икона крещение господне богоявление
О чем рассказывают иконы праздника Крещение Господне
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Удивительным свойством обладают иконописные работы, написанные в особом молитвенном настроении. И тогда под кистью художника знакомые евангельские образы и сюжеты открывают множество смыслов бытия. Одна из таких икон — «Крещение Господне».
История, смысл и традиции православного праздника Богоявления
Это одна из ключевых дат в христианстве. Она отсылает нас ко времени, когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса в водах Иордана. По завершению таинства над Спасителем показался голубь, а глас с Небес возвестил о том, что на Землю пришел Его Сын.
Так была явлена Святая Троица: Бог — Отец, Святой Дух и сам Богочеловек, принявший крещение. Событие, во время которого было явлено три ипостаси Бога, относят к двунадесятым Господским праздникам.
Объединение двух явлений — это отражение христианского мышления, которое воспринимало произошедшее таинство как рождение во Христе.
Назывался этот праздник Богоявлением, однако позже он становится самостоятельной церковной датой — 19 января.
На чем основана иконография праздника
Она продиктована священным евангельским текстом и деталями праздничной службы. Первоначально библейский сюжет отображался лаконично и мог включать только две фигуры — Иоанна Предтечи и Христа. И лишь с IV века, когда праздники Крещения и Рождества были разделены, начинает иконографический канон. Постепенно композиционное построение иконы усложнялось и дополнялось остальными ключевыми символами праздника: изображением небесной сферы, олицетворяющей Бога Отца, Святого Духа, опустившегося на Мессию в виде голубя и ангелов.
На ранних изображениях Христос мог быть представлен не только как тридцатилетний муж, что сообразуется с евангельским текстом, но и как юноша или ребенок. Несмотря на видимые визуальные отступления от Евангелия, художники сохраняли смысловую составляющую. Мы помним, что символически Крещение Христа воспринималось как начало новой жизни во Христе. К тому же изображение Его в виде ребенка, отрока или мужа подразумевает существование Бога вне времени, вне его, над ним.
Появление новых действующих лиц и символов продиктовано более глубоким осмыслением таинства Крещения Господня.
Богословский смысл иконографических символов
Крещение Господне— это праздник, когда людям явилось Божество Христа и триединство Его божественного начала. Несмотря на многообразие иконографических изводов, в каждом из них присутствуют изобразительные элементы и приемы, основанные на старозаветных и новозаветных библейских символах.
Исследователи, опираясь на ветхозаветные тексты, проводят смысловую аналогию между обновлением мира после всемирного потопа и новой жизнью во Христе после Крещения. И в том, и в другом случае голубь символизировал возрождение. Мы помним, что на иконах другого тематического ряда Святой Дух может изображаться также в виде огненных языков или столпа света.
Богоявление
Конец XVIII в.
Дерево, смешанная техника.
134.5 × 78.5 см
Частное собрание
Фигура Христа часто изображалась ниже и меньше по размеру, чем Иоанн Креститель. Это объясняется тем, что Иисус находился в воде, на дне Иордана, а Иоанн стоял на берегу. Однако с богословской точки зрения подобное композиционное расположение ключевых фигур говорит о самоумалении Христа, готового принять Крещение, ибо
«так надлежит нам исполнить всякую правду».
Правдою в христианском понимании является исполнение библейских заповедей. На иконе Иисус изображен полностью погруженным в воды Иордана, опираясь стопами на дно реки. Воды полностью покрыли его тело, и визуально вода обозначена в виде пещеры, в которой находится Мессия. Полное погружение Иисуса в воды Иордана позволяет осознать и ту бездну греховности человечества, которую Спаситель взял на себя, и ту надежду на избавление от грехов, которая будет дарована всем, кто, крестившись, как Он, обретет понимание правды, поскольку родится в новую жизнь во Христе.
Спаситель изображен нагим. С одной стороны это символизирует его уязвимость,, готовность исполнить правду, с другой — отсылает к ветхозаветному Адаму, который христианской теологии символизирует человечество. Обнажаясь и умаляя себя, он отдает часть славы Божией человечеству.
Голубь, фрагмент римской мозаики
Сакраментальные смыслы
Почти всегда Спаситель изображается склонившим голову и обращенным в сторону Иоанна Крестителя. На более поздних изводах Он может изображаться фронтально, с повязкой на бедрах. Иоанн Предтеча возлагает на главу Иисуса правую руку. В этом жесте скрыто множество сакраментальных смыслов, описанных в Ветхом и Новом заветах. В древности он означал приношение в жертву, очищение от греха человека, позже — благословение на служение Богу.
На изводах иконы часто встречаются прообразы, которые упоминаются в Ветхом завете. Это миниатюрные изображения мужчины — аллегория реки Иордан, воды которого остановились для перехода израильтян, а другая часть реки повернулась вспять. Вторая фигурка может символизировать и Красное море, воды которого расступились, открывая дорогу. Эти события, описанные в псалме Царя Давида, являются предвестниками Крещения. На более поздних изображениях языческие символы часто отсутствуют.
Первое известное изображение
Первая известная икона, изображающая Крещение, найдена в римских пещерах. Ученые относят ее появление к III веку. На фреске Иисус — отрок, существующий вне времени. Изображение частично утрачено, поскольку в этот период христиане подвергались гонениям. На видимой части запечатлено сошествие Святого Духа.
Равеннская мозаика
В отличие от сдержанных икон римской школы колорит красок и оттенков на византийских мозаиках Равенны переносит нас в божественный мир. Технология изготовления кубиков из смальты позволяла мастерам добиваться их удивительного свечения. Секрет заключался в том, что они добавляли в основную массу смесь золота, свинца и других металлов. Различные пропорции помогали создавали множество цветов и оттенков.
Мозаики «Крещение Господне» находятся в равеннских баптистериях. Строения, возведенные в IV-V вв., предназначены для проведения таинства крещения, поэтому их купола украшают полотна, повествующие об этом событии. Однако художественное мастерство полотен заметно разнится. В православном, построенном немного раньше, уровень исполнения мозаичного намного выше, а иконографическое повествование — более развернуто.
Арианский Баптистерий в Равенне
Коптские иконы
Копты — это древние египтяне, которые образуют самую раннюю ветвь христианства.
Историки связывают коптов с именем евангелиста Марка, который проповедовал в Египте после вознесения Христа. Первые мозаики, фрески и иконы исследователи относят к IV веку. Изображения коптских мастеров имеют ярко выраженную особенность. Они намеренно искажают пропорции тела, изображая голову и глаза святых крупнее, чем на самом деле. Таким визуальным приемом художники принижают телесность, делая ее ничтожной по сравнению с тем, что является средоточием и выражением духовности — лики и глаза.
Некоторые искусствоведы считают, что подобный канон сложился под влиянием искусства Древнего Египта, и трактуют эту отличительную стилистическую черту как знак особого почитания Бога и преданности молитве.
Крещение Господне. Коптская икона
Икона Андрея Рублёва
Творение мастерской иконописца отличается от работ других мастеров глубокой богословской трактовкой событий и образов и узнаваемым колористическим решением. Художник использует золотую краску как символ божественного происхождения Спасителя, заполняя пространство божественным светом. Он буквально окутывает теплом Иисуса, да и сама икона словно излучает тепло.
Иконописец Андрей Рублев исподволь возвеличивает Спасителя, подчеркивая отличие от фигуры Иоанна Предтечи. Согбенное положение тела святого, склонившегося над Иисусом, непропорционально прописанные руки и неестественное положение ног символически умаляют греховную человеческую природу, подчеркивая величие и святость крещаемого.
Ангелы, расположенные по правую сторону иконы, с трепетом ждут выхода Иисуса из Иордана, чтобы воспринять его в одежды. И лишь один из них полностью погружен в созерцание происходящего в Небесной сфере: сошествие на Сына Божьего Святого Духа. Да и вся икона пронизана неземным восторгом, который способен создать особое молитвенное настроение.
Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г., икона, фрагмент
В чём помогает Господь по молитве перед иконой
Молитвенный настрой перед иконой помогает обратиться к Господу с искренним раскаянием за греховные мысли и поступки, сбросить с себя тяжкий груз неверия и найти дорогу в праведную жизнь. Перед иконой также можно просить Бога об избавлении от болезней. Но нужно помнить, что икона только поможет настроиться на молитву и почувствовать ее во всей полноте. Главное же — обращаться к Богу с искренней верой. Тогда вы обязательно будете услышаны.
Евгения Пономарёва
Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве
1. Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаики купола. Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. С IV века эти события начинают праздноваться раздельно, однако в церковных службах на Рождество и Крещение остается много общего. Обоим праздникам предшествует сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста.
Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника).
В ранних христианских памятниках IV-V веков, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетке с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
Несмотря на то, что главным источником иконографии рассматриваемого события являлось Евангелие, на свидетельстве которого основывались описания Крещения в апокрифах, образы Богоявления содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника. [1]
Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Однако встречаются и другие варианты. В миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI век, Исторический музей в Москве) два ангела слетают ко Христу с небес.
Крещение. Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес. Рассматриваемая мозаика находится в одном из тромпов, на которых покоится купол храма. Поскольку тромпы имеют криволинейную «вогнутую» поверхность, свет, падающий на мозаику, преломляется таким образом, что особым сиянием выделяется именно центральная часть сцены. Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород. Изображения Крещения в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век) сходны с Богоявлением в Дафни. Наряду с использованной в них лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена более подробная. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, 1199 г.) на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься. Один из них снимает рубаху, а другой изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток – символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.
Крещение. Икона. Середина XIV века. Национальный музей, Белград. В Национальном музее Сербии (г. Белград) находится икона XIV века, обладающая еще большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях – у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева – сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии (Мф. 3, 16), ангелов и Христа Еммануила в небе.
[1] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 277.
[2] Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи Древнего Пскова. М., 2004. С. 318-319.
Икона «Крещение Господне». Иконография и смысл
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).
Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей.
Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения.
Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения.
Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы.
Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике
Икона Крещение Господне
Сейчас эта икона неизменно присутствует в каждом храме и занимает центральное положение в алтарной композиции. Ведь сюжет иконы Крещение Господне представляет одно из наиболее знаменательных событий земного пути Спасителя: Иоанн Креститель крестит Христа в водах реки Иордан. При этом в этот знаменательный день Христос не просто принял крещение, но также проявили себя все компоненты Святой Троицы, то есть сам Христос, Всевышний Господь и Святой дух.
Содержание иконы
Равно как многие другие иконописные сюжеты, этот может иметь некоторые отличия в зависимости от времени создания иконы и других факторов. Содержание менялось в течение эпох, но, так или иначе, тут всегда присутствовало две основных фигуры:
Именно так следует осознавать икону Крещения Господне, ведь видение только Иоанна Предтечи и Христа является немного ограниченным. На самом деле на изображении перед нами в символической форме предстает Всевышний Господь как Святая Троица:
Таким образом формируется Троица. Сам Господь не изображается, так как никто из людей не может узреть его. При этом те, кто понимает содержание иконы, понимают, знают — там присутствует и третья ипостась Троицы в незримой форме.
В композиции, как правило, Христос располагается по центру, стоящим в водах реки Иордан, которую он предварительно освятил, дабы и другие люди могли смывать с себя грехи. С одной стороны стоит Иоанн Предтеча, иногда с крестом в одной руке, а другой рукой он указывает на Христа. По другую сторону присутствуют ангелы или апостолы, ангелы тут прислуживают Святому Иоанну, как прислуживают дьяконы священникам в церкви.
В верхней части овалом символически изображается небесная твердь, откуда спускается голубь (Святой дух). Сверху по сторонам высокие горы у Иордана, которые несут символическое значение и часто выглядят похожими на лестницу – они олицетворяют собой духовное восхождение.
Сакральный смысл иконы на крещение Господне
В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.
Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.
Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.
Одной из сохранившихся христианских реликвий является та самая рука Иоанна Крестителя, которой он прикоснулся к Господу. Десница Святого Иоанна осталась нетленной по сей день.
Это интересно
На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.
Также интересна символика двух берегов Иордана:
Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.
Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.
Безусловно, речь идет не о географических величинах, но о пути духовном, который Христос открывает для каждого.
Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.
Молитва перед иконой Крещение Господне
Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Прокимен
Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.
Иконы Крещения Господня
Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.
Иконы Крещения Господня
Нажмите на изображение для просмотра галереи:
Равеннская мозаика — первое известное изображение Крещения Господня
Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.
По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.
Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…
Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе
Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.
Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.
Более поздние тексты дают описание подробнее:
“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.
XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас
Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.
Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.
В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.
О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.
Иконы Богоявления
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г
Киево-Печерская Лавра. Фреска
Иконы Крещения Господня
Храм Христа Спасителя
Источник изображений — открытые источники
Текст — фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне — епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2