иаков, Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом Христом, Царь Манассия, Царь Езекия.
3 ряд снизу: Царь Ахим, Св. Иосиф Обручник, Праотец Иаков, Царь Елиаким.
Вверху слева: Святые Иоаким и Анна. Справа: Прав. Елисавета и Захария.
Текст на свитке Иессея
Что древле обещал в Едеме Бог Адаму,
Что после подтвердил изустно Аврааму,
В кончине лета то свершить благоволил,
И милости Свои над нами удивил.
От Иессеева се корня ветвь явилась,
Вселенна вся плодом Ея вдруг оживилась.
Се Дева в рождестве и прежде рождества,
В Себе невместный огнь вмещает Божества.
И по рождении в век Дева пребывает,
Печати девства огнь, прошед, не повреждает.
Какое таинство являют небеса,
Коль сладкая щедрот посеялась роса.
Род смертный яко прах под облаком вращался,
Как червь, так человек повсюду пресмыкался.
Геенским пламенем он был объят вокруг.
Но се от Бога Бог, от Девы Сын Рожденный,
Как солнце, разогнал весь оный мрак сгущенный.