икона пчеловодов святые покровители
Икона пчеловодов святые покровители
О святых покровителях русского пчеловодства
У русского народа покровителями пчеловодства считались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. По народным преданиям, с ними связывали появление пчел на Руси из заморских стран. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской) с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П. Рожнова, 1992). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т. Павлевский, 1899). Икона с изображением этих святых являлась неотъемлемой принадлежностью многих пасек.
Вот и пчельник деда Клима:
Хатка, садик и прудок —
Над калиткой образок.
(И.3. СУРИКОВ. «ДЕД КЛИМ»)
«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (1982) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее культами пчелиного бога, подлинное имя которого утрачено» у славян, и в частности у русских. Вместе с тем этот образ отождествлен народом с конкретными историческими лицами.
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. После продолжительного пребывания в обители, в поисках «безмолвного» жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако он здесь также не находит удовлетворения и ищет уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей Савватий узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, ранее бывавшим на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429г. приезжают на Соловки. Подвижники поселились около горы Секирной, поставили крест и келию и прожили на пустынном острове шесть лет. После отъезда Германа на Онегу Савватий почувствовал себя плохо и переправился на Карельский берег, где вскоре умер в деревне Сороки 27 сентября 1435г.
Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватий, их жизни на Соловецких островах. В 1436г. Зосима вместе с Германом отправились на Соловки. Вскоре вокруг них собрались последователи. В 1452г. образовавшаяся община выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1465г. он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Зосима умер в 1478г. В 1547г. Зосима и Савватий канонизированы Собором и причислены к лику святых.
В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV—XVIвв. отсутствовало. Патерик Соловецкий, XVII в., описывая жизнь первых монахов-поселенцев, указывает, что они «тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся». Согласно описи 1549г., в обители были три скромные деревянные церкви, скотный двор, три соляные варницы, три мельницы, рыболовные тони, двадцать судов. Наибольший расцвет Соловецкого монастыря пришелся на середину XVIIв. К этому времени он, по словам патриарха Никона, становится третьим по значению на Руси и «великой царской крепостью» (В.Ф. Андреев, 1986; В.В. Скопин,1991г.).
Хотя Е. Каратыгин (1898) пишет, что преподобные Зосима и Савватий «учили вести пчеловодство на дальнем севере, в Соловецком монастыре», сведений об этом нет. Да и вряд ли это было возможно в период освоения незаселенных Соловецких островов, которые использовались до этого лишь местными рыбаками как временная перевалочная база. Основным богатством Соловецкого монастыря с момента его создания и на протяжении всего времени существования были рыба, промысел морского зверя, соль, лес. Мед, воск поступали в XV—XVIIвв. в основном из Новгорода и Вологды, где существовали крупные подворья этого монастыря. В своем высказывании Е. Каратыгин повторил бытовавшие в народе представления о роли этих святых в развитии пчеловодства. К этой же мысли приходит и известный отечественный историк Н. Костомаров (1907): «Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России. Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых. Неизвестно почему в народном благочестии оба эти святые считались покровителями пчеловодства». Не установил связи святых с пчеловодством и известный специалист отрасли С.А. Розов (1972). Он считал, что объявление преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства произошло во время правления царя Алексея Михайловича.
В это время имелись и объективные причины в необходимости появления покровителей пчеловодства. В XVIIв. на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства, где гнезда разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, к скоплению их на ограниченном участке пасеки потребовал не только изменения отдельных приемов пчеловождения, но и увеличил угрозу заболеваний, массовой гибели пчел. Уверенность, психологическую поддержку народ искал прежде всего в образах святых, и, вероятно, этот момент и определил широкое признание преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства.
Необходимо также учитывать, что XVIIв. Является эпохой реформы патриарха Никона, когда было проведено сличение и устранены накопившиеся за многие столетия разногласия в западном и восточном православии. От работающих над исправлениями не могло укрыться, что у западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIVв., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети. при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима. умножи. благо. » (И. Петков, 1990).
Православный календарь в отношении личности Пахомия не оставляет никаких сомнений. Ко времени написания текста этой молитвы на табличке был известен преподобный Пахомий Великий (292—348/349 г.), празднование дня которого отмечается 15(28) мая. Преподобный Пахомий в молодости служил в войсках императора Константина на территории Египта. В 315г. он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню, где проводит 10 лет. В 325г. на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого возникают еще пять других, в том числе один женский, управляемый его сестрой. Преподобный Пахомий, осуществляя общее руководство этими монастырями, впервые формулирует устав келлиотского (живущего своим трудом) монастыря на основе завета апостола Павла: «Кто не работает, тот не должен есть» (Н. Тальберг, 1991 ; Ю.Н. Бураков, 1991, и др.). Конечно, как первые, так последующие монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были меть пасеки, учитывая необходимость обеспечения себя воском для свечей. Возможно, они были созданы Пахомием при монастырях, читывая традиционность пчеловодства в Египте.
Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VIIвв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IVвв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства (Г.Д. Рыженков, 1991).
Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, произошло не ранее XI—XIIвв., после разделения церкви на православную и католическую в XIв. Оно происходило самостоятельно в различных странах. У многих народов Европы, исповедующих католицизм, покровителем пчеловодства являются святой Амвросий (Амбросий) — епископ Медиолана (Милана), живший в 340—397гг.; в Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета (Е. Крейн, 1983), а в православной Грузии чтили святого Георгия.
Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми происходил постепенно в различных странах. На территории России такими покровителями в XVIIв. стали местные святые Зосима и Савватий, вытеснившие ранее существовавших у западных славян покровителей Зосиму и Пахомия. При этом сохранились первое имя и число святых. Следует отметить аналогию в лице покровителей коневодства в России — святых Флора и Лавра. На выбор преподобных Зосимы и Савватия в качестве покровителей пчеловодства в нашей стране оказал большое влияние не только расцвет Соловецкого монастыря в XVIIв., но и поразительный для народа факт возможности содержания пчел на севере страны. Очевидно, впервые эта идея была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и в свое время жил Савватий. Совпадения дат памяти этих святых в православном календаре с необходимыми в северных широтах приемами выставки и постановки семей пчел в зимовники как бы подтверждали значимость святых Зосимы и Савватя как покровителей пчеловодства.
Зосима и Савватий – покровители пчеловодов
Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. С пчеловодством связано множество имён известных учёных, врачей, поэтов и даже святых. На Руси покровителями пчеловодства принято считать святых Зосиму и Савватия.
Савватий Соловецкий
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.
Зосима, игумен Соловецкий
Преподобный Зосима, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в небольшом селе Толвуе неподалёку от Онежского озера. После смерти богатых родителей он роздал всё своё унаследованное имущество бедным, принял постриг и ушёл в Поморье на берегу Белого моря. Там он познакомился с отшельником Германом, который поведал ему о пустынном Соловецком острове, где он обитал вместе с преподобным Савватием на протяжении уже 6 лет. Вместе они прибыли в Соловки, где собрали вокруг себя множество последователей. По прибытии на остров Бог благословил Зосиму видением красивой церкви. Множество тяжб пришлось вынести Зосиме, прежде чем их община разрослась. Однажды он даже остался на острове один на всю зиму и чуть не умер от голода, но тяжёлая жизнь закалила его тело и дух. Ни один из приезжающих на остров настоятелей из Новгорода не мог вынести таких лишений и возвращался на родину. В 1452 году Зосиму избрали игуменом. Под его предводительством были установлены храм и обитель, иноки смогли организовать своё хозяйство. Его немногочисленные предсказания сбывались с поразительной точностью. Так, именно он предрёк кончину бояр от рук Иоанна III при взятии Новгорода в 1478 году. Сам Зосима скончался в этом же году и был похоронен в Преображенском храме. Позднее среди моряков ходила молва, что Зосима и Савватий являются гибнущим в морских водах рыбакам. Немало чудес было засвидетельствовано при этом.
Чествование покровителей пчеловодов
Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму:
Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.
«Зосимой» называли в старину улей с иконой святых, который была на каждой пасеке. К этой иконе пчеловоды возносили молитвы о помощи в содержании пчел. Сейчас эта традиция стала забываться, и редко на какой пасеке можно встретить икону покровителей пчеловодства. Купить такую икону для своей пасеки вы можете в нашем интернет-магазине, просто перейдя по этой ссылке.
Икона пчеловодов святые покровители
. Узенькая улочка в музее под открытым небом, что в городе Переяславль-Хмельницкий, петляет между сельскими дворами XIX столетия. Не надо быть большим знатоком, чтобы безошибочно определить, кому они принадлежали. Вот на склоне прилепился маленький дом с крохотным двором, окруженный невысоким плетнем из лозы. В нем когда-то жил бедный крестьянин. А через улицу и двор побольше, и дом под железной крышей, забор будто крепость. Это бывшая купеческая усадьба.
Привлекают внимание опрятная хата в вишневом садочке, раскрашенные оконца и двери, побеленные стены, а возле — маленькая пасека. Дуплянки XVIII в. с конусными лохматыми соломенными крышами стоят, как сказочные духи. Это дом пасечника, а рядом с дорожкой при входе, словно сторож, разместилась деревянная мужская фигура с крестом и лестницей. Узнаем в нем святого Зосиму — покровителя пчеловодства. Но зачем ему лестница?
В прошлом, как известно, пчел содержали в бортях высоко на дереве или в ульях-дуплянках, подвешенных в кронах деревьев, чтобы звери не могли достать. Конечно, без лестницы трудно было обойтись. Вот Зосима, странствуя по пасекам, и подходит к пчеловоду, подает ему лестницу и говорит: «. Лезь на дерево. Проверь своих пчел, а я благословлю твою многотрудную работу».
Раньше дни с 19 по 27 сентября (2–10 октября по новому стилю) называли пчелиной девятиной (девять дней). В начале этой девятины стоит светлый облик святого пустынника Зосимы (его церковь чествует еще и 17 (30) апреля), а в конце — его сподвижник преподобный Савватий. Эти пчелохранители-пчеловоды слились в народном представлении в один нераздельный образ.
Люди на Руси с древнейших времен любили пчел и многие занимались ими. Пчелам поклонялись, ведь они давали продукты, составлявшие одну из главных статей торговли и дохода. Считается, что святые Зосима и Савватий первыми научили русский народ правильному ведению пчеловодного хозяйства. Они не только помогали устраивать пасеки в юго-западной части Руси, но и продвинули пчеловодство практически к берегам Белого моря.
Ни один пчеловод не начинал работу на пасеке без молитвы, обращенной к Зосиме и Савватию. Вот поэтому почти на каждой старинной пасеке можно было найти икону Соловецких сподвижников, вделанную в часовенку. Весной возле нее ставили долбленые корыта с медовой сытой для подкормки изголодавшихся за зиму пчел. А если в роевую пору к часовенке прививался рой, то его считали освященным и тщательно оберегали. Эти традиции дошли и до наших дней.
Бывало старые пчеловоды к улью, помеченному крестом, при подсадке подносили молодые рои как бы на поклонение и поминали имена святых покровителей пчеловодства. Восковые свечи, принесенные с церковной службы в Великий четверг, сберегали до выставки пчел весной. 30 апреля их зажигали перед образами Зосимы и Савватия. Полагали, что после этого святые обеспечат обильный медосбор, быстрое наращивание силы семей и оберегут пасеку от сглаза. Два раза в год на пасеках служили молебны Зосиме и Савватию: весной — после выставки пчел и осенью — в один из дней девятины по окончанию медосбора.
Считалось, что Зосима и Савватий могут помочь только благочестивым людям, соблюдающим отеческие заветы. Прежде говорили: «Злому человеку лучше пчел не водить, потому что у него последняя пчела переведется, а у праведного рой за роем роятся. К доброй душе и чужая пчела роем прививается».
Кто же были Зосима и Савватий на самом деле? Известно, что Соловецкий монастырь в течение многих веков охранял Московское государство на севере. Через Белое и Баренцево моря шла торговля с заграницей, вход в Балтику был еще закрыт. История не сохранила имен первых поселенцев Соловецкого острова, а по преданию первыми его посетителями были Савватий и Зосима. В 1420 г. монах Кирилло-Белозерского монастыря Савватий рассказывал своей братии о таинственных островах в Белом море, якобы никем не заселенных.
В 1429 г. он оставил монастырь и на утлой ладье прибыл на остров. В районе Секир-горы поставил крест и вырыл землянку. Церковь указывает, что Савватий пришел сюда исключительно из религиозных побуждений, чтобы отрешиться от мира.
В 1435 г. он выехал по делам на Карельский берег и там умер. Будто бы на смену ему в этом же году новгородский купец Зосима в одежде монаха пришел к берегу Белого моря. Здесь он и узнал о Соловках. Попав на остров в 1436 г., Зосима заложил первые постройки возле бухты Благополучия, а еще через несколько лет получил от Господина Великого Новгорода грамоту на основание мужского монастыря. В 1465 г. Зосима перенес мощи преподобного Савватия в свою обитель. Умер он в 1478 г.
Но вернемся в музей. Среди ульев обращает на себя внимание дуплянка на две семьи. Такие когда-то дарили молодым на свадьбу. Она попала в музей из села Толстый Лес Чернобыльского района, была в хозяйстве лесника и до сих пор пригодна для содержания пчел, хотя ее возраст превышает столетие. Дом пасечника перевезен из села Помокли Переяславского района. Он принадлежал пчеловоду Хвостику. Этот удивительный человек одним из первых среди односельчан вступил в колхоз со своей пасекой и продолжал работать на ней, обучал молодежь непростому пчеловодному делу. Когда началась Великая Отечественная война, старый пасечник отдал 50 тыс. рублей на строительство танковой колонны «Переяславец». После освобождения села от фашистов он снова занялся любимым делом. Теперь его дом, многие инструменты, ульи, журналы, фотографии находятся в музее, храня память о добром человеке.
пчеловодное дѣло©
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
покровители пчёл у древних славян
В языческую эпоху у славян был распространён культ «пчелиного бога». Его имя считается утраченным. Однако предание сохранило некоторые сакральные имена…
ПЧЕЛИЧ — божество пчел у славян: небольшой местный божок-покровитель пчел.
РОДОСЛОВНАЯ: Пчелич появился в четвертом младшем роду богов. Согласно верованиям славян младшие боги являлись их самыми близкими предками, а старшие были первыми основателями рода. Согласно сохранившимся данным Пчелич был внуком Велеса.
ПОКРОВИТЕЛЬ ПЧЕЛОВОДОВ И ПАСЕЧНИКОВ. Пчелич не только над пчелами главным был, он и всем пасечникам помогал.
ИЗ ЛЕГЕНД: На Руси всегда почитали пчёл и относились к ним с особым уважением. Им нельзя было причинять вред и тем более убивать, так как это считалось великим грехом. По одной из легенд, согласно которой прародителями всех славян являлись богиня красоты и любви – Лада и Небесный Пчельник, от вибраций которого Лада породила всех русичей.
ИМЕНА: Пчелич является у древних славян богом пчеловодства и имеет несколько имён. Его часто называли Бука, Бучело и помимо хранителя пчел он являлся духом страшных снов. Возможно, именно про него пели колыбельные наши предки, когда отправляли Буку ночью на конюшню кормить животных овсом или сеном, чтобы он дурными снами не нарушал покой детей. Колыбельная была своего рода заговором, отгонявшим беспокойного хранителя.
ДАТА В КАЛЕНДАРЕ: На Руси был свой пчелиный праздник, который отмечали 17 апреля. В этот день Пчеличу приносили требы, которые являлись символом любви и благодарности славян покровителю всех пчеловодов. Еще два дня, в которые приносились жертвы «сладкому богу» — это 27 июня и 3 августа. Требой Пчелича являлся мёд.
КРАПЧИК — пчелиный царёк в русских поверьях.
ВНЕШНИЙ ВИД: Крапчик — «с вершок длины, серого цвета: живет будто бы один на пчельнике» (Калужск)
В ФОЛЬКЛОРЕ: «И приведоша к ножиям твоим крапчика и матку со всею силою пчелиною. Куда, Господи, девать и сажать?» (из заговора)
«Во весь рост показывается повелителю Велесу и зловредный Аука, тот, который не спит ни зимой, ни летом и дурачит людей, отзываясь из-за каждого куста. Кланяется Крапчик — пчелиный царь. Все они почтительно машут вслед свите Ярилы и Велеса!»
СИМВОЛИЧЕСКИЕ АНТАГОНИСТЫ пчёл — скорпионы.
В легенде о появлении пчёл в «земле святорусской» Зосима и Савватий приносят из «земли идольской» «Свиридина» и «Свиридину», т. е. самца и самку пчёл.
ПЧЕЛА была эмблемой Афродиты, а затем – Девы Марии. У древних балтов божество пчел и мёда носило имя БУБИЛАС (одним из имен Великой богини у славян было Баба). В ряде мифологических традиций пчела служит символом неба. В поверьях жителей Европы пчела связывается с похоронами: у древних пчела ассоциировал с потусторонним миром; появление пчелиного роя считалось дурной приметой; пчеле приписывалась способность предвещания.
Легенды о происхождении пчёл
Пчела участвует в космогонических мифах и преданиях, выступая на стороне Бога и против злого духа.
Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. «Иносторонность» происхождения пчелы (принесённая из «чужой страны», «из потустороннего мира») обусловливает такой её признак, как сакральность. С этим связаны народные поверья о том, что если у кого ведутся пчёлы, то это знак особенной милости Божьей к человеку. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы — «Божья угодница», «Богова», «святая» так же связаны с наделением её признаком сакральности в рамках как христианских, так и языческих представлений. Причастность пчелы к божественному началу реализуется также в представлениях о её деятельности как имеющей творческий характер. Чаще всего народное восприятие пчелы как священного существа сводится к объяснению в христианской огласовке: она доставляет воск на свечи, «воск употребляется в богослужении, как вещь особенно чистая и приятная Божеству»; без пчелы, по убеждению народа, «не могла бы совершиться обедня». На Русском Севере и в Белоруссии на Пасху в ульи клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи, чтобы пчёлы, как и люди, радовались празднику. В Малороссии даже было принято христосоваться с пчёлами, приветствуя их возгласом: «Xристос воскресе!»
О пчеле в народе никогда не говорят, что она сдохла, а говорят — «умерла», как о человеке. Такое отношение в значительной мере определяется поверьями о душе в облике пчелы, распространенными у русских. С подобными поверьями отчасти соотносится роль пчёл как предвестниц смерти в толкованиях снов.
В греческих и римских мифах пчела — божественное существо, дочь Солнца. По преданию латиноамериканцев, пчелы созданы ангелами. Многими народами древности, в том числе и славянами, пчела признавалась священной, постоянной спутницей божества. Индийский Бог Солнца изображается в виде пчелы. Пчела стала эмблемой Бога-громовержца Зевса, и он являлся людям в образе пчелы. По немецкой легенде, пчелы — единственные существа, сохранившиеся от золотого века. Пчелы и мёд — это рай на Земле.
Согласно одной из старинных русских легенд пчелы пошли от лошади, заезженной водяным и брошенной в водоем. Когда рыболовы вытащили невод, то в нем вместо рыбы оказались пчелы. И они разлетелись по всему свету. По верованию египтян, пчелы произошли из трупа быка, а по белорусскому поверью — из головы льва.
В одном предании о появлении пчел в горах Кавказа говорится о том, что пророк, на которого было ниспослано испытание, страдал около одной горы в Осетии. Червей, которые разъедали его тело, ангел смел крылом, и из них образовались пчелы. Все они улетели на эту гору.
Одна из кавказских легенд рассказывает об охотнике, который однажды, проходя мимо горы, увидел несметное количество насекомых. Массой вылетали они из ее разрезов и снова скрывались в других впадинах. Он заинтересовался ими, но насекомые находились на такой высоте, что добраться до них было невозможно. Он пригласил другого охотника. Они устроили огромную лестницу, долезли до гнезда этих насекомых и хотели воспользоваться медом, но пчелы напали на них. После бегства, когда они оказались в безопасности, решили полизать то липкое вещество, которым были запачканы их руки. Сладость его удивила их.
Прошла зима, они вновь пришли к горе. На этот раз разрез горы был наполнен медом до такой степени, что из сотов, пригретых солнцем, тек мед. Насладившись им, охотники решили поймать хоть несколько этих необыкновенных мух. Они содрали с вишневого дерева кору, свернули ее и полезли на гору, окутав головы башлыками. Им удалось поймать несколько насекомых. Их они принесли домой. С тех незапамятных пор в их селении и по всей округе водятся пчелы и приносят людям мед.
По легенде североамериканских индейцев, людей трудолюбивого племени Бог превратил в пчел, а ленивого — в мух.
По народным представлениям, пчёлы своим происхождением обязаны Богу. И иногда в поверьях жизнь на земле ставится в зависимость от существования пчел: когда все пчелы изведутся, наступит конец света. В легендах о пчёлах нередко звучит мотив соперничества Бога и дьявола. Так, севернорусская легенда повествует о том, что дьявол, желая сотворить таких же пчел, каких создал Бог, сделал земляных пчёл — шмелей, мёд которых ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
По преданию до времени жизни Зосимы и Савватия «были времена, когда в России пчёл не было, а водились они только в чужеземной стороне; жили они в скалах, не выпускали роев и не распространялись по всему свету». Из земли Египетской («идольской страны»), где разводили пчёл окаянные измаильтяне вынесли пчёл свв. Зосима и Савватий (либо «из горы» или «из самого рая»). Зосима и Савватий набрали пчелиных маток, заключили их в тростниковую палочку (или в набалдашник посоха) и отправились из Египта «в святорусскую землю, в темные леса, в угодные древа и к православным христианам» Св. угодникам сопутствовал архангел Гавриил, который с помощью Духа Святого поднял, в земле Египетской («из «горы папоримской», находящейся в «земле Римской») всю « силу пчелиную » и повелел ей лететь за угодниками Божиими в русскую землю. Согласно заговорам, переносу пчёл на Русь покровительствуют Спас и богородица, находящиеся на камне алатырь. Измаильтяне же, когда увидели, что пчёлы оставляют их горы и целым облаком вьются над головой удаляющихся чужестранцев, пустились в погоню и скоро настигли св. Зосиму и Савватия. Однако архангел Гавриил не попустил, чтобы Божьи угодники потерпели от руки нечестивых и, когда стала приближаться погоня, велел им подальше бросить тростниковую палочку. Таким образом, при обыске окаянные измаильтяне ничего не нашли, и святые угодники невредимыми пришли в русскую землю и принесли свою тростниковую палочку с пчелиными матками».
Есть и другая легенда:
«Долго жили пчёлки, Божьи угодницы, в земле Русской без покровителя и защитника. И потому нападала на пчелиное царство всякая нечисть и мешала пчёлам делать Божье дело – творить мёд.
И вот собрались на совет семьдесят семь пчелиных цариц из семидесяти семи пчелиных городов и стали жаловаться, что у всякого насекомого, у всякой животины есть свои покровители, которые молят за них у Престола Господня, и только они – пчелы – трудится без святой защиты в небесах. И тогда полетели семьдесят семь цариц семидесяти семи городов на небеса, обступили подножие ног Всевышнего и стали молить о покровителе.
Стал Бог размышлять, кому же отдать под защиту пчел – Божьих угодниц, и вспомнил о новопреставленных святых угодниках, преподобных Зосиме и Савватии, соловецких подвижниках. И полетели пчелиные царицы разносить по миру весть о святой двоице соловецкой – Зосиме-Савватии.»