икона божией матери самонаписавшаяся троеручица

История появления иконы Богородицы «Троеручица»

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла.

Две версии возникновения образа Божией Матери

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери. Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Существует две основные версии появления « Троеручицы ». Первая из них возводит это событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже.

Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна

Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова, яркого полемиста.

С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог.

Не поверить было сложно. П равитель веле л отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному.

Полезные материалы

Игуменья

Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители.

Особенности иконографии

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку. На полях помещены фигуры ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.

Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом.

Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность.

Источник

Чудеса «Троеручицы»

Главная жемчужина старинного собора

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Икона Божией Матери «Троеручица» В день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», 11 июля, мы посетили Успенскую Феклину женскую пустынь, что находится в селе Сенино, в 20 километрах от Оптиной.

Год назад мы уже были здесь и видели, как сестры обители прилагают все усилия, чтобы восстановить старинный Успенский собор, возведенный в XIX веке на месте еще более древней деревянной церкви 1686 года.

Огромный трехпридельный каменный собор с бутовым фундаментом и 60-метровой колокольней строили на яичном растворе ‒ на века, для внуков и правнуков, но в 1928 году он был закрыт, затем обезображен и частично разрушен.

Ныне Господь обильно изливает Свою благодать на молодую женскую обитель, по молитвам ее духовника архимандрита Антония (Гаврилова) и сестер: в этом году праздничная служба проходила уже в практически восстановленном соборе.

Здесь имеется более 200 частиц мощей святых угодников Божиих, а главной жемчужиной храма является старинная икона «Троеручица», которая дивным образом обновилась.

О чудотворной иконе рассказывает игумения Успенской Феклиной пустыни матушка Виталия (Кочетова).

Как мы привезли в монастырь наше сокровище

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Духовник обители архимандрит Антоний с первыми сестрами Десять лет назад, в 2009 году, мы восстанавливали в Успенском соборе придел святителя Николая и ездили с просьбами о пожертвовании. Оптинские отцы подарили нам старинный иконостас, который в начале возрождения Оптиной пустыни стоял в Введенском храме, также в Никольском приделе.

Как-то нам случилось заехать на Болгарское подворье в честь Успения Пресвятой Богородицы в Москве, и настоятель подворья благословил нашей обители церковную утварь: подсвечники, престол, жертвенник. Затем завел в ризницу, и в углу я увидела совершенно темную икону в обшарпанном черном киоте. Настоятель, проследив за моим взглядом, сказал осторожно:

– Это старинная икона. Если хотите – мы ее вам подарим. Это точно икона, а не просто черная доска, только от времени она сильно потемнела. Я чувствую, что она – непростая.

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Так выглядел Успенский храм до своего восстановления

И мне стало очень жалко потемневший с годами образ, стоящий где-то в углу и никому не нужный. Я ответила:

– Конечно, мы возьмем эту икону!

– Вы ее очистите, отреставрируете, а потом расскажете нам, кто на ней изображен…

– Да, конечно, благодарим вас!

Так мы привезли в монастырь наше сокровище.

Мы обрадовались до слез

Икону положили в другом приделе на столе. Прошло какое-то время, мы закончили реставрацию Никольского придела и решили занести туда свое приобретение. Взяли икону – и были поражены: на темной доске явственно проступил силуэт Пресвятой Богородицы с Младенцем. Мы обрадовались до слез.

Мы были поражены: на темной доске явственно проступил силуэт Пресвятой Богородицы с Младенцем

Когда икону повесили в приделе святителя Николая, она стала чудесным образом проявляться, причем не просто светлела, а появлялись все новые и новые мазки, словно ее писали невидимой рукой. Это были совершенно четкие и яркие мазки.

Мы зажгли перед образом неугасимую лампаду, стали читать акафист. Как-то одна из сестер, уставшая после дневных трудов, во время чтения акафиста задремала, свечка у нее упала и подпалила киот иконы. И мы поняли, что Матерь Божия ждет, когда мы оденем Ее в новый киот. Заказали новый резной киот.

Икона проявлялась постепенно

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица С игуменией монастыря матушкой Виталией

Икона проявлялась постепенно. Сначала появилась Пресвятая Богородица – лик, одежда, затем Младенец, и мы долго гадали, какой же это образ из многочисленных икон Божией Матери. Приходим как-то утром, а на иконе – третья рука. Мы ахнули: Троеручица! Сестры боялись поверить в такое чудо…

Одна из монахинь даже подозревала другую – сестру-иконописца: не она ли тайно ходит по ночам и пишет икону?! Но сестра-иконописец уехала из обители, а образ продолжал проявляться. И потом, словно для того, чтобы недоверчивая монахиня больше не сомневалась в чуде, случилось следующее. Как-то она читала у иконы акафист – и прямо на ее глазах появились новые, красивые мазки на одеянии Пресвятой Богородицы.

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Успенская Феклина Пустынь

«Под особым Покровом»

Когда икона проявилась, я поехала к печорскому старцу архимандриту Адриану (Кирсанову). Я и раньше, по благословению духовника, бывала у этого замечательного старца. В подарок привезла с собой фотографию нашей «Троеручицы» в рамочке.

Отец Адриан взял подарок в руки, прижал к груди и сказал:

– Если бы вы только знали, какая необыкновенная икона пришла к вам! Вы даже не понимаете, что это за икона, а ведь она – чудотворная! Матерь Божия явила особое благоволение к этому месту – ваш монастырь под Ее особым Покровом.

И старец повесил нашу фотографию в рамке над своей кроватью.

Икона продолжает меняться

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Праздник иконы «Троеручица» 11 июля 2018 г. Духовник обители архимандрит Антоний (Гаврилов)

Иногда Матерь Божия на иконе улыбается, иногда глаза Ее наполняются слезами

Десять лет «Троеручица» у нас – и она продолжает меняться. Лик Божией Матери меняет выражение, изменяется орнамент на Ее одеянии (мы заметили это, когда сфотографировали образ). Иногда Она улыбается, иногда глаза Ее наполняются слезами.

В день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, а это еще и день ангела духовника обители архимандрита Антония (Гаврилова), во время полиелея икона замироточила.

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Игумения монастыря матушка Виталия с духовником обители оптинским архимандритом Антонием (Гавриловым)

Помощь Пресвятой Богородицы

Вот уже десять лет к чудесному образу за помощью обращаются сестры и множество паломников. Те, кто молятся перед иконой, часто потом снова приезжают к нам и благодарят Пресвятую Богородицу за помощь.

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица У чудотворной иконы Меня саму Матерь Божия исцелила: у меня порок сердца, и уже была назначена операция, но она не потребовалась. Врачи сказали: «Если бы не старые результаты УЗИ, мы никогда бы не поверили, что у вас был порок сердца».

Случалось, что паломники приезжали к нам помолиться перед чудесным образом об успешном исходе операции – в итоге дело обходилось вообще без всякой операции, а больного благополучно выписывали.

«Троеручица» помогает в различных жизненных проблемах. Одна девушка долго не могла найти работу и молилась перед иконой, просила Матерь Божию уже даже не о работе, а о том, чтобы справиться с трудностями без ропота.

После горячей молитвы паломницы не прошло и десяти минут, как девушке позвонили и предложили работу, причем высокооплачиваемую. На следующий день пришло еще одно предложение о работе. Девушка была несказанно рада и поражена тем, как быстро ответила Пресвятая Богородица на ее молитву.

Когда люди просят отслужить перед нашей иконой акафист с прошением, то обычно пишут записочки с просьбами, и сестры читают их прошения Божией Матери.

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Сестры монастыря с духовником обители архимандритом Антонием (Гавриловым)

Дух почивает там, где хочет

Иногда мы думаем: почему Пресвятой Богородице было угодно явить Свою милость в нашем, тогда еще полуразрушенном Успенском храме, в сельском монастыре?

Наша обитель небогата, и мы не выбираем дорогих икон, не имеем денег на новый иконостас, с радостью принимаем старую церковную утварь, но ведь Дух почивает там, где хочет, – и чаще всего там, где простота. Господь призирает на нищих, убогих, отверженных, непринятых миром – таких, как наша старая икона, которая лежала где-то в углу – темная и забытая.

«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1: 27–28).

Приезжайте к нам в гости!

Мы хотим пригласить читателей портала «Православие.ру» к нам в монастырь 25 июля – на праздник чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Встретим всех гостей с радостью!

Источник

Троеручица: странная икона

Празд­но­ва­ние в честь чу­до­твор­ной ико­ны «Тро­е­ру­чи­ца» со­вер­ша­ет­ся в июле два­жды – 11-го и 25-го чис­ла (по но­во­му сти­лю). С этим об­ра­зом свя­за­но мно­же­ство пре­да­ний, рас­ска­зы­ва­ю­щих о том, от­ку­да на изо­бра­же­нии Бо­го­ма­те­ри по­яви­лась тре­тья ру­ка, и о том, как ико­на ока­за­лась на Свя­той го­ре Афон. О по­чи­та­нии необыч­ной бо­го­ро­дич­ной ико­ны рас­ска­зы­ва­ет ис­кус­ство­вед Свет­ла­на ЛИПАТОВА.

Усе­чен­ная дес­ни­ца

В ос­но­ве ико­но­гра­фии Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы ле­жит тра­ди­ци­он­ное по­яс­ное изо­бра­же­ние Де­вы Ма­рии в ти­пе Оди­гит­рии. При этом Мла­де­нец Хри­стос пред­став­лен вос­се­да­ю­щим на ее пра­вой ру­ке. Ле­вая же ру­ка Ма­рии под­ня­та к гру­ди в ука­зу­ю­щем на Сы­на же­сте. По­яв­ле­ние в ниж­ней ча­сти ико­ны «тре­тьей» ру­ки, дав­шей на­зва­ние та­ко­го ро­да об­ра­зам, на­хо­ди­ло объ­яс­не­ние в двух пре­да­ни­ях.

Афон­ская игу­ме­нья

Ска­за­ние об ис­це­ле­нии Иоан­на Да­мас­ки­на бы­ло рас­про­стра­не­но на Свя­той го­ре Афон на­ря­ду с дру­гим, бо­лее древним ска­за­ни­ем о чу­де с неким ико­но­пис­цем серб­ско­го мо­на­сты­ря Хи­лан­дар. Ико­но­пи­сец пи­сал ико­ну Бо­го­ма­те­ри и два­жды сти­рал с нее изо­бра­же­ние тре­тьей ру­ки, ко­то­рое са­мо неиз­вест­но ка­ким об­ра­зом про­яв­ля­лась на дос­ке. По­сле это­го во сне ему яви­лась Пре­свя­тая и по­ве­ле­ла оста­вить об­раз без из­ме­не­ний, «чу­до­тво­ре­ния ра­ди, а не по есте­ству». При­ме­ча­тель­но, что в Хи­лан­да­ре дей­стви­тель­но из­дав­на на­хо­дил­ся (и на­хо­дит­ся до сих пор) чу­до­твор­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы, од­на­ко не с изо­бра­жен­ной на иконе ру­кой, а имен­но с се­реб­ря­ной де­та­лью, при­креп­лен­ной к окла­ду. Этот об­раз мно­ги­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми да­ти­ру­ет­ся XIV сто­ле­ти­ем и счи­та­ет­ся при­ве­зен­ным из Сер­бии. Точ­ных ис­то­ри­че­ских све­де­ний об этом не име­ет­ся, но это пред­по­ло­же­ние от­ча­сти со­гла­су­ет­ся с пре­да­ни­ем. Прав­да, ва­ри­ан­ты это­го пре­да­ния сно­ва раз­ли­ча­ют­ся: по од­ной из вер­сий, ико­на ока­за­лась при­вя­зан­ной к спине ос­ла, од­на­жды при­шед­ше­го к во­ро­там мо­на­сты­ря Хи­лан­дар из Сер­бии, где власть за­хва­ти­ли му­суль­мане. Ме­сто­на­хож­де­ние этой ико­ны во Вве­ден­ской церк­ви Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря свя­за­но с еще од­ним чу­дом: во вре­мя спо­ров бра­тии при вы­бо­ре но­во­го игу­ме­на об­раз Тро­е­ру­чи­цы са­мо­сто­я­тель­но пе­ре­ме­стил­ся из ал­та­ря на игу­мен­ское ме­сто, ука­зы­вая, что са­ма Бо­го­ма­терь яв­ля­ет­ся на­сто­я­тель­ни­цей мо­на­сты­ря. Сле­ды по­чи­та­ния Тро­е­ру­чи­цы в сред­не­ве­ко­вых па­мят­ни­ках на тер­ри­то­рии Сер­бии и со­сед­ней Ма­ке­до­нии немно­го­чис­лен­ны. Сре­ди них от­ме­тим уни­каль­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри в рос­пи­си Бе­лой церк­ви се­ла Ка­ран (1340-1342). Здесь Ма­рия пред­став­ле­на в рост, в длин­ной го­лу­бой ту­ни­ке. Пра­вой ру­кой она дер­жит Хри­ста, а дву­мя ле­вы­ми (имен­но так!) об­ра­ща­ет­ся к Нему. Позд­ний спи­сок с хи­лан­дар­ской ико­ны стал глав­ной ре­лик­ви­ей бол­гар­ско­го Тро­ян­ско­го мо­на­сты­ря, при­чем осо­бен­но­стью это­го об­ра­за яв­ля­ет­ся на­ли­чие не од­но­го, а трех се­реб­ря­ных при­ве­сов в фор­ме ру­ки, за­кры­ва­ю­щих изо­бра­же­ния рук Бо­го­ма­те­ри на иконе.

Свя­ты­ня с таб­лич­кой

Несмот­ря на про­ти­во­ре­чия в раз­роз­нен­ных цер­ков­ных пре­да­ни­ях о воз­ник­но­ве­нии об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы, его даль­ней­шей ис­то­рии и раз­ли­чи­ях в спо­со­бе изо­бра­же­ния «тре­тьей» ру­ки, смысл необыч­ной ико­но­гра­фии рас­кры­ва­ет­ся при об­ра­ще­нии к тек­сту тро­па­ря в честь ико­ны. В нем го­во­рит­ся о том, что дву­мя ру­ка­ми Бо­го­ма­терь дер­жит Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, а еще од­на ру­ка сим­во­ли­зи­ру­ет по­кров и за­щи­ту, ко­то­рые она да­ру­ет мо­ля­щим­ся: «Об­раз бо Свя­тыя Тро­и­цы яв­ля­е­ши трие ру­це: две­ма убо Сы­на Сво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, но­си­ши, тре­ти­ею от на­па­стей и бед вер­но к Те­бе при­бе­га­ю­щих из­бав­ля­е­ши».

Источник

Икона Божией Матери «Троеручица»

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица Икона Божией Матери Троеручица События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручицаДамаск. Современный вид Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручицаСвятой преподобный Иоанн Дамаскин Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь. ». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.

Источник

ТРОЕРУЧИЦА

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица
Икона Божией Матери «Троеручица». VIII век. Афон. Монастырь Хиландар

Троеручица (греч. Παναγίας της Τριχερούσας [1], Трихеруса), икона Божией Матери.

Икона прославилась и получила свое название в VIII веке, во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.

Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону.

В XIII веке Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому.

В XIV веке икона или ее список попадает на Афон в Хиландар. По одной версии, во время военного похода король Стефан Урош (1355-1371) вез икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропал и появился чудесным образом перед воротами Хиландара. По другой версии, после оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь [3]. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII веке, свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 года упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени» [4].

В Хиландаре икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник, и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.

Списки чудотворной иконы «Троеручицы» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.

Описание

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица
Икона Божией Матери «Троеручица». (без ризы)

Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу.

Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX века на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом [7].

Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 года [8].

Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.

Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной [10].

В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы [11], а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) [12].

Оба примера указывают на локальное почитание иконы Троеручицы в Скопие до 1340 года, где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре.

На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 года или около этого времени [13].

Местонахождение

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица
Прп. Иоанн Дамаскин с иконой Божией Матери «Троеручица». Современная икона с греческим и арабским надписанием.

Икона «Троеручица» находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм».

Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV века. Рядом находится трон игумена монастыря.

Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря [14]. Чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.

Молитвословия

икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Смотреть картинку икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Картинка про икона божией матери самонаписавшаяся троеручица. Фото икона божией матери самонаписавшаяся троеручица
Икона Божией Матери «Троеручица»

Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.

Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.

Литература

Использованные материалы

[3] Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни. С. 300.

[4] Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV. С. 97.

[5] Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 40–41

[6] Например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге (Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275), в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 года из Научной библиотеки МГУ в Москве (МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71).

[7] Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.

[8] Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.

[9] Расшифровка криптограммы соответствует иерейскому возгласу, возносимому после чтения первой паремии на службе Литургии Преждеосвященных Даров

[10] Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. С. 50.

[11] Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.

[12] Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35.

[13] Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.

[14] Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт). С. 201–203.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *