икона божией матери костомаровская история
Костомаровская икона Божией Матери
Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокаревым.
До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.
На заметку
Запись опубликована · 18 февраля, 2012
Костомарово: чудеса Нового Иерусалима
В трех часах езды от Воронежа есть село Костомарово, окруженное холмами и меловыми горами. Неподалеку от него расположен Свято-Спасский женский монастырь. По преданию, здесь две тысячи лет назад побывал с проповедью апостол Андрей Первозванный. Сегодня эти места называют «Новым Иерусалимом». Говорят, местный ландшафт и впрямь схож со Святой Землей…
Рассказывают, что когда Андрей Первозванный глянул вниз с горы, ему явился вид, удивительно напоминавший пейзаж, открывавшийся с Иерусалимской Голгофы. Тогда апостол повелел поставить на вершине одной из меловых гор каменный крест и основать пещерный монастырь.
Строился храм в три этапа: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. Непосредственно к территории монастыря относились восемь меловых пещер. Самая большая из них — Спасский храм, вмещающий до двух тысяч человек. У входа в него стоят 12 величественных меловых столбов, созданных самой природой. Они напоминают башни древних монастырей.
До революции пещерный собор, представлял собой хорошо укрепленную крепость с колодцем и запасным выходом. В нем находилась также пещера Покаяния, представляющая собой длинный каменный коридор. В нишах его стояли иконы и горели свечи. В стенах были высечены кельи для старцев-затворников, общавшихся с внешним миром через узкое маленькое окошечко. Одна из келий предназначалась для затворника-столповика, который весь период затвора проводил стоя, даже во сне прикрепляя себя к стене кельи при помощи цепей или веревок…
Особенность пещеры заключалась в том, что с каждым шагом от входа потолок ее постепенно становился все ниже и ниже… Если паломник приходил на исповедь к старцу, он вынужден был сгибаться в глубоком поклоне…
В начале ХХ столетия было также завершено строительство храма, освященного в честь преподобного Серафима Саровского.
После революции обитель ожидала сложная судьба. Поначалу ее закрыли, последнего из отшельников, оставшегося жить в пещере Покаяния, отца Петра, расстреляли в 1937 году. Однако паломники все равно продолжали посещать эти места и даже создавали тайные христианские общины. А в 1943 году, в соответствии с декретом Сталина о восстановлении православных церквей, обитель снова стала действующей. В 1946 году были возобновлены богослужения в Спасском храме.
Во второй раз монастырь, ставший к тому времени женским, закрылся в хрущевскую эпоху под предлогом непригодности помещений к дальнейшей эксплуатации. Внешние постройки сожгли, а пещеры взорвали и залили водой.
После перестройки было инициировано восстановление Свято-Спасской обители. Началась расчистка пещер, было проведено электричество, заложен фундамент под наземную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». В 1993 году прошла первая служба в недостроенном храме Серафима Саровского. А в 1997 году в пещерной обители поселились три насельницы-монахини. Общими усилиями верующих и монахинь был отреставрирован пещерный комплекс, возведен сестринский корпус, состоящий из нескольких келий, трапезной и домовой церкви, проведена асфальтовая дорога к монастырю…
Со Свято-Спасской обителью связано много чудес. Однажды в стародавние времена монах, молившийся в пещере, увидел, как своды ее раздвинулись и оттуда хлынул свет, а затем появилась Матерь Божия. Когда видение исчезло, осталась глубокая трещина, идущая через пещерную стену и потолок. И поныне от нее веет прохладным ветерком… По словам бывавших здесь геологов, такая трещина не могла возникнуть естественным путем — даже при землетрясении.
В Серафимовском храме и пещерках-затворах порой слышится чье-то пение. В Спасском храме ниша, где когда-то лежала плащаница Божией Матери, источает чудный аромат…
Как-то строители видели внутри Серафимовского храма молившегося пред Царскими вратами седобородого старца. «Дедушка» в храме не раз являлся и детям. По всем описаниям, это сам Серафим Саровский…
В главном пещерном храме висит написанная на металле икона Валаамской Божией Матери, по преданию, подаренная монастырю императором Александром I и затем простреленная богоборцами. От нее произошло несколько чудесных исцелений. А с января 2002 года икона начала кровоточить…
Ночью из-за горы, на склонах которой расположены пещерные храмы, иногда появляются уходящие в небо световые столбы. Не раз их видели идущими впереди во время крестного хода.
24 мая 2002 года, в день святых Кирилла и Мефодия, в Костомаровскую обитель приехал митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, чтобы освятить престол нового храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Во время службы в небе над куполом церкви появился огромный светящийся ореол. Этот феномен наблюдало множество людей.
А какие чудеса таятся в подземных храмах внутри горы? Это мы узнаем, лишь когда придет время. Монахини говорят: «Бог Сам решит, когда открыть их людям».
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Оканчивает данную серию колокольный звон монашенки около храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
2 серия. Подготовка к паломнической или туристической поездке в монастырь. Чтение путеводителей и информации о монастыре.
3 серия. Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»,
На видео мы посмотрим на храм извне, на птиц, которые облюбовали окна и места под крышей храма, используя их для своих гнезд. Побываем внутри храма, послушаем фрагменты богослужения с участием сестер в храм. зайдем в иконную лавку монастыря.
Приезжающим в монастырь паломника и туристам иногда хочется побыстрее пройти к пещерным храмам, к знаменитой чудотворной простреляной иконе Пресвятой Богордицы, так что они иногда не задерживаются в наземном храме монастыря, а сразу же поднимаются вверх по горе. Но так ведут себя начинающие паломники и туристы.
Пещерный монастырь в селе Костомарово. Отчет для участниц темы «Скоро Пасха2» Много букв и фото 🙂
Здравствуйте, все уважаемые СтранаМамочки!
Вот и собралась я с духом рассказать о своей поездке к святым местам, которая произошла в июле этого года.
В предисловии расскажу, почему так озаглавила свой пост.
В апреле 2013 года МамаАленушка создала тему «Скоро Пасха» и пригласила всех планюшечек к коллективной молитве за всех (собрали имена). А через год Л е н о ч к а решила повторить этот опыт и создала тему «Скоро Пасха 2» (https://www.stranamam.ru/post/7555034/), где все желающие снова написали свои имена. С некоторыми девочками мы поболтали, поделились своими переживаниями, своими поездками по святым местам и т. д., своей Верой.
И вот когда мы собрались с мужем и мамой в Воронежскую область посетить женский монастырь, я вспомнила про всех девушек и взяла с собой списочек с именами пар, который писала к Пасхе (чтобы молиться за всех).
Теперь напишу про монастырь. Это выдержки из статей, по которым я узнала об этих местах
Спасский Женский Епархиальный Монастырь в селе Костомарово – это уникальный комплекс пещерных храмов VIII-X вв. на бескрайних просторах Воронежской области. (http://vseprootpusk.ru/kostomarovo-spasskij-zhenskij-eparxialnyj-monastyr)
Монастырь просуществовал семь веков. В революцию 1917 года он был закрыт, но часть насельников остались жить в пещерах. Последнего их обитателя, старца Петра (Еремеенко), перед Великой Отечественной войной отправили в тюрьму, где он скончался. Ныне прославлен в лике святых как священномученик. Во время войны пещеры использовались в качестве бомбоубежищ.
Прямо из храма есть в ход в церковь в честь св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К сожалению, она была на реставрации, и мы не побывали там, хотя мама моя, Вера, да и я тоже, очень хотели этого.
Также в меловой скале есть отдельный вход в Храм в честь преп. Серафима Саровского. Особо почитаемый святой в монастыре. Иконы в этом храме высечены прямо в стене из мела умельцами-мастерами. В свете свечи, они будто оживают.
Ежедневные Богослужения проводятся в церкви иконы Божьей Матери «Взыскание Погибших». Она построена совсем недавно.
По горе разбросаны входы в малые пещеры, где ранее жили монахи. После возрождения монастыря они были реставрированы и укреплены.
Одной из самых длинных пещер в меловой горе в Костомарово – является «Пещера покаяния». По преданию, в ней священник принимал исповедь. В наши дни, «Пещера покаяния» пользуется большой популярностью среди гостей Костомаровской земли, хотя священника здесь уже нет. Это место намолено веками! И сегодня в нем читают молитвы сестры Спасского женского монастыря. Сюда выстраивается многочасовая очередь, чтобы пройти путь длинной в 20-30 метров в узком, темном (освещается свечками прихожан), холодном помещении, покаяться во всех грехах своих, побыть наедине со своими мыслями, поблагодарить Бога за все, попросить Его помощи снова и снова.
В двух километрах, на берегу Дона, находится святой источник, посвященный Тихвинской иконе Божьей Матери.
1)
Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В. В. Шокаревым.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря. (http://www.vidania.ru/icony/icon_kostomarovskaya.html) А вернее, в Спасском соборе (пещерном) находится копия этой иконы. Сама же икона перенесена в церковь иконы Божьей Матери «Взыскание Погибших» (нижний храм).
И напоследок, я всем рекомендую съездить в эти чудесные места! В Придонье вообще много замечательных, в том числе святых мест. В Костомарово я ощутила такой покой и умиротворения, такое единение с природой и Богом-Творцом. Хочется вернуться туда снова. А в храме, в этих пещерных сводах, где пахнет свечами, ладаном, стариной, немного сыростью. ощущения просто непередаваемы!
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ « БЛАГОДАТНОЕ НЕБО », ИМЕНУЕМАЯ КОСТОМАРОВСКАЯ
До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении рассмотрении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.
Икона божией матери костомаровская история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Костомаровская обитель
Душа воспрянет и обрящет,
Когда средь мира лжи и тленья
Соприкоснётся с Настоящим,
Непреходящим, Неподдельным.
Тогда растает и заплачет,
И от нездешнего паренья
Забудет все свои удачи,
Оплачет все свои паденья.
И тихо слёзы проливая
О сердце страстном и мятежном,
Она поймёт, что воскрешает
Господь в ней Веру и Надежду.
Вместо запланированного посещения Дивногорья, у меня вышла незапланированная поездка в Костомарово. Впрочем, здесь не менее интересно. В настоящее время настоятельницей Свято-Спасского женского монастыря является матушка Елена (Золотухина), окончившая филфак ВГУ. В свободное время она пишет стихи, один из которых использован в качестве эпиграфа к данной статье.
Дорога от Воронежа до Костомарово заняла примерно три часа. Мы пересекли великий Дон по мосту, что в нескольких километрах от Новогремячьего, и двинулись по трассе.
За окном проносились аллеи цветущих деревьев и бескрайние воронежские дали. Казалось, будто сама природа благословляет в путь. Яркое солнышко светило на безоблачном синем небе и освещало мелькающие за окном холмы и равнины, леса и поля.
В таких поездках понимаешь необъятность нашей страны. Надписи на дорожных указателях менялись по мере продвижения: Рудкино, поворот на Костёнки, Яблочное, Оськино, Новоуспенка, Болдыревка (река Девица), Солдатское, Ездочное (река Потудань), поворот на Терновое.
Постепенно приближаемся к Острогожску, вот уже показался знак, напоминающий про основание города-крепости Острогожск в 1652 году для обороны Сосенской линии от крымских и нагайских набегов.
Пересекаем мост через реку Тихая Сосна и двигаемся через населенные пункты Острогожского, а потом и Каменского района.
Показалась церковь Казанской иконы Божией Матери в Каменке. Это новодел, построенный между 1990 и 1995 годами.
По Каменскому району, проезжая сельские поселения Евдаково и Сончино попадаем в Подгоренский район. Здесь проезжаем Студенок, Юдино, и, наконец, попадаем в само Костомарово. Транспорт оставляем на стоянке, далее дорога пешая.
С первых шагов чувствуется мощная энергетика этого места, которой пропитаны все окрестности (а особенно на вершине горы Голгофы). По левой стороне дороги к монастырскому комплексу находятся различные современные постройки, в том числе трапезная и гостиница для паломников. А по правой стороне полегают меловые склоны, на которых и находятся основные достопримечательности Костомарово.
Пройдя прямо по дороге, упираемся в надпись «Хода нет».
Далее туристам нельзя, там женская обитель, на которую туристам можно взирать только сверху.
Раз прямо нельзя, поворачиваем направо к церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Этот новодел построен в начале 2000 годов.
Здесь же находится церковная лавка, а напротив нее – небольшая звонница.
Поначалу, подойдя к церкви, оказалось, что в ней шел обряд крещения. Детские душераздирающие крики раздавались из-за дверей, образуя настоящий детский хор а-ля а капелла. Позже, зайдя в церковь, я краем уха услышала, что батюшка сегодня окрестил 16 детишек.
А теперь пойдем наверх, к меловым пещерам. Говорят, что монастырь был основан еще в дохристианскую эпоху. Никаких документов, подтверждающих сей факт, не существует. Но по преданию здесь проповедовал сам святой апостол Андрей Первозванный. Как сказала местная монахиня: «Нашему сердцу приятнее думать, что пещерные храмы основали греческие монахи не позднее X века, из-за сходства с византийской архитектурой. На самом же деле никто не знает, когда они появились».
Поднимаясь по лестнице к пещерам, удивляешься величественности храма Спаса Нерукотворного образа. Меловые дивы венчают купола, а между ними – колокольня. Главный алтарь храма освящен в честь Спаса Нерукотворного.
В последний период строительства был создан главный придел, освященный во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Своды храма держатся на 12 меловых колоннах. Внутри царит полумрак, освещаемый лишь горящими свечами перед иконами.
