икона крещение господне андрея рублева
Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева: описание, значение
В глубь веков
Об этом знаменательном событии рассказывают все евангелисты. Пока Иисус с семьей жил в Назарете, в Иудейской пустыне о скором его пришествии провозглашал пророк Иоанн. Он призывал людей покаяться в грехах, смыть их в водах реки Иордан и начать новую жизнь по христианским заветам.
Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к месту проведения обряда, чтобы явить миру свою истинную природу. Иоанн, узнав сына Божьего, усомнился в своем праве крестить его. Но Иисус успокоил старца, пояснив, что такова воля его Отца. Войдя в воды, он молился о благословении на трудный путь. В это время с неба спустился Святой Дух в облике голубя, и все присутствующие услышали голос Бога: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». С этого дня Спаситель начал исполнять свою миссию, страшную и великую.
Иконография
Крещение Господне изображали многие иконописцы, начиная со времен первых христиан. На первый план выходил не столько сам обряд, совершаемый в водах Иордана, сколько событие Богоявления. Все присутствующие в этот день могли наблюдать Троицу: Иисуса Христа, Святой Дух, сошедший с небес в виде голубя, и глас Отца, свидетельствовавшего о Сыне. Именно это становится содержанием икон, мозаик.
Иконописец Андрей Рублев
Великий мастер древней Руси не обошел своим вниманием это событие. Он жил и творил во времена монгольского нашествия, в XIV-XV веках. Его имя крепко связано с Троицким монастырем и монахом Сергием Радонежским, которого художник почитал как отца. Иконы Андрея Рублева в темные времена несли идеи духовного возрождения Руси. Благодаря гармоничным краскам от них исходит чистое свечение. Образы одухотворены, в них читается душевная тишина, спокойная радость.
Еще одну икону можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Она сохранилась лучше, в ней меньше золотого света, но больше строгих сине-зеленых цветов. Кажется, что все изображение омыто крещенскими водами. Сохранилась также фреска в Успенском соборе (город Владимир).
Надо отметить, что среди искусствоведов до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли названные работы кисти самого Андрея Рублева. Возможно, иконы писались его учениками. Ведь в XV веке никто не вел учет работ того или иного художника. Авторство устанавливают по характерной технике письма, но это не гарантирует стопроцентного результата.
Описание иконы «Крещение господне»
На левом берегу Иордана благоговейно склоняется над Спасителем Предтеча, осознавая величие момента. На правом берегу изображены четыре ангела в праздничных одеждах. Икона «Крещение Господне» пронизана глубокой радостью от свершающегося чуда, светлой верой в грядущее спасение.
Преклонение перед Троицей
Икона XV века «Крещение Господне», по традиции, изображает момент Богоявления. Никому не известный до тех пор Иисус Христос, сын простого плотника, предстал во всем своем величии. Перед ним низко склоняется Иоанн Креститель, осеняя Спасителя крестным знамением. Его фигура со странно выписанными, словно перекрещенными ногами, непропорциональными руками подчеркивает неполноценность человеческой природы. Вместе с ним склоняются в сторону Иисуса скалы.
Три ангела на правом берегу также смиренно и восторженно ожидают выхода Спасителя из воды. У двух из них на руках ткань, в которую они, как восприемники, готовы завернуть крещаемого. Все осознают значимость момента, преклоняются перед богочеловеком, которому предстоит повернуть течение Иордана вспять, принеся себя в жертву.
Четвертый ангел устремляет молитву ввысь. Его взгляд направлен на луч света, в котором слетает голубь. Он внимает гласу Отца, созерцая Богоявление во всем его величии.
Духовный смысл иконы
В чем помогает икона «Крещение Господне»?
Икона «Крещение Господне» была написана с огромной любовью. В ней много света, лучащегося изнутри. Ведь праздник Крещения в древности называли «святыми Светами», что говорило об очищении и освящении природы человеческой светом Христовым.
О чем рассказывают иконы праздника Крещение Господне
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Удивительным свойством обладают иконописные работы, написанные в особом молитвенном настроении. И тогда под кистью художника знакомые евангельские образы и сюжеты открывают множество смыслов бытия. Одна из таких икон — «Крещение Господне».
История, смысл и традиции православного праздника Богоявления
Это одна из ключевых дат в христианстве. Она отсылает нас ко времени, когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса в водах Иордана. По завершению таинства над Спасителем показался голубь, а глас с Небес возвестил о том, что на Землю пришел Его Сын.
Так была явлена Святая Троица: Бог — Отец, Святой Дух и сам Богочеловек, принявший крещение. Событие, во время которого было явлено три ипостаси Бога, относят к двунадесятым Господским праздникам.
Объединение двух явлений — это отражение христианского мышления, которое воспринимало произошедшее таинство как рождение во Христе.
Назывался этот праздник Богоявлением, однако позже он становится самостоятельной церковной датой — 19 января.
На чем основана иконография праздника
Она продиктована священным евангельским текстом и деталями праздничной службы. Первоначально библейский сюжет отображался лаконично и мог включать только две фигуры — Иоанна Предтечи и Христа. И лишь с IV века, когда праздники Крещения и Рождества были разделены, начинает иконографический канон. Постепенно композиционное построение иконы усложнялось и дополнялось остальными ключевыми символами праздника: изображением небесной сферы, олицетворяющей Бога Отца, Святого Духа, опустившегося на Мессию в виде голубя и ангелов.
На ранних изображениях Христос мог быть представлен не только как тридцатилетний муж, что сообразуется с евангельским текстом, но и как юноша или ребенок. Несмотря на видимые визуальные отступления от Евангелия, художники сохраняли смысловую составляющую. Мы помним, что символически Крещение Христа воспринималось как начало новой жизни во Христе. К тому же изображение Его в виде ребенка, отрока или мужа подразумевает существование Бога вне времени, вне его, над ним.
Появление новых действующих лиц и символов продиктовано более глубоким осмыслением таинства Крещения Господня.
Богословский смысл иконографических символов
Крещение Господне— это праздник, когда людям явилось Божество Христа и триединство Его божественного начала. Несмотря на многообразие иконографических изводов, в каждом из них присутствуют изобразительные элементы и приемы, основанные на старозаветных и новозаветных библейских символах.
Исследователи, опираясь на ветхозаветные тексты, проводят смысловую аналогию между обновлением мира после всемирного потопа и новой жизнью во Христе после Крещения. И в том, и в другом случае голубь символизировал возрождение. Мы помним, что на иконах другого тематического ряда Святой Дух может изображаться также в виде огненных языков или столпа света.
Богоявление
Конец XVIII в.
Дерево, смешанная техника.
134.5 × 78.5 см
Частное собрание
Фигура Христа часто изображалась ниже и меньше по размеру, чем Иоанн Креститель. Это объясняется тем, что Иисус находился в воде, на дне Иордана, а Иоанн стоял на берегу. Однако с богословской точки зрения подобное композиционное расположение ключевых фигур говорит о самоумалении Христа, готового принять Крещение, ибо
«так надлежит нам исполнить всякую правду».
Правдою в христианском понимании является исполнение библейских заповедей. На иконе Иисус изображен полностью погруженным в воды Иордана, опираясь стопами на дно реки. Воды полностью покрыли его тело, и визуально вода обозначена в виде пещеры, в которой находится Мессия. Полное погружение Иисуса в воды Иордана позволяет осознать и ту бездну греховности человечества, которую Спаситель взял на себя, и ту надежду на избавление от грехов, которая будет дарована всем, кто, крестившись, как Он, обретет понимание правды, поскольку родится в новую жизнь во Христе.
Спаситель изображен нагим. С одной стороны это символизирует его уязвимость,, готовность исполнить правду, с другой — отсылает к ветхозаветному Адаму, который христианской теологии символизирует человечество. Обнажаясь и умаляя себя, он отдает часть славы Божией человечеству.
Голубь, фрагмент римской мозаики
Сакраментальные смыслы
Почти всегда Спаситель изображается склонившим голову и обращенным в сторону Иоанна Крестителя. На более поздних изводах Он может изображаться фронтально, с повязкой на бедрах. Иоанн Предтеча возлагает на главу Иисуса правую руку. В этом жесте скрыто множество сакраментальных смыслов, описанных в Ветхом и Новом заветах. В древности он означал приношение в жертву, очищение от греха человека, позже — благословение на служение Богу.
На изводах иконы часто встречаются прообразы, которые упоминаются в Ветхом завете. Это миниатюрные изображения мужчины — аллегория реки Иордан, воды которого остановились для перехода израильтян, а другая часть реки повернулась вспять. Вторая фигурка может символизировать и Красное море, воды которого расступились, открывая дорогу. Эти события, описанные в псалме Царя Давида, являются предвестниками Крещения. На более поздних изображениях языческие символы часто отсутствуют.
Первое известное изображение
Первая известная икона, изображающая Крещение, найдена в римских пещерах. Ученые относят ее появление к III веку. На фреске Иисус — отрок, существующий вне времени. Изображение частично утрачено, поскольку в этот период христиане подвергались гонениям. На видимой части запечатлено сошествие Святого Духа.
Равеннская мозаика
В отличие от сдержанных икон римской школы колорит красок и оттенков на византийских мозаиках Равенны переносит нас в божественный мир. Технология изготовления кубиков из смальты позволяла мастерам добиваться их удивительного свечения. Секрет заключался в том, что они добавляли в основную массу смесь золота, свинца и других металлов. Различные пропорции помогали создавали множество цветов и оттенков.
Мозаики «Крещение Господне» находятся в равеннских баптистериях. Строения, возведенные в IV-V вв., предназначены для проведения таинства крещения, поэтому их купола украшают полотна, повествующие об этом событии. Однако художественное мастерство полотен заметно разнится. В православном, построенном немного раньше, уровень исполнения мозаичного намного выше, а иконографическое повествование — более развернуто.
Арианский Баптистерий в Равенне
Коптские иконы
Копты — это древние египтяне, которые образуют самую раннюю ветвь христианства.
Историки связывают коптов с именем евангелиста Марка, который проповедовал в Египте после вознесения Христа. Первые мозаики, фрески и иконы исследователи относят к IV веку. Изображения коптских мастеров имеют ярко выраженную особенность. Они намеренно искажают пропорции тела, изображая голову и глаза святых крупнее, чем на самом деле. Таким визуальным приемом художники принижают телесность, делая ее ничтожной по сравнению с тем, что является средоточием и выражением духовности — лики и глаза.
Некоторые искусствоведы считают, что подобный канон сложился под влиянием искусства Древнего Египта, и трактуют эту отличительную стилистическую черту как знак особого почитания Бога и преданности молитве.
Крещение Господне. Коптская икона
Икона Андрея Рублёва
Творение мастерской иконописца отличается от работ других мастеров глубокой богословской трактовкой событий и образов и узнаваемым колористическим решением. Художник использует золотую краску как символ божественного происхождения Спасителя, заполняя пространство божественным светом. Он буквально окутывает теплом Иисуса, да и сама икона словно излучает тепло.
Иконописец Андрей Рублев исподволь возвеличивает Спасителя, подчеркивая отличие от фигуры Иоанна Предтечи. Согбенное положение тела святого, склонившегося над Иисусом, непропорционально прописанные руки и неестественное положение ног символически умаляют греховную человеческую природу, подчеркивая величие и святость крещаемого.
Ангелы, расположенные по правую сторону иконы, с трепетом ждут выхода Иисуса из Иордана, чтобы воспринять его в одежды. И лишь один из них полностью погружен в созерцание происходящего в Небесной сфере: сошествие на Сына Божьего Святого Духа. Да и вся икона пронизана неземным восторгом, который способен создать особое молитвенное настроение.
Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г., икона, фрагмент
В чём помогает Господь по молитве перед иконой
Молитвенный настрой перед иконой помогает обратиться к Господу с искренним раскаянием за греховные мысли и поступки, сбросить с себя тяжкий груз неверия и найти дорогу в праведную жизнь. Перед иконой также можно просить Бога об избавлении от болезней. Но нужно помнить, что икона только поможет настроиться на молитву и почувствовать ее во всей полноте. Главное же — обращаться к Богу с искренней верой. Тогда вы обязательно будете услышаны.
Евгения Пономарёва
Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева
Особенность иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и пробелы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.
Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.
Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте. Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный. Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.
Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы видна. Странно выписаны его ноги: они словно бы перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот. Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.
Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами. Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, словно заключая Его в свои объятия. Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.
Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности. Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы:
«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…», указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.
В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов, изображающих Крещение Господа.
Галерея икон «Крещение Господне»
Икона крещение господне андрея рублева
Перед нами икона XV века «Крещение Господне», принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:
Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»,
— так поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. Потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.
Особенность иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и пробелы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.
Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна.
Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье – это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.
Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.
Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте.
Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный.
Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.
Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы сразу видна. Странно выписаны его ноги: они словно перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот.
Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.
На противоположном берегу – прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны.
Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.
Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, заключая Его в свои объятия.
Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.
Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности.
Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы псалма:
«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,
указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.
В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов, изображающих Крещение Господа.
Тина Гай
Галерея икон «Крещение Господне»
Самые известные иконы Крещения Господня
Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.
Поделиться статьей с друзьями:
Символизм икон
Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.
Крещение Господне, древняя мозаика
Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.
Греческая икона, XVII век
В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.
Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.
Крещение Господне, современная русская икона
Первые иконы
Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.
Фреска римских катакомб III века
Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.
Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.
Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев
Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).
Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.
Равенская Мозаика
Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.
Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.
Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век
Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.
Русские иконы
Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.
«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.
Икона работы Андрея Рублёва
Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.
Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.
Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе.
Минологий императора Василия II, X век
Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.
Новгородская икона собора Святой Софии
Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение.