икона милосердия двери отверзи
Текст молитвы «Милосердия двери отверзи нам»
Греховная натура человека стремится всегда преобладать, заставляя идти на преступления против Господа и собственной души. Чаще всего достаточно просто раскаяться, покаявшись перед Господом и исповедавшись перед духовником, но Церковь называет несколько грехов, которые считаются самыми страшными и прощение за которые необходимо вымаливать.
К ним относятся аборт и убийство человека. Самоубийство считается самым тяжким грехом человека, но покаяться в нем он уже не может, поэтому за него просят близкие.
А вот прерывание беременности без медицинских показаний считается тяжким преступлением против Господа, и чтобы вымолить прощение, следует не просто каяться в этом проступке, но и читать особенную молитву «Милосердия двери отверзи». Этот текст обращается к Деве Марии, прося у нее заступничества и милости.
Почему аборт — это грех?
Убийство живой души считается самым страшным преступлением, поскольку человек берет на себя обязательства Господа и решает прервать жизненный путь души, которую Бог пустил на этот свет. Таким образом, в основании этого поступка лежат две страшные эмоции: гордость и желание самому стать богом.
В случае со смертью взрослого человека необходимо рассматривать обстоятельства, часто происходят убийства при самозащите или в состоянии аффекта, они не менее просты и в них следует непрестанно каяться, а также нести справедливое наказание по решению суда.
Никакие прочие обстоятельства не считаются основанием для прерывания беременности.
Наукой доказано, что плод уже на 11 недели является полностью сформировавшимся с сердечно-сосудистой и нервной системами. То есть аборт — это убийство еще нерождённого ребенка, у которого даже нет шансов спастись.
Чаще всего, делают аборт чтобы скрыть следы своего же блуда, а также из-за страхов о материальных проблемах, в любом случае это нежелание принимать Божью волю и убийство невинной души. Именно поэтому аборт считается страшным грехом, в котором виноваты мужчина и женщина вступившие в половую связь.
Читайте о деторождении:
Правила чтения
Молитва «Милосердия двери отверзи» читается к Богородице, которая выступает ходатаем перед Господом о паре, которая совершила преступление. Как правильно просить прощения из-за аборта? Существует несколько рекомендаций:
Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас!
Обращение к Богородице читается чаще всего, поскольку она выступает заступницей за людей перед Творцом и также является Матерью. Поскольку аборт считается непростительным грехом, то все что могут люди — это попросить заступничества и ходатайства за них на Страшном Суде, и надеяться, что Бог помилует их и простит.
Кроме Богородицы, можно обращаться непосредственно к Отцу Небесному и просить у Него прощения своими собственными словами. Некоторые священники рекомендуют читать специальную молитву:
Господи Вседержителю, умеющий отпускать грехи и беззакония кающимся от всей души грешникам! Прими мое слезное покаяние за все мои бывшие беззакония и убийства в абортах моих детей. Грешная я раба (имя) своею злою волей была виною смерти их, не рожденных, не увидевших свет мира сего через меня, мать, грешную рабу (имя). Страшен суд Твой, Господи и Владыка жизни моей, но безмерно есть и милосердие Твое к истинно кающимся преступникам Святого Закона Твоего. Недостойная и грешная убийца чад своих, молю и надеюсь на милость Твою, дерзаю просить и молить Тебя, чаю спасенья благодатью Твоей. Чад же моих, умерших прежде рожденья, Сам, по милосердию Твоему, окрести в море щедрот Твоих, Спаси их Божественной Твоей благодатью. Слава тебе Долготерпеливому Отцу и Премилосердному Твоему Сыну и Святому Утешителю Духу. Ныне, присно и во веки веков. Аминь.
При этом стоит помнить, что в зачатии участвуют два человека, так что мужчина также должен читать эту молитву, поскольку в убийство также есть его вина. Молиться можно ежедневно в одно и тоже время, можно читать текст по воскресеньям в храме, главное не забывать о нем и каяться постоянно в совершенном преступлении.
Важно читать текст искреннее, раскаиваясь в совершенном и прося милости у Бога. Необходимо осознать, что был убит ребенок, причем болезненно и страшно. Осознание этого не оставит мать и отца равнодушными, и они будут искренне плакать и молиться, прося прощения.
Милосердия двери отверзи нам
Проповедь на Рождество Богородицы
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возсия всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш.
Тропарь праздника
Когда я думаю о той великой чести и славе, какой Преблагий и Прещедрый Бог украсил на небесах Матерь Божию, когда думаю о том вечном славословии, каким хвалят Ее силы небесные, затем, когда думаю о тех богослужениях и молитвах, которые возносят Ей все чада Церкви Христовой здесь, на земле, а также о хвалебных словах, составленных в Ее честь святыми и избранными Божиими, помысл повелевает и мне, неразумному, добавить сегодня, в светлый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, эту малую каплю к великому морю похвал в честь Ее. И вот что мне хотелось бы сказать.
Таинственная причина, по которой церковный год начинается и кончается Богородичным праздником, такова, что Премилосердый Бог благоволил начать и завершить план спасения рода человеческого от рабства диаволу и мук адовых при посредничестве Матери Божией.
Божественный план спасения мира через Богородицу Бог открыл еще в начале мира, когда сказал Еве, что семя ее сокрушит главу змия.
Знайте, братия мои, что этот Божественный план спасения мира через Богородицу Бог таинственным и сенным образом открыл еще в начале мира, когда сказал Еве, что семя ее сокрушит главу змия (см.: Быт. 3: 15). Ибо это о Христе сказано было «Семя Жены» как о родившемся не от семени мужеского. Уже в самом начале мира Преблагий Бог через ветхую Еву таинственным образом указал на Еву Новую, духовную, то есть на Матерь Божию, имеющую родить в исполнение времен Нового Адама, Христа, Который Своим воплощением сокрушит главу змия, и смерти, и греха, ибо как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут (см.: 1 Кор. 15: 22).
Но знайте, братия, что в плане спасения рода человеческого Матерь Божия была еще прообразована [2] голубицей Ноевой. Ибо как та принесла Ною добрую весть о прекращении потопа, так и Матерь Божия – избранная голубица Бога и Духа Святого – рождением Христа принесла в мир великую весть о искуплении его из рабства греху. Матерь Божию прообразовала также лествица Иаковля, по которой восходили и сходили ангелы Божии (см.: Быт. 28: 12), ибо Матерь Божия была лествицей, по которой Бог сошел к нам и по которой естество наше взошло до десницы Божией (канон Акафиста Богородице).
Матерь Божию прообразовал и свещник с семью светильниками (см.: Исх. 37: 17–24), ибо Она просияла в мире семью дарами Духа Святого. Матерь Божия была еще прообразована кадильницей всезлатой (см.: Исх. 37: 16; 40: 26–27), ибо носила в Себе огнь Божества.
Матерь Божия – гора святая, в которой благоволил вселиться Бог (см.: Ис. 2: 2). Матерь Божия – облак порфировидный и златозарный, в котором сокрылось Солнце умное, Христос Бог наш. Матерь Божия была прообразована также ковчегом закона ветхого, пред которым скакал в радости Давид царь и пророк (см.: 2 Цар. 6: 2–5).
От премногих свидетельств и символов, прообразующих Матерь Божию, я привел вам здесь лишь несколько, чтобы вы поняли, что тайна и основа нынешнего праздника имеет очень древнее происхождение и возвещена была патриархами и пророками Божиими. Теперь пора показать вам хотя бы вкратце, как совершилось в законе благодати Божественное событие рождения Матери Божией.
В Палестине, в городе Назарете, жили человек, которого звали Иоакимом, и жена его Анна. Эти супруги были праведными и исполненными всяческих добродетелей, происходя из рода почитаемого, царского. Однако великая печаль была у них в жизни сей, ибо они не имели детей. А в те времена бездетные считались людьми, ненавистными Богу и проклятыми, по свидетельству Священного Писания, которое гласит: «Проклят не имеющий семени в Сионе и потомков в Иерусалиме». От этих людей никому нельзя было брать еду, а в храме к ним относились с презрением и не принимали от них жертв, приносимых Богу.
В один из дней, в великий праздник иудеев, пошли и Иоаким с супругой его Анной в храм и, из великого усердия своего, тоже хотели принести Богу жертву от имений своих. Но священник не захотел ее принять и тяжкими словами укорял их, говоря: «Почему вы дерзаете приносить жертву Богу, будучи бездетными и бесплодными?» Тогда Иоаким и Анна, покрывшись стыдом и печалью, вышли вон из храма. И когда они шли к дому своему в глубокой печали, сказал Иоаким супруге своей Анне: «Сердце не велит мне входить в дом мой, ибо мы гонимы Богом. Взойду на гору и буду там поститься и молиться Богу, может, Он сжалится над нами и даст нам дитя».
Итак, они расстались, и Анна пошла домой, в Назарет. И, раздав много милостыни, вошла в сад и стала там молиться Богу с болью и многими слезами, говоря: «Господи Вседержителю, единым словом сотворивший небо и землю и всё видимое; повелевший созданиям Своим жить и умножаться; благословивший Сарру, жену Авраамову, и она родила Исаака в старости своей; даровавший Анне сына, и она родила Самуила пророка! Даруй и мне плод чрева моего и не оставь меня быть поруганием среди людей, ибо если я рожу сына или дочь, то от всей души посвящу это чадо Тебе и отдам его на служение в храме славы Твоей».
Итак, говоря это, Анна со слезами молилась Богу. Также и Иоаким, муж ее, много молился на горе, плача с болью сердечной, и Бог услышал их молитву и стенания. Тогда послал Он архангела Гавриила к Иоакиму на гору, и тот сказал ему: «Радуйся, Иоакиме, и веселись, ибо я пришел возвестить тебе, что у тебя будет Дочь, Которая родит в девстве Царя всех, Бога! Отложи же печаль и горесть сердца твоего и иди в дом свой, ибо Бог услышал молитву твою. Только твердо уповай на слово мое и благодари Бога».
Сказав это, ангел Божий поспешил к Анне и сказал ей такие слова: «Анна, Анна, услышана молитва твоя, и вот, ты родишь Дочь, и наречешь Ей имя Мария, и возрадуются о Ней все народы земли».
Итак, Иоаким, услышав слово архангела Гавриила, пошел в веселии в дом свой и нашел там Анну, весьма обрадованную вестью, полученной от ангела. Затем Анна, забеременев, через девять месяцев родила Дочь, Которую, по обычаю ветхого закона, на восьмой день отнесли к священнику храмовому, чтобы наречь Ей имя. И вот таинственным образом дано было Младенице это имя – Мария, ибо «Мария» означает «Царица», ведь Ей предстояло стать Царицей ангелов и Владычицей всех людей.
И еще одну тайну скрывает имя Мария. Имя это состоит из пяти букв, таинственно олицетворяющих имена пяти великих ветхозаветных жен.
И еще одну тайну скрывает имя Мария. Имя это состоит из пяти букв, таинственно олицетворяющих имена пяти великих и знаменитых ветхозаветных жен. Так, буква «М» указывает на Мариам, сестру Моисея и Аарона. Буква «А» – это Авигея, жена Наваха. Буква «Р» – Рахиль, супруга Иакова. Буква «И» – Иудифь, святая вдова; буква «А» – Анна, жена Елканы.
Под этим подразумевается, что все те дары и добродетели, какими были увенчаны эти жены, соединила в Себе Богомладеница Мария, несравненно превзошедшая их. Ибо Мариам, сестра Моисеева, сияла двумя дарами – девством и пророчеством, а в Благодатной Марии девство и пророчество пребывают всегда. Авигея вступила в брак в смирении, а Дева Мария прежде всего за смирение Свое и восхваляется, ибо Бог призрел на смирение Рабы Своея (см.: Лк. 1: 48). Рахиль славилась красотой, а Дева Мария есть сама красота и великолепие неба. Иудифь известна тем, что мудростью своей умертвила Олоферна (см.: Иудифь 13: 8), а Дева Мария соделалась обителью Премудрости и Слова Божия [5] и Его силой умертвила Олоферна бесплотного, то есть диавола. Анна, будучи бесплодной, прославилась, ибо стала матерью великого Самуила (см.: 1 Цар. 1: 20), а Пресвятая Дева Мария намного славнее, ибо не бесплодной, а Девой будучи, стала Матерью Великого Еммануила (см.: Ис. 7: 14).
Но, братия мои, как можно проводить сравнение между дарами святых и праведников и Той, Которая была и является сокровищницей всех даров Святого Духа? Ибо, по свидетельству святого Иеронима, все святые приняли от Бога лишь некую часть даров, а Пресвятая Дева Мария являла Собой полноту всех дарований.
Нынешний день пришел к нам со светом духовным, с радостью святой, ибо сегодня рождается Матерь света и радости. Сегодня возвещаются милость и избавление роду человеческому, ибо родилась Матерь милости и милосердия. Мы празднуем сегодня не рождение святого, а рождение Той, Которая святее всех святых. Не собор ангельский чествуется сегодня, а рождение Царицы ангелов. Не мать земного царя рождается, а Сама Матерь Господа и Бога славы.
Итак, братия мои, если Давид царь и пророк скакал радуясь и ликовал пред ветхозаветным ковчегом, таинственно прообразовавшим Матерь Божию (см.: 2 Цар. 6: 5), тогда сколько же радости и веселия подобает иметь нам сегодня, когда не таинственно и в образах, но на самом деле мы празднуем рождение Пресвятой Богородицы – ковчега живого и одушевленного, в Котором Бог пожил? Если смутное и таинственное доставило столько веселья треблаженному предку Матери Божией, тогда сколько же радости испытывает он теперь на небесах и сколько радости и утешения подобает иметь сегодня и нам, земнородным, когда появилась на свет Младеница Божия, Дева Мария, через Которую воссияло Солнце спасения рода человеческого?
Поистине сегодня Преблагий и Прещедрый Бог посетил милостью создание Свое и возрадовал великой радостью не только Давида царя и пророка, но и богоотцов Иоакима и Анну, со столькими слезами и воздыханиями молившихся Богу даровать им плод чрева. И всё создание человеческое возрадовалось, ибо весь род человеческий ожидал, чтобы родилась на свет Святая Дева, Которая со временем родит Емманула, что переводится как «с нами Бог» (см.: Ис. 7: 14).
Сегодня мы празднуем рождение Царицы неба и земли – плод молитвы, милостыни и добрых дел, полученный от Бога святыми родителями Иоакимом и Анной. Как же подобает праздновать нам сегодня, с какой честью и благоговением, с какой святостью и чистотой?
Сегодня бесплодные и бездетные да утешаются надеждой, что милостынями и добрыми делами, постом и молитвой они тоже удостоятся детей от Бога.
Сегодня молодые да пребывают в воздерживании и да празднуют в чистоте и чести рождение Матери Божией.
Сегодня девы и дети да ликуют в радости, ибо приходит для них в мир Матерь девства.
Сегодня старые и больные да радуются, ибо опора старых и утешение болящих явилось в мир.
Сегодня впавшие в тяжкие грехи и отчаявшиеся в своем спасении да утешаются надеждой, ибо восстание падших и надежда ненадеемых на земле родилась.
Каждый из вас, присутствующих, подумайте о том, сколько подвигов и милостыни совершили и сколько слез пролили богоотцы Иоаким и Анна, чтобы Бог даровал им Дитя. Затем, за какое усердие и какие молитвы из глубины души они получили Дочь – Пречистую Деву Марию, о рождении Которой возрадовались небо и земля.
А теперь я задам вам вопрос: сколько же мучений и ярости, какое наказание примут от Бога те родители, которые не только не молятся Богу даровать им детей, но и убивают их путем абортов или иными способами препятствуют рождению своих чад? Если за умышленное убийство лишь одного человека Божественные каноны наказывают 20 годами отлучения от Церкви и запрещения в Святом Причастии, то как же наказывать тех христиан, которые умышленно убивают не одного, а двух, трех и даже больше детей?
Может, вы скажете, что абортированный ребенок не был девятимесячным, а значит, грех якобы не полноценный? Не думайте так, ибо великую неправду вы думаете. Божественные отцы говорят, что как когда сверкнет молния и грянет гром, то тут же виден бывает и свет, то же и в сочетании супругов: в тот миг, когда они сочетались, силой Божией зачинаются во чреве матери и душа, и тело, и начинает свое существование ребенок. А кто после сочетания, пусть всего через час, попытается каким-либо образом помешать рождению, тот человекоубийца и примет великое осуждение.
Так же согрешают и те, кто предохраняется от зачатия детей. Таковые пусть вспомнят об Онане, сыне патриарха Иуды, только за один этот грех умерщвленном Богом (см.: Быт. 38: 10).
Поберегитесь, братия, ибо делающий аборт или иным способом препятствующий рождению детей не однажды, а дважды убийца.
Поберегитесь, братия, ибо делающий аборт или иным способом препятствующий рождению детей не однажды, а дважды убийца. Убивающий крещеного человека может умертвить только его тело, но если человек этот стоял в правой вере и добродетелях, то душа его останется живой вовеки, потому что она от смерти переходит в жизнь. А убивающие детей до Божественного Крещения – дважды убийцы, потому что лишают как тела детей, так и их души блаженства вечного, по свидетельству Спасителя, которое гласит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).
Сегодня, однако, нам подобает веселиться, ибо родилась на земле Матерь Жизни, Дева Мария, наисвятейшее существо человеческое, Которую Бог избрал прежде основания мира родить Иисуса Христа от Духа Святого в Вифлееме Иудейском. Да радуются сегодня младенцы и девы, дети и юноши, матери и вдовы, священники и монахи, ибо родилась нам Матерь духовная и первейшая Молитвенница, Утешительница и Ходатаица наша пред Пресвятой Троицей.
Пойдемте же в Назарет Галилейский, чтобы принести ангельские хваления Младенице и Деве Марии, Пречистой Богородице, родившейся от святых богоотец Иоакима и Анны на старости их.
Однако чтобы восхвалить Младеницу и Деву Марию, нам нужно иметь сердце беззлобное, как у младенцев, и жизнь чистую и не запятнанную плотскими грехами. Чтобы восхвалить Ту, Которой предстояло стать Матерью Сына Божия, нам нужно иметь сердце матери, нежность и терпение матери, любовь и жалость матери ко всем. Иначе молитвы наши, дары наши, если они исходят из сердец, исполненных грехов, ненависти и злобы, не будут приняты Пресвятой Девой Марией.
С этими радостными и полными надежд мыслями и с сердцами, полными милости и смирения, войдем в святые храмы и, облобызав икону Матери Божией, вознесем Ей с верою эту краткую молитву: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго».
Молитва «Милосердия двери отверзи нам»
Каждый из нас, проходя по жизненному пути, попадает в совершенно разные ситуации. Некоторые из них могут поставить в тупик и заставить совершить дурное деяние. В таких случаях могут помочь мольбы и молитвы о прощении и милосердии. Одним из примеров такой молитвы в русском языке является молитва Богородице «Милосердия двери отверзи нам».
Когда стоит читать молитву милосердия Богородице
Многие женщины в современном мире оказываются в очень сложном положении и вынуждены прибегать к абортам. Если прерывание беременности не связано с медицинскими показаниями, то в христианстве это считается одним из страшнейших грехов. Молитва «Милосердия двери отверзи нам» – это просьба к Богородице помочь согрешившим родителям и заступиться за них перед Господом. Любое убийство не имеет прощения, а прерывание жизни ребенка – тем более, поэтому данная молитва не снимает грехов, а дает надежду на милость и милосердие Божие. Не просто так Богородицу почитают как скоропослушницу, целительницу и заступницу.
Как читать молитву
При чтении молитв ко пресвятой владычице, следует соблюдать несколько правил:
Текст молитвы Милосердия
Молящие о прощении читают следующую молитву:
Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа!
Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
При всей силе этой молитвы, она не избавляет от тяжести греха аборта, ведь сколько бы не было детей, того самого уже не вернешь. Поэтому согрешившие всю оставшуюся жизнь уповают на защиту и помощь Пресвятой Богородицы, просят их защитить и заступиться во время страшного суда.
Когда и как читать текст молитвы «Милосердия двери отверзи нам»
Трактовка молитвенного прошения
«Милосердия двери» – прекрасное молитвословие, сочетающее радость о том, что мы имеем великую заступницу, Благословенную Богородицу, и просьбу о помиловании нас перед Господом. Молящийся просит «отверзать» перед ним неистощимое милосердие Пречистой.
К сожалению, период незнания и непонимания среди большинства людей продолжается. Можно сказать, что миссионерский труд сегодня в некотором роде распространяется на людей крещеных, но ничего не знающих или не желающих знать о собственной вере. С этой целью приводятся варианты молитвы на русском языке для лучшего понимания смысла слов. Но это недопустимо – русский язык не способен передать всей глубины сказанного. Церковнославянский язык заменить невозможно.
Православный молитвослов содержит в вечернем правиле часть молитвы «Милосердия двери». Полностью она несколько длиннее и включает просьбу о ходатайстве за человека после завершения его земной жизни. В целом речь идет о следующем:
Видео «Чтение молитвы Пресвятой Богородице»
В этом видеосбжете представлена аудиозапись молитвенного обращения.
Правила чтения молитвы
Молиться, призывать Пресвятую Богородицу можно и нужно всегда. Она усыновила род человеческий у Креста своего Сына Иисуса Христа. Кто, как не Мать сможет упросить Господа о помиловании человека. Молиться можно в любое время и в любом месте. Главное, чтобы молитва была внимательная, с покаянием. Хорошо, если молящийся знает слова прошения наизусть, но если ее часто читать, она скоро запомнится.
С данной молитвой к Царице Небесной часто обращаются женщины, совершившие жуткий грех детоубийства – аборт. Убийство нерожденного ребенка – страшное злодеяние, в котором родители должны каяться всю жизнь. Кроме постоянной молитвы, провинившиеся должны открыть этот грех на исповеди, выполнить полученную епитимию. По правилам Церкви аборт приводит к отлучению человека от причастия.
Молитва – это не средство быстрого избавления от греха. Это разговор, общение, славословие, просьба о милости и спасении. Кроме чувства покаяния на протяжении земной жизни за все грехи, человек должен особенно каяться и просить прощения за некоторые особо тяжкие проступки.
Родители убитого ребенка (аборт касается и матери, и отца) должны постоянно молиться и каяться. Нужно понимать, что прочтение молитвословия не снимает греха и ответственности за содеянное. Человек должен прилагать усилия, просить о милости и спасении, надеясь на милосердие Господа и Его Пречистой Матери.
Текст молитвы Милосердия
Молитва «Милосердия двери» часто читается женщинами, совершившими аборт. Она не избавляет от греха, но является способом вымолить помилование за страшный поступок.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Милосердия двери отверзи нам»
«Отрок» публикует материал, присланный сёстрами Николо-Сольбинского монастыря (www.solba.ru). В обители существует приют для девочек, ведётся социальная работа, и по мере сил сёстры оказывают помощь и узникам тюрем. Собранные ими истории, на наш взгляд, много над чем позволяют задуматься в дни Великого поста.
Однажды учительница музыки из нашего приюта рассказала на первый взгляд комичный случай. На уроке она со старшими девочками (14–16 лет) разучивала песнопение «Милосердия двери отверзи нам. » композитора Березовского. Наши дети не знают политики и новостей, но, видимо, будучи где-то в городе, слышали фамилию Березовский, и им она показалась знакомой. Поэтому они спросили учительницу: кто такой Березовский? Она же, даже не подумав, стала рассказывать о том Березовском, который был тогда у всех на слуху, что это страшный человек, олигарх, который то-то и то-то, то есть распространённое общественное мнение. Тогда одна из девочек с надеждой спросила: «И он написал „Милосердия двери“?» Тут учительница, поняв свою ошибку, спохватившись, начала объяснять, что конечно же нет, что это совсем другой человек, хороший, композитор. Дети же без тени улыбки сказали: «А мы думали — покаялся». Смешно в этой ситуации было только учительнице.
Когда она потом рассказывала нам эту историю, то говорила, что её больше всего поразила чистая детская вера, что любой человек, как бы он ни погряз в грехах, насколько бы тёмной ни была его душа — любой человек через покаяние способен полностью изменить свою жизнь, возрасти духовно и даже достигнуть святости. Ведь именно так и учит нас Православная Церковь, показывая множество таких примеров.
Мы же не всегда так по-детски чисто верим в человека, бываем поспешны в своих суждениях и не столь милосердны. А ведь Господь верит в каждого из нас и ждёт нашего покаяния. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит, чтобы мы не были дети умом, но на злое были младенцами (1 Кор. 14, 20).
Народная мудрость говорит: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». В основе её лежит заповедь о милосердии, ведь никто из нас не может с уверенностью сказать, что с ним такого точно никогда не случится. А если вдруг случится, то как мы будем тогда нуждаться в слове утешения, в поддержке или помощи.
В наш монастырь постоянно приходят письма от заключённых из разных тюрем России и ближнего зарубежья с просьбами о помощи. С годами писем становится всё больше и больше, сейчас нам пишут уже около 200 человек. И мы стараемся помогать по мере возможности — кому словом, кому посылками с необходимыми вещами.
Наша Церковь имеет большой, деятельный и очень благотворный опыт работы с заключёнными в тюрьмах. Господь приводит этих людей к вере самыми разными способами: часто через священников, которые посещают их или служат в тюремных храмах; кому-то случайно попадается в руки Евангелие или Библия и он начинает читать; кого-то приводит к вере сосед по камере.
Когда я изъявила желание отвечать на письма и отправлять посылки в места лишения свободы и стала этим заниматься, то от многих слышала упрёки и предостережения, что все эти люди просто хорошие актёры и вымогатели, что они очень красиво умеют написать и чего только не расскажут, что у них там свои какие-то связи. Но ведь с нас Господь спросит не об их честности, а о том, были мы милосердны или нет.
В каждом письме — жизнь человека, его мировоззрение, его горе, даже исповедь, и чаще всего покаяние. И в каждом письме — путь человека к Богу, Которого он познаёт в заключении. Встречаются особенные случаи, незаурядные личности, но и в простоте своей люди тоже бывают незаурядны. И мне давно пришла мысль поделиться этим. Не для того, конечно, чтобы все тут же переменили своё мнение о заключённых. Они несут наказание заслужено, среди них, безусловно, есть опасные для общества люди и бдительность и осторожность необходимы. Но главное — видеть образ Божий в любом человеке, даже в закоренелом преступнике, и верить, что любой человек способен на покаяние и, по благодати Божией, на преображение. Может быть, когда-нибудь, вспомнив об этих людях, мы будем более снисходительны и добры к тем, кто встречается нам на пути.
Вот выдержки из некоторых писем.
Раб Божий Павел, г. Пенза
«Меня зовут Павлом, мне 27 лет. Нахожусь я в колонии строгого режима в городе Пензе. Сижу я за убийство человека, сроку дали мне 10 лет, и сижу я уже 6-й год.
Божиим промыслом я теперь являюсь прихожанином церкви, которая находится на территории колонии. Раньше я веровал в глубине души в Бога (если это можно было назвать верой), но служить я продолжал страстям плоти, что и привело меня в колонию строгого режима. И попав в колонию, я не сразу пришёл к вере, я даже первое время сам смеялся над прихожанами, которые ходили в церковь. Можно себе представить, что я был за тип: курил, пил, ругался матом, постоянно гневался, пакости всякие делал и многое другое постыдное. Шло время — год, два, три. Я начал понимать, что меня в жизни ничего не интересует, всё мне надоело, любое занятие мне казалось бессмысленным и ненужным. Я начал искать себе занятие, начал читать книги: историю, психологию, философию, но ничего меня не устраивало — не то.
И однажды произошло вот что. У нас в колонии есть ПТУ, где мы овладеваем разными профессиями; дорога от ПТУ до барака проходит мимо церкви. И вот, возвращаясь из ПТУ в барак, я решил зайти в церковь и посмотреть, как там внутри всё устроено. Когда я зашёл в церковь и оказался среди икон, то почувствовал душевный покой, тепло, умиротворение, чего мне так не хватало среди окружающей меня мерзлоты, ненависти и злобы. Мне захотелось лечь на пол и никуда не идти, так мне было там хорошо.
Вернувшись в барак, я вспомнил, что когда-то один из заключённых, перебирая свои вещи, достал из сумки Библию и отдал её мне. Я положил её в свой баул, и она у меня пылилась там до этого момента. Я достал Библию и начал читать Ветхий Завет — сотворение земли и неба. И тут я понял: вот то, что мне нужно, то, что я искал. Я чувствовал, как моя оголодавшая душа насыщалась Святым Писанием. Это было похожее на то, как в детстве мне мама или бабушка рассказывали сказку, которая мне нравилась.
Вот так я нашёл то, что искал, свой смысл жизни. С тех пор я начал посещать богослужения и принимать участие в жизни Церкви. Слава Богу за всё!»
Раб Божий Димитрий, Мурманская область
«Родился и жил до 21 года в городе Петергофе под Санкт-Петербургом. Крестился в 1990 году в возрасте 10 лет. Меня привела в Петергофский собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла раба Божия Евгения, ставшая моей крёстной. Таинство совершал на то время единственный иерей Григорий Ковальчук, и так вышло, что через пару недель он благословил меня прислуживать в алтаре. И так четыре года я был рядом с батюшкой, он заменял мне отца, которого у меня не было. Спустя некоторое время я привёл креститься своих атеистов — ныне покойную бабушку, рабу Божию Тамару, а затем и мать, рабу Божию Ларису. Сам потихоньку учился читать на церковнославянском, ездил с батюшкой по всем требам, иногда в хоре подпевал. В восьмой класс о. Григорий направил меня в школу при Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, которую окормлял митрофорный протоиерей Игорь Мазур, исполняющий обязанности наместника тогда ещё не действующей как обитель Александро-Невской Лавры. Самого о. Григория по серьёзным семейным обстоятельствам перевели в Санкт-Петербург в Преображенский собор. Первое время я ездил к нему, пока его опять не перевели, а в 2010 году я узнал, что батюшки не стало.
В семинарии, где временно располагалась школа, мне повезло поближе познакомиться с прекрасным духовным светильником наших дней — ныне, к сожалению, покойным владыкой Иоанном (Снычёвым). Вскоре он благословил меня на иподиаконство. Но нечистый не дремлет, и почти сразу на меня посыпались искушения. Я всё бросил, в том числе и школу. В 2001 году в результате пьянок, гулянок и т. п. я впервые попал в тюрьму и сразу на большой срок.
В 2002 году меня этапировали в эту колонию. Первое, что бросилось в глаза, — храм прямо напротив вахты. Когда у меня появилась возможность, я сразу пошёл на исповедь, и после беседы батюшка благословил меня на клирос и на другие послушания. Вот уже десятый год, как Господь вернул меня в лоно Православной Церкви.
Наш храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» построен и освящён 6 ноября 1994 года первым в местах лишения свободы Мурманской области. Уже пятый год каждый священник немногочисленной епархии раз в год должен служить в этих местах. Раз в две недели нас посещают разные батюшки. Чаще всех приезжают из Трифоно-Печенегского, самого северного монастыря, в основном, здесь бывает сам наместник, игумен Даниил, иногда служат соборно. Сейчас решается вопрос о назначении настоятеля, возможно, это будет кто-то из обители. Это было бы хорошо, так как у нас многие после освобождения остаются трудниками в монастыре, а некоторые и послушниками. Вот, к примеру, бывший староста в ИК посёлка Ревда — сейчас настоятель построенного под его руководством подворья в городе Мурманске, иеромонах Геронтий. «
Раб Божий Владимир, Вологодская область
«Пишет Вам бывший приговорённый к смерти, ныне пожизненно заключённый многогрешный раб Божий Владимир.
Осуждён я был очень давно, ещё в конце 80-х годов, и по сей день несу этот свой тяжкий крест. Раньше, при коммунистическом режиме, судили очень и очень строго, не так, как сейчас. И что мне, ничтожнейшему, только не пришлось претерпеть и пройти за все эти годы.
Всемилостивейший Господь и Пресвятая Богородица Заступница не отвернулись и не оставили меня, окаянного грешника, и оказали мне свою величайшую любовь и милость. Они дали мне время и возможность понять и осознать всё то, что со мной случилось, и то, что я натворил.
Жизнь моя повернулась так, что я оказался в этом жутком месте, и за совершённые преступления и грехи я теперь и раскаиваюсь. И в том, что я оказался здесь, в тюрьме, я никого не виню, кроме самого себя.
Дорогие матушка настоятельница и сестрички святой обители, я не ропщу, я совершил ужасное преступление, за что несу заслуженное наказание. И только по величайшей милости Господа я всё ещё жив.
Я просидел более 10 лет в одиночной камере и прошёл через тяжелейшие испытания и унижения. Я остался один и думал, что никто не в силах мне помочь. Я был изгоем, от которого все отвернулись и которого все уже забыли давно. И только один Господь и Божия Матерь никогда не оставляли меня грешного, и их присутствие и заступничество я всегда чувствовал, даже находясь в одиночке, и когда приходил в полное отчаяние от безысходности того положения, в котором я оказался по своей вине. И как мне, ничтожнейшему, найти слова и чувства благодарности, которые на сердце моём, в душе моей?!
За всё благодарение Господу — за горести и болезни, за испытания и трудности, за любовь и милость ко мне, многогрешному! Я только прошу в молитвах и письме: простите все меня, кому я вольно или невольно причинил горе, боль, страдания.
Мне сейчас 51 год, в заключении я нахожусь уже более 20 лет, и у меня нет ни друзей, ни родных, на которых я мог бы опереться и положиться в это трудное и тяжёлое время для меня. И сколько ещё продлятся все эти мои испытания, ведомо только одному Богу. Вот и мне только и остаётся полагаться и уповать на Господа и Божию Матерь и на их великую милость.
И я от всего сердца благодарю Господа и Царицу Небесную, что по их милости мне в моей непутёвой и греховной жизни посчастливилось встретить такого удивительного пастыря, как наш батюшка отец Глеб.
По промыслу Божию и Пресвятой Богородицы, в перестроечные годы отец Глеб был одним из первых проповедников, которые стали посещать тюрьмы и нести нам, окаянным преступникам, грешникам, Свет, Истину, слово Божие.
Хвала и благодарение Господу! Господь полностью изменил всю мою жизнь, и я, грешный, от всего сердца благодарю моего Боженьку за все милости ко мне, ничтожнейшему. Ведь Господь помог мне выбраться из того болота, в котором я погряз. И главное, Он дал мне время и возможность для моего покаяния и ещё осознать всё то, что меня и таких, как я, ожидает после наших земных дней.
Слава Господу за все милости!»
Раба Божия Елена, Республика Марий Эл
«Зовут меня Лена, мне 32 года. Маму и папу похоронила, муж и сынишка тоже оставили меня одну и ушли за моими родителями. И вот я начала спиваться и воровать, а потом я совершила непоправимое. Мне от этого очень плохо, я порой ненавижу себя, я самая грешная на всей земле. Теперь я здесь, в местах лишения свободы, мой срок 7 лет. Я никого не осуждаю, что мне дали такой срок, я сама виновата, и за свои грехи отвечать только мне.
За эти места я могу сказать вот что: здесь нет ничего страшного, даже красиво, есть ёлки, сажаем цветы. Администрация здесь строгая, но всё равно добрая. Завхоз у нас цыганка, очень хороший человек, добрая. Храни её Бог! Начальница отряда у нас просто золотая. Дай Бог всей её семье здоровья и всего хорошего. Да и все здесь хорошие.
Самое главное — здесь есть церковь. Она на первый взгляд маленькая, но очень красивая и светлая, очень тёплая. Некоторые женщины ходят в церковь, мы читаем молитвы и ставим свечки, просим у Бога прощения. Приезжают сёстры и батюшка. Конечно, очень редко, но и за это им большое спасибо, что приезжают к нам, грешным. Мы исповедуемся и причащаемся. Я очень люблю ходить в церковь и разговаривать с Богом. Я не знаю, но мне там становится так легко. А сейчас я такая грешная, что за всю оставшуюся жизнь мне не замолить все грехи. »
Раб Божий Георгий, Кировская область
«Я родился и вырос в г. Ярославле, где, собственно, из родных осталась одна дочь и внучка, которая родилась в 2005 году, и счастье видеть её было недолгим — 4 месяца. В настоящее время осуждён и отбываю срок наказания в Кировской области. Срок немалый, но я практически смирился, осознавая всё то, что я совершил и натворил в своей жизни мирской. Мир меня и наказывает, поступает таким же образом, которым пользовался я, хотя и более гуманным. Но в первую очередь я благодарен Господу за то, что Он позволил мне приоткрыть глаза и по-новому посмотреть на окружающий мир — на солнце, небо, природу, людей. И главное, что Он устроил мои встречи с теми людьми, через которых я смог видеть, узнать Господа ближе.
Конечно, изначально всего этого чуда я не понимал, даже не догадывался о милости Господа, что Он устраивает всё так, а не иначе, оберегая мой путь и уберегая меня от нового и нового греха, от бездны, в которую я уже падал, набирая скорость.
Не могу сказать, что сегодня живу без греха, но стараюсь и хочу быть лучше, учусь через Писание и у святых отцов, как лучше и легче преодолеть оставшийся мне мирской путь и, быть может, удостоиться милости приблизиться к Царствию Божию.
Оглядываясь в прошлое, вижу его чёрным и безобразным пятном, жалею о потерянном бездарно и без пользы времени. А теперь хочется всё успеть и быть полезным, быть нужным, прославить Отца, сделать всё то, что умею и могу — осуществить предназначение.
Но во мне всё ещё живёт то, что яростно уговаривает вернуться в прошлое, с ним идёт отчаянная борьба, и мне порой приходится очень трудно. Всё это отражается на окружающих меня в виде выброса негативных эмоций, отчего вижу порой непонимание. Сдерживаю себя, как могу, оправдываясь тем, что в следующий раз этого не повторится.
У нас здесь есть свой храмик, который с большим удовольствием посещаю. Он освящён в честь Иоанна Крестителя. К нам приезжает отец Леонид Сафронов, он по возможности навещает нас, служит литургии, исповедует. Но приезжает он очень редко, и мы большую часть времени предоставлены сами себе. Регулярно утром и вечером проводим молебны, и радостно видеть новых и новых братьев во Христе, приходящих на молитву в храм. Слава Богу, приход растёт и насчитывает уже около 50 человек. И порой, особенно в праздничные дни, просто нет возможности повернуться (церковь у нас маленькая), не говоря уже о том, чтобы поклониться в ходе службы. И все идут в надежде обрести душевный покой, побыть это время наедине с собой, побыть наедине с Господом в тёплой и духовной обстановке — это так здорово.
Я пишу музыку на стихи нашего батюшки отца Леонида Сафронова. С ними я уже занимал места в конкурсах, которые проводятся в УФСИН по Кировской области.
Дело в том, что я, прибыв в это учреждение, собрал и организовал работу ВИА из таких же осуждённых, как и я. Благо, имел опыт, играл в музыкальных группах разного направления по молодости, и это оказалось достаточным, чтобы поделиться навыками с оказавшимися рядом, желающими участвовать в этой музыкальной группе. Слава Богу, терпения и старания хватает, но с каждым последующим днём приходит разочарование и отчасти непонимание, о чём собственно и сетовал вам ранее. Оказываюсь в тупике, ведь вначале я планировал (и так оно и было) работать и исполнять песни своего сочинения, направленные на добро и прославление Господа. Так сказать, периодические творческо-тематические встречи, концерты, где через музыку разного направления можно дать осуждённым возможность задуматься над собой, над смыслом жизни, прожитой без Бога.
Вот от тех-то, кого собрал, подучил, теперь и встречаю непонимание, и вместо задуманного направления они озабочены популярностью и исполнением тех известных композиций, которые несут противоположный характер — негативный. Это и шансон, и эстрадные песни, в общем, всё, что нравится извращённым и испорченным умам.
Порой просто руки опускаются, но оставить начатого не могу и, оглядываясь, вижу, сколько сил и труда вложено в это дело. И хочется, в конце концов, достигнуть задуманного, вернуться к начатому направлению«.
Странно такие строки читать в письме из тюрьмы, что таким образом и оттуда люди прославляют Бога. Вообще для многих заключённых, пришедших к вере, характерно стремление поделиться этим с другими, сделать что-то доброе, принести пользу, в своём стремлении они бывают по-детски наивны.
Один уже очень пожилой и больной человек освободился условно-досрочно, но, побродяжничав 40 дней, вновь угодил за решётку. Из СИЗО он написал нам письмо, в котором просит прислать ему толкование Нового Завета и объясняет: «Ведь, дорогие мои, я возвращаюсь туда, где я нужен, ибо там я приносил пользу, рассказывая о Господе, а в больнице, где я постоянно жил, я распространял и литературу, и иконки, и внушал, убеждал, что надо жить с Господом. И сейчас будет так же, пока я жив, я буду полезен другим».
А другой в письме признаётся: «Со мной происходят удивительные дела, многое стал понимать, и всё вижу в другом свете. Желание у меня теперь только одно: сделать как можно больше добра, помочь людям на свободе, уже опустившим руки, сдавшимся перед обстоятельствами. Знаю, что это нелегко, но потому и хочу этим заняться, и уверен, что найдутся единомышленники, и мы вместе сможем хоть что-то сделать. Я уверен в том, что всё получится и мысли об этом не случайные. Всё от Господа — значит, это моё предназначение. Я испытал в жизни многое и знаю, что нужно помочь людям избежать всего плохого».
С одним из бывших заключённых довелось познакомиться лично, когда он, устроившись на работу в Москве, приехал в наш монастырь со своим напарником по работе, ещё далёким от церкви, показать ему, какая бывает жизнь с Богом. Он был глубоко благодарен за поддержку в трудное время и даже привёз в подарок детям двух попугайчиков и несколько пакетов с гостинцами.
Иногда мне кажется, что некоторые из тех людей приносят во славу Божию больше пользы, чем многие из нас, хотя мы имеем к тому больше возможностей.
Некоторые люди пишут даже не для того, чтобы что-то получить — они и не просят ничего, есть несколько заключённых пожизненно, которым даже посылки не положены. Они ждут только сло́ва ободрения, поддержки, совета или ответа на свои вопросы, с которыми им не к кому обратиться.
Встречаются письма от людей отчаявшихся или ропщущих. Бывает, просят совета и помощи люди, запутавшиеся в вопросах веры из-за массовой проповеди сектантов в тюрьмах. Есть тяжелобольные — туберкулёзом или другими заболеваниями из специальных отрядов, которые не получают необходимой медицинской помощи. А среди женщин часто встречаются такие, у которых дети в детских домах, и они просят прислать посылку не для себя, а для детей на адрес детского дома.
Но больше всего поражает искреннее стремление этих людей к Богу, признание своей греховности и желание успеть ещё сделать что-то хорошее в жизни. Да, они снова грешат и падают и, выйдя на свободу, многие, спустя недолгое время, вновь оказываются в тюрьме. Но ведь Господь видит и намерения сердечные. И может принять покаяние в самый последний час, как принял покаявшегося разбойника и ввёл его в рай.
Этот час и суд Божий ожидает всех нас. И как будем мы нуждаться тогда в снисхождении от Господа, чтобы Он отверз всем нам двери Своего милосердия.