икона паисия святогорца в чем помогает
10 поучений прп. Паисия Святогорца о молитве
Старец Паисий Святогорец (Эзнепидис; 1924-1994) всегда указывал на то, что необходимо вверять жизнь свою Богу посредством молитвы. Старцу больно было видеть людей, кото¬рые изнемогали, борясь лишь «своими слабыми человече¬скими силами», в то время как могли бы вполне попросить помощи у Бога, а Он «способен послать в помощь не просто силу божественную, но много божественных сил; и тогда помощь Его будет не просто божественной помощью, но Божиим чудом». Поэтому он настаивал на том, чтобы люди почувствовали, что молитва для них это необходимость, и старался помочь тем, кто не научился молиться, «положить начало работе сердца в молитве». Тех же, кто приобрёл добрый навык молитвы, укреплял, чтобы молились с большей ревностью и теплотой.
Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять поучений афонского старца прп. Паисия о молитве – этом даре Божием человеку для общения с Ним.
1. – Геронда, как нужно молиться?
– Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.
2. Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу? Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.
– У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас».
4. – Геронда, как мне полюбить молитву?
5. – Геронда, как нужно готовиться к молитве?
– Так же как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек. Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом. Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», – то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.
6. – Геронда, святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва – это «суд до суда».
– Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда молитва есть «суд до суда». Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствую, – спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил? Может, промелькнул помысел гордости или есть во мне какое-то пожелание, которое не даёт мне общаться с Богом?»
7. – Геронда, когда я занята каким-нибудь умственным трудом, то не могу молиться.
– Если во время работы ум твой находится в Боге, то это и есть молитва. Ведь если молишься, а ум при этом не в Боге, то какая польза? Если даже, когда человек устаёт молиться, он приведёт на ум мысли о Христе, Божией Матери, то это опять молитва.
8. – Геронда, может человек хранить память о Боге, не произнося молитвы?
– Если он говорит в помысле: «Как я далеко от Бога! Что мне делать, чтобы быть рядом с Ним?» – от этого приходит память о Боге, приходит и молитва. Старайся всегда ощущать присутствие Христа, Божией Матери, святых и веди себя так, как будто они здесь, рядом. Ведь они на самом деле здесь, хотя мы их и не видим телесными очами. Всё возводи к Богу и говори: «Бог меня видит. То, что я сейчас делаю угодно Ему? Чего мне нужно избегать, чтобы не огорчать Его?» Постепенно это станет твоим внутренним состоянием. Будешь думать о Боге и делать всё возможное, чтобы Его ублажить. Так развивается и растёт любовь к Богу, услаждается ум и сердце, и постоянно пребывают в молитве без труда.
9. – Геронда, я не чувствую любви к молитве.
– Твоё сердце пока ещё не согрелось, молитва идёт не от души; ты всё совершаешь по принуждению, сухо, без чувства. Как начинаешь молитву?
– Начинаю, геронда, с мысли, что нужно помолиться о себе и о других.
– Ну, что ты за странный человек! У тебя везде «нужно»: «нужно молиться», «нужно заниматься духовным деланием», всё «нужно», «нужно». – вот ты и тяготишься. Хорошо, что есть в тебе такая сила, а ты начинай со смиренного помысла, с сострадания. Пусть работает сердце, пусть сострадает, тогда не нужно будет себя заставлять; будешь чувствовать радость, и будет в душе такое внутреннее веселие.
10. Чтобы духовная жизнь стала легкой, нам не надо на себя давить. Мы должны спрашивать наш ум: «Хочешь, совершим богослужение суточного круга? Хочешь, почитаем Псалтирь? Или погуляем по тропинке, творя Иисусову молитву? Или, может быть, споем молебный канон Пресвятой Богородице с великими поклонами?» Так человек не устает, потому что все, что он делает, он делает с внутренним расположением. Когда наша душа испытывает недомогание и мы не можем совершать поклоны, то помолимся Иисусовой молитвой сидя, почитаем что-то духовное, сделаем то, что нас привлекает. Если у ребенка нет аппетита, ты не можешь его заставить есть. Ты даешь ему что-то вкусное, что ему нравится. Потом, когда он выздоровеет, то начинает есть и ревит (нут, бараний горох). Так же ведет себя и душа. В молитве должно соучаствовать все сердце человека, без остатка. Молитва, аскеза, духовные занятия должны совершаться от сердца. Человек получает духовный доход только в том случае, если ему предшествует духовный вклад, если ему предшествует жертва.
Икона Паисия Святогорца: как молиться и от чего помогает
Те, кто верит в чудо и святых, всегда будут лицезреть в своей жизни чудеса и благо. Об этом всегда говорил святой преподобный Паисий Святогорец. Данный святой является одним из самых почитаемых в православии. К нему христиане возносят молитвы о защите от болезней и обретении счастья в личной жизни. Считается, что икону преподобного Паисия Святогорца в доме должен иметь каждый верянин. Тогда в его жизни наступит благодать и покой.
Икона старца Паисия Святогорца, значение святого лика
Не прошло еще и двадцати лет после канонизации святого, как его святой лик начал пользоваться большой популярностью у православных христиан. Сегодня икону с изображением старца можно встретить во многих православных храмах. Существует несколько видов образов святого. На одном из них преподобного изображают по пояс с седой бородой в черной рясе. На другом виде иконы его изображают также в черной рясе, но на полный рост.
В одной руке у него находится посох, а в другой руке святой держит свиток с написанной молитвой или как еще трактуют написанное с наставлением. Так как при жизни преподобный не мало предсказывал и делал наставления верующим. Данный образ играет огромную роль в православии. Он помогает многим людям обрести веру и исцелится от недугов. Его можно легко приобрести в иконной лавке и хранить дома.
Со слов священнослужителей можно утверждать, что это одна из самых сильных икон, молитва перед которой помогает избавится от многих разновидностей онкологических заболеваний. Также многих верующих интересует в каком храме в Москве икона Паисия Святогорца находится. Вознести молитвенные прошения перед святым ликом можно в храме 40 мучеников Севастийских. Также перед образом можно помолиться в Ленинградской области в часовне, которая находится на территории онкологического центра в поселке Песочный.
В Украине икону можно найти в селе Стебник Львовской области в храме Почаевской иконы Богоматери.
О чем просят у святого
Еще при жизни Святогорец после посещения горы Афон творил чудеса и исцелял людей. После смерти чудеса не прекратили происходить. Иконы святого обладают чудотворной силой, а молитвы помогают многим верянам. Старцу возносят молитвенные прошения в следующих случаях:
Существует много различных видом молитвенных прошений к преподобному. Текст, представленный ниже является одним из универсальных и самых удобных в обращении к старцу Паисию.
«О, святый преподобне и богоносне отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наши и научи нас Господеви приноситисовершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших.
Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждующия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.
Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.»
Смотрите еще видео рассказ о святом старце Паисие:
Преподобный Паисий Великий
2 июля (19 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Великого. Ему молятся об избавлении от муки умерших без покаяния православных христиан.
Содержание
Житие преподобного Паисия Великого
Первое житие Паисия Великого было написано Иоанном Коловом (V ум. 422/430 г.) и содержит, кроме описания жизни подвижника, первое упоминание истории семи отроков Эфесских.
Паисий Великий родился в IV веке в Египте. Его родители рано умерли. Он был церковным клириком, а позднее принял иноческий постриг в одном из египетских скитов. Духовным наставником Паисия был авва Памва. После смерти своего наставника Паисий ушел в пустыню, где в пещере стал вести аскетичную жизнь и собрал вокруг себя единомышленников. Главной иноческой добродетелью Паисий считал безусловное подчинение отеческой воле опытных в подвижничестве старцев, которые поучали и руководили новоначальных иноков в трудных аскетических упражнениях. Одних из возлюбивших иноческую жизнь Паисий учил проводить время в молитве и чтении Священного Писания, других — заниматься ремеслами, чтобы они вместе с физическим трудом упражнялись и в добродетели, добывая пропитание не только для себя, но и для бедных. Когда иноческая община была вполне благоустроена, Паисий, стремясь к уединению, удалился в пустыню. Согласно житию, однажды во время молитвы Паисий был поднят на небо и увидел «прекрасные райские селения, преисполненные неизреченного света и веселия, увидел также и церковь первенствующих и вечно торжествующих, сподобившись здесь причаститься невещественной пищи Божественных Тайн». Из жития Паисия известен случай, когда один из его учеников, по его благословению, отправился для продажи рукоделий в Египет и на пути встретил еврея, который внушил иноку, что Христос Спаситель не Мессия, что придет другой. Поколебавшись, инок произнес: «Может быть, и правда то, что ты говоришь», — однако не придал своим словам особого значения. Возвратившись, он с огорчением увидел, что Паисий как бы не замечает его присутствия, и спросил о причине его гнева. Тот ответил: «Мой ученик был христианином, ты же не христианин, от тебя отошла благодать Крещения». Раскаявшись, инок со слезами просил Паисия отпустить ему грех. Только тогда подвижник с молитвой испросил у Господа иноку прощение.
Один инок самовольно ушел из пустыни и поселился недалеко от города. Там он встретился с женщиной, которая хулила Христа. Поддавшись ее влиянию, он не только оставил иночество, но и попрал христианскую веру и постепенно пришел к полному безверию. Однажды, по благому Промыслу Божию, мимо его дома проходили нитрийские иноки. Увидев их, бывший инок вспомнил свою прежнюю жизнь и просил монахов передать Паисию, чтобы он умолил за него Господа. Выслушав просьбу, Паисий начал усердно молиться, и его действенная молитва была услышана. Господь, явившись к Своему угоднику, обещал помиловать грешника. Вскоре совратившая инока женщина умерла, и он вернулся в пустыню, где, плача и сокрушаясь о своих грехах, начал трудиться в подвигах покаяния.
Преставился Паисий в 417 году в глубокой старости, был погребен в основанном им монастыре в Египте. Вскоре после смерти мощи Паисия были перенесены Исидором Пелусиотским (ум. ок. 449 г.) в Писидию (Малая Азия) вместе с мощами Павла Фивейского (ок. 228 года — ок. 341 года).
Почитание преподобного Паисия Великого. Тропарь, кондак и канон
Тропарь, глас 2
Божественою любовию от юности распалаем преподобне, вся красная яже в мире возневиде, Христа единаго возлюбил еси. Сего ради в пустыню вселися, идеже сподобися божественаго посещения, Его же неудобь зрети и ангельскима очима, паде поклонися. Великии же Дародатель, яко Человеколюбец, рече к тебе: не ужасайся возлюбленныи Мой, дела твоя угодна Мне. Се даю тебе дар: о коем либо грешнике помолишися, отпустятся ему греси. Ты же в чистоте сердца твоего возгореся, прием воду и прикоснуся Неприкосновенному, умы нозе Его. И воду пив, даром чудес обогатися, грешники от муки молитвою своею избавляти, болящия исцеляти, О! преподобне отче Паисии, и бесов от человек отгоняти, ибо от сих грешников первыи есмь аз. Молю тя, да умолиши иже тебе обетова, да даст ми время покаяния, и простит мое согрешение, яко Благии и Человеколюбец, да со всеми и аз воспою Ему: аллилуия.
Кондак, глас 2
Житейских молв оставль, безмолвное житие возлюбил еси, Крестителю подобяся всеми образы, с ним же тя почитаем, отче отцем Паисие.
Библиотека Русской веры
Канон преподобному Паисию Великому →
Преподобный Паисий Великий. Иконы
На иконах преподобный Паисий Великий изображается седобородым старцем. В правой руке он держит крест, а в левой — свиток. На древнерусских иконописных изображениях персты правой руки преподобного Паисия сложены в благословляющем жесте, а в левой руке он держит свиток.
Преподобный Паисий Великий. Фрагмент фрески Скита монастыря преподобного Неофита Кипрского. Кипр, 1183 год
Преподобный Паисий Великий. Романов-Борисоглебск. XIX век. Собрание ЦМиАР
Преподобный Паисий Великий. Москва, вторая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Избранные святые и Спас Вседержитель. Александра Римская, Никомидийская, императрица; святитель Василий Великий; Евдокия Илиопольская, преподобномученица; Екатерина Александрийская, великомученица; Кирик и Иулита, мученики; Мария Египтяныня, преподобная; Паисий Великий, преподобный; Параскева Пятница; Петр Муромский, князь; Родион, апостол от 70-ти и Феврония Муромская, княгиня. Москва, вторая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Преподобный Паисий. Икона. Россия. XIX в.
Преподобный Паисий Великий, с житием. Палех. Середина XIX в. Музей им. Андрея Рублева
Старообрядческие храмы во имя преподобного Паисия Великого
Во имя преподобного Паисия Великого освящен скит Белокриницкой митрополии в городе Пятра Нямц (Румыния) и строящаяся часовня Древлеправославной архиепископии в поселке Успех Астраханской области.
Cкит во имя преподобного Паисия Великого Белокриницкой митрополии в городе Пятра Нямц (Румыния)
Во имя преподобного Паисия Великого освящена часовня в п. Успех Камызякского района Астраханской области (Древлеправославная Архиепископия).
Часовня преподобного Паисия Великого в п. Успех
Житие и иконография Святогорца Паисия, где находятся мощи старца и в чем он помогает
Паисий Святогорец канонизирован сравнительно недавно, в 2015 году. Его житие составил близкий последователь – Иеромонах Исаак. Плотник, писатель, мудрец, целитель душ и экзорцист — таким запомнили монаха родом из Каппадокии на Афоне и Синае. А дух его, исполненный смирения пред Господом, приходит на помощь детям, больным и всем, кто страдает от происков лукавого.
Основные факты биографии
Паисий родился 25 июля 1925 года на территории современной Турции, бывшей Каппадокии. Его родное село Фараса располагалось южнее столичного города Кесарии.
Происхождение и детство
Отец — из благородного греческого рода Феодосиу. Мать происходила из семейства Франгопулос и состояла в родстве со святым Арсением Каппадокийским — священником из Фарасского храма, приверженцем каппадокийских традиций. Бабушка Паисия тоже имела прямое отношение к церкви — она была владелицей храма Архангела Михаила, много молилась и соблюдала посты.
Ребенка хотели назвать в честь деда – Христос. Но во время крещения святой отец Арсений Каппадокийский увидел знамение — крест на лбу мальчика и понял, что тот станет его преемником. Вопреки пожеланию родителей, священник нарек его Арсением.
Переезд в Грецию
После поражения Греции в войне с Турцией в 1924 году греческое население Каппадокии спешно уезжало на историческую родину под давлением турков. Переселенцы умирали в дороге от голода и болезней. Маленькому Арсению тоже не повезло. Во время путешествия на корабле возникла давка. На младенца, которому только минуло 40 дней, наступили, и он был при смерти. Но, по Воле Божьей, ребенок выжил.
Семья будущего святого Паисия поселилась в селе Коница. Отец, как староста, позаботился об односельчанах и раздал им лучшие участки земли. Себе он оставил не паханый надел с диким кустарником. Пытаясь очистить землю, глава семейства выжигал дикую поросль и от едкого дыма почти ослеп.
Христианское воспитание
Маленьким мальчиком Арсений слышал много рассказов о чудесах своего святого тезки, много читал жития других святых и Святое Писание. Родители воспитывали ребенка в послушании, любви к Богу и молитве. Маленький Арсений мог молиться всю ночь, стоя на коленях. И однажды ему явился Иисус, поощрив усердие мальчика. С юных лет святой Паисий знал, что станет монахом.
Он вырос с абсолютной верой в сердце, с осознанием, что Иисус — человек. Но, признавая Его человеческую природу, Арсений не усомнился в вере и готов был пожертвовать своей жизнью ради служения во имя Его.
Отрочество
Мальчик отучился 2 класса в начальной школе и стал осваивать ремесло плотника, чтобы работать и помогать семье. В его золотых руках дерево превращалось в искусные двери, окна, иконостасы. Люди хвалили мастера, который стал достойным продолжателем угодного Богу плотницкого дела. Заказчики тянулись к честному, расторопному, порядочному парню, поэтому заработанных денег хватало на жизнь ему, его семье и, конечно, на милостыню. Вот только монашество откладывалось — в постриге ему отказали из-за юного возраста, а потом грянула гражданская война.
Братья воевали, а мать, отец и сестра остались на попечении Арсения. В их доме коммунисты устроили штаб, а сам юноша скрывался. Но все-таки его арестовали, допрашивали, держали в маленькой камере с толпой других заключенных. За время мытарств в тюремных застенках будущий монах проявлял смирение и доброту к ближним и даже заступался за мятежников, пленивших его. Вновь, по Воле Божьей, коммунисты отпустили Арсения.
Служба
Святой отец Паисий участвовал во Второй мировой войне. На фронте он выходил на передовую вместо сослуживцев, которых дома ждали жены и дети. Но Господь уберег его в третий раз — от расстрелов, отблески которых будущему послушнику довелось наблюдать лишь издалека. Дольше всего прослужил Арсений радистом и вернулся к гражданской жизни в 1949 году.
Монашеская жизнь
Первый духовный опыт Арсений получил на горе Афон в монастыре Эсфигмен. Послушником он занимался там столярным делом, работал в пекарне. В его обязанности также входило зажигать свечи в двух храмах при монастыре. Несмотря на усталость, после дня в трудах ночи будущий монах проводил в молитве.
Быт его отличался крайним аскетизмом: вместо постели — кирпичи и каменные плиты, а вместо очага — пламенное верующее сердце. Арсений обходился в морозные зимы без одежды и не топил печь в келье. Успешно выдержав послушание, юноша принял постриг с именем Аверкий и отправился к иеромонаху Кириллу в Култумушский скит. Старец принял нового послушника. Кирилл славился способностью к изгнанию бесов и предвидению. Так, только собираясь спросить о чем-то наставника, ученик тут же получал от него готовый ответ на не заданный вопрос — подчеркнутое место в святой книге.
Следующим пунктом служения Аверкия стал монастырь в Филофее. Снова он взял в руки столярные инструменты и подвизался заведовать монастырской кладовой в должности келаря.
Духовный рост
За время послушания Арсений-Аверкий ни разу не побывал дома, хотя и посещали его тревожные, искушающие мысли. Но вера и любовь к Богу были сильнее. Молодой монах постепенно стал чувствовать, что с его родными ничего не случится. А в сердце его жила такая любовь к ближним, будто все люди — его семья. Аверкий столкнулся и с искушением гордыней — он стал чувствовать свою значимость, важность своей работы. Но вовремя исповедовался наставнику Кириллу и тот помог ученику увидеть и отогнать наваждение.
Стомионский период
Продолжая жить, как аскет, в холодной келье, Аверкий подорвал здоровье. По настоянию монастырских старцев, он поехал лечиться в Коницу, а по возвращении перешел во вторую степень монашества — малую схиму с именем Паисий. Дальнейшее его житие проходило в разрушенном монастыре Стомион, куда он отправился по наставлению явившейся ему Богородицы. Прибыв на место, Паисий организовал сбор пожертвований, затем нашлись инвесторы, и монастырь восстановили.
Отец Паисий много трудился на благо прихожан: разоблачал сектантов-евангелистов, пресекал нездоровое пристрастие к разгульному веселью, собирал деньги на нужды бедняков и стариков, организовал попечительский совет. На нужды монастыря он принимал только добровольные взносы, часто продуктами. Отец Паисий также позаботился о доставке в Коницу мощей Арсения Каппадокийского, почившего на острове Керкира во время переселения греков.
Синайский период
Новый этап жизни — на Синайской горе — начался с чуда. Отец Паисий прибыл туда в сезон жесточайшей засухи. Но, проведя ночь в молитве, он испросил Божьей благодати — пошел дождь. В синайском монастыре Паисий реставрировал деревянные иконы, но потом отправился жить в пустыню. По воскресеньям он приходил в обитель помочь делом — в столярной мастерской, словом — нуждающимся в мудром совете.
Возвращение на Афон
1964 год ознаменовался обострением болезни. Отец Паисий прервал отшельничество и вернулся на гору Афон. Там он нашел пристанище в Иверском скиту, получив благословение святого отца Тихона. Паисий страдал от бронхоэтаза, перенес операцию по удалению легкого, по возможности занимался наставнической работой, много времени проводил в уединении и молитве, а также составлял воспоминания о святом иеромонахе Тихоне. Но недуг не отпускал. Пришлось сменить климат и отправиться в Катунаки.
Следующие вехи жизни отца Паисия — участие в преобразовании Ставроникитского монастыря, преемничество почившего отца Тихона в каливе Честного Креста, поездка в Австралию по приглашению, с настоятелем Ставроникитской обители. Отцу Паисию также было два явления — Арсения Каппадокийского, во время написания воспоминаний о нем, и Иисуса Христа.
Кончина
Последние годы жизни отец Паисий провел в келье Панагуда. Для стремившегося к уединению старца обстановка там была весьма оживленной — к нему приходили паломники и послушники. В 1982 году старцу снова довелось попутешествовать — он увидел Святую Землю, Иерусалим.
Поездка в Суроти обернулась госпитализацией, операцией. Из-за плохого самочувствия отец Паисий не вернулся на Афон, хоть и хотел окончить земной путь там, где началась его жизнь во Христе. Он умер 12 июля 1994 года, а на следующий день Священный Синод утвердил его канонизацию.
Канонизация
Преподобный отец Паисий был причислен к лику святых Православной церкви 13 января 2015 года. Остались устные и письменные свидетельства о его даре предвидения и чудесных исцелениях у могилы.
Избранные чудеса
Из книги о житии старца авторства иеромонаха Исаака известно о его многих прижизненных и посмертных чудесах.
Котенок и смирение
Отец Паисий проявлял смирение, но лукавый много раз искушал его в мелочах. Увидев больного котенка, прославленный афонский монах решил исцелить его. Он помолился, перекрестил зверька, но ничего не произошло. Тогда Паисий понял, что хоть к нему и приходят люди за помощью, не сможет он исцелить даже котенка, если будет в нем хоть капля гордости за свой дар. И тут же зверек подбежал к нему и стал тереться о ноги.
Блудница
Известна история, когда в храм, где служил Паисий, зашла женщина с репутацией соблазнительницы и разрушительницы семей. Настоятель настойчиво просил ее уйти, а Паисий наблюдал со стороны. Вдруг он почувствовал жгучее желание, просто адское пламя охватило его. Чтобы преодолеть бесовскую силу, он даже порезал ногу лезвием лежавшего рядом топорика. Боль и кровь отрезвили служителя, и он представил, каково блудной женщине постоянно испытывать непреодолимые муки бесовского вожделения.
Второй урок, который извлек Паисий, — не следует никого осуждать.
Усмирение Господом
Даже будучи монахом, нельзя полностью отрешиться от мирской жизни. Не такой путь уготовил Господь отцу Паисию. В юные годы тот мечтал об отшельничестве и безмолвии, чтобы посвятить себя молитве и созерцанию в пустыне наедине с Богом. Старцу удалось немного побыть отшельником на Синае. На Афоне все попытки пресекались то неудачными обстоятельствами, то предупреждающими видениями.
Всевышний уводил отца Паисия с этого, вероятно, тоже эгоистичного пути, показывая, что истинно служит Богу тот, кто служит людям. Не человек выбирает, как служить Богу, а Господь назначает «послушание». И если человек действительно готов отдать себя на служение Господу, то он примет Его Волю со смирением. Отец Паисий проявил подвиг смирения отказом от безмолвия, хоть он дался ему тяжело.
В миру лукавый находит множество способов искусить человека — материальные блага, слава, физическая красота позволяют легко совратить ленивые души. Трудно сбить с праведного пути монаха, усердного в молитве и духовной борьбе. Именно поэтому в монашеских обителях активность бесов возрастает до почти материальной силы. На Афоне отец Паисий постоянно подвергался их нападкам. В его келье по ночам слышались стуки, шорохи, крики. Паломник, решивший заночевать со старцем, не выдержал мракобесия и ушел посреди ночи от страха.
Отец Паисий противостоял бесам и был известным экзорцистом. К нему приходили взрослые люди и приводили детей. Чаще всего уходили исцеленными. Метод старца заключался в том, чтобы раздразнить беса, предложить ребенку сладостей, а потом ударить — дать запить их святой водой.
Духовные законы
Единение с Богом, которого мечтал достичь Паисий в ските отшельника, было ему даровано и проявлялось через исполнение духовных законов. Господь будто ожидал, пока в душе старца погаснет искра гордости, и тут же отвечал чудом на проявление смирения.
Старец видел эту тонкую причинно-следственную связь в себе и людях, которые приходили к нему за советом или исцелением. Часто причиной недуга становилась порочность человека. Если болен ребенок, Паисий говорил родителям оставить пагубные пристрастия, хотя бы бросить курить.
Посмертные чудеса
В последние годы жизни Паисий был болен раком. Поэтому он часто является больным с тем же недугом. В автокатастрофе погиб его соратник Косма Григориат, настоятель афонского монастыря, с которым Паисий организовывал благотворительную миссию в Заире, современном Конго. Но после гибели Космы миссию свернули. А дух святого Паисия стал оберегать автомобилистов, путешественников автотранспортом и приходить на помощь людям, попавшим в аварию на дороге.
Известен случай избавления от бесов. Одержимая женщина молилась старцу Паисию, и тот явился ей во сне, наказав приехать к нему на могилу. Она поехала, разыскала могилу в храме монастыря Иоанна Богослова и помолилась. Возле церковной лавки бес в ней начал биться и кричать. Свидетели происшествия видели, как женщина быстро трясла головой, рычала мужским голосом. В криках разобрали имя Паисия и слова «жжет меня».
Женщина так сильно и опасно билась в припадке, что могла разбить голову. Но окружающие боялись подойти. Апогей криков наступил, когда бес прокричал имя Богородицы и что Паисий жжет его. И так же внезапно наступила тишина. Женщина лежала без сознания, потом очнулась и заплакала. Она благодарила Бога. Так, со слезами и благодарностью, женщина пошла к иконам Иисуса Христа и Богородицы, перед которыми упала на колени. Вещи, принадлежавшие Паисию, благоухают и обладают чудотворной силой.
Поучения и изречения
Отец Паисий рассуждал о глубоких вещах простыми словами, с юмором, приводил необычные параллели. Семейная жизнь, по его словам, как автомобиль, в котором кто-то из супругов по характеру — газ, а кто-то — тормоз. Один другого вовремя осаждает, а другой — мотивирует. Иначе, только газуя, автомобиль разобьется на первом же повороте, а не снявшись с тормоза, останется на месте.
Духовная жизнь, по его мнению, как радиоволна. Ею легко жить, если есть нужные настройки.
Другие мудрые высказывания отца Паисия:
Книги
Святой отец оставил богатое духовное наследие.
Отцы святогорцы и святогорские истории
За время пребывания на Афоне старец повидал много чудес, случившихся с другими монахами, и собрал их воедино. В книгу входят воспоминания об отце Тихоне и старце Кирилле из монастыря Кутулмуш. Истории, рассказанные святым отцом, показывают жизненный уклад старцев, как приходили к монашеству и несли послушание молодые люди, о силе молитвы и, конечно, о встречах с бесами.
Афонский старец Хаджи-Георгий
Один из современников, несправедливо пострадавший от людей, «великий подвижник и постник» стал для отца Паисия источником духовной пользы, которой он поделился с ближними. В книгу вошло житие преподобного Георгия, его послание и духовные законы. Сочинение рассказывает о духовных предшественниках старца — отце Неофите и старце Авксентии.
Святой Арсений Каппадокийский
Книга рассказывает о житии и чудесах преподобного старца и включает тропарь, кондак и величание, составленные отцом Паисием. Повествование основывается не только на личном знакомстве автора с преподобным, но и на свидетельствах односельчан.
Слова
Собрание бесед отца Паисия с монахинями греческого монастыря в шести томах. На их страницах он дает ответы на различные жизненные вопросы. Издание ценно тем, что в нем найдут полезный совет и миряне, и воцерковленные христиане. Читатель будто сам беседует с отцом во время прочтения. Беседа эта бесконечна, как мудрость, заключенная в ней, и не иссякнут желающие ею приобщиться.
День памяти
Для поминовения св. Паисия установлена дата его кончины — 12 июля. По старому стилю ей соответствует 29 июня.
Местонахождение могилы
Могила отца Паисия находится на территории храма Арсения Каппадокийского, принадлежащем Иоанно-Богословскому монастырю близ Суроти. Там он пребывал в последние дни и причастился накануне кончины. Святой отец завещал оставить свои мощи в могиле.
Иконография
Старца Святогорца изображают в полный рост или по пояс, седым, с бородой, в черной рясе или жилете поверх темной рубахи, в головном уборе. Паисий левой рукой опирается на посох с крестообразной ручкой. На левом запястье намотаны четки. В правой руке святой держит пергамент с молитвой или наставлением.
Также написана икона, изображающая Арсения Каппадокийского и преклонившего перед ним колени старца Паисия. В храмовых лавках можно найти и двусторонние иконки: на одной стороне — отец Арсений, а на другой — Паисий Святогорец.
Тропарь
Кондак
Фильмы о старце
О жизни святого отца снят многосерийный фильм «Паисий Святогорец». Это документальное киноповествование о его детстве, юности, монашестве. Подробно о том, как схимонах духовно развивался и работал на благо ближних, рассказывают настоятели афонских монастырей, сослуживцы, односельчане, родственники. В фильме показаны места, где жил преподобный.
В 2012 году вышел художественный фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Комедийная драма рассказывает о жизни пожилого монаха, Паисия, и его молодого ученика, Христодула. Сюжет полон анекдотических ситуаций, в которых монахи борются со злом и побеждают. Это не биографический фильм, реальный отец Паисий — лишь прототип главного героя. Но история, снятая российскими режиссером и сценаристом Александром Столяровым, понравилась зрителям на православном кинофестивале в Сербии и завоевала Гран-При.