икона княгини ольги васнецова
Сюжеты и образы: иконография равноапостольной Ольги
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Сотни икон святой Ольги и еще больше храмов известно сегодня. Ее лик смотрит на нас с фресок под сводами или на фасаде, барельефов, храмовых икон. Хотя прославлена равноапостольная княгиня менее 500 лет назад, ее изображения сохранились с древности.
Когда день памяти
Он отмечается 24 июля. Это день преставления святой (969 г.)
Житие: коротко о главном
Ольга была супругой второго древнерусского князя, Игоря. После его гибели (945 г.) княгиня возглавляла Русь до совершеннолетия сына, Святослава, примерно до 960 г. Считается, что главной ее политической реформой была отмена так называемого полюдья – ежегодного похода князя по своим землям для сбора дани (в одном из них, убитый племенем древлян, погиб ее муж).
Церковно княгиня чтится, однако, не как политик, а как первая русская правительница, принявшая христианство. Хотя Крещение Ольги было личным, то есть не повлекло массового обращения русичей, она чтится, как равноапостольная, так как:
Когда, как и почему причислили к лику святых
Годом канонизации святой обычно считается 1547. Однако современные историки обращают внимание на то, что почитание как Ольги, так еще десятков угодников Божиих к этому времени уже сложилось, но, по словам отцов Поместного Собора 1547 г., «не бе им до днесь соборного пениа». Именно празднование давно прославленным святым и установил Собор, созванный также угодником Божиим, свт. Макарием, Митрополитом Московским.
Церковь признает святую равноапостольной, основанием для чего являются:
Иконография
Она начала складываться уже с первых десятилетий по кончине святой.
Как изображают
Обычно она пишется по чину других равноапостольных святых. Ее изображение традиционно близко к иконам ее святой покровительницы, царицы Елены (в Крещении Ольга взяла ее имя), также равноапостольной.
Какие символы используют
Богословский смысл
По словам богослова иконописи, Л.А.Успенского, икона «есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого». Это – не «портрет» святого, а «окно» в Царство Небесное, необходимое для молитвенного общения с угодником Божиим. Отсюда соединение в изображениях земного и небесного, временного и вечного.
Самое древнее изображение
Некоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью.
Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.),
Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору.
А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром.
Лик святой в храмовых росписях
Большинство икон святой княгини относится к XIX в.: с этого времени имя Ольги носят многие представительницы царствующего дома.
Академическая роспись, мозаики и фрески
Распространенность икон святой с XIX в. совпала с так называемым «академическим» периодом русской иконописи, когда к делу создания храмовых фресок обращаются светские художники. Первоначально они совершенно разрывают все связи с канонами иконописи, однако впоследствии появляются попытки совместить иконописные традиции с портретным искусством. Пример тому – работы Виктора Васнецова, включая изображения святой княгини. Сам он так говорил об «академическом стиле» церковного искусства:
Однако написанная Васнецовым в 1895-96 гг. по «академическим» традициям икона св. Ольги до сих пор принадлежит к числу самых узнаваемых.
«Княгиня Ольга». Васнецов В.М. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 гг.
Самая знаменитая икона
Она создана В.В.Васнецовым для Владимирского собора Киева. Образ построен по канонам портретной живописи, но с соблюдением также традиций иконописного изображения: святая держит крест, на левой длани – храм, облачена в русские княжеские одежды. Лик Ольги суров и строг.
Образ Васнецова не раз копировали другие живописцы. Широко распространен он также после возрождения церковной жизни России, с 1990-х.
Фреска В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая»
Совсем другой образ святой представлен на другой фреске для того же храма. Она изображает святую среди других угодников Божиих, ожидающих Царства Небесного. Предчувствие встречи с Христом уже отражается на лике Ольги. Ее заботливо несут Ангелы.
Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть триптиха. 1885-1996
Другие изображения
Среди других икон святой можно выделить:
Эскиз к мозаике Н. К. Рериха
Он создан художником в 1915 г. Здесь иконописные каноны сочетаются со своеобразным стилем художника. Ольга представлена возвышающейся до небес, в одной ее руке крест, на другой – храм, а у ног – Псков, город, где она насаждала христианство.
«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год
Где находятся особо чтимые и чудотворные образа
Одна из чтимых святынь Троицкого собора г. Пскова, по преданию, основанного княгиней – ее икона работы наместника Псково-Печерского монастыря архим. Алипия (Воронова) (1914-1975 гг.). Образ восходит к известной иконе М.В.Нестерова, однако святая изображена на фоне Троицкого собора и другого псковского храма – прор. Илии.
Еще одна икона святой с богатой историей известна в Петербурге. Она находится в ее храме при Детской больнице № 4. Образ подарен церкви герцогом Вюртенбергским Карлом (Германия). Икона принадлежала тезоименитой святой дочери императора Николая I, которая стала супругой короля Вюртенберга.
В чём помогает святая по молитве перед ее образом
К святой часто обращаются:
Примеры помощи
Наиболее известны исцеления на «Ольгином ключе» под Псковом. Здесь есть часовня с иконой святой, всегда горят свечи.
Одна из трех мозаичных икон святой Ольги западной стены ильинского храма у Брода в Выбутах
Вот одна из историй, рассказанная на сайте просветительского журнала «По ком звонит колокол»:
«Ослепший мужчина умывался ледяной водой из ключей. И вдруг последние струйки показались ему тёплыми. И он громко сказал об этом окружающим.
Люди ответили: «Да нет же, вам показалось, вода очень холодная!» «Тёплая», — повторил мужчина и прозрел… Вот такое чудо.»
На севере Петербурга в пос. Новое Девяткино еще только строится храм св. Ольги. Но его приход уже сотрудничает с реабилитационным центром для людей с алкогольной и наркотической зависимостью. И уже не один человек встал на путь духовной жизни по молитвам святой. Вот лишь один такой рассказ:
«Дмитрий З. много раз срывался, но в семье мама – церковный человек, и он уцепился за храм. У Дмитрия золотые руки, он многое сделал в храме, помог в оформлении алтаря. И он победил себя!
Потом он встретил свою будущую жену, родили ребенка. Сейчас он работает, имеет свой небольшой бизнес. Поскольку он сам прошел такой сложный путь, он понимает, как помочь другим. Главврач предложила ему помогать зависимым, беседовать с ними, направлять. Он в ремиссии, в норме, ведет трезвый образ жизни уже с 2011 года».
До наших дней через свои иконы, освященные святыни, княгиня продолжает помогать христианам. А еще – молиться об обращении тех, кто пока не пришел к Богу. И, как более 1000 лет назад, молитвы эти действенны.
Княгиня Ольга. История преображения
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Историк Дмитрий Володихин о том, как киевская княгиня стала равноапостольной святой.
Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равноапостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.
Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.
Бояре киевские, дружина, да и простой люд славословили ей: «Молодец наша княгиня! За супруга своего целую страну умыла кровью! Гордая! Силу показала!» Такою была общественная норма в ту пору. И даже писаный закон, который появится через несколько десятилетий, и тот разрешал кровную месть. Разве что несколько ограничивал ее…
А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет. Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.
Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.
Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.
Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.
Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, могли способствовать подобному движению души.
Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.
Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.
Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.
Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится образцом для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».
Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?
Невозможно. Христова вера — путь смирения. Для всех, в том числе и для венценосных особ. И одно только смирение оставалось княгине, когда-то горделивой мстительнице.
Больше всего горечи доставил княгине ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.
Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».
Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.
Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.
Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.
На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Виктор Васнецов. Росписи Владимирского собора, г. Киев
Виктор Михайлович Васнецов
Со времени работы над «Каменным веком» Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.
Владимирский собор в Киеве
Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.
Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.
Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.
По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.
Князь Александр Невский Княгиня Ольга
Княгиня Евдокия Нестор-летописец
Алипий-живописец Богоматерь с младенцем
Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.
Крещение князя Владимира
Князь Андрей Боголюбский
Крещение Руси
Страшный суд
Богоматерь с Младенцем на престоле Ангел с лампой
Христос-Вседержитель
Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажи живыми участниками истории, пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.
Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».
Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа.
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве
Богоматерь с Младенцем
Бог Саваоф
«Единородный сын Слово Божие»
Распятый Иисус Христос
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (левая часть)
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (центр)
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (правая часть)
Блаженство рая
Искушение Евы змием
Серафимы Эскизы орнаментов росписи
Эскизы орнаментов росписи
Собор святителей Вселенской церкви
Собор святителей Вселенской церкви
В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.
Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого худoжественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное нoватoрское значение.
Журнал «Мир искусства» писал о сoборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным прoизведением и выдающимся памятником сoвременного русского религиозного сознания».