Кстати, иконы здесь написаны на железе, так как из-за сырости дерево быстро приходит в негодность. Величавая икона Валаамской Божией Матери («Благодатное небо»), размером в человеческий рост, – главная святыня храма, по легенде подаренная обители Александром I. Она имеет настоящие пулевые ранения в виде шести пулевых отверстий, которые, опять же по преданию, получила от рук пьяного красноармейца. Иногда эту икону так и называют – «Расстрельная». Икона одно время кровоточила (монахиня говорила, когда именно, если я правильно запомнила с 2004 по 2008 год).
От Спасского храма направляемся по тропинке, расположенной на прямо меловых склонах, вдоль которой находятся другие пещеры.
Недалеко от Спасского храма расположены три пещеры, называемые затворами. Здесь проводили время в молитвах монахи-отшельники.
Первый затвор рассчитан на двух человек. В стене есть маленькое окошко для переговоров. Здесь можно как сидеть, так и стоять.
Во втором затворе тоже можно было сидеть или стоять только одному затворнику. Эта пещера без всяких окошек.
А вот третий затвор – пещера столпника, который молился всегда стоя. На время сна столпники прикрепляли свое тело к стене веревками или цепями, чтобы сохранять вертикальное положение. Келья представляет собой узкий прямой коридор без ответвлений.
Пройдя далее по тропинке, мы попадаем в храм Серафима Саровского, который был заложен еще в 1903 году. Однако построили его уже в наши дни, после основания Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря. Храм был освящен 15.01.2005 г. Внутри есть потрясающие иконы, вырезанные прямо в меловой толще. Фотографировать внутри запрещено. Для фотосъемки нужно заранее, позаботиться о том, чтобы получить особое благословение у духовенства. Однако, не показав эту красоту, рассказ будет не полным. Потому нашла фото в интернете, приписав ссылку на источник.
Последняя пещера на этой тропинке – это пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пещера представляет собой узкий длинный коридор (паломническая тропа), в стенах которого множество керамических икон. Пещера никак не освещается, потому верующие зажигают свечи на входе и с ними проходят весь путь.
Монахиня монастыря рассказала, что в идеале путь нужно пройти в темноте (она сама в первый раз шла именно так). Тогда теряешься в пространстве и времени. Непонятно сколько метров ты прошел, и где ты вообще. В конце коридора – поворот направо. Здесь уже потолок становится все ниже. Поневоле приходится нагибаться, как бы кланяться. К месту покаяния приходишь уже согнутым чуть ли не пополам. Сейчас, правда, там нет священника, принимающего исповедь. В конце коридора стоит аналой с иконой и текстом молитвы.
Желающие покаяться заходят внутрь по одному, таким образом, снаружи образуется небольшая очередь. В это время можно отдохнуть в беседке и насладиться живописными видами Костомарово.
Спустившись с меловой тропы от пещер вниз, мы направились к горе под названием Голгофа. По преданию такое название ей дал сам апостол Андрей Первозванный. Он же (тоже по легенде) назвал Костомарово Новым Иерусалимом. На вершину высокого холма, где стоит деревянный крест, ведет тропинка длиной около километра. Примерно на середине пути построена часовня Распятия Христова (по-другому ее называют часовней Петра).
Здесь, пожалуй, следует остановиться и оглянуться в прошлое.
В соседнем селе Белогорье жил когда-то блаженный Петр (Еремеенко), которого односельчане звали попросту Петрушкой. Петр обладал даром исцеления и умел предсказывать будущее. Однако говорил он всегда присказками, не всегда было возможно сразу понять смысл слов. К примеру, покидая обитель, он предсказал следующего подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка» (после Великой Отечественной войны в обитель пришел отец Андрей).
Блаженный Петр незадолго перед Великой Отечественной войной стал делать на дороге в селе холмики из пыли, напоминающие могилы. В районе понтонной переправы через Дон он сказал, что трава здесь будет красной (6 июля 1942 года фашисты разбомбили Белогорскую переправу, было много погибших).
Отец Петр жил в Белогорских и Костомаровских пещерах. В начале 1930-х годов обитель закрыли. Через несколько лет блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму. Историю жизни блаженного можно прочитать на стене в часовне, возведенной около 2000 года вокруг памятного креста с надписью «Священноинок Блаженный Петр».
Дорога наверх к деревянному кресту длинная, но оно того стоит. Открываются потрясающие виды.
Святой источник с купелью находится за территорией монастырского комплекса, на берегу Дона. Правда, возникают смутные сомнения по поводу святости водицы. Колодец расположен не более чем в пяти метрах от реки Дон. Но водичка чистая, а пейзажи вокруг чудесные.