икона божией матери тамбовская в чем помогает
Икона Богородицы Тамбовская (Уткинская)
Празднование
История
В 1686 году святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой Ильинско-Черниговской, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых.
Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В этой церкви и пребывала икона. А когда купец Иван Уткин построил на свои средства в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, то Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Церковь в народе стали называть по имени строителя Уткинской, а икону впоследствии совершенно забыли.
Но Царица Небесная сама о себе напомнила. В начале XIX века одному калужскому заштатному священнику, который страдал болезнью ног и не мог ходить, во сне явилась именно эта икона Божией Матери, и было сказано: «Отыщи эту икону. Молись перед ней, и ты получишь исцеление». После этого сна священник получил некоторое облегчение от своей болезни, так что смог ходить, и тотчас принялся разыскивать увиденную во сне икону. Посетив разные селения и города, он, наконец, добрался до Тамбова, где, осмотрев все церкви, обнаружил ту самую виденную во сне икону в алтаре Уткинского храма, а после молитвы перед ней получил совершенное исцеление. Этот случай стал широко известен в городе, и после него было ещё несколько чудесных исцелений горожан.
Тамбовская икона снова стала известна, и когда в 1835 году старая Уткинская церковь была значительно расстроена, то по просьбе горожан правый придел освятили в честь Тамбовской иконы Божией Матери. С течением времени благодарные тамбовцы усердно украшали икону: появилась роскошная сребропозлащённая риза, множество драгоценных камней. Случаи исцеления, бывшие от иконы, не успевали записывать. В 1888 году по распоряжению Святейшего Синода из всех церквей города 16 апреля в честь Тамбовской иконы стал совершаться крестный ход, а в 1900 году саму церковь стали именовать Богородичной.
После революции тамбовские храмы разорили, пострадала и чудотворная икона. С иконы сняли ризу, выковыряли камни, а сама она бесследно исчезла. В городе имеются чтимые списки чудотворного образа.
Молитвы
Днесь све́тло красу́ется град Тамбо́в,/ и святи́тель Христо́в Питири́м ра́дуется./ Сия́ет бо ны́не чудесы́ ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же из первопресто́льнаго гра́да Москвы́ святи́тель принесе́,/ и ди́вное лю́дем явля́ет Твое́ заступле́ние,/подаю́щи исцеле́ние всем, с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Те́мже уми́льно вопие́м Ти:/ спаса́й нас ико́ною Твое́ю,// Де́во Всепе́тая.
Перевод: Сегодня светло ликует город Тамбов и святитель Христов Питирим радуется. Потому что чудесно сияет сейчас икона Твоя, Владычица, ее же из первопрестольного города Москвы святитель принес, и являет людям Твое удивительное заступление, подавая исцеление всем, прибегающим к Тебе с верой. Потому смиренно взываем к Тебе: «Спасай нас иконой Твоей, Дева, Воспеваемая всеми».
А́нгели Бо́жии и вси святи́и на Небеси́ ны́не ра́дуются,/ ви́дяще сла́ву Твою́, Пречи́стая Де́во./ Ве́рнии бо лю́дие пред ико́ною Твое́ю/ прино́сят Тебе́ благода́рственныя моли́твы,/ ра́ди ми́лости и щедро́т, явле́нных всем нам,/ наипа́че же гра́ду на́шему./ Потщи́ся, Богоро́дице Де́во,// и в пре́дния дни спаса́ти нас Твои́м заступле́нием.
Перевод: Ангелы Божии и все святые на Небесах сейчас радуются, видя славу Твою, Пречистая Дева, поскольку верующие люди перед иконой Твоей приносят Тебе благодарственные молитвы за милость и сострадание, явленные всем нам, более всего же городу нашему. Постарайся, Богородица Дева, и в будущие дни спасать нас Твоим заступлением.
