икона казанской божьей матери в казани в монастырь мужской фото
Казанская. Исторические факты, тайны и чудеса
В XVI веке Русь вступила в эпоху завоеваний, а первый русский царь Иван IV Грозный вошел в историю как покоритель могучего Казанского ханства. Не сразу удалось взять Казань, лишь с третьей попытки сдался город. В 1552 году татарское ханство стало российской территорией, а в 1579 году в городе бушующая огненная стихия уничтожила полгорода. Через девятилетнюю отроковицу Матрону Пресвятая Дева указала место, где находится Ее образ. Но девочке не поверили даже родители. Икону обнаружили на пепелище, она была закопана на метровую глубину и бережно завернута в рукав мужской рубахи. Очевидцы свидетельствовали: «Икона сияла, как только что написанная».
11 фактов об иконе
1. О небольших размерах иконы свидетельствует запись летописи Казанского девичьего монастыря от 1853 года: ее размер составляет всего 6×5 вершков (26,7×22,3 см).
2. Образ признан чудотворным в день обретения. Засвидетельствовано прозрение двух слепцов, следующих за иконой во время переноса ее в храм.
3. Иван Грозный повелел основать в Казани женский монастырь во имя обретенной иконы Пресвятой Богородицы. Первыми монахинями стали Матрона и ее мама, благодаря которым обретена икона.
Богородицкий монастырь в Казани
4. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери сопровождал ополчение Дмитрия Пожарского в смутное для России время. Благодаря духовному заступничеству Пресвятой Богородицы в 1611 году поляки неожиданно сдали захваченный Кремль народным ополченцам.
5. В 1636 году Казанский образ признан государственной святыней: «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона».
6. Современники Петра I были убеждены в том, что победа в Полтавском сражении одержана по заступничеству Божьей Матери. Июль 1709 года. Накануне решающей битвы со шведами горячо молился перед чудотворным образом Петр I вместе со всем своим войском.
7. А в 1812 году перед ней молился Кутузов. 22 октября, в день осеннего празднования иконы, русские войска одержали первую победу над французами.
8. В 1880 году в Зимнем дворце народовольцы устроили чудовищный теракт: взорвано 30 кг динамита, в результате чего разрушено перекрытие между первым и цокольным этажами. Комната, где находился список с иконы, полностью уничтожена, но сам он не пострадал.
9. Очевидна помощь Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне. Маршал Жуков возил Казанскую икону по всем фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, Мария Георгиевна в своей книге «Маршал Жуков: сокровенная жизнь души».
10. В 2005 году учреждена новая праздничная дата в гражданском календаре: 4 ноября – День народного единства, который совпадает с днем почитания Церковью Казанской иконы Божией Матери. Так отмечено окончание еще одного смутного периода жизни России и ее вступление в новый век.
11. Список Казанской Божьей Матери есть даже в космосе. В 2011 году он был отправлен на Международную космическую станцию.
Детективная история: святыня похищена и уничтожена
В ночь на 29 июня 1904 года бандой вора-рецидивиста Варфоломея Чайкина (Стояна) было совершено дерзкое ограбление. Из Казанского Богородицкого монастыря была похищена величайшая российская святыня – явленная икона Казанской Божьей Матери. Преступники соблазнились богатыми ризами. Позже в печи квартиры Стояна были обнаружены следы сожжения икон. Следствие предположило, что явленная икона уничтожена. Но существует и другая версия. По рассказам современников, игуменья монастыря, опасаясь воров, имела привычку на ночь заменять икону. Вполне возможно, что вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список.
Московский список иконы, тот, с которым Дмитрий Пожарский въехал в Московский Кремль, вместе с драгоценным окладом был похищен из Казанского собора Москвы в 1918 году. Ее следы были сразу потеряны, и месторасположение неизвестно и ныне.
Был еще один чудотворный список, сделанный по заказу Петра Великого, так называемый «петербургский» – чудом уцелел.
