икона написанная маслом на доске

Как пишут иконы маслом

До XVIII века иконы писали темперными красками. После постепенно стали использоваться масляные краски. Письмо, сочетавшее использование темперных красок и масляных, получило название «Фряжское письмо». Большой выбор икон предлагает иконописная мастерская Алипия Печерского в Москве.

Техника написания иконы

Традиционная икона пишется на деревянной доске с углублением – «ковчегом». Иногда доска выбирается без него. На доску наклеивается ткань – «паволока». После чего поверхность грунтуют.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Алебастровый грунт или меловый называют «левкас». Грунт наносят в несколько слоев. Когда он полностью высох, поверхность шлифуется и наносится рисунок будущей иконы.

Затем мастер приступает к нанесению образа красками. Главным отличием масляной иконы от темперной является использование холста вместо доски. Также при создании масляной иконы не применяется «роскрышь» – прорисовка основного фона.

Виды масляной иконописи

Первый тип масляных икон характеризовался золотым фоном, вызолоченными обшивками и венцами святых. Основой являлся меловый грунт (левкас). Работа начиналась с рисованием углем изображения. После чего мастер приступал к чеканке. Чеканка обшивки, нимбов, фона была разная.

Нимб и кайма чеканились глубже, чем фон. Выполненная чеканка расписывалась разными цветами под эмаль. Мастера, писавшего изображение святого, именуемую «Доличник». Роспись одежды святого походила на богатую золотую ткань.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Затем мастер, писавший лик, изображал образ святого как можно реалистичнее. Лик рисовался в 4 этапа – «подмалевка», «перемалевка», «заканчивание». Современные мастера иногда также используют их.

После каждого эта икона сушилась. В самом коцеголова святого отделывалась яичными красками. Перед их нанесением голова и десницы натирались луковым соком, который выполнял функцию скрепления двух типов красок. По окончанию работы наносился в лак в два этапа.

Второй тип масляной иконописи отличался выполнением работы на голубых тонах с изображением реалистического пейзажа. Нимбы святых и кайма покрывались позолотой, которая походила на золотую вязь. Пейзажи связывались с событиями из жизни святых. Иконы излучали мягкость, одновременно изображая реальные сюжеты.

Отличие масляной иконописи от темперной

Иконы выполненные масляными красками отличаются реалистичностью изображения. Складки на одежде, пейзаж, расположение фигуры, лик, приближены к реальности.

Масляные иконы в современной живописи называют академическими иконами. Однако иконы поражают своей яркостью, эмоциональностью.

Источник

Живописные иконы, написанные маслом

В нашем магазине можно купить живописную икону, написанную маслом на липовой доске. Представляем большой каталог образцов работ наших иконописцев. Не смотря на то, что живописный стиль в иконописи появился сравнительно не давно – в 17-м веке, в настоящее время, такие иконы можно увидеть во многих храмах России. Они отличаются сочностью красок, глубиной перспективы, мягкостью переходов оттенков, реалистичностью образов, особой выразительностью эмоций и чувств. У нас можно купить готовую живописную икону, либо заказать написание иконы маслом по образцу. Делаем точные списки любых икон.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Живописная икона – что означает?

Часто люди говорят «живописная икона». Из опыта, можно сказать, что люди могут вкладывать в это понятие разный смысл:

Живописная икона – это рукописная или писаная иконописцем икона в особом «живописном» стиле.

Следует отметить, что в настоящее время часто можно увидеть в продаже печатные иконы, которые почему то названы «живописными». Это сильно вводит в заблуждение относительно, того, как же такие иконы сделаны – написаны вручную или напечатаны. Более правильно такие иконы можно назвать «печатные, с изображением в живописном стиле».

«Икона в живописном стиле»

Живописный стиль в иконописи – изображения, которые можно охарактеризовать следующим: реализм, эмоциональность, яркость, «живость» образов, точность пропорций, глубина перспективы.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Живописный стиль возник в России в 18-м веке. Это был период «впитывания» реалистических тенденций в искусстве, приходящих с запада. Петр Великий, большой сторонник реформ в западной манере организовал «Императорскую Академию Художеств». Это и послужило проникновением реализма во многие направления художественного искусства России, и отложило свой след в развитии русской иконописи.

С тех пор, также, «живописный» стиль носит в России и другое название – «академический», а «иконы в живописном стиле» называют еще «иконы в академическом стиле».

Предпосылки западных влияний в иконописи, можно было увидеть и на русских иконах, сделанных еще в 17-м веке. Тогда, под влиянием итальянского ренессанса, в иконописи сильно распространилось «фряжское» письмо (фрязь). При сохранении византийских канонов, фряжеский стиль сдвигал изображения в сторону большей правдивости, достоверности образов. По ощущениям смотрящего на такую икону, можно сказать так «вроде и византийский (канонический) стиль, а вроде и живописный».

Несмотря на то, что фряжеское письмо было своего рода родоначальником появившегося позднее живописного стиля, как самостоятельный стиль, в России, оно все же осталось, перейдя в отдельные иконописные школы и стало их основной особенностью: палехская, мастерская и другие.

Почему для написания используется масляные краски?

Кстати, можно написать икону в живописном стиле используя и темперу. Но здесь «реализм» все же теряется. Такая икона будет похожа по стилю на фряжеское письмо.

Каноны

В истории было множество попыток признать такие иконы не каноническими, т.е. призывалось не считать изображения святых, написанных в таком стиле, иконами. Однако время берет свое.

В настоящее время такие иконы полностью признаются Русской Православной Церковью. Во многих храмах и церквях, тем более уж очень известных и знаменитых, можно увидеть иконы в живописном стиле написанные маслом.

Некоторые иконы, особенно Божией Матери, можно увидеть только в живописном стиле, и в тоже время они являются чудотворными, например:

В иконе содержится глубокий смысл, и этот смысл – первооснова. И тут не важно, в каком стиле написано изображение – в аскетическом, рублевском или академическом. Если оно позволяет отобразить образ без ереси, соблюдая чистоту и глубину смысла – то главная задача иконы уже свершена – образ воспринят не только глазами телесными, но и глазами души.икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

На Афоне, в течение веков, формировалось свое письмо – «афонский» стиль иконописи, особенностью которого стало использование масляных красок и живописный (реалистичный) стиль изображения образов на иконах.

Живописный или канонический (иконописный, византийский) стиль – что выбрать?

Часто нас спрашивают «Какая икона лучше – в живописном или каноническом стиле?», «Какую лучше выбрать и что ценнее?».

Здесь нет однозначного ответа на этот вопрос.

В живописных иконах отображается реалистичность и эмоции и это сродни глубине, которую мы ищем на изображении, взирая на него. Эта глубина – как ощущение какой-то сути, прошедшей сквозь века, глаголившей нам истину из далекого прошлого.

В живописных иконах ощущается однозначность, в канонических – неоднозначность и безграничность – каждый раз глядя на икону, мы видим ее по новому, как будто наше видение постоянно дорисовывает этот образ, исходя из той благодати, которая нисходит на нас Свыше.

В общем, лучше выбирать то, что более трогает вашу душу, что чаще притягивает ваши телесные глаза, ведь, икона – это источник вдохновения души!

Источник

Технология создания православной иконы

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.

На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.

1-ый этап: Изготовление иконной доски.

Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.

На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.

Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

4-ый этап: Написание иконы.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.

7-й этап: Создание защитного слоя.

Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Венчальная пара готова.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.

По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.

Источник

Рукописная или печатная икона? Что выбрать?

В наше время в продаже существует множество самых разных икон, которые отличаются и по материалу, и по технике исполнения, и по цене. Встает вопрос – что же выбрать? Есть и рукописные иконы, и печатные. Все они, безусловно, очень красивы. Так давайте же разберемся, какой образ выбирать среди такого многообразия?

Начнем с печатных икон. Их несомненное преимущество в относительной дешевизне, большом разнообразии ликов, а также в том, что не нужно долго ждать изготовления. В магазине «Православные иконы» представлены такие иконы на льняных холстах и на липовых досках. Иконы эти созданы прямым нанесением красок на специально подготовленную поверхность доски или холста. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы. Подготовка и обработка материалов произведена вручную православными мастерами. Но важно понимать, что иконы созданы механическим путем, их пишет не человек, а машина с применением современных технологий и материалов. Они превосходного качества, краски у них яркие, не боятся выцветания.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доскеКазанская икона Божьей Матери с житием на льняном холсте.

Как бы не были красивые печатные иконы, именно рукописные образы ценятся превыше всего! Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Технологии, проверенные веками, соответствие церковным канонам и традициям, дают гарантию качества и долговечности писаной иконы. К тому же не бывает двух одинаковых рукописных икон, в то время как печатные иконы получаются абсолютно идентичными. Эксклюзивность иконы, созданной вручную, не заменит массовый тираж.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доскеАнгел Хранитель в полный рост. Писаная икона.

Стоить отметить и существенный минус писанных икон – это их дороговизна. Не каждому человеку это будет по карману. За сложную ручную работу приходится платить в разы больше, чем за печатную икону. Но если финансы Вам позволяют, стоит иметь в своем жилище хотя бы одну рукописную икону – ведь именно ее Вы будете передавать своим детям и внукам по наследству, это то духовное наследие, которое останется в Вашей семье на долгие-долгие годы и будет передаваться из поколения в поколение.

Как же отличить икону ручной работы от созданной на специальном оборудовании? Действенный способ – взять увеличительную лупу и посмотреть. На рукописной иконе всегда можно разглядеть неровные линии, штрихи, мазки, в то время как печать выглядит идеально (вы увидите абсолютно гладкую поверхность доски или текстуру холста). Также можно отличить писаный образ по сусальному золоту. Настоящее сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Зачастую на иконе ручной работы видны стыки нескольких листочков. Лак, который используется на печатных иконах, имеют ровную, однородную текстуру, никаких границ видно не будет.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доскеикона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская. Икона на холсте и рукописная икона.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доскеикона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Мирон Критский. Икона на холсте и рукописная икона.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доскеикона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Петр и Феврония Муромские. Икона на холсте и рукописная икона.

икона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доскеикона написанная маслом на доске. Смотреть фото икона написанная маслом на доске. Смотреть картинку икона написанная маслом на доске. Картинка про икона написанная маслом на доске. Фото икона написанная маслом на доске

Стефан первомученик архидиакон, апостол от 70-ти. Икона на холсте и рукописная икона.

Напоминаем, что Вы всегда можете выбрать готовую икону на льняном холсте, на липовой доске или рукописную на нашем сайте http://shop-pobedinedug.ru

В завершение хочется подчеркнуть, что любая икона (созданная вручную или на оборудовании) призвана открыть чуткому сердцу окно в духовный мир, помочь стать ближе к Богу, помочь через молитву перед образом в общении с Господом. А что в итоге выбрать – остается на Ваше усмотрение! Главное, чтобы икона (созданная любым из способов, перечисленных в нашей статье) была качественной и радовала Вас, была Вам по душе, и Вы не забывали возносить перед ней молитвы!

Источник

Как не потерять домашнюю икону

Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *