икона дух и материя
Дух и Материя: О подмене ценностей и возрождении духовности
13 апреля 2017 Автор: Александр Харин
Дух и материя, духовное и телесное.
В борьбе между Духом и Материей в нашем мире побеждает она, Материя. Еще её называют матерью всего живого, всего сотворенного.
Хотя какая она сейчас Мать? Создается ощущение, что мать загуляла не с тем отцом. Матерь стала нам, людям, ее детям, обычной мачехой. Ведь нынче-то выбирается для жизни всё какое-то неживое, мертвое, бездыханное. То, что нынче не имеет Духа, нашего Праотца в себе.
Человеческий мир стал сильно зашорен на материальном. Почему?
Почему смартфоны с надкушенным яблоком, дорогие железные поповозки и пластические правки на лице пользуются бОльшим спросом, чем естественная красота, интуиция и духовная сила?
Почему классическая литература и классическая музыка сменилась пустыми постами в соцсетях? Понятие «любить» стало обозначать занятие сексом. А все дела хорошие и плохие мы обозначаем половым актом.
Почему-то Бог ушел из нашего сердца и души куда-то восвояси? Куда ушел? В церкви его ищут на иконах, а в быту о нем не вспоминают, ведь надо деньги зарабатывать. И только в социальном мире его призывают, но лишь с целью провести магическое заклинание «Дай Бог… Не дай Бог…». Где Бог? Люююю-дииии.
Да, я кричу об этом, мое сердце рвется на куски. Я все больше наблюдаю, как все чистое и ценное становится очень дорогим и недоступным. А суррогаты да модифицированные продукты занимают все полки в магазинах. Хорошего вина, сыра нужно поискать. Мужские поступки в дефиците. Чистой любви уже никто не помнит. Истинную дружбу забыли.
Да, есть возможность найти чистую веру где-то среди староверов и истинных христиан, но этого так мало, как капля в море.
Почему я кричу? Не хочется больше жить в искаженном мире, где каждый пялится в свой сексуальный робот, имеющий много гигабайт электронной памяти. Хочется парить духом, познать истинное блаженство души, чистое человеческое общение. Хочется возродить Духовное, дать ему, наконец-то место в жизни. Хочется БОГА!
Еще очень хочется открыть миру правду, а людям глаза на мир.
Дух и Материя
В чем правда? Правда в том, что Дух сотворяет Материю. Он является Праотцом. Поэтому Бог должен быть всегда первым. Первым в Душе, в любом деле. Бог должен стоять первым даже в паре страстно любящих людей, ведь страсть уйдет, а Бог останется.
С ним нужно разделять трапезу, свои чаяния и надежды. В нем нужно видеть смысл жизни.
Дух сотворяет материю. Что это значит для обычного человека?
Это значит, что когда мы будем выращивать овощи, мы не будем искать мгновенной прибыли и не будем накачивать их чужими генами. Мы не будем манипулировать в бизнесе, и не будем лукавить в жизни. Мы будем честны в любви и в отношениях.
Мы никогда не позаримся на чужое, никогда своим взглядом не наведем сглаз. Мы будем держать слово, будем выполнять обещания.
Нам не нужны будут дорогостоящие юристы, ведь никто никому не солжет. Нам не нужны будут дефицитные лекарства, ведь воздух станет чище, а пища здоровее. Еще мы не будем заедать стресс и не будем страдать ожирением.
Да много еще чего лишнего уйдет из нашей жизни.
Подмена истинной духовности ее материальной составляющей – это когда дома нет родителей, поэтому можно куролесить, можно сжечь квартиру, никто не наругает! Так, если Бога нет в душе, мы начинаем расшатывать и разваливать мир, в котором живем. «Живем один раз» – эгей, живи ни о чем не жалей!
Дух сотворяет материю в прямом смысле. Материя – это земля. Да, она плодородна, живородяща, но она пуста. Пуста до тех пор, пока в нее не войдет Дух, зерно, благая вера и благая мысль. Земля начинает родить только то, что в нее положишь. Посеешь пшеницу – вырастет пшеница. Упадет семя амброзии – поле покроется бурьяном.
Дух – это самое сильное живое семя жизни. Дух Божий – это плодородное живое семя. И только если он прорастет в нашей душе, только тогда мир станет здоровым и счастливым.
Мне хочется, чтобы мы с вами вернулись во времени немного назад, где слова Бог, душа, вера, любовь и дружба что-нибудь да значили в нашей жизни. Или уж переместились туда в будущее, где Дух Животворящий возродит нашу душу, а потом и всю жизнь.
Мне хочется жизнь без суррогатных подделок. А также хочется знать, что когда я оставлю этот мир, он не будет напоминать выжженную землю или кладбище радиоактивных отходов.
Хочется уйти из чистого материально мира, в другой чистый духовный.
Я за возрождение духовности. Присоединяйтесь.
Дух и материя
Дух и Материя объединены в пространстве. Объединяясь, они начинают свое существование в их сфере зарождения. В этом единстве творятся формы Сущего и проходят свои круги усовершенствования. Объединившись с материей, дух может освободиться лишь путем усовершенствования, ибо с момента осознания освобождения утверждается отрыв. В Космической Лаборатории эти два принципа – объединение и освобождение – основы творчества. Лишь стремительность духа приводит к освобождению, которое отзывается на сознании и сердце. Стремление духа нагнетает тончайшую вибрацию. Так освобожденный дух знает космическую огненную вибрацию. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. На пути к Миру Огненному устремимся к освобождению от материи.
Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, § 303
ВО ГЛАВЕ ВСЕГО ЗА ПОКРОВОМ МАТЕРИИ НАХОДИТСЯ ВЕЧНОЕ НЕПРЕКРАЩАЮЩЕЕСЯ ДЫХАНИЕ (ДУХ). НО НА ПЛАНЕ ПРОЯВЛЕННОГО ЦАРСТВУЕТ ВЕЧНО ЖЕНСТВЕННАЯ ПРИРОДА, или МАТЕРЬ МИРА – ШАКТИ – ЭНЕРГИЯ АБСОЛЮТА, ТВОРЯЩАЯ МОЩЬ ОГНЯ, «ОГНЕННОЕ ПЛАМЯ» (уловимый, «видимый» огонь), единосущее с нашим высшим принципом.
Дух и Материя на высшем плане ЕДИНЫ. Это два ПОЛЮСА Единого Элемента, или ОГНЯ. Дух есть сублимированная Материя, Материя есть кристаллизованный дух. Одно не существует без другого.
Все имеет свой период кристаллизации и сублимации, свой период выдоха и вдоха, подобно Космосу. Все кристаллизованное ОБРЕЧЕНО на распад. Привязавший свое представление о своей жизни только лишь к полюсу Материи ОБРЕЧЕН. Считающий человеком – его тело и отрицающий бытие духа – высших принципов, более утонченных субстанций, отрицающий свою ИСТИННУЮ СУЩНОСТЬ – ОГНЕННОЕ ПЛАМЯ, ТЕМ САМЫМ САМ ОБРЕКАЕТ СЕБЯ НА КОНЕЦ.
Николай Уранов. Размышляя над Беспредельностью, ч. 2, с. 125
ДУХ И МАТЕРИЯ (2) *
(Из Посланий Высокого Источника)
«Девальвация слова, отведение ему роли посредника сознания привели к обнищанию мантрической культуры и загромождению пространства битыми осколками следствия пустословия. Воспринимая каждую букву как священный сакральный символ, в древние времена трепетно и благоговейно относились к знаковым начертаниям, а тем более к произнесению речи. Мантрическая культура знала и знает о слове не как об оболочке звука, но как о средоточии дарованной силы. Слово – сотворец Высшего Мира. Слово – аспект великого дыхания жизни. «Сказано – сделано» – выражение, определяющее кармическую цепь реализации, и временные промежутки здесь не могут иметь существенного значения. Выполняющий обет правды не сможет солгать, ибо сила его слова исполняет выпущенную в пространство силу речи.
Мантра являет собой не пустое бормотание, но создание нагнетения мощи силы Бога и распространение Его воли воздействия на тамасические структуры.
Отношение к начертанию как драгоценной реликвии, имеющей силу благословения Высшего Мира, развеяно современным нигилизмом и дерзостью попрания всего святого в это мире. Но от этого священные печати и сокровенные мантры не потеряли свою огненную силу.
Выражая почитание, торжественность и устремление в одно и то же время, произнесение священных слогов создает привлечение божественного луча и радиацию, истекающую из Духовного Мира. Посредничество между Миром Света и земным существованием делает мантрическую силу соединяющей миры. Без молитвы, без сокровенных слов сердца не может обойтись ни одна религия, какой бы она примитивной ни была. Даже выродившиеся культуры сохранили возгласы как средство вызывания или привлечения божества для участия в земных делах.
Воздействуя на действительность, мантра являет собой творческую силу, проникающую во все царства вселенной, в каждом своем элементе. Вызывая священный трепет возмущения эфира, она прилагает усилия стихий, находящихся в тонком состоянии, к формированию цепи удачных событий, приводящих к благоприятному следствию. Так выражается на земле скрытая идея божества, заложенная в семени мантры. Расшевеливая Браму или других богов, мы тем самым пробуждаем какую-то одну в отдельности или взятые вместе силы.
Рунические знаки, сензар и санскрит обладают скрытой мантрической силой. И это не голословное утверждение, но результат опыта мудрецов многих тысячелетий, по крупицам собравших жемчужины этого опыта.
Данность определяется как полнота вселенского мгновения, вмещение бесконечной силы и неограниченность кармических возможностей от реализации напряжения творческих идей. Данность явлена как всеохватная и непрекращаемая энергия жизни, неумирающая и нерождаемая пранава. Больше всего здесь уместно определение Данности как вечного, беспредельного и неумирающего «ОМ», растворенного во всех мирах и удерживающего Беспредельность в строгой и прекрасной гармонии. Ощущающее себя фениксом, расправившим огненные крылья на вершине пирамиды бытия, сознание теряется от такой неограниченной власти духа. Осознавая такое состояние, человек становится буддой. Носитель сопричастности сердечной силы ко всей вселенной воспринимает себя неразрывной и единой частью вселенского человека.
Обыденность как фундамент построений жизни скрепляется необычностью виденного, горестью и радостью, интересом и разочарованием, любовью и ненавистью. Но все эти явления лишь аспект постижения знания и накопления мудрости, опыт которой ведет к явлению всезнания, уже заложенного в сердце каждого человека.
Человек – Владыка Духа-Силы,
Накопления Огня в веках.
Он – Творец Миров – Дух Свето-крылый!
Его поступь в жизни велика!
Человек есть Дух Любви Нетленной
И Творец Космических Миров.
Он – Владыка Мощи Сокровенной
И Хранитель Огненных Основ.
Собиратель опыта Земного
Через личности Земной тела.
Небожитель Мира Огневого
На Земле растит Любви Крыла.
Он проходит через все страданья,
Через боль, отчаянье и страх,
Чтоб окрепнуть Духом в испытаньях,
Стать сильнее в Огненных Мирах.
Он горит Огнём Неугасимым –
Высшим Светом Святости Своей.
Он творит Миры Невыразимые
В Беспредельности Живых Идей.
Он рождает Мыслью Световою
Высших Сфер Сияющий Покров.
Он Любовью Высшей Огневою
Сотворяет Вечность Свет-Миров.
Человек – не личный прах могилы,
Исчезающей в Земле сырой.
Он есть Дух Творящий Свето-крылый –
Дух-Творец Триады Огневой!
__________________________
Осознать своё предназначение –
Значит осознать Себя Живым,
И войти с Собой в соединение –
На Земле стать Свето-Огневым!
Романова Татьяна Викторовна 26.02.2013 Стихи.ру
Пришло время Мое, и собраны силы. Плотная материя должна пропустить духовный разряд страшного напряжения, равно как и оболочки людей. Тысячелетия готовились к этому Часу, и близится Час. Занавесь Храма разорвалась и твердь поколебалась, когда Уходил, Приход будет еще более величественен. Уходил униженным, Приду как имеющий власть. Силы Света утвердят свою мощь, и утверждение это будет явное и при свете дня. И в прах распадутся все построения людские на невежестве, неверии и отрицании. Незыблемость отрицающих построений людских поколеблена будет до основания, а основание снесено. И знак Моего войска будет миллиард. Мера терпения Моего переполнилась, и Космическая Воля диктует судьбу мира. Немеет и поникает самомнение, самонадеянность, невежество и мудрость земная, когда грозные космические явления свидетельствуют силу свою: Огонь мощен. Огнем Утвержу мощь огня, низведенного с Неба на Землю. Космические часы отбивают ритм непреложности. И людям придется смириться перед величием Высшей Воли. Эпоха Майтрейи настанет нежданно, нежданно и стремительно. Даю знак предупреждения. Имеющие уши слышать да слышат и глаза, чтобы видеть, пусть видят, ибо приблизился Час.
«Не надо смущаться, если кто приложит слово ФИЗИОЛОГИЯ к Миру Высшему. Конечно, каждый сознательный человек выберет наименование более достойное, но для среднего понимания и материя, и физиология не будут неверными определительными. Материя есть дух, физиология есть закон Бытия. Никто не может сказать, что дух не вмещает всего. Физиология – только условное определительное многих действующих законов.
Конечно, при глубоком изучении найдутся и более отвечающие наименования. Но даже для самых высших понятий можно найти сопоставления в физическом обиходе. Люди не закрывают накрепко больной зуб или открытую рану. Они понимают необходимость доступа воздуха, чтобы не лишить полезного вещества, также и духовное познавание не должно быть лишено общения с Миром Высшим. Также как телесная гигиена необходима для земной жизни, также нужна и профилактика духа. Не удивляйтесь, что и Мы прилагаем врачебные термины к духу, но ведь таким образом и врач почувствует, что его сфера близка Миру Высшему.
Пусть каждый от своей меры, хотя бы терминами механики, направляется к тому Единому Пути.
Особый ущерб расширению сознания нанес тот, кто противоставил дух материи. Конечно, можно часто слышать, что материя есть уплотнение духа. Такое определение легко заслушивается, но грубая очевидность, помимо сущности, крепко стоит на давнишнем подразделении.
Нелегко затемненному воображению представить все состояния духа! Можно вспомнить, как некий дикарь ушиб приятеля камнем и просил простить, ибо думал, что кусок духа не причинит боли.
Утверждение состояния духа должно усилять науку. И наука должна помочь прояснению человеческого воображения» Учение Живой Этики: АУМ, 209, 532.
Материя вечна, и вечна жизнь, но временны формы материи, в которых вечная жизнь проявляется. Вечный дух проявляется тоже в этих временных формах, но имеет в себе вечную жизнь. Это нужно знать и в это поверить, прежде чем достичь непрерываемого состояния сознания, то есть бессмертия. Сказано было: «Верующие в Меня имеют вечную жизнь». Неверующий и отрицающий бессмертие духа жизни не имеет в том мире, ибо там царствует мысль. И тот, кто в мыслях своих отрицает жизнь после смерти тела, лишает себя возможности существования. Конечно, его дух не умирает, но сознание мертво, ибо мыслью своею отрицающий жизнь себя жизни лишает. Сказано было: «По вере вашей Дано будет вам», то есть по мыслям вашим и представлениям вашим о возможности жизни вне тела после освобождения от него будет и жизнь ваша в Надземном. Этим губительно отрицание – сила отрицающей жизнь мысли проявляется в Мире Тонком, где все творится и движется мыслью. Подобно каменным истуканам, стоят там отрицатели жизни, убившие в себе жизнь. На Земле они еще живы в теле, хотя и умерли в духе, но там, где нет тела, там властвует мысль, которая либо дает жизнь, либо ее убивает. Потому так важно мысли свои о бессмертии утвердить, пока еще на Земле. Великие Учителя Приходили на Землю, чтобы сказать или напомнить людям об этом, ибо коротка память людская. Но Провозвестие быстро покрывалось позднейшими наслоениями и тонуло в омертвелых толкованиях, а дух Учения заменялся буквою или догмой. Темные иерофанты о бессмертии знают, но держат это знание для себя, стараясь вытравить его из сознания людей. И даже большие умы среди отрицателей не понимают, насколько нелепа и бессмысленна жизнь в теле, если считать, что ею и ограничивается все.
И победа духа над собою самим, вернее, над оболочками, его облекающими, заключается в том, чтобы не они им управляли и определяли его движение, но он сам, дух, которому дана власть над всякою плотью, а также и над всеми своими оболочками, или телами, в которые временно он заключен. Ведь все они, выполнив свое назначение собирания нужного для восхождения духа опыта, будут сброшены и оставлены в тех мирах, к которым принадлежит их материя, дух же – Огонь, в теле Света, огненном и непреходящем, поднимется выше, в сферы свои, чтобы снова продолжить свой путь в Беспредельность, все снова и снова облекаясь в новые тела, или оболочки, необходимые ему для приобретения новых знаний и нового опыта, столь нужного для сознательного пребывания в Высших Мирах. И не счастливая и беспечальная жизнь на Земле, но именно страдания дают духу опыт ценнейший.
Воплощенный в тело дух находится в круговороте биполярных явлений, движущихся в спирали времени. Недвижим Безмолвный Рекордер. Вечно смотрящий и рекордирующий Безмолвный Свидетель запечатлевает все в Чаше, нетленном хранилище всех накоплений. Но в движении все, все оболочки. Через них течет материя соответствующих им планов. Но недвижим Смотрящий. Тайна Его непостижима сознанием. К пониманию ее можно лишь приблизиться. Когда-то где-то может стать она достижима, но лишь только частично. Это будет тогда, когда времени уже больше не будет и обольщение времени, пространства и вещей будет разрешено или побеждено. В Мире Тонком явление времени и расстояний уже иное. В Огненном Мире оно изменяется в корне. В мерах условной биполярности живет человек на Земле. Но даже в плотном мире биполярное зрение уже позволяет видеть одновременно оба полюса вещи единой, и уже мысль не знает земных расстояний. Так постепенно и на Земле можно уже подходить к пониманию логики мышления Высших Миров. Но для этого требуется некоторая отрешенность и как бы изолированность от жизни обычной, обывательской, ибо Царство Света не от мира сего. Но жить приходится на Земле, в теле земном. И Землю оставить беспризорной нельзя, зная при этом, что тот опыт, который она дает, невозможно приобрести другим путем. Потому нужно мудро суметь сочетать надземное и земное и, касаясь головою неба, крепко ногами стоять на Земле.
Слышите ли Наши сожаления, когда единство нарушается? Пусть врач представит себе человека, состоящего лишь из мускулов или только из нервов, – такой организм не может существовать. Но можно ли представить себе эволюцию лишь материалистическую или только идеалистическую? Ни та, ни другая не жизненны. Только полная эволюция всех понятий может преображать жизнь. Это не назовем синтезом, ибо синтез предполагает сложение некоторых частей, но в случае эволюции не будет механического сложения, – мускулы и нервы эволюции представляют один организм, Уродливо будет вообразить, что организм может жить, лишенный одного из двигателей. Потому в истории человечества можно проследить, как недолговременны были даже расцветы государств и народов. Пока не будет найдена гармония всех основ эволюции, до тех пор человечество будет хромать.
Также рассмотрим, правильно ли понимается понятие материализма и идеализма. Найдем, что оба они толкуются неправильно. Когда люди знают, что материя есть и дух, и каждое их состояние есть лишь проявление той же всеначальной энергии, то каждая попытка разъединить будет убога. Материя является понятием условным в руках невежд. Так же точно идеализм есть лишь пустое знамя в руках неразумных.
Пусть не умаляют великую эволюцию, пусть призовут все науки, чтобы рассуждать основательно. Лишь при научном методе люди признают значение эволюции.
Мыслитель говорил: «Граждане, зачем вы подвязали одну ногу? – Не годится на долгий путь» Учение Живой Этики: Надземное, 453.
(Матерь Агни Йоги). Преодолеть в себе ветхого человека трудно еще потому, что все низшие оболочки восставшего духа насыщены тяжелыми частицами неизжитых свойств. От этих частиц плотной, астральной и ментальной материи освободиться в одночасье невозможно. Очищение это нужно, но требует времени. Для понимания различия разных видов хотя бы плотной материи можно взять для сравнения тела пьяницы и подвижника. У первого оно разлагается уже при жизни, разлагается от тяжких плотных дымных частиц зараженной низшими флюидами материи, у второго оно настолько очищено, и материя его настолько чиста, что даже после смерти оно может сохраняться очень долгое время, не подвергаясь разложению. Та же разница имеется и в материи астрального и ментального тел. Вопрос очищения очень актуален, и каждый стремящийся к Свету должен пройти через процесс очищения всех своих оболочек.
«Помощь может прийти неожиданно. И джины могут послужить. Усилия не следует ослаблять в направлении дома Нашего. Невидимо ведем. В тайне рождается кристалл осуществления. В тайне растут крылья духа. Без добрых дел не вытянуть воз земной кармы из грязи невежества. Откроется возможность невиданная. Духу дано утверждать дела земные. Духу дано подниматься, улучшая план земной. Поступая разумно, добьемся успеха в деле. Но торопящийся не всегда успевает быстрее того, кто умеет ждать. Плод кармы должен созреть. Сорвав его преждевременно, рискуют отравиться. Но упавший к ногам плод спел и сладок. Утверждая милосердие, нужно хотя бы медленно, но карабкаться вверх.
Власть мантры усиливается верой, надеждой и любовью – этими тремя аспектами религиозного чувства. Они возбуждают сосуды мудрости, которые принимают силу вдохновенной молитвы. По руслам тантр текут реки космической силы. Сердце находит свои звучные формулы, для которых существует эта тончайшая связь. Эта великая серебряная струна, разорванная человечеством сегодня, пребывает в духовном атоме и ожидает мгновения, когда огонь кундалини, поднявшись из царства муладхары по позвоночному столбу, наконец соединится с нею, замкнув цепь от Единого до отдельной монады.
Иконография праздника Пятидесятницы
Как сошествие Святого Духа на апостолов изображалось в разные эпохи
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Православные иконы условно можно разделить на два типа. К первому относятся изображения, которые содержат минимум деталей и вполне понятны всем молящимся. Во вторую группу входят иконы, имеющие многоплановую структуру, насыщенные множеством символов, не всегда понятных. Как правило, простые иконы — это изображения святых, одиночные или групповые. Радикальным образом от них отличаются праздничные композиции. Они зачастую настолько сложны для понимания, что, подобно трудным местам Священного Писания, нуждаются в толковании. Такова, например, икона, которая рассказывает нам о важнейшем событии в истории Церкви — сошествии Святого духа на апостолов.
Смысл праздника Пятидесятницы
Праздник Пятидесятницы (по-еврейски — Шавуот) в своем историческом развитии имеет ветхозаветное происхождение. Он был установлен в память о даровании израильскому народу десяти заповедей на горе Синай. Именно с этого момента потомки двенадцати сыновей Иакова, чудесным образом освобожденные Богом из египетского рабства, начинают свой исторический путь и превращаются в единую нацию. Пятидесятница — это день рождения еврейского этноса, его культуры, традиций, менталитета и глубинных религиозных чаяний.
Две тысячи лет назад, в один из таких праздников, в Иерусалиме, в комнате, где временами собирались ученики Христа, совершилась другая Пятидесятница — на апостолов сошел Святой Дух, и с этого момента простые рыбаки, ремесленники и, как сейчас бы их назвали, мелкие предприниматели, окончательно преображаются внутренне и становятся проповедниками Евангелия. Собравшиеся в Сионской горнице ученики Иисуса, приняв божественную благодать, получают все необходимые дары, чтобы создать на земле святую Церковь — ту самую Церковь, в которой происходит восстановление некогда разорванной связи Бога и человека.
Пятидесятница новозаветная тоже стала днем рождения народа – Церкви Христовой. Но этот народ имеет уже иные принципы своего бытия, нежели народ Израиля. Для члена Церкви абсолютно не важны ни его национальность, ни социальный статус, ни состояние здоровья, ни пол, ни возраст. Важно одно единственное условие — вера во Христа и следование Его святым заповедям. Все эти идеи и положены в основу иконы Пятидесятницы.
Ранние изображения сошествия Святого Духа
Изначально иконографический сюжет Пятидесятницы был совмещен с сюжетом другой календарной даты — Вознесения Господня. Это произошло потому, что оба праздника вплоть до V века отмечались в один день — через семь недель после Воскресения Христова. В таком подходе была своя, весьма резонная логика — сошествие Святого Духа на апостолов является исполнением того обетования, которое дал Спаситель ученикам перед Своим восхождением в небесную славу. Согласно книге Деяний, от Вознесения до Пятидесятницы прошло десять дней, но древние христиане не считали этот факт препятствием для совмещения двух событий. Пятидесятница была продолжением Вознесения. Это восприятие отразилось и на сакральных изображениях той эпохи.
Первые иконы праздника очень похожи на образы Вознесения — внизу стоят апостолы вместе с Богородицей, а вверху находится Христос, окруженный ангелами. Верхнюю и нижнюю половинки изображения отделяет фигура голубя, которая символизирует собою Святого Духа. Зачастую наряду с фигурой Спасителя изображается десница Бога Отца, а над апостолами видны языки пламени — явное указание на аналогичную деталь, приводимую в Деяниях. Описанная композиция была широко распространена и на Востоке, и на Западе христианского мира, но очень скоро она продолжила развиваться и изменяться.
Сначала восточные мастера убрали из иконы праздника фигуру Богоматери, поскольку это противоречило самой идее Пятидесятницы. Богородица послужила делу спасения человечества тем, что телесно родила Второе Лицо Святой Троицы. После Вознесения же богословский акцент в деле спасения человеского рода перемещается на домостроительство Третьего Лица Троицы – Духа Святого. Поэтому уже в конце VI века изображение Богородицы уступает место сложной аллегорической композиции, которая получила название Этимасии — Престола Уготованного. На этом престоле (символ Отца) лежит раскрытое Евангелие (символ Сына), а над ними парит Дух Святой в виде голубя. В целом это аллегория Святой Троицы, которая являет Себя во всей Своей полноте после Пятидесятницы.
На раннесредневековых иконах и росписях Этимасия находится либо среди апостолов, занимая место Богородицы, либо над ними. Самым ярким примером такого изображения является мозаика XII века в одном из куполов венецианского собора святого Марка. Престол с Евангелием и парящим голубем размещен в центре полусферы, от него радиально исходят огненные языки. А вокруг престола по окружности стоят апостолы, на которых эти языки и нисходят.
Примерно в то же время, что и Этимасия, на иконах Пятидесятницы появляется еще один новый элемент. Он иллюстрирует те строки книги Деяний, которые рассказывают о народах, пришедших в Иерусалим в день сошествия Святого Духа. Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях. Представители этих этносов и стали изображаться на иконах праздника непосредственно под фигурами апостолов. В таком виде композиция дожила примерно до рубежа тысячелетий, после чего произошла очередная смена ее структуры. Приблизительно с XII века появляется современная привычная нам каноническая икона Пятидесятницы.
Современная икона Пятидесятницы
В Средние Века перед византийскими мастерами возникла серьезная проблема. Ни Этимасия, ни изображения шестнадцати иноплеменников не могли в полной мере отобразить богословский смысл праздника. Этимасия не подходила потому, что была слишком аллегорична и вызывала противоречивую трактовку у полуграмотных верующих. Изображение же иноплеменников, хоть и соответствовало точному числу, указанному в Деяниях, не поясняло той мысли, что Святой Дух сошел через апостолов на весь мир и на все народы без исключения. Нужно было найти такую форму, которая в полной мере выражала бы универсальное значение праздника. Эта форма была найдена среди образцов античной живописи и скульптуры. За основу была взята композиция «Учитель и ученики», широко распространенная в Древней Греции и Риме. На ней обычно изображался какой-либо философ, поэт или врач, вокруг которого в виде подковы размещались слушатели. Точно такую же структуру имеют современные иконы Пятидесятницы.
На ней в виде подковы изображена скамья с сидящими на ней Апостолами. За ними находятся стилизованные колонны, портики, окна и прочие архитектурные элементы, указывающие на то, что действие происходит внутри помещения. С неба на учеников спускаются лучи, которые оканчиваются красными язычками пламени. Всего этих язычков двенадцать — по числу апостолов. В центре подковы находится пустое пространство, внутри которого стоит человек в царской одежде и короне на голове. В руках он держит перед собою большой кусок материи. На большинстве икон он подписан словом «Космос».
Если с остальными элементами все понятно, то на странного «космического» старца следует обратить особое внимание, поскольку именно это изображение несет символическую нагрузку, чаще всего совершенно непонятную светским людям. К примеру, в наши дни некоторые уфологи видят в этой фигуре доказательство того, что Церковь якобы знает о существовании внеземных цивилизаций.
На самом деле все просто. Человек в центре — это символ всего сотворенного Богом мира, всей вселенной, всего космоса. Он заменил собою те самые шестнадцать фигур иноплеменников, которые размещались под ногами апостолов на более ранних изображениях. Седовласый длиннобородый старик стал наиболее удачным образом для выражения той мысли, что Святой Дух через Церковь освящает весь мир и всякую тварь, живущую в нем. Старец изображен с полотнищем в руках — в древности считалось, что к святыне нельзя прикасаться голыми руками, и для этого применяли особые покровцы. Вообще-то Космос появился не сразу. Раньше на его месте изображались император и варвар как представители христианских и нехристианских народов. Но со временем они были заменены единым универсальным персонажем.
Правда, с XVII века на православных иконах Пятидесятницы снова стала изображаться Богородица, но эта традиция по своей сути чужда восточному богословию и выработалась под влиянием католичества. И все же, в любом композиционном варианте, икона Пятидесятницы — одна из самых ярких в истории христианства. Она кратко и емко выражает важнейшую идею, что Бог воплотился, пострадал, воскрес и устроил Церковь не для отдельно взятого племени или народа, а ради спасения всей вселенной.