В 1922 году, когда большевики изымали ценности, настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков убедил чекистов, что это лишь копия, которая не имеет особой ценности. Благодаря этому в настоящее время она хранится в Казанском соборе Петербурга.
Надежда на чудо и свидетельства чудес
В конце XX века пресса активно обсуждала икону, находившуюся в Ватикане. Надеялись, что она и есть та самая, чудесно явленная в 1579 году в Казани. В 2005 году Папа Римский, тронутый искренней просьбой татарстанцев, вернул ее на Родину. Икона торжественно вернулась в Россию, однако еще до ее возвращения установили, что это копия более позднего времени, датирована XVIII веком. Сейчас образ находится в Богородицком монастыре города Казани. В этом храме хранятся документированные свидетельства об исцелениях, спасении и благодатной помощи в семейных делах.
Вот некоторые из них (источник – газета «Аргументы и факты», 19.07.2014):
«К 33 годам у меня было всё, к чему стремилась. Редкое образование, творческая перспективная работа. Только семьи не хватало. Знакомая посоветовала молиться великой святыне. Я часто приходила сюда и молилась перед образом. И чудо не заставило себя ждать. Вскоре мы познакомились с будущим мужем, поженились, уехали в его город. На венчании священник благословил нас иконой. Теперь она стоит в нашем молитвенном уголке. Чудесная защита не оставила меня даже на расстоянии 2 тыс. км».
«В начале 2007 года мой сын получил повестку из военкомата. Я, как любая мать, очень переживала за него, боялась, что он попадет в неблагополучную часть. Очень желала, чтобы он попал на службу в ВМФ, как его отец. Да и я, уехав за мужем в Североморск, работала в военно-морской части. Из-за этого считала, что там дисциплина лучше и порядка больше. После получения повестки поехала в монастырь и молила Богородицу о сыне. И чудо свершилось. Сын попал на Северный флот, хотя по здоровью не проходит. Что удивительно, в военном билете сына в графе «здоровье» ничего не указано… Но на этом чудеса не закончились. После учебы моего сына направили служить на Черноморский флот. Он участвовал в грузино-осетинском конфликте в роли миротворца, участвовал в морском бою в 2008 году, получил за это благодарность от Президента России. Он вернулся домой живым и здоровым».
«Больше года надо мной, как Дамоклов меч, висела финансовая проблема. На работе мне были должны большую сумму денег, которую я, в свою очередь, была должна своей подруге – 282 тыс. руб. Душа болела, ничего не радовало. Казалось, эта проблема никогда не разрешится. Я молила о помощи. Простояла службу, послушала экскурсовода, даже не заметила, как пролетело время. Вышла с радостью, со спокойной душой. А 29 апреля мне сказали, что принято решение вернуть мне весь долг, и я смогла рассчитаться с подругой. Тут же поехала в монастырь, поблагодарила икону. Душа моя пела. Я знаю: моя проблема – всего лишь неприятность по сравнению с бедами других людей. Ведь все мои близкие живы и здоровы. Я благодарна случаю, что привел меня к святой иконе. Уверена, всё решилось благополучно не просто так. Мои молитвы были услышаны через святую икону и благодаря вере».
«В 2011 году я приехала в Краснодар из Казани, где ходила на службу в Богородицкий монастырь. Мне было 34 года, когда я впервые забеременела, но радоваться нам с мужем пришлось недолго. На втором месяце врач УЗИ заявил: «Ваш плод замер, сердцебиения нет. Нужна срочная чистка, иначе летальный исход»… Каково же было удивление врачей, когда после чистки УЗИ показало, что ребенок жив. Врачи пожимали плечами. «За 30 лет работы я не видела ничего подобного, – говорила заведующая. – Похоже, во время чистки ваш ребенок спрятался в мышцу. Такое ощущение, что его кто-то спрятал». В то время, когда я проходила процедуру, супруг горячо молился перед иконой. Для нас было понятно, КТО сначала дал жизнь нашему ребенку, а потом спрятал его. Во время беременности врачи стращали: может родиться урод, инвалид, и предлагали избавиться от ребенка. Но мы с мужем решили молиться и верить в чудо. Казанские родственники не раз заказывали за меня сорокоуст в храме и даже прислали мне освященную икону. Через 9 месяцев родилась дочка. Из всех детей в роддоме у нее оказался самый высокий показатель здоровья по шкале Апгар (каждому новорожденному выставляют эту оценку в первые минуты жизни по 5 показателям). Мы назвали дочь Дарьей. Это имя означает «Дар Бога» и «Победительница». Она благодаря силе Божьей победила в битве за жизнь».
Храм в селе Можга
50 церквей, 14 монастырей в честь Казанского образа находятся не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Финляндии и даже на Кубе. В этом списке и старинный храм на Удмуртской земле. Небольшое старинное село в двухстах верстах от Казани, некогда бывшее уездным центром – Можга. Казанско-Богородицкая церковь, несомненно, украшение села.
В 1816 году положено начало строительства каменной церкви на месте обветшавшей деревянной. Взрослые жители Можгинского района и его окрестностей в советское время были тайно крещены в этом храме. Красивая церковь дорога многим. Удивителен тот факт, что в 1924 году случился страшный пожар, село полностью выгорело. А храм уцелел – Богородица сохранила.
Можга. Казанско-Богородицкая церковь. Фото: Vyacheslav Bukharov / Wikimedia Commons
Пришлось административный центр района переместить на станцию Сюгинская. Если бы не пожар, храм непременно был бы разрушен, а так остался вне поля зрения богоборческой власти, сохраняя уникальные детали интерьера. Правда, 1 февраля 1931 года его закрыли, но уже в марте вернули общине верующих. С тех пор церковь не закрывалась.
Почему Казанский образ так любим
Имеют православные особую любовь не к конкретной иконе, а к Божией Матери. Поэтому и чтят любое Ее изображение. Всего насчитывают более 860 различных изображений Пресвятой Богородицы, через некоторые из них Бог являет чудеса и милость, пример тому Казанская икона.
Неверующие, несмотря на факты, скажут: сказки, а верующим доказательства не нужны, они на личном опыте знают, сколь велика любовь Богородицы и сильна молитва Ее за людей к Сыну.
На браке в Кане Галилейской Она кротко говорила Сыну Своему: «Вина не имут». Ныне, вероятнее всего, говорит про нас: «Ума не имут, эгоизмом страдают, силы воли нет и вера слаба». И как 2000 лет назад вода стала изысканным вином, так и сегодня по Ее молитве Господь готов нашу трусость претворить в отвагу, эгоизм – в благородство, жадность – в щедрость, а глупость – в мудрость. Главное – устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански. И тогда Она, конечно, помолится, а Господь в просьбе Ей, конечно, не откажет.
Тайна явленного Образа
Эмилия Аронова
Кинорежиссер, православный журналист
Где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы?
От редакции: Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.
В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
Таинственная старушка
Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:
— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!
Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.
Великое множество списков
Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.
Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.
В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?
Утрата явленной иконы
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.
Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»
Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.
«Ватиканская» икона
Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.
В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой»:
«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.
В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.
К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».
Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы… Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».
Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен праздник 4 ноября в честь Казанской иконы Богородицы. После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.
Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.
Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. …икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником»
Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.
Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.
В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.
28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.
Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку».
«Одигитрия» — значит «путеводительница»
Тайна снова осталась Тайной.
Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.
В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты».
Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.
Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.
Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный.
Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.
Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.
Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.
Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?
Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рожество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рожество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.
Но самое главное — удивительный взгляд. Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца.
Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь».
Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:
Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.
И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей» упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?
Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно» отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.
При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».
Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.
Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом!
Заключение
«В 1950–1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:
Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.
При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.
Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.
Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!
В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!
Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!