икона наталии в храмах москвы

Икона наталии в храмах москвы

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

2 декабря – празднование иконе Божией Матери «Новодворская».

В середине 2000-х годов сложилась тяжелая ситуация с оформлением квартиры у наших прихожан. В свое время по незнанию они не вступили в наследство, и уже дважды у них отклоняли заявку на ее оформление в регистрационной палате. А юрист из местной Управы сказал, как отрезал: «Вы очень просто можете сейчас лишиться квартиры, и она перейдет в собственность государства».

Они обратились за помощью к знакомому православному юристу. И он сказал: «Обратитесь прежде к чудотворной иконе Божией Матери «Новодворская», которая находится в храме мчч. Адриана и Наталии на Ярославском шоссе. Я многих своих клиентов, у кого были проблемы с оформлением недвижимости, отправлял к этой святыне и они всегда получали помощь. А иногда все управлялось самым наилучшим образом, когда они еще только возвращались из этого храма после молитвы к Пречистой. Уже на обратном пути был звонок по телефону, и все разрешалось!»

И они поехали в этот храм, помолились пред чудотворным образом Богородицы, а после юрист сдал их документы в палату. Он потом рассказывал, что это было удивительно, как все складывалось и с подачей документов, и с их оформлением. Словно где-то у чиновников притуплялось зрение, а где-то, когда надо было, обострялось. Квартира была удачно оформлена, и эти страшные проблемы чудесным образом решены.

Небесная наша Заступнице и Покровительнице, избави нас от всех бед и скорбей и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша!

Пер­во­об­раз Но­во­двор­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри был на­пи­сан свя­ти­те­лем Пет­ром, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским (па­мять 21 де­каб­ря), пред­по­ло­жи­тель­но в 1320 го­ду.

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

Бу­дучи еще иеро­мо­на­хом мо­на­сты­ря на Во­лы­ни и ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, Петр оста­вил оби­тель в по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста. На ре­ке Ра­ти, близ уро­чи­ща, ко­то­рое на­зы­ва­лось Но­вый Дво­рец, он по­ста­вил ке­лию и стал под­ви­зать­ся в без­мол­вии. Впо­след­ствии на ме­сте его по­дви­гов об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на­зван­ный Но­во­двор­ским.

По­сле под­пи­са­ния Брест­ской унии, во вре­мя го­не­ния уни­а­тов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Но­во­двор­ский мо­на­стырь, свя­тая ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на неким иеро­мо­на­хом Иа­ко­вом в Чер­ни­гов­ский Елец­кий Свя­то-Успен­ский мо­на­стырь.

За­тем Чер­ни­гов­ский Прео­свя­щен­ный Ан­то­ний (Ста­хов­ский) бла­го­сло­вил этой ико­ной Си­мео­на, стро­и­те­ля Су­раж­ской оби­те­ли (упразд­нен в 1766 го­ду). 14 ав­гу­ста 1677 го­да, во вре­мя пе­ре­не­се­ния крест­ным хо­дом из ста­рой церк­ви в но­вую, свя­той об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри явил чу­дес­ные зна­ме­ния. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский, при­быв­ший в это вре­мя на по­кло­не­ние чу­до­твор­ной иконе, был сви­де­те­лем то­му, что епи­скоп Це­лер­ский Ни­ко­дим по­сле Ли­тур­гии 16 ав­гу­ста огла­шал пе­ред со­брав­ши­ми­ся ве­ру­ю­щи­ми эти чу­де­са.

Впо­след­ствии чу­до­твор­ный Но­во­двор­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал в Нов­го­род-Се­вер­ском Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре, ко­то­рый был за­крыт в кон­це 50-х го­дов XX сто­ле­тия. Сам пер­во­об­раз свя­той ико­ны в го­ды ли­хо­ле­тия был уте­рян.

Од­ним из ино­ков упразд­нен­но­го мо­на­сты­ря спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за был пе­ре­не­сен в г. Нежин, а в 1997 го­ду он был пе­ре­дан в мест­ную Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь. В 2000 го­ду Но­во­двор­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла по­ме­ще­на в ки­от, каж­дое вос­кре­се­нье пе­ред чу­до­твор­ным об­ра­зом слу­жит­ся ака­фист По­кро­ву Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Дру­гие спис­ки с чу­до­твор­ной Но­во­двор­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­ди­лись в Ка­мен­ском Успен­ском жен­ском мо­на­сты­ре Но­во­зыб­ков­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии и в Ки­ев­ском Зла­то­вер­хом Ми­хай­лов­ском мо­на­сты­ре.

В 2004 го­ду во вре­мя по­се­ще­ния Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Нов­го­род-Се­вер­ско­го мо­на­сты­ря пре­зи­ден­та­ми Рос­сии, Укра­и­ны и Бе­ла­ру­си, спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, на­пи­сан­ный в XVIII в., был пе­ре­дан в дар оби­те­ли.

Но­во­двор­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пред­став­ля­ет со­бой по­яс­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем на Ее ле­вой ру­ке, гла­вы Ко­то­рых укра­ше­ны вен­ца­ми.

Церковь мучеников Адриана и Наталии — единственная в Москве, где есть список Новодворской иконы.

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

В дар храму его принесла в 1969 году прихожанка Елена Михайловна Соколова. По рассказу Елены Михайловны, её предок, турок Ахмед Оглу, попал в плен во время Русско-турецкой войны. Он остался в России и принял Православие. Его крёстный отец чудесным образом обрёл этот список и передал новообращённому христианину.

Икона находится на южной стене храма, слева от входа в притвор для святой воды.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Новодворская», глас 4

Днесь благовернии людие светло празднуем,/

почитающи святую икону Твою/

и припадающе к ней умильно глаголем:/

Небесная наша Заступнице и Покровительнице,/

избави нас от всех бед и скорбей/

и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего,//

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Новодворская», глас 1

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Новодворская Твоя икона, Богородице, явися,/

Источник

Икона наталии в храмах москвы

Икона представляет собой поясное изображение Богоматери с Младенцем на левой руке; их главы украшены венцами.

Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским.

После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь.

Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворной иконе, был свидетелем тому, что епископ Целерский Никодим после Литургии 16 августа оглашал перед собравшимися верующими эти чудеса.

Впоследствии чудотворный Новодворский образ Пресвятой Богородицы пребывал в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре, который был закрыт в конце 50-х годов XX столетия. Сам первообраз святой иконы в годы лихолетья был утерян.

Одним из иноков упраздненного монастыря список с чудотворного образа был перенесен в г. Нежин, а в 1997 году он был передан в местную Крестовоздвиженскую церковь. В 2000 году Новодворская икона Божией Матери была помещена в киот, каждое воскресенье перед чудотворным образом служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы.

Другие списки с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери находились в Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской губернии и в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре.

В 2004 году во время посещения Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря президентами России, Украины и Беларуси, список с чудотворной иконы, написанный в XVIII в., был передан в дар обители.

Церковь мучеников Адриана и Наталии — единственная в Москве, где есть список Новодворской иконы. В дару храму его принесла в 1969 году прихожанка Елена Михайловна Соколова. По рассказу Елены Михайловны, её предок, турок Ахмед Оглу, попал в плен во время Русско-турецкой войны. Он остался в России и принял Православие. Его крёстный отец чудесным образом обрёл этот список и передал новообращённому христианину.

Икона находится на южной стене храма, слева от входа в притвор для святой воды.

Память иконы – 2 января (20 декабря по старому стилю). По сложившейся традиции, в нашем храме икона также чтится 1 января (21 декабря). В этот день перед ней служится молебен с акафистом.

Источник

Храм мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине (Москва)

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

Храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине — православный храм, принадлежащий к Сергиевскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви. На территории храма находятся крестильная церковь в честь святых праведных Иоакима и Анны и водосвятная часовня Иоанна Крестителя. Также к церкви Адриана и Наталии относится часовня в честь преподобного Сергия Радонежского на улице Малыгина.

Содержание

История [ править ]

Церковь мучеников Адриана и Наталии была построена в 1914-1916 годах рядом с посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная сосна при станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Капитал на строительство (15 тысяч рублей) выделил потомственный почётный гражданин Александр Иванович Иванов, собственную землю (1736 квадратных саженей) пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов.

Проект здания разработали архитектор Владимир Дмитриевич Глазов и инженер С.М. Фоминский; храм задуман в неорусском стиле с использованием новгородско-византийских мотивов. Строительными работами руководил архитектор Сергей Михайлович Ильинский.

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

По архитектуре храм однокупольный, с тремя апсидами, завершён световой (с окнами) ротондой. В западной части – двухъярусная колокольня псковского типа (по назначению почти никогда не использовалась) с притвором, увенчанная тремя луковичными главками. Одной из особенностей постройки является подземный ход для священнослужителей с храмового двора в алтарь.

При закладке храма 22 июня (5 июля) 1914 года был совершен Крестный ход из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском. Главный алтарь был освящён 2 (15) апреля 1916 года священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым, настоятелем Покровского собора на рву (Храма Василия Блаженного). Южный придел, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», освятил 21 августа (3 сентября) того же года священномученик Димитрий (Добросердов), епископ Можайский. Северный придел, блаженного Василия Московского, освятил 18 сентября (1 октября) благочинный 6 округа Московского уезда священник Василий Городецкий.

В 1925 г. был создан город Лосиноостровск (в 1939 г. он переименован в Бабушкин), и Адриано-Наталиинский храм стал его частью. А в 1960 г., при строительстве МКАДа, храм вошёл в черту Москвы.

Известно, что храм посетил святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России.

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

Церковь никогда не закрывалась. В 1931-1935 годах здесь служил диакон Григорий Самарин, а в 1934-1935 годах — священник Владимир Моринский. Сегодня они оба прославлены как новомученики.

Как минимум с 1936 и до 1943 года храм принадлежал обновленцам. Его тогдашний настоятель, протоиерей Михаил Кузнецов, занимал должность благочинного приходов Москвы и Московской области и считался кандидатом на место «епископа», но затем вернулся в Патриаршую церковь. Он служил здесь с перерывами до своей кончины в 1967 г.

После него настоятелем храма был протоиерей Владимир Соколов – прославленный пастырь, представитель священнической династии Соколовых. Отец Владимир был помощником и другом Святейшего Патриарха Пимена, который неоднократно возглавлял богослужения в нашей церкви. На посту настоятеля батюшка пробыл до 1990 г., когда из-за тяжёлой болезни был освобождён от должности.

С 1990 г. настоятелем является протоиерей Николай Дятлов.

В храме сохранилось большинство черт внутреннего убранства начала ХХ века. К тому же времени относятся здания сторожки и дома причта. В 1990-е годы у западного входа сооружена каменная звонница. В первое десятилетие ХХI века построены приписная крестильная церковь праведных Иоакима и Анны и часовня для освящения воды в честь пророка Иоанна Крестителя.

Современное состояние [ править ]

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

Описание [ править ]

Эклектичная архитектура здания выдержана в формах неорусского стиля с использованием элементов псковского зодчества. Компактная и пропорционально уравновешенная композиция памятника складывается из собственно храма, представляющего собой низкую купольную ротонду на четверике с полукруглой в плане апсидой, двух симметричных приделов по сторонам и притвора с крыльцом на западном фасаде. Обращение к мотивам псковской архитектуры проявилось в форме щипцовых завершений боковых фасадов приделов и особенно — в трактовке высокого второго этажа притвора, имитирующего звонницу псковского типа, завершённую тремя главками. Интерьер церкви решён как единое четырёхстолпное пространство, освещённое высокими арочными окнами. В западной части храма устроены хоры. В храме сохранилось большинство черт внутреннего убранства начала ХХ века.

Церковь расположена на открытом пространстве в окружении современной многоэтажной застройки и хорошо видна при проезде по Ярославскому шоссе, к которому обращена восточным фасадом. Ограда церковного участка относится к первой половине XX века, небольшая звонница к западу от храма возведена в 1990-х годах[2]. В первое десятилетие XXI века на территории храма построены крестильная церковь праведных Иоакима и Анны и часовня для освящения воды в честь пророка Иоанна Крестителя. В 2014 году во дворе был поставлен поклонный крест в память о новомучениках Владимире и Григории.

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

Крестильный храм святых праведных Иоакима и Анны построен в 2000-2003 годах по проекту архитекторов Владимира Владимировича Ходнева и Елены Георгиевны Костиной. 21 июня 2003 года церковь освятил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).

По сложившейся традиции богослужения в крестильной церкви совершаются дважды в году: накануне дня памяти святых Иоакима и Анны и в сам праздник, 9/22 сентября. В остальные дни храм используется только для Крещения.

Храм специально оборудован для совершения Таинства. В западной части устроен баптистерий с ширмой для переодевания, поставлены пеленальные столики.

