икона казанской божьей матери в коломенском храме
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КОЛОМЕНСКОМ
История храма
Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника»Коломенское», деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В середине XVII века взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма.
Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых.
Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.
С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
Строительство церкви Казанской иконы Богоматери было задумано еще первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Однако храм был построен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению сына и наследника – царевича Дмитрия.
Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века.
Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. – «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м.
После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах.
Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз. Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше — линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам не освещающим внутренности. С двух сторон — северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.
Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.
Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.
Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.
В северном приделе преп. Аверкия очень простой поздне-ампирный иконостас, белый с золотом и живописными вставками икон, дает представление об общем характере подобного рода памятников.
Следует указать на деревянную скульптуру — Христос в темнице, находившуюся в приделе и перенесенную теперь в главный храм. Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре.
Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах.
С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КОЛОМЕНСКОМ
Заметка
Сегодня в нашем храме состоялось праздничное богослужение в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.) и равноапостольного Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167).
По окончании Божественной Литургии наш настоятель преосвященный епископ Гурий совершил молебен с водоосвящением.
Поздравляем наших дорогих прихожан с двойным престольным праздником!
This slideshow requires JavaScript.
Объявление
Заметка
ВНИМАНИЕ
По благословению нашего настоятеля, преосвященного епископа Гурия, объявляются внеочередные каникулы воскресной школы с 28.10.21 по 07.11.21г.
О начале занятий будет объявлено дополнительно.
Спаси всех Христос!
День тезоименитства настоятеля
Заметка
Сегодня, в день обре́тения мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, наш настоятель преосвященный епископ Гурий совершил Божественную Литургию. Владыке сослужили протоиерей Олег Витальевич Воробьев, благочинный Даниловского благочиния, иерей Артемий Ковалев, диакон Александр Горлов.
С днем тезоименитства дорогой Владыка!
This slideshow requires JavaScript.
Экскурсия детского отделения воскресной школы
Заметка
В воскресенье 3 октября учащиеся воскресной школы храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском вместе с родителями и преподавателем посетили Симонов монастырь. Кратко познакомившись с историей монастыря в живом и интересном рассказе экскурсовода Елены Юрьевны, дети буквально смогли прикоснуться к интереснейшему памятнику, свидетелю и участнику нашей славной истории и одной из больших святынь.
Мы побывали и в воскресной школе при храме Тихвинской иконы Божией Матери, где нас радушно встретили и дети и преподаватели во главе с завучем Антониной Сергеевной. Познакомившись во время чаепития, отгадывали загадки, а затем все вместе сделали прекрасную поделку.
Спасибо всем за такой тёплый приём и чудесную поогулку!
Зозуля Анна Николаевна, преподаватель воскресной школы храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
This slideshow requires JavaScript.
Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
Заметка
Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали…
читать дальше
This slideshow requires JavaScript.
Рождество Пресвятой Богородици
Заметка
Поздравляем дорогих наших прихожан с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Наш настоятель, преосвященный епископ Гурий накануне отслужил всенощное бдение и в сам день праздника возглавил совершение Божественной Литургии.
Владыке сослужили иерей Иоанн и иерей Артемий.
This slideshow requires JavaScript.
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КОЛОМЕНСКОМ
История храма
Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника»Коломенское», деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В середине XVII века взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма.
Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых.
Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.
С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
Строительство церкви Казанской иконы Богоматери было задумано еще первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Однако храм был построен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению сына и наследника – царевича Дмитрия.
Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века.
Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. – «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м.
После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах.
Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз. Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше — линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам не освещающим внутренности. С двух сторон — северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.
Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.
Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.
Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.
В северном приделе преп. Аверкия очень простой поздне-ампирный иконостас, белый с золотом и живописными вставками икон, дает представление об общем характере подобного рода памятников.
Следует указать на деревянную скульптуру — Христос в темнице, находившуюся в приделе и перенесенную теперь в главный храм. Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре.
Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах.
С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.
Храм Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском
Эта удивительная святыня расположилась в Южном округе города Москвы, столичном районе под названием Негатинский Затон, в небольшом поселке Коломенское. Находится он на территории одноименной заповедной зоны с музеем. Уникальность храма Казанской иконы Богородицы заключается в его необычной архитектуре середины 17 столетия, ведь церковь является бесстолпной и имеет 5 куполов. Но святыня привлекает внимание не только своей уникальной архитектурой, но и старинными чудотворными иконами.
История храма
1649 год ознаменовался очень важным для государства событием — появлением на свет преемника царского престола Дмитрия Алексеевича. В этот день произошло общее церковное почтение Казанского образа Богоматери. Именно в то время по указу царя началось строительство каменного храма в ярославской Казанской монастырской обители и церкви при дворце правителя в Коломенском. Строительные работы продолжались на протяжении последующих четырех лет. Так и появился красивейший храм из кирпича на высоком нижнем этаже (подклете) и шатровой колокольней.
Но, существуют и другие версии того, почему была построена церковь. В книжке Паламарчука рассказывается о тои, что ранее под церковным крестом была надпись, в которой говорилось о строительстве храма в честь 100-летней годовщины взятия Казани. Также в книжке «Сорок Сороков» говорилось о располагавшейся ранее на её месте церквушки из дерева.
Более позднее предание рассказывает нам о том, что храм Казанской иконы Божьей Матери был возведен во времена царствования Михаила Федоровича по его указанию (1630 год). В другом церковном предании повествуется, что первый камень закладывался еще в 1610 году, в память о московском освобождении от нашествия поляков.
Изначальное строение было простым, в нем не было какой-либо росписи. Первые настенные рисунки появились только в 1910 году. В период с 1941 по 1942 годы храм был закрыт, но вскоре службы были возобновлены и не прекращаются до нынешних времен.
Особенности архитектуры
Изначально здание храма было придомовым и соединялось с царским дворцом небольшим переходиком, длина которого составляла 50 метров, а ширина 3 метра. Согласно словам послов из Польши, которые посещали крытый переход Коломенского храма Казанской иконы Богоматери в 1671 году, он был выполнен из камня, в нем были большие окна и ковры ручной работы, облегчающие процесс ходьбы. В северной части здания располагается крыльцо, служащее не только колокольной основой, но и средством перехода в саму колокольню.
Местные святыни
Самой почитаемой храмовой святыней является чудодейственная икона Богородицы «Державная». Помимо этого в его стенах находится чтимый список Казанского образа Божией Матери. А в северной части здания можно увидеть уникальную скульптуру из дерева, которая изображает Иисуса Христа и располагавшаяся ранее в центральной части церкви.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Москва)
Храм Казанской иконы Божией Матери — бесстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Содержание
История [ править ]
Строительство церкви Казанской иконы Богоматери было задумано еще первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Однако храм был построен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению сына и наследника – царевича Дмитрия.
Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века.
Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. – «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м.
После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах.
С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.
Освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Державная» 27 июля 2012.
Современное состояние [ править ]
Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз.
Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.
Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.
Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.
Деятельность прихода [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 115487, г. Москва, Просп. Андропова, 39, стр. 9