икона на спасской башне московского кремля история

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля историяикона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля историяикона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля историяикона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля историяикона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Главные новости

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Архив

Иконы на башнях Московского Кремля

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен.

До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплен царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России начиная с царя Михаила Федоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.

Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил Фонд Андрея Первозванного. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.

Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.

В феврале 2010 года после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах указанных башен. Был проведен конкурс среди организаций, специализирующихся на подобных работах. В результате тендер выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление».

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки.

24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными.

4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне.

В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654-1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т.е. Спаситель, Смоленский».

С древних времен икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.

В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.

Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).

Икона святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV – началом XVI века.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

Источник

Икона Спасителя «Спас Смоленский»

«Спас Смо­лен­ский» – ико­но­гра­фи­че­ский тип изоб­ра­же­ния Ии­су­са Хри­ста, в ко­то­ром Спа­си­тель пред­став­лен в ти­пе «Все­дер­жи­тель»: фрон­таль­но, в рост, с бла­го­слов­ля­ю­щей пра­вой ру­кой и дер­жа­щий в по­кро­вен­ной ле­вой ру­ке Еван­ге­лие. К Его но­гам при­па­да­ют в мо­ле­нии пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский сле­ва и пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский спра­ва. В верх­ней ча­сти ком­по­зи­ции сле­ва и спра­ва от Хри­ста рас­по­ла­га­ют­ся ан­ге­лы с ору­ди­я­ми стра­стей.

История

Изображение Христа в рост, с раскрытым Евангелием и припадающим к Его ногам святыми принято называть «Спас Смоленский». Содержание текста Евангелия передает прощальную беседу Христа с учениками. История возникновения этого иконографического типа связана с событиями русско-литовской войны 1512–1522 гг. В 1514 г. на праздник Происхождения честных древ Креста русское войско овладело занятым неприятелем Смоленском. В 1521 г. возникла новая опасность: подстрекаемый польским посланником хан Магмет-Гирей направился к стенам Кремля.

В Вознесенском монастыре Кремля находилась слепая инокиня, которой было видение, как собор московских святителей с иконой Владимирской Божией Матери уходит из города через Фроловские ворота, и лишь после заступничества препп. Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского святители возвращаются обратно. В тот же день пришло известие, что Магмет-Гирей, опустошивший московское княжество, ушел от стен Москвы.

В память этого события в нише восточной (внешней) стены Фроловской башни было выполнено изображение Христа с припадающими Сергием и Варламом и ангелами, несущими орудия Страстей. Башня стала называться Спасской, а образ Христа получил название «Спас Смоленский». В нише внутренней (западной) стены Спасских ворот была помещена икона Богоматери (икона Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием. Судьба этой иконы Богоматери неизвестна.

Древнейшие иконы Спасителя с таким изображением Христа относятся к эпохе Ивана Грозного (1547-1584). Впоследствии припадающими к стопам Христа стали изображать и других святых.

«Спас Смоленский»
на Спасской башне Кремля

Надвратная икона
на Спасской башне Кремля

Киот иконы представляет собой специальную раму с защитным безбликовым стеклом оснащенную системой вентиляции.

Спасские ворота столетиями считались главным церемониальным въездом в Московский Кремль. Через них в Кремль въезжали российские самодержцы для священного обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Через них шли кремлевские крестные ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших церковных праздников.

Здесь же в прежние века проходила церемония «шествия на осляти» с участием русского государя и Патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею кремлевские стены.

Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и Благовещения Богородицы из Великого Устюга.

Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади.

В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. «Ломал шапку», то есть обнажал голову перед образами Спасской башни, и сам государь всея Руси.

Привычное нам название главной башни Кремля происходит, скорее всего, от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского, водруженной на ее фасаде со стороны Красной площади в память о присоединении Смоленска к Московскому княжеству. Впрочем, возможно, что башня получила имя от иконы образа Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в верхней части белокаменного киота над проездными воротами с внутренней стороны Кремля.

28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы
патриарх Московский и всея Руси Кирилл
освятил надвратную икону на Спасской башне Кремля

Источник

О Вятском Спасе и не только

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Президент делает первый шаг

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Комментируя инициативу президента, мэр Москвы С.С. Собянин, эксперты и журналисты справедливо отмечали, что она будет способствовать возрождению исторической памяти народа, улучшит логистику посещения туристами Кремлевских соборов и музеев, позволит выселить из Кремля лишних чиновников, окопавшихся на этом святом месте после большевистского переворота настолько прочно, будто над ними не властны никакие ветра перемен.

Конечно, все это не произойдет в одночасье. После того как в 1929 году кремлевские обители были закрыты и снесены, их территория оказалась занята безликим «корпусом №14», который настолько банален в архитектурном отношении, что, в отличие от «Царь-колокола», «Царь-пушки», «Колокольни Ивана Великого» и кремлевских башен, не получил уникального названия, а только – порядковый номер. С годами этот корпус пришел в ветхость. Поэтому эксперты готовы поддержать решение президента не восстанавливать «советский новодел», а возродить кремлевские святыни, связанные с памятью о святом князе Димитрии Донском и московском святителе Алексии, Куликовской битве и Смутном времени. Дай Бог, чтобы это удалось осуществить!

Вместе с тем, если возрождение монастырей потребует значительного времени, то открыть для посетителей Кремля Спасские ворота, по мнению президента, можно будет уже в ближайшее время.

Можно представить, как были рады услышать об этом москвичи и гости столицы. Но жители Вятского края – вдвойне! Потому что, самая знаменитая башня Московского Кремля, как известно, была названа Спасской после того, как в 1647 году из Хлынова в столицу был принесен нерукотворный образ Спасителя – «Вятский Спас», прославившийся в родном городе многими чудесами, да так и оставленный по повелению царя Алексея Михайловича в Новоспасском монастыре, родовой обители Романовых.

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Икона на Спасской башне Кремля

Известно, что до этого момента башня и ворота в ней назывались Фроловскими – по имени церкви святых Флора и Лавра на Мясницкой улице, к которой через них вела дорога из Кремля. В 1514 году в память о взятии русскими войсками Смоленска над этими воротами со стороны Красной площади был помещен знаменитый образ Спасителя с припадающими к Его ногам преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.

Но и после этого еще в течение более ста лет ворота по-прежнему назывались Фроловскими. Лишь когда по царскому указу с внутренней стороны Кремля над ними был помещен список «Вятского Спаса», ворота и башня были названы Спасскими – в честь смоленской и вятской святынь.

Это было мудрое и своевременное решение. Но прежде чем сказать, почему, необходимо хотя бы кратко напомнить историю «Вятского Спаса».

Как Вятский Спас в Москву «ходил»

В начале XVII века в центре города Хлынова (с 1780 года – Вятки, с 1934 года – Кирова), на главной торговой площади или, как тогда говорили, «на торгу» стояла деревянная церковь Святой Троицы. На паперти храма, над самым входом, помещалась икона Спаса Нерукотворного. Кем и когда был написан этот образ, источники не сообщают. Известно лишь, что он находился в Троицком храме с «древних времен».

Своим внешним видом хлыновский образ напоминал всемирно известный новгородский лик. С тем отличием, что взгляд Спасителя на вятской иконе был не таким суровым, но более милостивым. Трудно понять, почему местный иконописец, изобразив слева и справа от Божественного Лика архангелов Михаила и Гавриила, несколько усек их крылья, словно вынес за пространство иконы. По этой черте Нерукотворный образ Спасителя из города Хлынова легко узнать среди десятков других.

Как уже было сказано выше, Троицкая церковь находилась «на торгу», что сыграло не последнюю роль в истории чудотворной иконы. Первое чудо от нее произошло 12 июля 1645 года и связано с именем хлыновца Петра Палкина, слепого юноши, которого родители привели на торг и оставили на паперти Троицкого храма. Мальчик был слеп уже три года. Можно представить, как он печалился, слыша голоса друзей и других горожан, собравшихся в базарный день на торгу, и как, сидя под иконой Спасителя на паперти храма, он горячо молился, желая вновь обрести зрение.

И вдруг произошло чудо – по милости Божией мальчик прозрел! Со слезами радости на глазах, непрестанно славя Бога, он побежал на торг, чтобы найти и обрадовать своих родителей, рассказывая встречным людям о том, какое дивное чудо сотворил с ним Господь.

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Вятка. Панорама северо-восточной части города

Весть об исцелении Петра Палкина быстро облетела весь город и привела к иконе Спасителя множество людей, просящих о помощи в своих скорбях, бедах и болезнях. За короткое время священниками было описано более 100 чудес, произошедших по молитвам перед этой иконой.

Неудивительно, что вскоре эта новость достигла Москвы, где приближенные царя Алексея Михайловича обратили внимание государя на то, что хлыновский образ впервые явил свою целебную силу именно в те дни, когда совершилось его восшествие на престол. Государю также было известно, что в первые годы правления его родителя – царя Михаила Федоровича, а именно в 1614–1615 годах из Хлынова в столицу была принесена другая вятская святыня – Великорецкий образ святителя Николая.

Тогда, желая почтить чудотворный образ Вятского Спаса и продемонстрировать подданным преемственность власти, государь повелел перенести вятскую святыню в Москву, что и было исполнено.

14 января 1647 года у Яузских ворот при огромном стечении народа царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф лично встречали образ Вятского Спаса, который затем крестным ходом был принесен в центр столицы. При этом, как повествует сказание об иконе, царь лично, на своих «раменах» внес чудотворную икону через Фроловские ворота в Кремль, в память о чем, по царскому указу, они были названы Спасскими.

Восемь месяцев образ Вятского Спаса находился в главном храме Кремля и России – Успенском соборе, а 19 сентября 1647 года был торжественно перенесен в Новоспасский монастырь и поставлен в иконостасе Преображенского собора, справа от Царских врат. Здесь чудотворная икона находилась более двух с половиной веков, не раз помогая страждущим и болящим. Она пережила Наполеоновское нашествие и другие беды, но после событий 1917 года, когда Новоспасский монастырь был закрыт и превращен в тюрьму, эта бесценная святыня Русской земли бесследно исчезла.

Как Вятский Спас Хлынов спас

Призвав икону в Москву, царь не оставил Вятский край без святыни и повелел направить в город Хлынов точный список с прославленного образа, который, по воле Божией, вскоре явил свою чудотворную силу. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Спустя десять лет после описанных выше событий зимой 1657 года на Хлынов и всю Вятскую землю обрушилась страшная моровая язва. Болезнь распространялась так быстро, что священники не успевали исповедовать больных перед кончиной, и, как писал современник, «мнози человецы, не сподобившиеся покаяния, в домах и на распутиях безвременною смертию умроша». Казалось, что болезнь не остановить, и город обречен.

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Вятка. Спасская улица (Дрелевского). Вид на восток

Тогда воевода города Хлынова Иван Иванович Дашков, посоветовавшись с архимандритом Успенского Трифонова монастыря и священниками, повелел всем жителям Хлынова и других вятских городов строго поститься всю пятую неделю Великого поста, после чего в воскресный день повсеместно совершить торжественное празднование Нерукотворному образу Спасителя, а в Хлынове – обойти с этой чудотворной иконой город особым крестным ходом. И вновь Господь явил чудо – моровая язва отступила, с этого дня во всей Вятской Стране более не было ни одного заболевшего.

Примечательно, что в том же 1657 году Вятская земля обрела своего архиерея – осенью того же года решением Поместного Собора была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в городе Хлынове. Причем важную роль в этом сыграл патриарх Никон, который в дни принесения вятской святыни в столицу, будучи наместником Новоспасского монастыря, активно участвовал во всех описанных выше событиях.

С этого времени благодарные вятчане стали почитать чудотворный образ Вятского Спаса особым крестным ходом, который совершался вокруг Хлынова в пятое воскресенье Великого поста, а вокруг других вятских городов – неделей раньше.

В 1675 году архиепископ Вятский и Великорецкий Иона утвердил эту традицию «на веки вечные», а в 1693 году возвел на месте обветшавшей Троицкой церкви каменный Спасский собор, занявший исключительную роль в духовной жизни города и всей Вятской земли.

Подобно Великорецкому образу святителя Николая, чудотворный образ Вятского Спаса ежегодно отправлялся в путешествие вниз по реке Вятке так называемым «Низовым крестным ходом», посещая десятки городов и сел. На собранные в этих путешествиях пожертвования в 1760-е годы в городе Хлынове был построен величественный Спасский собор, который потрясает своей красотой и размерами даже сегодня.

Судьба его печальна. После того как в 1929 году все крестные ходы были запрещены богоборцами, Спасский собор закрыт, обезглавлен и приспособлен для мирских нужд. Исчезла и святая икона. Примечательно, что все это произошло в тот же год, когда были закрыты и уничтожены Кремлевские монастыри. Восстановление собора началось в 1997 году, но объем разрушений советских лет настолько велик, что работы у прихода еще непочатый край.

икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть фото икона на спасской башне московского кремля история. Смотреть картинку икона на спасской башне московского кремля история. Картинка про икона на спасской башне московского кремля история. Фото икона на спасской башне московского кремля история

Вятка. Спасский собор

Что дальше?

Нет сомнений, что новая инициатива президента России – действительно, важная и своевременная – получит поддержку Церкви, государства и общества, которое за последние годы и, особенно, в связи с последними событиями на Украине не раз могло убедиться в том, что без Христа и Его Церкви будущего у России нет. Как, впрочем, и у мира в целом. Потому что мир без Христа – это «мир нехристей», людей без стыда и совести, для которых нет ни церковных святынь, ни исторической памяти, ни дружбы народов, ни прав и свобод человека, ни ценности человеческой жизни – вообще, нет ничего святого.

Долго ли просуществует такой мир? Насколько близки или далеки мы от такого будущего? Пусть каждый ответит на эти вопросы сам. Тем не менее, для многих уже сегодня очевидно, что будущее страны зависит не только от количества нефти и газа, но также от числа действующих храмов и монастырей, которых чем больше, тем меньше «нехристей» и больше людей, живущих по совести, глубже историческая память, крепче дружба народов, больше ценность человеческой жизни, меньше насилия

А начинается все со Христа – с Его Евангелия, Его Церкви, Его храмов и монастырей, Его чудотворных икон, а также нашего желания быть со Христом, жить по Его заповедям и примеру жизни Его святых – с любовью к Богу и ближнему.

Именно об этом веками напоминали москвичам и гостям столицы чудотворные иконы – вятская и смоленская, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Они также напоминали о том, что Москва – еще не вся Россия, о том, что без экономически сильной и духовно крепкой провинции Москва, как дерево без корней, не устоит.

Поэтому радуясь возрождению московских святынь, хотелось бы со временем порадоваться и возрождению святынь Православной Вятки. В том числе величественного Спасского собора, для которого за последний год тщанием Вятской епархии было написано несколько прекрасных икон, а в 2009 году – точный список с чудотворной иконы Вятского Спаса, подаренный храму «вятскими москвичами».

Примечательно, что это произошло в тот день, когда в Москве святейшим патриархом Кириллом был торжественно освящен Смоленский образ Спасителя, обнаруженный на Спасской башне под толстым слоем штукатурки и восстановленный опытными реставраторами. Хочется надеяться, что таким же образом, по милости Божией, будет обретен и вятский образ. Первый шаг к этому уже сделан президентом России. Кто следующий?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *