икона иисуса с закрытыми глазами и открытыми
Войдите в ОК
А на Вас Христос смотрит?
Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался черными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала ее и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: «Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти». Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он ее и прятал.
Спустя несколько лет в моей квартире произошло еще одно маленькое чудо, связанное с этой иконой. Я дружила со старенькой женщиной, Ольгой Николаевной, она жила в нашем доме. Ольга Николаевна была глубоко верующая, в ее квартире целый иконостас из маленьких икон. Она часто выручала меня деньгами взаймы, потому что я очень сильно нуждалась.
Через несколько дней Ольга Николаевна снова приходит и спрашивает, что же обнаружили в пирожках. Я ответила, что ничего не обнаружили. И вдруг она меня как обухом по голове: «Галя, ты меня обманываешь, ты же выбросила их в ведро». Я от неожиданности бухнулась перед ней на колени и говорю: «Да, я их не носила никуда, а просто выбросила». И как она начала меня стыдить!
С 1991 года я стала ходить в храм. Для двух икон, что я привезла из Тбилиси, мой зять-столяр сделал деревянные рамочки. Они так и стоят у меня в буфете. Никто их не прячет, потому что мой муж уже тринадцатый год живет с другой женщиной. Иногда мне в голову приходит мысль, что, несмотря на то что я очень сильно переживала из-за развода, все сложилось к лучшему. Никто теперь не запрещает мне ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться о живых и усопших. Пути Господни неисповедимы, и все Он делает для нашего блага! За все я благодарю моего Спасителя!
С пожеланиями любить как можно сильнее нашего Господа Иисуса Христа и наших ближних
Галина Польшикова
г. Жигулевск Самарской области
16.04.2010
Икона иисуса с закрытыми глазами и открытыми
В 2005 г. в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры». В ней автор упомянул изображение на колонне в вифлеемском храме Рождества и привёл фотографии двух картин, на которых также проявляется эффект двоевзора. Одна картина, изображающая Иисуса в терновом венце, была написана немецким художником Габриелем фон Максом в конце XIX в. Другая, также Иисуса в терновом венце, написана неизвестным художником и сфотографирована в 1970 г. (фото принадлежит священнику из Подмосковья о. В.Дронову). Других изображений, на которых бы Иисус «открывал и закрывал глаза», автор научного журнала не нашёл. И статью завершил так: «Икона в Вифлееме, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала».
Узнать, получил ли журнал отклики, мне не удалось. Так что пришлось самому разбираться.
Вифлием. Храм Рождества Христова. Колонна с изображением Иисуса Христа
Что тут сразу бросается в глаза? В храме Рождества на колонне явно изображён Спас Нерукотворный. А на снимках картин, что опубликованы в научном журнале, – Иисус в терновом венце. Это католический образ «Плат святой Вероники». Так что перед нами две разные иконы. Но с одним и тем же эффектом двоевзора. Или, может быть, «эффекты» разные – где-то они получены искусственным путём, с помощью художнических приёмов, а где-то проявляются естественно, из-за чудотворности образа? Как отделить одно от другого, подделку от чуда? Взглянем на историю происхождения этих двух образов.
Как известно, Спас Нерукотворный появился благодаря просьбе эдесского царя Авгаря V, который приглашал Иисуса Христа посетить Месопотамию. Спаситель не принял приглашения, но согласился, чтобы посланный царём художник нарисовал Его портрет. Портрет никак не удавался. И тогда Иисус совершил чудо: умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Затем образ был привезён в Эдессу, оттуда спустя века попал в Константинополь. Это история весьма реальна – в ней задействовано множество людей с указанием имён, там описываются конкретные исторические обстоятельства, имеются письменные свидетельства. Римский историк Евсевий (род. ок. 263 г.) в своих трудах приводил текст 2-х писем из переписки царя Авгаря с Иисусом Христом, что хранились в архивах Эдессы.
Спас Нерукотворный
Это изображение примерно XII в., то есть времен крестоносцев. А известна икона тем, что в зависимости от освещения (или внутреннего настроя смотрящего?) лик этот предстает то с закрытыми, то с открытыми очами. Неизвестно, было ли так задумано мастером при написании, или просто «так получилось«, но свидетелей, наблюдавших такой эффект, хватает за все эти века.
Историчность же «Плата святой Вероники» не столь очевидна. В средние века в Европе стало известно такое предание. Когда Христа вели на Голгофу, некая женщина подала Ему платок, чтобы утереть лицо, – и на платке отпечатался лик. Возможно, это предание услышали в Палестине рыцари-крестоносцы и всё так было на самом деле. Но сомнения в подлинности всё же остаются. Тут надо заметить, что реализм «Спаса Нерукотворного» запечатлелся и в самом образе: борода Иисуса раздвоена, оттого что волосы слиплись от воды, – ведь плат к лику был поднесён после умывания водой. Иногда образ так и называют: «Спас Мокрая Брада». А в образе «Плата святой Вероники» ничего подобного нет. И возникает предположение: а может, западные иконописцы решили внести «большую историчность» в поздние списки «Плата святой Вероники», использовав художественный приём двоевзора? Что делает человек, когда вытирается полотенцем? Зажмуривает, а потом открывает глаза. Вот и на «Плате», мол, этот момент отразился.
«Иисус моргающий. Грузинский образ
Подтверждение этой догадке можно найти в самом Риме, где хранится «Плат святой Вероники». Там, в базилике Святого Петра, на колонне святой Вероники, есть 2 барельефа плата: на одном Иисус с открытыми глазами, на другом – с закрытыми. Колонна была построена и украшена скульптурой в 1646 г. Ещё раньше в Риме нечто подобное произошло с книгой «Маленький опус о священном платке Вероники».
Скульптура Св. Вероники. Базилика Св. Петра. Барельеф плата Св. Вероники. Базилика Св. Петра. Рим.
В издании 1620 г. на титульном листе было обычное изображение – Иисус с открытыми глазами. А в издании 1635 г. – с закрытыми. То есть уже тогда у католиков появилось представление об «Иисусе моргающем». Интересно, что как раз с этого времени, с 1628 г., «Плат святой Вероники» перестали показывать народу – и так продолжается уже 400 лет.
Образ из ризницы выносят лишь раз в год, на высокий балкон колонны, и снизу издалека ничего не разглядеть. Журналисты пытаются получить доступ к «Плату святой Вероники», но в Ватикане им отказывают: «В этом нет смысла, поскольку с течением лет изображение слишком поблекло».
Между тем по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора. В Интернете, например, растиражирована история про чудесную икону «Иисус Моргающий» («Плат святой Вероники»), которая в 80-е годы прошлого века находилась в древнем грузинском монастыре Джвари.
Удивившись, обратился я к православному журналисту Каха Кенкишвили. Он прислал из Тбилиси фотографию этого образа с пояснением: «Да, такая икона есть. Но сейчас она висит в Светицховели. Также имеются её копии – в монастыре Самтавро и в Кашуетском храме Святого Георгия, что в самом центре Тбилиси». Светицховели – это патриарший собор в Мцхете, который на протяжении тысячелетия является главным храмом всей Грузии. Так что икона и вправду почитаема, раз хранится там.
Икона «Иисус Моргающий». мужской монастырь Св. Креста – Джвари. Грузия (Теперь находится в монастыре Светицховели)
По народным представлениям, на одних людей, входящих в храм и подходящих к этой иконе, Иисус смотрит, а на других – нет. При этом считается, что если человек грешен или готовится совершить грех, то Христос не поднимает на него глаз. Как я понял, грузинские священники ко всему этому относятся осторожно, ведь молитвенному настрою перед образом может помешать экзальтированное ожидание чуда. Как тут не вспомнить 1879 г., когда упомянутый немецкий художник Габриель фон Макс привёз в Петербург свою картину «Платок святой Вероники». Петербургские газеты тогда писали, что устроителям выставки пришлось поставить рядом с картиной стулья – для дам, которые из-за эффекта двоевзора падали в обморок с восклицанием: «Смотрит! Смотрит!»
Оптический эффект действует на людей и поныне. В Интернете можно найти снимки «Иисуса Моргающего» с такими комментариями. Одна женщина, увидев закрытые очи, переживает: «Неужели я такая грешница?» Другая радуется: «Слава Богу, я вижу Его глаза открытыми, а я боялась посмотреть!»
Икона «Моргающий Иисус» в армянском монастыре Сурб-Хач. Крым
Матрона Московская. Закрытые очи Христа
На последнем заседании Священный Синод установил еще один день памяти святой блаженной Матроны Московской. О подвиге этой святой и иконописных параллелях размышляет Ольга Джарман.
Снимите с Креста и воздайте Ему тишину.
Впервые за долгие дни Одинокий остался один.
Предайте Его долгожданному темному сну,
чтоб смог от живых отдохнуть Человеческий Сын.
Молчание. Камни и звезды. Боль согнутых спин.
Вот горстка последних, замкнувшихся в скорби своей.
В крови и поту так тяжел Человеческий Сын,
распятый другими сынами из рода людей.
И даже земля запечатала ныне уста
у входа во гроб, где Он спит под покровом небес,
пока не взошла еще в наших сердцах простота
догадки о страшном созвучии — «крест» и «воскрес».
Матрона… Знатные римлянки носили этот титул — «матрона». Матроной была и мученица Перпетуя, оставившая свой дневник с описанием своего заключения перед казнью и своих видений, в которых ее укреплял Воскресший Христос…
Но прошли века, и в русских деревнях имя «Матрона» стало распространенным, и даже нарицательным, особенно когда кто-то из «образованных» хотел высмеять веру «простой и темной русской бабы».
…Матрона, девочка-птица, с человеческим лицом, с закрытыми глазами — что мы знаем о ней? Житие ее — такое же юродивое, как и жизнь ее. Да и кто бы мог написать о Матроне, кроме Матроны; кто бы мог написать о Перпетуе, кроме Перпетуи? Но Перпетуя, римская матрона, умела хорошо писать, а деревенская слепая девочка-птица — нет. Но обе они любили Христа до смерти.
«Что это за икона! Не бывает таких икон!» — часто я слышала мнение умных и грамотных людей, в том числе и моей покойной тетки, инокини Елизаветы, в прошлом — инженера-конструктора. — «Всегда должны быть открыты глаза!»
Есть такие иконы. С закрытыми глазами. В каждой церкви. Вы много раз видели их.
Закрыты очи Христа. Он уснул смертным сном на Древе, чтобы разбудить род человеческий. А как же — мы? Как нам стоять перед Его смертью?
Сергей Фудель поведал как-то такую краткую, но полную глубины историю:
«В храм вошли два мальчика: одному лет шесть, другому меньше. Младший, очевидно, здесь еще не бывал, и старший водит его, как экскурсовод. Вот и Распятие. „А это чего?“ — замирает младший с широко открытыми глазами. Старший отвечает уверенно: „А это — за правду“».
Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись! (Гал.3:27)
Да, это поется на Литургии на «Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую»: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!
Те, кто крестились во Христа, оделись во Христа. Христос стал их ризой, их хлебом, водою, светом — всем. Для тех, кто сошел в крещальную купель, она стала и гробом Христовым, он касается тайны Креста и гроба. Он касается великой тайны Церкви, совершаемой Одиноким, оставшимся во гробе Субботы…
«Хотя я и умер, я жив!» — говорил в посмертном видении любящим его другой юродивый праведник-епископ и чудотворец двадцатого века, святитель Иоанн Сан-Францисский. «Я жива!» — говорила мать Мария, в видении друзьям своим, идя по полю средь колосьев.
Церковь Христова жива в каждой живой душе человеческой и открывается в ней во всей полноте.
«Великая Церковь есть всякая душа во всяком народе, уверовавшая во Христа», — писал священномученик Ириней Лионский. Каждый призван стать Церковью. Святым это удалось. И тайна Церкви, Церкви Христовой — на их, таких разных, ликах.
«Человек умер, (снова процитируем о. Александра и его замечательный труд „Водою и духом“) потому что он возжелал жизни для себя и в себе, потому что, другими словами, он возлюбил себя и свою жизнь больше, чем Бога, потому что он предпочел Богу нечто иное. Его желание есть истинное содержание греха, и поэтому — действительный корень его духовной смерти, ее „жало“. Но жизнь Христа целиком и полностью соткана из Его желания спасти человека, освободить его от смерти, в которую он сам превратил свою жизнь, вернуть его к той жизни, которую он утратил в грехе».
Главное в «Житии Матроны» — не «колдуны» и не другие мифологические рассказы женщин, а иное.
«Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна…»
То, что не так рельефно в Житии, что скрывается за разнообразными рассказами о чудесах — и словно отвлекает от Христа и Креста Его, и смущает некоторых — удивительно раскрылось в иконографии блаженной Матронушки. Закрытые очи — как у Христа, упокоившегося на Кресте. В Нем нет «ни мужеского пола, ни женского».
Так и блаженная Ксения, старшая сестра Матронушки, называлась мужским именем и ходила в мундире мужа по улицам столицы. Образ Церкви века восемнадцатого, нищей воительницы, всех обогащающей, раскрылся иначе во время гонений и возвращения столицы из Петербурга в Москву.
«Его желание спасти — это проявление той совершенной любви к Богу и человеку, того полного послушания Божией воле, отказ от которых привел человека к греху и смерти. И, таким образом, вся жизнь Христа истинно бессмертна. В ней нет смерти, потому что в ней нет желания иметь что-либо, кроме Бога, потому что вся Его жизнь — в Боге и в любви к Нему.
Но не все ли мы призваны — «один так, другой иначе»(1 Кор. 7:7) осуществить эту причастность смерти Христовой Животворящей, от купели крещения и до Чаши, и до самой смерти — реальной настоящей смерти нашей, когда для нас наступит наш, личный «конец света»? О, Христе, будь нам Светом Ты — и тогда и всегда!
…А он в Гефсимании. Тени уснувших олив
ложатся апостолам на неумелые плечи…
Оливковым маслом салат оливье зарядив,
окончат домашние хлопоты в пасмурный вечер.
И только бы тут им очнуться — под факельный свет,
под эти багровые отблески будущей Крови…
И просто понять, что иного у нас уже нет,
и смерти нет места, и жизни нет больше условий.
Как счастливы, Господи — мы родились не тогда,
не мы променяли Тебя на пустые заботы,
и нам не досталось стоять у подножья Креста,
и нам не осталось слепой и безумной работы —
от крови и пота омыть то, что было Тобой,
и не умереть от потери последнего чуда…
На землю приходит Страстная. И с ней, вразнобой:
заботы — отсюда, и ужас потери — оттуда.
Нам только бы каменный взор оторвать от земли
и встретиться с болью живой, а не с собственной ложью,
чтоб всё позабыв, мы бы заново нынче смогли
стоять у Креста, раз взойти на него невозможно.
Христос Пантократор из Синайского монастыря, Константинополь, VI век
Эта икона примечательна асимметрией лица Христа. Если разделить на левую и правую стороны и затем скопировать и отразить их по отдельности, то получатся как бы два лица Христа с совершенно разными выражениями. Каждый видит их по-своему, так что навязывать свои характеристики не буду, просто выложу свою склейку.
Богохульник, мать твою, а ну иди сюда, душа пропащая, решил к Хресту лезть? Ты, сатаны прислужник, мать твою, а? Ну иди сюда, попробуй меня перекрестить, я тебя сам перекрещу, заблудший, антихрист чертов, будь ты проклят, иди, еретик, причастить тебя и всю твою семью, безбожник падший, вероотступник, грешник ада, иди сюда, нечестивец, дьявол, раб, иди сюда, ты безбожник! ©
Я бы сказала что это два разных человека. И у второго более выражены восточные черты, и кажется что не изображение Христа, а какого-нибудь полководца.
Судя по размеру трапециевидной и шеи на первой и третьей этот чизас-христас явно поработал в зале.
Интересно, если Сталлоне так же разделить и склеить, что выйдет?
Да пох! Камин топить можно и норм.
СПГС во всей красе. В картине «Старый рыбак» и то смысла больше.
Хотя если привести сюда копипасту из Чехова (Толстый и тонкий), то может и будет какая-то мысля.
Ненадёжный способ
«Что есть истина?» Ге, или как Толстой заставил Третьякова купить картину
Передвижник Николай Ге регулярно умудрялся разделить зрителей на противоположные лагеря. Эта картина не стала исключением.
Название художник взял из Евангелия от Иоанна. Понтий Пилат вел небольшой допрос Иисуса: «Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Заканчивалась беседа риторическим вопросом от Пилата – что есть истина?
Именно этот последний вопрос к Христу и изобразил Ге. И нарушил несколько незыблемых законов живописи.
Николай Ге – «Что есть истина? Христос и Пилат», 1890
Во-первых, игра света – на полотне подсвечивается номинальное «зло», в то время как добро стоит в потемках.
Во-вторых, Иисус не изображен красивым человеком, а измученным страдальцем с потемневшим лицом, без какого-либо намека на красоту. Естественно, многие зрители такого не поняли и не приняли, но Ге был непреклонен – когда видишь гонимого и страждущего человека, ты не обращаешь внимания на идеальность черт лица, ты смотришь внутрь самого образа.
Собственно, неоднозначную картину не приняла публика настолько, что император Александр III распорядился снять ее с выставки. Третьяков отказался покупать ее, чем навлек на себя гнев Льва Толстого. Толстой написал разгромное письмо, где относительно вежливо («Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину») убедил его все же приобрести картину.
Ну и еще одна интересная деталька. Видите пятно на стене рядом с головой Пилата? Это не хитрый символ чего-либо, а следствие резкого порыва Ге – он написал картину поверх другой работы, «Милосердие», которую тоже не приняла публика.
Рентгеновский снимок картины «Милосердие», поверх которой Ге написал разговор Пилата и Христа:
Вот куда делось утраченное полотно, и вот откуда пятно (было головой Христа с прошлой картины).
Ну а на вопрос картины ответ уже найден другим гением: истина прежде всего в том, что у Пилата болит голова.
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
Раннехристианская купель для крещения, Тунис
Крепкое религиозное мракобесие
Монета Понтия Пилата
Доброе утро, пикабушники.
Сегодня я познакомлю вас с довольно интересной, с точки зрения истории христианства, монетой. Речь идет о медной пруте, выпущенной в 30 году нашей эры римским прокуратором в Иудее Понтием Пилатом.
Дух захватывает от того, что эта монетка запросто могла слышать слова Нагорной проповеди, могла лежать в кошельке у апостолов на Тайной вечере, или же быть на Голгофе в день Распятия! И уж точно участвовала в жизни первой христианской общины Иерусалима!
В следующий раз напишу про древнерусские монеты.
Всем спасибо за внимание.
Трехликие иконы: как появились и почему их запретили?
На Руси такие иконы назывались смесоипостатными. Тут надо пояснить: в христианстве считается, что Бог един, однако имеет три ипостаси: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. А смесоипостатные иконы — это оригинальный способ средневековых художников представить единство ипостасей Бога.
Как появились смесоипостасные иконы
Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла. На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых. Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но всё-таки происходило.
В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве». Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.
Какими были смесоипостасные иконы
Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.
На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.
Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.
Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.
Почему запретили смесоипостасные иконы
В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими. После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.
Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.
Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.
Клятва на Библии
«А Я [Иисус] говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Евангелие от Матфея 5:33-37)
Искусство войны. Мульвийский мост: знак Христа как способ победы
Такое вот, хм. Спорное тактическое нововведение, но победителей, как известно, не судят.
Можно ли считать тактической хитростью использование символов новой религии на поле боя? Если это «заряжает» войска и вселяет неуверенность в противника, то, безусловно, да! Именно так поступил римский император Константин I Великий в борьбе со своим соперником за власть Максенцием. В битве у Мульвийского моста в 312 году н.э. Константин достиг сразу двух целей: мотивировал собственную армию и заставил пасть духом суеверного конкурента, что в итоге обеспечило победу.
Император Константин I Великий. Древнеримская скульптура.
Полевые войска Восточной Римской империи (Византии) в IV веке нашей эры: тяжелый пехотинец и кавалерист.
И здесь самое время упомянуть о христианской религии. К III-IV веку христиане, несмотря на преследования со стороны ряда императоров, стали влиятельной силой в империи. Особенно это касалось как раз инородцев, которые входили в империю, нередко получали римское гражданство, но не прониклись старым культом греко-римских богов. Именно среди тех, кого считали «людьми второго сорта», христианская проповедь имела наибольший успех. Кстати, сам Константин к христианам относился терпимо и с уважением — эту религию исповедовала, например, его мать Елена.
Решающее столкновение Константина с Максенцием произошло в Италии в непосредственной близости от Рима. Максенций, рассчитывая на численное превосходство (по оценке современного историка Стефана Одуэна-Рузо — 100 тысяч человек против 25 тысяч), не позаботился о том, чтобы защитить подступы к «вечному городу», и позволил сопернику оказаться в непосредственной близости от столицы. Впрочем, римские источники описывают правителя Запада как человека, не слишком компетентного в военном деле, к тому же — очень суеверного. И еще один интересный момент: войска Максенция, в отличие от армии Константина, в основном состояли из легионов «старого образца». Армии встретились 28 октября 312 года у Мульвийского моста, на дальнем от Рима берегу реки Тибр.
Мульвийский (Мульвиев) мост в наши дни.
Константин решил в полной мере использовать и особенности своих войск, и суеверия соперника. Перед битвой он объявил воинам, что ему приснился вещий сон: явился Христос и показал некий знак, с помощью которого будущий единовластный правитель Рима (то есть он, Константин) должен одержать победу. Этот знак солдаты нарисовали на щитах, впоследствии он появился на императорском флаге и выглядел как пересечение двух греческих букв «Хи» и «Ро» (начальные буквы слова «Христос»). Был ли на самом деле вещий сон, или Константин выдумал его — не суть важно. Гораздо интереснее, как полководец воспользовался ситуацией.
Сон Константина. С фрески Пьеро делла Франческа, XV век.
Тот самый знак «Хи-Ро» («Христос»), который Константин впервые поместил на щиты своих воинов. Впоследствии фигурировал на императорском флаге Византии.
Войска Константина, которым явно пришлось по душе идти в бой со «знаком Христа», заметно воодушевились. Был и еще один нюанс: у обоих претендентов на трон, разумеется, имелись лазутчики в противоположном лагере. Можно не сомневаться: Максенцию донесли о том, что Константин пойдет в атаку с неким неведомым символом. На это и рассчитывал Константин: мнительный и суеверный Максенций пал духом и попытался одолеть врага какой-нибудь военной хитростью, в которых он сам был не слишком силен. Он приказал разрушить часть Мульвийского моста, возможно, пытаясь показать войску, что «отступать некуда — позади Рим», но на случай отхода все-таки построил выше по течению понтонную переправу. Это оказалось ловушкой для самого претендента: когда под первым натиском воодушевленных бойцов Константина солдаты Максенция начали отходить, понтонный мост рухнул под тяжестью тысяч воинов, многие легионеры утонули в реке. Погиб и сам Максенций, пытаясь спастись вплавь на лошади от наступающих врагов.
Битва у Мульвийского моста. Картина художника Джулио Романо (XVI век).
К чести Константина, использование христианской символики не осталось сиюминутной прихотью. После его воцарения в качестве единственного императора христианство станет государственной религией Рима.
Это интересно! Похожий сюжет с вещим сном встречается в истории Средневековья. В 1278 году немецкий император Рудольф Габсбург перед битвой с чешским королём Оттокаром II у Сухих Крут объявил войскам, что ему приснилось, как немецкий орел выклевал глаза чешскому льву (животные-символы обоих государств). Солдаты восприняли сон как предзнаменование победы и разбили армию Оттокара. Причем чешский король тоже погиб в этой битве, как и Максенций в сражении с Константином.
Император Рудольф у тела короля Оттокара после битвы у Сухих Крут. Современная иллюстрация.
- икона иисуса оригинал которой написан в оптиной пустыни
- икона иисуса с овечкой