Икона божией матери тамбовская в чем помогает
Тамбовская икона Божией Матери
В 1686 г. святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой Ильинско-Черниговской, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых.
К 1692 г. относится первое чудо от иконы. В чем именно оно заключалось, сведения не сохранились, но видимо в том, что иконы защитила город от внезапного нападения врагов.
Тамбовская (Уткинская) икона Божией Матери
Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В этой церкви и пребывала икона. А когда купец Иван Уткин построил на свои средства в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, то Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Церковь в народе стали называть по имени строителя Уткинской, а икону впоследствии совершенно забыли.
В кон. XVIII в., пришел однажды в Архидиаконскую церковь неизвестный священник, который едва передвигал ноги. Служащим в церкви он рассказал, что он заштатный священник Калужской губернии и несколько лет уже страдает расслаблением ног и не может ходить. Возложив всю свою надежду на Царицу Небесную он просил исцеление. Года через три ему было во всне видение. Он увидел икону Божией Матери, лик которой он твердо запомнил, а также он услышал голос, который объявил ему: «Отыщи эту икону, молись перед ней, и ты получишь исцеление, а теперь тебе пока подается облегчение от твоей болезни». Проснушись он почувствовал некоторую силу в ногах, встал сам и начал понемногу ходить. Желая получить полное исцеление, он решил отыскать увиденную во сне икону. Был в разных городах и селениях и, наконец, добрался до Тамбова. Здесь обошел все храмы, но не нашел того, что искал. Оставалось посетить лишь Архидиаконо-Стефановскую церковь, в которой осмотрев иконы взошел в алтарь и в левом приделе обрел то, что так долго искал. Священник упал на пол и долго не вставал, сделавшись как бы мертвым. Встав на ноги начал молиться, а затем приложился к иконе и тут же получил полное исцеление.
Тамбовская (Уткинская) икона Божией Матери
В 1820 г. помещику Михаилу Николаевичу Петухову, жившему в Тамбове в сонном видении было приказано переставить икону в храме на более видное место. Петухов на собственные средства исправил и позолотил серебрянную ризу на иконе, сдела киот, после чего икона была перенесена из алтаря и поставлена в киоте недалеко от правого клироса.
В 1835 г. вместо старой тесной церкви был устроен трехпрестольный храм, прихожане просили тогдашнего правящего епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) правый придел храма освятить в честь Тамбовской иконы Божией Матери. Архипастырь исполнил их благочестивое желание, назначив в тоже время праздновать Тамбовской иконе одновременно с Ильинско-Черниговской 16/29 апреля.
Несколько позже этого события для Св. Образа была изготовлена сень у второго столба за правым клиросом, куда она и была перенесена. Под сенью, вокруг чудотворной иконы расположена другая, большая икона,с изображением на ней двух Ангелов, как бы держащих в руках своих образ Божией Матери. В 1910 г. на эту большую икону, вместо бывшей до этого металлической ризы, от семьи купцов Алексеевых устроена сребропозлащенная риза. В 1892 г. епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский), в благодарность за исцеление от болезни глаз, увеличил на иконе венец над Ликом Богоматери и украсил ризу 14 топазами, а дочь его пожертововала на ризу аметистовое ожерелье. Тогда же тщанием Аристарха и Екатерины Болдыревых устроена на саму икону золотая риза, а для ношения Св. Иконы – серебряный, в роде футляра, обклад.
К особенностям Тамбовской иконы, по сравнению с начертанием Ильинско-Черниговской, относиться изображение предстоящих, справа – св. прп. Алексия, человека Божия и слева – св. прпмч Евдокии. Есть местное предание, что это – святые, имена которых носили родители свт. Питирима. Другую особенность составляет крест на ризе Божией Матери, в 1,5 вершка, серебряный, со святыми мощами разных святых. Он пожертвован дворянином Николаем Николаевичем Даниловым в 1891 г. Крест этот перешел к жене Данилова от ее предков – Мерлиных, родоначальница которых, из княгинь Татарских, при св. Крещении получила его от своего крестного отца, одного из митрополитов Русской церкви.
В 1888 г. по ходатайству жителей города установлен 16/29 апреля из всех церквей города к Тамбовской святыни крестный ход. Который и совершался торжественно каждогодно вплоть до 1918 г.
Сам храм, где пребывала икона в 1900 г. по указу Св. Синода стал именоваться не Архидиаконо-Стефаниевским, а Богородичным.
В 1922 г. в период изъятия церковных ценностей с иконы были сняты все драгоценности и золотая риза. Последнее упоминание о Тамбовской иконе Божией Матери относится к 1925 г. В годы советской власти она была утрачена. Но сохранился чудотворный список, который ныне пребывает в Покровском соборе г. Тамбова.
Покровский собор города Тамбова
16 апреля/29 апреля.
Тамбовская (Уткинская) икона Божией Матери
Молитва перед Тамбовской иконой Божией Матери
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва Тамбовской Богородице
О, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего! Приими моление наше с верою и любовию из глубины сердец наших Тебе возносимое. Обрела бо еси благодать у Бога: се бо и икона Твоя пред нами, яко залог Твоего матерняго благопопечения от лет древних вселяет надежду в наша сердца. Со благосердием радости наша приемлеши, печали и скорби утоляеши, болезни наша врачуеши. Буди Благая Заступница во всех наших бедах: жилища наша сохрани от огня и меча, от нашествия злых человек, от убожества и внезапнаго разорения.
Грады и вся страны наша соблюди от тлетворных ветр и смертоносныя язвы, от сухости земли, зноя и глада и от всяких грозных стихийных наваждений. Старость поддержи, младенцы воспитай, юныя вразуми и страху Божию научи, вдовицам предстани, супружества наша уцеломудри, неразрывно сочетай и огради Честным Твоим Покровом от всякаго искушения. Благослови благое намерение сердца нашего во всех благопотребных нам начинаниях. Неверие, малодушие, уныние и всякое растление греховное от нас отжени. Укрепи нас в вере и благочестии, наипаче же испроси всем нам прощение грехов у Сына Твоего и Бога нашего Иисуса Христа, да вси сподобимся Царствия Его со всеми святыми во веки. Аминь.
Тамбовская икона Божией Матери
Тамбовская икона Божией Матери, вероятнее всего, является списком Ильинской ( Черниговской ) иконы Божией Матери, почитается она как местночтимая, но ознаменовала она себя многими чудотворениями.
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. В иконописном образе были некоторые отличия от Ильинского образа, на ней были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий и преподобная Евдокия, предположительно, небесные покровители родителей святителя Питирима.
Другой особенностью этой иконы, отличающей ее от Ильинской, являлся крест на ризе Пресвятой Богородицы, в 1,5 вершка, серебряный со святыми мощами разных святых. Он пожертвован дворянином Николаем Николаевичем Даниловым в 1891 году.
Крест этот перешел к жене Данилова от ее предков, Мерлиных, родоначальница которых из княгинь Татарских при святом Крещении получила его от свего крестного отца, одного из митрополитолв Русской церкви.
История образа: Местное устное предание связывает историю появления образа со святителем Питиримом, который приехал в Тамбов в 1686 году и вместе с прочими святынями привез список Ильинской ( Черниговской ) иконы Божией Матери, считающейся покровительницей Юго — Западного края.
Поэтому поставлена была икона на юго — западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской.
Позже на месте юго — западных ворот воздвигли небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, куда и поместили святую икону. В 1771 — 1778 годах купец Иван Уткин построил на свои средства каменную Архидиаконо — Стефаниевскую церковь.
Тамбовскую икону Божией Матери перенесли в эту церковь и установили ее в алтаре над жертвенником. Церковь в народе прозвали Уткинской, к названию иконы также добавляют Тамбовская ( Уткинская ). Некоторое время икона пребывала в забвении.
Но Царица Небесная Сама о Себе напомнила. В начале XIX века одному калужскому священнику, который страдал болезнью ног и не мог ходить, во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела для получения исцеления отыскать икону, которую священник явственно увидел во сне.
После усердной молитвы перед чудотворной иконой болящий получил совершенное исцеление. Этот случай стал широко известен. К чудотворному образу стали стекаться страждующие, многие получали по вере и молитве своей облегчение болезней. По свидетельствам местных жителей, таких случаев было множество.
Для святыни была изготовлена позлащенная серебряная риза с множеством драгоценных камней. В 1888 году, по распоряжению Святейшего Синода, из всех церквей города 16 апреля в честь Тамбовской иконы Божией Матери стал совершаться крестный ход, а в 1900 году саму церковь стали именовать Богородичной.
В 1892 году епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский), в благодарность за исцеление болезни глаз, увеличил на иконе венец над ликом Богоматери и украсил ризу 14 топазами, а дочь его пожертвовала на ризу аметистовое ожерелье. Тогда же тщанием Аристарха и Екатерины Болдыревых на саму икону была устроена золотая риза, а для ношения святой иконы — серебряный в виде футляра оклад.
Позже для святой иконы была изготовлена сень у второго столба за правым клиросом, куда чудотворная Тамбовская икона Божией Матери была торжественно и благоговейно перенесена. Под сенью вокруг святого образа была расположена другая икона большего размера с изображением на ней двух Ангелов, как бы держащих в руках образ Пресвятой Богородицы. На ней была простая металлическая риза, которая старанием купцов Алексеевых в 1910 году была заменена на сребропозлащенную.
Во времена революционного лихолетья тамбовские храмы разорили, пострадала и чудотворная Тамбовская икона Божией Матери. С нее сняли ризу, выковыряли драгоценные камни, а сама икона бесследно исчезла. Даже записи о чудесах, исходящих от иконы, были утеряны.
Последнее упоминание о Тамбовской иконе Божией Матери относится к 1925 году. К счастью, сохранился чудотворный список, который ныне пребывает в Покровском соборе города Тамбова. В городе имеются также и другие чтимые списки чудотворного образа по разным храмам.
Молитвенная традиция: Пред Тамбовской иконой Божией Матери молятся об исцелении тяжелобольных.
Празднование в один день с Ильинской ( Черниговской ) иконой Божией Матери 16 / 29 апреля.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»
Днесь све́тло красу́ется град Тамбо́в,/ и святи́тель Христо́в Питири́м ра́дуется./ Сия́ет бо ны́не чудесы́ ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же из первопресто́льнаго гра́да Москвы́ святи́тель принесе́,/ и ди́вное лю́дем явля́ет Твое́ заступле́ние,/подаю́щи исцеле́ние всем, с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Те́мже уми́льно вопие́м Ти:/ спаса́й нас ико́ною Твое́ю,// Де́во Всепе́тая.
Перевод: Сегодня светло ликует город Тамбов и святитель Христов Питирим радуется. Потому что чудесно сияет сейчас икона Твоя, Владычица, ее же из первопрестольного города Москвы святитель принес, и являет людям Твое удивительное заступление, подавая исцеление всем, прибегающим к Тебе с верой. Потому смиренно взываем к Тебе: «Спасай нас иконой Твоей, Дева, Воспеваемая всеми».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»
А́нгели Бо́жии и вси святи́и на Небеси́ ны́не ра́дуются,/ ви́дяще сла́ву Твою́, Пречи́стая Де́во./ Ве́рнии бо лю́дие пред ико́ною Твое́ю/ прино́сят Тебе́ благода́рственныя моли́твы,/ ра́ди ми́лости и щедро́т, явле́нных всем нам,/ наипа́че же гра́ду на́шему./ Потщи́ся, Богоро́дице Де́во,// и в пре́дния дни спаса́ти нас Твои́м заступле́нием.
Перевод: Ангелы Божии и все святые на Небесах сейчас радуются, видя славу Твою, Пречистая Дева, поскольку верующие люди перед иконой Твоей приносят Тебе благодарственные молитвы за милость и сострадание, явленные всем нам, более всего же городу нашему. Постарайся, Богородица Дева, и в будущие дни спасать нас Твоим заступлением.
Икона божией матери тамбовская в чем помогает
Икона Божией Матери Тамбовская
По преданию икона была привезена в Тамбов святителем Питиримом и первоначально поставлена на вратах города с юго-западной стороны. К 1692 году относится первое чудо от иконы. В чем именно оно заключалось, сведения не сохранились, но видимо в том, что иконы защитила город от внезапного нападения врагов.
Сам образ является точной копией Ильинско-Черниговской иконы, хранившейся в Соборном храме г. Бельска, который расположен недалеко от родины святителя Питирима — г. Вязьмы. Попав в Тамбов она постепенно приобрело наименование Тамбовской и стала отличаться от Ильинско-Черниговской тем, что по обе стороны от Богородицы появились изображения святой мученицы Евдокии и святого Алексия человека Божия, как предполагают это святые покровители родителей святителя.
Позже на месте, где первоначально находилась икона была сооружена Петропавловская церковь, она в 1778 году была перенесена на одноименное кладбище, а купцом Иваном Уткиным была сооружена каменная церковь в честь святого апостола первомученика архидиакона Стефана, с приделом святителя Димитрия Ростовского. Тамбовская икона теперь пребывала в новом храме в алтаре в левом приделе над жертвенником. Из-за того, что она была в алтаре, мало кто ее видел и постепенно стали забывать о таком образе Богородицы.
В конце XVIII века, пришел однажды в Архидиаконскую церковь неизвестный священник, который едва передвигал ноги. Служащим в церкви он рассказал, что он заштатный священник Калужской губернии и несколько лет уже страдает расслаблением ног и не может ходить. Возложив всю свою надежду на Царицу Небесную он просил исцеление. Года через три ему было во сне видение. Он увидел икону Божией Матери, лик которой он твердо запомнил, а также он услышал голос, который объявил ему: «Отыщи эту икону, молись перед ней, и ты получишь исцеление, а теперь тебе пока подается облегчение от твоей болезни». Проснувшись он почувствовал некоторую силу в ногах, встал сам и начал понемногу ходить. Желая получить полное исцеление, он решил отыскать увиденную во сне икону. Был в разных городах и селениях и, наконец, добрался до Тамбова. Здесь обошел все храмы, но не нашел того, что искал. Оставалось посетить лишь Архидиаконо-Стефановскую церковь, в которой осмотрев иконы взошел в алтарь и в левом приделе обрел то, что так долго искал. Священник упал на пол и долго не вставал, сделавшись как бы мертвым. Встав на ноги начал молиться, а затем приложился к иконе и тут же получил полное исцеление.
В 1820 году помещику Михаилу Николаевичу Петухову, жившему в Тамбове в сонном видении было приказано переставить икону в храме на более видное место. Петухов на собственные средства исправил и позолотил серебряную ризу на иконе, сделал киот, после чего икона была перенесена из алтаря и поставлена в киоте недалеко от правого клироса.
В 1835 году вместо старой тесной церкви был устроен трехпрестольный храм, прихожане просили тогдашнего правящего епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) правый придел храма освятить в честь Тамбовской иконы Божией Матери. Архипастырь исполнил их благочестивое желание, назначив в тоже время праздновать Тамбовской иконе одновременно с Ильинско-Черниговской 16/29 апреля.
Несколько позже этого события для Святого Образа была изготовлена сень у второго столба за правым клиросом, куда она и была перенесена. Под сенью, вокруг чудотворной иконы расположена другая, большая икона,с изображением на ней двух Ангелов, как бы держащих в руках своих образ Божией Матери. В 1910 году на эту большую икону, вместо бывшей до этого металлической ризы, от семьи купцов Алексеевых устроена сребропозлащенная риза. В 1892 году епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский), в благодарность за исцеление от болезни глаз, увеличил на иконе венец над Ликом Богоматери и украсил ризу 14 топазами, а дочь его пожертововала на ризу аметистовое ожерелье. Тогда же тщанием Аристарха и Екатерины Болдыревых устроена на саму икону золотая риза, а для ношения Святой Иконы – серебряный, в роде футляра, оклад.
К особенностям Тамбовской иконы, по сравнению с начертанием Ильинско-Черниговской, относиться изображение предстоящих, справа – святого преподобного Алексия, человека Божия и слева – святой преподобномученицы Евдокии. Есть местное предание, что это – святые, имена которых носили родители святителя Питирима. Другую особенность составляет крест на ризе Божией Матери, в 1,5 вершка, серебряный, со святыми мощами разных святых. Он пожертвован дворянином Николаем Николаевичем Даниловым в 1891 году Крест этот перешел к жене Данилова от ее предков – Мерлиных, родоначальница которых, из княгинь Татарских, при святом Крещении получила его от своего крестного отца, одного из митрополитов Русской церкви.
В 1888 году по ходатайству жителей города установлен 16/29 апреля из всех церквей города к Тамбовской святыне крестный ход, который и совершался торжественно каждый год вплоть до 1918 года.
Сам храм, где пребывала икона в 1900 года по указу Священного Синода стал именоваться не Архидиаконо-Стефаниевским, а Богородичным.
В 1922 году в период изъятия церковных ценностей с иконы были сняты все драгоценности и золотая риза. Последнее упоминание о Тамбовской иконе Божией Матери относится к 1925 году. В годы советской власти она была утрачена. Но сохранился чудотворный список, который ныне пребывает в Покровском соборе г. Тамбова.
Иконы святителя Питирима Тамбовского и Пресвятой Богородицы Тамбовской (Уткинской)
Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец
28 июля по ст. ст./10 августа по н. ст.
Русская церковная история богата подвижниками, которые оставляли о себе добрую память. Святость их жизни исходила из безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу, а также из стремления поделиться с людьми животворной мудростью и жизненным опытом. Таким святым подвижником являлся и святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей.
Житие святителя Питирима Тамбовского
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения.
Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. На сороковом году жизни в феврале 1685 г. был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. В марте 1686 г. Святитель Питирим приехал в Тамбов.
Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и крестьян, которые в это время начали осваивать Тамбовскую землю.
Епархия была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Да и православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако, бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.
Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Святитель не обличением и осуждением, а братской во Христе любовью воздействовал на заблудших. Он являл светлый лик бескорыстной и чистой Божественной любви тем, к кому вел его Промысл Божий. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его греховности и заблуждений. Самой своей личностью, силой бывшей на нем благодати Духа Святаго архипастырь светил людям светом правды и бесконечной веры в них как в создания Божии. Личными беседами и проповедями он приобщал к Православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму.
В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения крестных ходов по городу. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила им написанная Ильинско-Черниговская икона Божьей Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославилась своими чудотворениями в XIX в. и была названа Тамбовской иконой Божьей Матери.
Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял и устройству монастырей, которые активно помогали епископу развивать еще молодую Тамбовскую епархию.
Главным делом жизни в Тамбове святителя Питирима стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.
Тамбовский архипастырь отошел к Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им иконы Смоленской Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей Святителя. Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский собор, стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен.
В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Было зарегистрировано 260 чудес. С просьбой к святителю Питириму об исцелении обращались не только православные, но и иноверцы. У мощей святителя Питирима и сегодня можно приложиться к честной ризе святителя, которая, как свидетельствуют строки из акафиста св. Питириму, «на недужные полагаема, дарует исцеления» всем немощным и скорбящи людям.
28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.
Иконография образа
Иконный образ святителя сложился вскоре после его канонизации. В основу иконографии положен прижизненный портрет, который хранился в тамбовском архиерейском доме.
На иконе — поясное изображение святителя, в легком трехчетвертном повороте вправо, с благословляющим жестом правой руки, персты которой сложены в именословии, и с жезлом — в левой. Питирим представлен в клобуке с панагией на груди, в архиерейской мантии со скрижалями и источниками.
В чем помогает молитва перед иконой Питирима Тамбовского
Святитель Питирим жизни много молился и учил молитве своих пасомых, поэтому к нему прибегают с особой молитвой о духовном просвещении и наставлении. Также к Святителю обращаются с молитвой о помощи в добром деле и нужде.
Молитва святителю Питириму, епископу Тамбовскому
Благослове́н и препросла́влен Госпо́дь Бог, призва́вый тя, святи́телю о́тче наш Питири́ме, от пе́рваго часа́ де́лателя в виногра́д Свой, яви́вый в тебе́ послуша́ние во́ли Его́ неукло́нное, ре́вность Предте́чеву и любо́вь Па́влову, та́же и на све́щник Це́ркве Тамбо́вския тя поста́вивый и архиере́а вели́ка тя показа́вый. Благода́тию святи́тельства укрепля́ем и огне́м любве́ Христо́вы распаля́ем, не дал еси́, па́стырю наш до́брый, сна очи́ма твои́ма, ниже́ ве́ждома дрема́ния, на всяк день тружда́яся, моля́ся и благовеству́я, неве́рныя просвеща́я, заблу́дшия вразумля́я, па́дшия восставля́я, немощны́я укрепля́я, пла́чущия утеша́я, всем быв вся, я́ко же святы́й Па́вел, да вся́ко не́кия спасе́ши. Егда́ же вре́мя де́лания твоего́ в вертогра́де во́лю Влады́ки Христа́ испо́лнися и отше́л еси́ от земны́х в селе́ния го́рняя прия́ти мзду трудо́в твои́х, даде́ся ти, уго́дниче Бо́жий, Престо́лу Царя́ сла́вы с ли́ки святы́х предстоя́ти и отту́ду па́ству твою́ назира́ти, за ны гре́шныя моли́тися, не́мощи немощны́х носи́ти, неду́ги цели́ти, ско́рби утоля́ти. Сего́ ра́ди от дне блаже́ннаго успе́ния твоего́ ве́рнии не преста́ша притека́ти к тебе́ в ско́рбех и боле́знех, и о́нии прикоснове́ннем ри́зы твоя́, о́нии от воды́ из кла́дезя твоего́ избавле́ние улуча́ху. Те́мже и ны́не, к цельбоно́сному гро́бу твоему́ соше́дшеся, сла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, и тебе́, о́тче свяще́ннейший, велича́ем и мо́лим: не отступа́й от нас любо́вию твое́ю, сохраня́й моли́твами твои́ми Це́рковь Правосла́вную незы́блему от неве́рия и раско́ла, страну́ же Росси́йскую от бед и напа́стей защити́, мир и безмяте́жие той да́руя, от вся́ких враго́в огради́, па́стырем Це́ркве Святы́я благопоспеши́, дела́ рук их испра́ви и ре́вностию о спасе́нии вруче́ннаго им слове́снаго ста́да сердца́ их распали́, вся же ны в послуша́нии спаси́тельному благове́стию Христо́ву соблюди́ и де́ло спасе́ния, я́ко еди́но на потре́бу вменя́ти помози́, да ку́пно с тобо́ю еди́ными усты́ и еди́ным се́рдцем вся на всяк день и час пое́м и сла́вим Спа́са Христа́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
При подготовке статьи были использованы материалы:
Икона Пресвятой Богородицы Тамбовской (Уткинской)
16 апреля по ст. ст./29 апреля по н.ст.
Почему этот образ так называют?
В 1686 году святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой Ильинско-Черниговской, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской. Она является покровительницей Тамбова.
История образа
Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В этой церкви и пребывала икона. А когда купец Иван Уткин построил на свои средства в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, то Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Церковь в народе стали называть по имени строителя Уткинской, а икону впоследствии совершенно забыли.
Но Царица Небесная сама о себе напомнила. В начале XIX века одному калужскому заштатному священнику, который страдал болезнью ног и не мог ходить, во сне явилась именно эта икона Божией Матери, и было сказано: «Отыщи эту икону. Молись перед ней, и ты получишь исцеление». После этого сна священник получил некоторое облегчение от своей болезни, так что смог ходить, и тотчас принялся разыскивать увиденную во сне икону. Посетив разные селения и города, он, наконец, добрался до Тамбова, где, осмотрев все церкви, обнаружил ту самую виденную во сне икону в алтаре Уткинского храма, а после молитвы перед ней получил совершенное исцеление. Этот случай стал широко известен в городе, и после него было ещё несколько чудесных исцелений горожан.
Тамбовская икона снова стала известна, и когда в 1835 году старая Уткинская церковь была значительно расстроена, то по просьбе горожан правый придел освятили в честь Тамбовской иконы Божией Матери. С течением времени благодарные тамбовцы усердно украшали икону: появилась роскошная сребропозлащённая риза, множество драгоценных камней. Случаи исцеления, бывшие от иконы, не успевали записывать. В 1888 году по распоряжению Святейшего Синода из всех церквей города 16 апреля в честь Тамбовской иконы стал совершаться крестный ход, а в 1900 году саму церковь стали именовать Богородичной.
После революции тамбовские храмы разорили, пострадала и чудотворная икона. С иконы сняли ризу, выковыряли камни, а сама она бесследно исчезла. В городе имеются чтимые списки чудотворного образа.
Иконография образа Тамбовской Богородицы
Иконографически Богородица Тамбовская относится к типу Одигитрия, то есть Путеводительница. Пречитая рукой своей указывает на Предвечного Сына, как на Путь, Жизнь и Истину. Христос, восседая на левой руке Матери, благословляет молящихся. В левой руке у него свиток. Есть два существенных отличия этой иконы от Ильинской-Черниговской: по обе стороны от основной композиции изображены святые Алекий, Божий Человек, и Евдокия. Высказывалось предположение, что имена этих святых носили родители святителя Питирима. А еще на ризе Богоматери есть большой крест-мощевик.
В чем помогает молитва перед иконой Богородицы Тамбовской
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»
Днесь све́тло красу́ется град Тамбо́в,/ и святи́тель Христо́в Питири́м ра́дуется./ Сия́ет бо ны́не чудесы́ ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же из первопресто́льнаго гра́да Москвы́ святи́тель принесе́,/ и ди́вное лю́дем явля́ет Твое́ заступле́ние,/подаю́щи исцеле́ние всем, с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Те́мже уми́льно вопие́м Ти:/ спаса́й нас ико́ною Твое́ю,// Де́во Всепе́тая.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»
А́нгели Бо́жии и вси святи́и на Небеси́ ны́не ра́дуются,/ ви́дяще сла́ву Твою́, Пречи́стая Де́во./ Ве́рнии бо лю́дие пред ико́ною Твое́ю/ прино́сят Тебе́ благода́рственныя моли́твы,/ ра́ди ми́лости и щедро́т, явле́нных всем нам,/ наипа́че же гра́ду на́шему./ Потщи́ся, Богоро́дице Де́во,// и в пре́дния дни спаса́ти нас Твои́м заступле́нием.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Тамбовская»
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных Предстательнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.
При подготовке статьи были использованы материалы: