икона относится к предметам культа
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Икона как религиозно-эстетический феномен. Казанцева С. А.
За долгие годы атеистического лихолетья большинство современных людей разучились понимать иконописный образ: им незнакомы ни сюжеты Св. Писания, ни особенности условного символического языка иконы и всего храмового искусства.
“Вопрос церковного искусства есть вопрос веры, и нет тому более выразительного свидетельства, чем икона”. Леонид Успенский1
В старину иконы называли “книгами для неграмотных”. Сегодня, напротив, тому, Кто и как изображен на иконе, необходимо обучать не только детей, но и взрослых, владеющих грамотой чтения и письма, но отнюдь не “чтения” иконописного изображения. За долгие годы атеистического лихолетья большинство современных людей разучились понимать иконописный образ: им незнакомы ни сюжеты Св. Писания, ни особенности условного символического языка иконы и всего храмового искусства.
Важнейшим условием для написания иконы уже в древнехристианские времена являлось требование к иконописцу «жити в посте и молитвах и воздержании со смиренномудрием», а также «с превеликим тщанием писати» икону.3 Иконописцы придерживались Догмата «О иконопочитании», принятого VII Никейским Вселенским Собором Св. Отцов Церкви в VIII в., который содержал следующие основные требования:
•Иконописное изображение должно быть основано на Св. Писании или Церковном Предании: ”яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемого Бога Слова”, а посему, “со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честнаго и Животворящего Креста полагати во святых Божиих Церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другаго способного к тому вещества устрояемые” образы Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и всех святых преподобных, “честь, создаваемая образу, преходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображеннаго на ней”.4
•Из этого Догмата следовало, что Образ Божий не “доказуется”, а “показуется”, поэтому именно иконе среди других видов храмового искусства отводится особая роль. Для иконописца самым важным являлась святость жизни и особая мистическая интуиция, способность воспринимать и переживать духовный мир, а уже затем ценилось мастерство художника. Духовный опыт общения с миром высших сущностей способствовал “умному деланию”, преображению человеческой личности, и это являлось истинным содержанием иконы. А образец, с которого снимался список, подчинялся канону.
Даже краткий экскурс в историю возникновения иконописного образа свидетельствует о религиозной сущности иконописного образа. Основным назначением иконы является ее участие в богослужении. Являясь неотъемлемой частью литургии, икона выступает посредником между молящимся и Образом, к которому верующий обращает свою молитву.
Истинным местом пребывания иконы, ее «домом», является храм, а не музей, не личная коллекция «ценителей» старины. И тем более, не аукцион, где иконе назначается цена в зависимости от ее художественных достоинств, сохранности и проч. В старину на Руси не принято было продавать икону, но только дарить и хранить ее как зеницу ока, относясь к ней как к величайшей святыне и ценности.
Подчеркивая своеобразие иконописного образа как явления многосложного, воплощающего в себе единство религиозных и эстетических черт, икону не следует в то же время рассматривать в одном ряду даже с выдающимися произведениями религиозного искусства, созданными в России и Европе последние несколько столетий. В иерархии высших ценностей они не могут претендовать на ту недосягаемую высоту, которую по праву занимает икона. Образы и сюжеты иконы строго каноничны, соборны, т.е. являются плодом многовекового и даже более чем двухтысячелетнего опыта Православной Церкви. Не только содержание иконописного образа строго канонизировано и определено, но и художественный язык, которым написана икона, особый, условно-символический, содержащий в себе единство божественного и временного, исторического. Отсюда существование такого великого множества иконописных образов Богочеловека, Богоматери, святых, написанных разнообразными иконописными школами, существовавшими в разное время в различных регионах канонического православия, и в самой России.
Если от иконописца требуется особое «молитвенное усилие», достигаемое постом, молитвой и благословением, то художники, создававшие картины на религиозные сюжеты, не всегда являлись по-настоящему верующими и воцерковленными. Темы евангельских сюжетов волновали и известных художников XX в. Даже у П. Пикассо и С. Дали можно встретить полотна на тему «Распятия».
Таким образом, не только религиозные, но и светские художники намеренно отходили от традиционного иконописного канона, больше обращая внимания на человеческую, а не божественную сущность в образе святых, их страстную сторону, и создавали произведения, которые уже не могли претендовать на постижение глубины сакрального духовного опыта. В этих произведениях, в отличие от иконы, преобладала эстетическая функция, которая нередко освобождалась от религиозной и нередко доминировала. Превращение иконы в картину на религиозные темы сопровождается подменой духовного уровня телесно-психическим или душевным. “Единство в духе молитвы и созерцания заменяется единством настроения”.5 Живопись на религиозные сюжеты бессильна выразить глубину молитвенного устремления, которая присутствует в иконе. Она может выразить лишь человеческую страстность и привязанность к миру дольнему, с которым она не в силах расстаться, хотя мысленно и стремится к миру горнему. Отсюда та бесстрастность и холодность евангельских образов в картинах С. Дали и П. Пикассо, та сентиментальность и трогательность образов Богоматери у Рафаэля и В. Васнецова. Картины этих художников наполнены, скорее, музыкой душевных ритмов и несут, прежде всего, глубину человеческих чувств и переживаний (хотя нередко это и называют духовной сферой), однако “молящееся сердце почувствует в ней фальшь, сентиментальность, лиричность, самолюбование, чувственную плаксивость, тонкий запах тления.”6
В то время как иконопись – творчество особого рода, соотносимое с определенными правилами, не просто ставшими формальной формой и механически усвоенными иконописцем, но каноническими правилами содержательного, глубинного, метафизического свойства. В иконе отражены онтологические пласты православия, самой сути христианского вероучения и культа, фокусирующего в себе всю историю возникновения Христианской Церкви. Более того, в иконописном визуальном образе символически запечатлена сама история христианства – от споров о возможности выразить невыразимое – до того, какими специфическими средствами это возможно. И если в ранние христианские времена до разделения Церкви на восточную и западную и канон был един, то со временем католический канон стал все более отличаться от канона православного, что явилось отражением в иконописании всего церковного богослужения. В католической церкви канон отразил богочеловеческий образ и всех святых через призму человеческой природы, а не божественной его сущности. Поэтому и образ Богоматери и в поэзии и на картинах художников в послевозрожденческую эпоху все более трактовался в образе Прекрасной Дамы с проявлением чувственности и сентиментальности, в отличие от строгого иконописного образа-лика древних мастеров греческого и византийского письма.
В иконе удивительным и чудесным образом сочетается божественное с человеческим, в том числе и с индивидуальным видением художника-иконописца. Если достигнутое мастерство художника не заслоняет его искренность и веру, то из-под кисти иконописца выходят молитвенные образы. И в этом иконе заметно уступают произведения религиозной живописи (как и всего религиозного искусства), служащие лишь иллюстрацией сцен из Св. Писания или вольной их трактовкой. Являясь неканоническими, они отягощены плотью, индивидуальным видением, что подчеркивает их в первую очередь человеческую, а не божественную суть.
Каковы же границы канонического и неканонического в иконописи и религиозном искусстве, границы эстетического и религиозного, соборного и индивидуального видения и усвоения канона? Почему возникает такое множество школ в иконописании даже внутри одной национальной традиции (как, например, в русской иконописи существуют московская, новгородская, псковская, ярославская и др. школы)? Несмотря на своеобразие каждой школы, есть и нечто общее, что отличают русскую икону от византийской. Эта разница существует в рамках единства – единого канона, творчески усвоенного каждой школой. В то время как иконописание и живописный образ на религиозные темы и сюжеты отличается порядком постижения духовной реальности – метафизическим (в иконе) или, скорее, феноменальным (в живописи), религиозно-эстетическим (в первом случае) или ограничиваясь лишь последним (во втором).
Заметным культурным и историческим событием всей духовной жизни России и Западной Европы стало «открытие» чуда древнерусского иконописания, которое произошло в конце XIX – XX в.в. И сегодня русская икона остается непревзойденным образцом совершенства в создании визуального образа подлинной духовности. Вновь открытая для взора в начале XX в., икона словно является ориентиром и напоминанием художнику и всему миру о том высоком призвании и предназначении, которое он должен выполнить перед людьми, чтобы они не забывали по какому Образу и подобию был сотворен сам человек.
Нередко икону сравнивают с искусством авангарда, усматривая некоторые схожие стороны их языка и даже ставя в один ряд оба явления по своим «художественным достоинствам». Однако следует иметь в виду огромную разницу в природе этих двух феноменов. В действительности, русская икона и русский авангард принадлежат двум разным духовным полюсам. Остановимся на этом подробнее.
Что касается авангардного искусства, то это явление целиком принадлежащее светскому миру – миру искусства и современной культуры и не должно претендовать на некую особую роль в жизни человека. Правда, на заре рождения авангардизма, наряду с художественной функцией, ему отводили также активную социальную роль в революционном переустройстве общества. Огромная роль при этом принадлежала самому художнику, его субъективному вкусу и идеологическим устремлениям. Авангардное искусство – это, скорее, эксперимент в области творческого раскрепощения художника, буйство энергии, часто неосознаваемой. В то время как иконописание требует особого «молитвенного усилия» и концентрации всех духовных сил, которым подчинены также душевно-телесные. Имена ранних иконописцев часто безымянны, они были столь смиренны, что не смели ставить свои подписи рядом с образами святых. Этого нельзя сказать о художниках-авангардистах, которые открыто мечтали о славе и еще при жизни были хорошо известны. Конечно, испытывая уважение к отечественной традиции, некоторые художники, возможно, впитали и бессознательно усвоили определенные приемы русских иконописцев, испытали их влияние (как, например, П. Водкин или Н. Гончарова), но это сходство чисто внешнее и не затрагивает сути и глубины создания образа, в котором все едино и взаимообусловлено. Напротив, авангардное искусство как раз стремилось и стремится возможными средствами нарушить эту целостность, перекроить действительность, изменить самого человека. Авангард прежде всего отразил бунт, революцию, жажду всепоглощающего эксперимента, который витал над европейским миром в начале XX в.
Таким образом, даже самое общее сравнение иконы и произведений светского искусства, включая авангард, показывает существенную разницу между двумя этими феноменами, которые не следует ставить в один ряд и не забывать, что природа иконописного образа несравнимо более сложна и многообразна, чем даже самые выдающиеся произведения мирового искусства, являющиеся творениями рук человеческих. И при этом не следует забывать, что литургической функции иконы подчинено все многообразие других, в том числе и художественно-эстетических.9
Сноски:
1. Цит. по кн.: Православная икона. Канон и стиль. Москва 1998, с.6
2. См.: Из Соборного определения о живописцах и о честных иконах 1551 г.- в кн.: Православная икона…с.9
3. там же, с.8
4. там же, с. 75.
5. там же
6.Ф.Буслаев. «Иконе чужда красота»- в кн. Православная икона…. с.187
8. там же, стр.190
9. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. Спб., 2003.
Источник : журнал «Глаголъ»,номер готовится к печати
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА ИКОН. ИКОНОБОРЧЕСТВО
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА ИКОН. ИКОНОБОРЧЕСТВО
Поклонение иконам является пережитком древнейшего культа изображений богов и духов.
Первобытные люди придавали очень большое значение изображению предметов и животных. Они считали, например, что достаточно нарисовать своего врага и ранить его изображение копьем, чтобы враг действительно оказался раненым. Перед охотой на земле рисовались силуэты животных, и охотники в процессе ритуальной пляски пронзали изображение копьями. Люди верили, что это обеспечит им успешную охоту.
С развитием религиозных представлений человек стал создавать и изображения богов и духов, веря, что эти изображения наделены сверхъестественной силой и являются как бы заместителями божеств. Люди стали им поклоняться и даже приносили им жертвы.
Так постепенно сложился культ изображения богов, принявший в христианской религии форму поклонения иконам (икона буквально значит «изображение», «об-раз», «подобие»).
Христианство первоначально не знало культа икон. Более того, поклонение иконам считалось язычеством и всячески осуждалось проповедниками христианства. Об этом свидетельствует, в частности, и известное наставление Библии: «Не сотвори себе кумира». Однако в IV в. культ икон уже получил у христиан широкое распространение. Его формирование шло параллельно с развитием культа святых.
Изображения многих святых христианство заимствовало у более ранних, дохристианских, языческих религий. Многие христианские иконы — это не что иное, как изображение древних, языческих богов.
Распространение в христианстве культа икон несомненно содействовало переходу в новую религию язычников, которые находили здесь многие понятные им од ряды и знакомые изображения богов.
Итак, христианский культ икон — это не что иное, как пережиток первобытных представлений, согласно которым люди считали, что, магически воздействуя на изображаемое божество, можно заставить его служить, помогать себе.
Самой иконе также приписывалась особая магическая сила, она наделялась свойствами божества.
Об ожесточенной борьбе вокруг вопроса о поклонении иконам свидетельствует трехкратное осуждение иконопопочитания церковными соборами. В решениях собора 754 г., в частности, было записано: «Восстанавливать образа святых посредством красок и цветов — есть дело богопротивное и дьявольское». В 815 г. церковный собор пошел еще дальше, осудив иконопочитание, как. поклонение идолам, и предав его анафеме.
Однако среди христианских церковников имелась большая группа сторонников поклонения иконам. Они считали, что религия немыслима без икон, и признавали их святынями. Дело дошло до того, что эта группа получила перевес на церковном соборе 842 г. и предала анафеме иконоборцев. Как иконоборцы, так и сторонники иконопочитания усиленно вербовали себе сторонников среди массы верующих. В результате со временем народное движение против икон приняло настолько широкий размах, а социальные требования движения приобрели настолько радикальный характер, что господствующие классы серьезно испугались иконоборчества и стали на сторону иконопочитателей. Почитание икон было восстановлено во всем блеске. Был даже установлен специальный праздник в память «святых мучеников», за иконы пострадавших (отмечается 28 ноября).
Русская православная церковь сначала ввозила иконы из Византии, но постепенно их начали изготовлять внутри страны по греческим образцам. Начиная с XIII в. появились уже иконы, написанные в национальном, чисто русском стиле.
Постепенно иконы на Руси получили очень большое распространение и стали объектом церковного, домашнего, личного культа. Они оказались всюду: в избе, в каждой комнате дома, на воротах, в общественных местах, на военных знаменах, на груди у верующих в качестве ладанок и амулетов. В доме иконы ставились в переднем, почетном углу, и это место называлось божницей.
Количество икон в божнице или величина иконостаса считались показателем набожности и благосостояния семьи, церкви, монастыря. Поклонение иконам внушалось детям с раннего возраста. Во многих семьях имелись личные иконы у всех членов семьи. Во всех наиболее важных или торжественных моментах в жизни человека неизбежно фигурировала икона. Ею родители благословляли жениха и невесту, рекрута перед отправкой в солдаты, солдата перед уходом на войну.
Каждый вошедший в дом прежде всего искал икону, крестился на нее, кланялся ей и только после этого здоровался с хозяевами.
Правящие классы и духовенство дореволюционной России широко использовали культ икон для реакционной обработки угнетенных трудящихся масс. Эта обработка шла, во-первых, по линии обожествления княжеской, а позднее царской власти. На многих иконах в виде святых изображались русские князья, цари, члены их семей. Так, через 12 лет после избрания на русский престол Михаила Романова появились иконы с его изображением. На иконе «Положение ризы», написанной в 1625 г., были изображены царь Михаил Романов и его отец, патриарх Филарет.
Усиленно внедряя веру в иконы, православная церковь утверждала, что иконам самим якобы присуща особая чудодейственная сила и что, поклоняясь иконам, можно заставить силы природы служить человеку, обеспечить высокий урожай крестьянину, доход — ремесленнику, избежать различных болезней, невзгод, несчастий.
С целью укрепления веры в иконы церковь выработала многочисленные обряды, связанные с культом икон. Тут и молебны, и крестные ходы, и специальные ношения чудотворных икон по деревням, вынос их на поля и многое другое.
Церковная пропаганда икон вызвала большой спрос на них. Появилась особая отрасль кустарного промысла — иконописание.
Особенно широко производство икон и, конечно, торговля ими были поставлены в крупных монастырях. Это приносило церкви огромные доходы. Только одна Троице-Сергиева лавра выручила от продажи икон в течение 1917 г. около 162 тысяч рублей.
Наиболее велик был спрос на «чудотворные» иконы. Первоначально этот спрос удовлетворялся за счет копии известных «чудотворных» икон, привозимых из Византии.
Православная церковь утверждала, что эти копии обладают такой же сверхъестественной силой, как и оригинал.
Начало фабрикации русских, так сказать, «отечественных», «чудотворных» икон было положено в 1579 г. «чудесным явлением» иконы богоматери в Казанской епархии. (Об этом мы подробнее расскажем в разделе, посвященном праздникам в честь Казанской иконы божьей матери.)
В дальнейшем фабрикация «чудотворных» икон путем разного рода «явлений» и «обновления» развернулась в широком масштабе. В некоторых епархиях «чудотворные» иконы можно было найти чуть не в каждой приходской церкви. Нелепость такого положения стали понимать даже отдельные лица из духовенства. Так, архиепископ одесский и херсонский Юстин 24 июля 1904 г. писал обер-прокурору святейшего синода Победоносцеву: «Обновление икон в Херсонской епархии — явление самое обыкновенное, ежегодно повторяющееся, и даже по нескольку раз; в настоящем же году оно приняло характер в некотором роде эпидемический».
Фабрикацией «явлений» и «обновлений» «чудотворных» икон стали заниматься все, кому не лень: и духовенство (от высшего до низшего), и монахи, и просто фанатики-верующие.
Не последнее место среди мотивов «организации» подобных чудес занимали сугубо материальные соображения: стремление к наживе. Каждое «явление» и «обновление» привлекало в приход большое количество любопытных и паломников, которые «за чудо» готовы были последние гроши отдать в пользу церкви.
В области фальсификации икон между церквами развернулась ожесточенная конкурентная борьба. Церкви и монастыри, уже имевшие признанную «чудотворную» икону, стремились не допустить появления таковой в соседнем приходе, резонно опасаясь за свои доходы. Высшие церковные органы всеми силами стремились сохранить контроль за «чудотворением» и даже сократить количество новых «чудотворных» икон, особенно за счет появившихся «самочинно». В 1722 г. был издан специальный указ, предписывавший отбирать подобные иконы у владельцев и помещать их в церковь, вплоть до выяснения их чудотворности.
Отобранные якобы для проверки чудотворности иконы сосредоточивались на складах, чердаках и в подвалах кафедральных соборов. О количестве «чудотворных» икон в таких хранилищах может дать представление «запас» их, образовавшийся к 1914 г. в Петрозаводском кафедральном соборе: там хранилась 781 икона!
Царское правительство не только сквозь пальцы смотрело на эти махинации с иконами, но и само широко использовало «чудотворные» иконы в политических целях. В 1891 г., например, когда в результате неурожая в ряде губерний начался голод и тысячи людей гибли голодной смертью и от эпидемий. Царское правительство вооруженной силой безжалостно подавляло вспыхнувшие стихийно «голодные бунты», а вместо помощи духовенство подсунуло голодающим чудесное явление «чудотворной» иконы божьей матери — «Спорительницы хлебов». Копии этой иконы десятками тысяч распространялись в голодающих губерниях. В народе усиленно распространяли слухи о том, что там, где истинно поверили в заступницу, прошли дожди и вырос замечательный урожай. Голодающие верили в чудесное избавление и. продолжали умирать голодной смертью. Но бунты прекратились, внимание народа было отвлечено от истинных виновников бедствия. Икона сыграла свою роль.
Так было и во время русско-японской войны, когда на фронт вместо снарядов и патронов слали для солдат вагонами иконки и ладанки.
Так было и в период первой мировой войны 1914— 1918 гг. В сентябре 1914 г. было широко разрекламировано якобы имевшее место под Августовом «чудо» — «явление» богородицы. В честь этого «явления» была сфабрикована специальная икона, и копии ее десятками тысяч направлялись на фронт. В действующую армию везли и другие «чудотворные» иконы, в специальных вагонах, в сопровождении делегаций. Особы царствующего дома Романовых лично принимали самое активное участие в этом одурачивании народных масс.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец «чудотворчеству» православной церкви. Однако и сейчас еще культ икон занимает важное место в религиозной пропаганде, служит важнейшим средством идеологической религиозной обработки верующих.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Выставка старинных икон
Выставка старинных икон В житии знаменитого русского иконописца Андрея Рублева рассказывается, как в праздничные дни он с своим другом Данилом «егда живописательству не прилежаху. на седалищах седяща и пред собою имуще божественныя иконы, и на тех неуклонно зряще,
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА ИИСУСА ХРИСТА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА ИИСУСА ХРИСТА Культ Христа распространен в христианской религии очень широко, и Иисусу церковь посвятила несколько праздников, считая большинство из них важнейшими своими праздниками.Эти праздники по учению православной церкви установлены якобы
ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ
ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса Христа. Своими корнями культ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА СВЯТЫХ И ПРАЗДНИКОВ В ИХ ЧЕСТЬ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА СВЯТЫХ И ПРАЗДНИКОВ В ИХ ЧЕСТЬ В основе христианского вероучения лежит догмат единобожия. Церковь использовала его как главное орудие в борьбе с языческими религиями, сторонники которых почитали многочисленных духов и богов.Христианство, и
ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (ПРЕДШЕСТВЕННИКА ХРИСТА) КРЕСТИТЕЛЯ
ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (ПРЕДШЕСТВЕННИКА ХРИСТА) КРЕСТИТЕЛЯ Происхождение Среди угнетенных и бесправных масс культа Иоанна огромной Римской империи, особенно Предтечи после жестоких, беспощадных подавлений восстаний рабов, родилась и получила широкое
ЗАРОЖДЕНИЕ КУЛЬТА АНГЕЛОВ
ЗАРОЖДЕНИЕ КУЛЬТА АНГЕЛОВ Перенося земные порядки на небеса, христианские богословы рисовали райскую жизнь по образцу земной: бог в раю, как и царь на земле, восседает на троне в окружении праведников и различных наиболее заслуженных своих помощников, ревностных
Праздники в честь икон Иверской божьей матери
Праздники в честь икон Иверской божьей матери В честь Иверской иконы божьей матери церковь отмечает ежегодно три праздника: 12(25) февраля, 13(26) октября и во вторник пасхальной недели. Согласно церковной легенде, одна благочестивая вдова, жившая в IX в. в городе Никее, спасая
ПОЧИТАНИЕ ДРУГИХ ИКОН
ПОЧИТАНИЕ ДРУГИХ ИКОН Кроме икон Иисуса Христа и богородицы, православная церковь почитает очень много икон различных святых.К числу особо почитаемых икон святых относятся иконы святого Николая Чудотворца, в частности иконы Никола мокрый, Никола дворищенский, Никола
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА КРЕСТА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА КРЕСТА Христианская, и в частности православная, церковь на протяжении многих веков проповедует, что крест — это символ крещения, символ христианства и что христианская церковь почитает крест, поклоняется кресту в память мученической смерти Иисуса
Наука о происхождении культа креста
Наука о происхождении культа креста Данные различных отраслей науки (археологии, этнографии, лингвистики, истории и других) говорят, что почитание крестообразного знака является символом почитания огня и восходит к глубокой древности.Огонь в жизни первобытного
НОВОЕ ИКОНОБОРЧЕСТВО
НОВОЕ ИКОНОБОРЧЕСТВО Сейчас никто не ставит под сомнение, что Россия находится на очередном переломном этапе своей истории. В этих условиях наиболее остро стоит вопрос о путях дальнейшего развития, о построении объединяющей, гармонизирующей общество целеустановки,