икона исцеление дочери хананеянки
Умная мать
Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Самое первое счастье ребенка – это умная мать. Каждый из нас, дорогие братья и сестры, на своем личном неповторимом опыте убеждался и убеждается в этом. Сегодня же слышали мы евангельское чтение об очень умной матери, мудростью и самоотверженностью которой никогда не перестанем восхищаться, – Евангелие об исцелении бесноватой дочери жены хананейской (жительницы Ханаана), или, как называет ее евангелист Марк, сирофиникиссы.
«Дети – якоря, которые удерживают мать в жизни», – сказал еще античный трагик Софокл. Но как скорбно, когда эта удерживающая связь безрадостна, мучительна и тяжела в своей безысходности, как больно даже со стороны видеть родителей, у которых проблемы с детьми или проблемные дети. Сейчас не редкость увидеть ребенка, оставленного родителями на общественное попечение, а по сути ребенка брошенного. Такое случается по разным, но не по оправданным причинам, чаще всего – если несчастное дитя обладает серьезным физическим или душевным недугом и малодушные родители боятся подвига ухода за ним. Во времена же земной жизни Господа Иисуса Христа не существовало ни детских домов, ни домов инвалидов, медицина была весьма примитивна, а молва толпы чаще всего в физическом или душевном нездоровье детей винила неправедных, грешных родителей.
Немногие из выживших инвалидов или ими ставшие подвергались жестоким насмешкам и издевательствам и чаще всего продавались в рабство. В Деяниях апостолов мы находим подобный пример, когда апостол Павел в македонском городе Филиппы встретил служанку, «одержимую духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян. 16: 16). Бесноватых, одержимых злыми духами детей также ждали всеобщее посмеяние, издевательства и реальная возможность стать рабами, после того как они лишались должного ухода и заботы от своих родителей и близких. По этой причине чаще всего безродные бесноватые убегали из городов и скитались в безлюдных местах.
Господь наш Иисус Христос во время своей земной жизни иногда выходил за границу тех земель, на которых проживали иудеи; так, Он входил и в пределы двух городов – Тира и Сидона, находящихся на расстоянии 80–100 км от Галилеи. Это древние города на побережье Средиземного моря, основанные еще финикийцами – народом хананейским, народом отважных мореплавателей и предприимчивых купцов, которые еще в X веке до Рождества Христова плавали по дальним морям, основывали процветающие торговые колонии, в том числе и Фарсис, город на юге Пиренейского полуострова, куда хотел убежать от Бога пророк Иона. Но этот народ был народом языческим, поклоняющимся идолам Ваала, Молоха, Астарты, служение которым сопровождалось ритуальным развратом и частыми человеческими жертвоприношениями. О данном народе Господь заповедал Моисею при входе в Землю Обетованную следующее: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор. 20: 16–18).
Хотя во времена земной жизни Христа финикийцами уже не совершались человеческие жертвоприношения, отношение иудеев к жителям пределов Тира и Сидона было сходным с отношением к самарянам. Но благовестие Христово коснулось сердец и умов и потомков древних жестоких хананеев. Так, мы читаем в 3-й главе Евангелия от Марка, что за Господом помимо жителей Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана в великом множестве шли и «живущие в окрестностях Тира и Сидона» (Мк. 3: 8). В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что Господь Сам удалился из Галилеи, где порицали Его фарисеи и книжники, в область, где проживали хананеи. Евфимий Зигабен, толкователь Священного Писания, говорит, что Господь пришел в пределы Тира и Сидона «не с тем, чтобы проповедовать, а чтобы немного отдохнуть». Но и тут одна из жительниц, «выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15: 22).
«Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф. 15: 23). Апостолы также устали от недоброжелательства и коварных вопросов фарисеев, от постоянных просьб и вникания в чужие проблемы, им хотелось провести немного времени наедине со своим учителем. Господь Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек, – во время земной жизни устававший от пути и зноя (см.: Ин. 4: 6), нуждавшийся во сне, пище и питии (см.: Мф. 21: 18; Мк. 4: 38; Ин. 4: 7), испытывавший свойственные нам эмоции, например радость и любовь (см.: Мк. 10: 21; Ин. 11: 15), гнев и скорбь (см.: Мк. 3: 5; 14: 34), никогда не грешил и поэтому не мог «отмахнуться» от вопля этой хананеянки или сделать вид, что ее не слышит. Но не дал сразу ответа. «Не было ей ответа, и не потому, что прекратилось милосердие, но чтобы стремление ее возрастало; и не чтобы только росло стремление, но чтобы и смирение ее удостоилось похвалы», – говорит блаженный Августин.
Женщина-хананеянка кричала, а мы знаем, что чаще всего кричат те, кого не слушают и не слышат. Она была уже доведена до отчаяния тяжким состоянием своего ребенка, не держала себя в руках, и не было у нее той скромности и той стеснительности, которые присущи всем порядочным просителям и очень нравятся тщеславным благодетелям и покровителям. В ответ на крики о помощи: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» – она слышит слова, которые могут быть расценены как явное оскорбление: этот иудейский проповедник любви к Богу и ближним, чудотворец и бессребреник называет ее собакой. Господь говорит ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Многие соплеменники этой хананеянки ходили слушать Христа, но никогда никого из кающихся и просящих помощи грешников Он не оскорбил и не унизил. Он мог поставить на место Своим словом завравшихся и уже обезумевших иудеев, мог грозно обличить, но к таким простецам, как она, простая неученая женщина, Христос еще с таким словом не обращался.
Хананеянка знала, что такое добродетель смирения
Когда мать, доведенная до отчаянного крика состоянием своего любимого ребенка, вместо ожидаемой помощи получает оскорбление, то какой будет ее ответная реакция? Или она заплачет и уйдет прочь полностью раздавленная и униженная, лишенная последней надежды, или же соберет последние силы на ответное более страшное оскорбление, скверную брань, а может, и начнет драку. Но хананеянка эта была не только умной матерью, той, чья любовь – «это черная дыра, которая вбирает в себя любую критику, любое обвинение о своем ребенке», но она знала, что такое добродетель смирения и когда ее надо применять. Да, она согласна без лукавства и лицемерия, что подобна псу. Смиренна ее душа, несмотря на то, что она язычница и живет среди людей с дурными нравами. И отвечает она: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). Смирение ее видим и в том, что «она не осмелилась привести беснующуюся дочь к Учителю, но, оставив ее дома на одре, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовет Врача в дом свой… но, поведав о своем горе и тяжкой болезни дочери, обращается к милосердию Владыки и громким голосом вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй мя! Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь и сознаю это» (святитель Иоанн Златоуст).
Господь наш – «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10: 34–35), и Он отвечает на вопль этой любящей матери Своим кротким голосом: «“О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15: 28).
Будем помнить, что не только стремление и желание наше нужно для исцеления от страстей, но и смирение перед Богом
Пример жены-хананеянки – это пример не только родителям, как мудро заботиться о своих детях и подходить с просьбами о них и к Богу, и к ближнему, но пример каждому из нас, кто осознает, что «не дщерь, но плоть имам со страстьми и похотьми зле зело», и ищет уврачевания для нее. Будем помнить, что не только стремление и желание наше нужно для данного исцеления, но и смирение перед Богом. Как жена хананейская ждала от Господа ответ на свою просьбу и, не получив его сразу, смирилась в ожидании, так и нам в своей жизни, принося молитвенные просьбы, иногда надо просто смиренно подождать часа воли Божией. Помним, что «духовная жизнь – это не просто благочестие, не просто молитва, не просто даже подвиг или отреченность от мира. Она есть в первую очередь строгая упорядоченность в развитии, особая последовательность в приобретении добродетелей, закономерность в достижениях и созерцаниях».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовию, как та о своей дочери, чтобы ради ее молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших! Ибо плоть наша зле беснуется. Но, братия, не хананеянке чета, есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом о избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верою и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвою о помощи. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, свое упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка; ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: просите, и дастся вам (Мф. 7: 7); и еще: все, о чем попросите в молитве с верою, получите (ср.: Мф. 21: 22)».
О силе молитвы хананеянки и об исцелении Иисусом Христом дочери ее
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, в земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении от них. Но бывает, и очень нередко, что Бог не внемлет, по-видимому, мольбам нашим: обстоятельства наши не только не улучшаются, но иногда и еще более и более ухудшаются. В таком положении мы часто охладеваем к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: «Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?»
Но Спаситель не обратил, казалось, внимания на эту мольбу ее и не отвечал ей ни слова. Женщина, однако, не отступила и взывала к Нему: Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Иисус Христос отказал ей в просьбе, сказав: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). Однако она не переставала просить, неотступно умоляла о помощи. Чем же это кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела.
В притче о неправедном судии Господь заповедует нам, чтобы мы не унывали и не переставали молиться, когда долго не получаем просимого. Господь желает, чтобы мы просили Его и любит сие. Чем дольше Его просят, тем щедрее Он бывает; чем дольше Он медлит, тем больше дает. В то время, когда Господь не посылает нам просимого, Он как бы готовит, как бы определяет, как лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям она противна: из нее Бог видит, что мы усердно желаем просимого и что мы не хотим получить этих благ ни от кого другого, кроме Бога.
Как бы долго и тяжко ты не бедствовал, ни под каким видом не теряй надежды на Бога и не только не переставай молиться, но молись еще больше и усерднее, воздыхай, плачь. Чем дольше Бог не дает, тем неотступнее проси. Если Он, вместо того чтобы дать просимое благо, попустит найти на тебя несчастьям, то и тогда не отступай от Него. И если увидишь Бога, посылающего тебе меч, если ощутишь этот меч в своем сердце, то и тогда не отступай от Него, и тогда ожидай просимой милости.
Так рассказывают о преподобном Ксое Фивейском: «Однажды ходил он на гору Синайскую. Когда возвращался оттуда, встретился с ним брат и сказал со вздохом:
— Авва, мы страдаем от бездождия.
Старец спросил его:
— Почему же вы не молитесь и не просите Бога?
— И молимся, и просим; а дождя все нет.
— Верно, неусердно молитесь. Хочешь ли знать, что это так?
И, простерши руки к небу, начал молиться. Тотчас пошел дождь. Брат, видя сие, ужаснулся, пал на землю и прославил Бога».
Кроме того, и при горячем нашем усердии молиться, мы должны возносить к Богу свои прошения со смирением, с сердечным незлобием, с сознанием своего недостоинства и окаянства.
Терпеливое перенесение оскорблений есть величайший подвиг самоотвержения и любви к ближнему. Об этом читаем и в Патерике: если кто услышит оскорбительную речь и, имея возможность сам ответить тем же, подвизается и несет труд, чтобы стерпеть и не сказать ничего, или кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит подобным же огорчившему, то поистине такой человек полагает душу свою за ближнего своего. А больше сей любви быть не может (см.: Ин. 15, 13).
Итак, дорогие братия и сестры, будем усердно подражать жене-хананеянке в ее великой вере, надежде и глубоком смирении, терпении и неотступной молитве. Будем и мы, по примеру ее, с верою и с сознанием своего недостоинства умолять милосердного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы услышать и нам некогда от Него вожделеннейший глас: «Чадо, велия вера твоя, да будет тебе по желанию твоему, иди с миром» (см.: Мф. 15, 28).
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Исцеление дочери хананеянки
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, – язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу: это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего она не видела в других, что она почуяла нечто в Нем: чутьем, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет прогнана.
И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида. Это уже – исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется…
А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее, – она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния… Отпусти ее не значит прогони: это значит: Неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек – или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром…
И Христос говорит: Я не послан ко всем: Я послан к погибшим овцам израильского дома… Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги… Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он ее пожалеет; она не спорит; она не утверждает: Как же так, – я тоже человек! – нет, она просто верит… И Христос испытывает ее веру еще раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: Нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам… Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор – внимательный, вдумчивый, сострадательный взор – к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова – как она слышала и другие жесткие слова – но она слышала их, и одновременно видела лик Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев… Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.
И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Здесь мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для Него чужих нет – все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь
Митрополит Антоний Сурожский, 11 октября 1981 г.
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Исцеление дочери хананеянки.
15.10.2000 Неделя 17-я по Пятидесятнице. Божественный Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы сейчас с вами услышали в Святом Евангелии слова Господа нашего Иисуса Христа, которые совершенно точно объясняют нам, как должен в этой жизни вести себя христианин.
Пожалуй, эти слова не нуждаются ни в каких дополнительных разъяснениях – настолько ясно они говорят нам. Что мы должны делать и как мы должны относиться друг ко другу. Господь сказал просто: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними».
Это, кажется, так просто! Нам нравится, когда нас любят, значит, мы должны любить людей. Нам нравится, когда нам помогают, значит, мы должны помогать. Нам нравится, когда в трудную минуту находятся люди, которые дают нам какое-то утешение, поддерживают нас, значит, мы должны также поступать по отношению к другим.
Но удивительная вещь происходит с нами в нашей жизни. Нам-то нравится, когда к нам относятся хорошо, а вот наших-то сил на то, чтобы к другим относиться хорошо, у нас почему-то постоянно нет. Нам не нравится, когда нас злословят, или рассказывают о нас какие-то сплетни; а сами, почему-то, это делаем. Нам не нравится, когда нам не могут простить какую-то обиду, помнят ее и напоминают, и мстят нам – не нравится нам это, но мы, почему-то, по отношению к другим людям так делаем. Нам не нравится безразличное к нам отношение, когда нет человека, который бы помог нам, или хотя бы поддержал, или утешил. Но у нас, у самих, тоже не хватает сил, ни для милосердия, ни для утешения; и мы тоже не видим чужой скорби, чужого горя, как другие не видят наших скорбей, нашего горя.
Что же происходит в мире.
Конечно, мы с удовольствием любим тех, кто нас любит; с удовольствием делаем добрые дела тем, кто нам делает добрые дела. Но об этом тоже Господь Иисус Христос сказал: «А что в этом пользы? Ведь и грешники и безбожники также делают».
Значит, путь христианина – это не такой простой путь. Значит, быть настоящим верующим христианином не так просто. Значит, это – особый путь. И действительно, Господь говорит о том, что идти за Ним, это значит идти особым путем. Легко катиться под гору, вниз; и очень трудно карабкаться вверх. Но Господь говорит, что мы должны этим путем идти, должны идти этими тесными вратами, потому что иначе легкий путь жизни может привести нас в погибель. И поэтому Господь говорит нам, что мы должны взять крест свой и идти за Ним. Почему мы должны так делать? – Сам Господь объясняет нам: «Если вы хотите быть сынами Вышнего, т.е. сынами Божиими, то должны делать тоже, что делает и Бог». – А Бог милосерд бывает ко всем грешникам и неправедным.
Ведь когда мы видим свои грехи, как мы желаем, чтобы Господь нам простил! И мы надеемся и уверены, что Господь простит нас. И действительно, Господь прощает нам, хотя мы этого и не заслуживаем совсем. Так вот, и нас Господь призывает к милосердию; и нас Господь призывает быть милостивыми по отношению друг ко другу; прощать друг другу обиды, не таить друг на друга зла, не помнить обид друг друга – вот, к чему призывает нас Господь. Сложно это сделать? – Кажется, что сложно, но ведь на самом деле надо всего-навсего нашу собственную гордость, тщеславие и самолюбие преодолеть. В этом вся сложность – в гордыне нашей, которая бывает матерь всех остальных грехов.
И не видя собственных сил на это, мы прибегаем к помощи благодатной Святой Церкви Христовой. Здесь мы просим Господа Бога, чтобы Он дал нам сил идти этим тесным путем. Здесь мы просим у Господа Бога, чтобы Он научил нас поступать так, как Он Сам заповедал, чтобы Он научил нас любить ненавидящих нас, благотворить тем, кто злиться на нас, в займы давать тем, о кого даже не надеемся обратно проучить. – Мы просим у Господа на это сил – на преодоление своей гордыни, которая может привести нас к погибели.
И Господь дает нам на это силы! По нашей молитве, по молитве Церкви чудо совершается с нашими душами. Сегодня мы слышали послание святого апостола Павла, в котором он рассказывает о себе и о своих апостольских трудах. И этот великий апостол для всех нас открывает тайну своей души. Он говорит о том, что мне нечем похвалиться, только своими немощами. – Смотрите! Величайший апостол, приведший множество людей ко Христу, сам себя так оценивает и говорит: «Нечем мне хвалиться, только немощами моими». – Но тут же он и рассказывает о том, как он просил у Господа, чтобы Господь избавил его от немощей, и услышал от Господа ответ: «Сила Божия в немощи совершается». – И тогда апостол Павел говорит: «Я тогда буду хвалиться немощью своею, чтобы во мне пребывала сила Божия».
Вот, дорогие братья и сестры, нам с вами нечем похвалиться. Нет у нас каких-то особых дел и добродетелей. Но не будем стыдиться исповедовать свое недостоинство и просить у Господа Бога помощи, чтобы и в наших с вами жизнях сияла спасительная сила Божия.
12.10.2003 Неделя 17-я по Пятидесятнице. Божественный Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сейчас мы с вами услышали евангельское повествование, в котором совершенно явно говориться, в чем самый главный смысл нашей с вами веры. Совершенно ясно сказано нам, когда мы будем называться христианами не по имени только, а по жизни. И мы, собравшиеся сейчас вместе в храме Божием, молимся о том, чтобы Господь действительно дал нам благодать и силу быть истинными христианами.
Ведь что Господь сказал? – Вслушайтесь в Его слова: «Во всем, как хотите вы, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». – Если бы мы всегда в нашем сердце держали эти слова! Если бы мы помнили всегда эти слова и поступали так, мы никогда бы не согрешили, мы всегда бы были вместе с Господом.
Кому из нас нравится, когда о нас говорят плохо? – Почему же мы дерзаем о других людях говорить плохо?
Кому из нас нравится, когда нас обманывают? – Почему же мы дерзаем сами других обманывать?
А ведь, дорогие братья и сестры, посмотрим наверх нашего храма. Что наверху? – Крест Господень на куполе. Что у нас на груди? – Крест Христов. Вот – символ и знак любви Божией к нам, любви, которая не ждет от нас ответа, ибо подлинная любовь это – любовь страдающая.
Господь Иисус Христос пришел в мир, потому что Он любит нас такими, какие мы есть. Но грех, который в нас есть, приводит к тому, что Он берет этот грех на Себя и за нас с вами страдает на Кресте.
Как странно и тяжело слышать нам, живущим в греховном мире, эти слова Христовы. Легко сказать словом: «Я – христианин». Но каково делом подтвердить это?
Суд Божий уже сейчас стучится в нашу совесть. Наша совесть нас обличает. Мы не таковы, каковыми должны бы быть. Нам стыдно слышать эти слова Христовы, потому что мы не имеем той подлинной любви, жертвенной любви, к которой призвал нас Господь. Но мы с вами не одиноки, а мы с вами – едины со Христом. И Сам Христос пришел к нам не просто для того, чтобы показать нам пример Своей любви, но для того, чтобы быть вместе с нами, нас грешных утешить и поддержать, вместе с нами пройти наш жизненный путь. Церковь Христова дает нам благодать Духа Святаго. Она омывает наши грехи. Она прощает нам наши преступления. Она благословляет нас на жизнь со Христом. В ней, в Церкви Христовой, мы черпаем силы для того, чтобы быть христианами, невзирая на все наше недостоинство, невзирая на наши грехи.
Дорогие братья и сестры! Будем усердно молиться и просить благодати Духа Святаго на то, чтобы следовать за Господом. Смотрите, какой простой пример привел Иисус Христос для всех нас. Посмотрите, ведь Отец Небесный и на безблагодатных и злых посылает и солнце и дождь. Отец Небесный на всех изливает Свою милость, всем дает жизнь, всем дает возможность иметь жизнь вечную. Церковь Христова всем дает возможность покаяться, и исправиться, и стремиться в жизни своей идти за Христом. Будем просить у Господа нашего Иисуса Христа научиться жертвенной любви. Будем просить у Него, чтобы Он благодатью Духа Святаго растворил наше жестокое и черствое сердце и научил нас той любви, которой Он нас с вами любит, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы никто из верующих в Него не погибли, но имели жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Ему же слава во веки веков.