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

Часовня преподобного Сергия Радонежского построена в 1996-1998 годах в традициях русской деревянной архитектуры. В 1999 году она передана в окормление храму мучеников Адриана и Наталии.

Часовня открыта ежедневно с 10-00 до 19-00. Каждую среду в 14-00 здесь служится молебен с акафистом.

В великие дни поминовения усопших (в Троицкую, Дмитровскую и Вселенскую родительские субботы, а также на праздник Радоницы) проходит великая панихида. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста – читается покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В Великую субботу освящаются куличи, пасхи и яйца.

В дни памяти преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября/8 октября) совершается торжественный молебен с акафистом и крестный ход вокруг часовни.

Часовня находится на улице Малыгина рядом с санаторием «Светлана».

Проезд — до остановки «улица Малыгина» от станций метро «Свиблово» (автобусы 176, 185), «Бабушкинская» (авт. 605, 696, маршрутные такси 46м, 482м), «Медведково» (авт. 774), станции «Лось» Ярославского направления Московской железной дороги (все перечисленные маршруты).

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы

Часовня пророка Иоанна Крестителя построена в 2005-2007 годах. Над её проектом работали Владимир Владимирович Ходнев и Елена Георгиевна Костина – те же архитекторы, которые до этого строили крестильную церковь.

В Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления (18 и 19 января по новому стилю) здесь освящают и раздают крещенскую воду. А в течение всего года в часовне работает приходская воскресная школа и проходят встречи молодёжи.

Деятельность прихода [ править ]

В 1992 году при храме была открыта воскресная школа для детей, в которой обучали основам Закона Божия и церковного пения. На март 2015 года в школе работают четыре группы (2,5-4 года, 5-6 лет, 7-11 лет и 12-16 лет), в которых учатся более 60 человек[5].

В дошкольных группах занятия проходят по программе «Введение в традицию», одобренной Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В группе начальной ступени основным предметом является Закон Божий, в группе основной ступени — Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Основы православного вероучения, Литургика, История Христианской Церкви, История Русской Церкви, Христианская этика.

Занятия ведут клирики и прихожане храма. Школа работает с сентября по май по средам, пятницам, субботам и воскресеньям в помещении часовни Иоанна Крестителя.

При храме мучеников Адриана и Наталии проходят обязательные беседы для желающих креститься и венчаться.

Собеседования со всеми, кто готовится к Таинствам, а также с родителями крещающихся детей и будущими крёстными проводят священник и приходской миссионер-катехизатор по субботам в 16-00 и по воскресеньям в 15-30 (в мае-августе — в 14-30) в помещении воскресной школы (часовня Иоанна Крестителя).

Каждую неделю при церкви мучеников Адриана и Наталии проходят встречи молодых прихожан, в которых участвуют клирик храма протоиерей Николай Крикота и приходской миссионер-катехизатор Александр Сафонов. Обсуждаются вопросы, связанные с православной верой, русской историей и культурой, жизнью современной молодежи. Проходят занятия по истории Церкви.

Источник

Церковь Адриана и Наталии в Мещанской слободе

Церковь во имя Адриана и Наталии появилась довольно поздно для Москвы – во второй половине XVII века, но возникла она в замечательном месте – на Троицкой дороге, главной богомольной дороге России в Свято-Троицкую лавру, которую еще называли Святой дорогой. Сам преподобный Сергий не раз пешком ходил по ней из Москвы в свою обитель и отдыхал в маленькой часовенке у будущей Крестовской заставы. Святая дорога тянулась от самых стен Кремля: улицы Никольская, Большая Лубянка, Сретенка были ее частью, а собственно Троицкая дорога начиналась от Сретенских ворот. Круглый год не иссякал поток богомольцев, среди которых были и государи московские, и вельможи, и крестьяне, и купцы, пешие и конные, одинокие странники и целые семейства.

икона наталии в храмах москвы. Смотреть фото икона наталии в храмах москвы. Смотреть картинку икона наталии в храмах москвы. Картинка про икона наталии в храмах москвы. Фото икона наталии в храмах москвы
Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram.codis.ru

Много дорогого для Москвы связано с этим местом. По легенде, в 1156 году, на заре московской истории здесь ехал верхом князь Юрий Долгорукий, направляясь в Киев, чтобы принять великокняжеский престол. И будто бы по пути он повелел поставить в Москве небольшое деревянное укрепление, «острожец» – это и была ее первая крепость, будущий Московский Кремль. В 1395 году на Троицкой дороге москвичи встречали Владимирскую икону, спасшую Москву от нашествия Тимура. А в 1613 году у Сретенских ворот встречали прибывшего по этой дороге из Костромы первого Романова – Михаила Федоровича, избранного русским царем. В правление его сына, царя Алексея Михайловича, в 1652 году здесь состоялась «покаянная встреча» мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, принесенных из Соловецкого монастыря, в память о чем был поставлен деревянный крест, давший имя Крестовской заставе, а потом возведен и храм во имя святителя Филиппа.

При Алексее Михайловиче новшества коснулись этого святого места. Мало кто знает, что появление здесь Мещанской слободы с ее знаменитыми улицами и приходской церковью Адриана и Наталии было результатом успешной борьбы Москвы за присоединение Украины. Когда гетман Малороссии Богдан Хмельницкий обратился к московскому государю с просьбой принять его в подданство, чтобы защититься от Польши, просьбу обсуждал Земский собор, поскольку в этом случае России грозила война с Польшей. И все же 1 октября 1653 года Земский собор принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией. В начале января 1654 года Богдан Хмельницкий обратился к раде с предложением принять подданство у русского государя, и народ единогласно воскликнул: «Волим под царя московского!» В мае 1654 года началась длительная война России с Польшей, трудная, но успешная для русской короны. Именно тогда были возвращены и вошли в состав России малорусские и белорусские земли и такие города как Смоленск, Ростиславль, Дорогобуж, Полоцк, Мстислав, Орша, Гомель, Витебск, Минск, Гродно, Вильно, Ковно и многие другие. В 1667 году было заключено Андрусовское перемирие, по которому за Россией оставалась Левобережная Украина с Киевом.

А уже в 1671 году в Москве была создана целая слобода для переселенцев из этих городов, получившая название Мещанской слободы. Земли им выделили довольно почетные – часть Троицкого тракта за Сретенскими воротами и частично земли соседней дворцовой Напрудной слободы (где стояла знаменитая церковь мученика Трифона), причем дворцовые земли были предоставлены безвозмездно. Интересная особенность: тем, кто селился ближе к центру Москвы, давали относительно небольшие участки, а к окраине они увеличивались вдвое – под традиционные огороды и благоустроенные палисадники с цветами. Имя же слободы «Мещанская» возникло от польского miasto, означавшего «город» и mieszczanin – «горожанин», поскольку новые московские жители были переселенцами именно из городов. В основном это были мирные горожане, ремесленники и торговцы, добровольно переселившиеся в Россию с семьями, но среди них было и множество военнопленных, не пожелавших вернуться на свою родину.

Так слобода оказалась многонациональной: здесь жили и поляки, и белорусы, и литовцы, и украинцы. Есть версия, что власти намеревались создать Мещанскую слободу по этнографическому принципу, наподобие Немецкой слободы, где жили бы только переселенцы их этих присоединенных западнорусских городов. Действительно, на первых порах они были явно обособлены от других московских слобод: находились в ведении Посольского приказа, имели собственную школу, выборное самоуправление, которое возглавлял царский наместник. Однако уже к концу XVII века там жили и русские – выходцы из Ярославля, Углича, Владимира, – что в итоге превратило Мещанскую слободу не в отдельное этническое поселение, а просто в новый московский район. Мещанская слобода оставила четыре Мещанские улицы, и все они сохранились до сих пор, но под другими именами.

Традиционным для Москвы было и сооружение собственной слободской церкви. Уже в 1672 году жители Мещанской слободы выстроили себе приходской храм во имя святых Адриана и Натальи, освященный по именинам царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, только что обвенчавшейся с царем Алексеем Михайловичем. Первый храм был деревянным и однопрестольным, но столь богато украшенным, что когда в него забрались воры, то унесли множество драгоценностей; значит, прихожане были не бедными. В начале 1680-х годов церковь сгорела, и было решено строить на ее месте новый каменный храм, что опять свидетельствовало об относительном достатке его прихожан, хотя они и обратились за небольшой помощью к казне. И тогда государи-соправители Петр и Иван Алексеевичи велели выдать на новоустрояемый храм много хорошего железа для затворов на окна и двери, которое было снято с кровли здания Посольского приказа, находившегося в Кремле.

Строилась церковь недолго, с 1686 по 1688 год. Главный престол каменного храма уже был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла, по тезоименитству государя Петра Алексеевича, а во имя святых Адриана и Натальи устроили придел. Достопримечательностью храма стали поливные изразцы, сделанные белорусскими мастерами. Надпись, выложенная на изразцовом поясе, гласила, что церковь сооружалась повелением государей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи, – это подчеркивало статус Мещанской слободы.

Жители Мещанской слободы занимались отнюдь не только огородами, ремеслом и хозяйством. Многие из них состояли на государевой службе, занимали должности в Посольском приказе, мастера серебряных дел выполняли патриаршие заказы на изготовление богатых окладов для икон. Среди жителей слободы были и лекари, и живописцы, и меховщики, которые заведовали особой соболиной казной – старинной «валютой» России.

В XIX веке 1-я Мещанская была уже сугубо торговой улицей, где наряду с мелкими дворянами селилось и торговало купечество. Появлялись новые прихожане, заботившиеся о храме Адриана и Наталии. Главными его хранителями стали «чайные короли» Перловы, те самые, что оставили Москве знаменитый чайный домик на Мясницкой. Задолго до того, еще в 1836 году, Перловы поселились на 1-й Мещанской, 5. Интересно, что ранее эта усадьба принадлежала Ивану Кошелеву, потомку знаменитого пастора Глюка и отцу известного славянофила Александра Кошелева, который родился в ней в мае 1806 года. А рядом жил другой славянофил – Иван Киреевский. И все они тоже были прихожанами «мещанского» храма.

Новые хозяева, братья Василий и Иван Перловы, открыли свой фирменный чайный магазин. Он был не первым (первый открылся еще в 1823 году на Ильинке), но главным перловским магазином в Москве до появления чайной пагоды. В середине XIX века фамильное владение разделилось: старшему сыну Василия Перлова, Семену Васильевичу, осталась усадьба на Мещанской, а младший сын, Сергей Васильевич, получил в наследство другое отцовское владение – на Мясницкой, 19, и основал там собственную чайную фирму с фабрикой и магазином. Так в Москве появились две родственных, но самостоятельных фирмы Перловых, конкурирующих между собой. Интересно, что дома для обеих фирм-конкурентов на Мещанской и Мясницкой строил один и тот же архитектор Роман Клейн.

Главным же фамильным владением Перловых оставался дом на Мещанской, где находились и фирменный магазин, и контора, и чаеразвесочная фабрика, и жилые апартаменты. А приходским храмом Перловых был храм Адриана и Наталии, стоявший рядом с их домом, и Семен Васильевич Перлов состоял его ктитором на протяжении 27 лет. Оттого храм стал главным центром всемосковских торжеств 1 января 1887 года: под его сводами праздновали 100-летие чайного дома Перловых. За эти 100 лет, начиная с того дня, когда московский купец, православный уроженец Рогожской слободы Алексей Перлов открыл свои первые чайные лавки в Торговых рядах на Красной площади, и до празднования юбилея, Перловы успели стать «чайными королями» России, сопоставимыми по уровню с магнатами Рябушинскими, Морозовыми, Прохоровыми, Боткиными, Абрикосовыми. По указу Александра III в год 100-летия фирмы Перловых им было пожаловано дворянство (немногие купеческие фамилии удостаивались такой чести) и звание поставщика двора его императорского величества.

Торжества 1 января 1887 года начались с праздничного богослужения в церкви Адриана и Натальи с участием знаменитого хора из Чудова монастыря. Из церкви духовенство отправилось в дом Перловых на Мещанской, где в помещении магазина перед иконами был отслужен благодарственный молебен. Настоятель храма протоиерей Петр Казанский в своем слове отметил заслуги Перловых, сказав, что они соединяли «честное и ревностное служение своему делу с исполнением заповедей Божиих и обязанностей общественных», и призвал благословение Божие на их добрые начинания и на служение Господу в исполнении Его святых заповедей. Здесь имелась в виду широчайшая благотворительность Перловых, связанная как с социальной помощью, оказываемой под патронажем преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и Императорского человеколюбивого общества, так и с деяниями на благо Церкви. Перловы, не считая многолетнего ктиторства в храме Адриана и Наталии, помогали Шамординскому монастырю, устраивали храм и памятники на севастопольском кладбище и создали храм в честь Донской иконы Божией Матери в родовом имении Перловка.

Скоро в доме Перловых на Мещанской произошло другое историческое событие, столь памятное для Москвы и москвичей. Весной 1896 года Москва готовилась к коронации Николая II. На торжества ожидали прибытия важного китайского сановника Ли-Хунь-Чжана – чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи, с которым все чаеторговцы хотели заключить контракты о поставке чая в Россию. Ждали его и Перловы. Тогда-то младший Сергей Перлов и превратил свое владение на Мясницкой в чайную китайскую пагоду, пригласив для этой ювелирной перестройки архитектора Карла Гиппиуса. Как известно, китайский гость все же остановился у его родственников-конкурентов на 1-й Мещанской улице, вероятно, по своим национальным традициям отдавая дань старшей ветви чайной династии Перловых. Здесь ему тоже приготовили очень торжественную встречу. Хотя дом и не перестраивали, но украсили в китайском стиле, а встречали канцлера по-русски – хлебом-солью.

Эта история получила неожиданное продолжение в наши дни. Из всей могучей «чайной империи» Перловых в Москве ныне остался лишь тот самый чайный домик на Мясницкой: теперь он принадлежит внучке Сергей Перлова Жанне Киртбая. Ей удалось установить связь с родственницей канцлера Ли-Хунь-Чжана, которая, в свою очередь, хочет теперь наконец-то наладить поставки «долгожданного» китайского чая в магазин на Мясницкой.

Перловы были славной, но не единственной страницей в истории московского храма Адриана и Наталии. Всего через год после «чайных торжеств» в этом храме в 1897 году отпевали великого русского врача Григория Антоновича Захарьина, профессора Московского университета и учителя А. П. Чехова, человека сложной и трагической судьбы.

Знаменитый доктор тоже был прихожанином храма Адриана и Наталии, поскольку в 1863 году приобрел дом на 1-й Мещанской, 16. Его построил сам Василий Баженов, да не просто по заказу, а для своего тестя – богатого купца Луки Долгова. Новый владелец усадьбы Г. А. Захарьин имел славу лучшего врача России. Он лечил и Александра III от болезни почек, отказавшись от почетного звания лейб-медика, и Льва Толстого, не признававшего медицину… «Самый московский» гениальный врач, по преданию, безошибочно ставивший диагноз «с первого взгляда», он был известен как доктор-чудак с ужасным, конфликтным и придирчивым характером. Рассказывали, как однажды он угрожал пациенту, сибирскому купцу, палкой, требуя оставить дурные привычки и исполнять все его назначения, с криком «иначе умрешь!», пока перепуганный пациент не согласился. Говорят, он позволял себе «капризы знаменитости» и в Зимнем дворце, где терпеливо ждали его помощи, мирясь с чудачествами врача и исполняя такого рода повеления, как, например, остановить все громко тикающие часы.

Особенный ужас Захарьин наводил на богатых купцов, они его просто боялись и трепетали, когда он переступал порог их дома. Слабостью доктора были кондитерские сладости, и ими старались хоть как-то умалить его неизбежный гнев – «захарышские» конфеты всегда лежали на подносе в доме пациента, ведь этого врача считали «последней надеждой» заболевшего. Он очень дорого брал за визит – не меньше 100 рублей, что было по тем временам астрономической суммой. Однако Чехов, рекомендовавший всем лечиться у Захарьина, говорил: «Он возьмет сто рублей, а пользы принесет минимум на тысячу, да еще побочных советов даст, так что проживете лишние двадцать-тридцать лет».

В легенды Захарьин вошел и потому, что 30 лет ежедневно читал лекции студентам и ежедневно же посещал клинику на Страстном бульваре, включая все праздники, говоря, что у больных таких перерывов нет.

О нем осталась добрая память как о враче. Медицинский «конвейер», принятый при капитализме, у Захарьина исключался. Он мог беседовать с больным по три часа, чтобы составить правильное представление о недуге пациента. Сейчас забылось, что благодаря усилиям именно доктора Захарьина в Москве появилась бутылочная минеральная вода – прежде уезжали лечиться на воды, что не всем больным было по карману. Захарьин требовал от косных купцов отдавать детям просторные комнаты, а не душные антресоли, когда парадные апартаменты простаивали «для гостей». Свои огромные гонорары он отдавал на благотворительные нужды, амбулатории и больницы для крестьян и бедных, на церковноприходские школы, на стипендии нуждавшимся студентам Московского университета, на медотряды в помощь сербским воинам. Он участвовал в создании клинического городка на Девичьем поле, внес крупное пожертвование на Музей изящных искусств и даже послал деньги на устройство водопровода в Черногории, когда в местном городке начались перебои с водой, за что в Черногории его почитали едва ли не святым.

Но многие, в том числе и собственные студенты, все равно не прощали ему высоких гонораров. Захарьин, принимавший в клинике бесплатно и бравший за прием в кабинете 50 рублей, а за визит на дом 100 рублей, обиженно говорил, что адвокаты берут десятки тысяч и спасают от каторги подлецов да мошенников, а он спасает людей от смерти. Свое профессорское жалованье он отдавал в фонд нуждающихся студентов, пожертвовав туда же еще 30 000 рублей, но платили ему неблагодарностью: все это казалось малым, недостаточным, все вызывало недовольство. Как и посвящение труда «Клинические лекции», изданных незадолго до кончины врача, «его императорскому высочеству государю великому князю Константину Константиновичу августейшему президенту Академии наук». Иные студенты намеренно оставались на второй год, чтобы только послушать курс этих захарьинских лекций еще раз, но посвящение вызвало «либеральное» негодование.

Тяжелый характер врача привел к сильному конфликту со студентами. Захарьин вышел в отставку и через год умер от инсульта, поставив последний диагноз самому себе. Отпевали его в церкви на 1-й Мещанской, а похоронили в Куркино, где он устроил на свои средства туберкулезную больницу. Архитектор Федор Шехтель соорудил для его надгробия склеп-часовню, с мозаичным распятием по эскизу В. М. Васнецова.

Другое распятие работы Васнецова находилось в церкви Адриана и Натальи.

После революции не стало ни церкви, ни исторического имени Мещанской улицы. Церковь ограбили в 1922 году, изъяв более 19 пудов серебра и 16 тонн колоколов. Остались свидетельства, что храм в день изъятия окружила плотная толпа, рассеявшаяся лишь при появлении кавалерии. Однако храм долгое время продолжал действовать и даже еще раз вошел в памятную летопись русской истории и культуры. В июле 1926 года в скромной церквушке на 1-й Мещанской улице отпевали великого В. М. Васнецова. Он скончался в июле 1926 года, работая над портретом М. Н. Нестерова. Последнее жилище Васнецова находилось недалеко от этой церкви, в 3-м Троицком переулке, теперь носящим его имя.

Храм Адриана и Наталии пал жертвой социалистической реконструкции Москвы, главной идеей которой было представить миру советский парадиз – утопический рай, созданный на основе богоборческой марксистской доктрины и оттого антиподобный старой православной Москве. В ходе реконструкции главные идейно-градостроительные символы Москвы заменялись противоположными символами-антитезами, вроде Дворец Советов вместо храма Христа Спасителя или рабочий клуб (дом культуры, школа) вместо православного храма. Такая же участь постигла и Святую дорогу в лавру. При советской власти она превратилась в столь же важный парадный тракт к строившейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, затем ВДНХ, ныне ВВЦ). Новые идеологи называли ее «всенародным смотром побед социалистического земледелия, достижений колхозного строя». Теперь эта дорога вела не к храму, и храму на ней места не было. Его сломали в 1936 году. И сейчас на месте московской церкви – «типичный» сквер между домами 11 и 13.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка триумфально открылась 1 августа 1939 года, а ровно через 20 лет была переименована в ВДНХ. После Великой Отечественной войны последовал ряд топонимических новшеств и в районе бывшей Мещанской слободы. В 1957 году 1-я Мещанская была переименована в Проспект Мира – в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего тем летом в Москве. 2-я Мещанская с 1966 года стала носить имя журналиста Гиляровского, который прежде жил в этих краях. Несколько ранее, в 1962 году, 3-я Мещанская была переименована в улицу Щепкина, так как великий актер прожил здесь последние годы жизни. А 4-я Мещанская стала просто Мещанской улицей. Все эти имена сохранились по сей день. От местного храма же осталась только икона святых Адриана и Натальи, переданная в Знаменскую церковь в Переяславской слободе (близ метро «Рижская»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *