икона божией матери зерцало
Икона божией матери зерцало
Монастырь Святого Павла располагается на юго-западной стороне Святой Горы, в устье ущелья между двумя потоками, недалеко от моря, между Новым Скитом и монастырем Дионисиат. Согласно преданию, подвижник по имени Стефан в 337 г. построил на этом месте келию и посвятил ее празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В начале X в. сюда снова пришли монахи, и монастырь пережил второе рождение стараниями прп. Павла Ксиропотамского (память 10 августа). Он пришел в эти места после того, как построил монастырь Ксиропотам, и сначала жил здесь один. Известно, что келия, где поселился св. Павел, изначально принадлежала монастырю Ксиропотам. Затем к нему стали приходить другие подвижники и, впоследствии, образовалась монашеская община, получившая имя своего основателя. Монастырь имеет вид четырехугольника, в плане, с высокими крепостными стенами, завершающимися келейными строениями. Великолепно выстроенный 11-главый соборный храм освящен в честь праздника Сретения Господня.
В XIV в. детище св. Павла передали в качестве келии сербским инокам Герасиму Радониасу и Антонию Пегасесу, а они смогли уже возвысить его до статуса монастыря. К началу XV в. появились византийские и сербские благодетели. Особого упоминания заслуживает принцесса Мара (Мария), дочь сербского правителя Георгия Бранковича, супруга султана Мурада II, завоевавшего Фессалоники. Оставаясь православной христианкой и после замужества, Мария пожертвовала монастырю тысячу дукатов и два имения. Во время захвата Константинополя турки разграбили город и, помимо прочего, взяли императорскую казну, в которой было множество драгоценных предметов, в том числе Дары волхвов Младенцу Христу.
Дары волхвов, как свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до Своего Успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400-го года. Далее Дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи, где их поместили в храме Святой Софии. Позже они попали в город Никею и хранились там приблизительно шесть столетий, после чего вновь возвратились в Константинополь, а после падения города (1453) их преподнесли в дар супруге султана, а она отправилась на корабле на Святую Гору, чтобы передать их монастырю святого Павла. Когда Мария в сопровождении придворных вельмож сошла на берег и находилась на полпути к монастырю, перед ней предстала величественного вида Жена и спросила: «Кто ты, дерзнувшая войти в Мой сад?» Мария ответила: «Я – Царица Сербии. Я принесла священные Дары волхвов». Тогда явившаяся Жена сказала: «Здесь Я Царица, а посему, отправляйся обратно». Произнеся это, чудесная Жена, «воссиявши, подобно звезде, Божественной красотой и славой», исчезла. Мария поняла, что то была Сама Пресвятая Богородица. Она упала на колени и стала просить прощения. Потом отдала Дары афонским монахам и спешно вернулась на корабль. На берегу в память об этом событии построили часовню. Этот памятник стоит и поныне – небольшая, белая, открытая с трех сторон часовенка. Монахи-святогорцы сохранили драгоценные для человечества Дары волхвов до наших дней. С особым тщанием бесценные сокровища хранят греческие иноки монастыря святого Павла в нескольких небольших ковчегах-мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велики для всех паломников духовная, историческая и археологическая ценность Даров волхвов, поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители.
В монастыре хранится несколько чудотворных икон Божией Матери.
Икона «Кафрептис» («Отображение»), или «Дискос» («Зерцало»). написанная в VII веке на обратной стороне женского зеркала. В эпоху иконоборчества икона принадлежала благочестивой царице Феодоре, жене византийского императора-иконоборца Феофила. Однажды императрицу, втайне от мужа молящуюся перед этой иконой, застал евнух – слуша императора и доложил об этом своему господину. Император в гневе спросил Феодору: «Ты что, не императрица? Ты не слышала моего указа, что нельзя поклоняться иконам?» Она ответила: «Император, евнух ошибся». Дальше она сказала мужу о том, что она целовала свое отображение в зеркале. Этим Феодора смогла спасти себя от разгневанного императора. Однако иконоборец в неистовстве бросил зеркало с изображенной на ней иконой в огонь, но та не сгорела. Впоследствии эту икону перенесли из Константинополя на Святую Гору.
Икона «Мировлитисса» («Мироточивая»), окруженная 28 изображениями разных святых, мощи которых находятся тут же, и при них надписи каждого святого – дар монастырю от императора Андроника.
Икона «Нисиотисса» («Островитянка») принесена в монастырь его ктитором – св. Павлом из монастыря Мирелэон, основанного его отцом Михаилом Ранкаве.
Среди святынь в монастыре также хранятся: два креста с частями Животворящего Древа Креста Господня; напрестольный большой деревянный крест, по преданию принадлежавший Константину Великому, обложенный с обеих сторон малыми иконами, писанными на пергаменте по золотому полю, числом более 50; главы сщмчч. Анфима Никомидийского и Ипатия Гангрского, прп. Феодоры Александрийской; части мощей: свт. Григория Богослова, прп. Максима Исповедника, вмч. Пантелеимона, Сорока мучеников Севастийских, прмч. Каллиника Нового, свт. Василия Великого, архидиак. Лаврентия.
Кроме соборного храма, в обители есть параклисы: свв. Константина и Елены, свт. Николая, прп. Павла, вмч. Георгия, свт. Григория Богослова.
Монастырю св. Павла принадлежат 12 небольших храмов и часовен, три келии в Карее и два скита – святого Димитрия и Новый Скит.
Расстояние от Кареи до монастыря святого Павла – 25 км.
Монастырь святого Павла
Соборный храм в честь Сретения Господня
День народного единства: Как икона из Казани сплотила Россию
На призыв откликаются нижегородцы. К ним присоединяются казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской иконы Божьей Матери Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной, но вот как происходившее объясняет Сергей Соловьев. «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли они и свеяли много слоев общества, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор этих бурь должен был сокрушиться». Среди таких людей, ставших основой общества, людей несгибаемых и верных, историк называет и насельников Троице-Сергиева монастыря, кстати, устоявшего под натиском поляков, превосходящих нас даже численно. После мученической кончины патриарха Гермогена, «уморенного голодом», в народ, по городам и весям «вместо грамот патриарших шли призывные грамоты от властей прославленного недавно новою славою Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына».
Причем православные постились, особо подчеркивает летопись, «по своему изволению». То есть понимание того, что нравственное очищение каждого есть необходимое условие для очищения всей Родины, не навязывается кем-то, а именно возникает само. «Народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Покаяние и молитвенное обновление каждого стало той силой, что воспрепятствовала идущим полным ходом процессам атомизации русского общества. Сплотило индивидуумов в народ.
Прозрения такой глубины открываются людям в годины великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда Смута всего лишь страница из учебника истории.
Богородица Зерцало (Зазеркальная)
Чудотворная икона Богородицы, называемая «Зерцало», хранится в алтарной части главного храма монастыря Святого Павла. Вокруг иконы размещены частицы святых мощей. Согласно преданию, данная икона принадлежала Византийской императрице Феодоре, супруге иконоборца императора Феофила (829-842). Императрица хранила икону в своей особой комнате, пряча ее за зеркалом, вследствие чего она и получила свое название «Зерцало». Иконоборцы бросили икону в костер, но чудесным образом она спаслась, сохранив, тем не менее, в своей верхней части следы огня. Преподобный Павел, основатель монастыря, привёз в монастырь икону из Константинополя.
Текст канона иконе был написан старцем Герасимом Микраянанитом в 1983 году.
Голова Богородицы изображена с лёгким наклоном вправо. Она изображается с узким носом, миндалевидными выразительными глазами и тонкими бровями. Одеяние привычно украшено деталями, напоминающими форму звёзд, так как они являются символом Святой Троицы и подчеркивают роль Пречистой Девы в телесном воплощении. Складки тяжёлого одеяния выделяются черными линиями.
Обрамление иконы ярко-красного цвета из дерева было частично разрушено. В более позднюю эпоху (XVIII-XIX век) икона была помещена в оклад из серебра, оставивший не покрытым только лицо Богородицы.
С точки зрения иконографии, это непривычный тип богородичной иконы, так как изображается только Ее голова. Этот тип встречается в иконе Деисус XIII века в собрании Третьяковской Галереи в Москве. Это совпадение позволяет полагать, что икона представляла собой вместе с двумя другими иконами — Иисуса Христа и Иоанна Предтечи — композицию Деисус некого иконостаса. В иконах критской школы XV-XVII веков также встречается этот тип богородичной иконы, где Пречистая Дева изображается с меланхоличным выражением лица, наполненным благостью. В XVI-XVII веках иконы небольших размеров, изображающие Христа, Богородицу и Иоанна Предтечу, относящиеся к теме Деисус, представляют отдельную категорию. Аналогичные примеры изображения головы Богородицы хранятся в коллекции Петсопулу в Лондоне, в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в музее Византийского Искусства в Афинах, в монастыре Великой Лавры и в других местах.
Стилистические особенности этой иконы, ее невероятная выразительность и способность передать всю лиричность меланхоличного настроения в чертах лица, делают ее одним из важнейших произведений искусства раннего византийского периода.
«ЗЕРЦАЛО БОГОРОДИЦЫ»
Образ Пресв. Богородицы «Благодатное небо». Миниатюра из сб. «Зерцало Богородицы» (Ath. Pantel. slav. 72). 1828 г. (?)
Образ Пресв. Богородицы «Благодатное небо». Миниатюра из сб. «Зерцало Богородицы» (Ath. Pantel. slav. 72). 1828 г. (?)
(«Зерцало чудотворений, содеянных Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною, славною Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею во всех концах вселенной»), сборник сказаний о чудесах Богоматери (в старшей редакции содержит 130 рассказов), составленный на основании преимущественно лат. источников в 20-х гг. XIX в. в Мефодиевом Пешношском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. «Собиратель «Зерцала Богородицы»» (иногда «Collector «Speculi»») в старшем из списков именует себя Германом, не сообщая более никаких сведений. Тематически и типологически, а также в отношении круга источников книга обнаруживает большую близость к более ранним (эпохи барокко) сборникам рассказов о чудотворениях Богоматери, таким как «Небо Новое» Иоанникия (Галятовского) и «Звезда Пресветлая», но в отличие от последних рассказы о чудесах Богоматери не объединены в «З. Б.» в тематические разделы. Источниками «З. Б.» послужили сочинения средневек. лат. авторов, указания на к-рые (на рус. или лат. яз.) в большинстве случаев помещены после изложения сюжета: труды Цезаря Барония, Варфоломея Пизанского, Винцентия из Бове, Иакова из Варацце, Петра Клюнийского («Клюниацкого»), Фомы, архиеп. Кантуарийского, Фомы Кемпийского, Фомы Кантипратана, Цезария Гейстербахского, «Книга о жизни братий-благовестников» и др.; в одном случае (при гл. 100) имеется ссылка на «книгу 1, главу 10» Т. Мора. Ряд рассказов, возможно, заимствован через посредство «Великого зерцала» и «Неба Нового». В качестве 2-го предисловия в «З. Б.» помещено «объяснение приветствия («целования») ангельского к Пресвятей Деве Марии, взятое из Псалтыри черниговской печати, при конце оной положенное» (текст, широко распространенный также в качестве отдельной статьи в рукописных сборниках XVII-XVIII вв.). При предисловии составителя и в ряде рассказов помещены вирши молитвенного и нравоучительного содержания. Книга написана на рус. языке, свободном от церковнославянизмов и излишних архаизмов.
Полезное
Смотреть что такое ««ЗЕРЦАЛО БОГОРОДИЦЫ»» в других словарях:
«ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО» — сб. религиозно назидательных рассказов, дважды переведенный с польск. на рус. язык в посл. четв. XVII в. Польск. источник перевода «Wielkie zwierciadło przykładów» восходит к широко распространенному в Зап. Европе сб. «Speculum exemplorum ex… … Православная энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
ГЕОРГИЙ — [греч. Γεώργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые… … Православная энциклопедия
КАТЕХИЗИС — [греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis], жанр христ. вероучительной лит ры. Как пособие для первоначального усвоения наиболее важных понятий и положений вероучения и церковной жизни К. предполагает краткость, ясность и однозначность… … Православная энциклопедия
«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ» — («Сказание о чудесах Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, о приглашении ангельского поздравления, иже принесе от Бога архангел Гавриил, приглашая радость Богородице: «Богородице Дево, радуйся»»), преимущественно переводной сб … Православная энциклопедия
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — [греч. Διονύσιος ὁ ᾿Αρεοπαγίτης; лат. Dionysius Areopagita], сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.), афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге. Согласно церковной традиции … Православная энциклопедия
Нехорошевский, Мартын — (Martin Nehorochewsky) гравер на меди XVIII в. Не обладая крупным талантом, Н. отличался необычайной плодовитостью: им награвировано огромное количество народных картинок, преимущественно религиозного содержания, подробно описанных Д. А.… … Большая биографическая энциклопедия
Иоанн Тобольский — Иоанн Тобольский … Википедия
ДОМИНИКАНЦЫ — Мадонна с Младенцем, со святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. Худож. фра Беато Анджелико. Между 1424 и 1430 гг (ГЭ) Мадонна с Младенцем, со святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. Худож. фра Беато Анджелико. Между 1424 и 1430 гг… … Православная энциклопедия
Литания Пресвятой Деве Марии — Литания Пресвятой Деве Марии католическая молитва к Богородице, построенная в форме литании. Одна из семи литаний, одобренных Церковью для всеобщего использования. Называется также Лоретанской литанией по названию Лоретанского… … Википедия
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.