икона инокини варвары яковлевой

18 июля вспоминается мученическая кончина святой княгини Елизаветы Федоровны

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Память преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, а также преподобномученицы инокини Варвары (Яковлевой) чтит Церковь 18 июля 2021 года.

Елизавета Федоровна была старшей сестрой супруги царя Николая II Александры Федоровны. В историю России она вошла как одна из столпов русского милосердия и благотворительности, создательница известной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

После революции 1917 года Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию и продолжила свое служение. Вскоре она была арестована прямо в своей обители, заключена под стражу и выслана в Пермь.

В мае 1918-го Великую княгиню вместе с другими членами семьи Романовых перевезли в Екатеринбург, где поместили в гостинице «Атамановские номера». Еще через два месяца ее вместе с сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой (Яковлевой) отправили в Алапаевск.

В Алапаевске обе мученицы жили в здании Напольной школы. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара (а вместе с ними еще 6 человек) были сброшены в шахту Новая Селимская в 18 километрах от Алапаевска. Шахту, в которой находились еще живые узники, забросали гранатами и горящим хворостом.

Русская Православная Церковь канонизировала Великую княгиню и инокиню Варвару как преподобномучениц и включила их в Собор новомучеников и исповедников Российских в 1992 году.

Источник

Преподобномученица Варва ́ ра (Яковлева), Алапаевская, инокиня

Дни памяти

6 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

4 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Кре­сто­вая сест­ра Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли ми­ло­сер­дия, Вар­ва­ра Яко­вле­ва, од­ной из пер­вых по­шла по сто­пам ве­ли­кой кня­ги­ни и ста­ла слу­жить ближ­ним и ос­но­ван­ной Ели­са­ве­той Фе­о­до­ров­ной оби­те­ли. Она бы­ла ке­лей­ни­цей на­сто­я­тель­ни­цы и од­ной из са­мых близ­ких се­стер. Но этим не гор­ди­лась, оста­ва­ясь лас­ко­вой и до­ступ­ной для всех. Близ­кие Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны хо­ро­шо зна­ли ее и на­зы­ва­ли Ва­рей.

Все ала­па­ев­ские уз­ни­ки зна­ли, что их ожи­да­ет в неда­ле­ком бу­ду­щем. Они со­зна­тель­но го­то­ви­лись к смер­ти и мо­ли­ли Гос­по­да укре­пить их в ис­по­вед­ни­че­ском по­дви­ге. 5 (18) июля 1918 г. ино­ки­ня Вар­ва­ра бы­ла сбро­ше­на в шах­ту ста­ро­го руд­ни­ка вме­сте с Ели­са­ве­той Фе­о­до­ров­ной и дру­ги­ми чле­на­ми им­пе­ра­тор­ско­го до­ма. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца ино­ки­ня Вар­ва­ра со­вер­ши­ла свой по­двиг в воз­расте трид­ца­ти пя­ти лет.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­са­ве­та ро­ди­лась 20 ок­тяб­ря 1864 го­да в про­те­стант­ской се­мье Ве­ли­ко­го гер­цо­га Гес­сен-Дарм­штадт­ско­го Лю­дви­га IV и прин­цес­сы Али­сы, до­че­ри ан­глий­ской ко­роле­вы Вик­то­рии. В 1884 го­ду она вы­шла за­муж за Ве­ли­ко­го кня­зя Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча, бра­та Им­пе­ра­то­ра Рос­сий­ско­го Алек­сандра III.

По­се­щая хра­мы, боль­ни­цы, дет­ские при­юты, до­ма для пре­ста­ре­лых и тюрь­мы, Ве­ли­кая кня­ги­ня ви­де­ла мно­го стра­да­ний. И вез­де она ста­ра­лась сде­лать что-ли­бо для их об­лег­че­ния.

По­сле на­ча­ла в 1904 го­ду рус­ско-япон­ской вой­ны Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на во мно­гом по­мо­га­ла фрон­ту, рус­ским во­и­нам. Тру­ди­лась она до пол­но­го из­не­мо­же­ния.

5 фев­ра­ля 1905 го­да про­изо­шло страш­ное со­бы­тие, из­ме­нив­шее всю жизнь Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны. От взры­ва бом­бы ре­во­лю­ци­о­не­ра-тер­ро­ри­ста по­гиб Ве­ли­кий князь Сер­гей Алек­сан­дро­вич. Бро­сив­ша­я­ся к ме­сту взры­ва Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на уви­де­ла кар­ти­ну, по сво­е­му ужа­су пре­вос­хо­див­шую че­ло­ве­че­ское во­об­ра­же­ние. Мол­ча, без кри­ка и слез, стоя на ко­ле­нях в сне­гу, она на­ча­ла со­би­рать и класть на но­сил­ки ча­сти те­ла го­ря­чо лю­би­мо­го и жи­во­го еще несколь­ко ми­нут на­зад му­жа.

В час тя­же­ло­го ис­пы­та­ния Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на про­си­ла по­мо­щи и уте­ше­ния у Бо­га. На сле­ду­ю­щий день она при­ча­сти­лась Свя­тых Тайн в хра­ме Чу­до­ва мо­на­сты­ря, где сто­ял гроб су­пру­га. На тре­тий день по­сле ги­бе­ли му­жа Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на по­еха­ла в тюрь­му к убий­це. Она не ис­пы­ты­ва­ла к нему нена­ви­сти. Ве­ли­кая кня­ги­ня хо­те­ла, чтобы он рас­ка­ял­ся в сво­ем ужас­ном пре­ступ­ле­нии и мо­лил Гос­по­да о про­ще­нии. Она да­же по­да­ла Го­су­да­рю про­ше­ние о по­ми­ло­ва­нии убий­цы.

В Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли Ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на ве­ла по­движ­ни­че­скую жизнь: спа­ла на де­ре­вян­ной кро­ва­ти без мат­ра­са, ча­сто не бо­лее трех ча­сов; пи­щу упо­треб­ля­ла весь­ма уме­рен­но и стро­го со­блю­да­ла по­сты; в пол­ночь вста­ва­ла на мо­лит­ву, а по­том об­хо­ди­ла все па­ла­ты боль­ни­цы, неред­ко до рас­све­та оста­ва­ясь у по­сте­ли тя­же­ло­боль­но­го. Она го­во­ри­ла сест­рам оби­те­ли: «Не страш­но ли, что мы из лож­ной гу­ман­но­сти ста­ра­ем­ся усып­лять та­ких стра­даль­цев на­деж­дой на их мни­мое вы­здо­ров­ле­ние. Мы ока­за­ли бы им луч­шую услу­гу, ес­ли бы за­ра­нее при­го­то­ви­ли их к хри­сти­ан­ско­му пе­ре­хо­ду в веч­ность». Без бла­го­сло­ве­ния ду­хов­ни­ка оби­те­ли про­то­и­е­рея Мит­ро­фа­на Се­реб­рян­ско­го и без со­ве­тов стар­цев Оп­ти­ной Вве­ден­ской пу­сты­ни, дру­гих мо­на­сты­рей она ни­че­го не пред­при­ни­ма­ла. За пол­ное по­слу­ша­ние стар­цу она по­лу­чи­ла от Бо­га внут­рен­нее уте­ше­ние и стя­жа­ла мир в сво­ей ду­ше.

С на­ча­ла пер­вой ми­ро­вой вой­ны Ве­ли­кая кня­ги­ня ор­га­ни­зо­ва­ла по­мощь фрон­ту. Под ее ру­ко­вод­ством фор­ми­ро­ва­лись са­ни­тар­ные по­ез­да, устра­и­ва­лись скла­ды ле­карств и сна­ря­же­ния, от­прав­ля­лись на фронт по­ход­ные церк­ви.

От­ре­че­ние Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II от пре­сто­ла яви­лось боль­шим уда­ром для Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны. Ду­ша ее бы­ла по­тря­се­на, она не мог­ла го­во­рить без слез. Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на ви­де­ла, в ка­кую про­пасть ле­те­ла Рос­сия, и горь­ко пла­ка­ла о рус­ском на­ро­де, о до­ро­гой ей цар­ской се­мье.

В ее пись­мах то­го вре­ме­ни есть сле­ду­ю­щие сло­ва: «Я ис­пы­ты­ва­ла та­кую глу­бо­кую жа­лость к Рос­сии и ее де­тям, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя не зна­ют, что тво­рят. Раз­ве это не боль­ной ре­бе­нок, ко­то­ро­го мы лю­бим во сто раз боль­ше во вре­мя его бо­лез­ни, чем ко­гда он ве­сел и здо­ров? Хо­те­лось бы по­не­сти его стра­да­ния, по­мочь ему. Свя­тая Рос­сия не мо­жет по­гиб­нуть. Но Ве­ли­кой Рос­сии, увы, боль­ше нет. Мы. долж­ны устре­мить свои мыс­ли к Небес­но­му Цар­ствию. и ска­зать с по­кор­но­стью: «Да бу­дет во­ля Твоя».

Ве­ли­кую кня­ги­ню Ели­са­ве­ту Фе­о­до­ров­ну аре­сто­ва­ли на тре­тий день свя­той Пас­хи 1918 го­да, в Свет­лый втор­ник. В тот день свя­ти­тель Ти­хон слу­жил мо­ле­бен в оби­те­ли.

С ней раз­ре­ши­ли по­ехать сест­рам оби­те­ли Вар­ва­ре Яко­вле­вой и Ека­те­рине Яны­ше­вой. Их при­вез­ли в си­бир­ский го­род Ала­па­евск 20 мая 1918 го­да. Сю­да же бы­ли до­став­ле­ны Ве­ли­кий князь Сер­гей Ми­хай­ло­вич и его сек­ре­тарь Фе­о­дор Ми­хай­ло­вич Ре­мез, Ве­ли­кие кня­зья Иоанн, Кон­стан­тин и Игорь Кон­стан­ти­но­ви­чи и князь Вла­ди­мир Па­лей. Спут­ниц Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны от­пра­ви­ли в Ека­те­рин­бург и там от­пу­сти­ли на сво­бо­ду. Но сест­ра Вар­ва­ра до­би­лась, чтобы ее оста­ви­ли при Ве­ли­кой кня­гине.

5(18) июля 1918 го­да уз­ни­ков но­чью по­вез­ли в на­прав­ле­нии де­рев­ни Си­ня­чи­хи. За го­ро­дом, на за­бро­шен­ном руд­ни­ке, и со­вер­ши­лось кро­ва­вое пре­ступ­ле­ние. С пло­щад­ной ру­га­нью, из­би­вая му­че­ни­ков при­кла­да­ми вин­то­вок, па­ла­чи ста­ли бро­сать их в шах­ту. Пер­вой столк­ну­ли Ве­ли­кую кня­ги­ню Ели­са­ве­ту. Она кре­сти­лась и гром­ко мо­ли­лась: «Гос­по­ди, про­сти им, не зна­ют, что де­ла­ют!».

Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя ар­мия адми­ра­ла Алек­сандра Ва­си­лье­ви­ча Кол­ча­ка за­ня­ла Ека­те­рин­бург, те­ла му­че­ни­ков бы­ли из­вле­че­ны из шах­ты. У пре­по­доб­но­му­че­ниц Ели­са­ве­ты и Вар­ва­ры и у Ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на паль­цы бы­ли сло­же­ны для крест­но­го зна­ме­ния.

При от­ступ­ле­нии Бе­лой ар­мии гро­бы с мо­ща­ми пре­по­доб­но­му­че­ниц в 1920 го­ду бы­ли до­став­ле­ны в Иеру­са­лим. В на­сто­я­щее вре­мя их мо­щи по­чи­ва­ют в хра­ме рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны у под­но­жия Еле­он­ской го­ры.

Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ниц Ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты и ино­ки­ни Вар­ва­ры со­вер­ша­ет­ся 5 (18) июля и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Источник

Преподобномученица Варвара (Яковлева), Алапаевская, инокиня

Время рождения преподобномученицы Варвары определяется, исходя из единственной прижизненной ее фотографии 1913 года. На ней изображена женщина в возрасте около 60 лет. По-видимому, в 1880–90-х годах. В. А. Яковлева была супругой Д. В. Яковлева, происходившего из семьи, близкой к императорскому двору. Первые документально подтвержденные сведения о ней относятся к 1906 году, когда она была награждена медалью Красного Креста, следовательно, в 1904–1908 годах инокиня Варвара ухаживала за ранеными.

Она прибыла в Марфо-Мариинскую обитель 20 августа 1910 года и одна из первых приняла посвящение в крестовые сестры. А. Г. Сенаторова писала о том, что Варвара пришла в обитель с Великой княгиней Елисаветой Федоровной из дворца и была всегда при ней. По воспоминаниям игумена Серафима (Кузнецова), она была «редкой по скромности и послушанию» сестрой Марфо-Мариинской обители. Он назвал ее, «верной исполнительницей всех традиций обители. Хотя она была самым близким человеком к Великой княгине, но этим не гордилась, была, как рядовая сестра, всем доступна, ласкова и обходительна. Никто лихом ее не помянет».

Вместе с Елисаветой Федоровной и сестрой Екатериной Янышевой она была арестована 7 мая 1918 года. Сестры последовали за своей настоятельницей в ссылку в Пермь, а после — в Алапаевск. Несмотря на уговоры властей, которые отпустили Екатерину Янышеву, инокиня Варвара сказала: «Желая разделить с арестованной ее участь, ввиду ее немолодого возраста и устава обители, не позволяющего оставлять настоятельницу одну, я заявляю, что согласна на заключение под стражу на равных с остальными заключенными условиях, с полным подчинением режиму, установленному Областным советом, причем даю обязательство против примененной меры не протестовать и не возбуждать ходатайства о своем освобождении впредь до окончания заключения под стражу остальных. Ввиду того, что заключение меня будет вызвано моим желанием, обязуюсь довольствоваться из своих личных средств».

Инокиня Варвара была убита с остальными узниками в ночь на 5 (18) июля 1918 года. Тела казненных были найдены администрацией А. В. Колчака 22 октября 1918 года. Во исполнение желания Великой княгини Елисаветы, ее останки, вместе с мощами святой Варвары, были перевезены в Иерусалим, где покоятся в храме Марии Магдалины в Гефсимании.

4 ноября 1992 года инокиня Варвара была прославлена в лике святых вместе с великой княгиней Елизаветой решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 18 июля (5 июля по ст. ст.), в Соборе Московских, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Илл.: Прмц. инокиня Варвара (Яковлева). Фрагмент фрески. Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской, дер. Ахтырка, Московская область, Россия

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА

Источник

ВАРВАРА (ЯКОВЛЕВА)

В 1910 г. одной из первых Яковлева была посвящена в сестры Марфо-Мариинской обители. А. Г. Сенаторова писала о том, что Варвара пришла в обитель с великой княгиней Елисаветой Феодоровной из дворца и была всегда при вел. княгине [2].

В 1912 г. Варвара пожертвовала на нужды обители 420 рублей.

7 мая 1918 г. прмц. Елисавета Феодоровна была арестована в обители, представители ВЧК разрешили Е. П. Янышевой и Варваре (Яковлевой) сопровождать вел. княгиню в ссылку. 20 мая Елисавета Феодоровна вместе с князьями имп. крови и 2 сестрами обители была привезена в Алапаевск, узников разместили в здании Напольной школы. 21 июня для узников был введен тюремный режим (без права посещения церкви), прислуга и сестры Марфо-Мариинской обители были переведены в Екатеринбург, где Варвара добилась разрешения остаться с арестованными, Янышева же уехала в Москву; 26 июня Варвара вернулась в Алапаевск.

17 июля в 11 часов вечера из здания Напольной школы арестованные были вывезены к заброшенной шахте Н. Селимская. Связанных пленников выстроили у шахты. Вел. кн. Сергей Михайлович, оказавший сопротивление охранникам, был убит выстрелом в голову. Ударами ружейных прикладов остальные пленники были сброшены живыми в шахту глубиной ок. 60 м, сверху убийцы набросали землю и старые бревна. В 3 часа ночи 18 июля алапаевские большевики телеграфировали в Екатеринбург о совершившейся казни.

икона инокини варвары яковлевой. Смотреть фото икона инокини варвары яковлевой. Смотреть картинку икона инокини варвары яковлевой. Картинка про икона инокини варвары яковлевой. Фото икона инокини варвары яковлевой
Рака с мощами прмц. Варвары (Яковлевой). Церковь во имя равноап. Марии Магдалины в Гефсимании. Фотография. 2003 г.

Почитание

В связи с наступлением Красной Армии в июне 1919 г. Колчак поручил игумену Белогорского монастыря Серафиму (Кузнецову) перевезти 8 гробов алапаевских мучеников в Иркутск, затем в Читу; до начала 1920 г. гробы находились в Читинском Покровском женском монастыре. Затем, опасаясь приближения красных, останки были перевезены в Пекин, в храм прп. Серафима Саровского на кладбище при Русской Духовной миссии. 17 ноября 1920 г. сестра вел. княгини Елисаветы Феодоровны Виктория Баттенбергская доверила игум. Серафиму (Кузнецову) доставить тело ее сестры и прмц. Варвары в Иерусалим. 13 января 1921 г. на пароходе останки преподобномучениц были им доставлены в Порт-Саид, 15 января гробы были перевезены в Иерусалим, где их встретило русское, греческое, арабское духовенство, сразу же была отслужена панихида, гробы привезли в Гефсиманию, в храм Марии Магдалины. 17 января иерусалимский патриарх Дамиан за литургией прочитал разрешительную молитву над почившими, после литургии отслужил панихиду, затем гробы перенесли в склеп, где патриарх служил литию.

Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила святую Варвару как преподобномученицу в лике святых новомучеников Российских. 1 и 2 мая 1982 года, в праздник святых жен-мироносиц, состоялось перенесение мощей преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и Варвары из крипты в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. Весной 1992 года святая Варвара была также прославлена Архиерейским Собором Московского Патриархата. В 1995 году на месте гибели преподобномучениц был основан Алапаевский мужской монастырь во имя новомучеников российских.

На начало XXI века мощи святой почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы; две гробницы из белого мрамора с иконами преподобномучениц находятся у алтаря храма.

икона инокини варвары яковлевой. Смотреть фото икона инокини варвары яковлевой. Смотреть картинку икона инокини варвары яковлевой. Картинка про икона инокини варвары яковлевой. Фото икона инокини варвары яковлевой
Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю их общего прославления в 2000 году, на шестом клейме было изображено убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с ней, включая её келейницу Варвару.

Страстотерпица преподобная Варваре, в напастех с наставницей своею даже до смерти пребывшая, Христово бо Евангелие исполнив, положила еси душу свою за други своя. Ныне же предстоя с собором святых жен российских, моли оставление грехов даровати чтущим любовию святую память твою.

Литература

Использованные материалы

[1] впервые изд.: Ferrand J. Il est toujours des Romanov! (Les Romanov en 1995). P., 1995. P. 106

[2] Воспоминания о диакониссах Москвы. С. 137

Источник

Преподобномученица инокиня Варвара Алапаевская (Яковлева)

икона инокини варвары яковлевой. Смотреть фото икона инокини варвары яковлевой. Смотреть картинку икона инокини варвары яковлевой. Картинка про икона инокини варвары яковлевой. Фото икона инокини варвары яковлевой Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия, Варвара Яковлева, одной из первых пошла по стопам великой княгини и стала служить ближним и основанной Елисаветой Феодоровной обители. Она была келейницей настоятельницы и одной из самых близких сестер. Но этим не гордилась, оставаясь ласковой и доступной для всех. Близкие Елисаветы Феодоровны хорошо знали ее и называли Варей.

Все алапаевские узники знали, что их ожидает в недалеком будущем. Они сознательно готовились к смерти и молили Господа укрепить их в исповедническом подвиге. 5 (18) июля 1918 г. инокиня Варвара была сброшена в шахту старого рудника вместе с Елисаветой Феодоровной и другими членами императорского дома. Преподобномученица инокиня Варвара совершила свой подвиг в возрасте тридцати пяти лет.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.

Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *