икона двигается что значит
Чудо иконы Мадонны с двигающимися глазами из церкви в Римини
На иконе Мадонны в церкви Санта-Кьяра в Римини (Италия) в 1850 году начали двигаться глаза. Первые это заметили графиня Балдини, ее приемная дочь и еще одна молодая девушка. Две девушки вернулись в церковь на следующий день вместе с другими женщинами и священником и снова видели, как зрачки Мадонны закатились так, что остались видны один белки.
В Санта-Кьяру устремились паломники, и епископ Римини распорядился, чтобы икону перенесли в церковь святого Августина, самую большую в городе. Было предпринято триумфальное шествие по главной площади Римини. Когда Мадонну переносили на новое место, во время которого епископ Фаенцы благословил людей Ее ликом, снова было замечено движение глаз.
Многие известные знатные люди и духовенство подтвердили этот факт. Кардинал Чьакки поклялся, что видел, как левый зрачок Мадонны закатился семь или восемь раз: «Мне кажется, что однажды я заметил движение и в правом глазу, но я ие настолько уверен в этом, чтобы поклясться».
Правитель Урбино видел, как глаза медленно двигались слева направо и обратно. Епископ из Пезаро, который плохо видел, взобрался на стол при дневном свете, чтобы разглядеть чудо, которое ему не удалось увидеть вечером. Он не был разочарован:
«Пока я стоял там, пять минут или более я не мог разглядеть никакой перемены в святых глазах, хотя верующие, толпящиеся внизу, были так возбуждены, что по их страстным восклицаниям я понял, что они видят больше, чем я. Я вознес пламенную молитву Деве, умоляя Ее. чтобы и я мог видеть, хотя бы однажды, свидетельство Ее наивысшего могущества.
В этот момент — и мои глаза заполнили слезы — я заметил блеск зрачков, когда они проследовали слева направо и обратно, и потом я видел, как левый зрачок двинулся к верхнему веку настолько, что почти совсем скрылся, и остался только белок. У меня из глаз полились слезы, и я так сильно задрожал, что вынужден был спускаться с помощью двух священников».
Епископ из Пезаро добавил, что потом он вернулся в Римини с паломниками из своего диоцеза (приход) и провел много часов перед святым ликом Мадонны, но не увидел больше ничего подобного.
Епископ из Пезены говорил, что Дева опускала и поднимала глаза и однажды посмотрела на него «на мгновение таким нежным взглядом, что я не мог сдержать слез». Каноник Канзи из Болоньи не смог ничего разглядеть в театральный бинокль и принес сильный бинокль, который позволил ему увидеть движение глаз.
Хотя Иосиф Пини, приходской священник из Сан-Грегорио (Болонья), заметил движение глаз, когда первый раз посетил церковь, он отнесся к этому с подозрением и подошел поближе к алтарю, чтобы проверить, нет ли там следов мошенничества. Он оставался там так долго, загораживая обзор прихожанам, что они начали недовольно шептаться. Он отошел в сторону, и в толпе снова послышались крики, что глаза зашевелились.
Отец Пини рассказывал:
«Я был убежден, что ничего подобного не произошло. Я воскликнул громко: “Нет, нет, мы не должны обманывать себя. Это не понравится Деве. Сейчас нет никакого движения”. Тогда крики стихли. О! Мои сомнения лишь усилились! Кто знает, говорил я себе, не ошибаюсь ли я? Кто знает, может, это не одно лишь воображение? Потом, через мгновение, я увидел абсолютно четко, как два зрачка двинулись к небесам и почти полностью скрылись за веками, осталась только тонкая черная полоска, а белок распространился на весь глаз».
Самое тщательное исследование иконы Мадонны было предпринято после того, как перемещения, которые продолжались довольно часто на протяжении шести месяцев, почти прекратились и икона была возвращена в церковь Санта-Кьяра. Проверку проводили семь уважаемых людей, трое из которых были священники.
В икону воткнули две иголки, и натянутая между ними нитка отмечала нижнюю границу зрачков. Потом семеро, которые решили наблюдать за иконой всю ночь, приступили к молитве.
Со словами: «Обрати Свои благословенные глаза, о наша Защитница, к нам» — глаза Мадонны начали двигаться из стороны в сторону. Каждый по очереди взобрался на стол и удостоверился, что, когда зрачки закатились, появилась значительная щель между нитью и их краем, которая исчезла, когда зрачки опустились.
Несколько свидетелей в Римини заверили, что менялся также цвет лица Мадонны, от бледного к розовому. Некоторые были убеждены, что видели движение губ, а отцы Константино и да Форли, оба капуцины, клялись, что видели, как слезы капали из Ее правого глаза.
Епископ Римини, который проверял результаты работы комиссии, проштудировал массу отчетов и показаний о случившемся в церквах Санта-Кьяра и святого Августина, включая большое количество заверенных клятвой свидетельств, среди которых были свидетельства кардинала, трех епископов, других церковнослужителей, знати, художников, юристов и докторов.
11 января 1851 года он обнародовал свое заключение, в котором говорилось: «Факт, что совершались чудесные движения глаз на иконе Святой Богоматери, можно считать доказанным».
День иконы Казанской Божией Матери: как отмечают и что запрещается делать
4 ноября 2021 года православные верующие отмечают День Казанской иконы Богородицы, которая помогала русским воинам защищать Отечество.
Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок
В православных храмах в этот день проводят праздничные богослужения, а накануне — великую вечерню. Сразу два праздника, посвященных Казанской иконе Божией Матери, отмечают верующие — первый 21 июля, второй — 4 ноября. И если летнее празднование приурочено ко дню чудесного обретения образа в Казани в 1579 году, когда в уничтоженном пожаром городе была найдена нетронутая огнём икона, то второй — осенний — церковь установила в честь освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году.
Мозаичная Казанская икона Божией Матери на ограде храма Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Фото © ТАСС / Ирина Дмитриева
Русское ополчение всю ночь молилось перед святыней накануне решающего сражения. Считается, что благодаря помощи Богородицы 4 ноября 1612 года удалось освободить Москву от польских интервентов. После этого князь Пожарский построил на Красной площади храм Казанской иконы. Почти 300 лет там хранился список чудотворной иконы. В настоящее время он находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
Как празднуют День иконы Казанской Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва).
Православные почитают икону Казанской Богоматери как заступницу от бед. Ей молятся те, кто нуждается в помощи и поддержке. Издревле на Руси Богородица считалась покровительницей незамужних девушек. Поэтому 4 ноября часто играли свадьбы. Праздник сулил новобрачным счастье, взаимопонимание. Для этого во время венчания невесте давали подержать икону Казанской Божией Матери. В ранней дохристианской традиции на Руси этот день был посвящён молодым незамужним девушкам.
Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок
Во время праздника иконы Казанской Божией Матери всегда открывались осенние сельские ярмарки. В храмах было принято молиться о здоровье родных и детей. Девушки просили чудотворный образ о скором и счастливом замужестве. Было принято свататься 4 ноября. Дома готовили много вкусных блюд.
Казанская осенняя — была ещё и временем расчётов за выполнение строительных работ. 4 ноября было принято рассчитываться с наёмными работниками. Также в этот день проветривали подвалы и кладовки, подпаливали можжевельник и окуривали им помещение. Считалось, что после такого обряда запасы будут храниться дольше и не потеряют свою первоначальную свежесть.
Этот день на Руси считается переломным. Поскольку после него в свои права вступает зима. О том, насколько суровым будет предстоящее время года, люди узнавали по приметам. Например, если в этом году был очень богатый урожай, значит, зима будет холодной.
Что запрещалось делать 4 ноября
В этот день запрещено ссориться, негативно мыслить. Важно преодолеть разногласия, не поддаваться конфликтам. Нельзя также прибираться в доме, стирать бельё, мыть полы, заниматься мелким ремонтом. Не советуют совершать дальние поездки, так как обратный путь может оказаться трудным. Нельзя заниматься тяжёлой работой.
Вот и вторая часть из трех планируемых статей о разоблачении.
Очень часто в комментариях я читаю одно и то же, мол «мы не поклоняемся мощам либо святым либо иконам» и вроде как просто почитают их либо просят их о чем то. Но вторая заповедь запрещает это дело, то есть запрещается не только поклонение идолам и другим богам, но и всяким изображениям,кумирам представляющих живых существ либо человека, то есть запрещает поклонение чему либо кроме бога. Сам Бог считает себя ревнителем, то есть мужем, а женой он называет свой народ (верующих в него).
14. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его — «ревнитель»; Он Бог ревнитель.
(Книга Исход 34:14)
Ну и вот еще цитата
24. ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель.
(Книга Второзаконие 4:24)
5. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израилев: Богом всей земли назовется Он.
(Исаия 54:5)
Так же пророк Осия тоже писал:
2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа.
(Осия 1:2)
А вот цитата о том как Бог все позиционирует:
22. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23. потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…
(Послание к Ефесянам 5:22-25)
14. Не прелюбодействуй.
(Книга Исход 20:14)
6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Св. Евангелие от Матфея 6:6)
И в этом дуэте не может быть посредников (или вы любите отношения втроем, вчетвером? или же чтоб кто то еще присутствовал и смотрел?). Естественно это прообраз, аналогия. Но главное то что? сам Христос говорит что бог слышит нас всех, надо ему молится.. зачем посредники? Что касаемо идолов и вообщем всех изделий рук человеческих:
18. Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение?
19. Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет.
20. А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!
(Аввакум 2:18-20)
3. Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,
4. покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.
(Иеремия 10:3,4)
Забавно ведь получается. серебро, золото.. идолы различные.. ничего не напоминает? (купола позолоченные, внутри все из золота, серебра)
12. А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
(Псалтирь 113:12)
13. Плотник, выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.
14. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.
15. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.
16. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».
17. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
(Исаия 44:13-17)
3. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону.
4. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5. Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
(Книга Исход 32:3-5)
Это не просто золотой телец, а прообраз бога, таким каким его представляли люди. То есть люди не нарушили первую заповедь:
3. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
(Книга Исход 20:3)
Они не создавали себе другого бога, либо другого кумира.. они попросту так видели Господа. Зато они нарушили вторую заповедь:
4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…
(Книга Исход 20:4)
4. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
(Четвёртая книга Царств 18:4)
27. Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.
(Книга Судей 8:27)
Еще одна цитата из библии где Гедеон сотворил ефод в честь Бога, но недаром тут написано что Израильтяне стали «блудно» ходить за ним.
Ну и посторонних быть не должно в храме, и нельзя прикасаться к каким либо предметам в храме.
3. пусть они отправляют службу тебе и службу во всей скинии; только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам.
4. Пусть они будут при тебе и отправляют службу в скинии собрания, все работы по скинии; а посторонний не должен приближаться к вам.
(Книга Числа 18:3,4)
А о чем говорят православные то? что всегда так было? что создавали скинии, украшали и это было нормально? но забывают то что людей туда не пускали.. а сидели там только священники, и явно не поклонялись храмовой утвари. Вот такая ситуация, откровенно говоря было сложно найти всю информацию и сложить ее в статью. Это вторая часть из трех, какие мысли у вас? что думаете?
Надеюсь не слишком заумно?
Ждем так же разоблачение мусульманства :))
И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.
а ведь они на серьезных щщах рассуждают о терминалах в храмах. А покойник Чаплин помнится обещал назвать их Невзоровками)
Думается, что это все, конечно, интересно, но похоже на разговор с пустотой. Контингент не подготовлен вовсе, а зачастую просто туп.
Всё что надо знать о логике ТС (пара цитат из комментов к первому посту серии)
Не было-бы вам интересно попробовать превратить ваши статьи по разоблачению библии в видео формат? У меня давно появилась идея, что можно завести канал где последовательно и основательно, разумеется с шутеечками, будет разбираться библия, её нестыковки, противоречия и расхождения между книгой и тем во что верят верующие. Есть опыт в блогинге, вёл личный блог на ютьюбе, но хочется большего. Всё необходимое для съёмок, камера, микрофон, свет, мотивация и руки для видеомонтажа есть. Почему не сделаю сам. библию не читал и даже если буду читать и пытаться записывать свои впечатления на видео, то получится что-то очень далёкое от нормального анализа, да и в одиночку потянуть и сценарий и съёмки и монтаж довольно самонадеянно. Ваш ответ можете прислать на buxler@gmail.com или предложите где с вами лучше связаться. Спасибо.
14. Не прелюбодействуй.
То есть не изменять с кем либо, а поклоняясь и молясь кому либо еще кроме бога вы изменяете ему с кем то.
Это какой-то позор, православные.
Давайте вспомним определения:
А что происходит на этом виде?:
Такая форма защиты веры, с применением силы, лично меня, как верующего, оскорбляет.
А теперь давайте заглянем в источники:
«Не делайте себе кумиров, и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь, Бог ваш.»
«3. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.»
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
Т.е. то, что делает человек, на совести самого человека. Бога, веру нельзя оскорбить какими-либо действиями.
Так а что мы видим на видео? Кто такие пришли к Васе и действуют, якобы, во имя веры? Во имя какой и чьей веры. Если они про православный крест, так цитаты из православных текстов выше. Сектанты? Гопники? Как по мне, так возможные фигуранты 282 УК РФ.
Может эти люди объявятся? Покажут лицо, назовут свои ФИО. Ну если им нечего стыдиться. Или есть чего?
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)