икона написанная лукой с девы марии

Первый иконописец и написание первой иконы Пресвятой Богородицы

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Хотелось бы вам рассказать сначала прежде о Первом Иконописце

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Святой апостол и евангелист Лука родился в Сирийской Антиохии. Он являлся одним из 70 учеников Иисуса Спасителя, был сподвижником Святого Павла и истинным врачом с золотыми руками. Когда по городу прошёл слух о том, что Христос был послан на землю, Лука незамедлительно направился в Палестину, где со всей душой и любовью принял учение Христа Спасителя. Апостол Лука был послан Богом одним из самых первых из всех 70 учеников. Он, собственно, первым и проповедовал о Царствии Господнем.

С юных лет будущий Апостол Лука, житие которого было полностью посвящено Всемогущему, занимался наукой. Он полностью изучил иудейский закон, ознакомился с философией Греции, а также в совершенстве познал искусство врачевания и два языка.

Во время распятия Иисуса Христа Святой Апостол Лука стоял и, скорбя, наблюдал за этим страшным для всего христианского общества событием, в отличие от многих других учеников, которые предали и отреклись от него. За эту нескончаемую верность Лука был одним из первых, которому довелось наблюдать за Воскрешением Господним, о котором он узнал вместе с Клеопой, повстречав ожившего Иисуса по пути из Еммауса.

После того как Господь отправился в Своё Царство, Лука с прочими апостолами продолжили проповедовать Его Святое Имя, получив перед этим Божье благословение.

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Но вскоре христиан и апостолов начали изгонять из Иерусалима, поэтому многие покинули город и отправились ведать о Боге в другие страны и города. Лука же решил посетить свой родной город Антиохию. По дороге он решил рассказать о Боге в городе Севастия, где неожиданно для себя увидел нетленные мощи Иоанна Предтечи. Апостол Лука пожелал забрать их с собой в свой родной город, но преданные христиане отказали ему, ссылаясь на вечную преданность и почитаемость Святого Иоанна. Тогда Лука забрал от мощей только руку, над которой когда-то молился сам Иисус, приняв от неё крещение, и с этим несметным богатством отправился на родину.

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

По Преданию Святой Апостол Лука написал первые Иконы Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Из известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы Предание приписывает более семидесяти икон авторству апостола Луки. Написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.!Среди них был и Образ Пресвятой Богородицы,который сейчас мы называем Тихвинской Иконой Божией Матери!

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

За 70 лет до того, как Константинополь был завоеван турками, икона исчезла из храма и чудесным образом перенеслась на русские земли. Можно представить себе удивление и радость рыбаков, которые увидели образ Богородицы, парящий над водами Ладожского озера. Наверное, не меньше были поражены и прибывшие в Константинополь новгородские купцы, когда тамошний патриарх поинтересовался, не было ли на Руси слухов о чудотворной иконе. Святейший заключил, что она оставила Византию «за гордость и неправды».

На месте, где остановилась икона, был построен деревянный храм. Три раза он сгорал, и всегда образ Богоматери оставался невредим. Потом по желанию великого князя Василия Иоанновича (1505-1533) построили каменный храм. А по повелению Ивана Грозного при храме устроили Тихвинский Успенский мужской монастырь.

Верующие, которые молились перед этим образом Богородицы, исцелялись от многих болезней. Помогла эта икона в 1613 году, когда, пользуясь тем, что Русь была ослаблена из-за событий Смутного времени, в нашу землю вторглись шведы.

Люди, жившие в окрестностях монастыря, заперлись в его стенах, чтобы защититься от шведов. По велению Пречистой Девы они обошли обитель с чудотворной Тихвинской иконой. В шведских войсках началась паника, и они бежали прочь от обители. Так повторилось два раза.

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

В 1924 году монастырь был закрыт, а чудотворный образ вместе с другими ценностями немцы перевезли в Псков. Во время Второй мировой войны икона вместе с беженцами покинула Россию. Архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс) вывез реликвию в США. Его приемный сын, будущий отец Сергий (Гарклавс), скитаясь по лагерям для депортированного населения, носил икону на себе, чтобы уберечь. Икону привозили в лагеря в Германии, и представители разных конфессий вместе молились перед ней. Потом икона попала в Свято-Троицкий собор в Чикаго.

Летом 2004 года икона была возвращена в Тихвинский монастырь.

Почитание Пресвятой Богородицы

Православная вера неразрывно соединена с почитанием Богоматери. Пресвятая Богородица никогда не оставляет Своей заботой земной мир. В Ней раскрывается все милосердие Божие, которое направлено на «взыскать и спасти» род человеческий.

Тропарь: Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискусобрачная.

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Вот такая поистине чудесная и Святая история! Надеюсь,что она вам пришлась по сердцу!

Господи Иисусе Христе,Сыне Божий, молитвами Пресвятой Богородицы помилуй нас грешных!

Источник

Икона Божией Матери Иерусалимская

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Источник

Какие иконы Пресвятой Богородицы написал апостол Лука?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Иконография: Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 89 см, ширина 63 см. Евангелист Лука представлен пишущим икону Богоматери (зеркальный вариант иконографии Богоматерь Тихвинская). За ним изображена Премудрость в виде крылатого ангела. Евангелисту позирует Богоматерь. Перед Ее грудью помещено поясное изображение Младенца Христа. Инв. № 2241. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.С. Иконы Пскова. М., 2003. № 95. С. 210

Чем дальше во времени первые века юной Церкви, тем дороже все, что с ней связано. Вот места, где ступали ноги Апостолов Христовых, вот иконописный образ, к которому прикасались их руки, или даже руки Самой Пречистой. Такова природа особого почитания икон кисти, как считается, первого иконописца – Апостола Луки.

Был ли евангелист первым иконописцем

Апостол, автор Евангелия, спутник и ученик великого Павла, называемый им «врачом возлюбленным» — все это Лука. По имени Апостола и тексту Евангелия многие предполагают его греческое происхождение. Другие говорят о том, что Лука был иудеем, ведь он стал Апостолом из семидесяти. Во всяком случае, это человек умный, образованный, судя по всему, обладающий многими дарованиями, от литературных талантов до обширных медицинских познаний. Церковное предание как Востока, так и Запада, приписывает Луке еще один талант – художника-иконописца, запечатлевшего для нас облик Пресвятой Богородицы.

Исторические сведения

Русский литургист и историк А. П. Голубцов пишет, что первые сведения о Луке-иконописце дошли до нас по источникам времени византийского императора Юстиниана (VI в.). Византийский историк, известный под именем Феодора Чтеца, пишет об иконе Богородицы св. Луки. Ее царица Евдокия привезла из паломничества на Святую Землю.

Полезные материалы

То, что первые Богородичные образы созданы Лукой, считалось общеизвестным, не требующим доказательств фактом. Особенно много свидетельств о Луке-иконописце от VIII в., когда начинает распространяться иконоборческая ересь. Полемизируя с еретиками, многие св. отцы приводят сведения об иконах Луки как доказательство древности происхождения и Богом установленного почитания иконописных образов.

Такие факты предания приводятся:

На предании о Луке-иконописце основан греческий подлинник XII-XIII вв.:

«Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы».

Пишущим Мадонну изображается Лука и западными художниками вплоть до эпохи Возрождения.

Однако, Священное Писание нигде не упоминает иконописные таланты св. Луки, что в XIX в. дало основания некоторым ученым оспаривать предания о Луке-иконописце, как не имеющие исторической основы. В качестве аргумента указывался запрет любых изображений Бога и людей, принятый у евреев: ведь первая христианская община образована из иудеев. Если считать Луку одним из 70 Апостолов, то он-де должен быть евреем. Каким же образом он, воспитанный на Законе, смог даже подумать о возможности изображений? Несостоятельность гипотез легко опровергается даже одним текстом Священного Писания. С первых веков многие христианские писатели пишут, что Лука – возможно, грек, из язычников. Потому изображение людей не было ему чуждо.

Если же Лука был евреем, нужно учитывать влияние на него «Апостола языков» Павла, когда-то правоверного «фарисея, сына фарисея», как он сам о себе говорил. Пережитая Павлом (Савлом) встреча с Господом произвела переворот, всю дальнейшую жизнь он посвятил проповеди среди язычников, утверждая христианство как мировую религию, где «нет ни эллина, ни иудея». Эти революционные для того времени мысли не могли не быть восприняты его близким другом и учеником Лукой.

Понятно, что появление икон должно было произвести подлинный переворот в сознании христиан из иудеев. Тогда иерусалимские христиане могли особо отметить именно этот талант Апостола Луки, что и осталось в истории.

Святой Лука и Божия Матерь

Предание свидетельствует, что Лука писал иконы Христа, Апостолов Петра и Павла. Но больше всего рассказывает об иконах Богородицы. Почему? Пожалуй, ответ можно найти в Евангелии. Лука значительно подробнее повествует о жизни Богородицы, чем другие Евангелисты:

Остается предположить, что все эти подробности Евангелист узнал от Самой Марии, с Которой его могли связывать близкие отношения, возможно, подобные отношениям с Иоанном Богословом, нареченным сыном Пречистой. Понятно поэтому, что икон Лука написал больше всего именно Богородичных.

Предание об образах Божией Матери, созданных при Её земной жизни

Церковные историки считают, что Лукой написаны три образа, легшие потом в основу всей иконографии Богородицы. Это мнение основано на «Сказании о трех иконах, написанных Апостолом Лукой» 1422 года. Оно излагает историю создания икон под руководством самого Архангела Гавриила и доносит до нас слова Пречистой:

«Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет».

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Иконография: Владимирская икона Божией Матери. Датировки: XII в. Первая треть XII в. Иконописная школа или художественный центр: Византийская иконопись. Происхождение: Из Константинополя. Около 1130 года привезена в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону Богоматери из Вышгорода во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в 1158-1161. В 1395 году, 26 августа, во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву. Икона была помещена в Кремлевском Успенском соборе. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 104 см, ширина 69, 78 см. Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова ее склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня. Икона неоднократно поновлялась. На оборотной стороне изображен Престол и Орудия Страстей. Инв. № 14243 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. №1

Считается, что эти образы стали основой 3 типов Её изображений, распространенных в Церкви и до сего дня:

Вместе с тем, можно встретить сведения о том, что кисти Апостола принадлежит значительно больше образов Богородицы, не менее 20. Из них, по данным Л.А. Успенского, в Русской Церкви находятся около 10, на Афоне – 13, на Западе – 8.

К числу таких икон относят, среди многих других:

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Иконография: Корсунская икона Божией Матери. Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 38,5 см, ширина 33 см. Оплечное изображение Богоматери с Младенцем. © Самарский областной художественный музей

Об этих и некоторых других образах сохраняется благочестивое мнение в церковной среде, связывающее их со св. Лукой.

Однако церковные историки полагают, что эти и другие Богородичные иконы можно возводить к св. Луке, говоря словами Л.А. Успенского,

«в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении Апостольских Правил или апостольской Литургии. Они восходят к Апостолам не потому, чтобы сами Апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».

Что касается датировки, то как светские, так и церковные историки полагают, что появление образов относится к IX-XI вв. Местом создания, судя по стилю и технике написания, называют Византию. Очевидно, что иконография образов имеет единый источник, сложившийся в древности порядок изображения Богоматери и Младенца – от черт Ликов до одеяний. Возможно, такая традиция и была задана иконами Евангелиста. Но что же первые образы апостольского века, сохранились ли они?

Где сейчас находятся оригиналы

Среди множества образов, приписываемых св. Луке, есть 3, история и судьба которых позволяет возводить их к первым векам христианства.

Киккская

Это икона «Умиление». Наименование получила по месту нынешнего пребывания, в Киккском монастыре на о. Кипр. Древность иконы подтверждена Преданием: считается, что в течение первых веков христианства она пребывала в Египте в одной из христианских общин. С X в. перевезена в Константинополь. На Кипре же образ оказался с XI в. по повелению Самой Богородицы, повелевшей перенести Свою икону из императорского дворца в монастырь Киккос.

Уже с древности Лики Богородицы и Христа были закрыты пеленой. Причина этого точно не известна. Но существует немало рассказов о наказании тех, кто дерзал поднять пелену и узреть святые Лики. Поэтому учеными икона до сих пор не исследована.

Сумельская икона

Образ считается древнейшей Одигитрией. Он упоминается по крайней мере с конца IV в. Известно, что тогда образ пребывал в Афинах и имел славу написанного св. Лукой. В 385 г. монахи Варнава и Софроний пришли помолиться Богородице перед святыней. Вдруг они услышали голос. Пречистая повелевала им следовать за иконой. Тут же два явившихся Ангела подняли образ и пошли с ним из храма. Изумленные монахи последовали за ними. Икона остановилась на горе Мела, в провинции Понт. Здесь Сама Богородица повелела инокам построить монастырь. Так на большой высоте, в совершенно безводном месте возникла пещерная обитель. По чуду, явленному Богородицей, у пещеры открылся водный источник, существующий до сих пор.

Монастырь существовал даже после захвата этих мест Турцией: многие явные чудеса на этом месте не давали мусульманам разорить обитель. Только в начале XX в., когда Греция была разбита в войне с Турцией, монахов принудительно выселили с Мелы. Удалось спасти чудотворный образ. Сейчас он находится в Македонии, в новом монастыре. Как и прежде, монастырь называется Панагия Сумела, по имени иконы.

Филермская икона

Это изображение Богородицы без Христа, в молитвенном положении. Её лик печален и полон любви к людям, за которых Она ходатайствует перед Богом.

Императоры собирали здесь реликвии со всего христианского мира. Особенно славилась церковь Богородицы, расположенная в местности Влахерна. Здесь хранились Нерукотворный Образ Христа, терновый венец и другие исключительные для христиан святыни. Свое достойное место заняла и икона кисти Луки.

С XII в. образом завладели крестоносцы ордена иоаннитов. Они хранили святыню до 1799 г. Наименование Филермской происходит от часовни, построенной для иконы на холме Филермо на о. Мальта, резиденции иоаннитов. Здесь образ пребывал с 1570 г.

В 1798 г. Мальту захватили французские войска. Мальтийские рыцари решили обратиться к заступничеству российского императора Павла I, благоволившего иоаннитам. В знак признательности за поддержку, 12 октября 1799 г. мальтийцы передали России три святыни, веками хранившиеся крестоносцами:

С 1800 г. появилось общецерковное празднование этого события.

Впоследствии Филермская икона находилась сначала в Гатчине, затем в Петербурге. После 1917 г. образ оказался заграницей. Последним местом его пребывания стала социалистическая Югославия, где икону сокрыли в тайнике. Однако, она была изъята спецслужбами. Верующим святыня возвращена с 1993 г. Сейчас она пребывает в часовне музея г. Цетинье Черногории.

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Иконография: Смоленская икона Божией Матери. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Происхождение: Из церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы (около 1492 г.), села Покровское в Долгих Слободах, Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области). Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 87 см, ширина 66 см. Поясное изображение Богоматери с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богоматери, правая рука Спасителя сложена в жесте благословения, в левой руке свиток. Поступила в музей в 1930 году. Реставрация: ВХНРЦ, 1981 г., реставратор – Пригородова О.А.Инв. № 508/1. © Череповецкое музейное объединениеЛитература: Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 15

Современная иконография и древние свидетельства

С абсолютной точностью невозможно установить, какой из древних образов Богородицы принадлежит кисти св. Луки, а какой является списком. Очевидно, что современная иконография Богородицы восходит к единой традиции, созданной в древние времена. Именно тогда запечатлены драгоценные для каждого верующего черты Лика Пречистой, к первым векам восходят и особенности изображения Богородицы и Христа. И новейшая иконография опирается на древнее предание, бережно храня и память, и драгоценный опыт общения с Матерью Божией св. Луки и Апостолов.

икона написанная лукой с девы марии. Смотреть фото икона написанная лукой с девы марии. Смотреть картинку икона написанная лукой с девы марии. Картинка про икона написанная лукой с девы марии. Фото икона написанная лукой с девы марии

Иконография: Одигитрия. Датировки: XVI в. Происхождение: из церкви Иоанна Златоуста села Саунино. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 72 см, ширина 43 см. Почти все поле средника занимает полуфигура Богоматери. Пропорции вытянутые. Правая рука согнута в локте. На левой держит сидящего Младенца. Лик его обращен к Богоматери, но практически утрачен. Правой рукой благословляет, в левой держит свиток, она согнута в локте и скрыта складками охристо – коричневого гиматия. Инв. № КГИАХМ КП 778. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Нам очень дороги реликвии юной христианской Церкви первых веков. Но пелена, с древности закрывающая загадочную Киккскую икону – как бы повеление не допытываться того, что выше нашего разумения. Все иконы Богородицы, традиция создания которых восходит к Апостолу, чудотворны и благодатны.

Автор: Наталья Сазонова.

Видео

Насельник одного из монастырей провел работу по актуализации сведений о почитаемых образах Божией Матери. Итоги работы изложены в книге. Некоторые мысли о проделанной работе автор высказывает в анонсе своей работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *