икона иисуса с овечкой

История становления иконы Добрый Пастырь и значение образа, символизм

Икону «Добрый Пастырь» можно считать символической иллюстрацией к Священному Писанию и Евангелию, в которых Спаситель называется пастырем овец (христиан). На ней Иисус Христос изображается в виде пастуха, окруженного овцами, или с ягненком (заблудшей овцой) на плечах. Иконографический тип был заимствован у античных художников и скульпторов на заре христианства.

Значение образа доброго пастыря в православии

В переводе с иврита «пастырь» означает «пастух». Этот термин впервые был использован в Ветхом, а затем подтвержден в Новом Завете. Смысл термина заключается в аллегории: пастырь должен заботиться о своей пастве (христианах), как пастух о стаде овец. Учение, которое проповедовал Сын Божий, в своей сути содержит призыв любви к Богу, другим людям, он милосерден к раскаявшимся грешникам. Поэтому Иисус Христос – милосердный поводырь, который ведет тех, кто в него верует, дорогой к вечной жизни в раю.

История становления иконы «Доброго Пастыря»

На иконописный стиль изображения прообраза Сына Божьего оказали влияние древнегреческие мифология и искусство. С развитием христианского вероучения поменялся иконографический тип Иисуса Христа. Канонические изменения привели к тому, что раннехристианский образ оказался мало востребованным и был забыт.

Прообразы в античности

В изобразительном искусстве Древней Греции есть два персонажа, изображения которых, по-видимому, послужили прообразом Спасителя. Это Орфей и Гермес Криофор. Орфей, герой мифов, был музыкантом, певцом, любимцем бога Аполлона. Благодаря золотой лире, подарку Аполлона, Орфей мог приручать диких животных.

Гермес был в числе самых почитаемых в пантеоне античных богов. Он покровительствовал торговле, пастухам и путешественникам, спускался в царство мертвых, сопровождая души умерших. По легенде, Гермес получил второе имя Криофор (в переводе с древнегреческого Агненосец) после спасения города Танагра от чумы, обойдя городские стены с бараном на плечах. В его честь в Танагре был построен храм Гермеса Криофора. Греческий ваятель Каламид в VI веке до Р. Х. создал статую бога с ягненком на плечах. На скульптурных изваяниях Гермес изображен молодым атлетом с ягненком на плечах.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

Ранние изображения

На ранних ступенях развития христианства икон, как объекта для моления, не существовало. Христианское искусство началось с римских катакомб и саркофагов, которые украшали изображениями Доброго Пастыря. Это был не образ Сына Божьего, а символ его предназначения.

Древнегреческая скульптура Гермеса Криофора была использована в раннехристианской символике. Полное отождествление в приемах и форме объясняется преемственностью художественной школы раннехристианских скульпторов от античных. Исследователи христианства также полагают, что таким образом до IV века преследуемые христиане маскировали свое отношение к вероучению Иисуса Христа.

Орфей традиционно изображался в виде пастуха, окруженного овцами. Античные художники представляли его молодым, безбородым юношей, с флейтой или посохом в руке.

Самые известные раннехристианские изображения (I-II век), идентичные изваяниям Гермеса Криофора, сохранились в римских катакомбах. До IV столетия Библейские заповеди, в которых запрещалось изображать Бога, трактовались буквально. Поэтому изображения Доброго Пастыря этого периода не следует считать иконами или образами для моления Иисусу Христу. «Добрый Пастырь» в местах сбора единоверцев был символическим напоминанием о приходе Спасителя.

Христианские картины до V века написаны по однотипному сюжету, в котором прослеживаются черты античного образа Орфея. Как, например, мозаичные изображения, сохранившиеся в мавзолее Галлы Плацидии города Равенны.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

На выбор именно этих прототипов, судя по всему, повлияло несколько общих мотивов из мифологии:

Образы Доброго Пастыря этого периода – молодые, красивые, сильные юноши, без бороды, в эллинских коротких туниках.

Ветхий Завет

В первой части Библии, Ветхом Завете, есть откровения и псалмы, в которых Бога называют пастухом и Пастырем. В «Книге пророка Иезекииля» говорится от имени Господа, что он, как пастух, будет блюсти свое стадо, не давая ему разбрестись и потеряться в дни невзгод. В 22 псалме есть строка: «Господь – Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться». Пророк Исаия за 700 лет до Р. Х. предрек, что придет Мессия, который будет как пастырь пасти свое стадо.

Сравнение Всемогущего Бога Израилева с пастухом объясняется тем, что в древних деревенских общинах это был лидер общины, от которого зависело состояние стада, а значит, и уровень жизни сообщества. Кроме этого, присутствует метафора: сравнение человеческого общества (в данном случае евреев) с неразумным стадом овец, которому требуется направляющая сила.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

Новый Завет

В Новом Завете, как и в Ветхом, есть слова о роли Иисуса Христа, как пастыря доброго. В Евангелии от Иоанна, в 10 главе, цитируются слова Христа, в которых он называет себя таким именем, защищающим овец ценой своей жизни; знающим своих овец. В качестве жертвы за своих овец Иисус сам превращается в Агнца Божьего, искупительной жертвой за грехи человечества.

Когда в IV веке христианство стало государственной религией на территории Римской империи, произошло отделение христианского искусства от античных образцов. Сентиментальные образы не могли стать моленными иконами. Вместо стройного юноши-пастушка или атлета-бога с барашком на плечах появился иконографический тип Пантократора.

Первое время оба образа применялись параллельно, но постепенно Небесный Царь и Судья вытеснил жизнерадостного эллина. В период иконоборчества (VIII век) раннехристианские изображения Иисуса были уничтожены.

В европейские христианские церкви раннехристианское изображение вернулось в период Ренессанса (XIV-XVII век). Об этом сюжете первыми вспомнили светские художники, а затем он вернулся в иконографию, в убранство церквей в виде скульптур и витражей. Но широкого распространения старинный образ не получил и лишился признаков античности: стал старше, у него появилась борода, одеяние соответствовало иконописной моде. В XIX веке, как иконографический тип, он снова перестал пользоваться популярностью и исчез.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

Русская иконография

Русская православная иконография формировалась под воздействием византийской в период, когда Пантократор стал главным ликом в иконописи. Самые старые православные изображения Доброго Пастыря относятся к XVIII веку. Появлению этого иконографического образа способствовало влияние униатской западно-украинской иконописи, которая, в свою очередь, восприняла западноевропейские образцы из печатных гравюр.

Этот сюжет не содержится в православном справочнике по иконописи (ерминии), что означает, что он не каноничен для православия. Немногочисленные иконы XIX, начала XX веков свидетельствуют о том, что образ не получил широкого признания и распространения в православии.

Однако образ Доброго Пастыря преобразовался в облачение священнослужителей: омофор (накидка) – символ заблудшей овцы на плечах Доброго Пастыря, который несет заблудшую овцу в Небесное Царство к ангелам (незаблудшим овцам).

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

Икона Спасителя «Добрый пастырь»

Образ Спасителя «Добрый Пастырь» имеет два иконописных варианта:

Перед иконой молятся животноводы, любители животных, родители непослушных детей, отправляющиеся в долгий и опасный путь.

Источник

Об иконе «Пастырь добрый», или Когда Бог несет нас на руках

В православной иконографии большинство образов посвящено Пресвятой Богородице и разным святым. Но есть также и различные изображения Спасителя. Среди них контрастно выделяется «Пастырь добрый» — Христос держит на плечах овечку. Когда возник этот образ и как правильно его понимать?

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

Евангельская подоплека

На создание этого образа иконописцев вдохновили строки Евангелия от Иоанна:

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
…Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10-11,14-16).

Пастырь добрый — это Иисус Христос.

Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

Но ради их спасения на землю пришел Сын Божий — воплощенный Богочеловек. Он в прямом смысле положил жизнь свою за овец — принес Крестную жертву, чтобы примирить падшего человека с Творцом, воссоединить разорванную связь.

Ключ к пониманию образа

Человеку невозможно осознать глубину Божественной любви и милосердия. Но когда смотришь на икону «Пастырь добрый», частично чувствуешь это. Иконописцам удалось передать главные акценты. Мы видим, как Христос аккуратно держит эту заблудшую овечку на своих плечах. В руках у Него посох, а сзади — крест. Тот самый Голгофский крест, через который пришлось пройти Спасителю ради нашего искупления. Вот она любовь и жертвенность, готовность жизнь отдать ради человеческого спасения.

Ветхозаветный отголосок

Точно неизвестно, когда появилась эта икона. Но предпосылки к образу Пастыря мы находим еще в Ветхом Завете. Самые яркие примеры — это цитаты с книги Исайи и Псалтири.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой

Пророк Исайя, который жил почти за 800 лет до Рождества Христова, пишет:

Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

Псалмопевец Давид в псалмах называет Господа своим Пастырем:

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Для царя Давида, который до восхождения на царство пас овец, образ пастыря казался очень близким. Более того, на ранних изображениях «Пастыря доброго» Христос больно напоминал царя Давида в юности: молодого пастуха с посохом или крестом в окружении овец.

Со временем появились многие вариации на эту тему. Но все они, так или иначе, ведут нас к одной и той же мысли: милосердный Господь пасет свое стадо, а одну овечку, которой, наверно, хуже остальных, несет на руках.

Когда Господь несет нас на руках…

Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.

Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».

Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Источник

Добрый пастырь

Добрый Пастырь – один из древнейших иконографических типов, изображение Господа, которое создавалось христианами, начиная с первых десятилетий новой эры. На образ повлияли античные традиции изобразительного искусства, и в работах первых христианских художников Добрый Пастырь представал красивым и весёлым безбородым юношей. В средние века такая интерпретация была забыта.

В европейские христианские церкви возвращение сюжета произошло в эпоху Ренессанаса, когда к теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом изображение обрёло своё место и в религиозной жизни, хотя и не получило широкого распространения.

В византийской традиции в качестве основного иконографического типа был выбран образ Пантократора, поэтому в древней русской иконописи Добрый Пастырь вряд ли встречался. Самые ранние изображения Доброго Пастыря, созданные русскими иконописцами, относятся к XVIII веку.

Античные прообразы Доброго Пастыря

На иконографию образа Доброго пастыря оказало серьёзное влияние античное искусство, и прежде всего два классических изображения персонажей древнегреческой мифологии.

1. Орфей – пастух, музыкант, прекрасный певец древнегреческой мифологии, который наверняка знаком большинству читателей по легенде о походе в мир мёртвых за женой Персефоной. Однако это далеко не единственное, чем он был знаменит в античном мире. Согласно сохранившимся письменным источникам Орфей также был основателем одной из первых античных философских школ, которая получила название орфеизм.

В традиции античного искусства Орфей изображался в образе пастуха, окружённого животными или стадом овец. Согласно эллинистическим традициям Орфей представал перед зрителями молодым, сильным и красивым юношей, часто босиком и с посохом в руке. Несомненно, что этот тип изображения был воспринят христианскими художниками первых веков.

2. Гермес Криофор, то есть несущий агнца, являлся одним из воплощений бога Гермеса. Обычно вспоминают о том, что Гермеса почитали как божество торговли и обмана, но в действительности функции Гермеса были намного шире и значимее. Он входил в пантеон наиболее известных и почитаемых богов как покровитель пастухов и путешественников, как проводник душ умерших в подземное царство, как учитель и покровитель всевозможных наук. В Танагре существовал храм, посвящённый Гермесу Криофору, который обнёс ягнёнка вокруг города и тем самым спас его от эпидемии, так что Гермесу приписывали функции целителя и защитника от болезней.

Скульптурные изображения представляли божество молодым юношей атлетического сложения с ягнёнком на плечах. Именно такой образ Иисуса использовали и христианские художники первых веков, что создаёт подчас проблемы идентификации изображений той эпохи: нет элементов, позволяющих однозначно определить, языческий ли это образ или христианский. Некоторые исследователи полагают, что такое сходство защищало христиан в годы первых гонений, ибо истинный смысл образа был понятен только им самими, а гонители удовлетворялись сходством изображения с языческим божеством.

Несколько общих мотивов, вероятно, повлияли на выбор именно этих прототипов для образа Иисуса Христа. И Орфей, и Гермес обладали способностью спускаться в мир мёртвых и возвращаться оттуда живыми. Оба покровительствовали пастухам и выступали в роли учителей. Оба пользовались любовью как добрые сущности, призывающие к духовному совершенствованию. Оба спасали людей от гнева богов.

Ранние изображения Доброго Пастыря

Самые ранние образы Доброго Пастыря сохранились в катакомбах Рима. Их датируют I-II веками, и первые христиане создавали эти изображения не в качестве молитвенных образов. В Библии неоднократно встречаются запреты на изображение Бога, потребовалось несколько веков на разработку концепций христианского искусства и определению места иконы в нём. Для ранних христиан образы Доброго Пастыря не были изображениями самого Иисуса Христа. Возможно, мотивами создания этих изображений была простая необходимость обозначить место сбора, а также естественное желание украсить его, превратить подземелье в подобие храма. Добрый Пастырь служил символическим напоминанием о Спасении.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой
Добрый Пастырь.
Катакомбы святого Калликста, Рим

Первые изображения Доброго Пастыря – это образ красивого стройного юноши-пастушка в короткой тунике. В руках он держит флейту и/или посох, иногда через его плечо перекинута сумка. Обычно пастушок стоит в свободной позе, протягивая руку к одному из животных. На плечах его лежит ягнёнок, размеры которого подчас непропорциональны по отношению к пастушку. В изображённых рядом с пастухом животных можно узнать не только овец, но и собак. Встречаются варианты сидящего Пастыря, а также образы, в которых Добрый Пастырь предстаёт совсем ребёнком, мальчиком лет семи-девяти.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой
Добрый Пастырь. Фреска

В первые несколько веков изображение Доброго Пастыря являлось едва ли не единственным типом картины в христианской живописи. Причём сохранились свидетельства, что такие изображения встречались в разных регионах, в том числе и на бытовых предметах. Стилистика живописи отталкивалась, естественно, от античных образов, которыми был пронизан весь цивилизованный мир. Уже в V веке в мозаиках Равенны всё ещё прослеживаются черты античного влияния.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой
Добрый Пастырь. Мозаика
Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна. 440-е годы.

Отделение христианского искусства произошло вместе с развитием и распространением самого христианства. В IV веке христианство стало государственной религией, и это способствовало разработке новых, более торжественных и очевидно не похожих на античные образцы. Добрый Пастырь уступил своё место Пантократору (Вседержителю), появилось множество других иконографических типов. В эпоху иконоборчества большинство древних образов было уничтожено. А после возрождения христианской живописи Добрый Пастырь лишился примет античности – он стал старше, у него появилась борода, и его «приодели» согласно существующей иконописной «моде».

Добрый Пастырь в Старом завете

Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный (Иез. 34:12)

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. (Пс. 22:1)

Для современного горожанина не всегда очевидна значимость пастуха для древних деревенских общин, выживание которых зависело от состояния стада. Пастух должен был быть не только, и не столько играющим на свирели беззаботным пареньком, сколько агротехником, ветеринаром, биологом, охотником в одном лице. Пастух часто являлся одним из лидеров общины, самым авторитетным и значимым человеком, чьи слова и решения выполнялись беспрекословно. И в метафорическом представлении Господа как пастыря выбор именно этой роли далеко не случаен. Хотя, разумеется, важна и прямая аналогия человечества с неразумным стадом, которому требуется направляющая сила здорово.

В Старом Завете также много отсылок к жертвоприношениям агнцев, символизирующих собой невинность и чистоту. Пастух Авель приносит в жертву агнца. Лежащий на жертвеннике Исаак подменяется агнцем. Пастух Давид спасает агнца, отбившегося от стада.

Добрый Пастырь в Новом завете

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:11-16)

В качестве пастыря Иисус расширяет свои знания и свою власть над овцами. Ведь он знает всех своих овец по имени и зовёт их по именам. Персонализированное обращение, которое свойственно Иисусу как в сборе овец, так и в общении с людьми, внесло в христианство логику индивидуальности веры для каждого верующего. Иисус знает каждого и с каждым может говорить, называя его по имени.

Как пастырь, Иисус готов отдать свою жизнь за своих овец. И в качестве жертвы за своих овец Иисус сам становится Агнцем Божьим, взявшим на себя все грехи мира. В этом ключе икона Доброго Пастыря обретает множественное символическое значение, напоминая как о пастырской роли Иисуса, так и о его жертвенной роли.

Добрый Пастырь на русской земле

В древнем русском православном искусстве, основой которого в сравнительно позднее время стали византийские образцы, образ Доброго Пастыря не встречается. Проникновение образа в русскую живопись произошло в XVIII веке, по всей видимости, через западноукраинские и белорусские земли.

К этому времени в европейской светской живописи распространилась мода на сентиментальные и наивные картины с пасторальным уклоном, и сюжет о Добром Пастыре оказался очень подходящим для творчества в такой стилистике. Наиболее удачные образы часто тиражировались в виде печатных гравюр и распространялись повсеместно. Гравюры попадали в Россию и срисовывались, так как печатное дело не было развито в России в такой же мере, как на Западе. Таким путём пропутешествовал в Россию и образ Доброго Пастыря.

икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой
Добрый Пастырь. Икона
Дерево, масло.
Вторая половина XIX века.
Юго-Западные приграничные земли.

Сохранившиеся иконы Доброго Пастыря периода начала XIX – начала XX века свидетельствуют о том, что образ не стал повсеместно почитаемым, но обрёл своих поклонников и изредка заказывался провинциальным художникам. Вероятно, заказчиков подкупала простота сюжета и полусветская манера живописи, характерная для образа.

В современном восприятии Добрый Пастырь по-прежнему покровительствует пастухам и животноводам, а вместе с ними и любителям, и защитникам животных. Доброго Пастыря просят о вразумлении чада родители нерадивых и бродяжничающих подростков. Добрый Пастырь способствует удаче в путешествии и спасает заблудившихся путников. С молитвой к Доброму Пастырю обращаются, когда просят о даровании этому миру добрых пастырей.

Т. Селянинова, 2015, специально для сайта Иконовед

→ Главная → Сюжеты икон → Добрый Пастырь
икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»
икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой
Икона «Деисус»
«Русский музей»
икона иисуса с овечкой. Смотреть фото икона иисуса с овечкой. Смотреть картинку икона иисуса с овечкой. Картинка про икона иисуса с овечкой. Фото икона иисуса с овечкой
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»
Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа
Секреты реставрации
Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва
Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *