икона на спасских воротах кремля
Возвращение надвратных икон на башни Московского Кремля
Постеры Никольской башни и иконы святителя Николая |
«Если древняя Москва есть сердце всей России, то алтарем этого сердца искони является священный Кремль, – писал епископ Нестор Камчатский в составленной им брошюре “Расстрел Московского Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 г.”. – Святотатственно посягнуть на него может только безумец или тот, в сердце которого нет ничего святого».
Именно тогда, в дни злодеяния, совершенного над Кремлем, был изрешечен пулями и осколками надвратный образ святителя Николы Можайского на Никольской башне, но сам лик не пострадал, что было воспринято верующими как чудо. А вот вокруг главы и плеч святителя – сплошной узор пулевых ран. При первом взгляде, как описывал тот же епископ Нестор, кажется, что иконы нет, но, всматриваясь внимательнее, сквозь пыль и сор вырисовывается сначала строгое лицо святителя Николая и в правом виске видна рана, а затем становится яснее и весь этот чудотворный образ – стена и ограждение священного Кремля.
А в конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад Никольской башни, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но сильные порывы ветра, скрутив полотнища, чудесным образом освободили вид на образ святителя. Правда, не надолго…
Вскоре большевики предпочли вообще замуровать эту древнюю икону, датированную концом XV – началом XVI века, как и другую, особо почитаемую православным людом, – икону Спасителя на Спасской башне, написанную в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году. Кстати, названия кремлевских башен чаще всего связаны с иконами, которые на них располагались.
|
Спасская башня |
Именно Спасские ворота всегда считались парадным въездом в Кремль: от них уходили на битву полки, через них шли все крестные ходы из Кремля, под ними торжественно проходили перед коронацией все правители России, начиная с царя Михаила Федоровича. Спасские ворота всегда почитались святыми: через них нельзя было проезжать верхом, а проходившие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой.
А вот описание этой иконы, оставленное нам в 1904 году священником Иоанном Кузнецовым. «Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена долу, а в левой руке Он держит Евангелие, раскрытое на словах: “Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется”. К стопам Спасителя припали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). В верхних углах изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест; ангел, находящийся на левой, держит копье и губу. Выше над иконою – треугольник с сиянием, в середине его надпись “Бог”. Фон иконы золоченый, кругом иконы – резная золоченая киота со стеклом».
Долгое время надвратные иконы на Никольской и Спасской башнях считались утраченными, вопрос об их возвращении не раз поднимался общественностью. И вот три года назад с инициативой восстановления этих святынь в комплексе Московского Кремля выступил фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана тогдашним Президентом РФ В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Для предварительной проработки вопроса о возможности восстановления икон при фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, члены которой собрались на пресс-конференцию 11 мая в агентстве Интерфакс. Главный вывод, сообщенный руководителем инициативной группы, председателем попечительского совета фонда В.И. Якуниным, звучал так: на сегодняшний день гипотеза о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки подтверждена.
Как он рассказал, инициативная группа после необходимых согласований решила провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. И в конце апреля нынешнего года специалистами реставраторами были сделаны так называемые зондажи в киотах обеих башен, располагающихся со стороны Красной площади. Теперь предстоит серьезная работа по расчистке и дальнейшей реставрации этих икон. Пока еще трудно составить окончательное представление, в каком состоянии они находятся.
|
На пресс-конференции слева направо: Виктор Петраков, Елена Гагарина, Владимир Якунин, Сергей Хлебников |
– Единодушное мнение членов нашей группы, – подчеркнул Владимир Иванович, – что мы должны будем работать по принципу «не навреди», без всякой спешки, содействуя тому, чтобы исторический облик Кремля был воссоздан и образцы духовного наследия нашего народа вновь появились бы на кремлевских башнях и в нашей жизни. Что касается сроков, то их определят реставраторы. Конечно, хотелось бы завершить основной объем работ по раскрытию обеих икон к концу лета, до наступления дождливого сезона.
Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку. Так сплетаются воедино нити истории…
Примечательно, что реализуемый фондом проект не будет ограничиваться только двумя башнями, просто в отношении их было больше оснований делать предположения о сохранности надвратных икон. Между тем конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно видеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен…
Подробности о том, что открылось во время проведенных исследований на Никольской и Спасской башнях, сообщил специально для портала «Православие.Ru» директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации С.В. Филатов:
|
Открытый в нижнем зондаже нимб преподобного Сергия Радонежского на надвратной иконе Спасителя |
– Конечно, это были небольшие зондажи, площадью несколько квадратных дециметров. Но и этого оказалось достаточно, чтобы на иконе Спасителя в верхнем зондаже обнаружить детали изображения Евангелия, которое Он держит в руке, а на нижнем –изображение части фигуры преподобного Сергия Радонежского; сохранность относительно неплохая, в том числе золоченого фона. В отношении образа святителя Николая можно сказать, что состояние живописи там более сложное, поскольку это темперная роспись, находившаяся когда-то под масляной записью. Необходимо провести полный комплекс реставрационных работ, начиная от укрепления штукатурной основы и до восстановления красочного слоя. Кроме того, надо будет продумать, как грамотно защитить открытые росписи. Иконы находились в застекленных киотах, а сейчас атмосферная среда еще более агрессивна.
Что касается других башен Кремля, отметил Сергей Викторович, то тут работу надо начинать с исследования архивов – это то, чем занимаются музеи Московского Кремля. Конечно, было бы интересно обследовать все киоты, где могли сохраниться стенописные изображения икон. Насколько я знаю, например, на Боровицкой башне штукатурный слой не сохранился, там просто кирпичная кладка и побелка. Кстати, не обязательно были стенописные изображения, могли быть и иконы, тут многое зависит от архивных изысканий.
Пока Кремль, заключил он, – один из самых малоисследованных объектов Москвы, здесь все время происходят какие-то новые находки. Слава Богу, сейчас он более открыт для исследовательских работ, чем, скажем, в 50-е годы XX века. Наши реставраторы постоянно работают и в Успенском, и в Благовещенском, и в Архангельском соборах, и на территории Кремля. Мы возрождаем сейчас то, что делали наши предки, и это, я полагаю, должно нести огромный духовно-нравственный заряд для всего нашего общества.
– Обнаружение икон на кремлевских башнях – это событие огромной нравственной силы, восстановление справедливости по отношению к нашей истории, – считает и комендант Московского Кремля, заместитель директора Федеральной службы охраны Сергей Хлебников. – Не буду скрывать, я до сих пор чувствую глубокое волнение. Первые работы по зондажу велись очень осторожно, и лишь когда реставраторы после слоя штукатурки наткнулись на металлическую сетку, стало понятно, что можно действовать смелее. За время моей работы поступали разные предложения о восстановлении надвратных икон, но инициатива фонда Андрея Первозванного отличается, прежде всего, своей конкретностью, и этот проект, конечно же, будет выполнен в полном объеме.
– Кроме высокого духовного смысла, это еще и очень красивый проект, – заметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Петраков. – Мы со всей тщательностью относимся к реставрационным работам. В соответствии с государственными полномочиями наша служба будет всячески содействовать реализации проекта, никаких проволочек не будет. Мы сделаем все, чтобы работы были проведены в точно установленные сроки.
– Мы рассчитываем на то, что не только сохранились следы красочного слоя на надвратных иконах обеих башен, но и что сами иконы находятся в таком виде, когда их можно восстановить, – сказала генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина. – Эта работа для нас чрезвычайно важна и интересна. Мы надеемся, что замурованные святыни Московского Кремля обретут вскоре новую жизнь.
На Спасской и Никольской башнях Кремля найдены старинные замурованные иконы
Московский Кремль приоткрыл одну из своих тайн. На двух башнях — Спасской и Никольской — найдены древние иконы, которые долгие годы считались безвозвратно утраченными. Их замуровали по приказу советских руководителей.
И только сейчас выяснилось — в 30-е годы прошлого века неизвестные пока люди совершили настоящий подвиг. Они не уничтожили святыни, а аккуратно спрятали их под слоем штукатурки.
Замурованные сокровища. Подозрительно пустые ниши на фасадах кремлевских башен давно мучили реставраторов. Свежие следы побелки выдают исследователей. Они надрезали стену, чтобы наконец выяснить, что там и в каком состоянии. Открытие поразило даже специалистов. На Никольской башни фреска возрастом в 5 столетий. На Спасской — двухвековая.
Неугасимая лампада над образом Спаса – под такими вратами нельзя было проезжать верхом, проходя, мужчины, снимали головные уборы, отсюда полки уходили на битву, правители – на коронацию, преступники — на казнь. С Никольской башней москвичи вообще связывают чудо. В октябре 1917 года образ Николая был изрешечен пулями, но сам лик не пострадал. Таким его и нашли реставраторы.
Все это время научное открытие было перед глазами миллионов. О том, что там, в нишах кремлевских башен, под штукатуркой что-то может быть, знали, но забыли, говорят искусствоведы. ействительно удивило специалистов другое — степень сохранности изображений — она идеальная.
Иконы не просто закрывали, их буквально прятали по всем правила реставрации. В обеих нишах — металлический каркас, поверх которого натянута сетка. С воздушной прослойкой в пять сантиметров от изображений. И только потом нанесен раствор. Точными движениями.
Михаил Чистяков, художник-реставратор ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» Министерства культуры РФ: «Очень аккуратно — набрызгов не видно. Большая благодарность — в сложные времена сумели сохранить. Спасали, да».
Кто спасал — будут выяснять историки в архивах, одно известно, что это сотрудники музея.
На Спасской башне изображение начала XIX века. Маслом по стене. Без сомнения, поверх еще более старого слоя. Его реставраторы и искали. Известно было — над вратами Спас Нерукотворный.
Никольскую фреску закрывали первой, это видно по слоям штукатурки. Она до сих пор обстрелянная, как ее помнят фотоархивы. А значит, сохранила первозданный вид начала XVI века.
Сергей Хлебников, комендант Московского Кремля: «Событие, которое произошло, оно действительно эпохальное, событие огромной духовной и нравственной силы, какой-то особой справедливости по отношению к нашей истории. И не буду скрывать, я до сих пор чувствую волнение».
Елена Гагарина, директор музея «Московский Кремль»: «Иконы первоначально относятся, по-видимому, к XVI веку, но икона там XVI века или более поздняя мы сейчас сказать не можем, потому что понятно, что те иконы, которые находились на открытом воздухе с XVI века нетронутыми сохраниться не могли. Поэтому они много раз поновлялись».
Реставраторы уверены — стоит проверить все башни. Без сомнения, научные открытия будут. Уже через несколько недель начнутся работы на первых двух. В распоряжении мастеров всего 3 месяца. К сезону дождей фасадные работы должны завершиться.
unlimmobile
фотограф челябинск +79227106773
фотограф в Челябинске +79227106773
На Спасской башне Московского Кремля есть икона Спасителя. Но мало кто знает, что образ Спаса Нерукотворного на главных воротах страны уцелел благодаря И.В.Сталину! (+ Сталинградский планетарий в котором портрет Сталина претерпел абсолютно аналогичную судьбу)
Эту сокровенную тайну хранил лишь узкий круг православных офицеров. Судя по всему, дошла она до хозяйки музеев Кремля – дочери первого советского космонавта Е.Ю.Гагариной и даже до самого Президента России В.В.Путина, которого в 2007 году благословил на восстановление надвратных икон башен Московского Кремля приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И вот теперь рад Вам сообщить, что сбылось предание: над Спасскими воротами вновь воссил чудотворный образ Спаса Нерукотворного.
Планетарий был подарен жителям Сталинграда народом ГДР к 70-летию товарища Сталина. Было это в начале 50-х годов. С в фойе напротив входа был повешен мозаичный портрет Иосифа Виссарионовича. (Флорентийская мозаика). Весьма впечатляет. Он собран из уральских самоцветов. В начале 60-х руководству музея было приказано этот портрет уничтожить, но в итоге его замаскировали слоем штукатурки.
Белый цвет портрета выполнен из перламутра, зеленый – из яшмы и малахита. Погоны и пуговицы отделаны так называемым «фальшивым золотом». Другие детали портрета также выполнены из драгоценных камней – уральских самоцветов.
В период десталинизации, проводимой в конце 50-х – начале 60-х годов выродком Хрущевым и его прихлебателями, мозаику было приказано уничтожить. Но директором планетария тогда работала одна умная женщина, которая проигнорировала приказ хрущевских десталинизаторов и распорядилась скрыть мозаику. Сотрудники музея смазали портрет маслом, покрыли несколькими слоями пергамента, замазали масляной краской, заклеили несколько слоёв газеты, загрунтовали и зашпаклевали в несколько слоёв и окончательно замуровали с применением цемента.
В 1990-х годах сотрудники музея вспомнили, что у них есть великолепный портрет, спрятанный в стене планетария. На одном из совещаний с участием директора Планетария Владимира Ивановича Фролова и главы города Волгограда Юрия Чехова было принято решение восстановить художественное произведение. Работы по восстановлению экспоната проводились двумя художниками в течение двух месяцев в ночное время.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Архив
Иконы на башнях Московского Кремля
Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.
Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен.
До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.
Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.
Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплен царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.
От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России начиная с царя Михаила Федоровича перед коронацией торжественно проходили через них.
Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.
Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.
В феврале 2010 года после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах указанных башен. Был проведен конкурс среди организаций, специализирующихся на подобных работах. В результате тендер выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление».
С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки.
24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными.
4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне.
В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.
Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля
Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.
Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.
Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654-1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т.е. Спаситель, Смоленский».
С древних времен икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.
В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.
Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).
Икона святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля
Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV – началом XVI века.
Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.
В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.