икона божией матери звезда пресветлая в чем помогает
Православная энциклопедия (А-К)
«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)
Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70-80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)
Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2.
Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.
Пуцко В. Г. Муромская икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» и искусство запада (О роли и характере европейского наследия)
«Звезда Пресветлая» является оригинальным сборником, составленным под воздействием католического « Розария» — молитвенного правила, введенного доминиканским священником Аланом-де Рупом в ХV в. В 1583 г. папа Григорий ХIII в память о победе над турками в Лепанте в 1571 г. установил праздник « Розарий Пресвятой Богородицы» в первое воскресенье октября, который позже стал месяцем « Святого Розария». В 1556 г. вышла в Венеции, затем перепечатанная в 1585 г., книга Альберто ди Кастелло « Розарий славной Девы Марии» с иллюстрациями, основа которых — мотив цветка с пятью крупными и пятью мелкими лепестками, с венком в центре, внутри которого представлена Богоматерь в различном иконографическом образе, а вокруг венка соединенные четками медальоны с изображением таинств. В 1677 г. в Вилъно была напечатана книга Александра Полубинского « Розариум», иллюстрированная гравюрами Александра Тарасевича, над выполнением которых он работал с 1672 г. 8 Судя по всему, именно это издание проникло на Украину, а затем и в Россию, и в значительной мере способствовало разработке рассматриваемой иконографической схемы.
Композиция муромской иконы — не первый опыт адаптации на русской почве западного образца с аналогичным сюжетом. Последней четвертью ХVII в., и даже конкретнее — 1670-1680-ми гг., принято датировать произведение с тем же названием, известное также как « Богоматерь на престоле с предстоящими и сценами новозаветной истории», из Христорождественского собора г. Балахны 9 ( Ил. 2). Та же самая общая схема, с отсутствующими некоторыми деталями, но с тронной Богоматерью, которой предстоят коленопреклоненные иные святые. Икона была известна в Балахне как « Божия Матерь Корень Девства».
Явным отступлением от православной иконографической традиции оказывается представленное здесь изображение Богоматери с распущенными волосами, с короной на голове, в орнаментированном плаще, держащей полуобнаженного Младенца Христа, с четками в руках ( количество бусин соответствует циклу из пятнадцати молитв Розария славной Девы Марии). Взоры Богоматери и Христа обращены на коленопреклоненных муромских святых во главе с припадающим князем Константином. В католической религиозной живописи обычно так представлены донаторы, по крайней мере с начала ХIV в. Вокруг центральной фигуры между лучами « звезды» веерообразно расположены композиции из жизни Богоматери и Христа, символически связанные с циклом молитв Розария: 1) Благовещение; 2) Целование Марии и Елисаветы; 3) Рождество Христово; 4) Сретение; 5) Христос в храме перед книжниками; 6) Моление о чаше; 7) Бичевание Христа; 8) Увенчание Христа терновым венцом; 9) Несение креста; 10) Распятие; 11) Воскресение Христово; 12) Вознесение Христа; 13) Сошествие Святого Духа; 14) Вознесение Богоматери; 15) Коронование Богоматери. Некоторые из этих сюжетов ( Рождество как Поклонение волхвов, Воскресение с триумфирующим Христом, Вознесение как Восшествие, Сошествие Святого Духа с Богоматерью в центре) трактованы согласно западной традиции, а Вознесение Богоматери и Коронование Богоматери и в сюжетном плане являются католическими по своему происхождению. Тем не менее, было бы ошибочным приписать эти нововведения муромскому мастеру конца ХVII в.: они, главным образом благодаря книжной гравюре, уже успели проникнуть в православную среду и даже отчасти закрепиться в иконописи. Сопоставляя муромскую икону с происходящей из Балахны, нельзя не отметить в последнем случае более аккуратный подход к подобным заимствованиям, проявившийся как в иконографическом образе тронной Богоматери с Младенцем Христом, так и в трактовке окружающих это изображение композиций, в целом более обычной для русской иконописи. Не совпадает и сюжетный репертуар. Отсюда можно сделать осторожный вывод о том, что русские иконописцы рассматриваемого времени не всегда были внимательными читателями « Звезды Пресветлой», а скорее руководствовались доступными им графическими образцами, допуская казавшуюся целесообразной их интерпретацию. Кроме того остается неизвестным, насколько частым представлялось само обращение к интересующей нас сложной иконографической схеме.
На Украине в этот период получил распространение жанр эпитафии, совмещавший Распятие с портретными изображениями умерших, ориентированный на подражание европейским образцам конца ХV в. 39 В России он остается неизвестным, но воздействие наследия этой эпохи существует, находя иные формы проявления, такие, как композиция рассматриваемой муромской иконы. В то же время, как можно убедиться, роль и характер европейского художественного наследия большей частью ограничиваются воздействием композиционной схемы или конкретной иконографии, тогда как их интерпретация, притом иногда радикальная, оборачивается явным переосмыслением заимствованного извне в соответствии с собственными эстетическими представлениями.
1 1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки. — М., 1988. — С. 142, 362. — № 174.
2 Сухова О. А. и др. Иконы Мурома. — М., 2004. — С. 37−38, 284−287. — № 53.
3 Вольф-де Й.-М. «Лучезарная звезда Мурома» // Уваровские чтения — V. — Муром, 2003. — С. 97−99.
7 Ровинский Д. М. Русские народные картинки. — СПб., 1881. — Кн. 3. — № 1155.
8 Степовик Д. Олександр Тарасевич. — Київ, 1975. — С. 14−33.
9 Бахарева Н. Н. Икона « Богоматерь Корень девства» из церкви Рождества Христова г. Балахны в культурно-историческом контексте конца ХVII века // Памятники христианской культуры Нижегородского края. — Нижний Новгород, 2001. — С. 58−71.
10 Запаско Я., Iсаєвич Я. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Українi. — Львiв, 1981. — Кн. 1 ( 1574−1700). — С. 101. — № 645.
11 Шамардина Н. В. Украинская ренессансная живопись во Львове // Сборник Калужского художественного музея. — Калуга, 1993. — Вып. 1. — С. 53, 58.
12 Поствизантийская живопись. Иконы ХV-ХVIII веков из собраний Москвы, Сергиева Посада, Твери и Рязани. Каталог выставки. — Афины, 1995. — С. 210. — № 44.
13 Moisan К. S. Matka Boska R€o€za€ncowa // Maryja orędowniczka wiernych ( Ikonografia nowoźytnej sztuki kościelnej w Pólsce. Howy Testament. Т. II). — Warszawa, 1987. — S. 44−94. — Il. 46−125.
14 Dobrzeniecki Т. Catalogue of the Mediaeval Painting ( Gallery of the Mediaeval Art. Vol. I. Mediaeval Painting). — Warsaw, 1977. — P. 291−294. — № 87.
15 Skubiszewska M. Malarstwo Italii w latach 1250−1400 ( Malarstwo europejskie w średniowieczu. Т. IV). — Warszawa, 1980. — S. 72. — Il. 62.
16 См.: Комашко H., Саенкова Е. Русская житийная икона. — М., 2007; Слово и образ. Русские житийные иконы ХIV — начала XX века. — М., 2010.
17 Weitzmann К. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinai // Art Bulletin. — Vol. 45 ( 1963). — P. 179−203; idem. Icon Painting in the Crusader Kingdom // Dumbarton Oaks Papers. — Washington, 1966. — Vol. 20. — P. 49−83; idem. Byzantium and the West around the Year 1200 // The Year 1200: A Symposium. — New York, 1975. — P. 53−93; Demus O. Byzantine Art and the West. — New York, 1970.
18 Chatzidakis M. Les débuts de l′éсо1е cretoise et la question de l′éсо1е dite italo-greque // In memoria di Sofia Antoniadis. — Venezia, 1974. — P. 169−211.
19 Голейзовский H. К. Два эпизода из деятельности новгородского архиепископа Геннадия // Византийский временник. — М., 1980. — Т. 41. — С. 130−140.
20 Пуцко В. Г. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора и «латинские мудрования» в русской живописи ХVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. — М., 1999. — С. 218−235.
21 Сычев Н. Икона Симона Ушакова в Новгородском епархиальном древлехранилище // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского Археологического общества. — Пг., 1915. — Т. X. — С. 91−104; он же. Новое произведение Симона Ушакова в Государственном Русском музее // Материалы по русскому искусству. — Л., 1928. — Т. 1. — С. 78−111.
22 Deluga W. The Influence of Prints on Painting in Eastern Europe // Print Quarterly. — Vol. X ( 1993). — P. 219−231; idem. The Influence of Dutch Graphic Archetypes on Icon Painting in the Ukraine, 1600−1750 // Revue des études Sud-Est Européennes. — T. 34 ( 1996). — Р. 5−26.
23 См.: Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Каталог. — М., 2005.
24 Сачавец-Федорович Е. П. Ярославские стенописи и библия Пискатора // Русское искусство ХVII века. — Л., 1929. — С. 85−108.
25 Иконы Мурома. — С. 280−283. — № 52 ( текст А. С. Преображенского и А. А. Сиротинской).
26 Словарь русских иконописцев ХI-ХVII веков. — М., 2003. — С. 310−311.
27 Комашко Н., Саенкова Е. Указ. соч. — С. 58−59.
29 Chatzidakis M. Icônes de Saint-Georges des Grecs et de la collection de l’Institut ( Bibliothèque de l’Institut Hellenique d’études byzantines et post-byzantines de Venise. № 1). — Venise, 1962. — P. 75−77. — Pl. VI, 37.
30 Звездина Ю. H. Тема времени и образы апостолов в культуре ХVII века // Искусство христианского мира. — М., 2000. — Вып. 4. — С. 287−290. — Ил. с. 289.
31 Русские мастера живописи и гравюры ХVI-ХVIII вв. Каталог выставки. — М., 1989. — № 38.
32 Русская живопись ХVII-ХVIII веков. Каталог выставки. — Л., 1977. — С. 108.
33 Словарь русских иконописцев ХI-ХVII веков. — С. 711−712.
36 Русская живопись ХVII-ХVIII веков. Каталог выставки. — С. 51−58.
39 Пуцко В. «Розн’яття» з портретом Леонтiя Свiчки: европейська спадщина в українському малярcтвi кiнця ХVII столiття // Maрра Mundi. Збiрник наукових праць на пошану Ярослава Дашкевича з нагоди його 70-рiччя. — Львiв-Київ-Нью-Йорк. — 1996. — С. 555−573.
«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». Ок. 1700 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ)
Розарий стал источником вдохновения для авторов сб. «Звезда Пресветлая» и иконы из Мурома, в к-рых была сделана попытка включить в правосл. обиход новации, имеющие католич. корни, что нередко практиковалось во 2-й пол. XVII в. «З. П.» и. представляет собой близкий к католич. иконографии образ, хотя четки заменены крестом на цепочке. Центральное изображение повторяет один из многочисленных вариантов изображений, состав сюжетных сцен точно соответствует канону розария. Очевидно, иконописец имел графический образец, к-рый воспроизвел на иконе, внеся минимальные изменения.
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 70–80-е гг. XVII в. (ЦМиАР)
Арх.: Опись памятников церковных древностей, находящихся в церквах г. Ниж. Новгорода, Арзамаса и в Ардатовском у. 1904 г. Нижегородский обл. архив. Ф. 559. Оп. 1779а. Ед. хр. 2.
Ист.: Castello A. di. Rosario della gloriosa vergine Maria. Venezia, 1556. P. 34, 90, 146, 179; Писцовая книга Балахны, 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской ученой архивной комиссии. Н. Новг., 1913. Сб. 15. Вып. 1; Les estampes des Wierix: Catalogue. Brux., 1978. Vol. 1. P. 1338-1340.
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 24 окт. день первого чуда от иконы), чудотворный образ, иконография к рого в России складывалась под западноевроп. влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивы типы … Православная энциклопедия
«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» — («Сказание о чудесах Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, о приглашении ангельского поздравления, иже принесе от Бога архангел Гавриил, приглашая радость Богородице: «Богородице Дево, радуйся»»), преимущественно переводной сб … Православная энциклопедия
Пуцко В. Г. Муромская икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» и искусство запада (О роли и характере европейского наследия)
Спас Нерукотворный, «Звезда Пресветлая» Божия Матерь, Молитва задержания, Семь Веселий Богоматери, Собор Святых покровителей охотников и рыболовов.
Перейти к Оглавлению.
Внимание: изображения кликабельны.
Икона «Спас Нерукотворный».
Духовный образ Господа нашего Иисуса Христа именуемый «Спас Нерукотворный» — это один из самых главных образов Спасителя. Данная икона очень значима для православных верующих и Церкви Христовой, она целительна и чудотворна, а ее удивительная красота, дарует христианам радость и надежду на все хорошее. Появление образа Господа «Спас Нерукотворный», окружено несколькими версиями и легендами, которые донесли нам христианские летописи. Перечислять все эти многочисленные версии нет смысла, все равно точную версию не знает никто, однако почти все теологи и Святые Отцы сходятся во мнении, что образ Господа отобразился на платке, после того, как он утер им свое лицо. Именно с этого оригинала, была создана икона «Спас Нерукотворный». Кем и когда? Доподлинно неизвестно, но неизменно одно, если смотреть на духовный образ Иисуса Христа на данной иконе, каждый может увидеть его подлинные черты, не искаженные талантом иконописца. Пред иконой «Спас Нерукотворный» — пристало молиться о помощи Спасителя в исцелении телесных недугов и душевных ран, просить послать силы для преодоления жизненных трудностей, просить помощи в укреплении веры и прощение за совершенные вольно и невольно грехи. Празднования в честь иконы Господа «Спас Нерукотворный», православной Церковью совершаются — 29 августа.
В чем помогает икона
Икона «Избавительница от бед» помогает каждому, кто к ней обращается.
Она содействует во времена отчаяния, сохраняя веру в душе, дает благословение на долгий и счастливый брак
Кроме того, икона действительно избавляет, как того гласит название, и оберегает молящегося от грешных мыслей. Поддерживает образ Пресвятой и в период страданий способствует выздоровлению глаз от возможных заболеваний. Богородица защищает от пагубных привычек и помогает от них отречься.
Рекомендуем прочитать: О чем молятся Пряжевской иконе Божьей Матери?
«Звезда Пресветлая» Божия Матерь.
Икона Пресвятой Богородицы «Звезда Пресветлая» – это довольно необычный и очень редкий образ во всей иконографии Матери Божией. Согласно христианским летописям, данная икона была создана на рубеже XVII — XVIII века. Именно в это время она была обретена в одном из храмов града Мурома. Авторство данной иконы приписывается русскому иконописцу Александру Казанскому. На данной иконе Матерь Божия изображена со младенцем на руках, на фоне солнечного света, от которого исходят многочисленные лучи, а между ними отображены события из жизни Матери Божией и Господа нашего Иисуса Христа. Историки христианства, теологи и Святые Отцы едины во мнении, что прообразом иконы Богородицы «Звезда Пресветлая», стал прообраз, глубоко почитаемый в католицизме — это образ Матери Божией «Мадонна с четками». Пред иконой «Звезда Пресветлая» — пристало возносить молитвы об укреплении христианской веры, о семейном благополучии, о помощи при рождении и воспитании детей, а также, о спасении человечества от грехопадения. Православной Церковью данная икона чествуется — 13 января.
IconBM.ru
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая»
Дни празднования: 13 января (31 декабря)
Россия, Муром, около 1700 г.,142×179
Икона из собора Рождества Богородицы в Муроме. иконописец: Александр Иванович Казанцев.
Находится в собрании Муромского историко-художественного и мемориального музея Внизу иконы на ленте написано:Сии пречу(д)ный образ звезда пресветлая прес(вя)тая владычицы Б(огоро)д(и)цы н(е)б(е)снии ц(а)рицы
На этой православной иконе Младенец в левой руке держит католические чётки — Розарий. Сквозь чётки продета кисть левой руки Богородицы, а крестик, которым внизу оканчивается Розарий — у нижней линии фрагмента.
Позади Богоматери с Младенцем подкова с изображением Тайн Розария. Если рассмотреть их последовательно, начиная слева, можно увидеть, что сцены располагаются в точной последовательности чтения молитв Розария с размышлениями о Тайнах: Тайны Радостные: 1. Благовещение Божьей Матери. 2. Посещение Марией св. Елисаветы. 3. Рождение Иисуса Христа. 4. Сретение. Посвящение Иисуса Бегу во храме. 5. Мария находит Иисуса во храме. Тайны Скорбные 1. Гефсиманское борение 2. Бичевание Христа 3. Увенчание Христа терновым венцом 4. Крестный путь. 5. Распятие Тайны Славные 1. Воскресение 2. Вознесение 3. Сошествие Святого Духа 4. Успение 5. Увенчание Девы Марии небесной славой Младенец на иконе смотрит вниз — Он опускает Розарий припадающим к ногам Богоматери муромским православным святым. Состав клейм: 7 8 9 6 10 5 11 4 12 3 13 2 14 1 15 1. Благовещение («Бл(а)говещение пр(е)св(я)тыя Б(огоро)д (и)цы»); 2. Встреча Марии и Елизаветы («Целование Марии и съ Елисафетъ»); 3. Рождество Христово («Рож(д)ество Хр(и)стово»); 4. Сретение («Сретение Г(о)с(по)дне»); 5. Проповедь Христа во храме («Хр(и)стос въ церкве между книжник(ами)»); 6. Моление о чаше («Хр(и)стово моление в вертограде»); 7. Бичевание Христа («Мучение Хр(и)стово у столпа»); 8. Увенчание Христа терновым венцом («Коронование Хр(и)ст(о)во»); 9. Несение креста («Хр(и)сту дадеша крестъ»); 10. Распятие («Распятие Хр(и)ст(о)во»); 11. Воскресение Христово («Воскресение Хр(и)ст(о)во»); 12. Вознесение («Вознесение Хр(и)ст(о)во»); 13. Сошествие Святого Духа («Сошествие С(вя)таго Духа»); 14. Вознесение Богоматери («Востание из гроба»); 15. Коронование Богоматери («Мысленние престолъ»). Под подножием Богоматери надпись на ленте: «Сии пречу(д)ныи образ звезда пресветлая прес(вя)тая влад(ычи)цы Б(огоро)д(и)цы н(е)б(е)снии ц(а)рицы». Иконография произведения сложилась под влиянием сборника «Звезда Пресветлая», переведенного в 1686 году на русский язык с «белорусской книги». Сборник состоял из пятнадцати глав, которые содержали рассказы западного происхождения, посвященные чудесам от молитвословия «Розарий Блаженной Девы Марии» (Бахарева, 2001. С. 58–71). По отзыву современного католического миссионера Й.-М. де Вольфа муромская икона представляет собой «ни что иное, как изображение «Царицы святого Розария» (де Вольф, 2003. С. 97). На муромской иконе Богоматерь представлена во весь рост, с распущенными волосами, в богатых одеждах (хитоне и орнаментированной мантии) и короне. Она держит полуобнаженного младенца Христа, который стоит на правой руке матери, обнимая ее за шею. В руках младенца – католические четки, состоящие из пятнадцати бусин, которые соответствуют пятнадцати молитвам цикла «Розария Богоматери». Живые позы Богоматери и младенца, которые сверху вниз взирают на молящегося, заимствованы из западноевропейской иконографии. Вокруг Богоматери, между лучами «звезды», центром которой является ее фигура, помещены пятнадцать сцен из жизни Девы Марии и Христа, символически связанные с циклом молитв Розария. Среди них заметное место занимают композиции, повторяющие европейские образцы и широко распространившиеся в русском искусстве конца XVII столетия – «Рождество Христово» в виде Поклонения волхвов, «Воскресение» в типе Восстания из гроба, «Сошествие Святого Духа» с изображением Богоматери, сцена Коронования Богоматери. Особый интерес представляет «Вознесение» с фигурой полуобнаженного Христа в мандорле, прощающегося с апостолами, и «Вознесение Богоматери» с апостолами у ее гроба в Гефсимании. В композицию западного происхождения русский иконописец гармонично вписал образы местных чудотворцев. К ногам Богоматери припадают коленопреклоненные муромские святые – благоверные князья Константин, Михаил и Феодор, благоверные князь Петр и княгиня Феврония, праведная Иулиания Лазаревская. Их изображения, восходящие к распространенным в Муроме иконам собора всех местных чудотворцев (см. кат. №№ 39, 51), относятся к характерному для позднего средневековья изводу с фигурами святых, припадающих к стопам Христа и Богоматери. Иконография муромских чудотворцев в публикуемом произведении достаточно традиционна для своего времени: Константин с сыновьями показаны справа от Богоматери и изображены с непокрытыми головами (ср. кат. № 51), праведная Иулиания представлена с четками в руках и с одеждами, почти не отличающимися от монашеских (ср. кат. № 39). Лики всех чудотворцев индивидуальны и выразительны. Их крупные фигуры изображены в разных позах и с разными жестами рук – воздетых, скрещенных или прижатых к груди, что создает особую динамику, свойственную произведениям Александра Казанцева. Князья Константин и Петр как наиболее почитаемые в Муроме святые представлены в глубоком поклоне, символизирующем усиленное моление. Милостиво взирающая на них Богоматерь словно принимает их молитвы за православных христиан. К настоящему времени известен лишь один русский памятник, близкий по иконографии муромской иконе. Это икона «Богоматерь Корень девства» конца 1680-х годов из Балахны (ЦМиАР; см.: Тарасенко, 1997. С. 57–59 ; Бахарева, 2001. С. 58–71; София Премудрость Божия, 2000. Кат. 81). Восходя к одному и тому же литературному источнику – сборнику «Звезда Пресветлая», обе иконы имеют как общие черты, так и ряд индивидуальных особенностей. В центре обеих икон изображена Богоматерь в короне с младенцем на левой руке, с шестью припадающими святыми, в окружении пятнадцати сцен, образующих звезду. Однако на иконе из Балахны она представлена на троне и с платом на голове. Кроме того, в этих произведениях различается набор и порядок сцен между лучами «звезды». Десять сюжетов из пятнадцати совпадают, но на иконе из Балахны изображены Рождество Богоматери, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Восстание из гроба и Явление Марии Магдалине, «Предста Царица» и Страшный Суд, отсутствующие в муромской иконе, где вместо них представлены Встреча Марии и Елизаветы, три страстные сцены (бичевание, коронование терновым венцом и несение Креста) и Вознесение Богоматери. Наконец, на иконе из Балахны некоторые клейма состоят из двух сцен (Введение во храм и Благовещение, и др.), а иконография таких сюжетов как Воскресение и Вознесение на ней более традиционна, чем в муромском произведении. Обе иконы написаны двумя талантливыми иконописцами из разных регионов, которые работали в традициях мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, но обладали индивидуальной манерой письма. Колорит муромской иконы теплее, в нем преобладают ярко-красные и травянисто-зеленые тона в сочетании с золотом, тогда как колорит иконы из Балахны более холодный, с преобладанием розово-бордовых и светло-зеленых оттенков. Икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» традиционно датируется концом XVII века или временем около 1700 года (Масленицын, 1971. С. 31; 1000-летие, 1988.. Кат. 174. С. 142). Стиль произведения не противоречит этой датировке, но ее, вероятно, можно уточнить. Скорее всего образ Богоматери, образующий пару с подписной иконой Александра Казанцева «Царь Царем» (кат. № 52), был создан одновременно с последней, т.е. в 1690 году. Икону «Звезда Пресветлая» приписывали этому мастеру еще дореволюционные исследователи. Действительно, сложная иконографическая программа произведения и его стиль, отмеченный воздействием искусства мастеров Оружейной палаты, близки подписным работам Казанцева. Изображения некоторых сцен и персонажей находят аналогии в известных работах изографа. В целом «Богоматерь Звезда Пресветлая» — замечательная икона муромского мастера, умело сочетавшего древние традиции и современные тенденции, хранившего местные предания и прославлявшего муромских чудотворцев. Литература: Историко-статистическое описание, 1897. С. 141; Белоцветов, 1907. С. 8; Добрынкин, 1915. С. 20; Масленицын, 1971. С. 31; 1000-летие, 1988. Кат. 174 (описание А.А. Сиротинской); Древнерусское искусство, 1996. Л. 3; София Премудрость Божия, 2000. Кат. 81. С. 234. Примеч. 2 (описание Л.П. Тарасенко); Бахарева, 2001. С. 61–62; История Мурома, 2001. С. 138. Илл. с. 138; де Вольф, 2003. С. 97–99; Муромский музей, 2003. С. 79; Тарасенко, 2004. С. 73–80. О.А. Сухова
Молитва задержания.
Икона Господа Иисуса Христа «Молитва задержания» — относится к довольно редкостному и необычному типу иконографии. Образ Господа очень оригинальный, вокруг которого изображены Святые, а над самим Спасителем склонились Матерь Божия и Архангел Михаил. Несмотря на то, что данная икона редкая и не часто встречается в храмах и монашеских обителях, ее значение очень велико для всего христианства. Пред иконой «Молитва задержания» — пристало возносить особую молебень, которую более полторы тысячи лет назад создал афонский старец по имени Пансофий. Смысл этой молитвы заключается в том, дабы испрашивать Господа о заступничестве от злых людей, недоброжелателей, завистников, корыстных и подлых людей, а также, молить о защите от нечистой силы. Ввиду значительной редкости иконы «Молитва задержания», православной Церковью не установлен в числе месяца день ее почитания.
Что значит?
Значение символа трактуется, как бесконечность и непрерывное течение энергии в природе.
Нумерологи относят цифру 8 к бесконечному либо беспрестанному произведению мироздания. Это напоминает о непрерывном круговороте энергии в природе. Часто изображение артефакта можно лицезреть на иконках и другой церковной атрибутике. Основное значение символа — появление на свет Сына Божьего. В Православии его связывают с Богородицей и именуют ее звездой. А также обозначение трактуют как знаки эдема и окончательного воссоздания, бесконечность, несгибаемость и выход за пределы этого мира. На этот момент октограмма считается напоминанием о неразрывном союзе между духовными и материальными оболочками, может стать связью между людьми и богом за счет благородных дел и поступков.
Семь Веселий Богоматери.
Редкая, уникальная, красивая, оригинальная — все это по праву можно сказать об иконе Матери Божией «Семь Веселий Богоматери». Согласно христианским летописям, данная икона является исконно русской, так как была создана во второй половине XVII века на русской земле. Так как прообразом иконы считается глубоко почитающийся в католицизме образ Девы Марии «Семь Радостей», икона «Семь Веселий Богоматери» долгое время путешествовала по Литве и Польше, так как в этих странах основной религией была и есть — католическая вера. В начале XVIII века, данная икона вернулась в Россию и сразу же стала горячо любимой и глубоко почитаемой русскими людьми. На иконе изображена Пресвятая Богородица и ее семь радостей, или веселий, начиная от того момента, когда Ангел Божий принес ей благую весть о Рождении Спасителя, до момента преставления Девы Марии Господу и Вознесения на небо. Этот путь отображен на иконе чередой последовательных сюжетов. Пред образом Богородицы на православной иконе «Семь Веселий Богоматери», пристало восхвалять Пресвятую Богородицу, молить о помощи в житейских делах, и, конечно же, молить об укреплении христианской веры. Для иконы «Семь Веселий Богоматери», нет общепринятого дня почитания, ввиду ее большой редкости.
Молитва иконе Пресвятой Богородице «Избавительница от бед»
О, Мати Божия, помоще и заступление наше! Егда возопиим, буди Избавлением нам, страждущим и погибающим от лютых бед, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тебе призываем умилосердися и помози, пожалей и избави от бед страждущих и погибающих нас, от лютых сетей лукаваго исхити, приклони ухо Твое, и наши слезные молитвы приими, и, якоже хощеши, упокой и обрадуй нас.
Научи послушание Господу Богу приносити, всем сердцем, всею душею, всем естеством Сына Твоего возлюбити, плоды трудов достойны Ему приносити. Умири сердца наша, да в едином Духе и всеми делами нашими прославим Безначального Отца со Единородным Его Сыном и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, и Твое милостивное Матернее предстательство, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Собор Святых покровителей охотников и рыболовов.
Данная православная икона — является исконно русской иконой и современной, так как была создана по инициативе русских охотников в недалеком 2005 году. Создание иконы благословил Патриарх Всея Руси — Алексий II. Образ на данной иконе на первый взгляд необычный, но это только первое впечатление, так как в центре иконы изображен Господь наш Иисус Христос, над его образом пять икон Божией Матери, а вокруг Спасителя двадцать свято чтимых православных святых, наделенных Господом даром чудесных творений, которые так, или иначе, прославились сотворенными чудесами в делах охоты и рыбалки, а также, своим заступничеством охотников и рыболовов. Само название данной иконы говорит о том, что пред ней можно и нужно молиться о помощи в делах охотничьих и рыболовных. Чествование православной иконы «Собор Святых покровителей охотников и рыболовов», православной Церковью Христовой совершаются два раза в год — 14 февраля и 14 сентября.
Продолжение статьи: часть 2-я.
Примечания[ | ]
Как сделать амулет самостоятельно?
Сделать амулет собственноручно можно с любого материала, начертив на нем две окружности и линии – основания для лучей.
Изготовить Вифлеемскую звездочку собственноручно довольно легко. Для этого понадобятся вещи, находящиеся в любом жилье. Можно вырезать из пенопласта — на листе начертить две окружности размером 20 и 40 см и провести на равном от центра расстоянии 7 линий, разделив их пополам. Так получатся основания лучей. Затем прямыми линиями соединить концы лучиков и вырезать заготовку звезды. Украшается как угодно в зависимости фантазии и желаний.
Возможно изготовление амулета из плотной бумаги. Для этого вырезаются 2 пятиконечные звездочки. На первой по прямой делается надрез сверху до центра, а на второй снизу, и соединяется по надрезам. Восхитительно смотрится, если взять для поделки разноцветную бумагу, либо раскрасить октограмму самостоятельно.