икона на срезе дерева

Образ Богоматери на срезе дерева еще и мироточит

По сообщению официального сайта газеты Тернопольского областного совета и областной государственной администрации «Свобода» в конце июля в селе Чумали Збаражского района Тернопольской области на срезе сухого дерева появился образ Божьей Матери.

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Старая ива находится неподалеку часовни, где строители возводят бассейн. Рабочие как раз и заметили странный образ в срезе дерева. Более того, он еще и мироточит!

Священник Владимир Борис с прихожанами проводит на месте появления образа Божьей Матери богослужения. На вопросы дать оценку случившегося отвечает лаконично: «Приезжайте, посмотрите сами на это чудо»!

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Чудеса религиозного толка на Западной Украине явление не единичное. Так аналогичная картина наблюдалась ранее в конце мая на Иршавщине Закарпатской области: здесь в известном паломническом месте «Джублик» на одном из распятий Крестного пути выступила кровь!

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Чудо заметили паломницы со Львовщины 27 мая 2012 года и сообщили священникам, которые впоследствии отдали кровь на исследование, а сам крест огородили. С тех пор еженедельно здесь проводятся Крестные дороги, съезжаются многочисленные группы паломников со всех округ. Более того, со слов священника О.Афанасия, это не первый случай:

— Девять лет назад в центре Джублика также закровоточил крест. Потом мы там построили купель. Эту кровь, которая стекала из бетонного распятия, мы отдали на экспертизу. Специалисты ее исследовали и сказали, что жидкость содержит кровь редкой четвертой группы. Эта жидкость появлялась здесь в течение трех лет с 2003 по 2005 годы.

Источник

На спиле дерева появился нерукотворный лик Богородицы

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Такой год назад Богоматерь явилась жителям Старицковки.

Чтобы посмотреть на чудо, люди едут даже из-за границы

Ровно год назад Украину облетела весть: в селе Старицковка Машевского района Полтавской области на спиле старой груши появилась нерукотворная икона Богородицы. Люди ехали сюда даже из-за границы, лишь бы посмотреть на чудо. Священники, чтобы провести здесь молебен, записывались. в очередь. Но скоро разразился скандал.

Чудо чудом, но встал вопрос: кому принадлежат деньги, которые прихожане начали оставлять возле нерукотворного образа Богоматери? Хозяину участка, спилившему ветку, сельскому совету или все-таки церкви? Мирно поделить доход не получилось.

Батюшка и депозит

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

. а теперь её лик почти исчез с природной иконы

— У вас зато иномарка появилась.

— Ну да, «форд-сиерра» 1986 года выпуска за три тысячи долларов. В ремонте как раз, поэтому езжу на велосипеде. Расходы больше, чем прибыль. Раньше сюда поглазеть на чудо ехали все кому не лень, а сейчас только те, кому надо и кто хочет Богородицу поблагодарить.

Реальная помощь

В прошлом году здесь творилось настоящее сумасшествие. В надежде на исцеление паломники обдирали кору груши, ломали ветки, хватали каждый упавший листик, не говоря уже о маленьких терпких плодах. Освященную воду из расположенного рядом колодца увозили домой бидонами.

Увы, народная тропа к необыкновенной груше теперь зарастает. На иконе появились большие трещины. Образ Богородицы угадывается с трудом. Но, как и прежде, он украшен рушниками, возле него можно поставить свечку и бросить монетку в ящик с надписью «На благоустройство территории».

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Хозяин чудо-дерева Руслан ЛИТОВЧЕНКО готов отдать деньги, оставленные паломниками, детям-сиротам, но не батюшке

Эта территория уже обнесена новеньким металлическим забором. Замечаю, что для верующих, которые опускаются перед иконой на колени, оборудован специальный помост. У колодца появились новый коловорот и красивый козырек над ним.

Святых мало, кругом чудотворцы

Отец и сын дали экстрасенсам от ворот поворот, но говорят, что теперь веруют только в Бога, а не в попов, среди которых, мол, «святых мало, зато все чудотворцы».

В Христа Руслан окончательно поверил, когда своими глазами увидел чудо.

«Рисунок» в виде женщины в белом с младенцем на левой руке проявился на спиле спустя несколько дней. С каждым днем изображение становилось все четче. Когда слухи о необычном явлении дошли до отца Анатолия, он тут же прибыл в Старицковку, посмотрел на проступивший образ и произнес: «Это чудо Божье!» С тех пор все и завертелось.

В зеркальном отражении

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Григорий Павлович поражен: вода из освященного колодца и старая груша избавили его от костного нароста

— Церкви от тех пожертвований достались копейки. Мы только трижды вскрывали сейф, а все остальное время деньги забирал хозяин. Да, мы просили продать десять соток ненадлежащим образом приватизированной земли, на которых растет дерево с иконой, но не нашли общего языка с хозяином. Хотя и ему понятно, что он не может создать необходимых условий для сохранения лика и со временем под воздействием природных факторов чудотворный образ разрушится.

Пытаясь сберечь изображение на фруктовом дереве, Литовченко закрывали его целлофановой пленкой, однако под ней появлялась плесень. Поэтому решили отдать все на откуп природе и воле Божьей.

Источник

Может ли лик на дереве стать святыней?

В ожидании чуда

Икона на вязе

Несколько лет назад в отселенную деревню Губаревичи Хойникского района на Гомельщине началось настоящее паломничество. Вереницы людей потянулись сюда, чтобы взглянуть на необычное явление: на столетнем вязе проявился контур Богородицы с младенцем. Рушники, цветы, молитвы. Многие говорили, что образ на старом спиле даже светится в темноте.

История действительно мистическая. До 1938 года недалеко от вяза стояла сельская церковь, но она была разрушена. В ней, как уверяют местные жители, находилась чудотворная икона Божьей Матери, к которой приходили за излечением. Как она исчезла, никто не знает, возможно, была погребена под руинами храма. Некоторые верят, что контур именно этой святыни отпечатался на дереве! Паломники приезжают сюда по сей день, рассказывает председатель Стреличевского сельисполкома Валентина Бельская:

— В Губаревичах сегодня живут четыре человека. Дерево совсем высохло. Однако одна из местных жительниц за эти годы построила на свои средства каплицу в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Периодически туда приезжает священник из агрогородка Храпков и проводит богослужение.

Если паломники видят на вязе признаки чудесного явления, то у представителей церкви свое мнение. Отец Константин — настоятель храма в честь Святителя Николая Чудотворца (в Храпкове) — в каплице возле вяза проводит службы:

— В истории христианства есть немало фактов явления святых образов на деревьях и камнях. Но тут надо быть осторожными, нельзя превращать каждый спил в святыню, даже если есть сходные внешние черты. Данный объект не был признан священноначальным. Я призываю христиан не искать знаки в лесах и садах, а приходить в храм к Богу и через молитву и хорошие поступки искать его благодати.

След на камне

Почти каждый год появляется информация, что в разных уголках планеты на деревьях и камнях люди видят лик Божьей Матери с младенцем. В 2009-м его усмотрели на пне в Ирландии. А спустя год — на спиле груши в Полтавской области. В 2019 году — на валуне в центре брестского парка (камень, кстати, подняли со дня озера).

Церковь очень серьезно и скрупулезно относится к изучению подобных фактов. Иногда мы наблюдаем интересные вердикты. В 2007 году митрополит Минский и Слуцкий Филарет назвал большой обретенной святыней двухсоткилограммовый камень, который находится в деревне Липовая Колода под Минском. Этот камень с отпечатком правой ноги человека настоятелю уручанского прихода подарили староверы одного из выселенных хуторов недалеко от райцентра Ветка на Гомельщине. Они сообщили, что, согласно древнему преданию, след на валуне принадлежит Божьей Матери. Якобы он привезен их предками из Сибири несколько веков назад и все это время тайно почитался. Углубление на камне — от босой женской или детской ноги 36—37-го размера с очень четким отпечатком. После осмотра валуна и сосредоточенной молитвы у него митрополит Филарет сделал заключение: это, несомненно, святыня. В то же время он воздержался от прямого утверждения, что след точно оставила Божья Матерь. К находкам такого рода в православии уже давно определен подход: их божественность является предметом личной веры человека. Конечно, след — это не лик, но тоже может быть объектом поклонения. Кстати, подобная реликвия есть в Почаевской лавре в Украине, так называемая почаевская стопочка.

Дорисовать образ

Надо сказать, что появление ликов и даже следов на объектах присуще различным культурам и религиям. Например, это нередкое явление в буддийских храмах. Иногда тому находится логическое объяснение, ведь никто не отменял в этих помещениях ремонт и реставрацию. Старые изображения начинают проступать через новые краски или штукатурку. Более того, группа ученых из Канады и Китая нашла ответ на вопрос, почему некоторые люди видят проявление ликов святых на разных предметах и стенах зданий. Как показали результаты исследований, это происходит из-за особенностей зрительной системы. Мозг человека генетически настроен на распознавание лиц в объектах окружающего мира, то есть это полностью нормально. Даже если мы видим что-то очень отдаленно напоминающее лицо, мозг начинает интерпретировать объект именно как лицо.

Ольга Макеева, психолог:

— Жизнь любого человека полна различных сложностей, и, чтобы с ними справляться, нужны опоры. Вера — одна из мощнейших таких опор. Человеку необходимо во что-то верить, чтобы выжить. Эту мысль хорошо транслирует цитата Фридриха Ницше: «У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как». Каждый человек формирует свою картину мира исходя из своего жизненного опыта, своей истории. Так он создает свою реальность в голове. Кто-то видит изображение сердечек в кофейной гуще, ­кто-то считывает устрашающие образы, а ­кто-то видит лик Богоматери на спиле старого вяза. И для каждого это и есть реальность. Ведь все зависит от фокуса нашего внимания и потребности. И те и другие находят то, в чем нуждаются, то, во что они верят, или то, на что направлено их внимание. Замечали ли вы, что, как только долго о чем-то думаете, вдруг вокруг начинаете обнаруживать эти объекты в большом количестве. На самом деле они там были всегда, но пока вы не обратили на них внимание, они оставались вне зоны вашего интереса. Если у вас есть потребность в любви, принятии, внимании, понимании, вы все больше будете замечать вокруг людей и событий, которые удовлетворяют эти потребности. Все мы нуждаемся в опорах, и важно помнить, что у каждого из нас они свои, и надо бережно и с уважением относиться к миру близких и не очень людей, живущих рядом с нами.

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Наверное, самый известный артефакт, на котором проступила божественная энергия, — Туринская плащаница. Это саван, в который, по преданию, после распятия было завернуто тело Иисуса Христа. Во время воскрешения черты словно отпечатались в льняной ткани. Половина изображения — образ мужчины со сложенными на груди руками, вторая — такое же изображение со спины. Причем образ довольно детальный: можно рассмотреть черты лица, пальцы, бороду, множественные раны. Отчетливо видна рваная рана между пятым и шестым ребрами, оставленная копьем, а также многочисленные раны на теле (следы от удара плетью). Впервые о плащанице заговорили в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни (из французской Лиры) предъявил ее христианскому миру. Якобы она хранилась в его семье не одно поколение, была вывезена из столицы Византийской империи во время разграбления крестоносцами Константинополя. Современные исследователи плащаницы неоднократно заявляли, что она может быть средневековой подделкой. Однако есть интереснейший факт: древнейшие иконописные изображения Христа, созданные византийскими авторами, являются копией оттиска лица с Туринской плащаницы. Значит, этот лик видели еще до наступления средних веков?

Источник

Выбор основы и ее обработка

Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводится жучок-точильщик (благодаря специфическому запаху кипариса). Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живо

– писи) и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях.

Доски березовые, особенно осиновые, еловые, сосновые и других малоценных пород, непрактичны (хотя и постоянно употребляются): они или очень смолисты (смола может выступать из доски и после просушки, даже иногда через лицевую сторону), или очень рыхлы (береза, осина) и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, отчего сильно коробятся и трескаются.

Совсем непригоден дуб из-за своей особой структуры, способной трескаться под левкасом.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.

В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).

Наиболее распространенные шпонки известны под названиями «сквозных», «встречных», «рельефных», «плоских». Форма паза, в который они вставляются, носит название «ласточкин хвост». Но свое назначение – противодействовать покороблению доски – шпонки выполняют не всегда. Доска ссыхается, коробится, шпонки часто выпадают из пазов. Поэтому в конце ХVII века их стали врезать в торцы досок, откуда выпасть им почти невозможно.

Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы – планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски. К такому креплению приходится прибегать особенно в тех случаях, когда икону пишут на старой, сильно выгнутой доске. На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм и не более 3–4 мм для крупных досок.

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Шпонка «сквозная» (вверху), шпонка «встречная» (внизу)

Картину, для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося. Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой хорошей работы.

Ранее дощаник с иконником работали в контакте. Дощаник в столярном деле был таким же мастером, каким художник в красочном. Если ему говорили: «Поля в красу, пошире или поуже», – это значило, что целиком полагаются на его вкус, а вкус у хорошего столяра был таким же утонченным, как и у художника.

В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.

Пила в России была известна уже в Х веке, но, по-видимому, до Х века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. От употребления

Продольной пилы из письменных источников известно только с ХVII века 44

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Шпонка «рельефная» (вверху), шпонка «торцовая» (внизу)

С конца ХIV века встречаются доски с врезными шпонками В ХV–ХVI веках шпонки только врезали в тыльную сторону доски, и они высоко выступали над поверхностью доски; в иконы малого размера врезали только одну шпонку.

В ХVII веке шпонки также врезали в доску, но их делали низкими и широкими, частью изготовляли из дуба, со сложным профилем. В самом конце ХУП века стали врезать шпонки в торцы досок.

Формат досок, ширина полей, глубина ковчега также имеют характерные для своего времени особенности. Древние иконы, как правило, имеют ковчег. Иконы ХIV–ХV веков отличаются удлиненной формой и узкими полями.

Доски в полтора метра имеют поля шириной 4 – 4,5 см, на досках небольшого размера они суживаются до 1,5–2 см.

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Доска с врезными шпонками и дополнительными шипами – «ласточками»

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Доска с ковчегом (вверху), доска с двойным ковчегом (внизу)

С конца ХVI века в иконах, главным образом, московских мастеров доска видоизменилась. Пропорции сторон как будто обычные, мерные, но стороны ковчега приблизились к квадрату, поля стали шире (иногда они доходят до 5–6 см на иконах малого формата), а глубина ковчега и на ощупь едва приметна. Появился и распространился двойной ковчег.

В ХVIII веке икона потеряла и цветовые поля. Иконы в иконостасах (также и изображения на стенах) стали обрамляться рамой в стиле барокко и рококо. Стиль барокко представляет собой сочетание растительных мотивов – листьев, ев, цветов, плодов – с геометрическими фигурами – эллипсом, спиралью, а также и с их частями, излюблены ломаные линии. Стиль рококо требует иногда искусственной прогнутости или выпуклости доски. Этот стиль образуется из разнообразных сочетаний только одного мотива, который приближается к раковине, взятой в профиль, и общим видом напоминает человеческое ухо. Этот стиль не имеет четко выраженной рамы, образуя совершенно несимметричные клейма самых разнообразных форм.

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

Тыльная сторона иконы. Конец XIII – начало XIVвв.: а) следы обработки доски топором; б) следы от накладных шпонок и гнезда от деревянных гвоздей; в) ласточки

В конце ХVIII и начале ХIХ веков эпоха империи выработала стиль «ампир» (стиль империи). Следы этого стиля остались и на иконной доске, придав ей форму некоторых геометрических фигур –эллипса, треугольника и т.п. Это наблюдается, главным образом, в иконах Царских врат, иногда – иконостаса. В первой четверти XX века возник новый стиль «модерн». В основе его лежит пробудившийся интерес к образцам катакомбного искусства, а также и к русской старине.

Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника реставрация. М.. 1961. С, 7‚

Источник

Резные иконы

икона на срезе дерева. Смотреть фото икона на срезе дерева. Смотреть картинку икона на срезе дерева. Картинка про икона на срезе дерева. Фото икона на срезе дерева

«Иконы на рези»

Когда появились русские резные иконы, почему их запрещали и как им удалось выжить

Традиция изготовления рельефных икон зародилась в Византийской империи. Их вырезали из дерева, слоновой кости, перламутра, мягких пород камня, а также отливали из золота, серебра и меди. Из Византии они пришли в Грецию, Сербию и Болгарию.

– В XI веке первые «иконы на рези» — так их называли в летописях — были привезены на Русь паломниками, возвращавшимися из Святой Земли, — рассказывает корреспонденту РП кандидат искусствоведения Елена Шаронова. — Русских мастеров сразу заинтересовали необычные образы, и они стали работать над созданием собственных икон. Первоначально они лишь копировали технику исполнения византийских мастеров, перенимали их стиль резьбы. Но уже к концу века начали работать в своей, оригинальной манере. В качестве образцов для подражания они использовали прориси икон, подлинные писаные образа, иллюстрации к Библии и другим священным текстам.

Русские резчики научились использовать не дорогие привозные, а местные сорта древесины — чаще всего в ход шли липа и сосна, реже — береза, ольха, осина и ясень. Импортные кипарис, можжевельник, черное дерево, кедр, груше и тис они оставили лишь для особых случаев, для самых ответственных заказов.

Как правило, объемные иконы расписывали, крайне редко поверхность древесины оставляли открытой. Поэтому русские мастера разработали оригинальные техники грунтовки — например, на основе бобрового жира и карлука — особого клея из осетровых рыб. Начали использовать для окрашивания рельефных изображений не только масляные, но также более долговечные восковые и смоляные краски. Стали украшать иконы сусальным золотом и серебром, драгоценными и поделочными камнями — особенно популярны были речной жемчуг и янтарь, металлическими вставками с чеканкой.

– При отделке «резчики иконописные» также использовали дорогие ткани — бархат, парчу, шелк, — продолжает Елена Шаронова. — А чтобы защитить готовое изделие от влаги и жучков-древоточцев, обрабатывали их специальными составами на основе олифы и пчелиного воска, покрывали лаком. Сложные техники обработки и декорирования деревянной поверхности превращали рельефные иконы в настоящие произведения искусства.
Путь к Мономахову трону

Резные иконы покорили Русь. Этому способствовало не только быстро растущее мастерство их исполнения, но и тот факт, что иконописцев в те времена было еще мало. Поэтому писаные иконы стоили очень дорого, и даже за большие деньги приобрести их было сложно. А обилие древесины и большое количество мастеров, имевших отличные навыки работы с ней, сделали деревянные образы не в пример дешевле и доступнее. Поэтому «иконы на рези» можно было увидеть не только в домах, но и в храмах. Вскоре получили распространение и вырезанные целиком из дерева иконостасы.

– Расцвет рельефных икон пришелся на XVI век, — продолжает рассказ Елена Шаронова. — Тогда множество «резчиков иконописных» работало в Киево-Печерской лавре, при Соловецком, Кирилло-Белозерском, Псково-Печерском, Михаило-Архангельском и Свято-Озерском Валдайском монастырях. Особенно знамениты были «древоделы» Троице-Сергиевой лавры, самым известным из которых был Амвросий. Авторство большинства объемных икон установить сложно, поскольку мастера не подписывали свои творения: создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным.

Тогда же, в XVI веке, начала свою работу Кремлевская оружейная палата, в составе которой была открыта мастерская резных дел. В 1551 году в ней было создано замечательное произведение русского искусства — Моленное место царя Ивана Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Этот Мономахов трон был изготовлен с использованием традиций резьбы по дереву, накопленных за века работы над резными иконами.

В середине XVII века для резных икон наступили тяжелые времена. Раскол, возникший в русской церкви, привел к тому, что их изгнали из храмов.

– Во время церковной реформы, инициированной патриархом Никоном в 50–60 годах XVII века, резные иконы сочли пережитком язычества, влиянием «латинянства», римской католической церкви, и начали активно уничтожать, — рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Манаев. — Но несравненно больший ущерб этому искусству нанес указ, изданный Святейшим Синодом 31 августа 1722 года, во времена правления императора Петра I. В указе «Об исправлении иконного изображения» постановлялось: «. резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, понеже в греческих и в других православных странах доселе не бывало и ныне не обретается».

После этого указа большая часть русских православных резных икон была просто уничтожена. Наиболее радикально настроенные реформаторы рубили их топорами, сжигали в синодальных кострах. Более лояльные — передавали в епархиальные хранилища. А пассивные противники реформ прятали храмовые святыни в укромные места в подвалах, кладовках, на чердаках церквей. Многие остатки таких тайников петровских времен обнаруживали в XX веке, когда советская власть занялась массовым сносом церковных зданий.

Изготавливать и даже просто иметь в домах объемные иконы и скульптуры было категорически запрещено. Исключение было сделано только для резных крестов и панагий.

– Однако полностью истребить древнее искусство изготовления резных икон не удалось, — говорит Елена Шаронова. — Старообрядцы прятали их в потайных «молельных местах» в своих частных домах, куда не могли прийти с проверкой. Раскольники уносили их с собой на русский Север, в Сибирь — туда, где до них не могли дотянуться карающие руки властей, хранили их в своих тайных скитах. Сегодня музейные собрания деревянной православной пластики Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря пополняются в основном из этих мест, где вдалеке от различных политических катаклизмов сохраняли традицию русского иконотворчества из дерева. Здесь продолжали работать мастерские, где обучали новых «древоделов», создавались новые резные образы, киоты и иконостасы.
Сибирское Возрождение

На Урале и в Сибири искусство создания объемных икон пережило новый расцвет не только в раскольничьей среде. Интерес к ним проявила и официальная православная церковь, которой приходилось учиться взаимодействовать и договариваться с многонациональным населением этих территорий.

– Большинство представителей коренных народов Зауралья и Сибири были язычниками, поклонявшимися деревянным идолам, — говорит Владимир Манаев. — Как может быть священным объемное изображение из дерева, им было близко и понятно. А плоские живописные изображение не внушали им доверия. И чтобы облегчить восприятие православия новообращенными христианами, во многих местных храмах стали с молчаливого согласия иерархов появляться объемные иконы Богородицы и Иисуса Христа. Они помогали удержать в лоне Церкви своевольных неофитов. Поэтому сейчас богатейшими коллекциями православной пластики располагают именно музеи Урала и Сибири. В них можно увидеть вырезанного из дерева скуластого Иисуса Христа в костюме финно-угорских охотников или Богородицу с раскосыми глазами.

Чтобы вновь очистить православные храмы от проникших в них резных изображений, Святейший Синод 30 ноября 1832 года утвердил новый указ — «О том, чтобы в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов». После этого рельефные иконы подверглись новым гонениям.

Сейчас интерес к рельефным иконам растет. Появляется все больше мастеров, каждый из которых работает в своем оригинальном стиле и использует уникальные техники. Эти истинно верующие православные христиане, подвижники, работающие в разных регионах России, возрождают древнее искусство «икон на рези». Их произведения снова можно увидеть во многих православных храмах. А при монастырях сегодня заново создаются мастерские, специализирующиеся на резьбе по дереву

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *